Асклепий в древнеримской мифологии

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Асклепий, греч., лат. Эскулап — сын Аполлона и Корониды, прославленный врач, а затем и бог врачевания.

Гомер говорит о нем лишь как о прекрасном враче, то же говорится в мифах и легендах об аргонавтах. Как бога греки начали почитать Асклепия только с 7—6 вв. до н. э. (на первом этапе только в Фессалии и в Эпидавре). В Афинах культ Асклепия был введен во время эпидемии чумы в 429 г. до н. э.; до тех пор в качестве бога врачевания там почитался Амин (в числе его жрецов был Софокл). В Риме его культ был введен во время чумы в 293 г. до н. э. Со временем он распространился по всему греко-римскому миру.

Согласно мифам, Асклепий выучился искусству врачевания у Аполлона и кентавра Хирона и достиг такого уровня, что был в состоянии лечить любые болезни и ранения и даже воскрешать мертвых. Но слишком обширная практика такого рода стала для него роковой. Так как люди перестали умирать, бог смерти Танатос подал на него жалобу Зевсу, и высший бог поразил Асклепия молнией, как нарушителя мирового порядка. Асклепий оставил после себя двух сыновей, Махаона и Подалирия, которые тоже стали превосходными врачами и участвовали в этой функции в троянской войне. Кроме них у Асклепия были две дочери: Гигиея, дарительница здоровья, и Панакея (Панацея), избавительница от всех болей. Последний его потомок, Телесфор, не вышел ростом, но, даже будучи карликом, он приносил окончательное исцеление от болезни. Его жена Эпиона помогала ему: она была «успокоительницей боли».

Превращение Асклепия в бога очень любопытно: даже согласно античным источникам, в качестве «сотворителей бога» выступают люди. Не менее любопытен и аналогичный случай возведения человека в ранг богов в египетской мифологии. Бог Имхотеп, изобретатель письменности и строительства, а также покровитель наук, которого греки отождествляли с Асклепием, тоже развился из смертного человека, физическое существование которого бесспорно. (Имхотеп жил в 27 в. до н. э. и был строителем первых двух пирамид в Египте: ступенчатой пирамиды фараона Джосера у Саккары и незаконченной пирамиды фараона Сехемхета.)

В честь Асклепия было создано множество архитектурных сооружений и скульптур; при его храмах, как правило, имелись больницы. Самый знаменитый из его храмов был в Эпидавре, где каждые четыре года проходили атлетические и драматические состязания (асклепиады). Тамошний театр 4 в. до н. э. — лучше всего сохранившееся сооружение этого рода в Греции, и для современных представлений античных трагедий даже не потребовалось больших восстановительных работ. Большие храмы с лечебными пристройками были посвящены Асклепию на острове Кос и в малоазиатском Пергаме; старейшим из этих храмов был, скорее всего, храм в Акраганте на Сицилии (нач. 5 в. до н. э.). В Афинах его святилище было расположено на южном склоне Акрополя (с 420 до н. э.). Римляне посвятили А. храм и больницу на одном из островов Тибра. Больница на этом месте работает до сих пор, правда, теперь она обрела современный вид, так же как и храм (святого Варфоломея).

Наиболее известные скульптурные изображения Асклепия: так называемый «Асклепий Неапольский» — римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э.; «Асклепий Мунихийский» — мраморный оригинал 4 или 2 в. до н. э. (Афины, Национальный археологический музей); от колоссальной культовой статуи Асклепия на острове Делос сохранилась лишь голова (кон. 4 в. до н. э., Лондон, Британский музей); еще одна статуя Асклепия 4 в. до н. э. хранится в Национальном музее в Палермо; римская статуя 2 в. до н. э., исходящая из греческого оригинала, — в Государственных музеях в Берлине; рельеф «Сидящий Асклепий» из развалин святилища Асклепия — в Эпидаврском музее. Однако популярностью всех их превосходит статуя Асклепия в небольшом «храме Асклепия» над озерцом римской виллы Боргезе — это римская копия греческого оригинала 5 в. до н. э., но сам храм относится к новому времени 1787).

Имитации античных скульптурных и рельефных изображений Асклепия (как правило, не очень высокого качества) украшают многие больницы и санатории. Картин, посвященных Асклепию, сравнительно мало. Античные мастера обычно изображали Асклепия в виде благородного старца с посохом, вокруг которого обвивается змея — символ вечно возрождающейся жизни. Этот его атрибут до сегодняшнего дня остается символом медицины и ее служителей.

В стихотворении «N. N.» («В. В. Энгельгардту», 1819) А. С. Пушкин пишет:
«Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой».

Последующая традиция

Он стал созвездием Змееносца.

Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».

Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

По сикионскому рассказу, бог (то есть его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата. Змея Асклепия прибыла в Рим.

В греко-римском Египте с Асклепием в качестве божества врачевания отождествляли таких мудрецов древности, как Имхотеп и Аменхотеп, сын Хапу.

Асклепий Имуфет — старший ученик Гермеса Трисмегиста считался сыном бога Птаха, ему посвящены трактаты Герметического корпуса II, VI, IX и X, а в XVI диалоге он сам является учителем царя Амона. Также с ним связаны сочинения практического герметизма и диалог Асклепий или Совершенное слово.

В честь Асклепия назван астероид (1027) Эскулапия (англ.)русск., открытый в 1923 году, а также многие растения семейства Asclepiadeae.

> См. также

  • Эскулап

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Любкер Ф. Άσκλήπιός, Ἀσκλήπιος // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 166–167.
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.192-193
  3. Гермес Трисмегист. Герметический корпус. — Асклепий.
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
  5. Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М.-У.
  6. Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
  7. Павсаний. Описание Эллады II 26, 6
  8. Пиндар. Немейские песни III 54
  9. Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2
  10. Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
  11. Тацит. Анналы XII 61
  12. Гигин. Мифы 14 (с. 32)
  13. Климент. Строматы I 105, 2, ложная ссылка на «Аргонавтику» Аполлония Родосского
  14. Софокл. Финей, фр.710 Радт
  15. Цицерон. О природе богов III 57
  16. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3
  17. Схолии к Пиндару. Пифийские песни III 56 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.422
  18. Секст Эмпирик. Против ученых I 260
  19. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6
  20. Платон. Государство III 408с
  21. Гесиод. Перечень женщин, фр.51 М.-У.
  22. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.8; 14; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  23. Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.195
  24. Гигин. Мифы 251
  25. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6; Гигин. Астрономия II 14, 5
  26. Павсаний. Описание Эллады II 10, 3-4; 11, 8
  27. Овидий. Метаморфозы XV 622-
  28. Двинянинов Б. К. Образ Асклепия в неоплатонизме и герметизме // XXV научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и античная наука». Санкт-Петербург, 21—22 июня 2017. Сборник статей. — СПб.: Издательство РХГА, 2017 — С. 76-84

Биография

Асклепий был сыном Апполона, которому приписывали способность отпускания грехов и очищения души убийц, а также талант бога-врачевателя. Матерью Асклепия была царевна Коронида, павшая от руки любимого. По другой информации матерью юноши была Арсиноя. Мифы и легенды о матери Асклепия противоречивы, в разных источниках представлена совершенно разная информация. Сократ писал, что о родителях Асклепия доподлинно неизвестно, так как они выбросили младенца в лесу. Случайно обнаружившие его охотники забрали ребенка и передали его на воспитание Хирону, который обучил приемного сына врачеванию. По другой легенде Асклепий рожден грешной матерью, которая зачала ребенка от Апполона, а затем влюбилась в другого, за что была сожжена на костре. Однако прежде чем она сгорела, из ее чрева извлекли младенца, который не успел родиться. Херон, которому отдали мальчика на воспитание, был благородным, мудрым и добрым кентавром, в отличие от своих собратьев. Он некогда учился у Апполона грамоте и искусству охоты. Также Хирон умел лечить. Все свои знания он передал пасынку, который значительно превзошел своего учителя. Асклепий был женат и имел семерых сыновей, которые также пошли по стопам отца и посвятили свою жизнь медицине. С детьми Асклепия связано несколько легенд. По одной из них сын Асклепия сделал умирающей девушке кровопускание, чем спас ее. Эта легенда дает нам понять, что кровопускание начали практиковать еще до нашей эры. Другая легенда гласит, что другой сын бога извлек из тела раненого воина стрелу и посыпал рану чудодейственным лекарством. После этого рана быстро затянулась и воин выздоровел. Асклепий умел лечить от множества болезней и воскрешал мертвых, которые ушли из жизни. Зевсу не пришлась по нраву деятельность Асклепия, который нарушал порядок жизни. Врачеватель прогневал Аида, который пришел с жалобой на самовольного врачевателя к Зевсу. Аид рассказал, что простой смертный нарушил земные законы, который ввел сам Зевс. Из-за самовольника-врачевателя люди перестали бояться смерти и стали бессмертными, хотя это была исключительно прерогатива богов. Чтобы Асклепий не смог воскрешать простых смертных, разгневанный Зевс послал на него молнии, которые и убили самого врачевателя. Люди были расстроены такой несправедливостью и чтобы увековечить память целителя, обожествили его. Они стали повсеместно строить храмы, где молились своему поверженному целителю.

Изображение Асклепия

В самом раннем периоде культа бога врачевания в Древнем Риме Асклепия изображали в виде змеи, а не в виде человека. Позже его стали изображать на монетах в виде подтянутого и мудрого старика (примерно так же изображали и всех остальных богов с человеческим ликом). До нашего времени сохранились изображения Асклепия, датируемые, по всей вероятности, II-III веком до рождества Христова. Это так называемые посвятительные рельефы – посвящение к лику на камне, фрагменты статуй, произведения глиптики, монеты и чеканки. Асклепий изображался со своими священными животными (змеями и петухами). В дальнейшем, когда Асклепия стали считать покровителем всех медиков, именно змея, обвивающая чашу, стала символом медицины. Этот символ был выбран из-за изображения Асклепия с посохом, обвитым змеями. До эпохи Возрождения Асклепия также изображали в окружении медицинского инструмента и лекарств, потому что он также считался покровителем аптекарей.

Знаменитые медики всех времён

Австрийские

Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд

Античные

Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ

Британские

Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас

Итальянские

Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре

Немецкие

Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн

Российские

Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.

Французские

Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн

Разные

Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Кем были дети Асклепия?

Асклепий (у римлян — Эскулап) в древней мифологии: бог врачевания, отпрыск Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по иной версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вытащил из ее чрева малыша. Так, методом «кесарева сечения» («кесарево», другими словами царское, подразумевают, что тем же методом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают заглавие этой операции) родился Асклепий.

Некие данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, потом обожествленной.

Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу супруги правителя Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.

О рождении Асклепия существует немного версий. По какой-то из них Коронида родила и оставила малеханького Асклепия в тайне от собственного отца на склонах юры Тицион. Голодного малыша накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, берегла его до того времени, пока Асклепия не отыскал пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138-161) отыскала отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена — на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эры Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный ореол.

По иной легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрейшему и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его управлением Асклепий стал подобным качественным доктором, что даже смог затмить собственного учителя. Он узнал силу корней леса и соков травок, полей и лугов. И не только лишь лечил заболевания, однако даже возвращал погибших к жизни, чем прогневал властителя королевства мертвых Аида и громовержца Зевса (собственного деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разъяренный Зевс собственной молнией поразил Асклепия.

Асклепий не только лишь возвращал людям юность при помощи крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, да и жизнь. В одном из греческих легенд рассказывается, как в один прекрасный момент Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтоб оживить его мертвого отпрыска Главка. На собственном посохе он увидел змею и убил ее. Однако появилась другая змея с лечебной травкой во рту и оживила,убитую. Асклепий пользовался этой же травкой, и погибший Главк воскрес. Опыт очень понадобился Асклепию, и многих людей освободил он от хвори. Асклепий оживил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг либо за что-то другое, непонятно, однако змея принята символом медицины.

Культ Асклепия

Люди обожествили качественного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь огромное количество святилищ, и посреди их известное святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был отдельно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздничек в честь Асклепия, справлявшийся в 4-ый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском полуострове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отчаливал по греческому эталону, жрецами были в основном греки. Это было приметным новаторством в римской религиозной жизни, и храм стал очень популярен.

На полуострове Кос находилось известное святилище Асклепия, именитые докторы острова Кос числились потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит заглавие греческих специально оборудованных целительных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания нездоровых, создаваемых при храме Асклепия. На монетах тех пор есть возможность было видеть эти помещения.

Посох Асклепия

Обязательным атрибутом Асклепия была змея (либо даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной древесной палки с сучками. В ранешний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, к примеру, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В глубочайшей древности змея была эмблемой египетского бога Тота, патрона докторов. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими нескончаемую жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог докторов Нингишзида имел собственной символом 2-ух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, длительность жизни, мудрость. За тыщу лет до нашей эпохи греки стали почитать культ змеи. Змея у их также символизировала мудрость науки и зания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям расчудесное омолаживающее средство. Заместо того, чтоб самим нести этот неоценимый дар, люди возложили его на ишака, а он дал его змее. С того времени люди несут тяжелое бремя старости, а змеи услаждаются нескончаемой молодостью. Понятно, что змеи живут длительно и раз в год меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о неизменной юности змеи, сбрасывающей с себя «старость» совместно с кожей. Древнейшие поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех познаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У неких народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших лечебные характеристики многих травок.

По данным многих ученых, совсем оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и мед познаний в Европе есть возможность отметить в Фессалии. Посреди носителей познаний вообщем в необыкновенную группу ранее других выделялись лекари, потому что в их ежедневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их символом и осталась змея, сначало бывшая символом недифференцированного познания.

Изображения Асклепия обычно в виде человека зрелого возраста (схожего на Зевса), также разных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Старого Рима, также правителя Постума (258-268), правителя отделившихся провинций — Испании, Галии, Британии, где известный исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Дети Асклепия

Асклепий имел семерых малышей — Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высочайшим авторитетом:

  • …стоит многих людей один врачеватель качественный.
  • …вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.
  • Поздняя древняя традиция считала Махаона доктором, а Подалирия — терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, ворачиваясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Тут он вызнал, что дочь местного царя свалилась с крыши и лежит некоторое количество дней в отсутствие сознания. Он сделал ей кровопускание, нездоровая оживилась, и признательный отец дал ее в супруги находчивому доктору. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры пропадает в глубине веков. К несчастью, оно станет главным терапевтическим приемом прямо до середины XIX века.

    Гигиея была богиней здоровья (от нее заглавие «гигиена»), Панацея — покровительницей фармацевтического исцеления, Иазо — богиней исцеления и Огле — богиней роскоши. Телесфор числился гением выздоровления (имя в переводе значит «приводящий к благому концу»).

    Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

    Докторов называли асклепиадами, другими словами наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».

    Первоисточники:

  • tonnel.ru — биография Асклепия;
  • scribd.com — Шойфет М.С. 100 величавых докторов;
  • apteka.uz — Асклепий: биография;
  • mithology.ru — Асклепий — всевластный доктор.
  • Дополнительно на New-Best.com:

  • Какова биография Гиппократа (древнегреческого доктора)?
  • Кто такие боги Олимпа?
  • Кто такая Афродита?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто таковой Нептун?
  • Кто таковой Гермес?
  • Кто такие музы?
  • Кто такие сирены?
  • Кто таковой Минотавр?
  • Кто таковой Авгий?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

    Кем были дети Асклепия

    Асклепий (у римлян — Эскулап) в античной мифологии: бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца. Так, путем «кесарева сечения» («кесарево», то есть царское, предполагают, что этим же способом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают название этой операции) родился Асклепий.

    Некоторые данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, впоследствии обожествленной.

    Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу жены императора Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.

    О рождении Асклепия существует несколько версий. По одной из них Коронида родила и оставила маленького Асклепия в тайне от своего отца на склонах юры Тицион. Голодного ребенка накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, оберегала его до тех пор, пока Асклепия не нашел пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138–161) нашла отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена — на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эпохи Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный нимб.

    По другой легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрому и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что даже сумел превзойти своего учителя. Он познал силу корней леса и соков трав, полей и лугов. И не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни, чем прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия.

    Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила,убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины.

    Культ Асклепия

    Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

    В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.

    На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.

    Посох Асклепия

    Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

    В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям чудесное омолаживающее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе с кожей. Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.

    По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.

    Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций — Испании, Галии, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

    Дети Асклепия

    Асклепий имел семерых детей — Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:

    • …стоит многих людей один врачеватель искусный.
    • …вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.

    Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия — терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.

    Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея — покровительницей лекарственного лечения, Иазо — богиней исцеления и Огле — богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает «приводящий к благому концу»).

    Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

    Врачей называли асклепиадами, то есть наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *