Белка басня Крылова

В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя ли
Сказать, что делаешь ты здесь?» —
«Ох, милый друг! тружусь день весь:
Я по делам гонцом у барина большого;
Ну, некогда ни пить, ни есть,
Ни даже духу перевесть».—
И Белка в колесе бежать пустилась снова.
«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,
Что ты бежишь, а всё на том же ты окне».
_______

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе.

Анализ / мораль басни «Белка» Крылова

Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал свою «Белку» на страницах альманаха «Новоселье».

Басня написана в начале 1833 года. Ее автору 64 года, он много лет трудится в Публичной библиотеке, принят в члены Российской Академии, регулярно издает сборники своего творчества. Размер произведения – вольный ямб с тремя видами рифмовки (смежная, перекрестная и охватная). Нужно отметить, что у писателя имеется еще одна басня с тем же названием, сочиненная несколькими годами ранее. Поначалу кажется, что произведение относится к социально-бытовым, однако есть у него и философский подтекст. Писатель щедр на детали: в деревне, в праздник. Перед глазами читателя рисуется картина зажиточной барской усадьбы, однако, скорее всего, хозяин «хором» был из мелкопоместного дворянства, где крепостных было немного, а дохода в ассигнациях – и того меньше. Да и «хоромы» его были деревянными, а не каменными. Подразумевается или воскресенье (малая Пасха), или большой церковный праздник. «Белку в колесе»: дивились на выдумку и реакцию белки на колесо. Череда инверсий: зевал он, дивился Дрозд, бегала она. Птица «с березы» (опять типично русская картинка) обращается к зверьку: землячка старая. Конечно, они давно знакомы еще с той поры, когда белка жила на воле. «Что делаешь ты?» То есть, Дрозд не понимает, что белка забавляет людей. Героиня ответствует междометием с вежливым обращением: ох, милый друг! Оказывается, она воспринимает бег в колесе как работу, ей даже представляется, что она «у барина большого» на побегушках, гонец с поручениями. Дальше идут две строки с двойным отрицанием, подтверждающие занятость белки. Раскрыв секрет, Дрозд улетает в разочаровании: бежишь на том же окне. Мораль сей басни находится в финале: иной делец «хлопочет, мечется» (глагольные синонимы), из «кожи рвется» (метафора и идиома), но дело его не движется. В заключительной строке фразеологизм, введенный в обиход именно И. Крыловым: как Белка в колесе. То есть, создание только видимости полезного труда. Впрочем, он часто означает активную работу как раз таки с результатом. На самом деле, другое отношение белки к своей деятельности способно повлечь уныние и смерть. Затем, в философском смысле большинство занятий людей – просто суета, в которой проходит жизнь. История раскрывается через диалог героев, лексика разговорная, колоритная.

При создании «Белки» И. Крылов опирался на басню с аналогичным сюжетом, вышедшую из-под пера Н. Остолопова.

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Белка» («В деревне, в праздник…») была написана Крыловым в конце 1832 г. и опубликована в первом томе альманаха «Новоселье» в 1833.
Напомним, что у Крылова есть еще одна басня «Белка», опубликованная в 1830 г. и начинающаяся словами: «У Льва служила Белка…».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Белка» («В деревне, в праздник…») Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Белка» («В деревне, в праздник…») Крылова: анализ, суть, смысл

Мораль басни «Белка» заключается в том, что некоторые люди порой кажутся очень занятыми, но по сути их бурная и суетливая деятельность является пустой и бесполезной для общества.
В этой басне Крылов высмеивает праздность, глупость, легкомысленность, поверхностность.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Посмотришь на дельца иного: Хлопочет, мечется, ему дивятся все: Он, кажется, из кожи рвется, Да только всё вперед не подается, Как Белка в колесе.» Педагог Д. И. Тихомиров комментирует мораль басни следующим образом:
«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других… <…> Праздность и унижает, и развращает; только полезный труд заслуживает общей похвалы, потому что он и облагораживает человека, и развивает его природные способности, и доставляет истинное счастье. <…> Единственной целью труда и должна служить польза — себе и людям. Труд ради одной пустой потехи и забавы других вызывает лишь минутное удиваление праздной толпы и не заслуживает серьезного уважения, как и всякий безрезультатный труд («Белка»)… <…> Свет знаний, честный общеполезный труд — вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, — в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)Авторы книги «И. А. Крылов» поясняют суть и смысл басни так:
«Кому не случалось встречать людей, которые при своем малом уме не замечают, что работа их никому не служит на пользу, а они между тем воображают, что делают важное дело. Многие из таких людей даже обижаются, что другие не замечают их труда и не отдают им благодарности. Такие люди выведены в баснях «Белка» и «Обезьяна». В обеих этих баснях Крылов говорит, что всякий труд полезен только тогда, когда он приносит пользу другим.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Белка» («В деревне, в праздник…») Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *