Библиографический

Скачать книгу Гречихин А.А. — Общая библиография абсолютно бесплатно.
Для того, чтобы бесплатно скачать книгу Гречихин А.А. — Общая библиография с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса частью информационной деятельности (коммуникация, общение). Социальная сущность информационной деятельности обусловлена необходимостью целенаправленного производства, распространения, хранения и использования информации в обществе. Целью учебной дисциплины является изучение основ истории, теории и методики библиографии, обеспечивающих выбор наиболее рациональных видов, методов, средств и процессов библиографической работы, прежде всего в издательской и книготорговой деятельности, а также во всех сферах информационной коммуникации. Главная особенность предлагаемого учебника состоит в том, что он восстанавливает прежние традиции и является именно общим курсом, независимо от возможной структуры учебной дисциплины и соответствующей науки, а также специальности, где он будет использован. Структура книги состоит из 14 глав, в которых исследованы библиграфическая запись и система библиографических пособий, развитие и становление русской библиографии, создание репертуара русской книги и периодической печати, организация библиографической деятельности и составление библиографических пособий, а также библиографическое обслуживание.
Название: Общая библиография
Гречихин А.А.
Год издания: 2000
Страниц: 357
Формат: doc
Размер: 2,9 Мб
ISBN 978-5-8122-0099-8
Скачать книгу бесплатно:
Unibytes
dfiles
Gigabase
Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Гречихин А.А. — Общая библиография

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.


Мы надеемся, что Вам понравилась книга Гречихин А.А. — Общая библиография и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге 🙂 Электронная книга Гречихин А.А. — Общая библиография предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Библиотечный урок

«Что такое библиографический указатель?»

(Использование библиографических пособий при выборе литературы)

…Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет

разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,

она научит вас уважать человека и самих себя,

она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М. Горький

Дорогие друзья! Мы пригласили вас совершить путешествие в удивительный и волшебный мир библиографии. В ходе нашего путешествия я познакомлю вас с библиографическими пособиями и работой с ними.

Вы наверняка сталкивались с проблемой поиска нужной литературы для учёбы при написании докладов и рефератов на интересующие вопросы. А начну я с любопытной истории. Однажды в библиотеку пришёл странный мальчик. Одни читатели просили определённую книгу, другие – любую, а этот мальчик указал пальцем на полку с книгами и сказал: «Дайте мне первую от края». На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края. Потом третью, четвёртую…. Оказалось, что этот мальчик решил прочитать все книги на свете. А звали его Томас Эдисон.

Знаменитый впоследствии изобретатель Эдисон всегда умел доводить задуманное до конца. Но от чтения всех книг на свете он отказался. Как вы думаете почему?

(Ребята отвечают).

Да просто потому, что это неосуществимо. Невозможно прочесть не только все книги в мире, но даже все книги одной библиотеки. К примеру, в нашем фонде около 36 тысяч книг.

Не хватит жизни для их прочтения. Но огорчатся по этому поводу не стоит. Читать все книги незачем. Главное – суметь отобрать то, что действительно необходимо. Это не просто, ведь книг – великое множество, а вы, дорогие читатели, одни. Книги как, океан, в котором, не умея плавать, можно утонуть.

А что может стать вашим спасательным кругом, конечно библиография.

Что же такое библиография?

А библиография – это книгоописание. Прежде всего, библиография предлагает списки. Они помогут вам выбрать книгу для чтения. В библиотеке также есть алфавитный и систематический каталоги, но они знакомят нас с литературой, которая находится в фонде библиотеки.

А сейчас я вам рассказу немного об истории формирования библиографии.

С детских лет каждый человек учится, усваивает накопленные до него знания. Знания хранятся на страницах книг – когда то рукописных, а теперь печатных. Книг много, очень много. Ученые считают, что с середины XV века, когда в Европе было изобретено книгопечатание, издано более 30 миллионов книг. Эти огромные книжные богатства принято сравнивать с океаном. Океан не только огромен, — он становится опасной стихией, когда человек не может в нем ориентироваться. А книжный океан имеет еще одно свойство: ежегодно он прибывает на полмиллиона книг.

Издавна люди искали способ управляться с книжными богатствами. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений, издавались избраннее произведения и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с XI века стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым и емким словом – «изборники».

Уже в древнем мире появились обширные библиотеки, служители которых не могли запомнить все папирусные свитки или глиняные таблички – число их достигало многих тысяч. Тогда на помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а в современном понимании это – библиографические пособия. (Слово «библиография» от древнегреческих слов «библион» — книга и «графо» — пишу) появилось в I веке н. э. и обозначало тогда труд переписчика книг. В III веке, с гибелью античной культуры, это слово исчезает из обращения и возрождается в новом значении в XVIII Франции – описание книжных богатств. В наше время термин «библиография» называют область деятельности по подготовке и передаче читателям информации о произведениях печати.

Библиография держит в своих руках нити информации, тянущиеся ко всем печатным материалам. С её помощью можно найти и разузнать все, что известно человечеству и о чем рассказано в книгах и статьях.

Эмблемой библиографии еще в старину был золотой ключ, а определение её звучало как «ключ ко всем знаниям». Этот ключ доступен всем, нужно только научиться пользоваться им.

Ребята послушайте. Однажды теплым майским вечером на окраину большого города случайно забрёл молодой лось. Стали сбегаться дети, подходили взрослые, появилась (тогда ещё), милиция… никто не желал зла великану, все пытались помочь гостю вернуться в родной лес. Его подталкивали грузовиком, поливали из брандспойта – бесполезно. Наконец, кто – то догадался обратиться к помощи библиотеки. И прочли совет в журнале: если лось пришёл в город, лучше не трогать его, ночью он сам может уйти в лес. Но прочли это, к сожалению, поздно: зверь погиб от нервного перенапряжения.

Как много значит вовремя прочитанная нужная книга, статья! Вовремя – значит не только в таких исключительных ситуациях. Например, в период выбора жизненного пути (конкретной профессии), в момент, когда застопорилась работа, когда не ясно, что и как делать дальше.

Вы все знаете, что в любой компании особой популярностью пользуется тот, кто может рассказывать истории, самые разные, вычитанные из книг. А если вдобавок называет автора почти любой прочитанной книги, тогда почетная кличка «ходячая энциклопедия» надолго закрепляется за этим человеком.

А сейчас отгадайте загадки:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (Книга)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Говорить — не говорит,

Слышать — не слышит,

Но всё знает и нам объясняет. (Книга)

Голубка бела в избу влетела,

Что на свете видала, про всё рассказала. (Газета)

Бело поле,

Черное семя,

Кто поле сеет,

Тот и разумеет. (Бумага, буквы, пишущий)

Без языка, без голоса,

А всё расскажет. Книга).

Молодцы, ребята. Но теперь давайте поговорим, что, же такое библиографическое пособие. Специалисты – библиографы и библиотекари, изучая книги, критические материалы, отбирают лучшие произведения и составляют рекомендательные библиографические пособия, советуя, рекомендуя в них, литературу по определённым темам, которые можно найти в фонде библиотеки. Больше того, многие пособия не только знакомят с заглавиями нужных книг, но и раскрывают кратко их содержание, помогают решить вопрос, который возникает при выборе избранной читателем темы.

Библиографические пособия чрезвычайно разнообразны – по объёму, назначению, форме, содержанию и структуре. Библиографические пособия всегда составляются с конкретной целью информирования определённой группы читателей, по определённой теме. Библиографические пособия существуют в разнообразных видах.

Сегодня с некоторыми из них мы с вами познакомимся и попробуем научиться работать с ними. В этом нам помогут предисловия. Начнем мы знакомство с библиографическими пособиями, которые уже стали историй книжных издательств и деятельности библиотекарей, как прошлых лет, так и современной библиотечной продукцией, так же зайдем на сайт Азовской ЦБС, где познакомимся с детской страничкой.

1. Рекомендательный указатель книг для дошкольников «Книги маленьким», в помощь воспитателям детских садов и родителям. (1968 год издания). Книги в рекомендательном указателе систематизированы (разделены) с учётом возраста читателя: для детей 2-3 лет; для детей 4 – х лет и для детей 5-7 лет.

2. Тематический иллюстрированный каталог для учащихся 2-3 классов под названием «Что нам читать?» был подготовлен примерно в 70 годы прошлого столетия. Он изготовлен интересной формы в виде книги, в которой на каждой странице рядом с иллюстрацией из книги можно прочесть автора и название книги, и краткую аннотацию о ней.(прочесть и продемонстрировать некоторые странички из каталога).

3. Рекомендательный список «Салют, Победа!» посвящен 40 – летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, был издан в 1984 году в городе Ростов — на – Дону. В содержание списка вошло несколько разделов, вот некоторые из них: «Несутся отцовские песни из огненных лет к сыновьям!», «Вставайте! Вставайте! Вставайте! В опасности наша земля!», «Поэзия» и многое другое.

4. В мире информационных технологий вы ребята свободно владеете компьютером и регулярно готовите к урокам презентации на различные темы, а раньше библиотекари для быстрого выполнения запросов пользователей на интересующую их тему подходили творчески к оформлению различной формы библиографической продукции, вот посмотрите например на список 1996 года «Экология от А до Я», пролистывая его Вы узнаете , что такое атмосфера, биосфера, вода и так далее по алфавиту.

5. К 300 — летию российского флота в 1996 году был подготовлен рекомендательный список «О российском флоте» для учащихся 6 – 8 классов. Открыв его, вы прочтете, что в 1996 году наша страна отмечала юбилей, 300 — летиеРоссийского флота. Знаешь ли ты как зарождался русский флот? Кто принёс морскую славу России? А началась история российского флота с Петра I. Это он в 1696 году построил Азовский флот, а позднее создал сильнейший флот на Балтике. Могущественные флотилии стали надёжными защитниками границ России. Если тебя заинтересовала данная тема, перелистай этот список, в нём ты найдёшь увлекательные книги о русском флоте.

6. В форме бабочки выполнен рекомендательный список так же составленный в 1996 году для школьников 5 – 9 классов «Летающие цветы» В развороте он напоминает порхающую бабочку, внутри которой на маленьких крылышках вы прочитаете список книг об удивительных и хрупких созданиях природы — бабочках.

7. Творчество библиотекарей не знает границ, они всячески стараются украсить свою работу, вот например рекомендательный список «Эдуард Николаевич Успенский» сопровождается рисунками литературных героев по представленным в списки произведениям писателя Э. Н. Успенского.

8. В форме выходящего из–за тучки улыбающегося солнышка, выполнен рекомендательный список 2003 года «Тайны природы» подготовленного для учащихся 5- 6 классов. Открыв его, вы узнаете, что список составлен в алфавитном порядке фамилий авторов книги статей. Листая следующую страничку, вы прочтёте, что перед вами небольшой список книг о животном и растительном мире. В природе до сих пор ещё много тайн. Всюду плавают, ползают, летают, бегают «живые загадки», которые щедро поставила перед нами природа…

9. Вы знаете, что наша библиотека носит имя великого русского писателя Максима Горького, а деятельность библиотеки направлена на историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения, поэтому мы готовим списки об истории нашей страны. Рекомендательный список литературы для школьников 3-5 классов «Страницы истории нашей Родины» составлен в алфавитном порядке фамилий авторов книг. В список вошли легенды, предания и рассказы о патриотизме русского народа, о его борьбе с угнетателями и высокой культуре Древней Руси. На каждой странице списка вы можете увидеть обложку книги, автора, название и краткую аннотацию произведения. Список был подготовлен в 2004 году.

10. Рекомендательный список «Следствие ведёт черный котёнок» для школьников 6-8 классов призывает вас юные сыщики, окунуться в тайны и загадки, непонятные явления, конечно же, море приключений, и детективных историй, в общем, знакомит с серий книг «Черный котёнок и твой детектив».

11. Своеобразную летопись литературы о Великой Отечественной войне создают аннотированные библиографические указатели: Дни воинской славы России» и «Полководцы второй мировой войны», которые вышли в издательстве «Пашков дом» в 2005 году к знаменательной дате – 60 — летию Победы в Великой отечественной войне.

12. В 2012 году к 75 – летию Ростовской области в форме територии нашей области выполнен рекомендательный список «Ростовской области – 75 лет!».

13. В форме зелённого листа с божьей коровкой выполнен в 2012 году экологический рекомендательный список «Зеленый мир».

14. Но одним из необычных рекомендательных списков является список научно – популярной литературы для школьников среднего возраста это «Динозавры». Его уникальность заключается в том, что на каждой фигурке динозавра вклеена цветная обложка и краткая аннотация книги. Все книги можно взять на детском абонементе.

Помимо рекомендательных списков в нашей библиотеке готовятся и информационные списки литературы, это списки без аннотации книг. Он так же выполнен по разделам на определенные темы и в алфавитном порядке авторов.

1. Информационный список «Школа для девочек» поможет вам найти ответы на вопросы: как начать вязать, как правильно вести хозяйство, как овладеть техникой кроя и многое другое.

2. Информационный список «История России» предложит вам книги об истории древней Руси, о петровских временах, об языческих богах и героях нашей необъятной Родины.

3. Читая информационные списки «Дай Джим на счастье лапу мне» (для школьников среднего и старшего возраста) и «Бобик, Шарик, Дружок – Друг» (для детей младшего школьного возраста) вы познакомитесь с книгами, в которых рассказывается о самом верном друге человека, о собаке, об её воспитании и содержании, прочтете много забавные и интересных историй.

4. О музеях, которые посвящены литературным героям расскажет вам информационный список «Музеи мира, посвященные литературным героям», из него вы узнаете, что есть музей Маленького принца, о музее барона Мюнхгаузена, музей Дон Кихота и другие.

5. Так же в библиотеке есть обзор электронных ресурсов «Великая Победа». Обзор состоит из рубрик: «Вспомним всех – это нужно живым…»; «Военная техника Великой Отечественной войны»; «Слава победителям!»; «Боевые операции Великой Отечественной войны» (обзор электронных ресурсов подготовлен Центральной библиотеке им. Н. К. Крупской).

(Просмотр электронных вариантов рекомендательных информационных списков на сайте Азовской ЦБС www.azovlib.ru, просмотр детской странички на сайте)

(Просмотр развивающего мультфильма «Свинка – Пеппа – Библиотека»)

И в заключение нашего библиотечного урока хочу прочитать вам стихотворение Н. Найдёновой «Мой друг»

Хорошая книга –

мой спутник, мой друг, —

с тобой интересней

бывает досуг.

С тобою дорога

моя далека –

в любую страну

и в любые века.

Ты мне говоришь

про дела смельчаков,

про злобных врагов

и смелых чудаков,

про тайны земли

и движенье планет…

С тобой ничего

непонятного нет.

Тобой дорожу я,

тебя берегу,

без книжки хорошей

я жить не могу!

Использованная литература:

2. Моргенштерн, И.Г. Занимательная библиография / И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – М.: Книга, 1978. – С.4 – 24.

3. Галда,Е.А. Плавание по книжному морю / Е.А. Галда, М.П. Бочкарёва// Читаем, учимся, играем. – 2011. — № 11. – С. 10.

В ходе прошедших дискуссий основное внимание специалистов привлекало соотношение библиотечного дела и библиографии с научно-информационной деятельностью и информатикой, рассматривавшееся, как правило, по одному из трех направлений: библиотека – научная информация, библиография – научная информация, библиотечное дело и библиография (как единое целое) – научная информация.

Тесная связь библиотечного дела и библиографии всегда выглядела вполне очевидной и участниками дискуссии либо вообще не рассматривалась, либо затрагивалась попутно и лишь в самой общей форме.

Библиотека – самый древний и по сей день наиболее значительный по своей общественной роли институт в системе средств хранения и использования документов. Почти одновременно с библиотечным делом возникла и развивалась (преимущественно в его недрах) библиография. В дальнейшем она стала необходимым звеном библиотечного процесса. В современных условиях можно говорить о продолжающихся процессах интеграции библиотечной и библиографической работы, библиотековедения и библиографоведения. Отсюда все более широкое использование таких комбинированных понятий, как «библиотечно-библиографическое обслуживание”, «библиотечно-библиографические ресурсы информации”, «библиотечно-библиографическое образование”, «пропаганда библиотечно-библиографических знаний” и т. д.

Казалось бы, все ясно. Однако эта очевидность оказывается обманчивой при постановке таких, например, вопросов: какая именно часть библиотечной деятельности является библиографической и, наоборот, какая часть библиографии входит в состав библиотечной работы? В каких отношениях между собой находятся библиотековедение и библиографоведение? Обычно говорят, что это смежные научные дисциплины, которые пересекаются и взаимодействуют. Но, как и в каких пунктах? Точных и однозначных ответов мы пока не знаем.

Очевидно, что решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «библиография”. Отдельные библиотековеды не раз высказывались в том смысле, что вся библиография – часть (участок) библиотечного дела.

Нет ясности и в вопросе о том, какие именно процессы в библиотеке в сущности своей библиографические. Каталогизация, например, всегда рассматривалась библиотековедами как библиотечный процесс и в сферу библиографии не включалась, что нашло отражение и в организации работы библиотеки (каталогизация, обработка литературы отделены от библиографических подразделений и форм работы библиотеки). Правда, известный библиотековед О.С. Чубарьян писал, что «каталогизация по существу своему представляет форму применения библиографических методов в библиотечной практике” . Но дело не только в методах, а в том, что каталогизация – непосредственно библиографический процесс. И любой каталог библиотеки – это не что иное, как частный случай библиографического пособия.

Нет единодушия и среди библиографов, которые по-разному истолковывают состав и границы своей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют прошедшие дискуссии и опыт подготовки государственных стандартов на библиографическую терминологию.

По каким же признакам следует отличать библиографические явления от небиблиографических? Выше в главе шестой на основе понятия «библиографическая информация” сформулирован общий принцип или критерий отграничения того, что относится к библиографии, от того, что к ней не относится.

Эта основа позволяет составить более широкие и четкие (по сравнению с традиционными) представления о составе и содержании библиографических элементов библиотечного дела. Вместе с тем ясно, что библиографические явления и процессы имеют место не только в библиотечном деле.

Выделив из приведенной на рис. 18 структуры интересующие нас объекты (библиотечное дело и библиографию), получим наглядное выражение соотношения, смысл которого в том, что в библиотечном деле есть его собственное библиографическое подразделение, являющееся в то же время особым организационно оформленным подразделением библиографии. Это подразделение было названо нами библиотечной библиографией.

В библиотечной библиографии, как и в любой другой, выделенной по аналогичному основанию (книготорговой, архивной и т. д.), осуществляются процессы библиографирования и библиографического обслуживания, являющиеся в сущности библиографическими и в то же время непосредственно библиотечными процессами.

Если исходить из того, что библиотековедение в самом общем смысле это наука о библиотечном деле, а библиографоведение – наука о библиографии, то реальное соотношение объектов изучения (библиотечного дела и библиографии) определяет и соотношение соответствующих научных дисциплин. Но отсюда следует, что библиотековедение и библиографоведение – не просто смежные или родственные, но и частично совмещающиеся научные дисциплины.

Иначе говоря, область совмещения библиотековедения и библиографоведения образует такой раздел научного знания, который можно квалифицировать как библиографическое библиотековедение (по отношению к библиотековедению) или библиотечное библиографоведение (по отношению к библиографоведению). Эта научная дисциплина имеет предметом изучения библиотечную библиографию и на равных правах входит в состав, как библиотековедения, так и библиографоведения. Различие состоит лишь в том, что в составе библиографоведения библиотечная библиография рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее специфической роли, задач, организации и методики в пределах библиографии, а в составе библиотековедения – с точки зрения ее специфической роли, задач и т. п. в рамках библиотечного дела.

Этот структурный дуализм в библиотечно-библиографической науке и практике существует объективно (хотя и не осознается достаточно четко многими библиотековедами и библиографоведами) и приводит, в частности, в сфере высшего библиотечного образования, с одной стороны, к значительному дублированию материала в библиотековедческих и библиографических учебных курсах, с другой – к неоправданному разрыву в учебном процессе единых по своему функциональному содержанию проблем каталогизации (классификации, предметизации, библиографического описания) и библиографирования документов.

Как же быть с библиотечным библиографоведением (библиографическим библиотековедением)? Где его законное место: в составе библиотековедения или библиографоведения? В этом пункте библиотековедение и библиографоведение совмещаются, поэтому условия для однозначного ответа на вопрос о включенности объективно отсутствуют, однако субъективно в каждом конкретном случае решение, очевидно, зависит от начальной «системы отсчета”, от того, с каких исходных общих позиций мы к нему подходим – библиотечных или библиографических.

Таким образом, простой и ясный, казалось бы, в своей наиболее общей форме вопрос о соотношении библиотечного дела и библиографии, библиотековедения и библиографоведения при ближайшем рассмотрении оказывается дискуссионным и нуждающимся в дальнейшей основательной разработке и широком обсуждении.

Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика

Научно-информационная деятельность, будучи по своему основному назначению научно-вспомогательной, возникла как внутренний механизм самой науки (как средство ее информационного самообеспечения), но вместе с тем эта деятельность не могла успешно развиваться вне традиционных библиотечно-библиографических учреждений, их фондов и методов. Однако проблема взаимоотношений этих видов деятельности трактовалась библиотековедами и библиографоведами, с одной стороны, и информатиками, с другой – далеко не одинаково.

Дело в том, что информатика как научная дисциплина в своем исходном пункте опирается на ряд особенностей, свойственных современному этапу развития науки и техники в условиях так называемого информационного кризиса, основные черты которого особенно отчетливо проявились в XX в. В частности, важную роль в развитии информатики сыграли количественные аспекты информационного кризиса – резко возросшие масштабы научных публикаций, затрудняющие первичную ориентацию в огромных документных массивах и потоках. С точки зрения информатики, эта сторона была осознана, прежде всего, как насущная потребность в механизации и автоматизации процессов, которые по своей сущности являются библиотечными и библиографическими, но которыми в этом аспекте ни библиотечная, ни библиографическая наука (в силу их исторически сложившейся гуманитарной направленности) никогда всерьез не занимались. Представители информатики, придя к этим проблемам как бы со стороны, не склонны были признать их библиотечно-библиографическими, считая, что информатика занимается чем-то принципиально новым, органически не свойственным библиотечному делу и библиографии. В этом и заключена главная причина сразу возникшего взаимного непонимания, противопоставления «традиционных” и «нетрадиционных” средств и методов информационного обслуживания, количественных и качественных подходов и т. п.

Сейчас положение изменилось. Длительные теоретические дискуссии, глубокое осмысление практического опыта информационного обслуживания привели к сближению позиций, выработке более согласованного понимания общего и специфического в рассматриваемых областях, хотя разногласия существуют, конечно, и сегодня.

Главным в этом плане является следующее.

Библиотечное и библиографическое дело, библиотековедение и библиографоведение опираются на готовые, исторически сложившиеся документарные формы источников знания и занимаются проблемами их использования в самых различных общественных целях (не только научных). Они не ставят перед собой задачу оптимизировать всю систему информационных коммуникаций и не интересуются проблемами движения информации, отсутствующей в документах (не зафиксированной на материальных носителях).

Научно-информационная деятельность и информатика рассматривают только информационные коммуникации науки, но взятые в целом, на всех уровнях и во всех формах (в том числе библиотечно-библиографических). Конечная цель здесь – максимально оптимизировать всю систему научных коммуникаций, привести ее в соответствие с потребностями современной науки.

В этом и состоит определенное совпадение и вместе с тем различие объектов и целей библиотечно-библиографической и научно-информационной науки и практики.

Формально соотношения между библиографической деятельностью, библиотечным делом и научно-информационной деятельностью в рамках образуемой ими особой системы можно представить графически (рис. 21).

Николай Петрович Румянцев
(1754 — 1826)
– выдающийся государственный и общественный деятель, министр иностранных дел (1807-1814 гг.), председатель Государственного совета (1810-1812 гг.), основатель Румянцевского музея (а значит, и богатейшей библиотеки мира – нынешней Российской государственной библиотеки), издатель-меценат, собиратель книг и рукописей. Считал просветительство своей главной заботой. В Великих Луках, на Псковщине, Румянцев на свои деньги построил одну из первых публичных провинциальных библиотек. На издательские проекты, создание библиотек, учебных заведений Румянцев не тратил ни копейки из государственной казны, а вкладывал свои личные средства. На средства Румянцева выпущено около 40 капитальных научных изданий (памятников по истории России и славянских народов). Только в 1813 г. Румянцев передал 25 тысяч рублей Академии наук на издание русских летописей. Великий государственный деятель, благородный человек, совершивший в своей жизни много значительных дел, Н. П. Румянцев не был библиотекарем в точном значении этого слова. Созданием замечательного музея, ставшим основой крупнейшего книжного и рукописного собрания мира (сейчас – 43 млн. единиц хранения) – Российской государственной библиотеки (РГБ), – он увековечил свое имя. В РГБ проводятся ежегодные Румянцевские чтения, публикуются статьи, проходят выставки.
Иван Андреевич Крылов
(1769 – 1844)
– знаменитый баснописец. С 1812 по 1841 г. он служил сначала помощником библиотекаря, а с 1816 года библиотекарем и заведующим отделением книг на русском языке Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря. Основная часть басен Крылова была написана в годы его библиотечной работы. Директор библиотеки А. Н. Оленин воспринимал и представлял начальству творчество Крылова как часть деятельности библиотеки и принимал участие в публикации басен.
Алексей Николаевич Оленин
(1763 — 1843)
– археолог, историк, художник, знаток древностей, библиотекарь – директор Императорской публичной библиотеки с 1811 по 1943 гг. Современники о нем говорили: «Библиотеку он любил до страстности, был предан ей всей душой». В 1808 г. Алексей Николаевич был назначен помощником главного директора Императорской библиотеки графа А. С. Строганова, а когда к названию Императорская библиотека было прибавлено Публичная, его назначили ее директором. Дела библиотеки он считал наиважнейшими, т.к. считал, что «общественное книгохранилище единственный есть способ к успешному распространению народного просвещения». По предложению Оленина были введены должности «почетных библиотекарей», которые выполняли поручения библиотекарей бесплатно, освобождались от суточных дежурств. Придя в библиотеку, он увеличил количество шкафов, чтобы поставить книги в один ряд. Изучив зарубежный опыт, и не удовлетворившись ни одной библиографической классификацией, он в 1809 г. создал свою, изложив ее в книге «Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской императорской библиотеки». «Библиотека есть вместилище словесности всех времен и всех народов», – говорил Алексей Николаевич Оленин.
Александр Христофорович Востоков
(1781-1864)
– филолог-славист, поэт, палеограф, археограф, сотрудник библиотеки с 1815 по 1844 г. А. Х. Востоков поступил в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга помощником к хранителю рукописей А. И. Ермолаеву, которого Н. М. Карамзин называл «любителем и знатоком наших древностей». Этого места Востоков добивался четыре года. После смерти Ермолаева в 1828 г. его назначают хранителем Депо манускриптов. По предложению графа Н. П. Румянцева, А. Х. Востоков начал описание и составил каталог славянских рукописей; работа длилась целых десять лет. Как и все сотрудники, Востоков круглосуточно дежурил, обслуживал читателей, участвовал в экспертизе рукописей, советовал Оленину, какие книги нужно приобрести. А. Х. Востоков по распоряжению директора Императорской библиотеки сделал описание «редких и любопытных манускриптов как на русском, так и на других известных» ему языках. Систематичность, скрупулезность в работе – вот качества А. Х. Востокова и как ученого, и как библиографа. Он лично проверил все описания, сделанные на карточках еще до него, прежде чем переписал их в каталог, а это огромная работа. Востоков внес несколько важных предложений по системе каталога рукописных книг, например, применял метод отсылок.
Вильгельм Гримм (1786 – 1859)
Якоб Гримм (1785 – 1863)
– немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Между 1805 и 1809 годами Якоб Гримм состоял на службе: был некоторое время библиотекарем Жерома Бонапарта в Вильгельмсгеге, а потом даже и статс-аудитором. После окончания войны с Францией Якоб Гримм получил от курфюрста Кассельского поручение ехать в Париж и возвратить в Кассельскую библиотеку те рукописи, которые были из нее увезены французами. В 1815 году он был послан вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс и ему даже открывалась небезвыгодная дипломатическая карьера. Но Якоб Гримм чувствовал к ней полнейшее отвращение, да и вообще в служебных занятиях видел только помеху к занятиям наукой, которым был предан всей душой. Вот почему в 1816 году он покинул службу, отклонил предложенную ему профессуру в Бонне, отказался от крупных окладов жалованья и предпочел всему скромное место библиотекаря в Касселе, где брат его уже с 1814 года был секретарем библиотеки. Оба брата сохраняли это свое скромное положение до 1820 года, усердно предаваясь в это время своим научным исследованиям, и этот период их жизни был плодотворнейшим по отношению к их научной деятельности. В 1825 году Вильгельм Гримм женился; но братья все же не разлучались и продолжали жить и работать вместе.
В 1829 году директор Кассельской библиотеки скончался; его место, конечно, по всем правам и справедливости должно было бы перейти к Якобу Гримму; но ему был предпочтен чужеземец, не заявивший себя никакими заслугами, и оба брата Гримм, оскорбленные этою вопиющей несправедливостью, нашли себя вынужденными подать в отставку. Само собой разумеется, братья Гримм, в то время уже успевшие приобрести себе весьма громкую известность своими трудами, не остались без дела. Якоб Гримм был в 1830 году приглашен в Геттинген профессором немецкой литературы и старшим библиотекарем при тамошнем университете. Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем и в 1831 году был возведен в экстраординарные, а в 1835 году в ординарные профессоры.
Михаил Николаевич Загоскин
(1789 – 1852)
– русский исторический романист, прозаик, комедиограф из древнего дворянского рода. Наиболее известным в творчестве Загоскина является роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” (1829), выход которого приветствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, С. Т. Аксаков. В 1818-1826 годах служил помощником библиотекаря Императорской публичной библиотеки.
Карл Максимович Бэр
(1792 — 1876)
– больше известен как основоположник современной эмбриологии, биолог, зоолог, географ-путешественник, антрополог, этнограф. Свою энциклопедическую научную деятельность Бэр сочетал с активной работой в библиотеке Академии наук, где работал с 1835 по 1862 г., заведовал иностранным отделом. Придя в библиотеку, он сразу же предложил план упорядочения фонда, выступил с идеей создать систематический каталог. «Хорошее состояние библиотек, – говорил Бэр, – является необходимым условием развития научных знаний в России». Бэр рассматривал библиотеки как более важное средство культуры, чем университеты. Когда Библиотеку Академии наук постиг грандиозный, самый большой в мировой истории библиотечного дела, пожар, в огне пострадала коллекция книг, собранная К. М. Бэром. Сегодня библиотека считает долгом чести восстановить фонд Бэра и постепенно делает это.
Николай Иванович Лобачевский
(1793—1856)
– великий русский математик, создатель неэвклидовой геометрии, много сделавший для процветания своего родного Казанского университета. Лобачевскому было поручено привести в порядок университетскую библиотеку и с 1825 г. по 1835 г. он исполнял должность библиотекаря даже тогда, когда стал ректором. Чтобы навести порядок в библиотеке, Николай Иванович в течение десяти лет добровольно исполнял обязанности библиотекаря, классифицировал и переставил все книги, завел каталоги и превратил прежний склад книг в настоящее научное собрание.
Антонио Паницци
(1797 — 1879)
– выдающийся английский библиотекарь. В Библиотеке Британского музея он, скрывающийся от преследования карбонарий, появился вначале как читатель, а с 1831 г. как библиотекарь. К 1837 г. Паницци становится руководителем отделения печатных книг. В 1841 г. он опубликовал «Правила составления каталога печатных книг Британского музея». С 1856 г. А. Паницци, талантливый и энергичный, стал директором библиотеки (по 1866 г.). Фонд при нем увеличился с 150 — 200 тыс.ед. до 1 млн. единиц хранения. Библиотека Британского музея превратилась в центральную научную библиотеку с универсальным фондом, с которой не могла конкурировать ни одна библиотека мира. При нем был построен и открыт знаменитый круглый читальный зал и окружающее его основное книгохранилище, которое отделялось от читального зала специальными железными конструкциями. Совершенствовалось библиотечное обслуживание. Для читателей в центре зала находился алфавитный каталог на весь фонд. В читальном зале под ротондой было 450 мест. К подсобному фонду (более 20 тыс. томов) был свободный доступ. Библиотекари читального зала оказывали помощь в поиске книг, следили за правильностью расстановки, которая была систематической. При Паницци начали составляться новые каталоги, было введено описание под коллективным автором. Именно он сформулировал две главные задачи алфавитного каталога, которые тот и поныне решает: отвечать на вопрос о наличии книг в библиотеке, объединять сочинения одного автора в единый комплекс. Добившись увеличения финансирования библиотеки и повысив зарплату сотрудникам, энергичный руководитель привлекал на работу более квалифицированных библиотекарей.
Антон Антонович Дельвиг
(1798 — 1831)

– поэт, издатель и редактор альманахов «Северные цветы» и «Подснежник». Окончив лицей, он служил в разных ведомствах, а с 1820 был помощником библиотекаря в Императорской библиотеке под начальством И. А. Крылова.
Модест Андреевич Корф
(1800 — 1876)
– с 1849 по 1861 г. работал директором Императорской публичной библиотеки. За это время собрание Публичной библиотеки выросло с 640 тыс. до 1 млн. томов. Вступив в управление Публичной библиотекой, М. А. Корф произвел ряд преобразований, сделав это учреждение одним из лучших не только в России, но и в Европе. Он не жалел никаких усилий, чтобы превратить Публичную библиотеку из малоизвестной и малопосещаемой, в привлекательную и интересную для многих. «Он наполнил ее залы… блестящими выставками редких, полезных и любопытных предметов и изданий», значение которых объяснялось экскурсоводом в определенные часы. Корф учредил звание почетных членов и почетных корреспондентов, которые содействовали пополнению библиотеки редкими книгами. Влиятельный директор нашел достаточные средства для новых приобретений и в России и за границей. До него библиотека пополнялась «из трофеев войны, из монарших даров, из приношений частных лиц или приобретенных от них собраний и из тех современных произведений печати, которые она получает по закону» (обязательный экземпляр). Публичная библиотека, по словам В. В. Стасова, была главным делом Корфа. «Он любил ее со всей страстью, предан был ей беспредельно, и потому в короткое время достиг успехов самых неожиданных и самых великолепных». Количество людей, занимающихся в библиотеке, стало возрастать тысячами и ходить туда стало даже модно. В память о его заслугах тот зал (где собиралась «Россика») стали именовать залом М. А. Корфа, позже в нем поставили его портрет во весь рост.
Владимир Федорович Одоевский
(1803 – 1869)
– известный русский писатель и общественный деятель. В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки.
Гектор Берлиоз
(1803 — 1869)
– яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров. В 1839 году он был назначен библиотекарем Парижской консерватории. С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи.
Пётр Павлович Ершов
(1815 — 1869)
– автор знаменитого «Конька-горбунка», возвратившись в свой родной город Тобольск, работал преподавателем Тобольской гимназии. При гимназии была библиотека, для которой П. Ершов много сделал: он каллиграфически переписал каталог, значительно увеличил книжный фонд.
Вукол Михайлович Ундольский
(1816 — 1864)
– библиофил, археограф, библиограф. Собрал библиотеку, которую завещал Румянцевскому музею для «заложения Публичной библиотеки в Москве». Она явилась основой, на которой возник Отдел рукописей и славянских рукописных книг. Ученый, проживший так мало, сделал множество открытий: нашел и опубликовал «Задонщину», рукописи двух забытых болгарских писателей Климента Охридского и Константина Преславского. Он – первый историк библиографии, первые шаги палеографии как науки тоже связаны с его именем. Ундольский составил «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 г. по 1854 г.» – полный и компетентный справочник и в наше время. В 1845 г. он – действительный член Общества истории и древностей российских. С 1847 г. и до кончины Ундольский был библиотекарем Общества. Самым главным трудом Ундольского, которым он занимался всю жизнь, стала ретроспективная библиография славянских книг на кириллице. Его «Очерк славяно-русской библиографии» вышел уже после смерти в 1871 г., при доработке А. Е. Викторова, основателя отдела рукописей Румянцевского музея. «Я хотел собирать памятники говорящие», писал Ундольский, «если книга представляет новый факт для развития истории просвещения России или вообще в славянском мире». В. М. Ундольский – первый коллекционер миниатюрных книжных изданий. Необыкновенно цельная личность, библиотекарь, библиофил и, главное, библиограф, В. М. Ундольский сохранил целый пласт древнерусских памятников, образцов допетровской «беллетристики», в то время уже исчезавших.
Леконт-де-Лиль
(1818 — 1894)
– выдающийся французский поэт, член французской академии, основатель «парнасской» школы. Детство Леконт провел на острове Бурбон, где отец его был военным врачом, а в молодости много путешествовал по Индии и Востоку. Первое его стихотворение «La Vénus de Milo» произвело сенсацию и сделалось исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он приветствовал отмену рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями на о-ве Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Леконт лишился всякой денежной помощи от родных и долго бедствовал. Позже его материальное положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря сената.
Аполлон Майков
(1821 – 1897)
С 1844 года поэт Аполлон Майков сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.
Иван Саввич Никитин
(1824 – 1861)
В 1859 г. поэт Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
Владимир Васильевич Стасов
(1824 — 1906)
– выдающийся русский искусствовед, музыкальный критик, археолог, почетный академик (с 1900 г.) проработал библиотекарем более 50 лет в Императорской публичной библиотеке Петербурга. В Публичной библиотеке Стасов стал безвозмездно помогать в описании и систематизации книжного фонда и 1855 г. его работа стала постоянной. С 1872 г. он фактически заведовал художественным отделом и неоднократно исполнял обязанности директора библиотеки. Стасов писал: «Я обязан Библиотеке бесконечно много, добрую часть своего образования я вынес из нее, во множестве работ она мне помогла». Стасов добивался, чтобы каждая библиотека была бесплатной. «Библиотека должна делать все возможное для приохочивания населения к чтению», – говорил он. Сам он оказывал всевозможную помощь в выборе книг, организовывал выставки, лекции, экскурсии. Будучи лично знаком с такими выдающимися людьми, как А. Бородин, М. Балакирев, М. Мусоргский, И. Репин, Л. Толстой, он всячески помогал им в подборе литературы. «Хороший, знающий библиотекарь – верный помощник всякого серьезного исследователя и просто даже серьезно занимающегося человека», – говорил Стасов.
Николай Фёдорович Фёдоров
(1829 – 1903)
– религиозный мыслитель, библиотекарь, книговед, основатель философии русского космизма, дружить с которым почитали за честь Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, B.C. Соловьев, В.Я. Брюсов, A.M. Горький. В 1874-98 – библиотекарь Румянцевского музея в Москве. Обладал энциклопедическими познаниями. Современники называли его «идеальным библиотекарем», знавшим, по их свидетельствам, содержание всех книг библиотеки Румянцевского музея. Стремясь возвысить значение библиотек и музеев, выступал за их объединение, превращение в центры собирания, исследования, обучения и воспитания, в которых группировались бы коллективы ученых, «специалистов по всем отраслям человековедения». Федоров выдвигал идею музейно-библиотечного образования, ориентированного на самостоятельное и творческое изучение материала. Особое место Николай Фёдорович отводил в этом проекте Румянцевскому музею, посвятив ему многие статьи и заметки. Также он был инициатором новых форм библиотечного дела, составил систематический каталог фонда библиотеки, выступал за выдачу читателям экземпляров из частных коллекций, за организацию выставочного отдела, выдвинул идею международного книгообмена. Считал, что библиографическое описание произведения наряду с другими элементами должно включать его краткое содержание. Описания должны составляться авторами произведений или компетентными специалистами. А. А. Гинкен в своей статье «Идеальный библиотекарь» назвал Федорова «героем и подвижником в области книговедения».

Юхан Август Стриндберг
(1849 – 1912)
шведский писатель Юхан Август Стриндберг в молодости перепробовал множество профессий, в том числе и библиотекаря. В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.
Мелвил Дьюи
(1851 – 1931)
– один из виднейших библиотечных деятелей США, пропагандист английской орфографии. Окончил колледж в Амхёрсте, в 1874-1877 гг. работал там же библиотекарем, разрабатывая десятичную (цифровую) систему библиотечно-библиографической классификации. Затем переехал в Бостон, где основал первый американский библиотечный журнал «Library Journal» (выходит по сей день). В 1876 г. в качестве одного из соучредителей участвовал в первом съезде Американской библиотечной ассоциации. В 1884 г. Дьюи основал при Колумбийском университете Колумбийскую школу библиотечного дела (англ. Columbia School of Library Economy) – первое в мире специализированное образовательное учреждение по подготовке библиотекарей. В 1888-1906 гг. Дьюи возглавлял библиотеку штата Нью-Йорк (англ.), а в 1888-1900 гг. ведал также библиотекой университета штата.
Николай Александрович Рубакин
(1862 — 1946)
– известнейший популяризатор, автор множества книг для народа, теоретик библиотечного дела, создатель библиографических пособий, рекомендательных каталогов, по праву может считаться виднейшим библиотекарем. В 1880-х гг., только окончив университет, он стал создавать свою библиотеку. И чтобы ее пополнить, брался за любую работу корректора. А собрав около 80 тысяч книг, передал их полностью и безвозмездно «Лиге образования” в Петербурге (длина полок составляла 1 версту, 250 сажен и 9 дюймов). И в Швейцарии, где он прожил последние 40 лет, собранной им библиотекой (100 тысяч томов) пользовались все слависты мира, вся эмиграция. Свою огромнейшую библиотеку Рубакин завещал России. Сейчас она находится в РГБ, составляя особый фонд – фонд «Рб”.
Поль Отле
(1868 — 1944)
– автор нескольких сотен работ по проблемам теории и практики библиографии, библиотековедения и документации. Поль Отле называл библиотекаря «Semis Servorum Scientiae» – «слуга слуг науки» и считал, что «библиотекарь должен обладать серьезным общим и профессиональным образованием», а «понимание научных основ профессии воспитывает и возвышает; оно заставляет выйти из изолированности и «социализирует» ум человека». Выдающийся бельгийский ученый организовал учебу для будущих библиотекарей, сам читал лекции, из записи которых создалось «Руководство для общественных библиотек» (совместно с Л. Вутерсом). П. Отле – идеолог образования не только политических международных организаций (Лига Наций, 1919 г.), но и интеллектуальных и экономических, которые были образованы уже после его смерти (ЮНЕСКО, ООН). Единая денежная единица, Международный банк, идея Всемирного города тоже в свое время были предложены П. Отле. Кроме того, создание Всемирной сети документации (сейчас эту роль выполняет Интернет) должно обеспечивать, по мысли Отле, доступ к любой информации любому человеку из любой страны. Самым главным для него было создание Документарного союза правительств, над планом которого он работал многие годы. Одним из принципов созданной им науки о документах Отле считал «унификацию всех работ, связанных с производством, обработкой, рассылкой, хранением документов». По его предложению был введен международный стандарт на формат писчей бумаги, каталожных карточек (каталожная карточка Дьюи), микрофишей, почтовых открыток, на оформление документации. Идея депонирования рукописей (научные работы, представляющие интерес для узкого круга специалистов, сохранять в рукописном виде в специальных бюро и доводить эту информацию до заинтересованных читателей) тоже принадлежит Полю Отле. Стратегическую роль библиотек ученый видел во всемирной регистрации, сборе, систематизации (по УДК) и хранении документов. «Мировое знание» должно было быть собрано в «документарной энциклопедии». Многие идеи Поля Отле уже реализованы, некоторые, намного опередив свое время, еще ждут своей реализации.

Иван Алексеевич Бунин
(1870 — 1953)
Великий русский писатель и поэт, живя в 1891 году в Полтаве, работал библиотекарем земской управы, статистиком, корректором и одновременно печатался в местной прессе.
Любовь Борисовна Хавкина
(1871 — 1949)
С именем Л. Б. Хавкиной связаны основные этапы в отечественном библиотековедении: организация первого в России Национального отдела библиотековедения (Харьков, 1903); первый в России проект библиотечного образования (1904); создание первых университетских пособий о проблемах библиотечного дела в России и за рубежом («Библиотеки, их организация и техника», 1904; «Руководство для небольших библиотек», 1911); создание Библиотечных курсов в Москве в 1913 г. при Народном университете А. Л. Шанявского (их окончит более 1000 человек); создание и руководство первым в СССР научно-исследовательским кабинетом библиотековедения (1920-1928 гг.). В 1900 г. Л. Б. Хавкина посетила павильон США на Всемирной выставке в Париже, познакомилась там с деятельностью Американской библиотечной ассоциации, одним из основателей которой был М. Дьюи, и с тех пор она стала активной его сторонницей. В 1903 г. при Харьковской общественной библиотеке ею был организован первый отдел библиотековедения и библиотечный музей. Хавкина требовала научного подхода к решению теории и практики библиотечного дела. По ее инициативе была создана первая русская государственная инструкция по описанию произведений печати и организации алфавитного каталога. Позже на ее основе составлялись печатные карточки для научных библиотек (к их изданию приступили в 1927 г.), а затем были разработаны «Единые правила описания произведений печати».
Михаил Михайлович Пришвин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *