Архитектура и искусство византии

Византийская архитектура всегда привлекала многих людей и вела свое бурное развитие в период с шестого по тринадцатый век. Это связано с тем, что она невероятно красивая. Все постройки оказались могущественными из-за того, что в эту империю доставлялись одни из самых лучших материалов. Вся места окружались красивыми сооружениями, например фонтанами.

Особое внимание предоставлялось постройкам храмов, из-за того, что все жители были верующими и предавали огромное значение Иисусу и вере в целом. Впервые люди, живущие в этой империи, создали новый вариант постройки храмов. У них был свой уникальный дизайн для православных построек.

Если говорить и затрагивать тему наследия Византийской архитектуры, то можно упомянуть об одном из самых красивых и известных храмов – храм Божественной Премудрости, который по-другому называют собором Святой Софии. Вы только представьте, на постройку храма древние жители потратили целых пять лет. Сооружение обладало невероятных размеров, благодаря этому обладало очень величественным видом. Но из-за катастрофы, случившейся спустя несколько лет после постройки, а именно землетрясения, собор утратил свой прежний вид. От него остались некоторые обломки, которые перестали напоминать прежний облик красивейшего сооружения. На данный момент существует Собор Святой Ирины, который отдаленно напоминает собор древней Византии.

Многие страны позаимствовали направлением архитектуры в Византии. Практически все хотели перенять такие невероятные навыки строительства. Как многим известно, то существует такое направление, как «псевдовизантийский стиль», который стал невероятно популярным в двадцатых веках. Как видно из названия, то этот стиль – прямое следствие архитектуры Византийской империи.

Доклад №2

Влияние Византии как государства значительно возрасло в период правления императора Константина. Стремительными темпами развивалось строительство, на которое оказывала влияние античная архитектура. Активно строились те постройки, что могли превознести значение государства и правителя, храмы, церкви, ипподром, триумфальные арки и инженерные сооружения.

Традиции византийской архитектуры были заложены еще в шестом столетии, мало того, был создан собственный, весьма монументальный стиль, в основном, проявляющийся в храмовых сооружениях.

Какими же были основные признаки византийских строений? Они отличались монументальностью, имели довольно сложные конструкции, использовались растворы и кирпичи, активно развивалась инженерная мысль зодчих, возникали новые изобретения, например: барабан, сводчатые перекрытия, и многое другое. Огромный успех имели постройки из мрамора и мраморной плитки, интерьер церквей и храмов славился особым богатством.

Также следует сказать, что архитектура Византии имеет центрально – купольную систему. Вначале купола были плоскими, после более возвышенными. Еще огромной популярностью пользовались колонны, арочные окна, двери были массивными, изготовленными из бронзы, были изящно, со вкусом украшены.

Еще одной инновацией является мозаика, которая украшает помещения храмов. Следует сказать, что множество вещей того времени безвозвратно утрачено, однако некоторые исторические памятники сумели сохраниться до наших дней.

Если рассуждать в более широком смысле, то искусство данного государства являлось и является поистине уникальным, оставляет человечеству поистине великое культурное наследие. Делится данная архитектура на ранневизантийскую, средневизантийскую и поздневизантийскую.

Опыт мастеров Византии также повлиял на развитие зодчества других стран, их технологии активно использовались в Европе и Азии, а также в Греции и даже славянских государствах. Также византийская архитектура имела продолжение в Сербии, Македонии, Болгарии, где создавались храмы по данному типу.

После крещения Руси христианская религия обрела невиданное развитие и стала государственной, а византийское искусство проникало во все сферы человеческой жизни. Софийский собор в Киеве также является примером подобного рода архитектуры, отличается лишь количество куполов – для Византии было характерно 5, а данная постройка имеет целых 13.

Церковная архитектура Новгорода также взяла свое начало от построек данного периода. Однако, это не одно и то же: зодчество Киевской Руси имеет и свои отличительные черты.

В завершение хотелось бы сказать, что византийская архитектура и ее монументальность навечно останутся в веках, а сохранившимися постройками будет любоваться еще не одно поколение.

6 класс

Византийская архитектура

Популярные темы сообщений

  • Плоские черви

    На сегодняшний день в мире насчитывается более двадцати пяти тысяч видов плоских червей или так называемых паразитов. Тело у плоского червя состоит из трех слоев клеток (эктодермы, энтодермы и мезодермы).

  • Библиотека

    Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать

  • Озеро Байкал

    В самом центре материка Евразия смогло образоваться удивительное озеро под названием Байкал. Озеро со всех сторон окружено величественными горными хребтами. Его размеры поражают не только приезжих туристов, но и многих местных жителей.

«Византия создала блестящую культуру, быть может, самую великолепную, какую только знали Средние века.»
Шарль Диль

История Византии — особая страница в истории Средневековья. Именно здесь, в государстве, сформировавшемся после раздела Римской империи, получило достойное продолжение наследие греко-римской цивилизации, обогатившееся восточными элементами. Именно здесь укрепился и расцвел восточный вариант христианства, впоследствии известный как православие. Здесь появились на свет шедевры архитектуры, литературы, иконописи, значимые для всего средневекового мира…

Искусство и государство

После разделения Римской империи на Западную и Восточную христианство как таковое не утрачивает своих позиций. Но («благодаря» не в последнюю очередь огромным расстояниям, местным национальным особенностям и политике власть имущих) на разных территориях постепенно накапливаются разночтения в обрядах, церковном укладе, социальном положении священников. Рим и Константинополь — два духовных центра, которым суждено было стать колыбелью соответственно западного и восточного христианства, католичества и православия. Впрочем, официальный раскол произошел лишь в середине XI столетия.

Разделение Церкви на Римско-католическую на Западе и Православную — на Востоке, которое произошло в 1054 году, известно также как «Великое разделение», или «Великая схизма»

Византийские мастера унаследовали от античных стремление к гармонии телесного и духовного (впоследствии, правда, отдали предпочтение величественной, спокойной созерцательности). В то же время позаимствованное на Востоке пристрастие к яркости и пышности способствовало созданию впечатляющих, сильных и жизнерадостных образов — особенно это относится к периодам укрепления государственного могущества.

Церковь Святой Ирины, Турция

Византийское искусство принято делить на следующие периоды:

  • Раннехристианский (уже знакомый вам переходный период, к истории Византии его можно отнести достаточно условно);
  • Ранневизантийский (IV—VII века, в первую очередь правление Юстиниана I);
  • «Темный», или «иконоборческий», период (VIII — начало IX века);
  • «Македонское Возрождение» (ок. 8671056) — он же «Классический период искусства Византии»;
  • «Комниновское Возрождение» (ок. 1081-1185);
  • «Возрождение Палеологов» (ок. 12611453).

А теперь — о наиболее значимых примерах и образцах.

Символом «золотого века Юстиниана» (да и всей византийской истории в целом) может считаться известный на весь мир собор Святой Софии — Премудрости Божией, или «Святая София Константинопольская». По своему архитектурному решению это базилика, пространство которой состоит из трех огромных нефов.

Первые христианские храмы, стоявшие на этом месте, не сохранились; грандиозная постройка, возведение которой началось по велению Юстиниана в 532 году, должна была стать зримым символом величия империи.

Собор Святой Софии, для постройки и украшения которого использовали дорогой цветной мрамор, золото, слоновую кость, производил такое грандиозное впечатление на подданных, что появилось множество легенд о том, что в возведении храма принимали участие небесные силы. «Этот храм представлял чудесное зрелище… как корабль на высоких волнах моря, он выделялся среди других строений», — восторженно отзывался писатель Прокопий Кесарийский, который был свидетелем возведения здания.

Собор Святой Софии

Отделка Святой Софии (фрески, мозаики, облицовка колонн и стен) продолжалась на протяжении многих столетий, отражая большинство политических и религиозных перипетий. Так, во второй трети VIII века по инициативе императора Льва III Исавра было запрещено почитание икон. «Иконоборцы» объявили священные изображения «идолами», опираясь на заповедь «не сотвори себе кумира». Итогом стала утрата множества драгоценных икон, фресок и других изображений в сотнях храмов империи. Впоследствии это фатальное для искусства повеление было отменено, и большинство дошедших до нас мозаик храма Святой Софии относятся уже к концу IX — началу X столетия.

«Во Святой Софии во алтаре великом за святым престолом стоит крест злат, выше двоих человек от земли с камением дорогим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтей… Пред ним три златых лампады. Эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви» (Антоний Новгородец)

Яркий пример — мозаичное изображение Богоматери, восседающей на троне с младенцем Иисусом на руках. В облике Девы Марии прослеживается явное стремление художника следовать античным идеалам красоты, в то же время сочетание золотого и темно-синего цветов — фона и одежд Богоматери — смотрится уже «по-византийски» торжественно. По некоторым версиям, автором этого изображения был знаменитый иконописец по имени Лазарь, в годы иконоборчества подвергавшийся гонениям и жестоким пыткам.

Кстати, именно византийцы считаются авторами изобретения мозаичной смальты — специального непрозрачного стекла, которое при помощи добавления металлических примесей приобретало разные цвета. Впоследствии, на закате Византийской империи, из-за дороговизны материала и трудоемкости процесса мозаики почти полностью уступили место фрескам…

Богоматерь с младенцем Иисусом. IX в. Мозаика в храме Святой Софии, Стамбул

Наибольшего расцвета искусство мозаики в Византии достигло в период «Македонского Возрождения» (когда у власти находилась Македонская династия) и «Возрождения Палеологов», когда Византия, избавившись от власти крестоносцев, захвативших Константинополь в 1204 году, переживала новый подъем.

К периоду «Македонского Возрождения» относится, по-видимому, большинство сохранившихся до нашего времени мозаик монастыря Осиос-Лукас (монастыря Луки Елладского) в Фокиде. Их датируют первой половиной — серединой XI века. В отличие от величественных, тяжеловесно-торжественных мозаичных полотен Святой Софии, изображения в культовых зданиях этого греческого монастыря привлекают внимание более легкими, звенящими цветами, они чуть более сухие и аскетичные. До наших дней сохранилась мозаика «Сошествие Святого Духа на апостолов» — сюжет, не слишком часто использовавшийся в те времена.

К художникам — представителям «Возрождения Палеологов» можно отнести знаменитого Феофана Грека (ок. 1340-1410), прославившегося своими фресками и иконами в Константинополе, Кафе, Великом Новгороде и Москве. В это время «византийское искусство» выходит далеко за географические границы своей родины.

Значительные изменения в этот период претерпевают и изображения в храме Святой Софии. Например, это мозаика «Деисус» в южной галерее. На ней представлены Спаситель, Богоматерь и Иоанн Креститель. Для этого изображения характерны большая мягкость, многообразие оттенков и плавность линий, нежели для более ранних образцов…

«Истина сияет собственным светом, и не подобает просвещать умы пламенем костров» (Юстиниан I)

В 1054 году в Софийском соборе римский кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий констатировали церковный раскол, положивший начало отдельной истории православия и католичества. После захвата Константинополя турками в 1453 году Святая София была превращена в мечеть, последнее христианское богослужение состоялось в конце мая 1453 года. Ныне храм является музеем.

Священный образ

Когда и как родилось искусство иконописи? Что такое икона? Чем, например, икона Богоматери отличается от ее изображения на стене храма?

В широком смысле икона — это практически любой священный образ. Даже в некоторых искусствоведческих изданиях вы можете увидеть, например, фразу «иконы на стенах римских катакомб». Но все же это не совсем верно. В отличие от храмовой фрески или мозаики, икона — самостоятельное произведение, которое может как находиться в интерьере храма или другого здания,так и использоваться во время религиозного праздника или крестного хода, а также сопровождать, например, своего владельца в путешествии.

Благовещение. XIV в. Церковь Св. Климента в Охриде

В христианской традиции первым иконописцем считается евангелист Лука, создававший образы Богоматери и апостолов. Если же говорить о первых дошедших до нас святых образах, то они относятся к VI столетию. Классический пример — изображение «Христос Пантократор», находящееся ныне в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, — древнейшее известное нам отображение Спасителя. Оно было создано в Константинополе — возможно, по личному распоряжению императора Юстиниана, который вскоре отправил образ в основанный им же монастырь. Икона выполнена в технике энкаустики (от греч. έʏκαuσтıκἠ— «выжигание»): красочный пигмент смешивается с восковой базой и наносится на основу (в данном случае — доску) в расплавленном виде. Эта техника — еще одно доказательство глубины и синтетичности византийской культуры: энкаустика была популярна, в частности, в Римском Египте в первые века нашей эры. Пример — так называемые «фаюмские портреты».

Словосочетанием «Фаюмские портреты» принято обозначать погребальные портреты, изготавливавшиеся в первые века нашей эры в Римском Египте. Эти портреты,создававшиеся в технике энкаустики, заменили собой традиционные египетские маски, укладывавшиеся вместе с мумией в захоронение. «Фаюмскими» их назвали по месту находки первых подобных произведений — в Фаюмском оазисе. Портреты отличает невероятная живость и тонкость изображения.

Что же касается изображения Спасителя из Синайского монастыря, то оно стало основой для всей последующей иконографии такого типа. И ценность этого произведения — прежде всего в том, что оно написано без оглядки на каноны: оно само по себе стало живописным каноном на многие века, оставшись в истории как акт запечатленной чистой веры.

Христос Пантократор. VI в. Монастырь Святой Екатерины (Синайский)

…Именно в ранней византийской иконописи складываются характерные черты этого вида искусства: условность и символизм изображения, обратная перспектива, представление в одном живописном поле событий, относящихся к разному времени, «светоносность» (то есть в произведении нет видимого источника света, его как бы источают сами изображенные фигуры).

Искусство декоративное, но значимое

Особое место в искусстве Византии занимает эмаль. Не позднее V—VI столетия местные мастера с ее помощью украшают ювелирные изделия, церковную утварь, обложки книг и даже храмовые двери! Эмаль представляет собой стекловидную массу, которая при помощи высоких температур скрепляется с основой.

В Византии использовались как выемчатая, так и перегородчатая эмаль. В первом случае на поверхности основы чеканится или выпиливается углубление, которое заполняется эмалью. Во втором — на основу напаиваются перегородки(в основном в виде тонких металлических полосок или проволоки), образующие ячейки разной формы, которые также заполняются эмалью. Искусство это не утрачивало своей популярности в Византии на протяжении многих столетий и достигло невероятных высот. В качестве примера можно привести «Золотой алтарь» работы византийских мастеров X-XII века, хранящийся ныне в соборе Святого Марка в Венеции, или «Корону Константина IX Мономаха» (XI век) — это сейчас одна из жемчужин Венгерского национального музея в Будапеште.

Популярно было в Византии искусство резьбы. Так, в Лувре находится вырезанное из слоновой кости изображение в технике высокого рельефа, известное как «Диптих Барберини» — по имени одного из предыдущих владельцев — итальянского кардинала Франческо Барберини. Произведение состоит из прямоугольных пластин, скрепленных между собой, на которых изображен триумф императора (предположительно, Анастасия I или Юстиниана I). Правителя окружают аллегорические фигуры Победы, ангелов и побежденных врагов. Подобные предметы когда-то служили табличками для записей.

«Диптих Барберини»

Автор этого изображения неизвестен, а создано оно, скорее всего, в первой трети VI столетия. Первоначально, судя по всему, диптих украшали драгоценные камни, но до наших дней сохранились лишь несколько небольших жемчужин. На оборотной стороне сохранились записи, которые позволяют причислить диптих к древнейшим дошедшим до наших дней христианским поминальным спискам. Что же касается собственно изображения, то «Диптих Барберини» — пример слияния античной и раннехристианской традиций.

Византийская книга

Для Византии, в отличие от многих средневековых государств, было характерно большое количество светских школ — в отличие от Западной Европы, где Церковь практически обладала монополией на образование. Еще одна особенность — уважение к античному литературному наследию, которое в Западной Европе не пользовалось популярностью из-за своего «греховного», языческого происхождения. Все это способствовало развитию рукописной книги и появлению множества скрипториев и библиотек — как «императорских», так и монастырских, и частных.

Уже в первые столетия нашей эры в качестве материала для письма активно используется пергамент. К XI столетию искусство изготовления и оформления рукописных книг в Византии достигает расцвета — конечно же, наиболее роскошно оформлялись книги богослужебные. Виньетки, миниатюры, богато украшенный золотом и драгоценными камнями переплет — эти традиции были восприняты русскими книжными мастерами.

К числу старейших сохранившихся до наших дней византийских псалтырей относится так называемая «Хлудовская псалтырь» (середина IX в.), находящаяся ныне в Государственном историческом музее Москвы. Названа она в честь собирателя А. И. Хлудова. Интересно, что многочисленные иллюстрации этой книги непосредственно отражают только что закончившийся период власти «иконоборцев»: так, на одной из миниатюр изображены патриархи Иоанн Грамматик и Антоний I, замазывающие изображение Спасителя.

«Хлудовская псалтырь»

…История Византии завершилась с падением Константинополя, но культурная традиция, родившаяся на этой земле, по сей день оказывает влияние на все мировое искусство.

Поделиться ссылкой

искусство первых христиан (2–5 вв.). Делится на два этапа: до 313 г., когда христианство не было в Римской империи официально признанной религией, и после, когда император Константин I Великий специальным эдиктом разрешил его свободное исповедание.
Раннехристианское искусство отличает от искусства зрелого Средневековья тесная связь с позднеантичной традицией, из которой оно берет многие мотивы, формы и художественные приемы. Вместе с тем начинаются поиски новой образности, соответствующей христианскому вероучению, новым идеям и ценностям. Начинает разрабатываться иконография изображения святых персонажей и библейских сцен, которая ляжет в основу средневекового искусства.
Искусство первого периода представлено прежде всего живописью римских катакомб – сложной системы подземных коридоров, соединявших отдельные комнаты-кубикулы. Здесь первые христиане, гонимые римскими императорами, тайно собирались для отправления религиозного культа, решения дел общины, здесь они хоронили умерших собратьев. На стенах катакомб появляются изображения Христа, Марии, святых, однако они немногочисленны, так как первые христиане опасались уподобиться язычникам, поклонявшимся идолам. Художники ищут новые средства выразительности, наполняют старые образы новым содержанием, основываясь на текстах Священного Писания. Уже в этот период проявляется характерное для Средневековья мышление символами, аллегориями, стремление видеть за реальной формой, цветом, явлением сокровенный смысл, ведущий к познанию высших истин, помогающих приблизиться к Богу. Наиболее часто встречаются мотивы виноградной лозы и «Доброго пастыря» (пастуха), связанные с притчами, рассказанными Христом, и напоминающие о Его миссии. Люди, животные и птицы, вкушающие ягоды с виноградных лоз, пьющие воду из чаши или источника, обозначают души, приобщающиеся ко Христу и бессмертию; овцы – кротких праведников или 12 апостолов и т. д. Христос иногда предстает в образе Аполлона – языческого бога Солнца, поскольку Его называют Новым солнцем, и Он пришел на смену старым божествам. Легкие фигуры словно парят на гладком светлом фоне. В страстном самозабвении показаны молящиеся – оранты. Их состояние подчеркнуто устремленным к небу взглядом и жестом воздетых, намеренно увеличенных кистей рук.
После официального признания христианства развивается архитектура, начинается широкое строительство церквей (базилик и центрических сооружений). Зодчие подчеркивали не мощь архитектурных форм, а обширное пространство внутри храма. Архитектурные детали стали более хрупкими. Стремление облегчить формы, лишить их материальности будут характерны и для средневекового искусства. В целях ускорения строительства церкви возводили из дешевых материалов – кирпича и дерева, но непременно украшали фресками и мозаиками. Стены, украшенные мозаиками, зрительно казались легче, а мерцающие стеклянные кубики смальты, из которых набирали мозаические композиции, и сияние золотых фонов преображали пространство, делая его чудесным. Манера исполнения мозаик развивалась от живописной свободы в сторону большей строгости и графичности. На смену мягким оттенкам и мерцанию цвета приходили простые сочетания крупных цветовых пятен и строгих линий. Раннехристианское искусство представлено также скульптурой и книжной миниатюрой. Круглая скульптура в силу своей телесности, реальной объемности не подходила для выражения духовных устремлений и вскоре утратила популярность. Создавались прежде всего рельефы мраморных саркофагов с библейскими сценами и христианской символикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *