Белая гвардия о чем

Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий начала 20 века. Он, как представитель интеллигенции, очень остро переживал период революции и гражданской войны. Это ярко отразилось в его творчестве.
«Белая гвардия» — роман о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы. Это произведение во многом носит автобиографичный характер. В семье Турбиных, которую можно назвать главным героем романа, легко угадывается семья самого Булгакова. Недаром такой любовью пропитано описание быта, семейного уклада, традиций Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются друзья. Все Турбины — очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что дом Турбиных является олицетворением мирной жизни, спокойного Города, прежней России.
Город является одним из важных и значимых героев романа. Примечательно то, что Булгаков не говорит его названия. Это – безусловно, Киев. Однако, с другой стороны, — и не совсем Киев. Незначительное, не мешающее улицам Киева оставаться узнаваемыми, изменение их названий соседствует с реальными названиями как некоторых центральных улиц (Крещатик и Владимирская), так и близлежащих населенных пунктов (Дарница, Пуща-Водица, Святошин, Бобровицы, и пр.).
В том, что автор называет свой родной Киев Городом, видится и почтение, и любовь к малой родине, а также подражание древним римлянам, которые называли Рим «Urbis» – Город.
Булгаков описывает события, происходящие в Киеве в 1918 – 1919 годах не понаслышке. Автор сам в это время был в городе и служил врачом в Добровольческой армии. От этого все происшествия, разворачивающиеся на страницах романа, представляются нам такими живыми, реалистичными.
Любовь писателя к родному Киеву передается его героям. С самого начала произведения читатель с легкостью понимает, что судьбы Турбиных теснейшим образом связаны с судьбой Города. Они ни за что не бросят свою малую родину, не оставят Город и саму Россию в целом в эти тяжелые годы. Этим Турбины отличаются от других героев романа: мужа Елены Сергея Тальберга, соседей Лисовичей и так далее.
Образ Города является стержнем сюжетной завязки «Белой гвардии». Именно он является причиной и целью боевых действий между различными силами. Удивительно, что и для белых офицеров, и для мужиков-петлюровцев Город – родной. Только для большевиков, пришедших «оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва», Город был чужим.
В первой части романа Булгаков дает нам описание мирного Киева, безмятежного спокойного, величественного. Обилие садов – вот его особенность: «Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами».
Писатель отмечает, что в Киев каждый день приезжали различные люди, ища в этом городе спасения, желая укрыться в нем от большевиков. Исконные жители были вынуждены тесниться. Город заливали потоки банкиров, промышленников, купцов, журналистов, актрис и кокоток.
Во второй и третьей частях романа мы видим уже опустевший, брошенный город, который практически некому защищать. В нем остались лишь только по-настоящему преданные люди: Турбины, Мышлаевский, Най-Турс и другие лучшие представители белого офицерства.
Булгаков очень точно описывает Город. Примечателен в этом плане момент, когда Турбин не застает в гимназии дивизиона и отправляется в лавку мадам Анжу. Создается впечатление, что Булгаков проводит нас по этим киевским улицам, площадям и переулкам.
Размышляя об участи родного Киева, писатель обращается к образу Владимирского креста: «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет…Меч исчезнет…»
Образ Города является полноценным героем романа Булгакова «Белая гвардия». Он овеян лиризмом, опоэтизирован писателем, который обожал свою малую родину – Киев. И, в то же время, Город – это не только Киев. Это собирательный образ прошлой, ушедшей России, которую уже не вернуть, и России вообще, которой придется приспосабливаться к жизни в новых условиях, при новых порядках, новой власти…

1-я серия
1918 год. Украина. Гражданская война.
Елена зовет своего мужа Тальберга и брата Алексея к умирающей матери. Анна Владимировна умирает.
В кабинете гетмана Всея Украины полковник Картузов докладывает, что положение Киева очень ненадежно. Вся украинская дивизия перешла на сторону Петлюры.
В столовой в доме Турбиных неспокойно. Елена волнуется о Тальберге. За окном раздаются взрывы. Алексей и Николка, стараясь поддержать сестру, поют под гитару песню.
Гетман объявляет о всеобщей мобилизации русского офицерства, юнкеров, добровольцев. Но «под ружье» можно поставить только шесть тысяч русских офицеров против четырехсот тысяч Петлюры.
Турбины слышат звонок в дверь. Это Мышлаевский, вернувшийся с позиций совершенно замерзшим. Турбины принимаются заботиться о нем и оставляют его ночевать. Мышлаевский засыпает перед печкой
Во дворце гетмана Шервинский руководит украшением елки. Тальберг требует от него не появляться более в доме Турбиных, а сам возвращается домой. Он рассказывает Николке, Елене, Алексею и Мышлаевскому о предательстве немцев, о положении в городе и о том, что он принял решение уехать. Елена, проводив мужа, садится за пианино. Мышлаевский поет.
Улицы Киева. Николка бежит и кричит о мобилизации. Алексей решает пойти добровольцем в штаб, одевает военную форму. На площади идет запись офицеров на службу. Мышлаевский, Николка, Алексей и Карась получают распределение.
А Поручик Заманский на окраине города получает указание о выступлении отряда юнкеров и выдвигается в сторону неприятеля.
В гостиной Трубиных все в сборе: поют и выпивают братья Турбины, Елена, Мышлаевский и Карась. Приходит Шервинский с букетом для Елены. Ему сообщают о бегстве Тальберга.
2-я серия
Пользуясь тем, что Тальберг сбежал, Шервинский в очередной раз признается Елене в любви.
В столовой Турбиных Алексей продолжает горячиться по поводу ошибок в правлении гетмана, говорит, что никто не пойдет воевать за него. Карась выступает в защиту гетмана и рассказывает, что Государь жив. Все пьют за здоровье императора и кричат «Ура!».
Наутро в прихожей Елена провожает мужчин. Герои на спуске встречают похоронную процессию, юнкера Константиновского училища убиты в Попелюхе. Началась война.
В Александровской гимназии мобилизация юнкеров. На построение приходит полковник Малышев. Его речь воодушевляет офицеров и юнкеров. Малышев отпускает Алексея домой и приказывает вернуться завтра в два часа. Мышлаевский остается восстанавливать электричество в гимназии.
В бывшей классной комнате друзей в Александровской гимназии сидят Турбин, Карась, Мышлаевский, Студзинский. Разговаривают об офицерском долге. Карась не понимает, почему юнкера — по сути, совсем дети — должны защищать город.
Шервинский участвует в организации бегства гетмана. Под видом раненого немецкого офицера он уезжает из города.
3-я серия
Козырь-Лешко приезжает в штабной вагон на военное собрание, где полковники узнают диспозицию взятия города.
В Александровской гимназии полковник Малышев приказывает офицерам и юнкерам, сняв все знаки отличия, разойтись по домам и никак себя не обнаруживать, объясняя ситуацию в городе, предательство немцев и бегство гетмана. Все расходятся. Александровская гимназия пустеет. Мышлаевский и Карась идут домой, по дороге сбривают усы в парикмахерской.
Най-Турс с юнкерами выдвигаются на позиции на Брест-Литовскую стрелу. Начинается бой юнкеров Най-Турса и конницы Козыря-Лешко. Юнкера убивают Бойко — ординарца Козыря-Лешко. Юнкер Паскевич сообщает, что нигде нет офицерских дружин. Най-Турс распускает юнкеров. Убегают все, кроме Николки. Козырь-Лешко ранен. После пушечной атаки петлюровцев Най-Турс погибает.
Алексей приходит в кабинет полковника Малышева, Малышев сообщает ему о роспуске дивизиона и отправляет домой. После ухода Алексея полковник Малышев стреляется.
На улице погромы, люди грабят магазины. Николка идет домой, его догоняет патруль националистов, они понимают, что он юнкер, и хотят его схватить, но он убегает.
Алексей встречает петлюровский патруль. Пытаясь скрыться от патруля, раненный Турбин встречается с Юлией, которая укрывает его в своей квартире.
Николка находит на Мало-Провальной улице дом Най-Турса, чтобы сообщить его семье о героической смерти Феликса Феликсовича. Вместе с дочерью Най-Турса Ириной он приходит в морг, сторож помогает им отыскать в куче трупов тело Най-Турса.
В дом Турбиных не вовремя приезжает Лариосик. Все домашние в удивлении. Елена позволяет Лариосику остаться.
Неожиданно на пороге дома появляется раненый Турбин. У Алексея высокая температура, он очень слаб и еле дышит. Алексею ставят диагноз – сыпной тиф.
4-я серия
Елена дежурит у постели умирающего Алексея. В это время друзья напряженно и тихо сидят в гостиной, ожидая худшего. Доктор Бродович осматривает Алексея и говорит Елене, что он безнадежен. Но Турбин приходит в себя после кризиса и идет на поправку.
Мышлаевский и Карась собираются в город. Николка – к Най-Турсам. Остальные провожают их в прихожей.
Шервинский делает предложение Елене. Лариосик ревнует, напивается и собирается уезжать в Житомир.
Николка пробирается сквозь толпу. Городской голова со свитой ожидают пана Петлюру. Заговорщики с колокольни разбрасывают листовки. Козырь-Лешко стреляет по ним. Народ разбегается в панике.
Мышлаевский и Карась приходят в дом Турбиных и сообщают о том, что пришли прощаться – они уезжают на Дон к Деникину, и о том, что красные через несколько дней будут в городе. Зовут с собой Лариосика, тот с радостью соглашается и уходит собирать вещи. По просьбе Мышлаевского Шервинский поет. Под его волшебный голос друзья прощаются навсегда.
Ночью раздается стук в дверь. Это петлюровцы пришли за Алексеем, так как объявлена мобилизация всех врачей. Турбина приводят во временный петлюровский госпиталь, расположившийся в Александровской гимназии. Турбин убивает петлюровского полковника Козыря-Лешко и вынужден несколько дней отсиживается в подвале, дожидаясь, пока петлюровцев выбьют из города.
Алексей идет по пустым улицам. Доносится «Интернационал». Отряд большевиков с красными знаменами марширует мимо Владимира-Крестителя. Несколько большевиков стреляют в Крестителя. У разрушенного дома Алексей встречает Николку, от которого узнает об отъезде Елены с Шервинским в Екатеринославль. Николка тоже собирается уезжать с Най-Турсами. Алексей приходит к Юлии.

последнее обновление информации: 07.12.19

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Изразцы разрисованы множеством иллюстраций и надписей, отображающим все то, что волновало членов семьи Турбиных и их друзей в разное время 1918 года. В коридоре стенные часы бьют башенным боем, книги в шкафах пахнут «таинственным шоколадом», в спальне – бронзовая лампа, обязательно с абажуром. На рояле – открытые ноты вечного «Фауста». На столе в столовой – идеально накрахмаленная белая скатерть, праздничный сервиз, свежие цветы. На окнах — кремовые шторы, которые словно отделяют эту тихую гавань от внешнего мира. «Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных». Все эти вещи не представляют для героев материальной ценности, но они дороги воспоминаниями, в них заложенными.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями. Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери — жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Для контраста Булгаков использует описание дома инженера Лисовича, домохозяина. Оно абсолютно противоположно описанию дома Турбиных: прохладная и сырая квартира, полная тишина, пахнет «мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Сам Лисович и его жена противопоставляются Алексею, Елене и Николке: для этих людей не существует понятий чести, порядочности, долга, любви к Отечеству; они трусливы, жадны, скрытны и двуличны. Главное для Василисы и Ванды Михайловны – собственная безопасность и безбедное существование.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12348

Обновлено: 2017-07-21 Опубликовал(а): JuliaJ

Булгаков как драматург

Сегодня мы чуть ближе познакомимся с творческой деятельностью Михаила Афанасьевича Булгакова — одного из известнейших писателей-драматургов прошлого века. Он родился 3 мая 1891 года в Киеве. На время его жизни выпали большие перемены в устройстве российского общества, что было отражено во многих произведениях Булгакова. Его неслучайно считают наследником лучших традиций русской классической литературы, прозы и драматургии. Мировую известность он приобрёл благодаря таким произведениям, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и «Роковые яйца».

Три произведения Булгакова

Особое место в творчестве писателя занимает цикл из трёх произведений: роман «Белая гвардия» и пьесы «Бег» и «Дни Турбиных», основанные на реальных событиях. Идею Булгаков позаимствовал из воспоминаний об эмиграции своей второй жены — Любови Евгеньевны Белозерской. Часть романа «Белая гвардия» была впервые опубликована в журнале «Россия» в 1925 году.

В начале произведения описываются события, происходящие в семье Турбиных, но постепенно через историю одной семьи раскрывается жизнь всего народа и страны, и роман приобретает философский смысл. Идёт повествование о событиях гражданской войны 1918 года в Киеве, оккупированном немецкой армией. В результате подписания Брестского мира он не попадает под власть большевиков и становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из большевистской России.

Алексей и Николка Турбины, как и другие жители Города, идут добровольцами в отряды защитников, а Елена, их сестра, оберегает дом, который становится прибежищем бывших офицеров русской армии. Отметим, что Булгакову важно не только описать происходивший переворот в истории, но и передать субъективное восприятие гражданской войны, как некой катастрофы, в которой нет победителей.

Изображение социального катаклизма помогает раскрыть характеры — кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою. Часть командиров, понимая бессмысленность сопротивления, распускают своих бойцов по домам, другие деятельно организуют сопротивление и гибнут вместе с подчиненными. А ещё — во времена великих исторических переломов люди не перестают любить, верить, беспокоиться о близких. Вот только решения, которые им приходится принимать ежедневно, имеют иной вес.

Персонажи произведений:

• Алексей Васильевич Турбин — врач, 28 лет.
• Елена Турбина-Тальберг — сестра Алексея, 24 года.
• Николка — унтер-офицер Первой пехотной дружины, брат Алексея и Елены, 17 лет.
• Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии.
• Леонид Юрьевич Шервинский — бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, адъютант в штабе генерала Белорукова, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии, давний поклонник Елены.
• Федор Николаевич Степанов (Карась) — подпоручик артиллерист, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии.
• Най-Турс — полковник, командир подразделения, где служит Николка.

Прообразы персонажей и историческая основа

Важным аспектом является автобиографичность романа. Хотя рукописи и не сохранились, булгаковеды проследили судьбу многих персонажей и доказали почти документальную точность описываемых автором событий. Прототипами главных героев в романе стали родственника самого писателя, а декорациями — Киевские улицы и его собственный дом, в котором он провел юные годы.

В центре композиции находится семья Турбиных. Достаточно широко известно, что ее основными прототипами являются члены семьи самого Булгакова, однако в целях художественной типизации Булгаков намеренно сократил их число. В главном герое, Алексее Турбине, можно узнать самого автора в годы, когда он занимался врачебной практикой, а прототипом Елены Тальберг-Турбиной, сестры Алексея, можно назвать сестру Булгакова, Елену. Примечателен еще тот факт, что девичья фамилия бабушки Булгакова — Турбина.

Ещё одним из главных героев является поручик Мышлаевский – друг семьи Турбиных. Он офицер, преданно защищающий свое отечество. Именно поэтому поручик записывается в мортирный дивизион, где оказывается самым подготовленным и жестким офицером. По версии булгаковеда Я. Ю. Тинченко, прототипом Мышлаевского стал друг семьи Булгаковых, Пётр Александрович Бржезицкий. Он был офицером-артиллеристом и участвовал в тех же событиях, про которые рассказывал в романе Мышлаевский. Верными офицерской чести в романе остаются и остальные друзья Турбинных: Степанов-Карась и Шервинский, а также полковник Най-Турс.

Прообразом поручика Шервинского послужил ещё один друг Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель, который служил (правда, не адъютантом) в войсках гетмана Скоропадского, впоследствии он эмигрировал. Прототипом Карася, предполагают, был приятель Сынгаевских.

Связывает три произведения роман «Белая гвардия», который послужил основой для пьесы «Дни Турбиных» и последующих нескольких постановок.

«Белая гвардия», «Бег» и «Дни Турбиных» на сцене

После того, как часть романа напечатали в журнале «Россия», МХАТ предложил Булгакову написать пьесу по «Белой гвардии». Так родились «Дни Турбиных». В ней главный герой Турбин вбирает в себя черты трех героев из романа «Белая гвардия» — самого Алексея Турбина, полковника Малышева и полковника Най-Турса. Юноша по роману — врач, в пьесе же он является полковником, хотя данные профессии совершенно различны. Кроме того, один из героев, Мышлаевский, не скрывает, что он профессиональный военный, так как не хочет оказаться в стане побежденных. Сравнительно легкая победа красных над петлюровцами производит на него сильное впечатление: «Вот эти двести тысяч пятки салом подмазали и дуют при одном слове «большевики»». При этом Мышлаевский даже не задумывается о том, что ему придется сражаться со своими вчерашними друзьями и товарищами по оружию — например, с капитаном Студзинским.

Одним из препятствий в точной передаче событий романа является цензура.

Что касается пьесы «Бег», в ее сюжетную основу легла история побега гвардейцев из России в годы Гражданской войны. Начинается все на севере Крыма, а заканчивается в Константинополе. Булгаков описывает восемь снов. Этот приём используется им для передачи чего-то нереального, того, во что сложно поверить. Герои разных сословий бегут от самих себя и обстоятельств. Но это Бег не только от войны, но и к любви, которой так не хватает в суровые годы войны…

Экранизации

Разумеется, посмотреть на этот удивительный сюжет можно было не только на сцене, но и, в конечном счёте, в кино. Экранизация пьесы «Бег» увидела свет в 1970 году в СССР. В основу сценария легли произведения «Бег», «Белая гвардия» и «Черное море». Фильм состоит из двух серий, режиссёрами являются А. Алов и В. Наумов.

Ещё в 1968 году был снят фильм по мотивам пьесы «Бег» в Югославии, режиссер — З. Шотра, и в 1971 – во Франции, режиссёром стал Ф. Шулиа.

Ещё один трёхсерийный художественный телевизионный фильм «Дни Турбиных» был сделан в СССР в 1976 год. Ряд натурных съёмок фильма был сделан в Киеве (Андреевский спуск, Владимирская горка, Мариинский дворец, Софийская площадь).

Произведения Булгакова на сцене

Сценическая история булгаковских пьес была непростой. В 1930 году его произведения перестали печатать, пьесы изъяли из репертуаров театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», а спектакль «Дни Турбиных» снят с показа.

В этом же году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он отправляет письмо правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит сам Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. Однако в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш».

В январе 1932 года Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

Спектакль играли до начала Великой Отечественной войны. При бомбардировке Минска в июне 1941 года, когда МХАТ был на гастролях в Белоруссии, декорации сгорели.

В 1968 году режиссер, Народный артист РСФСР Леонид Викторович Варпаховский, вновь поставил «Дни Турбиных».

В 1991 году «Белая гвардия» в режиссуре Народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной в очередной раз вернулась на сцену. Спектакль пользовался большим успехом у зрителей. Подлинные актерские удачи В. В. Клементьева, Т. Г. Шалковской, М. В. Кабанова, С. Э. Габриэляна, Н. В. Пенькова и В. Л. Ровинского открывали зрителям 1990-х годов драматизм революционных лет, трагедию разорения и потерь. Беспощадная жестокость революционной ломки, всеобщее разрушение и развал ворвались в жизнь.

«Белая гвардия» воплощает благородство, честь, достоинство, патриотизм и осознание собственного трагического конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *