Авраамиево городецкий монастырь

Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского района, основан в конце XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на северном берегу Чухломского озера. Уже при жизни прп. Авраамия в конце XIV в. в монастыре насчитывалось около 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375 г.) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей монастыря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV в.в. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского храма было закончено лишь в 1631 г.

В начале 50-х г.г. XVII в. над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й половине XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х г.г. XIX в.). В 1764-1768 г.г. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й половине 70-х г.г. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий.

В XV-XVIII в.в. Авраамиево-Городецкий монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV в. ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей других варниц в Соли Галицкой (г. Солигалич), освобожденные в 1450 г. великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Темного, от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII в. Во 2-й половине XV в. великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые… истари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святице, Соне и Мокше. На 1622 г. на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В г. Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 г., накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 чел. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 р. серебром.

В ходе реформы 1764 г. монастырь «по уважению» к тому, что в нем покоятся мощи прп. Авраамия, не был закрыт, но переведен в разряд заштатных. По свидетельству ведомости, поданной в консисторию в 1768 г., большая часть монастырских зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств. В 1775 г. кроме настоятеля игум. Антония в обители проживал только один престарелый монах; по резолюции еп. Костромского Симона (Лагова) богослужения совершались раз в неделю вдовыми священниками из окрестных сел. При строителе игум. Аркадии (1800-1823) благосостояние обители улучшилось, было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые. В середине XIX в. монастырю принадлежали несколько водяных мельниц на р. Вексе, ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время 4 ежегодных ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая — 3 июля, Авраамиевская — 19 июля, Ильинская — 20 июля, Покровская — 1 октября. Сохранялось за ним и право ловли рыбы «по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера».

К началу XX в. главными святынями монастыря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская (Чухломская) икона Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители — кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др.

По Декрету от 30 августа 1918 г. монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с другими ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение её неизвестно. С начала 20-х до середины 30-х г.г. XX в. в монастыре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В конце 1928 г. монастырь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С середины 30-х и до конца 50-х г.г. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» — конюшня. В 1930-х г.г. была разрушена большая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в монастыре находилась неполная средняя школа, с закрытием которой строения оказались окончательно заброшенными.

Первый после 1928 г. молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 августа 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апреле 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 августа 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В октябре 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апреле 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня.

Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в Авраамиево-Городецкий монастырь над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении монастыря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря — частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом монастыряря является архиеп. Костромской и Галичский Александр, наместником — архим. Никандр (Анпилогов). К 2000 г. в обители было 40 чел. братии.

Мiръ Россия Костромская область село Ножкино Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь — православный мужской монастырь в Костромской области, основанный в XIV веке. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х гг., возвращен Церкви в 1991 году.

История

Преп. Авраамий Чухломский

Монастырь основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского (уже после того, как им же был основан Успенский монастырь на Галичском озере). Уже при жизни преподобного Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Незадолго до кончины (1375 год) святой Авраамий удалился из монастыря в уединённый скит вблизи обители.

Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако после свержения Василия Шуйского строительство приостановилось и было завершено лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия.

В конце 1640-х годов каменное строительство продолжилось. До конца XVII века были построены каменные Святые врата с надвратной церковью и двухэтажный трёхшатровый храм Рождества Христова. В конце XVII века по указу Петра I один из колоколов с колокольни Покровского собора был снят и отправлен в Москву на Пушечный двор. Долгое время монастырь пребывал в упадке. В 1848 году была разобрана колокольня Покровского собора.

В 1857 году на месте Ильинского придела Покровского храма началось строительство нового собора в честь иконы Божией Матери «Умиление». Пятиглавый четырёхстолпный собор был построен на основе образцового проекта К.А. Тона и освящён в 1867 году.

Вскоре после освящения нового собора был разобран трёхшатровый храм Рождества Христова. В 1870-х гг. была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве (также проект К.А. Тона). Как и в случае с собором, первоначальный проект был упрощён.

В 1808 году в монастыре была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия. В 1895 году на средства чухломских крестьян-отходников (питерщиков) была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени.

Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря.

Начиная с первой половины XV века в монастырь делали вклады галичские, а затем и московские князья, местные дворяне жертвовали обители «на помин души» свои вотчины и угодья. К середине XV века монастырю принадлежали соляная варница и доли в нескольких варницах в Соли Галицкой (Солигаличе). В 1450 году эти варницы были освобождены от всех пошлин. Во второй половине XV века Иван III дал монастырю исключительное право на рыбную ловлю в реках Вёксе, Святице, Соне и Мокше. К 1622 году на территории современных Чухломского, Галичского и Солигаличского районов монастырю принадлежали 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей, а также монастырь имел своё подворье на посаде в Галиче.

В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был выведен за штат и лишён всех вотчин.

С начала XIX века особый размах приобрели Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам монастыря и проходившие у её стен. Проводились 4 ярмарки, три из них – в июле, одна – в октябре.

К 1912 году монастырь имел 337 десятин земли, в нём было три храма.

В 1919 году обитель была лишена права юридического лица, однако архимандриту Серапиону с братией удалось зарегистрироваться как приходской общине. Весной 1922 года у монастыря были конфискованы ценности, в том числе серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия. По причине конфискации имущества монастыря Чухломский уезд вышел на первое место в Костромской губернии по количеству изъятого церковного серебра, уступив только Костроме.

В середине 1920-х гг. в монастырские здания из Чухломы был перемещён детский дом. Это послужило поводом для окончательного закрытия монастыря в 1928 году, так как он, по мнению властей, отрицательно влиял на души детей. В середине 30-х годов братия была расстреляна.

После закрытия часть имущества монастыря была передана детскому дому (закрыт в 1930-е годы), часть – чухломскому и судайскому клубам. Часовня была передана на постройку одной из крестьянок. Предполагалось разместить на территории обители дом отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов.

В 1930-е годы в храмовых зданиях монастыря разместилось зернохранилище, в 1935 году – Жаровская машинно-тракторная станция (закрыта в 1950-х гг.). В конце 1950-х годов в бывшем корпусе келий была размещена Жаровская семилетняя школа.

В начале 1970-х годов в монастыре проводились консервационно-восстановительные работы. Реставрационные работы проводились с участием студенческих строительных отрядов Московского архитектурного института (МАРХИ). В 1975 году они были прекращены, а Жаровская школа выведена с территории монастыря.

1 августа 1990 года на территории монастыря был совершён молебен и заупокойная лития по почившей братии, у мощей преподобного Авраамия было пропето величание ему. В июне 1991 года начались восстановительные работы.

В 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм. Весной 1993 года был найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием. Осенью 1993 года был установлен и освящён крест на колокольне. Летом 1994 года был освящён собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», в 1996 году были освящены все три его престола. В 1997 году на территории монастыря была возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (в православии Юрия) Лермонта, похороненного на территории монастыря.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор иконы Божией Матери «Умиление»
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь Николая Чудотворца

Святыни

  • Мощи преп. Макария Чухломского
  • Старинный покров с раки мощей преподобного
  • Колодец, ископанный основателем монастыря

Престольные праздники

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября

Собор иконы Божией Матери «Умиление» — 10 августа

Церковь Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря

Фото

  • Собор иконы Божией Матери «Умиление»

  • Церковь Николая Чудотворца

  • Колокольня

Видео

Как добраться

Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино

Если вы следуете в Авраамиево-Городецкий монастырь на автомобиле не со стороны Солигалича, а из более далеких краев, вам почти наверняка не миновать трассы М-8. Возле Ярославля, на самом въезде в город (от Москвы), — поворот на Кострому (А-113), проезд через Кострому — по указателям, на которых значится: «Шарья, Киров, Котлас». Доезжаете до Судиславля, но прямо, не заезжая в город. Уходите влево и вскоре — по указателю — поворачиваете, снова налево, на Галич. Галич пересекаете но одной из главных улиц или минуете по объездной — если город вас не интересует, лучше ехать по объездной, меньше шансов заплутать. И держите путь на Солигалич. Чухлома находится в 50 км от Галича, однако с трассы в город вам сворачивать не надо. Через несколько километров (около пятнадцати) будет село Ножкине. В нем-то и находится монастырь.

Поездом ехать следует до Галича (из Москвы поезда идут с Ярославского вокзала), а затем автобусом «Галич — Солигалич» до села Ножкина.

Паломнику

Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: (49441) 3-21-26

Лестница к монастырю от источника
У каждого из нас есть места, которые по прошествии времени почему-то влекут к себе вновь и вновь. И хочется очутиться там, где душа отдыхала, где мысли были спокойные и чистые, где мир кажется идеально построенным.
Есть на костромской земле уголок покоя, привлекательный в любое время года и для верующих людей и для светских.
Это один из крупнейших в Костромской области культовых архитектурных ансамблей — Авраамиево-Городецкий монастырь. По трассе Кострома — Киров надо доехать около 50 км до Судиславля, затем левее, к северо-востоку до Галича.
Галич, город русский, да с русским названием, остаётся слева.
Дорога Судиславль — Галич приличная местами
Как правило, наши дороги ремонтируют к осени, бывает, просто латают, поэтому точно сказать, какие они будут в следующем сезоне, нельзя. Но здесь, в отличие от кировской трассы нет ежедневной нагрузки на дорожное полотно от вереницы перегруженных лесовозов.
Это и есть очень хорошо для сохранения дороги!
Чухломской район
Также, как Галич останется со своим Галичским озером слева, так и районный центр Чухлома в 172 км от Костромы на берегу Чухломского озера. Мы же проедем, не заезжая в город, в село Ножкино.
Авраамиево-Городецкий монастырь. Вид с дороги Галич — Солигалич
Указателей здесь достаточно, сбиться с пути не дадут.
Слово «Чухлома» в русской истории и литературе 19 века стало приобретать определенный смысл — являть собой символ провинциальной глухомани. О Чухломе писали Островский, Тургенев, Писемский, Шаховской, Салтыков-Щедрин, Чехов. В советские времена традицию пытались продолжить…
Как бы то ни было, места эти — и вокруг Галичского и вокруг Чухломского озёр — исторически очень богатые. Первые поселения были здесь в 5-6 тыячелетиях до нашей эры. Славяне называли жившие здесь финно-угорские племена чудью. В древних летописных источниках Чухломское озеро называлось Чудским. Чуть позднее здесь появились меря, другое финно-угорское племя. С постепенным укреплением христианства, происходило слияние народов, живших в этих местах, с пришедшими по рекам новгородцами и кривичами. В результате мы можем видеть на костромской земле совершенно разные типы лиц… Монастырь Авраамиево-Городецкий основал в середине 14 века ученик и сподвижник Сергия Радонежского Авраамий Чухломской (всего он основал 4 монастыря).
Историки полагают, что город Чухлома первоначально был на месте монастыря, а до этого тут было поселение чуди.
Восточная сторона монастыря
С восточной стороны, слева от монастыря, есть хорошая смотровая площадка с видом на озеро.
Сам монастырь стоит на высоком северном холме Чухломского озера у обрывистого склона.
Северная же часть холма плавно «сбегает» в село Ножкино. Уклон хорошо виден даже на фото.

Северная сторона монастыря
Слева от входа есть такая же стоянка, мы же привыкли оставлять машину здесь, под единственной сохранившейся с древних времен угловой башней, остальные отстроены вновь.
Из года в год мы стоим одни. Но никогда не приезжаем на праздники.
Вход в монастырь. Над ним колокольня
Если проехать левее вдоль стены, то попадём на смотровую площадку за пределами монастыря.
План расположения всех построек и схема нашего движения расписана очень доходчиво
Главный вход под колокольней
Здесь в теплое время справа под сводом колокольни стоит столик с шитыми юбками и косынками для тех, кто забыл свои дома, но уважает чувства верующих и соблюдает элементарные правила. В холодное время все это есть внутри трех храмов на территории. Здесь нет угрюмых и мрачных женщин, спешащих сделать замечание, снующих среди горящих свечей, спешащих выхватить недогоревшую перед твоим носом.… Не зря, видно, иные священники называют их «черными воронами».
Здесь тишина…
Собор «Умиление»
По крутому подъёму поднимаемся вверх до большого пятиглавого собора в русском стиле. Он построен на месте Ильинского придела к другому храму — Покрова, спрятанному за ним. О храме Покрова речь будет позже. В том приделе покоились когда-то мощи св. Авраамия. Сейчас можно открыть дверь прямо напротив центрального входа в монастырь (на фото она слева зеленая, а справа — в дереве) и оказаться в сумраке крипта.
Вход в крипт
Свет можно включить самим, выключатель справа. В глубине за сводами мощи св.Авраамия.
Рака с мощами
Святыня монастыря
Выйдем наружу, обойдем все постройки на территории монастыря. Мы опять оказываемся напротив крутого спуска к колокольне. В своём сегодняшнем виде ансамбль монастыря сложился в течение трёх веков — с 17 по 19 в.в.
Колокольня
Колокольня
Надвратная пятиярусная колокольня построена в 1870 году по проекту архитектора А. Алексеева.
В колокола можно звонить, не поднимаясь на колокольню, с помощью этого приспособления справа и слева от ограды
Первое каменное строение на территории — храм Покрова — строилось в два приёма в течение почти 25 лет в начале 17 века. Сначала строительство велось на средства царя Василия Шуйского, строительным материалом служил солигаличский известняк, фамилия мастера тоже известна — В. Х.Зубов.
Храм Покрова
Слева к нему примыкает собор «Умиление»( белого цвета).
Оба храма рядом
Напротив находится надвратная Никольская церковь, построенная в 1650 году.
Никольская церковь 1650 г.
Интересная лавка с домиком-кормушкой. Кормушка очень привлекает внимание, будут ли птицы её принимать — это вопрос.
Кормушка с обратной стороны
Это западная стена ограды монастыря. Ограда из кирпича возводилась в 1766-1768 г.г.
Западная стена ограды
Обходим храмы справа, впереди крутой спуск холма к озеру
Другая лавка сделана в таком же стиле
Спуск к озеру
Одна из восстановленных угловых башен
Позади храма Покрова
Здесь, с восточной стороны храмов, находится небольшое старинное кладбище.
И подходим к крутой и длинной лестнице.
Спуск к святому источнику и купальне
Старые деревья
Часовня над источником
Источник, вырытый св. Авраамием, был расчищен.
Вода вкусная, чистая
Купальня
Кстати, учреждение WC здесь тоже имеется, отдельное строение.
Правее лестницы можно подняться по более пологому склону среди деревьев
Лестницы раньше не было, так что все паломники шли через лес, мы тоже много раз поднимались по тропке. И надо отметить, что мало где можно встретить таких вековых, высоких и здоровых деревьев.
Та же лестница летом
У лестницы есть площадки для отдыха с лавочками. Поднимаемся вновь наверх, идем вдоль восточной стены храма.
Собор «Умиление» — на стене изображение иконы Божьей матери «Умиление».
Собор построен в 19 в. на месте разобранного Ильинского придела храма Покрова, под спудом которого было захоронение св. Авраамия.
Здесь же кладбище
Келейный корпус, 2-хэтажный, прост в архитектурном плане
Келейный корпус и одноэтажный хозяйственный, не сохранившийся, были возведены в 19 веке. Видна еще одна восстановленная угловая башня. Отсюда тоже можно судить о высоте холма, на котором стоит монастырь. Слева часовня в память о семье предков Лермонтова, имевших в этих местах земли.
Табличка на часовне.
Кстати, в 97-м году целых 2 автобуса потомков Лермонтовых, приехавших из-за границы, а также критиков и литературоведов, изучающих наследие так рано погибшего поэта, остановились у дома моего отца в судиславской деревне. Вышли на вынужденную остановку, водички свежей попили, и поговорили «за жизнь»…
Папа вспоминает до сих пор…
А впереди вновь Никольская надвратная церковь
Ежик спокойно шуршал травой
Фото внутри храмов я не делала, да этого и не хотелось.
Для верующих сделала фото информации на стенде. Возможно, кому-то захочется приехать сюда в церковный праздник, тогда эта информация будет кстати. А кто-то ведь хочет побыть в тишине вдали от суеты и голосов. Здесь и это желание выполнимо, тогда надо выбирать обычный день.
Святыни монастыря
Об иконе «Умиление»
Праздники Авраамиево-Городецкого монастыря
Вокруг монастыря с внешней стороны есть тропинка, можно обойти его кругом:
Тропка с южной стороны монастырской стены
С внешней стороны под надвратной Никольской церковью
А это здесь же в летнее время:
Всё в зелени
И летом мы были одни. Правда, к нам подошел застенчивый молодой человек и спросил, не нуждаемся ли мы в экскурсоводе)) Скромная купюра помогла «обойтись» без гида. Ну а после можно проехать левее главного входа под северной стеной и попасть на смотровую площадку на высоком берегу Чухломского озера.
Чухломское озеро
Озеро стало зарастать в последние годы. Оно всегда славилось обилием рыбы и особенно чухломским карасём.
Смотровая площадка оборудована баками для мусора. Иной раз прямо здесь любители пикников готовят шашлыки. Обычно после посещения монастыря заезжать в город не хочется. Поэтому можно вернуться в Кострому (если вы остановились в гостинице в областном центре) двумя путями — вновь через Судиславль, либо через Буй.
Второй вариант предусматривает посещение родины Ивана Сусанина, но и не только, главное же, что дорогу Галич — Буй пытаются поддерживать изо всех сил, проехать можно. Не доезжая Галича, надо повернуть направо. А такие города, как Галич, Чухлома, Солигалич надо обходить пешком, только тогда можно почувствовать дух веков в их защитных насыпных рвах, старых улочках, открытых площадях с торговыми рядами, флигелями, резными наличниками, бальзаминами и геранью в окошках и разнопестрой «кошачьей армией».
В этих городах есть ещё интересные краеведческие музеи, история их создания заслуживает отдельного рассказа. Поэтому для городских путешествий надо выделять отдельный день. Последние годы в сторону Чухломы тянутся вереницы внедорожников со всевозможными наклейками, с надписью «Даёшь полную Чухлому!» в разных вариациях. Это любители экстремальной езды по захолустью и бездорожью собираются на свои «праздники» — поездить по ямам, полным грязи, чтобы потом забрызганными, но счастливыми въехать в лакированную Москву и сказать всем: «Я там был!» Едут и в одиночку и с детьми, семьями, программы организуются разные, хорошо, что всё это прячется где-то в стороне.
А тишина, спокойствие, благодать и тихий шелест листвы, как шепот предков, сохраняется в Авраамиево-Городецком монастыре. Хочу верить, что так будет долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *