Армагеддон в Библии

Структура книги Откровение

Итак, давайте структурно разобьем книгу Откровение на смысловые части.

Сначала мы ее разделим условно по главам. Но внимание! Изначально деления текста по главам не было, поэтому главы не полностью соответствуют смысловым отрывкам, но в целом на них ориентироваться можно. Итак

  1. 1 глава – вступление;
  2. 2 и 3 главы – 7 церквей;
  3. 4 и 5 главы – прославление Бога Отца, Христа и передача Иисусу книги для снятия с нее печатей;
  4. 6 и 7 главы – 7 печатей, которые снимает Иисус;
  5. С 8 по 11 главы – 7 труб;
  6. 12 и 13 главы – отступление — рассказ о Вселенском конфликте;
  7. 14 глава – Трехангельская весть и возвещение суда над имеющими начертание зверя;
  8. 15 и 16 главы – 7 язв;
  9. 17 и 18 главы – описание суда над Вавилоном, который состоялся при 6-й и 7-й язвах;
  10. 19 глава – Второе Пришествие Иисуса Христа и суд над Первым зверем и Лжепророком;
  11. 20 глава – воскрешение праведных и нечестивых после Второго Пришествия Христа, суд над сатаной и нечестивыми;
  12. 21, 22 глава – передача Новой земли праведным людям, которые будут на ней жить вечно без болезни и горя.

Вся книга Откровения описывает символически события от Вознесения Христа с земли в небесный храм до Его Второго Пришествия на землю. Начиная с первой главы мы видим как Иисус передвигается по небесному святилищу от семисвечника (Откр.1:12) к жертвеннику благовонных курений (Откр.8:3) и далее в святая-святых к ковчегу завета (Откр.11:19). А затем Он выходит из небесного святилища (Откр.15:5). Это движение Первосвященника Иисуса указывает, что и в небесном храме будет Йом Кипур – День очищения, Судный День.

Очень важно, что перед 7-ю церквями, 7-ю печатями, 7-ю трубами, 7-ю язвами всегда сначала присутствует описание событий в небесном храме, указывая, что небесное тесно связано с земным.

Что обозначают 7 церквей, 7 печатей, 7 труб, 7 язв — толкование книги Откровение

Давайте кратко посмотрим, что могут обозначать 7 церквей, 7 печатей, 7 труб, 7 язв. Сразу отмечу, что я перечислю не единственные варианты их толкования.

7 церквей 2:1 – 3:22. По толкованию многих богословов, здесь дается пророчество относительно духовного состояния церкви.

7 печатей 6:1-8:1. Печати снимает Агнец Христос. Ряд богословов считает в своих толкованиях, что печати указывают на книгу завета, показывающую взаимоотношения верующих с Богом, то есть на Евангелие, которое несет церковь.

7 труб 8:2-11:19. Трубы – это ответ на молитву святых, которые просят о суде и воздаянии нечестивым за свои страдания. В трубах видно предупреждение нечестивым людям, так как карается одна треть. И трубы возвещают приблежающийся окончательный суд.

В 12 и 13 главах мы видим историческое отступление, в котором Бог описывает Вселенский конфликт. В 12 главе рассказывается о сатане – драконе, его восстании на Иисуса. Говорится о войне на небе Архангела Михаила с сатаной и о падении сатаны на землю. В 13 главе рассказывается о двух Агентах сатаны – о первом звере, выходящем из моря с 10 рогами. И о втором звере, выходящем из земли, у которого были два агнчьих рога. Первый зверь четко указывает на четырех зверей из 7 главы книги Даниила, которые описывают мировые державы: лев — Вавилон, медведь — Мидо-Персия, барс — Греция и зверь страшный и ужасный представляет Римскую империю, переходящую в Священную Римскую империю и разделенное царство.

Первый зверь из 13 главы Откровения имеет черты всех четырех зверей из 7 главы книги Даниила: он похож на барса, на медведя, на льва и на страшного и ужасного зверя, так как у него 10 рогов, он говорит слова Богохульные, он притесняет святых на срок 1260 дней, то есть 42 месяца, то есть 3, 5 года, а также времена время и полвремени – это всё один и тот же срок, только в разном исчислении.

Второй зверь из 13 главы книги Откровение характеризуется тем, что он прельщает людей чудесами и хитростью принуждает поклоняться образу первого зверя. А затем он заставляет людей делать себе начертание на чело и руку. А кто не делает это начертание, он тех начинает гнать и притеснять вплоть до убийств. Знаки на руку и чело – это конечно отсыл к тексту в начале 6 главы книги Второзаконие, где Бог призывает Свой народ хранить Его закон в сердце, в разуме (символ чела) и воплощать в жизни (символ руки). То есть второй зверь, он далее именуется Лжепророк, ложными путями и угрозами принуждает людей поклоняться в первую очередь не Богу, а кому-то или чему-то, и соблюдать не Божий закон, а кем-то придуманный. То есть, второй зверь это симбиоз религии и мирской власти.

Я не зря все это описываю. Чтобы нам понять, что такое Армагеддон, надо понять к какой части Откровения он относится. Итак, второй зверь – Лжепророк начинает притеснять и гнать верных Божьих детей в 13 главе. А в 14 главе Бог встает на защиту Своего верного остатка, провозглашая Трехангельсукую весть. В этой Трехангельской вести звучит приговор Вавилону и тем, кто принял начертание зверя.

7 язв 15:5-16:21 – это и есть защита Богом Его народа, и как следствие, наказание нечестивых, которые приняли начертание зверя, и тут же наказание Вавилона. Это наказание происходит на земле в самом конце времени. Если проследить за передвижением Иисуса по небесному храму, видно, что перед язвами храм небесный открывается последний раз (Откр. 15:5), то есть Иисус выходит из него. В рамках земного Йом Кипура это означало, что храм очищен и грех уже не может в него попасть. Этот момент некоторые богословы толкуют как закрытие дверь благодати (см.Откр. 15:8).

На земле храм после очищения в Йом Кипур открывался вновь с началом нового годового цикла. Но в небесных реалиях не будет нового годового цикла, так как Иисус единожды принес Себя в жертву. После выхода из святилища Первосвященник Иисус возложит ответственность за грехи на виновника греха сатану и его Агентов. Сатану на земле символизировал козел отпущения, умирающий в муках в пустыне (Лев. 16:10). В Откровении же мы видим зверя и Вавилон, наказываемых в пустыне (Откр.17:3).

Итак, дверь благодати закрыта, и Бог выливает 7 язв на имеющих начертание зверя, на Вавилон (возможно, принимающие начертание зверя являются частью Вавилона), а затем воздает Первому зверю, Лжепророку и в конце самому сатане.

Наказание имеющих начертание зверя — толкование к книге Откровение

У многих людей возникает даже жалось к имеющим начертание зверя. Мол, они мало в чем виноваты, они могли заблуждаться, и они могли покаяться. Так праведны ли суды Божие?

Давайте посмотрим на некоторые тексты, где описаны язвы.

Откр.16:2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. 5 И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; 6 за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

Смотрите, кто мучим язвами – те, кто проливал кровь святых. Вы думаете, наказываются лишь палачи, которые непосредственно убивали верный остаток Божий? А те, кто делал на них доносы, те, кто не помогал, хоть и мог, те, кто осуждал на гибель…, виноваты ли они в пролитии крови святых? Конечно, виновны, своим действием или бездействием.

Вы думаете, от язв эти люди раскаялись?

Откр.16:8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. 11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

Итак, я надеюсь, мы увидели, что язвы начали изливаться в самом конце времени, когда закрыта дверь благодати на имеющих начертание зверя. И вот проходят пять язв и начинается шестая. Давайте прочитаем:

Откр. 16:12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. (Это приготовление ко Второму пришествию Христа)

13 И видел я из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:

14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

15 Се, иду как тать: (отсыл к Пришествию Христа, см. 2Пет.3:10, Матф.24:43) блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. (отсыл к церкви последнего времени Лаодекии, см. Откр.3:17,18)

16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! (А это уже объявление Второго Пришествия)

Давайте разбирать. В 12 стихе речь о реке Ефрат. Эта река проходила через город Вавилон. Царь Кир высушил ее, отвел русло, и по дну вошел в Вавилон и победил его. Здесь мы видим тоже высушенный Ефрат для атаки Бога на Вавилон.

Далее мы видим трех духов подобных жабам. Их выпускают сатана-дракон, первый зверь и лжепророк.

Нужно отметить, что язвы из книги Откровение во многом напоминают Египетские язвы. Если вы прочтете внимательно эти события, то увидите совпадения: кровь в водах, гнойные раны, а теперь и жабы. В Египте язвами Бог защищал Свой народ. Так происходит и в Откровении. А выход жаб – это было последнее чудо, которые смогли произвести жрецы – агенты сатаны. Так и здесь на наступление Господа Лжетроица выпускает трех жаб, но конечно безрезультатно. Это как жест отчаяния.

Толкование понятия Армагеддон в книге Откровение

Эти жабы — духи выходят к царям земли и хотят их вывести на войну. Но вместо этого Бог приводит их на место, называемое по еврейски Армагеддон. Здесь мы видим русскую транслитерацию греческого слова. А греческим словом Иоанн передавал еврейское слово. Поэтому мы можем предполагать по звукам, что здесь может быть написано по еврейски Гар Мегиддон – в переводе гора Мегиддон. Но в Израиле нет горы Мегиддон, а есть долина Мегиддо, она же Изреель. Есть несколько толкований места Мегиддон.

Наиболее распространено толкование, где Армагеддон указывает на долину Мегиддо, упомянутую в книге пророка Захарии 12 глава 11 текст.

Зах.12.11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.

Да и по контексту это место из книги пророка Захарии подходит. Захария в 12-14 главах пророчествует о том, что на Израиль восстают язычники и даже отступившие Изриальтяне, но Бог, защищает Свой народ и уничтожает всех противников. Народ рыдает так сильно как раньше на долине Мегидон рыдали язычники по языческому божеству Гададриммону. Язычники верили, что во время засухи это божество умирает, вот и рыдали о нем. Их вопль был слышен за многие версты, поэтому громкий плачь получил нарицательное название рёвом по Гададримонну. У нас сегодня есть аналог, ревет как белуга.

Слово Гар может также обозначать аббревиатуру от имени Гададреммон. Тогда Гар Магеддон – это место, где Гададреммон на Мегидоне, то есть речь о долине Мегиддо.

Кстати, долина Мегиддо расположена у горы Кармил. Помните, что там происходило?

Пророк Илия собрал народ и сказал:

3 Царт 3:21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

Это тоже символично по отношению к этой местности. Против Илии выступили 850 пророков языческих и изральских, которые служили Ваалу и другим языческим божествам. Они пытались дать знамения, но ничего не могли сделать против Бога. Их конец мы помним. Так и тут, Вивилон ждет воздаяние.

Давайте подытожим на счет Армагеддона. Весть об Армагеддоне это лишь малая часть из шестой язвы. И это не война, а местность. Долина Мегиддо (Изреельская долина) имеет диметр 10 км. Там с одной стороны гора Кормил с другой Самарийский хребет. Сколько здесь поместиться народу? Разве здесь поместиться население земли в 7 млрд. человек и даже в несколько раз меньше? Конечно нет. Да и как воевать с Богом? Конечно долина Мегиддо – это условное место, имеющее духовное значение. Бог, указывая на долину Мегиддо, хочет нам показать на великий плач, который будет у побежденных, и на гору Кармил, где было явлено грандиозное превосходство Бога над другими несуществующими богами, и на Иисуса Христа, пророчество о котором прослеживается в 12 и 13 книге Захарии.

Сразу за упоминанием Армагеддона идет седьмая язва и объявляется Второе Пришествие Христа с окончательным судом над Вавилоном.

Откр. 16:17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! 19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

Толкование понятия Вавилон в книге Откровение

Сейчас мы подошли к еще одному термину, который должны были рассмотреть — Вавилон.

Слово Вавилон переводится смешение. Первый раз Вавилон упоминается как башня, названная из-за смешения языков людей, восставших против Бога (см. Быт 11 глава). После, Вавилоном назывался великий языческий город, управлявший Вавилонским царством. Также слово Вавилон можно перевести как “врата богов”. И то и другое значение символично. Вавилон символизирует религиозный блуд, смешение, веру в Бога истинного и в других богов. То есть люди, вроде с одной стороны верят в Бога, но параллельно верят в других богов, и в звезды, и в гадание, и в природу мать… Например, Кришнаиты, верят во Христа. Язычники Рима тоже вполне могли одновременно верить в Афродиту, Зевса и Иегову – Бога Израилева. Поэтому римляне-язычники искренне не понимали израильтян, а затем и христиан, почему те наотрез отказывались поклоняться их богам и в частности императору, которого признавали одним из божеств. Ведь язычники имеют пантеон богов, то есть множество богов, и могут симпатизировать разным богам в зависимости от ситуации.

Итак, Вавилон – это религиозный блуд, то есть многочисленные религиозные порочные связи людей. Но Бог Един есть, и первая заповедь Декалога гласит: «Да не будет у тебя других Богов». Господь знает, как опасно для самого человека многобожие. Настоящий Бог тогда забывается и отдвигается на десятый или сотый план, от чего плохо самому человеку.

В книге Откровения Вавилон представлен как город и как жена, что видно из 17 и 18 глав, где над Вавилоном производится суд. Напомню, что окончательный земной суд произведен над Вавилоном шестою и седьмою язвами в 16 главе, а в 17 и 18 главах лишь подробнее рассказывается об этом.

Вернемся к жене. Жена в Библии символизирует народ. Израиль в то время, когда он отошел от Бога, именовался прелюбодейной женой. В книге Откровения в 12 главе мы видим другую жену, которая облечена в солнце, и родила младенца – эта верная жена, то есть верный Божий народ.

Блудная жена Вавилон описана так:

Открю.17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Сложно однозначно идентифицировать Вавилон. Богословы в своих толкованиях выдвигают много предположений на этот счет. Нужно понимать, что возможно еще не все события, описанные в книге Откровения сбылись, поэтому мы, возможно, оцениваем то, чего еще нет, поэтому можем ошибиться. На счет наказания Вавилона написано, что оно продлиться один час. В Библейских пророчествах, 1 день – это 1 год. Значит 1 час – это всего 2 недели. Ясно одно – Вавилон это учения, где имеются смешение религии в Бога с языческими верованиями. Ясно, что Вавилон сам и при помощи мирской власти гнал верный остаток Божий. И также ясно, что Вавилон – это народ и среди Вавилона имеются истинные Божьи дети, которые пока в нем, но готовы выйти из Вавилона:

Откр.18:4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

А где находимся мы? Смешиваем ли мы веру в Бога с языческими суевериями, обрядами и традициями?

Вспомним то, о чем мы сегодня говорили. Кого будут постигать язвы? Тех, кто принимает начертание зверя и входит в религиозный Вавилон!

А кого будет гнать сатана? Кого от агентов сатаны будет защищать Бог? На кого Бог не наложит язвы? Какой отличительный признак у этих верующих?

Откр.12.17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Откр 14.12. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

К какой группе лиц вы хотите относиться? Которая будет иметь начертание зверя или печать Божью?

Валерий Татаркин

Теги: Краткое толкование Откровения про Армагеддон и Вавилон

В 444.М41 космический скиталец «Пожиратель Звёзд» появился в системе Армагеддон. Достигнув орбиты, он изверг на Армагеддон Прайм огромную орду Хаоса, возглавляемую печально известным примархом-демоном Ангроном. Первоначально орда добилась большого успеха, завладев Армагеддоном Прайм, и угрожала также захватить Армагеддон Секундус. Однако оборона меньшего континента держалась – в основном благодаря отваге Логана Гримнара и его Космических Волков – достаточно долго, чтобы дождаться прибытия целого братства Серых Рыцарей, которые перенесли бой к самому Ангрону и в конце концов добились победы.

После битвы Инквизиция начала обстоятельную операцию по стиранию памяти и уничтожению имперских гвардейцев и защитников ульев, которые принимали участие в войне, чтобы удержать распространение сведений о демонах и Серых Рыцарях. И всё же многие тысячи солдат ускользнули из затягивающейся петли. Возможно, это произошло потому, что зачистка, предпринятая на Армагеддоне, сильно превосходила по размаху любую из тех, что происходили ранее, и, кроме того, всё усложнил тот факт, что Логан Гримнар, питавший сильнейшее отвращение к подобной практике, сделал всё, что мог, чтобы воспрепятствовать агентам Инквизиции. Таким образом у Инквизиции появилась причина уделять более пристальное внимание делам Космических Волков в последующие годы. Всё это форсировало события, вынуждая Инквизицию и Серых Рыцарей увеличить масштаб своих сдерживающих операций, что повлекло кровавые последствия для миров, которые даже никогда не слышали об Армагеддоне. Дюжина отбывших транспортных кораблей Имперской Гвардии так и не достигла пунктов назначения, так как их перехватили и уничтожили ударные крейсеры Серых Рыцарей. То же произошло и с двумя десятками слуховых постов Адептус Механикус и Имперского Флота, которые видели, как мимо проходили эти корабли. В секторе Тремайн целых три мира были изолированы и преданы мечу, чтобы обеспечить молчание роты штурмовиков, сражавшихся рядом с Серыми Рыцарями в улье Хелсрич. В целом победа на Армагеддоне обошлась в несколько миллиардов жизней уже после того, как кампания была официально завершена. Первая битва за Армагеддон также была примечательна тем, что породила на свет героев. Из тех немногих Серых Рыцарей, что пережили финальную битву с Ангроном, многие позже заняли высокий ранг в ордене. Арван Стерн, Каддон Варн и Дхарк Тегвар сражались на пыльных равнинах Армагеддона, будучи ещё недавно возведёнными в ранг рыцарей, как и Ворт Мордрак, бывший тогда правосудором. Это сражение оказало особенно глубокое воздействие на одного рыцаря; вернувшись с победой на Титан, Гарран Кроу отошёл от дел своего братства и вступил в ряды Очистителей, где и служит с честью по сей день.

Историческая подоплёка

«Армагеддон» считается греческим производным от древнееврейского названия др.-евр. הַר מְגִדּוֹ хар Мегиддо «гора Мегиддо», по названию древнего города Мегиддо (Мегиддон) у подножия хребта Кармель на севере Израиля. Идентификация точного места затруднена тем, что Мегиддо не стоял на сколь бы то ни было значительном холме, и хотя город и одноимённая долина не раз упоминаются в Еврейской Библии, упоминания «горы Мегиддо» отсутствуют. Возможно, «Армагеддон» следует рассматривать как указание на гору Кармель.

Благодаря своему стратегическому положению город Мегиддо (также: Мегиддон), контролирующий проход по Морскому пути, и прилежащая долина Изреель (иногда называемая «равнина Мегиддо»), на протяжении более чем 3 тысяч лет стали свидетелями многих исторических сражений. Эта местность известна по Библии как место многих кровавых битв и умерщвления царя Иосии. Здесь на «водах Мегиддо» израильтяне под предводительством Деворы и Варака разгромили войско ханаанского военачальника Сисары (Суд. 4:14—16, Суд. 5:19—21).

Историк Эрик Клайн отмечает, что многие из происходивших здесь битв были первыми или последними в своем роде. Именно здесь произошла первая документально зафиксированная битва, известная человечеству — в первой битве при Мегиддо египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей в XV веке до нашей эры. Здесь состоялась первая зафиксированная в литературе ночная вылазка, когда всего 300 человек во главе с Гедеоном одержали победу над огромным войском мадианитян (Суд. 7:19—22). Монгольские войска, захватившие большую часть Азии в XIII веке, своё первое поражение потерпели именно в этой долине. На расположенной рядом горе Гелвуй нашёл свой конец царь Саул и его сын Ионафан, когда филистимляне разгромили израильское войско (1Цар. 31:1—7). На равнине Мегиддо был убит праведный царь Иосия после поражения в битве с войсками фараона Нехо II (4Цар. 23:29). Клайн пишет: «В течение столетий Мегиддо и долина Изреель служили центром военных действий, которые определяли ход истории», и предполагает, что с этим может быть связано указание Иоанном Богословом Мегиддо как места финальной битвы добра и зла.

Археолог Мэтью Адамс, проводивший раскопки лагеря VI Железного легиона под Мегиддо, обращает внимание, что вся образность «Книги откровения» навеяна недавними и готовящимися восстаниями евреев и других религиозных групп региона против римского владычества. Чтобы освободить Израиль от римских «язычников», евреям и христианам нужно было в первую очередь одолеть легион, расквартированный у Мегиддо. Поэтому эта местность и воспринималась как территория последней из битв.

Армагеддон согласно Библии

В Книге Откровение говорится, что цари всей земли будут собраны на войну, которая произойдёт в великий день Всемогущего Бога.

это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей Вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Ниже в Откровении объясняется, что цари земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском.

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
(Откр. 19:19)

Этот всадник — Иисус Христос.

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».
соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. В Армагеддоне погибнут те, кто губит землю, и будет пленен дьявол на тысячу лет.

И рассвирепели язычники; и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
(Откр. 11:18)

Возможно, Мегиддо и «горы Израилевы» (Иез. 38—39), где произойдёт окончательное уничтожение полчищ Гога и Магога (по толкованию некоторых христианских богословов, антихриста), — одно и то же место..

В искусстве

В массовой культуре

  • «Армагеддон» — фантастический фильм-катастрофа режиссёра Майкла Бэя, вышел в 1998 году. Согласно сюжету, герои уничтожают астероид, столкновение с которым может погубить всё живое на Земле. Благодаря фильму словом «Армагеддон» часто стали обозначать возможный сценарий гибели человечества из-за столкновения с Землёй небесного тела.
  • Роберт Шекли сатирически переосмыслил событие в своем фантастическом рассказе «Битва» (The Battle, 1955), где Последнюю Битву против войск Сатаны выигрывают роботы.
  • В компьютерной игре Worms Armageddon и следующих двухмерных играх серии одним из самых мощных видов оружия в арсенале червей является Армагеддон, который вызывает падение метеоритов по всей карте. В большинстве случаев после его использования никто не выживает.
  • В серии компьютерных игр Heroes of Might and Magic существует заклинание Армагеддон, вызывающее огненный дождь или огромный метеорит, наносящий урон всем войскам на поле боя. Также встречается и клинок Армагеддона, позволяющий использовать заклинание Армагеддона без вреда для своих войск.
  • В сеттинге Warhammer 40,000 Армагеддон — один из крупнейших миров-кузниц Империума, у орков в этом сеттинге Армагеддон воспринимается как «Священный Грааль», символ Бесконечной войны.
  • В игре The Elder Scrolls V: Skyrim Алдуин — главный антагонист игры, при появлении использует ту’ум «Армагеддон».

> См. также

  • Рагнарёк
  • Апокалипсис
  • Эсхатология
  • Конец света

Литература

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

I

«Телескрин соединял в себе приемник и передатчик. Он улавливал любой звук, едва превышавший самый осторожный шепот: больше того — пока Уинстон находился в поле зрения металлического диска, его могли так же хорошо видеть, как и слышать. Нельзя было, конечно, знать, следят за вами в данную минуту или нет. Можно было только строить разные догадки насчет того, насколько часто и какую сеть индивидуальных аппаратов включает Полиция Мысли. Возможно даже, что за каждым наблюдали постоянно. И, во всяком случае, ваш аппарат мог быть включен когда угодно. Приходилось жить, и по привычке, превратившейся в инстинкт, люди жили, предполагая, что каждый производимый ими звук — подслушивается, и любое их движение, если его не скрывает темнота, — пристально наблюдается… Не трудно придавать лицу бесстрастное выражение, можно при известном усилии контролировать дыхание, но контролировать биение сердца невозможно. А телескрин — настолько тонкий аппарат, что способен уловить даже его…»

Телескрин — одно из главных действующих лиц, хотя он сам — лицо неодушевленное, романа покойного английского писателя Джорджа Оруэлла «1984». Роман этот появился в 1949 году и завоевал огромную популярность на Западе, сделав взятый наобум год 1984-й своеобразным историческим рубежом — «промежуточным финишем» в глазах и писаниях целого легиона политологов, социологов, футурологов и журналистов. Заглавие романа стало нарицательным понятием даже для людей, не читавших его, а выражение «Старший Брат охраняет тебя» или «Большой Брат следит за тобой» вошло в поговорку.

Джордж Оруэлл, ренегат социализма, превратившийся из попутчика прогресса в лазутчика реакции, замыслил свой роман в жанре социально-политической утопии как карикатуру на наш строй на примере лейбористской Англии, «переродившейся» в «коммунистическую». Но история сыграла — не могла не сыграть — злую шутку и с автором романа, и с его апологетами. Каждый год от 1949-го до 1984-го все явственнее, все убедительнее показывал, что Оруэлл, сам того не желая, сам того не ведая (впрочем, последнее можно и оспорить), нарисовал не карикатуру на социализм и коммунизм, а вполне реалистическую картину современного капитализма-империализма. То, в чем упражнялась изощренная фантазия Оруэлла, стало явью западного мира и в первую очередь Соединенных Штатов Америки — подлинного, а не вымышленного «центра зла» наших дней.

Любопытное — и символическое! — совпадение: отрывок из романа, процитированный выше, я нашел вынесенным в конденсированной форме в качестве эпиграфа к недавно вышедшей книге Джеймса Бэмфорда «Дворец головоломок». Книга эта посвящена американскому Агентству национальной безопасности (АНБ). Оно известно широкой публике в Соединенных Штатах, а тем более за их пределами куда меньше, чем ЦРУ или ФБР, что по крайней мере несправедливо. Это ведомство по своей технической оснащенности, материальным ресурсам и количеству сотрудников превосходит все аналогичные американские службы, вместе взятые, и является бесспорным фаворитом-претендентом на звание «Старшего» или «Большого Брата».

Говоря об АНБ, сенатор Фрэнк Черч предупреждал: «Его возможности, направленные в любое время против американского народа, не оставят ничего от частной жизни американцев. Да, таковы его возможности следить за всем… Негде будет спрятаться». Черч подчеркивал, что «технологические возможности, которые разведывательное сообщество предоставило в распоряжение правительства, могут помочь ему установить тотальную тиранию». Да, именно к этому и идет дело. 1984 год уже на дворе, и оруэлловский телескрин, казавшийся фантастикой в 1949 году, выглядит допотопным монстром по сравнению с новейшими достижениями того, что Бэмфорд называет «технотиранией». Бывший министр юстиции США Рамсей Кларк пишет, что «аудиовизуальное вторжение», практикуемое карательными органами и спецслужбами, «грозит полным перерождением общества, превращением его в питомник, где никто не знает, следят ли за каждым его поступком, подслушивают ли каждое его слово…» То есть реальным перерождением и превращением в мир, созданный фантазией Оруэлла.

Если другие американские ведомства меряют количество имеющихся у них компьютеров квадратными футами, то АНБ пользуется аршином акров! Нигде в США не сыщешь такой концентрации самых совершенных ЭВМ, как в подземных помещениях штаб-квартиры Агентства национальной безопасности. Об объеме их работы свидетельствует хотя бы такая деталь: количество подлежащей уничтожению секретной информации составляет сорок тонн бумаги в день! Объединенные компьютерной пуповиной с ЭВМ Центрального разведывательного управления, Федерального бюро расследований и других «Больших Братьев», эти электронные филеры могут наблюдать и наблюдают буквально за каждым американцем, знают о нем буквально все. От реального телескрина дядюшки Сэма нет укрытия, нет спасения. Он подслушивает твои телефонные разговоры, перлюстрирует твою почту, следит за твоими передвижениями, а главное — за движением твоей мысли.

Одна только «технотирания», взятая в чистом виде, уже перечеркивает знаменитую четвертую поправку к Конституции США, гласящую: «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться». Не должно? И это обещают гражданам страны, правительство которой, по данным журнала «Пэрейд», завело на них 6723 различных видов картотек, содержащих 3,9 миллиарда индивидуальных досье, то есть приблизительно по 18 досье на каждого мужчину, женщину и даже ребенка!

Оруэлл писал в «1984», что телескрину и его хозяевам, «при всей их изобретательности, никогда не научиться читать мысли человека». Здесь он явно оказался лжепророком, явно «недотянул». Дело даже не столько в технической плоскости проблемы — в «детекторах лжи», в ЭВМ, раскодирующих голос, во всевозможных психологических тестах и «сыворотках правды», в десятках и сотнях миллионов отпечатков пальцев и всепроникающих досье. В конце концов, все это — «технотирания», та же допотопная полицейская дубинка, лишь подтянутая до «уровня века». Главное — не техническая плоскость проблемы, а ее социально-политическая объемность, не тирания роботов, а тирания работодателей, контроль над мыслями, осуществляемый низведением мыслящего существа до уровня нерассуждающего производителя и потребителя.

В обществе, нарисованном Оруэллом в «1984», самую низкую ступень занимают так называемые пролы (от слова «пролетариат»). В глазах правителей пролы — «существа низшего порядка, которых, как животных, следует держать в повиновении… Тяжелый физический труд, заботы по хозяйству и о детях, мелкие стычки с соседями, фильмы и футбол, пиво, а больше всего азартные игры — вот и весь их умственный горизонт… В Лондоне громадное количество воров, бандитов, проституток, торговцев наркотиками и гангстеров — целое государство преступников в государстве».

Как видим, знакомая картина. И не только по Лондону. Нет, это не идеал социализма, это быт капитализма. А животное положение «пролов» — его цель. Добиться ее можно лишь в том случае, если стереть грань между человеком и животным, отучить первого мыслить. Капитализму это диктует закон самосохранения, закон выживаемости. Как говорит сам Оруэлл: «Пока их (пролов) сознание не проснется, они не восстанут».

«Технотирания» — важная, но не единственная форма подавления пролов. Их надо еще разлагать, чем, собственно, и занято общество насилия. И, наконец, их надо обманывать. Недаром лозунг правителей оруэлловской утопии гласит: «Пролы и животные свободны». Если собрать воедино все, что пишется на Западе о свободе и демократии, то получатся идеологические отходы, превосходящие компьютерные отходы ЭВМ Агентства национальной безопасности США. Эти писания, хотя и не столь откровенные и циничные, как оруэлловский лозунг, преследуют, по существу, аналогичную задачу. Свобода для немногих, для избранных обеспечивается животным положением большинства, а для него самого этого положение объявляется свободой. В. И. Ленин писал: «Буржуазная демократия… всегда остается — и при капитализме не может не оставаться — узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных».

Таковы исходные позиции, которые неминуемо, неотвратимо приводят капитализм к оруэлловскому обществу. Автор «1984», пытаясь опорочить социализм, на деле домыслил в художественных образах то, что в эмбриональном состоянии уже заключалось в капитализме. Возьмем для примера — классического — Соединенные Штаты. Конституция США, провозглашенная около двухсот лет назад, начиналась со слов: «Мы, народ…» Но это были не пролы. 55 членов конвента, принявшего Конституцию, состояли из плантаторов-рабовладельцев, крупных землевладельцев, финансистов и промышленников.

Нет пролов и в нынешнем конгрессе США. Недаром одну из его палат — Сенат — называют «клубом миллионеров», а популярная в Штатах поговорка гласит: «Конгресс — это самое лучшее из того, что можно купить за деньги». Естественно, подобные подарки делают себе те, кто имеет кучу денег, сравнимую с компьютерными отходами АНБ. «Я верю в разделение труда, — говорил сенатор Пенроуз. — Вы посылаете нас в Конгресс. Мы принимаем законы, которые дают вам возможность делать деньги. Из полученных прибылей вы вносите новые вклады в наши избирательные фонды, чтобы опять направить нас в Конгресс для принятия законов, которые позволят вам делать еще больше денег». Это не из сатирической утопии Оруэлла. Пенроуз — не персонаж романа «1984». Он действительно был членом Сената США. Кстати, високосный 1984 год — год очередных президентских и парламентских выборов за океаном. Уже сейчас на дальних подступах к ним ясно, что они будут наиболее дорогостоящими выборами в американской истории.

«Пролы и животные свободны…» Невольно вспоминается несколько пошловатый анекдот о некоей даме, не желавшей выходить замуж за гориллу лишь потому, что у нее нет денег. Оруэлл, как всякий стандартный ренегат социализма, отчаянно пытался развести причинно-следственные мосты между властью денег и демократическими свободами. Но, как художник — воздадим кесарево кесарю — весьма незаурядный, он то и дело наводил эти мосты.

Недаром неоконсерваторы, как ныне величают себя «перековавшиеся» леваки и либералы всех мастей — от ультракрасных до пастельно-розовых, — никак не могут простить Оруэллу, ставшему во всем остальном их знаменосцем, что он, «подарив» свободу капитализму, «оставил» за социализмом равенство, ну, «хотя бы» в экономической области. Так, один из столпов американского неоконсерватизма, редактор журнала «Комментари» Норман Подгорец, процитировав слова Оруэлла о том, что «капитализм, вероятно, обречен», поскольку он «ведет к очередям безработных, крахам на бирже и войне», с явным сожалением и даже неудовольствием присовокупляет: «Нет ничего более трудного для интеллектуалов в наш век, чем полный отказ от социализма». Не смог сделать этого даже Оруэлл, продолжает Подгорец, «хотя он и гордился своей силой смотреть в лицо неприятным фактам».

Здесь не место вдаваться в дебри вопроса о том, сколько социалистического «осталось» в Оруэлле. (Он умер в 1950 году сорока шести лет от роду.) Я остановился на высказывании Подгореца лишь потому, что оно содержит, во-первых, признание гигантского влияния идей социализма на интеллектуальную элиту Запада, а во-вторых, «слабинки» Оруэлла. (Меня нисколько не удивило бы, если бы «детектор лжи» или телескрин «Большого Брата», вернее, дядюшки Сэма, поставил Оруэллу, несмотря на его, казалось бы, животный, патологический антикоммунизм, «неуд» по идеологическому поведению.)

«Сила смотреть в лицо неприятным фактам» как раз и является источником парадоксальной на первый взгляд метаморфозы, которую претерпевает «1984». Пасквиль на мир социализма превращается в «натурную съемку» капитализма.

Соединенные Штаты эпохи «имперского президентства» Рональда Рейгана — наиболее разительный тому пример. Возврат к первоначально дикой нахрапистости капитала, беззастенчивый демонтаж и без того худосочного социального законодательства, блеск злата и треск рубищ все реже обставляются медоточивой фортификацией лжи. Как сказал сам Рейган, правда, по несколько иному поводу: «Если вы пытаетесь мешать соль с сахаром, то у вас не будет ни хорошей соли, ни хорошего сахара». В мире капитала «сладкая жизнь» немногих оплачена тем, что большинство общества возвращается несолоно хлебавши с пира «всеобщего благоденствия».

Год 1984-й только-только начался, он еще девствен, он еще не успел обрасти грехами статистики. Но вот несколько цифр за прошлые годы, которые не обессмертил Оруэлл, но которые тем не менее неплохо подоил «Большой Брат». В руках 350 промышленных монополий, составлявших всего 0,002 процента компаний капиталистического мира, находилось около 70 процентов всех активов и прибылей, и гнули на них спины две трети всей рабочей силы, то есть, по-оруэлловски, пролов. В самих США ничтожная — 0,3 процента — доля населения владела 22 процентами богатств страны, а на счету 60 процентов граждан было всего лишь 7,5 процента этих богатств.

За этими стерильно выглядящими процентами стоит тотальный грабеж, не менее тотальный, чем слежка, стоят десятки миллионов безработных и бездомных, голодных и холодных пролов, балансирующих на грани нищеты и сваливающихся в ее пропасть, лишенных всех и всяческих свобод, ибо, «как подтверждает история, когда гражданин теряет экономическую свободу, он вместе с ней теряет и свободу политическую». Автор этого умозаключения — не социалист и даже не Оруэлл, а председатель совета директоров крупнейшего банка Соединенных Штатов Америки «Ферст нэшнл сити бэнк» Уолтер Ристон, отнявший у самого Дэвида Рокфеллера титул «Мистера Истеблишмент», то есть человек, которого даже Норман Подгорец, даже телескрин не могут заподозрить в «подрывном инакомыслии».

Что же касается «всеобщего благоденствия», то о нем можно сказать словами незатейливой песенки, которая преследовала несчастных героев «1984»:

То была лишь мечта
безнадежная,
Промелькнувшая ранней
весной.

Мечта — для большинства, орудие обмана — для меньшинства…

Когда испаряется приторная и мутная влага социальной демагогии, то оказывается, что сахар и соль так и остались на разных полюсах. Нерастворенными и тем более неперемешанными.

Что значит «Оруэлловский»?

Глеб Домашев 138 год назад Ленивый человек, который ничего не добьется АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Термин «Оруэлловский» означает обманчивое и манипулятивное использование информации в целях пропаганды со стороны государства. Само понятие исходит из произведения антиутопии «1984», автором которой является Эрик Артур Блэр, использовавший прозвище «Джордж Оруэлл».
В самом романе описывается общество, построенное в тоталитарном режима, где власть подвергала население тотальной пропаганде на основе полной дезинформации, манипуляции, сконструированных в Министерстве Правды.
Моделью пропаганды в государстве, не просто описанном, а как бы созданном Оруэллом, становится не просто сильное, а сверхсильное управление с помощью СМИ, которое гипотетически (реально это невозможно) «стирает» противоречащую информацию из разума граждан. Поскольку вся печатная продукция изменяется в соответствии с инструкциями, то гражданину негде найти подтверждение в случае сомнений. Также здесь государство задействует с самим языком, постепенно сокращая его, избавляясь от неоднозначных для власти слов, в котором слова теряют свой изначальный смысл и означают нечто противоположное (например, «Война — это мир»).
К сожалению, «Оруэлловский» тип пропаганды работает не только авторитарных/тоталитарных режимах, а за примерами далеко ходить не надо. Достаточно включить телевизор и какую-нибудь политическую передачу, в которой подмена фактов и манипуляция работает повсеместно(И не только в этой стране, должен сказать). Ну, конечно же, до Океании нам о-о-очень далеко, но всё же не стоит забывать про то послание, которое нам отправил Оруэлл в своём произведении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *