Атеизм в России

Пострадал за убеждения

О том, что в отношении него возбуждено уголовное дело, Виктор Краснов узнал в апреле прошлого года. Причиной стали его комментарии в группе «Подслушано в Ставрополе». Анонимный пользователь в посте делился наставлениями своей матери, касающимися того, кто должен быть главой семьи. Один из комментаторов привел цитату из Нового Завета, где говорится, что «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Краснов, будучи убежденным атеистом, вступил в дискуссию, в ходе которой подверг сомнению существование бога. Спустя две недели Краснов оставил несколько комментариев, в которых высмеивал излишне серьезное и даже агрессивное отношение православных к празднованию Хеллоуина. После словесной перепалки его визави решили, что на этот раз Краснову придется ответить за сказанное, и обратились в правоохранительные органы. В заявлении двое молодых людей написали, что высказывания Краснова принесли им моральный вред и оскорбили религиозные чувства.

Полицейские приняли заявление, а затем обратились в администрацию «ВКонтакте», чтобы вычислить острослова по IP. В ходе обысков у Краснова изъяли системный блок, модем и мобильный телефон, которые впоследствии использовались как вещественные доказательства. Его самого отправили на комплексную судебно-психиатрическую экспертизу в психиатрическую клинику, а реплики из соцсети передали на лингвистическую экспертизу.

«В этом отделении лежали уголовники, психопаты, сексуальные маньяки и один людоед, — вспоминает Краснов свое пребывание в клинике. — Среди них мне пришлось провести 30 дней. Никаких препаратов мне, понятно, не давали. Наблюдения тоже особого не было. Уже в конце срока пребывания, на третьей неделе, со мной полчаса побеседовала психолог. И еще перед самым выходом 20 минут со мной пообщался врач. Все!».

По словам Краснова, все это время он проводил за чтением книг и время от времени радовал себя пивом, за которым посылал санитаров. «Такое ощущение, что меня туда засунули, чтобы я не начал поднимать волну в свою защиту, — говорит он. — Просто убрали с глаз долой, и все».

Спустя месяц выяснилось, что Краснов полностью вменяем. Что же касается его высказываний, то, по мнению экспертов, они хоть и не унижают человеческого достоинства, но оскорбляют религиозные чувства православных. Это и послужило основанием возбудить в отношении него уголовное дело. При этом потерпевшие на заседание не явились. Незадолго до этого они написали отказ от участия в судебном процессе. Их доставили в суд принудительно, но они повторно написали, что не хотят участвовать в процессе, никак не пояснив свои действия. Официальные представители РПЦ предпочли воздержаться от оценки резонансного дела как на уровне местной епархии, так и на уровне Московской патриархии. Свое одобрение происходящему высказали лишь отдельные православные активисты, которые, как всегда, пришли к зданию суда с плакатами и крестами.

Такие дела

Краснов не первый, кто оказался на скамье подсудимых по обвинению в оскорблении чувств верующих. Так, в конце прошлого года в Кировской области возбудили дело в отношении двух мужчин, которые повесили чучело на православный крест. В августе того же года внимание правоохранителей привлек житель Архангельска, писавший крамольные твиты. Еще одно дело возбудили в отношении жителя Нягани, который нецензурно ругался в храме. Максимальное наказание, которое грозит правонарушителям по данной статье, — год лишения свободы.

«После того как в 2013 году в Уголовном кодексе появилась эта статья, дело Краснова — это фактически прецедент, — поясняет адвокат обвиняемого Андрей Сабинин. — Если раньше мы говорили о том, что будьте аккуратны в интернете, потому что вы можете быть привлечены за экстремизм, то теперь получается, что можно привлечь еще и за убеждения, в том числе религиозного или атеистического толка».

Сабинин напоминает, что в 1991 году в России была издана Декларация прав и свобод человека. Там написано, что каждый человек вправе сообщать как о своих религиозных убеждениях, так и отстаивать свои атеистические воззрения. Однако, как в случае с Красновым, представители государства почему-то решительно встали на сторону верующих, при том что их комментарии в отношении атеизма и атеистов были весьма и весьма резкими.

«Потерпевшие, выражая мнение определенного круга лиц, решили, что они оскорбились и человек должен быть наказан за это, — говорит юрист. — Но фактически это дело против Краснова ведет государство. Потому что это уже не гражданский иск православного к атеисту, а уголовное дело публичного обвинения. В суд с ним вышла прокуратура. Здесь государство — против человека, который высказался в атеистическом ключе».

Что касается самих высказываний, то, по мнению Сабинина, это свойство человека, говорить о чем-то с экспрессией. «Для комментариев и форумов обсценная лексика — совершенно обычное явление, — считает адвокат. — Любая дискуссия превращается в разбор полетов: то же самое здесь. В какой бы форме ни высказывались эти мнения в данном случае, судить за это нельзя. Вообще статья эта — самая что ни на есть инквизиционная норма. Если мы позволим ей остаться, тогда в очень скором времени можно будет готовить дрова и зажигать костры».

То, что происходит сегодня на суде по делу Виктора Краснова, просто не укладывается в головах доброй половины россиян. Должно быть, похожие чувства испытывали православные, когда на заре советского государства воинствующие безбожники закрывали храмы под лозунгом: «Религия — опиум для народа!». Не стоит забывать, что значительная часть ныне живущих граждан России родилась еще в СССР, когда в основном законе страны, то есть в Конституции, было записано право на атеизм и антирелигиозную пропаганду. С самого детства дома, в детском саду, в школе, а затем и в вузе советскому человеку объясняли, что бога нет и не стоит в этом сомневаться. Об этом рассказывали воспитатели, учителя, ученые и даже космонавты, которые имели личные наблюдения об устройстве неба над головой. Об этом же было написано в школьном учебнике «Обществоведения». Чтобы окончить вуз и получить диплом о высшем образовании, нужно было сдать экзамены по истмату, диамату и научному атеизму. Так что стать врачом, педагогом, инженером или журналистом можно было только, в буквальном смысле, заявив ответственной комиссии, что бога нет, а есть мракобесие и тот самый опиум для народа.

Атеизм в СССР был государственной идеологией, а права граждан быть атеистами и вести антирелигиозную пропаганду были закреплены еще в Конституции РСФСР 1918 года. Сделать успешную карьеру, будучи верующим и не будучи членом КПСС, было крайне проблематично. Ну а те, кто заявлял о своей религиозности и пытался вести соответствующую пропаганду, легко могли оказаться в психиатрической лечебнице, и не на месяц. Несколько поколений сегодняшних россиян выросли с пониманием того, что фраза «Бога нет» не более оскорбительна, чем заявление: «Я не верю в Деда Мороза».

Безусловно, права верующих должны быть защищены законом, но тем же законом должны быть защищены и права неверующих, которых у нас тоже достаточно. И именно об этом сказано в 28-й статье действующей Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Почему же Краснову было отказано в конституционном праве иметь и распространять свое атеистическое убеждение — «Бога нет». В этом контексте процесс в Ставрополе выглядит как некая судебная казуистика и очень нехороший прецедент.

Религиозные «эрогенные зоны»

Тот факт, что представители духовенства дистанцировались от этого дела, говорит о том, что даже в Русской православной церкви нет единого мнения по поводу того, где проходит грань между оскорблением чувств верующих и правом атеистов отстаивать свои убеждения. Однако, по мнению протодиакона Андрея Кураева, критические высказывания нельзя запрещать.

«Надо разрешать людям критику религии, — говорит Кураев. — Причем как религиозным людям, так и атеистам. Это совершенно нормальная ситуация. Христианство пришло в мир как крайне полемическая религия. Само то, что наше священное писание называется Новый Завет — это тоже было своеобразным оскорблением по отношению к некоему писанию, которое объявлялось Ветхим. Естественно, что ни один иудей не согласится с таким названием священной для него книги. Не христианам здесь говорить «Чужую веру нельзя критиковать!». Сколько христианских мучеников были убиты именно за крайне жесткие слова и действия в адрес языческой веры».

Кроме того, в случае защиты религиозных чувств судья становится заложником истца. «Эти религиозные «эрогенные зоны» у каждого в своей области расположены. И от глубины веры это не зависит, — убежден Андрей Кураев. — Для кого-то оскорблением может показаться критика церковного забора. А кого-то и критика Евангелия не заденет. Я считаю, что такая эфемерная вещь, как чувства, должна быть из законодательства просто убрана. Деяния, призывы к погромам, насилию, убийствам — вот это действительно должно преследоваться».

Слова «бога нет» не могут становиться поводом для уголовной ответственности, и претензии правоохранительных органов должны касаться формы, в которой обвиняемый выражал свое мнение, считает Кураев. «Несомненно, тут есть грань, но из-за истеричности нашего «антиболотного» законодательства она перейдена на сторону запретительства, — считает он. — Боятся любой тени, любого собрания людей, любой общественной активности и полемики. Сами себя загнали в тупик. Эту крайность надо осознать. Вот такие идиотские судилища, как в Ставрополе, этому помогают».

История

Атеизм в Российской империи

XVIII век

Вольтер. 1769 год

В Российскую империю атеистическое мировоззрение начало проникать в связи с ростом популярности идей вольтерьянства в середине XVIII века, однако численность радикальных атеистов по-прежнему оставалась незначительной. Бо́льшая часть сторонников данного течения придерживалась деистических взглядов, так как, по утверждению русского историка В. Н. Тукалевского, «русское общество в массе поняло деизм, как отсутствие бога».

Будущая императрица Екатерина II ещё в 1740-х — 1750-х годах познакомилась с первоначальными произведениями Вольтера, практически не содержавшими пропаганду материализма и атеизма, к которому он только начал приобщаться в то время, однако впоследствии её интерес к ним угас. Наряду с этим, будучи вольтерьянкой, Екатерина увлеклась чтением и анализированием «Исторического и критического словаря» атеиста Пьера Бейля, из которого почерпнула принцип веротерпимости, воплощавшийся в жизнь на протяжении всего её царствования. В 1767 году Екатерина предприняла попытку реформировать русскую православную церковь, внеся на рассмотрение в Святейший синод следующие поправки в депутатский наказ: разрешить старообрядцам публично проводить богослужения, в пост употреблять ряд кушаний, а также сократить продолжительность постов, убрать из домов иконы, ликвидировать ряд христианских праздников, заменить продолжительные службы короткими, вечерние и всенощное бдение — краткими молитвами с поучением, разрешить епископам иметь жену, изменить форму священнослужителей на более светскую, устранить некоторые сложности при необходимости проведения разводов, позволить заключать браки между родственниками и представителями различных вероисповеданий и ликвидировать поминовение усопших и так далее. Члены синода проигнорировали данные поправки, понимая, что в результате их воплощения авторитет государыни и церкви будет значительно подорван. После смерти Вольтера государыня заказала 100 полных собраний сочинений мыслителя с тем, «чтобы они служили поучением, чтобы их изучали, вытверживали наизусть, чтобы умы питались ими» и даже планировала воздвигнуть в Санкт-Петербурге памятник философу, однако после начала великой французской революции бюсты Вольтера, стоявшие в гостиных и коридорах Зимнего дворца, были снесены, публикация его сочинений запрещена, имевшиеся экземпляры конфискованы. В результате данных событий произошло полное приобщение Екатерины II к православию как религии, способной уничтожить «языческий, безнравственный, анархический, злодейский, дьявольский, враждебный богу и апостолам» атеизм.

В течение определённого периода времени среди придворных императрицы пользовались популярностью шутки в отношении религии, демонстрация безбожия и возвеличивание Вольтера как философа, пришедшего в мир с целью освобождения его от суеверий. Сам же Вольтер, отзываясь о положении религии в Российской империи, говорил: «…весь двор российской империи… состоит из деистов, несмотря на все суеверия, которыми ещё проникнута греческая церковь». Учение имело успех не только среди представителей высшего класса, как княгиня Е. Р. Дашкова, графиня Е. П. Строганова, князь А. М. Белосельский-Белозерский, А. Р. Воронцов, Д. А. Голицын, но и среднего. Однако в отношении взглядов государыни и её сторонников ряд выходцев как из среднего, так и из высшего классов выражали недовольство, в том числе князь М. М. Щербатов ( «…упоенна безразсмысленным чтением новых писателей, закон христианский, хотя довольно набожной притворяется, ни за что почитает. Коль ни скрывает своих мыслей, но оные многажды в беседах её открываются») и известный писатель Д. И. Фонвизин («…вступил я в тесную службу с одним князем, молодым писателем и вошёл в общество, о коем я доныне без ужаса вспомнить не могу. Ибо лучше препровождение времени состояло в богохулении и кощунстве. В первом не принимал я никакого участия и содрогался, слыша ругательство безбожников; а в кощунстве играл я и сам не последнюю роль… В сие время сочинил я послание к Шумилову, в коем некоторые стихи являют тогдашнее моё заблуждение, так что от сего сочинения у многих прослыл я безбожником»).

В число русских атеистов того времени входила большая часть масонов, впоследствии разочаровавшихся в безбожии и перешедших в православие.

XIX век

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

По крайней мере по состоянию на 1899 год не иметь никакого вероисповедания не допускалось. «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 года за выход из православия была предусмотрена ответственность в виде каторги сроком от восьми до десяти лет.

XX век

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Атеизм в СССР

См. также: Религия в СССР

В СССР атеизм был существенной частью государственной идеологии. В Конституции РСФСР (и впоследствии — в конституции СССР) наряду со свободой вероисповедания была также впервые в мире закреплена свобода антирелигиозной пропаганды. Борьба с религией была задачей ряда общественных организаций (Союз воинствующих безбожников (1925—1947), общество «Знание» (с 1947)). Как правило, антирелигиозная пропаганда велась параллельно с популяризацией научных знаний. В 1964 году был создан Институт научного атеизма, просуществовавший до 1991 г.

Атеизм в Российской Федерации

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Современное состояние

См. также: Религия в России

Численность атеистов

Оценки численности атеистов сильно различаются из-за различной трактовки понятия «атеизм».

По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12,9 % россиян.

В ходе исследования Левады-Центра в ноябре 2012 года атеистами назвали себя 5 % опрошенных, 10 % заявили, что не принадлежат ни к какому вероисповеданию.

По данным ФОМ на июнь 2013 года 25 % россиян не считают себя верующими людьми.

В рамках исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведённого службой Среда в 2012 году, 13 % россиян заявили, что не верят в бога.

Согласно данным всероссийских опросов, атеисты чаще среднего хотели бы жить в другой стране и чаще оказываются мужчинами, а больше всего атеистов в Приморском крае (35 %), Алтайском крае (27 %), Якутии (26 %), Новосибирской области (25 %) и Амурской области (24 %).

Диакон А. Кураев в интервью в 2005 году заявил:

Я уже говорил, что атеистов в России почти не осталось. Атеиста сегодня надо заносить в Красную книгу как существо, достойное заботы и охраны. <…> в реальности есть самая массовая религия современности — оккультизм. И если поговорить с человеком, утверждающим, что он не православный и не мусульманин, что в Бога он не верит, то выяснится — в большинстве случаев какие-то верования и даже религиозная практика в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая бытовая низовая магическая религиозность является вездесущей. И поэтому людей, которые прожили бы свою жизнь не только без оглядки на Библию или Коран, но и без учета популярных магических телепередач и советов, в том числе астрологических, чрезвычайно мало.

— Андрей Кураев

Правa атеистов в России

См. также: Дискриминация атеистов

Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (Статья 14). Статья 19 Конституции устанавливает равенство религиозных объединений перед законом и их отделение от государства. Статья 28 гарантирует свободу вероисповедания — право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Закон «Об образовании» устанавливает светский характер государственного образования. Создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускаются. Педагогические работники не могут в рамках образовательной деятельности принуждать обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них.

Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает право каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, если это не противоречит необходимости защиты прав и законных интересов граждан и безопасности государства. Дискриминация по религиозному признаку не допускается. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может быть принуждён к участию или неучастию в религиозной деятельности. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Атеистические организации в России

Общей целью атеистических организаций является защита светского характера общества, отстаивание интересов неверующих граждан, противодействие клерикализации общества, публичная критика религии в целом и защита атеизма как полноценного мировоззрения, имеющего право на существование.

Особенностью развития постсоветского молодёжного атеистического движения в России являлось то, что движение прежде сформировалось в своих виртуальных формах, а уже затем приняло какие-то формы реальной организации.

Политические организации

Кирилл Ганин возглавляет политическую партию «Россия без мракобесия», зарегистрированную в Министерстве Юстиции РФ 4 апреля 2012 года.

Направления деятельности

Российские атеистические организации не имеют единого руководящего центра и каждая из них самостоятельно определяет задачи, которые пытается решить. Среди них можно выделить определённые типичные задачи.

Образовательные задачи

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (22 ноября 2013)

Эта группа задач направлена на выработку у как можно большей части населения логического мышления и адекватных представлений о современных научных знаниях, а также критического подхода к непроверенным опытом сведениям.

  • Критика религии с позиции научного метода (см. научный атеизм), вскрывающая её несовместимость с научным подходом к пониманию устройства мира.
  • Популяризация естественнонаучных знаний, входящих в конфликт с традиционными религиями (например, по теории эволюции) или истории возникновения Земли (см. Возраст Земли).
  • Популяризация знаний по религиоведению (в частности, библеистике) и истории религий, раскрывающих происхождение религий, как представлений, созданных человеком.

Общественно-политические задачи

Основная статья: Дискриминация атеистов § Россия

Эта группа задач направлена на защиту светского характера общества и противостояние дискриминации атеистов. Поскольку наиболее распространённой религией в России является православие, а наиболее влиятельной религиозной организацией — Русская православная церковь, то основная активность атеистических организаций направлена на противодействие приобретению РПЦ влияния в различных сферах деятельности государства и общественной жизни.

Наиболее известные организации

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (29 января 2017)
  • Атеистический сайт (А-сайт). По-видимому, первый (создан в 1996 г.) серьёзный атеистический ресурс в Российском сегменте интернета. Большая библиотека материалов о религии и атеизме, а также форум. Поддерживается Новосибирской образовательной сетью.
  • Атеистическое общество Москвы (АТОМ). Создано в начале 2000 г, председателем является Александр Никонов. Издается журнал «Новый безбожник».
  • Общество атеистов Подмосковья — первая в России атеистическая организация, зарегистрированная как юридическое лицо.
  • Сайт «Научный атеизм». Большая библиотека материалов о религиоведении, естественных науках и современном положении религий и атеизма в России и в мире.
  • Интернет-портал «Наука и религия», на котором расположен дискуссионный атеистический форум.
  • Журнал «Скепсис», критикующий деятельность религиозных организаций в России (прежде всего РПЦ), а также многие стороны политики российских властей (например, в сфере образования), не связанные напрямую с религией. Часть публикаций посвящены историческим событиям.
  • Журнал «Здравый смысл», выпускается Российским гуманистическим обществом (РГО) и Центром исследований РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке Центра исследований и Международной академии гуманизма (Амхёрст, США), Российской академии наук, Российского философского общества, Института свободы совести и Фонда «Человечность».
  • Союз воинствующих безбожников Российской Федерации (за образец взято название Союза воинствующих безбожников, действовавшего в СССР в 1925—1947 гг.). Согласно уставу СВБ ставит своей задачей объединение широких масс трудящихся РФ для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех её видах и формах и является организацией, ориентирующейся на коммунистическую идеологию.
  • фонд «Здравомыслие», являющийся членом Международного альянса атеистов (Atheist Alliance International).

Атеистическое движение в России не имеет единого руководящего центра. В ноябре 2008 г. с целью координации деятельности русскоязычных атеистических интернет-ресурсов был создан Совет атеистов Рунета, который за время своего существования опубликовал ряд публичных заявлений, а также провел кампанию по распространению книги А. Куликова «Научный атеизм». Этот сборник атеистических материалов был издан в 2008 г. силами автора и, возможно, является первой в России атеистической книгой за весь постсоветский период.

Кроме того, вопросами защиты права на свободу вероисповедания занимается Российское гуманистическое общество.

В сентябре 2010 года начало свою работу общественное объединение по продвижению секуляризма в России atheistcampaign.ru. В планах объединения — создание юридического лица в виде общественного фонда и проведение кампаний, аналогичных западным.

В 2011 году на улицах Москвы фондом «Здравомыслие» было размещено несколько рекламных плакатов с цитатами из тех статей Конституции РФ, которые говорят о светском характере российского государства, об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом. В 2012 году под эгидой Фонда «Здравомыслие» и АТОМа прошла общественная конференция «Светское государство — гарант общественного мира».

> См. также

  • Письмо десяти академиков
  1. В том числе виднейшие масоны Российской империи И. П. Елагин (1725—1794) и И. В. Лопухин (1756—1816)

Примечания

  1. Вороницын, 1933, М., с. 175.
  2. Вороницын, 1933, М., с. 186-187.
  3. Вороницын, 1933, М., с. 186.
  4. Вороницын, 1933, М., с. 189.
  5. Вороницын, 1933, М., с. 188.
  6. Крючкова М. А. Мемуары Екатерины II и их время. — М.: Летний сад, 2009. — С. 364. — 461 с.
  7. Трачевский А. И. Русская история. — Издательство К. Л. Риккера, 1895. — Т. II. — С. 316. — 642 с.
  8. Тажуризина, 1979, с. 185.
  9. Levine, Alan. Pierre Bayle’s atheist politics // Early Modern Skepticism and the Origins of Toleration. — Lexington Books, 1999. — P. 197. — 282 p.
  10. Вороницын, 1933, М., с. 193.
  11. 1 2 Вороницын, 1933, М., с. 194.
  12. Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: жизнь во власти и в опале = Dashkova: A Life of Influence and Exile. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 220. — 333 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03295-8.
  13. Ермичев А. А. «РУССКАЯ МЫСЛЬ»: Историко-методологический семинар в РХГА. rhga.ru (31 октября 2008). Дата обращения 21 июня 2015. Архивировано 21 июня 2015 года.
  14. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — С. 64. — 117 с.
  15. Демидова А. Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) // Голицыны. Главные помещики. — М.: Рипол Классик, 2014. — С. 153. — 254 с. — (Династии). — ISBN 978-5-386-07757-0.
  16. Политический отдел и финансы/Церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 15 августа 1845 г // Российское законодательство X—XX веков / Чистяков О. И.. — М.: Юридическая литература, 1988. — Т. VI. — С. 174—276.
  18. Глаголев, Евдокимов, 1970.
  19. Типология государств по их отношению к религии
  20. Конституция РСФСР/1918
  21. Olga Filina (Ogonek Magazine). Mapping Russia’s Religious Landscape. Russia and India Report. Retrieved 24-09-2012.
  22. Верю — не верю. «Огонёк», № 34 (5243), 27/08/2012. Retrieved 24-09-2012.
  23. Арена (Атлас религий и национальностей России) // Исследовательская служба Среда
  24. В России 74 % православных и 7 % мусульман Архивировано 31 декабря 2012 года. // Левада-Центр, 17.12.2012
  25. Ценности: религиозность // ФОМ, 14.06.2013
  26. 1 2 Арена: Атлас религий и национальностей. Атеизм. Исследовательская служба Среда (2012).
  27. Диакон Андрей Кураев: «Атеизм как таковой — это просто отрицание чужой святыни» // Patriarchia.ru, 25 ноября 2005 г.
  28. Конституция Российской Федерации
  29. Закон «Об образовании»
  30. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
  31. 1 2 http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/novie-identichnosti/atheism/postsovetsky-ateism/ Архивная копия от 6 мая 2005 на Wayback Machine Генезис и формы постсоветского атеизма в России
  32. Сведения о действующих организационных комитетах политических партий Архивировано 19 октября 2012 года., Минюст РФ
  33. Минюст зарегистрировал уже 167 заявок на регистрацию партий. РИА Новости. ria.ru (2 мая 2012 г.). Дата обращения 7 декабря 2012. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  34. Дмитрий Волчек. Режиссёр Кирилл Ганин – о партии «Россия без мракобесия». Радио Свобода. svoboda.org (22 апреля 2012 г.). Дата обращения 26 ноября 2012. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  35. Российские ученые о вере и образовании
  36. Крывелёв И. А. Книга о Библии. — М.: Соцэкгиз, 1958.
  37. Манифест атеизма
  38. Список фактов клерикализации
  39. 1 2 Атеистический сайт (А-сайт)
  40. 1 2 Сайт «Научный атеизм»
  41. 1 2 Интернет-портал «Наука — о религии»
  42. Открытое письмо участников атеистического клуба Дмитрию Медведеву
  43. Закон об оскорблении чувств неверующих граждан Российской Федерации
  44. «Научный атеизм» — группа Вконтакте
  45. 1 2 Атеистическое общество Москвы Архивировано 23 апреля 2010 года.
  46. Общество атеистов Подмосковья Архивировано 15 июля 2009 года.
  47. Скепсис. Научно-просветительский журнал
  48. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов
  49. Устав Союза воинствующих безбожников Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июля 2009. Архивировано 29 марта 2009 года.
  50. Жизнь без Бога: неверующие в России («РИА Новости», Россия)
  51. Совет атеистов Рунета
  52. Совет атеистов Рунета и сайт «Атеист» представляют книгу Андрея Куликова «Научный атеизм»
  53. Иванеев С. В. Светское государство — гарант общественного мира // Союз русского народа, 04.12.2012

Литература

  • Атеизм в СССР // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 36—37. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Вороницын И. П. История атеизма. — М.: Атеист, 1933. — Т. IV.
  • Атеистическое воспитание / Глаголев В. С., Евдокимов В. И. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Журавский А. В. Генезис и формы постсоветского атеизма в России // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. Часть 4. Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС / Сост. О. Ю. Васильева, Ю. П. Зуев, В. В. Шмидт. — М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС, 2009. — 586 с. (копия)
  • Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  • Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 206 с.
  • Тажуризина З. А. Исследование истории атеизма в СССР (20–30-е годы) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования. Сборник. Кн. 1 (I) / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева, З. П. Трофимовой. — М.: ИД «МедиаПром», 2010. — С. 349–357. — 672 с.
  • Рустам Светланин. Атеизм и культура. — М.: ООО «ЛЕНАНД», 2016. — 144 с. — ISBN 978-5-9710-3103-1.

> Ссылки

  • Сайт «Научный атеизм» — раздел «атеистическое движение»
  • «Атеистический сайт»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *