Авраамическим религиям

Рубрика: Другие религии

Суть иудаизма

Иудаизм является древнейшей религией, в основе которой лежит почитание Единого Бога в противовес языческому многобожию. Особенность — в строгом этническом характере: возник и развивался в пределах одного народа. Название «иудаизм” религия евреев получила от колена Иуды. В 730-х годах до Рождества Христова десять колен Израилевых были уничтожены в результате войны. В результате колено Иуды осталось единственным представителем евреев. Соответственно понятия «иудаизм” и «евреи” стали тождественны.

Важно понимать, что иудаизм – это древнейшая авраамическая (общее наименование для христианства, иудаизма и ислама) религия. Название «авраамическая” она получила в память Завета Бога с Авраамом. За то, что Авраам последовал Божьему зову и покинул свои земли, ему обещается земля и многочисленное потомство. Бог раскрывает себя как единого Творца и возвещает Свою волю людям. Богом Аврааму были даны этические установления, нормы и правила поведения. Они легли в основу трех религий: иудаизма, христианства и ислама.

Ортодоксальные иудеи у Стены Плача (Иерусалим)

Религия евреев — особенности

Древние евреи существенно отличались своей верой в Единого Бога от окружавших их народов-язычников. Язычники же поклонялись различным божествам и стихиям (вода, огонь, земля, солнце, луна). Связь иудеев с язычниками считалась недопустимой. Отношение еврейского избранного народа к представителям язычества было крайне нетерпимым.

Так, в библейской книге Исход говорится: «Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, , ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа , потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх. 34:12-16).

Религия евреев строится на книгах Ветхого Завета – Танах, где особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора. Также евреи утверждают, что вместе с письменным текстом Моисеем при общении с Богом была получена Устная Тора (Мишна), которая передавалась долгое время из уст в уста.

В III веке к Письменной Торе были написаны разъяснения на основании Мишны. Эта многотомная книга получила название Талмуд. В ней прописаны все правила и законы, которых должны строго придерживаться все евреи. Сюда входят не только религиозные трактаты, но и этика, мораль, законы. Читать и толковать Талмуд по иудейскому закону имеют право только евреи.

Внешним символом иудаизма является «Менора» — семисвечник, о котором упоминается в Библии. Он находился в Скинии и в Иерусалимском храме до его разрушения. Он символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни.

С XIX века религия евреев получила символ Шестиконечной звезды, ее еще называют Звездой Давида.

В оформлении синагог активно используют изображения Скрижалей Завета, на еврейском языке носят наименование «лухот а-брит». Это две каменные плиты, на которых написаны 10 Заповедей.

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название «иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины.

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения. Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8. В это время нет поста и не оплакивают умерших.

Основные догматические положения иудаизма

Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.

В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.

Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире. В Талмуде говорится: «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.

Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.

Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах «подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

«Поэтому и закон дан по необходимости: ибо он заменял для нас воспитателя, и как освободил нас от прежнего нечестия, так обучил боговедению. Как к премудрому некоему наставнику приводит он ко Владыке Христу, чтобы от Него выслушали мы совершенные уроки и приобрели оправдание верою.” (Блаженный Феодорит Кирский из толкований на послания святого Павла)

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде «Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона. Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации. Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом. Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить. И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Епископ Вениамин (Пушкарь) пишет: «Можно себе представить, какое невыносимое бремя создавали мелочные законники иудейства своими постановлениями, которыми они не сохраняли, а убивали дух Моисеева закона. Такое законничество стояло в самом резком и явном противоречии с Духовным Царством, которое провозглашал Христос, ибо это Царство заключалось в чистоте сердца, в беззаветной сыновней любви к Небесному Отцу” (из книги «Священная Библейская история Нового Завета”).

Метки: вера евреев, иудеи это кто, какая вера у евреев, религия евреев

монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Определение

К авраамическим религиям относятся:

  • иудаизм;
  • караизм;
  • христианство;
  • ислам;
  • бахаи;
  • растафарианство.

Они называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической древнееврейской веры в Моисеев закон, получившей распространение на территории древних царств Ханаана, Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.

В I веке н. э. на территории Израильского государства возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия Пятикнижия, однако кардинально его реформировавшее.

В VII веке н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований. Востоковед Л. С. Васильев считает, что ислам был полностью заимствован из более ранних иудаизма и христианства.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Мухаммед (Магомет) утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

В Коране говорится: 3:68 Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается. Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Откровение

Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

В отношении к откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. Христианство говорит о Новом Завете, изменяющем услышанное еврейским народом на горе Синай. Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Бахаи считают последним откровением Бога пророчество Баха-Уллы.

Иисус

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в Христианстве, Иудаизме, Исламе и Бахаи.

Иудаизм не признаёт Иисуса (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Евангелие также не почитается.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией (Христосом), Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии (по-арабски Мариам), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему. По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую, по мнению мусульман, христиане исказили.

Бахаи признают и почитают Иисуса как Мессию и Богоявление, но того времени. Мессия нашего времени — Бахаулла.

Примечания

  1. 1 2 Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  2. Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  3. 1 2 Васильев Л.С. История религий Востока. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  4. 1 2 Краткий путеводитель по религии. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.
  5. Abraham Geiger (англ.)русск. Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen?(Что Мухаммад заимствовал из иудаизма?). Проверено 2 сентября 2009. (нем.)
  6. Васильев Л.С. «История религий Востока» Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
  7. Энциклопедия «Britannica», 1987, Том 22, стр. 475.
  8. Алексей Журавский. Авраамическая религия ислам. Архивировано из первоисточника 10 февраля 2012. Проверено 10 августа 2012.

См. также

  • Индийские религии
  • Бахаи

Ссылки

  • The Abrahamic Faiths: A Comparison — Чем отличаются иудаизм, ислам и христианство? (англ.)
История Авраама
Персонажи Авраам | Сарра | Агарь | Хеттура | Мелхиседек
События Обрезание | Жертвоприношение Исаака
Основные понятия Еврей | Авраамические религии | Пещера Махпела | Авраамово лоно | Авраамов завет
В разных источниках Ибрахим
Дети Авраама Измаил | Исаак
Иудаизм и христианство
Теологии Диспенсационализм · Христианский иудаизм · Суперсессионизм · Богословие Нового Завета · Богословие заветов · Иисус в иудаизме · Богословие двойного завета · Отмена ветхозаветных законов
Отношения
По конфессиям Католицизм · Православие · Протестантизм · Мормонизм
По конфликтам Антисемитизм · Антииудаизм · Англоизраилизм · Апостол Павел и иудаизм
Синкретизм Мессианский иудаизм · «Движение священного имени»
См. также Авраамические религии · Иудеохристианство · Празднование ветхозаветных праздников в христианстве

Категории:

  • Религии
  • Авраамические религии

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Авраамические религии» в других словарях:

  • Авраамические религии — в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего. Евреи и арабы возводят… … Католическая энциклопедия

  • Религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

  • Религии откровения — Карта, показывающая распределение аврамических (розовый) и дхармических (жёлтый) религий на планете Авраамические (или авраамитические) религии монотеистические религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному… … Википедия

  • Религии Африки — В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические … Википедия

  • История религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

  • Список ангелов в религии — Здесь приводится список ангелов, известных в богословии, который включает как конкретных ангелов (например, Михаил), так и разновидности ангелов (например, Серафимы). Содержание 1 А 2 Б 3 В … Википедия

  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ — (WORLD RELIGIONS) Представление о том, что лишь некоторые религии относятся к числу «мировых», является проблематичным потому, что большинство религиозных движений претендуют на универсальность. Традиционно к мировым относят авраамические религии … Социологический словарь

  • Монотеистические религии — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В… … Википедия

  • Дхармические религии — Карта, показывающая распределение авраамических(розовый) и дхармических (жёлтый) религий на планете Дхармические религии религии, основной концепцией которых является вера в дхарму универсальный закон бытия. Практически все… … Википедия

  • Список религий — Ниже приведён неполный список религий и религиозных течений. Содержание 1 Мировые религии 2 Авраамические религии … Википедия

Книги

  • Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Акийол Мустафа. Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран, а… Купить за 636 руб
  • Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Мустафа Акийол. Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран, а… Купить за 605 грн (только Украина)
  • Исламский Иисус Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком, Акийол М.. ??Поразительные связи между иудейским, христианским и исламскими взглядами на Иисуса — одна из ключевых загадок в истории религии. То, что говорят об Иисусе и его матери Марии Библия и Коран,… Купить за 509 руб

Другие книги по запросу «Авраамические религии» >>

Здравствуйте! Мессианская община и реформистская — одно и то же? (Андрей)

Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:

Шалом, Андрей.

Реформистский (прогрессивный) иудаизм (далее РИ) возник в Германии во втором десятилетии XIX века, как движение за обновление иудаизма. Во второй половине столетия центр РИ переместился в США.

Что в иудаизме требовало обновления, по представлениям основоположников РИ? Пересмотр теологии в сторону отхода от понимания особенной роли еврейского народа, взглядов на стремление к обретению государственности народом Израиля, понимания роли Мессии, возвеличивание роли человека в вопросах морали, а также упрощение синагогальной литургии и практики повседневной жизни еврея, которая обросла многочисленными мелкими предписаниями, выведенными из древних талмудических текстов и утратившими всякий смысл в современном мире.

В отношении понимания роли еврейского народа, реформисты предлагали исключить всякое упоминание о его исключительности. В 1819-м году гамбургская община выпустила сидур, в котором фразы о пришествии Мессии, избранности еврейского народа и возвращении в Сион были либо изъяты, либо заменены другими формулировками общечеловеческого характера. Ведущий реформист своего времени, А. Гейгер, бывший реформистским раввином сначала в Висбадене (1832 г.), а позже в Бреслау (с 1841-го г.), защищая этот молитвенник перед ортодоксами, утверждал, что из новой литургии следует исключить все места, где выражается надежда на национальное возрождение, и вообще все, что носит национальный, а не общечеловеческий характер. Более радикальный реформист, С. Гольдхейм, считал, что все, связанное с Храмом и государством, следует считать отмененным. Он критиковал ортодоксальный иудаизм за приверженность традиции, выведенной из «устаревшего Талмуда», объясняя это относительностью во времени: – «В талмудическую эпоху прав был Талмуд. В мой век прав я». В эмансипации евреев он усматривал начало мессианской эры всеобщего братства, призывал к отмене обрядовых препятствий на пути к этому братству, в связи с чем перенес субботний отдых и служение своей синагоги (Берлин) на воскресный день, а также отменил запрет на смешанный брак.

Идеи Гольдхейма нашли свое развитие в американском реформизме, где для выработки общей платформы в 1885-м году была созвана Питтсбургская конференция, по итогам которой была издана т.н. «Питтсбургская платформа». Среди всего прочего там сказано следующее:

  • религия представляет собой попытку постичь Бесконечное, и что священные книги всех религий отражают сознание пребывания Бога в человеке.
  • признаются обязательными лишь моральные законы, а из ритуальных предписаний остаются лишь те, которые, по современным представлениям, возвеличивают и освящают жизнь человека, но отвергается все, что не соответствует воззрениям и привычкам современной цивилизации, например, все библейские и раввинистические законы о кашруте, ритуальной чистоте священников, об одежде, как утратившие всякий смысл для современных евреев.
  • платформа рассматривает современных евреев не как нацию, но как религиозную общность, и отбрасывает на этом основании идею возвращения в Страну Израиля, восстановления храмовой службы или каких-либо законов, связанных с существованием еврейского государства. В иудаизме платформа видит прогрессивную религию, всегда стремящуюся к согласию с требованиями разума.
  • христианство и ислам, согласно платформе, в качестве «дочерних религий» иудаизма выполняют божественную миссию, содействуя распространению среди народов идей монотеизма и моральной истины. Платформа утверждает идею бессмертия души и отбрасывает веру в воскресение мертвых во плоти, а также в рай и ад. Она провозглашает долгом сторонников реформизма стремление к социальной справедливости, соответствующее духу Моисеева законодательства.
  • Библия отражает примитивные представления своего времени и её концепция Божественного провидения и справедливости иногда облачена в устарелую форму рассказа о чудесах.

В 1937-м году некоторые положения платформы были пересмотрены в сторону возврата к пониманию важности Торы и Талмуда, как способствующих сохранению сложившихся веками норм еврейской жизни, среди которых – соблюдение праздников, суббот, некоторых обрядов, типа бар- и бат-мицва, а также важности изучения иврита. Радикальный антисионизм со временем уступил место всесторонней поддержке государства Израиль.

Хотя реформистское движение стремится создать собственную систему мицвот и посвящает этому специальную литературу, оно все еще далеко от принятия общеобязательного галахического кодекса. Как правило, реформистские раввины настаивают на выполнении лишь тех мицвот, которые соответствуют практике и чаяниям конкретных общин. На сегодняшний день в Америке 13% еврейских семей причисляют себя к реформаторскому иудаизму. Существует около 750 общин, в которых числится более чем 1.1 млн членов.

Как соотносится реформистский иудаизм с ортодоксальным иудаизмом?

В одной статье на эту тему я прочитал – «Ортодоксальный иудаизм рассматривает религию как Божественное откровение. Реформистский убежден в том, что она может эволюционировать. Повседневное различие между этими течениями касается законов кашрута, субботы и правил богослужения. Некогда фарисеи утверждали, священники и жертвоприношения не так уж необходимы для сохранения иудаизма. Сегодня реформисты полагают, что иудаизм не ослабевает оттого, что евреи едят сэндвичи с ветчиной, равно как и не усиливается, если они молятся только на иврите. С самого начала существования РИ, на все изыски его идеологов ортодоксальные раввины наложили херем (проклятье), отказывая движению даже в праве называться «иудаизмом».

Каковы различия между реформистским иудаизмом и мессианскими евреями?

Мессианские евреи принимают Писание, как неизменяемое и не ветшающее от времени Слово Бога. Реформисты же говорят, что Библия – это древнее человеческое пояснение того, как предки понимали Бога. Во многом она права, но многое потеряло актуальность и даже смысл, из-за изменений, произошедших за время, с момента написания последней книги Писаний. Мессианские евреи ставят в центр своего мировоззрения Бога, задачей жизни является поиск Всевышнего и служение Ему, в то время, как реформисты всё рассматривают с точки зрения удобства человека и служения идеям гуманизма в контексте еврейской национально-культурной особенности. РИ является единственным движением среди претендующих называться религиозным иудаизмом, где встречаются однополые браки.

Мессианские евреи верят в Йешуа Мессию, в Его жертву за грехи всех евреев и всего человечества, в Его воскресение для оправдания всех, совершивших тшуву. Приверженцы реформистского иудаизма не согласны с этим и полагают, что пророки говорили не о личности, а о мессианской эре, наступление которой люди могут ускорить, поступая справедливо и милосердно, любя ближнего, живя скромной и благочестивой жизнью. В энциклопедии «Еврейский мир» р.И.Телушкина на эту тему сказано так:

«Современный реформистский иудаизм давно не ждет индивидуального Машиаха, который должен усовершенствовать мир. Вместо этого реформисты говорят о будущем, в котором приведут к воцарению утопии человеческие усилия, а не Б-жественный посланец. Подобные идеи оказали влияние на многих неортодоксальных евреев: известное притяжение евреев к либеральным и левым политическим течениям, возможно, своего рода секулярная попытка прийти к мессианскому веку.»

Как видите, Андрей, различия между взглядами мессианских евреев и приверженцев реформистского иудаизма очень серьезные. Фактически, реформаторский, или прогрессивный иудаизм – это современное религиозное (хотя и достаточно секуляризированное), либерально-гуманистическое, культурно-национальное движение в еврейской среде, появившееся, в свое время, на основании желания найти выход из того глухого тупика талмудического законничества, в который раввинистический иудаизм завёл народ Божий. С другой стороны, РИ представляет собой человеческую попытку дать ответ на давние чаянья евреев, выражающиеся в стремлении вырваться из-за той ограды отчужденности, которую веками строили его вожди, все больше и больше отделяя Израиль от всего остального мира.В послании р. Шауля (ап. Павла), написанном в Эфес, мы читаем следующее:

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Еф. 2:14-18

Очевидно, что мессианские евреи давно имеют через Машиаха Йешуа то, что идеологи РИ продолжают искать, постоянно видоизменяя свое учение.

Благословений Вам, Андрей, и спасибо за вопрос.

С уважением, Михаил, раввин Винницкой еврейской мессианской общины.

Последнее: 25.07 (Израиль). Спасибо!

На фоне изложенного выше становится понятна главная особенность консервативного иудаизма. Это течение с самого начала исходило из необходимости рассматривать религиозные, этнокультурные и национально-исторические параметры еврейского существования как единое целое. Крупнейший еврейский историк XIX века Герман Грец, которого, наряду с Захарией Френкелем, следует считать основоположником нового идейного направления (историко-критической школы) в Германии, всегда настаивал, что Тора Израиля, Народ Израиля и Земля Израиля могут быть постигнуты только в их нерасторжимом единстве.
В дальнейшем эта идея получила развитие в трудах Соломона Шехтера, который, собственно и создал в конце XIX века Консервативный иудаизм как отдельное идейное и организационное направление, отличаемое и отличающее себя как от реформистов, так и от ортодоксов. Центральной теологической категорией для Соломона Шехтера стал כלל ישראל – Община Израиля. Эта Община существует не только как совокупность всех евреев-современников. Это нечто большее – это совокупность всех поколений Израиля, это некий мост во времени, перекинутый из древнейшего прошлого в отдалённое будущее.
По поводу вечности Израиля С. Шехтер писал: «Цунц никогда не извинялся за существование Израиля. Он полагал, что обособленность Израиля, который составляет единое целое, как в национальном, так и в религиозном плане, это несомненный исторический факт, и нечего за него извиняться. Израиль вправе как оглядываться далеко назад на свои великие достижения, так и вынашивать надежды на своё славное будущее, надежды жить своей собственной жизнью, думать свои собственные думы и ревниво хранить свою уникальность, как национальную, так и религиозную, посредством символов и церемоний и посредством своего святого языка». Из этого отрывка ясно, что сама идея разделить «национальное» Израиля и «религиозное» иудаизма совершенно чужда Соломону Шехтеру.
Но ещё важнее, что этот идеальный синтез «национального» и «религиозного», не достигнутый ни одним из исторических народов и ни одной из исторических цивилизаций, может быть осмыслен и пережит только как историческая проекция глубочайшего метаисторического единства между Народом Израиля и Богом Израиля. «Израиль столь же вечен, сколь и универсален, это скала, на которой построено мироздание. Подобно скале, вздымающейся среди моря, Кнессет Исраэль возвышается среди истории, отражая все посягательства и все соблазны, ибо «великие воды не могут загасить любовь» между Богом и Кнессет Исраэль».
Однако и этой несокрушимой скале грозят ныне новые опасности – Галут неизбежно чреват ассимиляцией и постепенной утратой тех бесценных духовных ценностей, которые наши предки хранили и передавали тысячелетиями. Полное и гармоничное единение Всевышнего и Избранного народа возможно только тогда, когда в его существование войдёт «третий ингредиент», Страна Израиля. Вот как об этом пишет сам С. Шехтер: «Возрождение национального сознания Израиля и возрождение религии Израиля или, короче говоря, возрождение иудаизма, неразделимы.
Когда Израиль находит самого себя, он находит своего Бога. Когда Израиль теряет себя или начинает действовать самодеструктивно, он наверняка теряет своего Бога. Избранность Израиля, нерушимость Божественного Завета с Израилем, бессмертие Израиля как нации, и конечное возрождение Израиля в Палестине, где народ будет жить святой жизнью на Святой Земле, со всеми далеко идущими последствиями для преобразования человечества и установления Царства Божьего на Земле нераздельны в еврейской душе. Это общий идеал и общие идеи, которые пронизывают всю еврейскую литературу на протяжении четырёх тысяч лет, включая большую часть её эллинистического корпуса».
Эта цитата крайне важна ещё и потому, что даёт ответ на сложнейший вопрос, неизбежно возникающий сегодня перед любым идейным направлением иудаизма, да и вообще перед любым евреем. Речь идёт о соотношении партикулярного и универсального в еврейском сознании и в еврейском существовании. Все разногласия и споры, на протяжении тысячелетий потрясавшие еврейский народ, делавшие на протяжении большей части его исторического существования невозможным достижение вожделенного единства, в значительной мере были спорами именно по этому вопросу. Не случайно С. Шехтер отдельно оговаривает место эллинистической литературы в еврейской мысли. Именно эллинистический иудаизм наиболее явно и последовательно выразил, в своё время, универсалистскую тенденцию, в то время как современный ему иудаизм Мишны и Талмуда в Эрец Исраэль всё более замыкался в партикуляризме. Перевод Торы на греческий стал высшим и глубоко символичным проявлением эллинистического универсализма, не только изменив духовный облик всей Западной цивилизации, но и указав с трагической неизбежностью место в этой цивилизации народу Израиля.
Из сказанного выше достаточно ясно, каков был выбор в этом вопросе двух конкурентных течений иудаизма в XIX веке в Германии. Реформисты уверенно высказывались за универсальные ценности иудаизма, ставящие его в ряд с другими монотеистическими религиями, и приносили в жертву всё, в чём видели проявление еврейского партикуляризма. Ортодоксы, напротив, главный смысл своей религиозной догматики и главную цель своей устрожающей галахической практики видели именно в том, чтобы отгородить Израиль от всех других народов невидимой стеной, которая должна была бы, в принципе, заменить исчезнувшие стены гетто. Они стремились искоренить в еврейском сознании идею родовой общности евреев и всего человечества, а в еврейском существовании сделать невозможным контакты с соседями и их неизбежный результат – ассимиляцию.
Прекрасно отдавая себе отчёт в той угрозе, которую представляет для еврейского народа ассимиляция, С. Шехтер понимал, что подлинное решение этой проблемы возможно только на пути возвращения Народа в Страну Израиля. Только там Израиль обретёт полную меру своей универсальности и сможет повлиять, в конечном счёте, на преобразование всего человечества. Но только там Израиль обретёт и полную меру своей партикулярности, станет народом по-настоящему отдельным и независимым, причём это эпохальное перерождение затронет весь народ, всех евреев без исключения. Только в Стране Израиля понятие כלל ישראל Община Израиля наполнится конкретным общественно-политическим и духовно-религиозным содержанием. «Сионизм прямо заявляет миру, что иудаизм стремится к сохранению своей жизни, а не к её утрате. Это должна быть истинная и здоровая жизнь, со своей собственной политикой и, в полной мере, со своей собственной религией». Понятно, что только суверенный народ может иметь собственную политику. Но почему собственная, в полной мере, религия возможна только в Эрец Исраэль?
Тут мы возвращаемся к тому центральному вопросу, на который, так или иначе, претендуют ответить все три течения в иудаизме: каково должно быть взаимоотношение между традицией и обновлением, каковы цели и пути обновления традиции, кто и как правомочен обновлять. Для С. Шехтера очевидно, что и в этом вопросе решающая роль принадлежит Общине Израиля. Только она является тем высшим авторитетом, которому принадлежит последнее слово. «Это живой организм не может быть представлен ни той или иной частью народа, ни тем или иным коллективным духовным пастырем, ни коллективным Раввинатом, но только Общиной Израиля, воплощённой во Всеобщей Синагоге». Но реально функционировать, влиять на судьбы народа такая Община и такая Всеобщая Синагога смогут, только вновь объединившись как общественный организм и вновь ощутив, с очевидностью, общность своей исторической судьбы. Именно в этом смысле только в Эрец Исраэль религия Израиля обретает полную меру своей уникальности, перестаёт быть вольным или невольным подобием и слепком религии других народов. Сегодня мы неизмеримо ближе к этому состоянию, чем во времена Соломона Шехтера, но и сегодня Община Израиля, как единое целое, остаётся для нас идеалом, к которому мы продолжаем стремиться.
Ещё один важный вопрос – отношение к научной библеистике, возможность и допустимость свободного научного исследования в иудаизме. «Второисайя, например, это факт, не менее фактически достоверно, что Шломо едва ли отвечает за скепсис Коэлета, а Давид не является автором всех Тхилим. Вопрос ныне ставится не как в старой школе, т.е. не о том, ошибается ли традиция в том или ином аспекте, а о том, содержит ли она вообще элементы истины. Например, имеет ли Моше, если такой человек когда-либо вообще существовал, какое-то отношение к собранию книг, известному как Тора Моше? Существование царя Давида пока не оспаривается Вопрос в том, написал ли он, или, принимая во внимание особую религиозную ситуацию того времени, мог ли он, или хотя бы его современники, или их преемники в течение следующих четырёх веков, написать хотя бы один гимн из того собрания, которое приписывает ему традиция? Ответы, которые даёт современная школа на эти вопросы, по большей части отрицательны. Но весьма сомнительно, в состоянии ли реконструкция израильской истории, также как и новые гипотезы об авторстве документов, включённых в ТАНАХ, достичь той степени достоверности, которая позволила бы учителю сообщать эти выводы аудитории без всяких оговорок».
С.Шехтер понимал, что невозможно в открытой, свободной атмосфере научного поиска раз и навсегда провести какую-то границу, за которой критический разум умолкает и склоняется перед авторитетом традиции. Но столь же ясно он видел и обратную сторону медали: любой научный вывод, особенно в текстуальном анализе, достаточно условен, завтра это вывод может быть опровергнут новым прочтением этого же текста, новой методикой лингвистического и системного анализа. Пока речь идёт об «игре в бисер» в кругу посвящённых – невелика беда. Но если один из таких «посвящённых» входит в аудиторию, облечённый авторитетом рава и преподавателя, он каждый раз должен заново решать сложнейшие вопросы не только дидактического, но и духовно-нравственного плана. Готовых ответов на эти вопросы нет. Место, время, общая атмосфера в аудитории сильно влияют на эти ответы. Но задавать такие вопросы преподаватель обязан. В этом смысле он кардинально отличается от преподавателя физики или математики.
И ещё один вопрос, на который С. Шехтер тоже готов был ясно ответить, в отличие от многих своих соратников и последователей, вопрос о «догматах веры». «Некоторые догматы, которыми обладает иудаизм, такие, как существование Бога, Провидение, Воздаяние, Наказание – без них невозможно представить ни одну религию откровения – вряд ли могут быть названы Кредо, в современном понимании этого слова, которое предполагает нечто внешнее и чуждое собственному разуму человека, принятое только под влиянием внешнего авторитета». Действительно, перечисленные идеи рождаются в душе каждого человека, как только он начинает задумываться о смысле жизни, о причинах зла и несчастий в мире, как только мироздание перестаёт быть для него Хаосом случайностей и обретает умопостигаемую законосообразность Космоса.
Очень по-разному, на разных «понятийных», «философских» и «вероисповедных» языках выражают люди эти идеи. Но только тот, кто никогда не поднимал глаз к звёздному небу и не задумывался о природе человеческой нравственности (таких, правда, хватает!!), может с уверенностью сказать, что они ему совершенно чужды. В этом смысле перечисленные основы являются основами человеческого разума и совести, а не чем-то внешним, выученным по Катехизису, отрапортованным на экзамене (или на экзамене спрошенным) и отложенным в долгий ящик памяти. Это – часть нашей жизни, нашего самосознания и «самокопания». И именно поэтому не стоит продолжать этот список дальше (а труды РАМБАМА С.Шехтер знал не хуже нас, грешных).

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *