Армения православные

Копьё Лонгина, которым были пронзены рёбра Иисуса Христа. Эчмиадзин, Армения. Фото из личного архива

Армения – первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, за несколько лет до легализации христианства в Римской империи святым императором Константином.

Естественно, страна с такой историей имеет множество православных святынь. О них я и расскажу сегодня читателям.

Начать ознакомление со святынями Армении рекомендую с первой части статьи! Вы можете найти её на канале под названием «Путеводитель: Православные святыни Армении I».

Монастырь Гегард

Продолжать наш путеводитель по православным святыням Армении мы начнём с монастыря Гегард.

По Преданию, монастырь был основан равноапостольным Григорием, Просветителем Армении в IV столетии. Первоначально он представлял собой храм и кельи, вырубленные в скале в непосредственной близости от древнего священного источника.

Позднее, монастырь много раз серьёзно страдал от нашествия армий нескольких разных завоевателей, а также землетрясений и несколько раз перестраивался. Теперешние монастырские постройки относят к XIII веку.

Своё название – «Гег Ард” (с арм. «наконечник копья”), монастырь получил в честь величайшей святыни, когда-либо посещавшей его стены. Долгое время именно в Гегарде хранилось принесённое в Армению апостолом Иудой Фаддеем Святое Копие. То самое, которым сотник Лонгин пронзил бок Спасителя на Голгофе, чтобы удостовериться, что Он уже умер. Здесь же хранился фрагмент древа Ноева ковчега. Позднее, Святое Копие было перенесено в сокровищницу католикосов в Эчмиадзине.

Монастырь Гегард расположен в 40 километрах к юго-востоку от Еревана и в 8 километрах от языческого храма Митры в Гарни. Обычные туристы, как правило, по дороге в Гегард посещают ещё и Гарни.

Хор Вирап

«Хор Вирап” (с арм. «глубокая яма”) – это древняя монашеская обитель на самой границе с Турцией в 40 километрах к югу от Еревана.

Монастырь широко известен сразу по нескольким причинам. Во-первых, здесь находится лучшая в Армении смотровая площадка для любования горой Арарат, находящейся буквально в паре километров отсюда и плодородной Араратской долиной, в которой вы можете увидеть красивейшие виноградники и рощи разнообразных плодовых деревьев.

Во-вторых, на месте этого монастыря в древности находилась одна из девяти столиц Армении – город Арташат, воздвигнутый царём Арташесом I во втором веке до Рождества Христова.

В-третьих, именно здесь в страшной подземной темнице царь Трдат (Тиридат) III на протяжении 14 лет держал в узах равноапостольного Григория, ставшего впоследствии Просветителем Армении.

Темница святого Григория существует и поныне. Многие православные паломники приезжают сюда, чтобы помолиться святому и своими глазами посмотреть на условия, в которых ему, с помощью Божией, удалось не только выжить, но и сохранить здоровье и рассудок.

Каменный мешок (от которого происходит и наименование обители) находится на глубине примерно в 3-6 метров и представляет из себя круглую сводчатую залу диаметром основания примерно в 5 метров и высотой – около 6 метров. Сегодня в нём есть освещение, а паломники спускаются туда через неширокий лаз, но по прочной металлической лестнице.

Во времена святого Григория в камере царил мрак, куда лишь маленький пучок света проникал через вентиляционное оконце. И одна благочестивая женщина каждый день подкармливала узника, спуская ему в отдушину лаваш на верёвке.

Царь Трдат III поначалу был жестоким язычником, не только бросившим в темницу христианина Григория, но и казнившим по просьбе римского императора бежавших в Армению святых дев – Репсимию и Гаянию и ещё около 70 христиан.

За это злодеяние Господь покарал царя, позволив демонам вселиться в их преданного слугу. Жестоко мучимый бесами, царь Трдат III вспомнил о святом Григории, освободил его из темницы и смиренно просил о помощи.

Святой Григорий исцелил царя, после чего тот уверовал и крестился сам, а затем вместе с равноапостольным Григорием крестил и весь свой народ. Таким образом, именно Хор Вирап стал местом, откуда христианство уже навсегда распространилось по Армении.

В Ереване и большинстве других мест Армении вы сможете насладиться замечательной родниковой водой. Здесь она, чистейшая и вкусная, бежит даже из под крана. И Хор Вирап, пожалуй, единственное место с невкусной водой. В качестве совета – возьмите с собой сюда пару бутылок воды из Еревана! Доехать в Хор Вирап, как и к другим святыням, проще всего на такси.

Ошакан

Большинство туристов и паломников посещают Хор Вирап и Эчмиадзин, но обходят стороной Ошакан. Между тем, в этом небольшом селе погребён один из наиболее почитаемых в Армении православных святых – преподобный Месроп Маштоц.

После крещения Армении равноапостольным Григорием Просветителем оставалась большая проблема в укоренении христианства среди местного населения. Армянский язык существовал, а вот армянской азбуки не было. Соответственно, не было и переводов Священного Писания, богослужебной, исторической и другой литературы на армянский язык. А греческое богослужение для простых армян было малопонятным.

Понимая это, потомок равноапостольного Григория Просветителя – святой католикос (патриарх) Саак Партев поручил учёному монаху Месропу Маштоцу создать азбуку для Армении.

Преподобный собрал множество учеников, с которыми даже перевыполнил порученное. В результате многолетних трудов он создал азбуку не только для армянского народа, но и собственные алфавиты для живущих рядом грузин и кавказских албанцев.

Также преподобный Месроп с учениками перевёл на армянский язык Священное Писание, и некоторые творения церковных авторов. Сохранились и несколько духовных стихов, принадлежащих перу святого.

После своей смерти преподобный Месроп Маштоц был погребён на своей малой родине – в Ошакане, где его мощи покоятся и поныне в крипте храма.

На территории храма есть и памятник армянскому алфавиту, каждая буква которого выполнена в виде отдельной резной скульптуры из камня, напоминающей традиционные хачкары.

Ошакан расположен к западу от Еревана и несколько севернее Эчмиадзина. От армянской столицы до Ошакана примерно 25 километров.

Ереван

В столице Армении также есть несколько мест, которые будет небезынтересно посетить православному паломнику. И первое из них – православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в районе Канакер.

Это самый большой православный приход в Армении и здесь же служат почти все местные православные священники, которые, время от времени, совершают богослужения и в других приходах.

В Покровском храме есть несколько чтимых образов Божией Матери, среди которых «Миасинская” и «Казанская”, которую подарил в время своего визита Святейший патриарх Кирилл.

Также в храме есть иконы святых с частицами их мощей – пророка Иоанна Крестителя, преподобных Иакова Низибийского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Агапита Печерского, святителя Николая Чудотворца и т.п.

В иконостасе Покровского храма есть два удивительных образа, символически представляющих Русскую и Армянскую Православные Церкви.

Ещё вы можете побывать в соборе во имя святого Григория Просветителя ААЦ, построенном в 1997-2001 годах к в память 1700-летия принятия Арменией христианства, как государственной религии. Это один из самых больших храмов в Закавказье.

В притворе собора размещена рака с мощами равноапостольного Григория, Просветителя Армении.

Собор святого Григория находится в центре Еревана на проспекте Тиграна Меца, в десяти минутах ходьбы от площади Республики. Рядом с собором расположена станция метро Зоравар Андраник.

В ереванском районе Шахар расположена церковь ААЦ Зоравор Аствацацин (Могушественной Святой Богородицы). Рядом с ней – реконструированная древняя часовня во имя святого апостола Анании, мощи (или часть мощей) которого находятся внутри.

Если вы помните, апостол от 70-ти Анания – это тот самый христианин, по молитве которого в Дамаске к бывшему гонителю Савлу Тарсянину, ослепшему от явления Господа Иисуса Христа, вернулось зрение. После этого он принял от рук Анании Святое Крещение и теперь мы знаем его, как святого апостола Павла.

Анания продолжил дело проповеди в Дамаске и стал его первым епископом. Позднее, он принял мученическую смерть и был погребён в городе, где жил и проповедовал. Спустя несколько столетий, примерно в V веке, его мощи попали в Армению.

Другие святыни

В горах на севере Армении, куда редко добираются туристы, есть удивительные по красоте развалины древних православных храмов.

Также многие святыни находятся в Арцахе (Нагорный Карабах). Так, одно из преданий гласит, что там, в монастыре Гандзасар, под спудом хранится глава Иоанна Крестителя (возможно её часть).

Добраться к святым местам мне помогал замечательный водитель и просто очень хороший человек – Меружан Жораевич Маргарян. И я благодарю его за помощь!

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!

1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване — главный храм Русской Православной Церкви в Армении. Находится он довольно далеко от центра, адрес: ул. Закария Канакерци, 68, но, чтобы туда добраться, знать адрес не обязательно, нужно просто подойти к любому таксисту и попросить отвезти до русской церкви.

2. К храму мы приехали около часа дня. До 13:00 оставалось несколько минут, нас встретила вот такая табличка. Я не знаток всех религиозных особенностей и традиций, подобное я увидел впервые. Не хочется сравнивать церковь с советским продуктовым магазином, смотрите сами.

Так как мы всё-таки планировали посетить храм, нам предстояло провести час с небольшим на улице. Погода была минусовая и, прямо скажу, не очень комфортная для продолжительных прогулок на открытом воздухе, никаких кафе поблизости нет.
3. Пока осмотрим храм снаружи. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1913-1916 годах в селении Кенакиры для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. Церковь была построена по типовому проекту для военных церквей. Всего к 1917 году в Российской Империи по этому проекту было выстроено более 60-ти таких церквей.

4. В советское время церковь была обезглавлена и использовалась не по назначению — она был складом, затем стала клубом для военных. А в 1991 году, уже в независимой Армении, храм вновь открылся. В 2000 году церковь была реставрирована, однако её колокольня и глава были воссозданы без учёта первоначального проекта.

5. Еще одно здание, очевидно относящееся к русской церкви, находится в паре сотен метров среди жилых домов.

6. Напротив храма огорожена территория с российским гербом на воротах. Очень похоже на казармы.

Так как нам предстоит длительная прогулка, идем в ту сторону.
7. Обнаруживаем контрольно-пропускной пункт. Это средняя школа МО РФ. Только МО — не министерство образования, а министерство обороны.

8. Здесь учатся дети российских военнослужащих. Но всё равно вывеска рвёт шаблоны, особенно если рассматривать её как самостоятельный объект.

9. Больше в округе смотреть особо нечего. Спальный ереванский район. Современная архитектура.
10. Детали. Найди две пары одинаковых окон.
11. Во дворе детская площадка и иноземный Санта.
Гуляя, прошлись по окружающей застройке, несколько фотографий вошло в рассказ о ереванских двориках.
12. К 14:00 мы вновь пришли к храму. Пришлось еще немного подождать. Внутри типичная для российских православных храмов обстановка, разве что отсутствует роспись на стенах. Многочисленные иконы, свечи в подсвечниках. Одна из икон передана храму лично патриархом Кириллом.
Из всех церквей и монастырей, которые мы посетили в Армении, храм РПЦ — единственный, где нам не разрешили фотографировать. Не знаю, чем могут навредить РПЦ пара общих видов интерьера в этом репортаже, в других странах в церквях, мечетях, как правило, снимать разрешают. Здесь придется ограничиться вот этой фотографией.

Обратите внимание на сочетание элементов, характерных для русской и армянской архитектуры: резные деревянные двери с крестами и орнаментами, розовый туф.
13. Около храма установлена небольшая часовня с надписью «Воинству Святой Руси».

Армения считается первым государством в мире, принявшим христианство и признавшим его государственной религией. Произошло это событие в 301 году н.э. Предпосылки к этому зародились ещё в 1 веке н.э., когда в страну прибыл апостол Фаддей, своими проповедями склонивший многих армян к православию.

В Армении действуют Русская и Грузинская Православные Церкви. Но основная часть населения (почти 95%) считают себя подданными Армянской Апостольской Церкви, учение которой отличается от учения РПЦ в вопросе двойственности натуры Иисуса Христа (смешение Божественного и человеческого начал). В остальном эти вероучения не противоречат друг другу.

Армяне очень набожны. Они соблюдают посты, отмечают много религиозных праздников, ходя в церковь. У многих жителей в домах есть иконы. Наиболее почитаемыми образами являются Армянская икона Божией Матери и Григорий Просветитель Армении.

Армянская икона Божией Матери

Считается, что икона была написана в 10 веке. Согласно предположениям историков, она была завезена в украинский город Каменец-Подольский (Хмельницкая область) армянскими переселенцами приблизительно в 1380 г. Путники прибыли по разным версиям из:

  • Херсонес (современный Севастополь);
  • Таврия (Крым);
  • граница Армении и Турции (г. Ани).

Украинский историк, археолог и священник Евфимий Сецинский в своих трудах описывает странствия иконы. В 1672 г. на город напали турецкие войска. Вскоре после этого начались притеснения армян, гонения монахинь. В этом же году многие жители покинули поселение, взяв с собой главную религиозную реликвию — икону Богородицы.

Они достигли Черного моря и направились в Армению. В 1673 г. путники остановились в турецком Сизополе, но в 1675 г. двинулись дальше. После долгих странствий они добрались до Львова, где прожили до момента освобождения Подолья от турецких захватчиков. В 1700 г. образ торжественно перевезли в Николаевскую армянскую церковь в Каменце-Подольском.

Церковь стояла в руинах, поэтому икону временно перенесли в Благовещенский храм. В 1767 икона вернулась в родную обитель и до 1920 г. больше не покидала ее. В это время храм подвергся разграблению, и реликвия пропала.

В начале 21 в. историки пришли к выводу, что пропавшая икона Божьей Матери Армянской и икона Богородицы Одигитрии являются идентичными по многим признакам. Последняя хранится в киевском Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Празднование иконы совершается 27 июня.

Григорий Просветитель Армении

Святой Григорий Просветитель считается первым Католикосом (высшим духовным лицом) всех армян. У святого Григория много имен:

  • Грегориос Фостир (греч.);
  • Грегориос Фотистис (греч.);
  • Сурб Григор Лусаворич (арм.);
  • Григор Партев (арм.).

Святой почитается многими Православными церквями, а также Англиканской и Римско-Католической церквями. Согласно житию, Григория во младенчестве спасла его кормилица. Все семейство было истреблено за убийство отцом Григория царя Армении. И только женщина с малолетним ребенком сумели спастись, бежав в Турцию (соврем. Кайсери). Там Григория воспитали в христианстве. После развода с женой он подался в Рим в услужение к сыну убитого армянского царя.

Тот вернулся с войском на родину и завоевал престол, а Григория велел заточить в темницу за христианские проповеди. Через 13 лет царь помешался, но заключенный исцелил его. Уверовав в Бога, Трдат III провозгласил христианство государственной религией. Вскоре Григория рукоположили в епископский сан. Ему было видение, в котором Христос велел построить храм, что и было сделано.

Через несколько лет Григорий скончался. Его могила в течение тысячелетия являлась местом поклонения паломников. В 2000 г. мощи святого переданы в Ереванский кафедральный собор, названный в его честь. На иконах Григорий Просветитель изображается один, совместно с царем Трдатом III, святым Иоанном Крестителем, апостолом Фаддеем, Римским папой Сильвестром.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Рукописная икона Григорий Просветитель АрменииЦена от: 6 500Рукописная Армянская икона Божией МатериЦена от: 17 000Рукописная икона Армянская 3 резьба Цена от: 27 000

Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой стране больше церквей?

Возможно, вы слышали об архитектуре армянских церквей. Будучи первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 году, армяне начали строить церкви, которые стали культурным наследием для последующих поколений.

Вот почему самые старые церкви в мире, вероятно, расположены на армянском нагорье. От вас потребуется много времени, чтобы исследовать все армянские церкви в нашей стране. Тем не менее, вы наверняка пропустите некоторые из них, потому что здесь есть бесчисленное количество церквей, которые спрятаны в объятиях природы, и о которых мало кто знает. Но в этой статье мы поговорим не о скрытых армянских церквях, а об самых старых.
Поехали!

Старая церковь в Армении #1 Эчмиадзинский собор

Главный и самый важный центр Армянской Апостольской церкви — Святой Эчмиадзин. Эта церковь была построена сразу после принятия христианства. Говорят, что Эчмиадзинский собор был основан в начале 4-го века (301 — 303).

Эчмиадзин считается самой старой христианской церковью, самой старой церковью в Европе и самой старой церковью в мире. Он расположен в городе Эчмиадзин (сегодня известный как Вагаршапат) в провинции Армавир. Он является резиденцией армянского католикоса.

В 2001 году первая в мире церковь была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #2 Гегардский монастырь

Это одна из древних церквей — средневековый монастырь, основанный в 4 веке Григорием Просветителем внутри пещеры. Монастырь Св. Гегарда — красивая церковь и одно из самых посещаемых мест в Армении. Возможно, это связано с расположением.

Монастырь расположен в Котайкской области, которая находится близко к столице. Так что каждый турист знает о Гарни и Гегарде. Гарни — дохристианский храм очень близко к Гегарду. Эти два культурных памятника неразделимы и являются известными туристическими достопримечательностями.

Старая церковь в Армении #3 Талинский собор

Кафедральный собор Талина или католическая церковь Талина — это церковь 7-го века, расположенная в центре кладбища города Талин (провинция Арагацотн). Церковь была уникальной благодаря своему архитектурному стилю.

К сожалению, в настоящее время она разрушена. И купол, и значительная часть западного крыла рухнули. Церковь Талина включает в себя две молитвенные комнаты. Каждая из этих комнат закрывает секретный проход.

Старая церковь в Армении #4 Церковь Св. Гаяне

Церковь Святого Гаяне также находится в духовной столице Армении — Эчмиадзине. Это одна из 4 церквей города, посвященная четырем девам. Собор был построен в 7 веке. Он расположен в нескольких минутах ходьбы от главной Армянской Апостольской Церкви.

Святой Гаяне представляет привлекательный архитектурный стиль. Это трехнефная купольная базилика, которая также включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #5 Святой Рипсиме

Святой Рипсиме — еще одна церковь, посвященная четырем девам. Он также был построен в 7 веке в священном городе. Св. Рипсиме — одна из старейших сохранившихся церквей как в Армении, так и в мире.

Согласно легенде, Рипсиме, которая была христианкой, не хотела быть женой языческого римского императора Диоклетиана. Она сбежала в Армению, где Трдат 3-й также хотел жениться на ней, плененный ее красотой. Рипсиме отказалась, и король подверг ее жестоким мучениям и смерти. На месте, где сегодня находится собор Св. Рипсиме, изначально находилась часовня.

Эта церковь — шедевр армянский раннехристианской архитектуры. Наряду с другими близлежащими церквями Св. Рипсиме также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #6 Татевский монастырь

Татев является одним из самых известных монастырей в Армении, и, вероятно, во всем мире. Это церковь 9-го века, расположенная недалеко от села Татев (Сюникская область).

Татевский монастырь сыграл важную роль в истории региона. Раньше это была епископская резиденция Сюника. Церковь принимала Татевский университет в 14 и 15 веках. Это был один из самых важных средневековых образовательных центров в Армении.

Подводим итоги

Конечно, у вас уже есть ответ на вышеупомянутый вопрос. Вероятно, именно в Армении больше всего церквей в мире. Изначально церкви были образовательными центрами в Армении.

Сегодня вы можете найти различные известные и неизвестные церкви в разных уголках страны: в лесах, на склонах высоких гор, в городах и деревнях, и везде, где вас может отвезти ваше воображение.

Добро пожаловать в Армению — дом уникальных церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *