Армия спасения

Gorod.lv писал, что в марте в Армии Спасения, на ул. Венстпилс, 70, социально незащищенным даугавпилчанам раздали на вынос 4 115 порций еды. Впрочем, люди сюда приходят не только за обедом — им оказывается и другая помощь.

«Уже с самого начала после объявления чрезвычайной ситуации в Латвии из-за угрозы вируса Covid-19, к нам в корпус Армии спасения начало приходить очень много людей и записываться — потому что у всех оказалась нужда, — рассказывает Ливия Плокште. — В это время нам пришлось собраться силами и все продумать, как мы будем работать и помогать нуждающимся людям в этот тяжелый для многих период.

Людей с каждым днем становилось все больше и больше, но мы не опускали руки, пришлось в усиленном режиме работать и помогать горожанам.Если посмотреть статистику, а она у нас, конечно же ведется, то количество людей, обратившихся в Армию спасения за время пандемии выросло на 200 человек — с 300 до более 500 человек, то есть в полтора раза. И это количество клиентов которые приходят только на наши горячие обеды. К нам также приходят даугавпилчане за продуктовыми пакетами и другой гуманитарной помощью», — отметила Ливия.

Кто может приходить в Армию на горячие обеды?

Ливия рассказала о том, как была организована работа суповой кухни Армии во время ЧС, и кто может ее посещать сейчас:

«На горячие обеды могут приходить все желающие из нуждающихся в этих обедах людей. Мы кормим людей каждый будний день, начиная с 11:30 и работаем до последнего клиента. Обычно за час у нас разбирают всю еду, во время ЧС, конечно, пришлось столкнуться и с большими очередями из людей, желающих пообедать — один раз очередь образовалась даже вдоль улицы Вентспилс и до объездной дороги. К нам приходят мамочки, которые берут по 5-7 порций с собой — на всю большую многодетную семью.

Во время ЧС мы, конечно, соблюдали все правила и меры безопасности — у всех была возможность брать с собой обеды, в одноразовую посуду от АС. Людей, которые приходили за едой, мы регистрировали, а они забирали еду у работников кухни с собой. Регистрация людей проходит для внутренней статистики, разумеется, никакие данные людей мы не обрабатываем и нигде не используем и никому не передаем, все в рамках действующих правил и регламента по защите личных данных, что уже давно действует в Латвии, как в стране Европейского союза».

О помощи во время ЧС и в данное время — проекты и помощь благотворительных организаций

«Нам очень помогает Самаритянское общество, за что мы им очень благодарны — они выделяет нам разного рода гуманитарную помощь, которую мы раздаем здесь, в Даугавпилсе. Также мы задействованы в известном уже многим проекте «Сытой Латвии”, но из-за ЧС мы не могли в нем участвовать — к сожалению, эти несколько месяцев ограничений мы не собирали продукты по магазинам, но безвыходных ситуаций не бывает — продукты нам жертвовали предприятия, работающие в сфере производства продуктовой промышленности. Благодаря этому мы помогли очень многим мамочкам, которые приходили к нам за помощью», — рассказывает Марина Споране.

«В это время к нам обращались люди и за одеждой, в этом мы тоже помогали, но из-за ограничений это приходилось делать индивидуально и соблюдая меры безопасности. Мы не собирали, конечно же, никакие толпы людей, да и люди, хочется отметить, ответственно подходили ко всем введенным правилам и сами это понимали, что собираться или приходить без очень большой необходимости не нужно», — отмечает Ливия.

Армия спасения — это официальная и зарегистрированная организация, поэтому она несет ответственность за всех людей, приходящих к ним, а также за своих работников.

«Естественно, что во время ЧС, также как и сейчас, мы соблюдали и соблюдаем все предписания Кабинета министров. На входе к нам нужно было проходить процедуру дезинфекции. Также неукоснительно соблюдалось правило социальной дистанции. Все сотрудники корпуса работали в перчатках, масках и халатах», — рассказала Марина. Она вспоминает, что во время ЧС очень много людей звонило, особенно пожилых и сеньоров, а также людей с ограниченными возможностями:

«И мы им тоже оказывали помощь — привозили продукты питания по конкретным адресам, оставляя так необходимые им пакеты с едой у дверей в их квартиру или дом. За этот период таким образом мы смогли помочь около 100 людям, это, конечно, может и немного, но помощь была для этих людей очень существенна. некоторые из этих людей обращались к нам несколько раз, и мы не отказывали.

При звонках любых людей мы всегда смотрим по каким проектам мы им можем помочь. И стараемся оказать любую помощь, потому что понимаем, что из-за пандемии в Даугавпилсе стало на порядок больше нуждающихся. Конечно же, у людей может быть гордость — многие не могут звонить или приходить и просить помощи. Но мы стараемся не унизить и не оскорбить ни одного человека, осознавая, что он переступил свою гордость и пришел к нам.

Важно понимать, что это не те попрошайки, которые ходят по городу по мусорникам, люди без определенного места жительства или ведущие асоциальный образ жизни, находясь в своих вечных поисках — где бы выпить или достать денег на очередную бутылку. Но даже таких мы кормим горячими обедами, если они к нам приходят», — говорит руководитель.

«Когда школы перешли на дистанционное обучение и городская дума еще не организовала школьникам горячие обеды, у нас в Армию приходили толпы людей с детьми. А потом самоуправление организовало эту помощь и многие из этих людей приходили просто сообщить об этом, что помощь уже есть и благодарить нас за оказанную помощь до этого.

Армия спасения — это тот мостик, который может помочь человеку, попавшему в кризисную ситуацию. Ситуации при этом у людей разные — у кого-то в семье муж потерял работу, или сократили жену. И мы понимаем, что у одной семьи кризис может длиться месяц, у другой — полгода, а у кого-то — и несколько лет, поэтому и помогаем в зависимости от этого временного промежутка и во время этого определенного времени кризиса в каждом конкретном случае», — отметила Марина Споране.

О даугавпилсском корпусе Армии и команде

«У нас очень активные руководители, и благодаря им, на даугавпилсский корпус равняются все остальные. Янис и Марина Споранс понимают нужду людей, конкретно каждого человека, любят Бога и всем помогают. И каких продуктов мы от производителей или организаций не доставали для людей — и молоко, и сливки, и овощи, и фрукты и многое другое», — рассказывает с гордостью Ливия Плокште.

«Армия спасения в Латвии работает хорошо — и у нас цель не оставить ни одного человека с нуждой по мере всех своих сил и возможностей.

Если мы можем ему помочь — мы поможем! Поэтому наш девиз: «Сердце — Богу, а рука — человеку!”. Мы протягиваем руку помощи, которая может помочь, когда кому-то трудно, каждому вне зависимости от статуса человека, цвета кожи и национальности, возраста, его прошлого и настоящего.

Головной корпус в это трудное время обеспечил нас средствами дезинфекции, очень много денег было выделено на одноразовую посуду — и на нее приходилось тратить немалые средства, чтобы соблюдать правила гигиены и безопасности во время коронавируса», — выяснили мы у руководителей Армии Спасения.

«В нашем корпусе — отличная, неравнодушная к чужим бедам и очень активная, мобильная, подъемная на разные добрые дела и проекты команда. Это наши бесценные добровольцы!

Наша правая рука — это Ливия, которая, как эффективный менеджер, умеет все организовать и сплотить наш коллектив, который очень дружный.

Во время ЧС, конечно же, все были предупреждены: если вы соглашаетесь с нами работать во время пандемии — не контактируйте ни с кем, старайтесь не посещать скопления людей и общественные места. Это было важно для того, чтобы никто из нас не оказался, не дай Бог, переносчиком вируса! И все 12 человек из нашей команды соблюдали все правила и меры предосторожности.

Сейчас закончилась школа и молодежь приходит к нам добровольцами — помогать служить, они приходя сейчас каждый день и помогают нам в разных полезных, нужных и добрых делах, направленных на других людей», — поведал нам руководитель корпуса АС в Даугавпилсе Янис Споранс.

Как Армия работает сейчас

После отмены чрезвычайной ситуации и послаблений со стороны правительства люди уже могут приходить и приходят со своей посудой на суповую кухню. При этом количество клиентов, людей, нуждающихся в помощи, после отмены ЧС не изменилось, а даже прибавилось:

«Те, кто приходил к нам на горячие обеды или за другой помощью — они приходят и сейчас, каждый раз. Может быть, чуть меньше стало обращаться мамочек с детьми, но мы полагаем что они летом уехали куда-то в деревню или в другие места.

Больше приходит одиноких людей, вот, например, в один из дней добавилось сразу 13 человек. Они приходят к нам и говорят, что им кто-то сказал, что в Армии спасения можно получить горячий обед или другую помощь. Спрашивают, можем ли мы им помочь — и, конечно же, слышат в ответ ”да!”: у нас можно помыться в душе, пообедать, взять какую-то одежду, если это необходимо. И все остаются этим довольны», — сообщила Л. Плокште.

«Всем, кто к нам приходит и интересуется, мы сразу рассказываем всю информацию о нашей работе. По четвергам, с 9:00 до 11:00 у нас работают душевые, в этот же день недели, с 9:30, можно прийти посмотреть одежду. Но в данный момент еще нужно предварительно записываться на выбор одежды, так как мы соблюдаем правило 4 квадратных метров на одного человека. Люди записываются и приходят», — проинформировала помощник по социальной работе в городском корпусе Армии.

Дающему всегда возвращается!

В конце нашей беседы от наших героев этого материала прозвучали пожелания и благодарности:

«Мы хотим пожелать нашему городу процветания! Если у кого-то есть какая-то нужда, а также если кто-то знает тех людей, которым сейчас, действительно, трудно — не стесняйтесь обращаться к нам, в Армию спасения за помощью.

Также хочется обратиться к предпринимателям и бизнесменам — если у вас есть возможность чем-то помочь, то мы будем рады и благодарны любой помощи от вас, которая пойдет на общее для города и горожан благо!

Знайте и помните: дающему всегда возвращается! У нас есть партнеры среди предпринимателей, которые нам помогают уже на протяжении многих лет — даугавпилсские предприятия или фирмы, а также благотворительные организации из Германии и Финляндии. Всем им мы очень благодарны за неравнодушие и активность в добрых делах!»

Янис Споранс, руководитель даугавпилсского филиала Армии Спасения:

«Хочется пожелать людям, которые приходят на нашу суповую кухню, чтобы они думали не только о том, что они поели и все, не жили только сегодняшним днем. Каждому человеку нужен Бог. И мы не просто даем людям хлеб насущный, кормим их обедами, но и стараемся людей привести к Богу, а через это — к доброте, к другому отношению к жизни.

Человек всегда уповает на другого человека, но мы стараемся сделать так, чтобы человек уповал на Бога и не забывал о нем.

Один из наших девизов — «Суп, мыло и спасение”. Если человек голодный, он никогда не будет думать о Боге, а когда он грязный — ему стыдно будет прийти в церковь. Любой человек должен быть не только сыт и чист, но и получить спасение! Это — наша самая главная цель — привести человека к Богу, ведь Бог дает каждому человеку шанс для изменения своей жизни. И наша основная миссия — помочь человеку измениться».

Армия спасения

Религиозно-благотворительная организация, основанная в 1865 г. методистским священником У. Бутом. Для выполнения своих задач организация использовала военную иерархию, униформу, терминологию.

Похвально стремление к духовному развитию человека. Очень важно дать ему идеалы, жизненные ориентиры, надежду на лучшую жизнь. Но прежде чем заботиться о духовности и просветлении сознания, нужно, пожалуй, обеспечить человека такими простыми радостями, как еда, крыша над головой, здоровье и одежда. Одна тарелка супа важнее тысячи брошюр.

* * *

Основатель Армии спасения Уильям Бут родился в Ноттингеме 10 апреля 1829 г. Как утверждают биографы выдающегося филантропа, он с детства запечатлел в душе горе и нищету, царившие в трущобах больших городов какое-то время. Бут был помощником ростовщика, но затем обратился к протестантской церкви, а именно — к методизму, и был рукоположен в методистские священники. В 1855 г. он вступил в брак с женщиной по имени Кэтрин, которая впоследствии стала его верным соратником.

Бута не устраивала доктрина Англиканской церкви, гласившая, что спастись могут только избранные. Его увлекли идеи Уэсли, согласно которым спасительная благодать Божия распространяется на всех. Обязанность протестантского миссионера — донести эту истину до каждого, включая и тех, кого в ту пору называли отбросами общества. Решив заняться миссионерством, Бут в 1865 г. основывает Христианскую миссию. Первоначально задачей миссионера была в основном проповедническая деятельность в лондонском Ист-Энде, однако вскоре он пришел к мысли о необходимости оказания реальной материальной, а не только духовной, помощи нуждающимся. Более того, его захватывает мысль об организации религиозно-благотворительного общества в более широких масштабах, нежели один город или одна страна.

Бут посчитал, что для реализации задач такой организации лучше всего подходит военная дисциплина. Так, в 1878 г. возникает Армия спасения. Последующая история «Армии» лучше всего описывается такими словами как «благотворительная экспансия».

В задачи организации входит помощь в духовном, нравственном и физическом совершенствовании тем, кто нуждается в этом; исправление порочных, развращенных, опустившихся людей и преступников, работа среди бедноты и помощь больным, проповедь Евангелия и христианской веры. Однако столь благие цели не помешали поначалу скептическому отношению общественности к Армии спасения. Так, в Лондоне «доброжелатели» срывали собрания филантропов, бросали кирпичи в стекла зданий, где проходила работа с низшими слоями общества. Для того чтобы выдержать все это, нужна была большая стойкость. Но Бут ею как раз и отличался. Кроме того, он, вероятно, обладал и талантом организатора. Организация на деле воплотила свой принцип: все люди — «ближние», независимо от расы, пола, возраста и вероисповедания.

Уже в 1880 г. комиссар Джордж Рэйлтон с группой женщин прибыл в США, а спустя шесть лет отделения Армии существовали в Австралии, Франции, Швейцарии, Швеции, Индии, Канаде, Южной Африке, Исландии и Германии. Вся организация находилась под контролем своего лидера. Один журналист, посланный интервьюировать Бута, говорил, что ожидал увидеть провидца и святого, а нашел практичного бизнесмена.

За свою бурную жизнь «генерал» Бут проехал в евангелиза-ционных поездках около 5 миллионов миль, проповедовал более 60 тысяч раз. Он стал почетным жителем Лондона, получил почетное звание доктора Оксфорда, был приглашен на коронацию Эдуарда VII и в Американский сенат. На последнем своем публичном выступлении 9 мая 1912 г. престарелый «генерал» сказал: «…пока на свете существует хоть один пьяница, пока по улицам бродит хоть одна несчастная падшая женщина, пока остается на земле хоть одна человеческая душа, живущая во мраке, лишенная света Божьего, я буду бороться — я буду бороться до конца». Умер Бут 20 августа того же года.

Официальный символ веры «спасенцев» состоит из более чем десятка пунктов, которые полностью соответствуют традиционным методистским установкам. Много внимания уделяется идее Спасения, личности Христа и Священному Писанию. Крещение, причастие и другие таинства отвергаются. Армия спасения работает над тем, чтобы нести свет евангельского вероучения в массы, проводит богослужения, во время которых читаются проповеди на разные темы, обязательны музыка и песни (в обрядах они для «спасенцев» вообще стоят едва ли не на более важном месте, чем любые богословские беседы). Богослужения носят открытый характер.

Но, пожалуй, все-таки не христианская доктрина и богослужения сделали известной Армию спасения. Организация наибольшие усилия прилагает для осуществления благотворительных задач. Все вступающие в организацию должны принести клятву на верность Богу и служению людям («Сердце — Богу, руку — человеку!»), отказаться от алкоголя, курения, наркотиков и азартных игр.

Как уже было сказано, организации был придан военный облик — члены Армии спасения зовутся кадетами, лейтенантами, комиссарами, полковниками и носят униформу. Во главе Армии находится генерал. Отделения Армии спасения называются «дивизиями», «корпусами» и «форпостами». Их «солдаты» подчеркивают, что ведут войну с человеческим горем и греховностью. На флаге, гербе Армии спасения присутствуют слова «кровь и огонь». «На самом деле — это две основополагающие истины христианства», — говорят «армейцы», — «Спасение и Святость. Кровь Иисуса Христа омывает нас от первородного греха (Спасение), Огонь Духа Святого дает силу и желание хранить эту чистоту (Святость)».

К работе, помимо штатных сотрудников, офицеров и солдат, привлекаются волонтеры (сочувствующие) и рекруты (желающие затем вступить в Армию). Организация получает значительные средства в виде благотворительных добровольных пожертвований от своих собственных членов (хотя определенной нормы отчислений в виде, например, десятой части годовых доходов, как правило, не предусмотрено), от поддерживающего организацию населения, банков, фирм и фондов. Активно распространяются печатные материалы (брошюры, листовки, периодические издания), содержащие филантропические призывы, рассказы о вреде наркотиков и курения и т. д. и т. п. Организация особое внимание уделяет обращениям и публичным покаяниям. Важный элемент ритуала — многолюдные собрания и шествия. Со времени своего образования Армия традиционно проводила «день самоотречения», в который его участники отказывали себе в чем-то приятном, но не обязательном (например сладостях). Сэкономленные деньги шли на помощь бедным.

Основным направлением деятельности Армии спасения является создание лечебниц для алкоголиков, детских приютов, реабилитационных центров для взрослых, родильных домов и приютов для рожениц, агентств по трудоустройству (в том числе для заключенных), приютов для стариков, бюро по проблемам семьи. Вообще, спектр благотворительных услуг Армии спасения исключительно широк.

Долгое время Армия спасения не могла завоевать Россию. Проникновение на территорию империи началось еще в 1889 г. через Финляндию (входившую тогда в состав России). Однако все складывалось для организации не лучшим образом. Финские чиновники отказали в 1891 г. Армии в регистрации, боясь, что не смогут контролировать деятельность организации, чье руководство находится за границей. Правда, это не остановило религиозных филантропов. Постепенно местные власти убедились, что Армия не противопоставляет себя традиционным конфессиям, не занимается политикой или социально опасной деятельностью. В 1911 г. в Финляндии было уже 61 отделение Бутовского общества, «армейцам» принадлежало больше десятка приютов для бездомных.

В 1909 г. Бут лично посетил Россию, общался с членами Государственной Думы и провел встречу с представителями высших слоев общества в доме генерала Сабурова. Он рассказал о задачах своей организации, посетовал на противодействие властей. В ответной речи прозвучала фраза: «Россия более не может оставаться вне рамок деятельности Армии спасения». К этому времени в России об организации было кое-что известно. Сведения о ней сообщали многочисленные русские, посетившие Европу. Так, например, художник Верещагин и адмирал Макаров охарактеризовали Армию как чрезвычайно активную «братскую церковь», которая, придя в Россию, будет расширять свое влияние «с той же скоростью, с какой пожар распространяется в выжженной солнцем степи».

Для ускорения процедуры регистрации Бут обратился за помощью в Министерство иностранных дел Великобритании, которое направило официальное письмо руководителю российского внешнеполитического ведомства Сазонову. В своей докладной записке Столыпину главный дипломат России отметил: «Обществом отвращено от порока и всякого рода искушений громадное количество лиц. Армия спасения стремится к достижению лишь нравственных целей и не носит какого-либо вероисповедного оттенка. Вместе с тем духовенство всех исповеданий горячо приветствует ее успехи, а также Армия спасения не преследует никаких политических целей и по характеру своей деятельности она является противницей учений социалистического и анархистского».

Однако дело продвигалось медленно. Долгое время процесс проникновения на территорию страны протестантских миссионеров тормозился реакционными национально-религиозными кругами. Были и другие соображения, волновавшие министров и полицию. Вот, например, цитата из досье на Армию спасения, составленном под руководством преемника Столыпина Н. В. Плеве:

«Допущение деятельности подобных обществ в России нежелательно, так как управление делами находится за границей, что затрудняет осуществление надзора за ними». Правительство страны также пугало «…стремление Армии спасения сплотить своих членов в компактные массы с придачей им характера, пародирующего военную организацию, и митингового характера выступлений на открытом воздухе, связанный с возможностью угрозы общественному порядку и безопасности, что в силу своей деятельности и преследуемых целей может легко выделить Армию спасения при современных религиозных настроениях народа в особую секту, что, безусловно, представляется нежелательным… Имея же в виду митинговый характер выступлений Армии спасения на открытом воздухе, связанный с возможностью угрозы общественному порядку и безопасности, не предусмотренный русскими законами и не соответствующий укладу русской общественной жизни, надлежало бы также обусловить допущение деятельности Армии спасения отказом ее от подобных выступлений, внесением в Устав соответствующей оговорки».

Следует признать, что эти соображения выглядят достаточно разумными, если поставить себя на место российских чиновников. Ситуация в России была непростая, лишь недавно в стране отгремели революционные события 1905 г. Осторожность и взвешенность в решениях диктовалась объективными обстоятельствами. Впоследствии за действиями потенциальных сектантов было установлено наружное полицейское наблюдение.

Судя по всему, Армию спасения все это не остановило. Первые сведения об их деятельности уже на территории России относятся к 1911 г. Тогда в газете «Биржевые ведомости» была напечатана статья «Клич войны». В ней журналист одобрительно отзывался о работе зарубежной благотворительной организации, поддерживал их «военизированные» лозунги, трактуя их как объявление войны «всему злу, которое расшатывает наше общество». Через два года работа Армии спасения в России велась уже полным ходом. В 1913 г. в Петербурге были организованы первые «корпуса» миссионеров, открыт «Дом возрождения» для падших женщин. Летом того же года Армия участвует во Всероссийской гигиенической выставке; среди экспонатов — рукоделие женщин указанного Дома. Деятельность «спасенцев» была отмечена Почетным дипломом.

Армия появляется в Москве, Орле и Луге. Кроме основного девиза «Сердце — Богу, руку — человеку!» у русского отделения был и свой лозунг «Русь — для Христа!». (Недаром исследователи подчеркивают ту политическую гибкость, которая позволяла последователям Бута расширять сеть своих филиалов.) Возникшие на заснеженных улицах российских городов солдаты Армии были одеты в «барашковую шапку с малиновым кантом и куртку особого покроя с галуном». На деньги финского спонсора стал издаваться журнал «Вестник спасения».

Весной 1914 г. в Петербурге было проведено первое уличное шествие: 20 «солдат» и «офицеров» Армии спасения проследовали по улице под своим знаменем под звуки собственного гимна.

С началом Первой мировой войны деятельность Армии спасения заметно активизируется. Уже в августе первого года войны Швецию и Финляндию наводнил поток русских беженцев из Германии. Высланные властями «в 24 часа», они оказались после двух-трехдневного пути без пищи, вещей и денег в чужой стране. В Стокгольме в оперативном порядке был создан комитет помощи русским беженцам с участием Армии спасения, которая предоставила для ночлега свои помещения в городах, куда пребывали товарные составы с детьми, женщинами, стариками, кормила, снабжала одеждой и билетами. Благодаря жертвенной помощи «спасенцев», в течение осени-зимы 1914–1915 гг. тысячи людей смогли вернуться домой. Только через Стокгольм прошло более 10 тысяч беженцев. Затем последовал транспорт с русскими ранеными.

В 1914 г. в Петрограде нашли пристанище многие беженцы, среди которых были потерявшиеся дети и дети-сироты. Армия спасения открывает в городе и окрестностях приюты для бездомных, летние лагеря и колонии для сирот. Раздает и бесплатные обеды, и продовольственные пайки, и одежду (в течение года их получило свыше 30 тысяч человек).

Работа, которую вели «спасенцы» среди населения Петрограда, заключалась также в посещении бедных на дому, уходе за больными и немощными, призрении детей, чьи матери работают, выполнении разного рода домашних дел, организации практических классов кройки и шитья для нуждающихся женщин.

Постепенно Армия завоевала доверие и симпатию населения, о чем свидетельствуют регулярные пожертвования от городской думы, российских благотворительных фондов и других организаций и частных лиц. Так, одним из пожертвователей стал граф Толстой. Покровителями Армии были и члены царской семьи.

Октябрьская революция 1917 г. изменила статус «спасенцев». Изначально большевистское правительство пошло на сотрудничество с благотворительной организацией. Известно, что между Бонч-Бруевичем и руководителем Армии в России Ларсоном состоялась долгая встреча, на которой были обсуждены вопросы помощи бедным. В 1918 г. Армия спасения организует детские дома в Орловской и Вологодской губерниях, вывозит туда детей из голодного Петрограда. Однако вскоре Советская власть резко меняет свое отношение к организации, которая не могла не вызывать беспокойства у новой власти. Во-первых, получалось, что во время борьбы с иностранной интервенцией в стране активно действовала организация, получавшая указания из штаб-квартиры в Лондоне, сотрудниками которой были шведы, англичане, американцы и т. д. Во-вторых, Армия не скрывала задач своей религиозной миссии, проповедовала христианство, в том числе и среди детей, а Советы подчеркивали светский характер власти, стремились отделить церковь от государства, в частности от школы, подвергали церковников гонениям.

27 февраля 1923 г. состоялось заседание комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б), на котором ведущие партийные деятели постановили: «Секту ликвидировать как антисоветскую организацию». Всем сотрудникам Армии спасения было предложено в кратчайшие сроки свернуть свою деятельность, иностранцам быстро выдали разрешение на выезд. Отечественные же офицеры Армии были подвергнуты жестоким репрессиям. Интересно, что некоторые современные «армейцы» утверждают, что в Москве в 1934–1935 гг. продолжало действовать подпольное отделение опальной организации в количестве 300 человек!

* * *

Возвращение в Россию состоялось лишь в 1991 г. Армия спасения зарегистрировала свои отделения в 1992 г. в Москве, а затем еще в дюжине городов Российской федерации — Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Петрозаводске и др.

Вот некоторые пункты программы Армии спасения в России: помощь бездомным на Павелецком и Курском вокзалах Москвы, включающая ежедневное горячее питание, одежду, консультации по оформлению документов; центр дневного пребывания для пожилых; раздача одежды, лекарств, средств личной гигиены, изданий Библии в Бутырской тюрьме и Можайской женской колонии, концерты духовной музыки там же; сотрудничество с Обществами слепых; программа реабилитации инвалидов «Надежда», поиск пропавших родственников, обеспечение продуктами питания детских домов…

Начинания эти вызывают уважение. Но в 1999 г. организации пришлось вступить в долгую тяжбу с российскими чиновниками. В феврале этого года Московское управление юстиции отказало столичному отделению Армии в перерегистрации. Многие говорили о «дикости» данного решения и даже о «большевистском заговоре». Армия спасения выглядела мученицей. Впрочем, сами работники управления объясняли все гораздо проще. Они утверждали, что отделение подало уставные документы, составленные в противоречии с российским законодательством. К примеру, в документах организация носит название религиозно-благотворительной, а российский закон такое наименование не приемлет. Еще московские юристы хотели узнать, на каком основании в стране проживают иностранные члены организации. Откровенно говоря, неаккуратность в оформлении уставных документов и пассивность в ведении юридических дел отмечали даже сторонники Армии. В управлении юстиции считали, что Армия спасения стала жертвой недобросовестных адвокатов, которые вместо приведения дел в порядок предпочитали долгие годы кормиться за счет столь выгодных клиентов. (Надо ли говорить, что Армия располагает большими средствами?)

Однако вся пассивность Армии спасения улетучилась, когда ее отделение оказалось под угрозой ликвидации. Вокруг решения управления была поднята страшная шумиха. Давление на органы юстиции России оказывали и зарубежные организации, и местные СМИ. Кое-кто усмотрел здесь длинную руку Соединенных Штатов и назвал Армию спасения организацией, направленной на усиление западного влияния в СНГ.

Местные суды один за одним подтверждали решение управления юстиции. Более того, в их формулировках появились обвинения Армии в том, что она является военизированной организацией. В 2001 г. Таганский межмуниципальный суд постановил ликвидировать Московское отделение Армии спасения. Столичная социальная служба прекратила сотрудничество с «армейцами» в осуществлении благотворительной деятельности. В то же время спокойно прошли переоформление Всероссийская централизованная организация Армия спасения и ее филиалы в других городах.

Делом занялись высшие органы государственной судовой системы. Специальная экспертная комиссия при Министерстве юстиции выдала заключение, положительно оценивающее Армию. В заключении отрицалось существование любых признаков «тоталитарной секты» (термин, который применили по отношению к Армии ее недоброжелатели). Кроме того, подчеркивалось, что военизированной эту организацию назвать никак нельзя. Седьмого февраля 2002 г. Конституционный суд РФ принял решение о невозможности закрытия религиозной организации по формальным причинам (к которым относятся и ошибки при оформлении документов о перерегистрации). В связи с этим уже через несколько месяцев большинство судебных решений по поводу московской Армии спасения были отменены.

Армия спасения по сей день действует в Грузии, Молдове, Украине. В последней — с 1993 г. Ее отделения работают в Киеве, Симферополе, Ялте, Донецке, Кировограде.

В Левобережном отделении Киева открыт детский приют, в котором воспитываются 180 детей, брошенных родителями или сбежавших из дома. Их обеспечивают трехразовым питанием. Помещение предоставили городские власти. В отделении Здоровка под Киевом работает реабилитационный центр по оказанию помощи бездомным и алкоголикам. Организовано питание в столовой центра и раздача одежды. Проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь в трудоустройстве. В настоящее время совместно с администрацией рассматривается вопрос об открытии сельскохозяйственной фермы, на которой могли бы работать бездомные и безработные.

Центральное отделение заботится об одиноких пожилых людях: там шьют и чинят их одежду, приносят обед, ухаживают за лежачими больными. На программы в странах СНГ в 1996–1997 гг. Армия спасения израсходовала 3,5 миллиона долларов.

На сегодняшний день Армия спасения «воюет» более чем в 100 странах мира, располагает 14 тысячами корпусов, тратит миллиарды долларов на благотворительные программы и получает миллиарды в качестве пожертвований от частных лиц и организаций.

Последний крупный взнос был передан Армии спасения в январе 2004 г. Годовой бюджет этой организации составляет 1,5 миллиарда долларов. И именно столько завещала организации покойная Джоан Крок, вдова одного из основателей сети «Макдональдс». Аналитики утверждают, что 86 % полученных денег уходит на непосредственное осуществление программ, не оседая в кассе Армии. Среди этих программ — медицинские, образовательные, «тюремные», «предотвращения самоубийств». Армия спасения заявляет, что является внеконфессиональной организацией, но в то же время с 1974 г. она участвует в деятельности евангелической ветви христианских церквей.

История Армии спасения показывает, как обычная протестантская секта превратилась в огромную и влиятельную организацию с многомиллионным бюджетом. Собственно, это не единственный пример подобного роста. Многие современные секты также насчитывают сотни тысяч приверженцев и обладают большими капиталами. Армия спасения уникальна другим — сохранением своего несомненно позитивного имиджа организации, которая несет людям добро. Ведь это и есть истинная духовная миссия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Структура

В соответствии со своим названием, Армия Спасения отчасти напоминает армейскую структуру: во главе её стоит «генерал» (его офис находится в Лондоне, Великобритания), рядовые члены называются «солдатами», а священнослужители — «офицерами». Все они носят униформу и знаки отличия (значки, эмблемы и т. п.). Традиционно уличные марши и шествия Армии сопровождаются игрой духового оркестра, однако её военная структура является чисто символической.

Форма

Только те, кто посвятил свою жизнь Господу Иисусу Христу, стал Его последователем и решил служить Богу в рядах Армии Спасения имеет право и привилегию носить форму.

Когда в 1878 году Уильям Бут на одном из собраний поделился планом развития служения Армии, Элайджа Кадман сказал: «Я хотел бы носить такую одежду, которая всем показала, что я готов сражаться до последней капли крови в битве за спасение мира». Вскоре в большом разнообразии появилась форма. Мужчины носили пиджаки и кители разнообразного фасона, шлемы или военные фуражки, на которых крепилась металлическая надпись: «Армия Спасения». Женщины носили черные соломенные шляпки с синей, а позже красной лентой с той же надписью.

Стиль формы немного изменился со временем. Форма может быть разной в зависимости от страны, где находится Армия. Но ее цель остается неизменной: она символизирует участие в войне с грехом и свидетельствует о том, что Бог спасает грешников.

Буквы «С» на форме символизируют, что каждый солдат и офицер Армии Спасения спасен, чтобы спасать, и спасен, чтобы служить. Форма говорит окружающим о готовности спасенца послужить тем, кому нужна помощь.

Щит

Красный щит является международным символом социального служения Армии Спасения. Легко узнаваемый, он говорит о решимости спасенцев служить другим. Красный цвет говорит о спасении, доступном для всех через кровь Иисуса Христа, а щит напоминает слова Писания о щите веры, который защищает детей Божьих, и о том, что мы как христиане сами должны стать щитами для других в своем служении.

Герб

Герб Армии Спасения разработал капитан У. Х. Эбдон в 1878 году для штаба, когда Христианская Миссия официально стала называться Армией Спасения.

В гербе заключено семь символов, представляющих основные доктрины Армии Спасения. Прежде всего, он отражает веру и миссию Армии Спасения как церкви и организации.

Круг солнца означает свет и огонь Духа Святого.

Крест в центре герба — это крест Господа нашего Иисуса Христа.

Буква «С» означает спасение.

Мечи означают борьбу, которую ведут все христиане с силами зла в этом мире.

Корона — это корона славы, которой Бог увенчает всех преданных Ему.

Девиз «Кровь и огонь» говорит о крови Иисуса Христа, пролитой Им на кресте во искупление наших грехов, и об огне Святого Духа, который может сделать нас святыми и дать нам силу.

Флаг

Флаг Армии Спасения развевается во всех странах, где мы работаем. Флаг был создан, чтобы символически отображать основы вероучения движения. Начиная с 1878 года, когда Катерина Бут представила первый флаг Армии Спасения в корпусе «Ковентри», дизайн практически не изменился не зависимо от того, в какой части света находится Армия.

Синий цвет символизирует святость Бога Отца и святую жизнь, к которой призваны христиане.

Красный цвет напоминает о крови Иисуса Христа, пролитой за наши грехи.

Желтая звезда в центре символизирует силу и огонь Святого Духа.

Девиз «Кровь и огонь» усиливает этот символизм.

Флаг не является объектом поклонения, но везде используется с уважением благодаря тем истинам, которые отображены на нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *