Беседы подготовительная группа

Наталия Мракина
Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Тема: «Его величество Этикет»

Цели:

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения: познавательная игра

НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета.

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга: А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети: Баба – Яга

Воспитатель: Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета, для чего он нам нужен.

Баба-Яга: О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка.

Воспитатель: Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета.

Баба-Яга: И какие это такие правила…

Воспитатель: Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети: исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга: Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель: Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета».

Итак, начнём: «Этикет улицы»

Баба-Яга: Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель: Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» — это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

— Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети:

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться — голова не отвалиться

Воспитатель: Начинаем первый тур.

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. — Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. –Вы встретили на улице неряшливого одетого человека: в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы» и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях»

Баба-Яга: А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель: Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета. И на «этикет в гостях» тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

— Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

— К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

— Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

— В гости ходить – надо и к себе водить.

— Умей в гости звать, умей и встречать.

— Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость).

— У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек).

Воспитатель: Что же милее всего для человека? Жизнь — потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми,которые нас окружают: родственники, друзья, знакомые, одноклассники.Поэтому из покон веков считается: «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях»

Разыгрывание ситуаций: как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга: Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету?

Воспитатель: Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга: Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель: Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель: Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга: Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель: Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга: А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга: Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель: Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга: Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель: Ты не права, послушай,дети тебе расскажут: (дети отвечают, высказывают своё мнение)

— Хозяйка всегда должна быть приветливой.

-Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

— Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга: Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель: Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга: Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель: Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда,будьте внимательными:

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель: Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга: Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель: Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета. А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично. Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони».

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети:

— Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

— Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

— Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста».

— Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

-Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

— Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

— Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

— Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель: Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета. Так что такое этикет?

Баба-Яга: Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета, и всегда буду пользоваться ими. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель: Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга, многое поняла.

Мы тебя приглашаем остаться с нами на чаепитие.

Светлана Попова
Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Моя семья»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о своей семье. Познакомить детей с родословным древом. Учить отвечать на поставленные вопросы. Развивать навыки правильного грамматического строя речи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материалы: плакат «Родословное древо», сердечко с надписью «Дружная семья», клей, маленькие сердечки.

Ход беседы:

— Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни каждого человека – о семье.

— Рассмотрите плакат «Родословное древо»

— Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)

— Кто в семье самый главный? (Тот кто старше). Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. У каждого из нас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушек и дедушек.) Затем фотографии мам, пап, детей. Давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. (Рассказ детей о своей семье.)

Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад»

— Как вы понимаете ее?

— В какой семье клад? А в какой лад?

— Что такое «лад?» (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

— Сейчас я вам расскажу одну историю, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить, почему эту семью считают дружной.

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю.Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание»

— Так почему эту семью мы называем дружной?

— Рассмотрите сердце с надписью «Дружная семья». Вот это большое сердце- наша дружная семья, и состоит она из маленьких сердец,в которых должны царить: дружба, доверие, счастье, уважение. Возьмите маленькие сердечки и прикрепите их вокруг большого сердца.

(Дети по очереди приклеивают свои сердечки вокруг большого сердца).

— И у нас с вами получилась настоящая дружная семья.

Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»

Если я тебе мама, то ты мне?

Если я тебе дедушка, то ты мне….?

Если я тебе тетя, то ты мне…. ?

Если я тебе дочка, то ты мне….?

Если я тебе сестра, то ты мне?

Если я тебе дядя, то ты мне….?

Если я тебе племянница, то ты мне?

Если я тебе внучка, то ты мне…. ?

Если я тебе крестная, то ты мне….?

Цели: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная детская деятельность

I-ая

Пол.дня

Ситуативная беседа с детьми «Кто и зачем придумал вежливые слова»

Цель: закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность; культуру общения.

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.

Задания «Как можно…»

1. Поздороваться

2. Попрощаться

3. Поблагодарить

4. Вежливо попросить

5. Вежливо обратиться

Психогимнастика «Спасем Доброту»

Цель: научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок»; развивать внимание, смелость, научить расслабляться.

Экскурсия по детскому саду

Цель: уточнить знания детей о службах, которые организуют жизнь детей в ДОУ; воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд; желание сделать для них что-то приятное.

Свободная художественно-продуктивная деятельность «Умелые руки не знают скуки»

Оборудование: все необходимое для ручного труда (бросовый материал).

Цель: развивать у детей желание изготавливать подарки для друзей своими руками; воспитывать творческое воображение, самостоятельность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мини — маркет «Росинка», «Служба спасения»

Цель: продолжать создавать условия для организации самостоятельных игр, уметь распределять роли, договариваться, воспитывать культурное общение, ролевые диалоги, развивать сюжетную линию игры.

П/и «Театр теней» , «Затейники»

Цель: упражнять в различных видах движений (имитационные, комические), развивать воображение, инициативу и речь, развивать умение вовремя выйти из игры, без напоминания друзей, соблюдать правила игры.

Прогулка

Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: продолжать употреблять в речи вежливые слова;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал: сюжетные картинки.

Игра «Копилка добрых дел»

Цель: активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации

П/и «Магазин», «В гостях»

Цель: расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.

Словесная игра «Назови ласково» Цель: активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость.

С/ролевая игра «Бюро добрых дел»

Цель: развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.

Игры с телефоном (любая тема) Цель: научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение.

Рисование мелками на асфальте на тему: «Хорошее настроение»

II-ая пол.дня

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»

Цель: упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Хорошо – плохо»

Цель: развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.

Д/и «Оцени поступок» Цель: развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.

Развлечение «Чудесный денёк»

Самостоятельное художественное творчество: Предложить детям нарисовать свою иллюстрацию к хорошему или плохому поступку.

Цель: развивать творческое воображение; аналитическое мышление и самостоятельность; желание доводить начатое дело до конца.

Работа с родителями

Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела»; изготовлению «Дерева самых вежливых слов»

Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости» Цель: изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.

«Чудесный денёк»

Цели:

— формировать представления у детей о нравственных нормах отношений с окружающими; о доброте как важном человеческом качестве;

— поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

— учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.

— воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения.

Действующие лица:

Мишка- педагог, воспитатель, дети.

(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется совместно с родителями «Дерево самых вежливых слов»)

(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю)

Мишка: На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю?

(Дети соглашаются)

Воспитатель: Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?

(Ответы детей)

Мишка: А вы знаете, что такое «доброта», «добрые поступки»? Как их можно, по-вашему, совершить?

(Предполагаемые ответы детей: полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова, помогать малышам, маме, бабушке)

Воспитатель: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем и говорит только добрые хорошие слова.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

(Стихотворение Н.Красильникова «Доброе утро»)

Мишка: Дети, а вы тоже при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствие!

(Утвердительные слова детей)

Игра: «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Мишка: Вот видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел». Эту «копилку добрых дел» ты отнесешь в лес.

(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – «добринку)

Воспитатель: Доброта живет на свете только в добром сердце дети.

Игра: «Догадайся».

(Закончи предложение).

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
  3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
  4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста).

Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.

(Дети оказывают помощь цветам)

Воспитатель: Молодцы ребята, какие вы все добрые, заботливые.

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова»

Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.

Воспитатель: Дети пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек, им тоже нужна помощь.

(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки – «добринки»)

Мишка: А вашим игрушкам, ребята тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.

(Дети приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок игровым материалом)

Стихи

Пускай беда нам тяжела,

Но в ней ты узнаешь,

Как отличать доброго от зла,

Где правда и где ложь. (С.Я.Маршак)

Доброе утро! Птицы запели

— Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Нам желают – Доброго пути!

Будет легче. Ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь.

Тоже к доброму. Чему нибудь.

Доброта живет на свете,

Только в добром сердце дети.

Игра «Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко»-дети его «моют», «нюхают», «едят».

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова? (Ответы детей)

(Проводится игра «Волшебный стул».)

Игра «Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто-то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова».

Взрослый дает возможность высказываться каждому участнику игры, а потом интересуется и ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помощь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Вспомним пословицы: (Ответы детей)

  1. Человек без друзей, что дерево без корней.
  2. Ссора до добра не доводит.
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  5. Делу — время, потехе — час..
  6. Легко сломать, да трудно сделать.
  7. Добро творить – себя веселить.
  8. Добрые слова дороже богатства
  9. Слово лечит и слово калечит

Воспитатель: Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось, отнести ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет «копилку добрых дел», благодарит детей за помощь, прощается с ними.)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный денёк – День Вежливости и Доброты. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только вежливые слова, которые всем приятно слышать.

(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать, как они провели этот необычный день. Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как ДеньВежливости и Доброты)

Заключительная часть: Исполняется песня «Если добрый ты» — Музыка: Савельева Б., слова: Пляцковского М.

Взаимодействие с родителями: активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия»

«Неделя доброты»

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь».

В. А. Сухомлинский

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Срок реализации – неделя.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности.

Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.

Цель: формировать у детей положительные черты характера, мотивировать на совершение добрых дел.

Задачи:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки.
  3. Обогащать словарь вежливыми словами. Побуждать к использованию в речи фольклора.
  4. Формировать желание заботиться о малышах, помогать им.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

Предполагаемые результаты:

  1. Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

2.У детей возникает желание совершать добрые дела.

  1. Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.
  2. Бережно относятся к живой природе.
  3. Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло».

Подготовительный этап. Определение темы, цели и задач. Познакомить с проектом детей и родителей. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом.

Основной этап:

1 день – «Открываем копилку добрых дел»

2 день – «День вежливости»

3 день – «День заботы о братьях наших меньших»

4 день — «Доброе сердце»

5 день – «В гости к малышам»

Заключительный этап – презентация проекта.

Доброта не просто слово. Она очень важна в жизни. И только совершая добрые поступки, мир будет добрым и светлым.

Мы используем различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Утром встречаем их приветливой улыбкой, стараемся увлечь интересной игрой. Если утро началось жизнерадостно, это настроение сохраняется у детей в течение дня.

– Доброе утро! Птицы запели.

– Добрые люди вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

– Доброе утро и солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Каждое утро группы начинается с добрых дел. Кто-то цветы поливает, кто-то куклу в детский сад собирает. А кто-то завтрак для кукол готовит. Все заняты добрыми делами.

Детки в садике живут, здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают.

Детский сад — второй ваш дом, как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!

Ну, а какое же утро без утренней гимнастики!

Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна,

От хвори и болезней спасает нас она!

В конце зарядки, по принятой традиции, ребята дают себе целевую установку на день. Например:

Я веселый, я счастливый, озорной, любимый, милый.

Быстро я всему учусь, в жизни я всего добьюсь.

Или:

У меня всегда улыбка настроенье — просто класс!

Я люблю себя, а также люблю каждого из вас.

Социально-коммуникативное развитие:

Коммуникативные игры «Передай настроение», «Добрые волшебники».

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья».

Пальчиковые игры «Дружба», «Дружный коллектив»

Хозяйственно-бытовой труд. Игровая ситуация «Как жители страны Грязнуль и Беспорядка хотели забрать у нас игрушки».

Труд в природе «Комнатные цветы».

Познавательное развитие:

«Мы кормушки смастерили и столовую открыли» (развешивание кормушек и кормление зимующих птиц).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Речевое развитие:

Беседы «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Как развивать доброту», рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.

Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».

Речевые игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко».

Физическое развитие:

Подвижные игры и упражнения «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Смешинка», «С добрым утром».

Художественно-эстетическое развитие:

Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.

М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).

Аппликация «Доброе сердце»

Взаимодействие с родителями: активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия»

Беседа. » Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно — гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата.

Не только педагог в детском саду, но и родители должны руководить деятельностью детей дома.

Если ребенок не слушается, нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие правила культуры деятельности:

Не сиди без дела.

Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Доводи начатое дело до конца.

Выполняй работу только хорошо.

Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.

Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, наверно, в детском саду услышал?!».

Можно установить правила культуры общения:

Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю»

Культурно — гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

нельзя класть локти на стол во время еды;

есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам;

правильно пользоваться столовыми приборами.

Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ ТРУДЕ — ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ:

Людмила Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»

Игротека в кругу семьи

Уважаемые родители! Вам предлагаются стихи, игры, художественная литература, которые помогут Вашему ребёнку подружиться с этикетом.

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Приветствия

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

(А. Усачёв)

«Волшебные слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).

Игра «Назови привычку”

Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

Грызть ногти – это вредная привычка.

Стричь ногти – это полезная привычка

Словесная игра «Вежливо – невежливо»

Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны! (Правила можно изменить).

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь — …

Сказать спасибо и пожалуйста — …

Повернуться к собеседнику спиной — …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его — …

Сказать ласковое, доброе слово — …

Пожелать доброго пути — …

Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ…»

…Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.

Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.

Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом

Что случиться, если все дети будут говорить неправду.

Что случиться, если люди перестанут беречь природу.

Что случиться, если дети будут есть только сладости..

Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если все будут ссориться

Что случиться, если не закрывать воду в кране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *