Библейские крылатые выражения

Православие.fm

Мы с детства слышим множество крылатых выражений, поговорок, пословиц, и каждому из нас обычно ясно, что они значат. Нам кажется, что эти устойчивые выражения существовали всегда. Многие выражения становятся «притчей во языцех»… Каково же истинное происхождение многих известных всем и часто употребляемых словосочетаний и фраз и каково их использование в современной речи?..

На самом деле первоисточник их -– в библейских выражениях. Библия – это духовная сокровищница человечества. Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и языках народов мира. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза «великое множество” — тоже оттуда).

Вот некоторые крылатые библейские выражения:

* * *

Происхождение фразы «Да будет свет» — из Библии: «И сказал Бог: «Да будет свет!” И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро».

* * *

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. – «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

* * *

Кто не работает, тот не ест. – «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3, 10).

* * *

Хам. – Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых населилась вся земля после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу и подвергся его проклятию.

* * *

«Голубь мира» появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. – Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

* * *

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). – «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

* * *

* * *

Грехи молодости. -– «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24, 7).

* * *

Тьма кромешная (символ ада). – «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».

* * *

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. – «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» (Еккл. 1, 2).

* * *

В поте лица (тяжким трудом). – «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

* * *

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). – «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1, 6) (по-церковнославянски «на круги своя»).

* * *

* * *

* * *

Корень зла (источник зла). -– «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

* * *

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). – «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.

* * *

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -– «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.

* * *

Молочные реки, кисельные берега. -– Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.

* * *

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

* * *

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

* * *

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). – «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

* * *

* * *

* * *

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -– Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

* * *

* * *

Умывать руки (устраниться от ответственности). – «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

* * *

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). – «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

* * *

* * *

Метать бисер перед свиньями – понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл. – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – это бисер.

* * *

Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). – Рожон – это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.

* * *

Не от мира сего. – «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

* * *

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

* * *

Не судите, да не судимы будете. -– Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1 ).

* * *

Не хлебом единым. – «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4).

* * *

* * *

Книга за семью печатями (нечто недоступное). – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).

* * *

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). – Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16, 21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.

* * *

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

* * *

Отделять зерна от плевел (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). – Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24-30; 36-43).

* * *

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). – «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -– на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало -– плуг.

* * *

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). – Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф. 4, 1).

* * *

Плоть от плоти (родственная близость). – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

* * *

* * *

Власть тьмы (торжество зла). – «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22, 53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

* * *

Бог дал, Бог и взял. -– «Господь дал, Господь и взял» (Иова 1, 21).

* * *

Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -– «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Книга Притчей Соломоновых 26, 27).

* * *

Нет пророка в своем отечестве. -– «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).

* * *

Что посеешь, то пожнешь. -– «Что посеет человек, что и пожнет» (Гал. 6, 7).

* * *

Посеешь ветер, пожнешь бурю. – «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга Пророка Осии 8, 7).

* * *

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. – «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

* * *

Соль земли. -– «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Это неисчерпаемое словесное сокровище Книги книг можно замечательно использовать для того, чтобы заинтересовать в чтении Священного Писания, для «погружения» в библейский материал подрастающего поколения: можно вместе с детьми прочитывать определенные места из книг Ветхого и Нового Завета и выписать попавшиеся крылатые словосочетания, выражения и фразы; вспоминать пословицы и поговорки, считающиеся народными, находить их библейский первоисточник; зачитывать цитату из Библии и разбирать это место в книге с его истинным значением в контексте Священного Писания; проводить разного рода словесные викторины, игры «знатоков библейского слова»; проводить конкурсы иллюстраций к тем или иным крылатым выражениям.

Этот процесс познания истинности употребляемых нами в повседневной речи слов и выражений, а также нахождение их первоосновы может оказаться очень увлекательным для юных исследователей.

Таким образом и знакомство с Библией станет мотивированным и увлекательным, пусть это будет сначала лишь поиск уже знакомых слов и выражений, но со временем эта удивительная, главная Книга человечества, хранящая в себе бесценные сокровища Духа, Книга Книг, может стать самым верным другом для молодых душ на все случаи жизни, и они будут с интересом и радостью обращаться к ней; и уже не только в поисках крылатых выражений, но «с жаждой» припадать к этому вечному источнику живых истин.

Анна Шляпко

Использованные источники:

Лилия Ратнер. Что такое христианское искусство. Интернет-журнал «Решение».

Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения. По оригинальному изданию (г. Новосибирск). Валерий Мельников.

Русская культура и русский язык вобрали в себя особенности более чем 200 народов Русского мира, а также всё лучшее, что им могли предложить западная и восточная культурные традиции. Представляю вниманию читателей 20 русских пословиц и поговорок, имеющих своим источником Священное Писание (Библию).

Знания о происхождении ряда расхожих выражений смогут прибавить вам культурного богатства и эрудиции, а также пробудить в вас интерес к изучению великого сокровища, которое нам оставили пророки, евангелисты и апостолы — Книги книг, содержащей божественное откровение и ответы на основные вопросы о смысле нашего бытия.

«Назначили меня козлом отпущения»

Так говорит про себя человек, на которого свалили всю вину за какой-либо провал, неудачу.
Выражение, которое восходит к Библии. По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа израильского. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали, дабы он навсегда унёс на себе грехи евреев.

«Не мечи бисер перед свиньями»

В переносном смысле таким образом предостерегают от открытия высоких истин непосвящённым, не способным их понять, но способным профанировать нечто святое, осмеять его.
В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Евангелие от Матфея, 7: б). Под «бисером» в Древней Руси понимался жемчуг — весьма ценный товар.

«Прикрылся фиговым листком?»

Так говорят о благовидном прикрытии неблаговидных дел.
Выражение восходит к ветхозаветному рассказу об Адаме и Еве, которые после грехопадения познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, 3:7).
С XVI до конца XVIII века европейским художникам и скульпторам приходилось в своих работах прикрывать самые откровенные части человеческого тела фиговым листком. Эта условность была уступкой Католической церкви, считавшей изображение обнаженной плоти греховным и непристойным.

«Да это тайна за семью печатями»

Так говорят о чём-то, недоступном пониманию большинства или тщательно охраняемом.
Выражение восходит к библейскому обороту «книга за семью печатями» — символу тайного знания, недоступного непосвященным, пока с нее не сняты семь печатей, из новозаветной книги «Откровения (Апокалипсис)» апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

«Не рой другому яму — сам в неё попадёшь!»

Таким образом человека призывают отказаться от коварного намерения сделать знакомому какую-либо пакость.
Выражение можно встретить в книге Притчей Соломоновых (26:27): «Кто роет яму, тот упадет в нее». Перекликается с золотым нравственным правилом, описанном в Евангелии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Что посеешь, то и пожнёшь»

Практически прямая цитата из шестой главы послания к Галатам апостола Павла. Также является одним из вариантов золотого правила нравственности.

«Пойми, ты зарываешь свой талант в землю!»

Так говорят человеку, имеющему какие-либо выдающиеся способности, данные ему Богом, которые он использует неразумно или отказывается использовать вовсе.
Поговорка отсылает нас к притче о талантах из Евангелия от Матфея, рассказанной Спасителем, где богатый господин, отправляясь в чужую страну, наделил трёх своих слуг огромным количеством денег (талант — мера золота в 44,8 кг), чтобы к его возвращению они принесли ему прибыль. Один получил пять талантов, другой два, а третий один. Первые двое принесли господину прибыль, а последний зарыл свой талант в землю и смог только вернуть взятое, за что подвергся наказанию от своего хозяина, упустившего выгоду.

«Шатается по злачным местам»

Сегодня это библейское выражение приобрело сугубо негативную окраску. «Злачными местами» стали называть бары, стрип-клубы, игорные притоны и т.п.
Между тем, в псалмах и церковных молитвах выражение «злачное место» обозначает Небесное царство, Эдем. Имеется в виду место, где обильно произрастают злаки, из которых готовится основная пища (хлеб) — плодородное поле, основа благосостояния.

«Моё мнение осталось гласом вопиющего в пустыне»

Если здравые мысли и предостережения человека его близкие упорно не хотят слушать, то он говорит об этом примерно так.
Эта поговорка, имеющая корни в пророчестве Исайи и Евангелии от Иоанна. Пророки, предрекавшие скорое пришествие Спасителя, призывали евреев готовиться к этому дню: следить за своей жизнью и исправлять её, делаясь благочестивыми, внимательно относиться к евангельской проповеди. Но евреи не вняли этим призывам и распяли Господа.

«Внеси свою лепту!»

Так человека призывают вложить часть своего труда, умений или денег в создание чего-то большого, важного и хорошего.
Известен библейский рассказ о двух лептах бедной вдовы, которые она пожертвовала на деятельность Иерусалимского храма. Лепта — одна из самых мелких монет того времени в Римской империи. Две лепты были единственными деньгами вдовы, пожертвовав которые, она осталась голодной до самого вечера. Поэтому, её жертва оказалась наиболее крупной из всех, ведь прочие жертвовали только от избытка, отдавая малую часть имеющегося.

«Я работаю в поте лица!»

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», — было сказано Богом праотцу Адаму перед изгнанием из рая.
Теперь часть этой фразы из книги Бытия обозначает тяжесть работы, которую приходится выполнять человеку.

«О, блудный сын вернулся!»

Сегодня так встречают человека, которого давно не видели или о котором долгое время не имели никаких сведений.
Выражение отсылает нас к евангельской притче о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен.

«От худого семени не жди доброго племени»

В Евангелии от Матфея Господь говорит ученикам: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».
Эта истина актуальна и для человеческих отношений, в которых лучше избегать знакомств и общения с дурными людьми, которые могут причинить человеку много бед или увлечь его злыми делами.

«Хорош тут Лазаря петь!»

Так собеседнику сообщают о том, что его попытки разжалобить не увенчались успехом.
Профессиональные нищие в России часто просили милостыню на ступенях храмов, сравнивая себя с библейским Лазарем из рассказанной Спасителем притчи, хотя часто жили довольно прилично.
Притча о богаче и Лазаре рассказана Спасителем в Евангелии. Лазарь был беден и жил у ворот дома богача. Лазарь питался остатками пищи богача вместе с собаками и терпел всяческие лишения, но после смерти попал в рай, тогда как богач оказался в аду.

«Я умываю руки!»

С такими словами человек самоустраняется от происходящего, сообщает, что он не будет участвовать в предприятии, которое ему не по нраву.
Согласно Евангелию, выражение принадлежит прокуратору Иудеи Понтию Пилату, который совершил перед еврейскими старейшинами принятое у них ритуальное омовение, так как был не согласен с казнью Христа: «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего».

«Повинную голову и меч не сечет»

Выражение апеллирует к христианской морали, которая призывает прощать кающегося за совершённое.
Прообраз выражения можно встретить в книге Притчей Соломоновых: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован».

«Да здесь настоящее вавилонское столпотворение!»

Так говорят о наблюдаемой где-либо серьёзной неразберихе, беспорядке.
В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню (столп) до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле.

«Это просто манна небесная!»

Сегодня так говорят о неожиданной удаче или получаемом изобилии средств к существованию.
В библейской книге Исхода есть рассказ о том, как Господь, во время скитания еврейского народа в пустыне, ежедневно посылал ему в пищу чудесную крупу с неба (манну), которая не только была весьма питательна, но и обладала чудесным вкусом.

«Все мы не без греха»

Так люди оправдывают слабости своего характера и сделанные из-за этого проступки.
Выражение восходит к книге Екклезиаста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». Также Спаситель, защищая блудницу от расправы, говорил желающим побить её камнями: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень».

«Разверзлись хляби небесные»

Сегодня таким образом говорят об обычном сильном дожде, ливне, о погоде, в которую не хочется выходить на улицу.
Однако в книге Бытия оно повествует о настоящем потопе, буйстве стихии, смертельном для всего человечества: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Библейские крылатые слова

В поте лица (тяжким трудом).
«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) — сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая
Вавилонское столпотворение
(в переносном смысле — суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» — строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).
Валаамова ослица.
Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22,21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.
Валтасаров пир
(беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара, таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.
Вернуться на круги своя
(возвращение к началу какого — либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1,6) (по церковнославянски — «на круги своя»).
Власть предержащие.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13,1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По церковнославянки высшим властям — властем предержащим». Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.
Власть тьмы (торжество зла).
«Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22,53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.
Внести свою лепту (внести посильный вклад).
Лепта — мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).
Во главе угла (главное, приоритетное).
«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).
Возвращение блудного сына.
Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).
Волк в овечьей шкуре
(лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15).
Врачу, исцелися сам.
Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели Самого Себя» (Лук. 4,23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.
Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время).
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
Выпить чашу до дна
(претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51,17).
Всякой твари по паре.
Из повествования о всемирном потопе — об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
Глас вопиющего в пустыне.
Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40,3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
Гога и Магога
(нечто страшное, свирепое). Гог — свирепый царь царства Магог (Иез. 38-39; Откр. 20,7).
Голгофа
— место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Иоан. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» — путь Христа на Голгофу.
Голубь мира.
Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
Грехи молодости.
«Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24,7).
Да минует меня чаша сия.
«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26,39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне распятия.
Дом, построенный на песке
(нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф. 7,26-27).
Допотопные времена,
а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
Жнет, где не сеял
(пользуется плодами чужого труда). «Жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Матф. 25, 24). «Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лук. 19,21).
Заблудшая овца
(человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18,12-13; Лук. 15,4-7).
Запретный плод.
Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).
Зарывать талант в землю
(не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
Земля обетованная
(благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).
Змий — искуситель.
Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.
Золотой телец
(богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32,1-4).
Злоба дня
(актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6,34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».
Знамение времени
(типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Матф. 16,3) — упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.
Избиение младенцев
(расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2,16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком — по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя «Ирод», как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: «Голиаф» — великан, «Иуда» — предатель, «Каин» — братоубийца.
Ищите и обрящете.
В переводе с церковнославянского языка означает — «ищите и найдете» (Матф. 7,7; Лук. 11,9).
Камень преткновения
(препятствие на пути). «И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
Камни возопиют
(крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19,39-40).
Камня на камне не оставить
(разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матф. 24,2) — пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
Кесарю — кесарево, Богу — Божье
(каждому — свое). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» — ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).
Книга за семью печатями
(нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5,1-3).
Козел отпущения
(существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22).
Колосс на глиняных ногах
(нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2,31-35).
Корень зла
(источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19,28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1-е Тим. 6,10).
Кто не со мною, тот против меня.
Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12,30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счет: «От Бога отстал — к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.
Кто с мечом придет, от меча и погибнет.
«Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26,52).
Краеугольный камень
(нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28,16).
Кто не работает, тот не ест.
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фее. 3,10).
Ложь во спасение
(ложь во благо обманываемого). Искаженное понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32,17), что означает: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею».
Манна небесная
(неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).
Мафусаилов век
(долголетие). Мафусал (Мафусаил) — один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5,27).
Мерзость запустения
(крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9,27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Матф. 24,15-16).
Метать бисер
(понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Матф. 7,6). По церковнославянски жемчуг — бисер.
Не ведают, что творят.
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23,34) — слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят».
Не от мира сего.
«Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) — из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18,36) — ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
Не сотвори себе кумира.
Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8).
Не судите, да не судимы будете.
Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. , 7,1 ).
Не хлебом единым.
«Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной.
Невзирая на лица.
«Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1,17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2,1).
Неопалимая купина
(символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3,2).
Нести свой крест
(покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).
Нет пророка в своем отечестве.
«Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лук. 4,24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13,57; Марк. 6,4).
Ни на йоту не уступить
(не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5,18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.
Ничтоже сумняшеся.
Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1,6). По церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
Нищие духом.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5,3). Одна из девяти Евангельских заповедей блаженства. Нищие духом — смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста — «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется совершенно в ином смысле: ограниченные люди, лишенные духовных интересов.
Око за око, зуб за зуб.
«Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24,20), а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21 — ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.
От лукавого
(лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5,37) — слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося.
Отделять плевелы от пшеницы
(отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13,24- 30; 36-43).
Отряхнуть прах от своих ног
(навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
Первым бросить камень.
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8,7) — слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.
Перекуем мечи на орала
(призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2,4). Орало — плуг.
Питаться медом и акридами
(строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и акридами (саранчей) (Марк. 1,6).
Плоть от плоти
(родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2,23).
По букве и духу.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2-е Кор. 3,6). Употребляется в значении: отнестись к чему — либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении: формальность, противоположная сущности, смыслу, употребляется выражение «мертвая буква».
Посыпать голову пеплом
(знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2,12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф: 4,1).
Почивать от трудов праведных
(отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,3).
Превращение Савла в Павла
(резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но после того, как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства — апостолом Павлом (Деян. 9,1-22).
Прилип язык к гортани
(потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21,16).
Притча во языцех
(у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь … притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28,37). По церковнославянски «у всех народов» — «во всех языцех».
Продать за чечевичную похлебку
(поступиться чем — либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25,29-34).
Путеводная звезда
— Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью — либо жизнь, деятельность.
Святая святых
(сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) — часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых» (Исх. 26,33).
Скрежет зубовный.
«Там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8,12) — слова Иисуса триста об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.
Слуга двух господ
(человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Луки 16,13).
Служить маммоне
(чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6,24). Маммона — богатство или земные блага.
Смертный грех.
Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.
Содом и Гоморра
(распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19,24-25).
Соль земли.
«Вы — соль земли» (Матф. 5,13) — слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие — лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.
Суета сует.
Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1,2).
Тайна сия велика есть.
Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему — либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.
Терновый венец
(тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Матф. 27,29; Марк. 15,17; Иоан. 19,2).
Тридцать сребренников
(символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15). Сребренник — древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам.
Труба иерихонская
(не в меру громкий голос) . Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6).
Тьма кромешная
(символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8,12). По церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».
Умывать руки
(устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
Фарисейство
(лицемерие). Фарисеи — религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).
Фиговый листок
(недостаточное, поверхностное оправдание чего — либо, а также лицемерное прикрытие чего — либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3,7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
Фома неверующий
(сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
Хлеб насущный
(необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 — из молитвы Господней.
Хляби небесные
(ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7,11). По церковнославянски «окна» — «хляби».
Хранить, как зеницу ока
(хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16,8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32,10).

Пословицы и поговорки из Библии
Бог дал, Бог и взял.
«Господь дал. Господь и взял»

(Иов. 1,21).
Бойся Бога — смерть у порога.
«Во всех делах твоих помни о конце твоем,

и вовек не согрешишь»

(Сир. 7,39).
Вера и гору с места сдвинет.
«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:

«перейди отсюда туда», и она перейдет;

и ничего не будет невозможного для вас»

(Матф. 17,20).
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
«Тогда я увидел все дела Божии и нашел,

что человек не может постигнуть дел,

которые делаются под солнцем»

(Еккл. 8,17).

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

За добро Бог плательщик.
«Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние,

и если не от него, то от Всевышнего»

(Сир. 12,2).
Кто к Богу, к тому и Бог.
«Когда Господу угодны пути человека.

Он и врагов его примиряет с ним»

(Притч. 16,7).
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
«Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы тебе было хорошо

и чтобы продлились дни твои на земле»

(Исх. 20,12).
Нет веры без дел добрых.
«Вера без дел мертва»

(Иак. 2,26).
Один Бог без греха.
«Нет человека праведного на земле,

который делал бы добро и не грешил бы»

(Еккл.7,20).
От людей утаишь, а от Бога нет. От Божьего суда не уйдешь.
«Ибо всякое дело Бог приведет на суд,

и все тайное, хорошо ли оно, или худо»

(Еккл. 12,14).
Просит убогий, а подаешь Богу.
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу,

и Он воздаст ему за благодеяние его»

(Притч. 19,17).
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
«Предай Господу дела твои,

и предприятия твои совершатся»

(Притч. 16,3).
У Бога милостей много.
«Милости Господней полна земля»

(Пс. 32,5).
Человек предполагает, а Бог располагает.
«Много замыслов в сердце человека,

но состоится только определенное Господом»

(Притч. 19,21).
Человек ходит, а Бог водит.
«Сердце человека обдумывает свой путь,

но Господь управляет шествием его»

(Притч. 16,9).
Бедного обижать — себе гибели искать.
«Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их

и исхитит душу у грабителей их» (Притч. 22,22-23).
Всякая неправда — грех.
«Всякая неправда есть грех»

(1-е Иоан. 5, 17).
Добро творить — себя веселить.
«Радость человеку — благотворительность его»

(Притч. 19,22).
Доброго держись, а худого сторонись.

К добру мостись, а от худа пяться.
«Уклоняйся от зла и делай добро»

(Пс. 33,15).
Доверяй, но проверяй.
«Кто скоро доверяет, тот легкомыслен»

(Сир. 19,4)
Дорога милостыня во время скудости.
«Благовременна милость во время скорби,

как дождевые облака во время засухи»

(Сир. 35,23).
За доброе жди добра, за худое — худа.
«Скажите праведнику, что благо ему,

ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе,

ибо будет ему возмездие за дела рук его»

(Ис. 3,10-11).
Заработанный ломоть лучше краденного каравая.

Лучше малые крохи с тихостью, чем большие куски с лихостью.
«Лучше немногое с правдою,

нежели множество прибытков с неправдою»

(Притч. 16,8).
Кто добро творит, тому зло не вредит.
«Не приключится праведнику никакого зла»

(Притч. 12,21).
Кто легко верит, тот легко и пропадает.
«Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя»

(Сир. 8,22).
Лучше давать, чем брать.
«Блаженнее давать, нежели принимать»

(Деян. 20,35).
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир,

нежели дом, полный заколотого скота, с раздором»

(Притч. 17,1).
На воре шапка горит.
«Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним»

(Притч. 28,1).
Не всякому верь, запирай покрепче дверь.
«Не всякого человека вводи в дом твой,

ибо много козней у коварного»

(Сир. 11,29).
Повинную голову и меч не сечет.
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха;

а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»

(Притч. 28,13).
Постится щука, а пескарь не дреми.

У корысти всегда рожа бескорыстна.
«Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии,

но внутри он полон коварства.

Он поник лицом и притворяется глухим,

но он предварит тебя там, где и не думаешь»

(Сир. 19,23-24).
Праведен закон, да неправеден судья.
«А мы знаем, что закон добр,

если кто законно употребляет его»

(1-е Тим. 1,8).
С грехом борись, а с грешником мирись.
«Не укоряй человека, обращающегося от греха»

(Сир. 8,6).
Сделав добро, не попрекай.
«При благотворениях не делай упреков,

и при всяком даре не оскорбляй словами»

(Сир. 18,15).
Худом добра не наживешь.
«Не доставляют пользы сокровища неправедные»

(Притч. 10,2).
Без денег сон крепче.
«Бдительность над богатством изнуряет тело,

и забота о нем отгоняет сон»

(Сир. 31,1).
Будь беден, да честен.
«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот,

кто извращает пути свои, хотя он и богат»

(Притч. 28,6).
В долг взять — себя продать.
«Богатый господствует над бедным,

и должник делается рабом заимодавца»

(Притч. 22,7).
Всякое может случиться и богатый к бедному постучится.
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного,

тот и сам будет вопить, — и не будет услышан»

(Притч. 21,13).
Денег вволю, а еще б поболе.
«Кто любит серебро, тот не насытится серебром»

(Еккл. 5,9).
Деньгами душу не выкупишь.
«Не поможет богатство в день гнева»

(Притч. 11,4).
Деньги — вода: пришла и ушла. Деньги — пух:

только дунь на них и нет.
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство;

оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него,

и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья

и, как орел, улетит к небу»

(Притч. 23,4-5).
Добрая слава лучше богатства.
«Доброе имя лучше большого богатства,

и добрая, слава лучше серебра и золота»

(Притч. 22,1).
Золото не говорит, да много творит. Тяжело золото, а кверху тянет.
«Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса

над тобою;

ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей»

(Сир. 8, 2 -3).
Пирог ядучи помяни и сухую корочку.

При сытости помни голод, при богатстве — убожество.
«Во время сытости вспоминай о времени голода,

и во дни богатства — о бедности и нужде»

(Сир. 18,25).
С ветру пришло, на ветер и ушло. Трудовая денежка всегда крепка.
«Богатство от суетности истощается,

а собирающий трудами умножает его»

(Притч. 13,11).
С сильным не борись, с богатым не тягайся.
«Не поднимай тяжести свыше твоей силы,

и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя»

(Сир. 13,2).
Сильнее себя взаймы дать — добро потерять.
«Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя;

а если дашь, то считай себя потерявшим.»

(Сир. 8,15).
Не смотри на старость со смехом — своя не за горами.
«Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем»

(Сир. 8,7).
Не учил сына, пока поперек лавочки укладывался,

а как во всю вытянулся — не научишь.
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою,

он не умрет; ты накажешь его розгою,

и спасешь душу его от преисподней»

(Притч. 23, 13-14).
От худого семени не жди доброго племени.
«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые,

а худое дерево приносит и плоды худые»

(Матф. 7,17).
Голым родился, голым и умрешь.
«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь»

(Иов. 1,21).
День меркнет ночью, а человек печалью.
«Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,

ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет»

(Сир. 30,24-25).
Деньги — мед, одежда — тлен, а здоровье всего дороже.
«Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота,

и крепкое тело лучше несметного богатства»

(Сир. 30,15).
Живи просто, доживешь лет до ста.
«Немногим довольствуется человек благовоспитанный,

и потому он не страдает одышкою на своем ложе»

(Сир. 31,21).
Жили люди до нас, будут жить и после.
«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки»

(Еккл. 1,4).
Здоровье дороже богатства.
«Нет богатства лучше телесного здоровья»

(Сир. 30,16).
Кто винцо любит, тот сам себя погубит.
«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино»

(Сир. 31,29).
Не годы старят, а горе. Не работа старит, а забота.
«Забота — прежде времени приводит старость»

(Сир.30,26).
Не с поста мрут, а от обжорства.
«От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни»

(Сир. 37,34).
Одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор.
«Вино полезно для жизни человека,

если будешь пить его умеренно»

(Сир. 31,31).
От печалей немощи, от немощей смерть.
«Печаль мирская производит смерть»

(2-е Кор. 7,10).
От смерти не уйдешь.
«И не будет того вовек,

чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы»

(Пс. 48,9-10).
Радость прямит, кручина крючит.
«Веселое сердце благотворно, как врачестбо,

а унылый дух сушит кости»

(Притч. 17,22).
Смерть всех равняет.
«И увы! мудрый умирает наравне с глупым»

(Еккл. 2,16).
Умрешь — ничего с собой не возьмешь.
«Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

ибо умирая не возьмет ничего;

не пойдет за ним слава его»

(Пс. 48, 17-18).
Лучше хлеб есть с водою, чем жить со злою женою.
«Лучше жить в углу на кровле,

нежели со сварливою женою в пространном доме»

(Притч. 25,24).
Худо мужу тому, у которого жена большая в дому.
«Досада, стыд и большой срам,

когда жена будет преобладать над своим мужем»

(Сир. 25,24).
Чарка да кума лишат чести и ума.
«Вино и женщины развратят разумных»

(Сир. 19,2).
Гневаться гневайся, но не согрешай.
«Гневаясь, не согрешайте»

(Пс. 4,5).
Господин гневу своему, господин всему.
«Владеющий собою, лучше завоевателя города»

(Притч. 16,32).
Завистливое око видит широко.

Что глаза окинут, того жаль покинуть.
«Что из сотворенного завистливее глаза?

Потому что он плачет о всем, что видит»

(Сир. 31,15).
Завистливый, сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
«Кроткое сердце — жизнь для тела,

а зависть — гниль для костей»

(Притч. 14,30).
Лишнего пожелаешь, последнее потеряешь.
«Спешит к богатству завистливый человек,

и не думает, что нищета постигнет его»

(Притч. 28,22).
Межа не стена, а передвинуть нельзя.
«Не нарушай межи ближнего твоего»

(Втор. 19,14).
Над другим посмеешься, над собой поплачешь.
«Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным»

(Притч. 17,5).
Не радуйся чужой беде: своя на гряде.
«Не радуйся, когда упадет враг твой,

и да не веселится сердце твое, когда он споткнется»

(Притч. 24,17).
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
«Кто роет яму, тот упадет в нее»

(Притч. 26,27).
От гнева до глупости один шаг.
«Не будь духом твоим поспешен на гнев,

потому что гнев гнездится в сердце глупых»

(Еккл. 7,9).
«Вспыльчивый может сделать глупость»

(Притч. 14,17).
От одного слова, да на век ссора.
«Начало ссоры — как прорыв воды;

узнай прежде, и тогда упрекай»

(Сир. 11,7).
Придержи язык в беседе, а сердце в гневе.
«Всякий человек да будет скор на слышание,

медлен на слова, медлен на гнев»

(Иак. 1,19).
Пустой спор до ссоры скор.
«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся,

зная, что они рождают ссоры»

(2-е Тим. 2,23).
Лучше ногою запнуться, нежели языком.
«Преткновение от земли лучше, нежели от языка»

(Сир. 20,18).
Людей слушай, а свое делай.
«Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его»

(Сир. 37,17).
Меньше говорить — меньше греха.
«Обуздывающий язык будет жить мирно,

и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19,6).
«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа»

(Еккл. 7,21).
На языке медок, а на сердце ледок.
«Устами своими притворяется враг,

а в сердце своем замышляет коварство»

и после обета обдумывать»

(Притч. 20,25).
Не похваля не продашь, не похуля — не купишь.
«Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится»

(Притч. 20,14).
Не спеши языком, торопись делом.
«Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих»

(Сир. 4,33).
Не хвали сам себя, есть получше тебя.
«Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои»

(Притч. 27,2).
Помолчи боле, поживешь доле.
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою;

а кто широко раскрывает свой рот, тому беда»

(Притч. 13,3).
Слово лечит, слово и калечит.
«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует»

(Притч. 12,18).
Слово не стрела, а разит.
«Многие пали от острия меча, но не столько,

сколько павших от языка»

(Сир. 28,21).
Слово вовремя и кстати — сильнее письма и печати.
«Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время!»

(Притч. 15,23).
У лжи короткие ноги. У вранья век короток.
«Уста правдивые вечно прибывают,

а лживый язык — только на мгновение»

(Притч. 12,19).
Уговор дороже денег.
«Твердо держи слово и будь верен ему»

(Сир. 29,3).
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
«А язык укротить никто из людей не может:

это — неудержимое зло»

(Иак. 3,8).
Друг познается в беде.
«Бывает друг в нужное для него время,

и не останется с тобою в день скорби твоей»

(Сир. 6,8).
Друга не узнаешь в счастье, враг не скроется в несчастье.
«Друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье»

(Сир. 12,8).
Надежный друг дороже денег.
«Верному другу нет цены»

(Сир. 6,15).
На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь как вода.
«Бывает другом участник в трапезе,

и не останется с тобою в день скорби твоей»

(Сир. 6,10).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«Не меняй друга на сокровище»

(Сир. 7,20).
Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
«Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании

и не скоро вверяйся ему»

(Сир. 6,7).
Редкое свидание — приятный гость. Редкому гостю — двери настежь.
«Не учащай входить в дом друга твоего,

чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя»

(Притч. 25,17).
С кем поведешься, от того и наберешься.
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою»

(Притч. 22,24- 25).
Старый друг лучше новых двух.
«Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним»

(Сир. 9,12).
Тайну открыть — верность погубить.
«Открывающий тайны потерял доверие

и не найдет друга по душе своей»

(Сир. 27,16).
Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Труд человека кормит, а лень портит.
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает»

(Притч. 10,4).
Горька работа, да сладок хлеб. Сеяшь — плачешь, жнешь — скачешь.
«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью»

(Пс. 125,5).
Кто долго спит, тому денег не скопить.

Кто рано встает, тому Бог дает.
«Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть;

держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб»

(Притч. 20,13).
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом,

кто подражает праздным, тот насытится нищетою»

(Притч. 28,19).
Спать долго, жить с долгом. Поздно встать — нужду наспать.
«Немного поспишь, немного подремлешь,

немного, сложив руки, полежишь: и придет,

как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»

(Притч. 13,21)
Без терпенья нет спасенья.
«Терпением вашим спасайте души ваши»

(Лук. 21,19).
Все можно, да не все нужно.
«Все мне позволительно, но не все полезно»

(1-е Кор. 6,12).
Возносясь смирись, а смиряясь вознесешься.
«И славе предшествует смирение»

(Притч. 15,33).
Голод — лучший повар.
«Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко»

(Притч. 27,7).
Горшок котлу не товарищ.
«Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет — его,

и он разобьется»

(Сир. 13,3).
Дома и солома едома.
«Лучше жизнь бедного под досчатым кровом,

нежели роскошные пиршества в чужих домах»

(Сир. 29,25).
Истина от земли, а правда с небес.
«Истина возникает из земли, и правда приникнет с небес»

(Пс. 84,12).
Как аукнется, так и откликнется.
«Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

(Лук. 6,38).
Кто сеет ветер, пожнет бурю.
«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю»

(Ос. 8,7)
На чужой стороне и весна не красна.
«Как птица, покинувшая гнездо свое,

так человек, покинувший место свое»

(Притч. 27,8).
Не ищи соринку в чужом глазу.
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,

а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»

(Матф. 7,3).
Не лезь на рожон.
«Трудно тебе идти против рожна»

(Деян. 9,5).
Невинно вино, виновато пьянство.
«Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям.

Отрада сердцу и утешение душе —

вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино,

когда пьют его много»

(Сир. 31,32 -34).
Нет печали без радости, а радости без печали.
«И при смехе иногда болит сердце,

и концом радости бывает печаль»

(Притч. 14,13).
Поганое к чистому не пристанет.
«Для чистых все чисто»

(Тит. 1,15).
Тяжело ждать, если ничего не видать.
«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце »

(Притч. 13,12).
Умей взять, умей и отдать. Долг платежом красен.
«Давай взаймы ближнему во время нужды его

и сам в свое время возвращай ближнему»

(Сир. 29,2).
Худое дерево — с корнем вон.
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго,

срубают и бросают в огонь»

(Матф. 7,19).
Чужая душа — потемки.
«Помыслы в сердце человека — глубокие воды»

(Притч. 20,5).
Что посеешь, то и пожнешь.
«Что посеет человек, то и пожнет»

(Гол. 6,7).
Шила в мешке не утаишь.
«Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,

и тайного, что не было бы узнано»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *