Библейская хронология таблица

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

Танах (Тора • Пророки • Писания)
Ветхий Завет • Новый Завет
Масора • Апокрифы
Второканонические книги
Самаритянское Пятикнижие

Библейская хронология
Кумранские рукописи
Рукописи Библии
Каирская гениза
Библейская археология
Исагогика
Библейская критика

Герменевтика • Экзегетика
Пешер • Мидраш • Пардес
Аллегоризм • Буквализм

Библейские персонажи

Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.

Общая характеристика источников

Авторитетные источники

  • Библия
  • Тора. Пророки. Писания.
  • Танах (на иврите).
  • «Biblical Chronology». Catholic Encyclopedia. (1913). New York: Robert Appleton Company.
  • «Chronology». Jewish Encyclopedia.
  • Хронология — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Еврейский календарь (понедельник 7 октября 3761 год до н. э. по Юлианскому календарю)

Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.

По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский. Хронология Септуагинты (наряду с астрономичекими расчётами) использовалась при определении даты Сотворения мира в Византийской эре — суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. по Юлианскому календарю.

Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты) и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).

Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты и на 935 лет дольше самаритянского.

Библейские времена (хронология)

По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.

Библейское повествование охватывает времена:

  • Шесть дней творения (шестоднев): от начала сотворения мира до сотворения первого человека — Адама;
  • от Адама до Потопа;
  • от Потопа до рождения Иисуса;
    • от Потопа до Исхода из Египта
    • от Исхода из Египта до Завоевания Ханаана
    • Эпоха Судей
    • Период Первого Храма
    • начало Периода Второго Храма
  • от рождения Иисуса Христа до второго пришествия Иисуса Христа
    • от рождения Иисуса до апостола Павла в христианстве, а также пророчества о будущем развитии мира вплоть до прихода Мессии в иудаизме.
  • второе пришествие Иисуса Христа, страшный суд, воскрешение мёртвых,

Восьмой день.

От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)

Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие.

От сотворения человека (Адама) до Авраама

Поколения от Адама до Авраама

Тора и Вульгата Септуагинта
Год рождения
от Сотворения Адама
Год смерти
от Сотворения Адама
Возраст
к рож­де­нию сы­на
лет
жизни
лет
жизни
Возраст
к рож­де­нию сы­на
Год рождения
от Сотворения Адама
Эпоха творения (Быт. 5:1-32)
Адам 0 930 130 930 930 230 0
Сиф (Шет) 130 1042 105 912 912 205 230
Енос (Энош) 235 1140 90 905 905 190 435
Каинан (Кенан) 325 1235 70 910 910 170 625
Малелеил (Мехалалель) 395 1290 65 895 895 165 795
Иаред (Яред) 460 1422 162 962 962 162 960
Енох (Ханох) 622 987 65 365 365 165 1122
Мафусаил (Метушелах) 687 1656 187 969 969 167 1287
Ламех 874 1651 182 777 753 188 1454
Ной (Ноах) 1056 2006 500 950 950 500 1642
1656 Всемирный потоп 2242
Эпоха расселения (Быт. 11:10-26)
Сим (Шем) до 1558 2158 100 600 600 102 2142
Арфаксад (Арпахшад) 1658 2096 35 438 565 135 2244
Каинан 460 130 2379
Сала (Шелах) 1693 2126 30 433 460 130 2509
Евер (Эвер) 1723 2187 34 464 504 134 2639
Фалек (Пелег) 1757 1996 30 239 339 130 2773
Рагав (Реу) 1787 2026 32 239 339 132 2903
Серух (Серуг) 1819 2049 30 230 330 130 3035
Нахор 1849 1997 29 148 208 79 3155
Фарра (Терах) 1878 2083 70 205 275 70 3244
Авраам 1948 2123 100 175 175 100 3314

Разночтения и толкования

Между допотопными хронологиями церковно-славянского и современного греческого текстов Септуагинты есть одно разночтение — возраст, в котором Мафусал родил Ламеха: 167 или 187 лет. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. Вероятно, это различие связано с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод. Например, согласно Ватиканскому кодексу (ок. 350 г.) Септуагинты Всемирный потоп был в 2242 г. от с.м (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. 420 г.) Всемирный потоп был в 2262 г. от с.м. (как в церковно-славянском переводе). В Синайском кодексе эти главы Книги Бытия не сохранились.

В датах Септуагинты, в отличие от еврейской Библии, существует явное противоречие в тексте: Мафусаил, по Септуагинте, прожил 802 года после рождения сына, то есть 14 лет «после потопа» (600 лет — возраст Ноя ко времени потопа, а 188 лет — возраст Ламеха ко времени рождения Ноя). На споры по этому поводу указывал ещё Аврелий Августин. Примечательно, что Иосиф Флавий, в целом следуя Септуагинте, приводит даты: 187 лет — возраст Мафусаила ко времени рождения Ламеха, 180 лет — Ламеха к рождению Ноя, в итоге от Адама до потопа получается 2256 лет, но ведь Мафусаил должен был умереть лишь в 2258 году (разница составляет 2 года). На расхождение в датировках обращалось внимание ещё в «Хронике Евсевия», которую поэтому автор начал только с рождения Авраама.

Кроме того, Евсевий, используя иную редакцию Септуагинты, не называет имя Каинана и указывает, что от потопа до рождения Авраама прошло 942 года, а не 1072. Иосиф Флавий, в целом следующий данным Септуагинты, тоже пропускает Каинана, но добавляет в сумме 41 год ко времени рождения сыновей у других патриархов.

Не сходятся также некоторые времена жизни Ноя, Сима и Арфаксада. Сим родил Арфаксада через два года после потопа в возрасте 100 лет (Быт.11:10). Ною в это время было 600+2=602 года. Из этого следует, что Ной родил Сима в возрасте 602−100=502 лет, однако, в Быт.5:32 написано, что «Ною было 500 лет и родил Ной : Сима, Хама и Иафета.», причем первым в списке назван Сим, который в Быт.10:21 именуется «старшим братом» Иафета. Возникающее противоречие не нашло однозначного разрешения у комментаторов. По мнению Раши, старшим сыном Ноя был Иафет, так как из указанного следует, что им не мог быть Сим, но это мнение не разрешает противоречие, а приводит к ещё большим противоречиям, так как в Быт.10:21 написано, что Сим был старшим братом Иафета, а описание старшинства словом имеет бо́льшую значимость, чем числовые вычисления.

Ещё в поздней античности было высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что 10 лет нужно считать за год, что маловероятно, так как 1/10 года (36,5 суток) очень плохо связана с лунным календарём, которым пользовались в те времена; также излагалось мнение, что допотопные времена нужно считать в лунных месяцах. Однако, такие огромные числа (и даже бо́льшие) и представление о долгожительстве первых людей вполне типичны и для шумерских царских списков, и для других описаний мифических эпох (например, в Индии или Японии).

Патриархи и пребывание в Египте

Хронология легендарного периода

Событие Масоретская традиция Традиция Септуагинты
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю
Сотворение мира 0 −3760 0
Сотворение человека (Адама) 0 −3760 0
Всемирный потоп 1656 −2104 2242
Рождение Евера 1723 −2037 2639 (397 от Потопа)
Рождение Авраама 1948 −1812 3314 (1072 от Потопа)
Вавилонская башня 1996 −1764
«Союз рассечённых частей» (Бога с Авраамом) 2018 −1742
Переселение Авраама в Ханаан 2023 −1737 3389 (1147 от Потопа)
Рождение Исаака 2048 −1712
Жертвоприношение Исаака 2085 −1675
Рождение Иакова 2108 −1652
Переселение семьи Иакова в Египет 2238 −1522
Рождение Моисея 2368 −1392
Исход из Египта (Исх.12:40) 2448 −1312

Датирование Исхода

Неоднозначную проблему представляет толкование срока в «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова. Согласно самаритянскому тексту, этот срок относится к пребыванию «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама, а собственно в Египте они провели намного меньше. Такое толкование принято и в иудейской традиции (см. таблицу выше), и в христианской Гал.3:17. Однако текст Быт.15:13 говорит о «400 годах угнетения». Например, Феофил Антиохийский считал, что от переселения Иакова до Исхода прошло 430 лет.

Согласно еврейскому тексту 3Цар.6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян.13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.

Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение к времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».

Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что дает около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относящуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Хронология истории древнего Израиля

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Исход из Египта 2448 −1312
Дарование Торы 2448 −1312
Вторжение в Ханаан 2488 −1272
Период судей 2560 −1200
Начало правления царя Давида 2884 −876 −1007
Начало правления царя Соломона 2924 −836 −971
Окончание строительства Храма Соломона 2935 −825 −960
Разрушение Храма Соломона 3338 −422 −587
Декларация Кира 3390 −370 −538
Чудо Пурима 3405 −355 -473
Окончание строительства Второго Храма 3412 −348 -516
Завоевание Израиля Александром Македонским 3442 −318 -332
Окончательное формирование состава Танаха 3460 −300

Поколения от Авраама до Давида

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Авраам 1948 — 2123 −1813 −1638
Исаак 2048 — 2228 -1712 −1532
Иаков 2108 — 2255 -1652 −1505
Иуда (Иехуда) 2195 — 2314 -1565 −1446
Фарес (Перец)
Есром (Хацрон)
Арам (Рам)
Аминадав
Наассон (Нахшон)
Салмон
Вооз (Боаз) ?-2793 ? −967
Овид (Овед)
Иессей (Ишай)
Давид 2854-2924 -906 −836

Период царств

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи

Иудейское царство

Израильское царство

Вавилонский плен и персидское господство

Основная статья: Вавилонский плен

В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.

Еврейская традиция Историческая хронология
Событие от Сотворения мира (до н. э.) до н. э. Событие
Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. 3318 (442) 605 Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи.
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). 3319 (441) 603 Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима).
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. 3327 (433) 597 Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. 3338 (422) 586 Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля.
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). 3364 (396) 562 Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амель-Мардук (Эвель Меродах).
Валтасар (Бальшецар), сын Амель-Мардука становится царём Вавилонской империи. 3386 (374) Ок. 550 Валтасар (Бел-шарр-уцур), сын Навуходоносора и приёмный сын Набонида, становится соправителем Вавилонской империи.
Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия. 3389 (371) 539 Смерть Валтасара.
Начало правления Дария I. 3389 (371)
539 Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены.
Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. 3390 (370)
522 Начало правления Дария I.
520 Продолжение восстановления Второго Храма.
516 Закончено востановление Второго Храма.
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено. 3392 (368) 486 Ксеркс I становится царём.
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год). 3394 (366) 483
События Пурима. 3405 (355) 473
465 Артаксеркс I
458 Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой).
445 Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией).
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири. 3406 (354) 423 Дарий II становится царём.
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила. 3408 (352) 420
Закончено востановление Второго Храма 3412 (348) 416
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). 3413 (347)
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). 3426 (334)
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима 3428 (332)
359 Артаксеркс III
336 Дарий III

Исторические гипотезы о событиях Пурима

Еврейская традиция Версия I Версия II Версия III Версия IV
Артаксеркс (Ахашверош) 368 Ксеркс I 486 Артаксеркс I 465 Артаксеркс II 404 Артаксеркс III 359
События Пурима 355 473 452 343
Дарий 354 Дарий II 423 Дарий II 423 Дарий III 336

Датирование Сотворения мира (сотворения первого человека Адама)

На основании суммирования всех изложенных выше сведений (а такое суммирование в самой Библии нигде не произведено) начиная с первых веков христианства предпринимались подсчёты, имевшие целью соотнести время сотворения мира с современной автору эпохой.

Сотворение света, из иллюстраций Гюстава Доре к Библии. Быт. 1:1 («Да будет свет»).

Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.

Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры:

  • Антиохийская эра — (1 сентября 5969 год до н. э.) по Феофилу Антиохийскому, создана в 180 н. э.
  • Александрийская эра Анниана — (исходная точка — 5501 (фактически 25 мая 5493) год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э.), бывшая основной хронологией в Византийской империи до IX века.
  • Византийская эра (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н. э.)., которая начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской империи и во всём православном мире. Согласно Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета) были определены также и даты других библейских событий. Однако католический Рим этих расчётов не признал. Эта эра была также введена в Сербии, Болгарии, а также и в России, где система использовалась с XI века до её упразднения в 1700 году Петром I.
  • Ватиканская эра существенно короче византийской, поскольку в Вульгате (латинский перевод Ветхого Завета) указаны меньшие продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п., чем в греческом переводе.
  • Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 г. до н. э. Это летосчисление является частью еврейского календаря и в настоящее время официально используется в Государстве Израиль наряду с григорианским календарём.

Другие датировки начала мира

  • 5872 до н. э. — так называемая датировка 70 толковников
  • 5551 до н. э. — по Августину.
  • 5515 до н. э., а также 5507 до н. э. — по Феофилу Антиохийскому
  • 5500 до н. э. — по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому
  • 5199 до н. э. — датировка по Евсевию Кесарийскому
  • 4700 до н. э. — самарийская
  • 23 октября 4004 до н. э. — по Джеймсу Ашшеру
  • 3203 до н. э. — датировка по Нострадамусу, Иоанну Дамаскину, Кириллу Туровскому, Авраамию Смоленскому и др.

Хронология новозаветного периода

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Рождение Иисуса
Начало служения Иисуса Лк.3:23 В пятнадцатый год правления Тиберия Лк.3:1 Иисус, …, был лет тридцати, Лк.3:23
Первый день опресночный Мф.26:17 Мк.14:12 Лк.22:7 Пятый день недели Иудейской Четвёртый день недели Юлианской
Распятие Иисуса Пятница Мк.15:42 Лк.23:54 Ин.19:31 Иудейская Ин.19:42 перед Пасхою Ин.19:14, шестой день недели Иудейской, Ниссан, 13 Пятый день недели Юлианской
Три дня и три ночи в сердце земли Мф.12:40, на другой день, который следует за пятницею Мф.27:62 поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать Мф.27:66 Суббота, Пасха, седьмой день недели Иудейской, Ниссан, 14 Шестой день недели Юлианской
Воскресение Иисуса Первый день недели Иудейской Мф.28:1 Мк.16:1—2 Мк.16:9 Лк.24:1 Ин.20:1, Ин.20:19, Ниссан, 15 Седьмой день недели Юлианской
Деяния Апостолов

См. также

  • Сотворение мира в Библии
  • Танах

Примечания

  1. В этой энциклопедии, в разделе «От Сотворения до Потопа» приводится таблица. Если сложить все числа в колонке «Септуагинта» этой таблицы, то сумма получится равной 2242, как написано в тексте раздела, в таблице же стоит 2342 — явная опечатка.
  2. В этой энциклопедии допотопные времена считают не относящимися к действительности и приводят мифические толкования времён жизни допотопных праотцов.
  3. В этой энциклопедии в первой таблице статьи «Хронология» приводится ошибочное число лет Ноя до потопа — 500, в Библии же написано: «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю.» (Быт.7:6) В возрасте 500 лет Ною было велено строить Ковчег, к этому возрасту у Ноя уже было три сына «Ною было пятьсот лет и родил Ной : Сима, Хама и Иафета.» (Быт.5:32) При сложении исправленных чисел сумма получается равной 1656 (по числам масоретов), как и в тексте статьи.
  4. 2242—1656=586
  5. 2242—1307=935
  6. Августин. О граде божием, кн. XV, гл.11
  7. Иосиф Флавий. Иудейские древности I 3, 4
  8. Иосиф Флавий. Иудейские древности I 6, 5
  9. Ronald S. Hendel. The Text of Genesis 1-11. Textual Studies and Critical Edition. Oxford UP, 1998. P. 75-76
  10. Быт. 5:32, РаШИ
  11. Быт. 10:21, РаШИ
  12. Августин. О граде божием, кн. XVI, гл.12
  13. Лео Таксиль, «Забавная Библия», гл.3, предпоследний абзац.
  14. «Лунная» версия допотопной хронологии
  15. Феофил. К Автолику III 24, 28
  16. Опперт, (Оппер) Юлиус (Жюль) (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; Лопухин А. П., «Толковая Библия». Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; Jewish Encyclopedia
  17. Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1
  18. Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.
  19. Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006

Ссылки

  • Библейская хронология // Библиологический словарь

Предоставляю на рассмотрение одно необычное исследование по истории древнего мира и истории мира после рождества Христова.
Красные даты
Памятных дат хронология
Демонстрирует истории факты.
Божьего промысла методология
Раскрывает засекреченные акты.
Скрывают тайный код
Библейских писаний страницы.
Лишь богоизбранный народ
Знает суть божественной десницы.
Помнят арифметические числа
Наши современники всегда.
Только сакральные смыслы
Прописью читают даты и года.
Напоминают о потопе человечеству
Второго месяца опасные дни.
И как поток безверия в отечестве,
Залил не только царской династии огни.
Дату всемирного водного потопа
Семнадцатый день седьмого месяца,
Помнит не только Франция и Европа,
Но и трагедии ипатьевской лестница.
Юбилей первой Конституции советской,
Седьмого месяца десятый день,
Напоминает о «субботе покоя» библейской
И бросает на «екатеринбургские останки» тень.
Украины, Беларуси и России президенты
В десятый июльский день
Вспоминают приятные моменты
Восхождения на властный пень.
Месяца первого день пятнадцатый
От рабства избавил иудейское народонаселение.
А соловьиный напев про день семнадцатый
Пресек российского Царя поколение.
Календарных дней страницы
Обрывает времени рука.
Прошедших событий вереницы
Повторяет иногда судьба.
Мы можем быстро отличить
Светлый день от черной ночи.
Только, как нам определить,
Где Божий промысел, а где не Божий?
В Ветхом Завете имеет место совпадение дат, указанных в Библии и дат, связанных с событиями, происходящими в мире и в России, особенно за последние 100 лет. Конечно, за время существования человечества, на Земле менялись и летоисчисления и календари. Но, в Библейских повествованиях часто не указаны названия месяцев, а указаны только их порядковые числа, но не в цифровом, а в письменном виде: второй месяц, седьмой месяц и т.д.. Поэтому, беру даты только, как фактически понимаемые на сегодняшний день — по современному летоисчислению, но по библейскому варианту: 01.01 ( первый день первого месяца), 09.05 ( девятый день пятого месяца) и т.д.. Рассмотрим основные библейские даты, касающиеся важнейших исторических событий.
1. Даты всемирного потопа и времени Ковчега ( 17 февраля, 17 июля, 27 февраля)
Согласно библейским повествованиям всемирный потом начался 17 февраля — во втором месяце, в семнадцатый день месяца. Остановился потоп 17 июля — в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца. Длился потоп пять месяцев. Высохла земля к 27 февраля — во втором месяце, в двадцать седьмого день. Всего потом длился 1 год и 10 дней.
Цитаты из книги «Бытие», главы 7-8:
«11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлиись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
13 Шестьсот первого года к первому первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.»
К основным историческим событиям, связанными с указанными библейскими датами (17 февраля, 17 июля, 27 февраля) относятся следующие:
17 июля 1429 года — после побед французской армии под руководством Жанны д’Арк в Реймском соборе коронован король Франции Карл VII.
17 июля 1918 года — был убит Император Николай 2;
17 июля 1942 года начался первый этап Сталинградской битвы;
27 февраля 1721 г. Духовная коллегия преобразуется в Священный Синод
23-27 февраля 1917 года — произошла Февральская революция 1917 года;
27 февраля 1990 — Постановлением Президиума ВС СССР учрежден пост Президента СССР.
27 февраля 1933 г. В Берлине пожар уничтожает здание рейхстага (парламента)
27 февраля 1932 г. В США проводится реорганизация федеральной резервной системы
Как видно, особый след в мировой истории оставили даты 17 июля и 27 февраля. Только есть одно странное совпадение – 17 июля с помощью Жанны д’Арк был коронован Король Франции Карл VII, и через 489 лет был убит Император России Николай 2. 27 февраля — дата свержения монархии в Российской империи и дата окончания всемирного потопа. Также, это дата переломного этапа борьбы против фашизма во второй мировой войне. А дата остановки всемирного потопа 17 июля совпадает с датой убийства Российского императора Николая 2. Так что, в некотором смысле, революции в России ( коммунизм) и нашествие фашисткой Германии ( ВОВ , фашизм) можно также сопоставить по количеству жертв и страданий со всемирным потопом.
2. Даты самых великих праздников в Ветхом Завете.
Самыми значимыми праздничными датами Ветхого Завета являются: 15 января( пятнадцатый день первого месяца)- исход народа израиля из Египта и 10 июля (десятый день седьмого месяца) —«суббота покоя ”. Дата 10 июля — десятый день седьмого месяца – интересна тем, что она связана с некоторыми первыми лицами государств из бывшего СССР.
Цитаты из книги «Левит» глава 16:
«29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу….. 9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей…»
Цитаты из книги «Чисел» глава 33:
«1 Вот станы сынов Израилевых, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим, под начальством Моисея и Аарона.
3 из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта;
4 между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Господь, и над богами их Господь совершил суд.»
Цитаты из книги «Исход» глава 12
» 40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.
42 Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их( с 14 на 15 число первого месяца).»
К основным историческим событиям, связанными с указанными библейскими датами ( 10 июля , 15 января) относятся следующие события:
10 июля 1040 год — Согласно легенде, в этот день леди Годива проехала обнаженной по городу Ковентри верхом на лошади, чтобы заставить своего мужа, графа Леофрика , снизить непосильные для горожан налоги. Благодарные потомки установили в городе памятник леди Годиве и отмечают этот день как праздник;
10 июля — День воинской славы России . День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении;
10 июля 1918 год — принятие первой Конституции РСФСР, закрепившей диктатуру пролетариата, национализацию всей частной собственности и Власть Советов;
10 июля 1934 год — Преобразование ОГПУ в Главное управление государственной безопасности в составе НКВД;
10 июля 1941 год Начало обороны Ленинграда;
10 июля 1991 год Принесение президентской присяги Ельциным Б.Н.;
10 июля Президентом Украины был избран Леонид Кучма.
10 июля 2002 года Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ об интеграции Украины в НАТО;
10 июля 1994 года Президентом Республики Беларусь был избран А.Г.Лукашенко;
10 июля 1991 года официальная дата обращения А.Н.Авдонина в районное отделение милиции г. Екатеринбурга о нахождении «екатеринбургских останков»
10 июля 1996 г. Центральным отделом ЗАГСа г. Санкт-Петербурга произведена государственная регистрация смерти и выданы свидетельства о смерти Романова Н.А., Романовой А.Ф., Романовой О.Н., Романовой Т.Н. и Романовой А.Н.
15 января 1833 г. Умер Серафим Саровский ( Прохор Исидорович Машнин) — один из наиболее почитаемых Святых православной Церковью. В июне 1903 года при участии Императора Николая 2 и царской семьи состоялась торжественная канонизация Святого;
15 января 1559 г. Королева Англии Елизавета 1 коронуется в Вестминстере;
15 января 1897 г. В России вводится золотое обращение. Появляются золотые монеты – империал и полуимпериал. На золото обмениваются и остальные денежные знаки. Рубль становится самой твёрдой валютой мира.
15 января 2009г. СКП закрыл уголовное дело по убийству царской семьи, и поставлена окончательная точка на подлинности «екатеринбургских останков» 1991г, 2007г.. проведённых экспертизах по » екатеринбургским останкам».
Как видно обе даты ( 10 июля и 15 января) оставили значительный след в мировой истории и в истории России. Эти даты для одних стран, народов, личностей являются праздничными, а для других – трагичными. Для троих Президентов России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кучма) и Беларуси (А.Лукашенко), которые были избраны или принесли присягу в один и тот же день – 10 июля является праздничным днем, как для иудеев, для которых этот день Великий праздник – «субботы покоя». Этот день является, также годовщиной принятия первой Конституции РСФСР, закрепившей конституционно диктатуру пролетариата и очередную победу октябрьской революции в новой Российской республике. Также 10 июля являться годовщиной победы российской армии над шведами. У меня есть тоже повод для празднования – свой день рождения.
Только для тех, кто стал жертвой диктатуры пролетариата, в числе который царская семья, для тех, кто пострадал от репрессивной политики советской власти и органов НКВД, этот день является траурным, а не праздничным. Странно, что день 10 июля связан с датой официального обнаружения останков царской семьи и с датой выдачи похоронок на них. Поэтому, не знаю, как дать точное определение этим событиям: отнести их к праздничным или к траурным дням? Дата 15 января также осталась в истории не только как день радости, но и день скорби. Это день памяти Святого Серафима Саровского и дата закрытия СКП уголовного дела по убийству царской семьи, расследование которого проводилось в закрытом режиме, и по настоящий момент материалы дела не обнародованы. Поэтому дата освобождения от египетского рабства библейского народа и смерти всех египетских первенцев, стала и датой постановки окончательной точки в расследовании убийства и идентификации останков царской семьи. Но, для правящих Российской империей предков династии Романовых 15 января был днем гордости, так как рубль стал самой твёрдой валютой мира.
Все выше приведенные факты истории и совпадения с ними ветхозаветных дат позволяют сделать только два вывода: либо исторические события цикличны, т.е. имеет место промысел Божий, либо цикличность исторических событий обусловлена делам людскими, т.е. имеет место действие сторонников оккультизма и нумерологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *