Бат мицва что это такое для девочек

В жизни каждого человека наступает переломный момент — переход от детства ко взрослой жизни. Вроде еще вчера ты беззаботно бегал и резвился, а уже сегодня несешь ответственность за свои поступки. И хотя в большинстве стран считается, что ребенок стал полностью взрослым и самостоятельным при достижении 18 лет, а за ряд действий молодые люди несут ответственность уже с 16 лет, а за некоторые — вообще с 14.

А вот у евреев все по-другому. В Израиле совершеннолетним считается человек с 13 лет для мальчиков и с 12 лет для девочки. Хотя это совершеннолетие и религиозное, но при достижении детей данного возраста, за их поступки перестают нести ответственность родители. Такой переход во взрослую жизнь и носит название бар- или бат-мицва в зависимости от пола ребенка. Дословно этот термин переводится как сын и дочь заповедей.

Почему решили выбрать именно этот возраст как переломный? Еврейские дети еще с пяти лет начинают осваивать Письменную Тору, с 10 — Мишну. Но вот с 13 лет им разрешено исполнять все заповеди, так как считается, что только с этого возраста они способны осознать смысл заповедей. Да и если обратится к источнику обряда — Торе, то в ней можно найти рассказ о двух мальчиках, которые жаждая мести за сестру, ворвались в город. Оба они упоминались как «иш», что в переводе обозначает взрослый мужчина. Тут же отмечено, что один из них был в возрасте 13 лет. Исходя из этого, ребенка можно начинать считать взрослым не раньше, чем после достижения тринадцати лет.

Опираясь на Тору, как главный источник религиозной информации, были сформированы иудейские законы. Согласно им бар-мицва/бат-мицва празднуются, когда ребенку исполнилось 13 лет и один деть или12 лет и один день соответственно. В консервативном и реформистском иудаизме юноши и девушки отмечают праздник одновременно, в 13 лет и 1 день. Теперь ребенок самостоятельно отвечает за соблюдение им этнических, ритуальных и других норм иудаизма. Кроме этого, они становятся равноправными членами еврейского общества. До сего момента мальчики обязаны ходить в вечернюю школу, иначе они не смогут отметить праздник в синагоге.

Как проходит обряд бар мацва

Существует два обязательных действия, которые необходимо совершить, дабы церемония прошла по всем правилам. Первое — наложение тфилин. Под этим названием скрывается элемент молитвенного наряда иудейского народа. Представляет собой две крохотные коробочки, изготовленные из кожи кошерных животных и окрашенные в черный цвет. В них вложены написанные на пергаменте отрывки из Торы. Одна из коробочек с помощью кожаных ремешков одевается на лоб, ближе к линии роста волос, а другая — на левую руку, между локтем и плечом, слегка повернув к туловищу. Возможно, именно из-за тфилина выбран возраст совершеннолетия, так как его можно накладывать только с 13 лет. И все дело вот в чем…

Согласно иудейским законам, изложенные на пергаменте отрывки доступны для понимания только созревшему человеку. И только зрелый человек способен полностью сконцентрироваться на прочтении молитв, выкинув из головы всякие дурные мысли и осознано сделать свой выбор. А именно в этом возрасте наступает период «созревания» человека. Прежде чем надеть тфилин, необходимо прочесть благословение. Во время ритуала необходимо стоять и до конца действия сохранять спокойствие и молчать. Обряд не проходит по субботам и праздникам, прописанным в Торе.

Следующий этап празднования — Алия ле Тора или вызов к Торе. Все иудеи постоянно посещают синагоги. В некоторые дни, а именно: в понедельник, четверг, субботу и определенные праздники, к обычным службам добавляется еще и чтение свитка Торы. В этот момент к священному документу могут вызвать одного из присутствующих. Но сам читать свиток он не может. Делает это за него специально обученный человек, как бы от имени вышедшего.

Впервые удостаиваться такой чести ребенок мужского пола именно в момент празднования бар мицвы. Таким образом вся община подчеркивает свое уважения к ее новому члену и показывает, что юноша стал полноправным участником общины. Если же вызванный к Торе не имеет права ее читать, то на такого человека возлагается ответственная миссия. Он подходит к свитку, разворачивает его и руками выделяет отрывок, который собираются прочитать во время службы. Теперь ему необходимо поцеловать кисти своих рук, а затем произнести благословение. После прочтения вызванный повторяет свои действия, сворачивает Тору и вновь произносит благословение.

Во время посвящения во взрослую жизнь отец мальчика стоит возле него. Когда заканчивается прочтение Торы, он произносит благословение. В нем отец выражает благодарность господу, за то, что тот позволил ему вырастить и воспитать ребенка, и теперь тот сам отвечает за себя. Кроме этого, так как до совершеннолетия отец нес всю ответственность за сына, подсказывал ему как действовать в той или иной ситуации. Все неверные поступки ребенка были и неудачами отца, больно ранили его родительское сердце. Теперь он рад, что с этого момента поступки сына перестанут быть его болью и карой за неправильное воспитание отрока.

В конце церемонии новоиспеченного члена общества принято посыпать конфетами и орехами. Ему желают счастья и благополучия в новой взрослой жизни. От этого обычая берет начало традиция осыпать на свадьбе молодых. Ведь они так же начинают новую страничку в жизни. А кроме этого, совершеннолетний юноша уже может стать женихом.

Завершается торжественный день трапезой. На ней новоиспеченный член еврейского общества произносит торжественную речь, в которой выражает благодарность родителям за терпение и труд в его воспитании. Свою зрелось он подтверждает собственно подготовленной речью, некоторых отрывков из Торы либо отвечает на вопросы по ней, демонстрируя свою образованность.

Здесь пышность оформления и разнообразия блюд вовсе не важны. Главное то, как молодой человек справится с заданием.

История праздника

Казалось бы, такой серьезный обряд, как празднования совершеннолетия, должен иметь глубокие корни. Увы, если верить священным писаниям, то в современном виде бар мицва отмечается не так давно. Ранее считалась, что только в двадцать лет становятся взрослыми, так как в этом возрасте юноша уже готов нести воинскую службу.

Первые упоминания о бар мицва появились в священных книгах только в пятом веке. И то, они означали, что последствия действий такого человека можно рассматривать через призму законов Торы. То есть, когда юноша достигает тринадцатилетнего возраста, все его клятвенные обещания наделяются юридической силой. Теперь он не может как юнец, бросить свои слова на ветер. За все действия он отвечает как взрослый мужчина. В современном же смысле слово бар мицва стало употребляться только после XIV века. До этого использовались другие слова, обозначавшие не совершеннолетний, а взрослый или способный нести наказания.

Иногда можно обнаружить упоминания о так называемой второй бар мицве. Связанно это с тем, что евреи в среднем живут не более семидесяти лет. Но как у любого народа, среди них случаются долгожители. Поэтому, если в религиозной общине человеку исполнилось 83 года, то есть он на 13 лет пережил своих соотечественников, ему разрешают отметить свое второе совершеннолетие. Этот довольно необычный факт становится все более популярным из-за увеличения числа «долгожителей». А кто-то считает, что не стоит ждать своего «второго совершеннолетия», а нужно его отмечать через каждые 13 лет, тем самым демонстрируя свое уважение к религии и народу.

Стремятся отпраздновать свое совершеннолетие не только евреи, обитающие на израильских землях, но и живущие далеко за ее пределами. Некоторые, утратившие свою религиозность под влиянием иного общества, хотят вернуться к своим корням. Поэтому часто встречаются евреи, отмечающие свое совершеннолетие уже в достаточно зрелом возрасте имея полноценную семью.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Ритуал

Чтение Торы при обряде бар-мицва в древней крепости Масада. 1968. Государственное бюро печати Израиля

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или hафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.

Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого «. В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первый Шабат после тринадцатилетия.

Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.

После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских, консервативных и некоторых ортодоксальных конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета.

Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Трапеза

В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет («Шар Руха аКодеш»): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего».

И пишет автор «Маген Авраам» (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Берешит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш («Берешит Рабба» 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) , т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии «Матнот Кэуна», там). Подобное пишет Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).

Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия, один из величайших раввинов всех поколений) пишет в своей книге «Йам шель Шломо» (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».

Почему важно праздновать бар мицву?

Книга Зоар (Берешит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Сиона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются ? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».

В другом месте в Зоаре (Берешит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».

Итак, в соответствии с Зоаром, бар мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *