Библия богатства

Как-то в большом городе двое бродяг проникли в универсальный магазин. Они пробыли там ровно столько, чтобы успеть осуществить свои намерения, а потом исчезли незамеченными.

Необычное в этой истории то, что они ничего не взяли. Ни один предмет не был украден.

Вместо того, чтобы украсть, эти люди поменяли ценники: сняли ценник с камеры стоимостью 395 долларов и прикрепили его к коробке с почтовой бумагой ценою в 5 долларов; ярлык в 5,95 долларов с книги в бумажном переплете поместили на подвесной мото и т.д.

Безумно? Ещё бы. Но более безумная часть истории произошла на следующее утро. Вы не поверите! Магазин открылся как обычно и работал в обычном режиме четыре часа, прежде чем кто-то заметил, что случилось.

Четыре часа! Некоторые люди совершили выгодные покупки. Других ободрали как липку. В течение полных четырех часов никто не заметил, что все цены подменены.

Трудно поверить? И напрасно, ибо подобное происходит каждый день на наших глазах. Мы погружены в искаженную систему ценностей. Мы видим, как бесценное разменивается на мелочи, а самая вульгарная пачкотня продается за миллионы.

Что такое деньги? И что на них можно купить? За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. За деньги можно купить глобус, но не мир. Игрушки, но не радость. Электричество, но не свет. Подушку, но не нежность. Мочалку, но не чистоту. Книги, но не мудрость. Краски, но не красоту. Щенка, но не дружбу. Крест, но не спасение.

Стоит признать, что в Писании неоднократно говорится о богатстве как о чем-то негативном: «Корень всех зол – сребролюбие», или: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» и другие. На самом ли деле богатство связано с огромной нравственной опасностью? Давайте попробуем разобраться.

Деньги – зло?

Одно из самых распространенных высказываний о деньгах гласит: деньги — зло. Почему же тогда упоминание о серебре в Библии встречается 362 раза, а о золоте — 415 раз? С самого начала, в книге Бытие (2 глава), особо говорится о золоте страны Хавилы. Стало быть, Бог хочет, чтобы люди признали особые качества этого дара, ценимого почти повсеместно. Так, золото было одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу. Даже Новый Иерусалим будет построен из золота. Следовательно, со времен Эдема до времен Нового Иерусалима золоту суждено оставаться ценным.

Нищий Лазарь и богач

У Иисуса есть две притчи по этому поводу. Первая — о богаче и бедном Лазаре. Суть ее в том, что богач, который каждый день «пиршествовал блистательно», не замечал прокаженного нищего Лазаря, лежавшего у его ворот и просящего милостыню.

По смерти Лазарь оказывается в лоне Авраама, а богач спускается в ад. Оттуда богач просит Авраама о милости и о том, чтобы Лазарь хотя бы дал ему смоченный водой палец, чтобы утолить жажду, мучавшую богача. На что услышал ответ от Авраама: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». На первый взгляд, кажется, что мораль здесь в следующем: те, кто насладился в этом мире, должны помучиться в том, и наоборот. Но это не совсем так.

Во-первых, место, куда попал Лазарь, носит имя патриарха Авраама, который был весьма богат.

Во-вторых, Лазарь и его бессердечный сосед выступают представителями не бедняков и богачей вообще, а людей, которые, правильно или неправильно распоряжаясь материальными благами, вступают в верные или неверные отношения с Богом. Более того, из контекста становится понятно, что братья богача, оставшиеся на земле, будут осуждены за нераскаянность, а не за то, что богаты. Грех богача не в том, что тот обратил каждый свой день в день отдыха, но в том, что ничем не помог Лазарю.

С другой стороны, Лазарь в этой притче олицетворяет всех, кто полагается на Бога. Само его имя означает «Бог помогает» (от еврейского «Елиезер»). И никакая бедность не является причиной того, что он оказался достойным разделять жизнь с Богом. «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» (Прит.22:2). Эти люди равны перед Богом. Камень преткновения не в богатстве как таковом, а в желании обогащаться. Об этом сказал апостол Павел в Первом послании к Тимофею 6:9: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Внимательно изучите это место. В нем осуждается только одно — стремление стать богатым.

Истинное богатство не может быть без Бога. А собирание денег — это всего лишь коллекционирование. Оно не имеет никакой ценности в вечности. Спросите у любого человека, сколько он оставит после себя, и ответ будет всегда одинаков: «Все».

Главный конкурент Бога

Однако, как во времена древние, так и сегодня, богатство является главным конкурентом Бога. Почему, спросите вы? Потому что богатство приравнивается к счастью. Так, древняя индийская мудрость гласит: «У кого богатство — у того друзья, родственники, тот настоящий человек на свете». Не подумайте, что это только заблуждения предков. Одна из популярных сегодня надписей, которые американцы помещают на баннер своего астомобиля, звучит так: «Если вы думаете, что счастье нельзя купить за деньги, это только значит, что вы не знаете, где делать покупки».

У англичан с доходом в 50 000$ поинтересовались, сколько денег им не хватает для полного счастья, ответ большинства: ещё 50 000$. Спросили у имеющих 100 000$, ответ был не менее скромен: ещё 100 000$. Вы не поверите, но у получающих 200 000$, ответ оказался все тем же: мне будет хватать, если стану получать в 2 раза больше. Так деньги и портят нас, особенно, когда они находятся у других (Платон).

«Берегитесь любостяжания», — предупреждал Иисус. «Любостяжание есть идолослужение», — добавил Павел. С другой стороны, довольство — это секрет внутреннего покоя. Оно помогает не забывать абсолютную истину: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него». Жизнь, фактически, — это странствие между двумя моментами наготы: рождением и похоронами. Так что стоит путешествовать налегке и жить в простоте.

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:7-9)

Посеребренное стекло

Еще одна притча, рассказанная Христом – о глупце, который собрал много богатства, не зная, что ночью умрет.

Упорное повторение личного местоимения «я» — едва ли не самая яркая черта этого отрывка, наглядно иллюстрирующая эгоизм богача.

Тот факт, что Бог именует такого человека «глупцом», предполагает, что человек этот был грешником. В Ветхом Завете и в межзаветной литературе «глупость» граничит с аморальностью, — речь идет не просто о тупоумии. Как можно было не заметить чудо огромного урожая, предназначенного Богом для блага всей общины, а не только для себя?

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия имения», — говорит Иисус перед тем, как поведать эту притчу. Не за богатство осужден персонаж притчи, а за то, что копил это богатство исключительно ради собственного удовлетворения.
Один ученик спросил как-то своего раввина: «Почему так бывает: приходишь к бедняку – он приветлив и помогает, чем можетПриходишь к богачу – он никого вокруг себя не видит. Неужели это только из-за денег?» Тогда учитель предложил ему посмотреть в окно, через которое открывался вид на бульвар, полный прогуливающихся людей. А потом — в зеркало, где ученик смог увидеть только себя. «Так вот: окно сделано из стекла и зеркало – тоже, но с одной разницей: зеркало – посеребренное стекло. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя», — подытожил раввин.

Главный мотив

Эрнест Хемингуэй пожертвовал крупную сумму из полученной им Нобелевской премии. При этом он сказал: «Правильно владеть богатством можно лишь тогда, когда раздаешь его». Так что «лучшее отношение к деньгам — как к навозу: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Фрэнсис Бекон).

Итак, мы начали с вопроса: «Что лучше: быть богатым или бедным?» И пришли к ответу, верному с библейской точки зрения: лучше быть щедрым и довольным тем, что у тебя есть.

Подумайте над этими фактами.

Если ты никогда не переживал войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, — ты счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.

Если ты можешь пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, — ты счастливее, чем 3 миллиарда человек в этом мире.

Если в твоём холодильнике есть еда, — ты одет и обут, у тебя есть крыша над головой и постель, ты богаче, чем 75% людей в этом мире.

Если у тебя есть счёт в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, — ты принадлежишь к 8% обеспеченных людей в этом мире.

Если ты читаешь этот текст, — ты благословлен вдвойне, потому что не принадлежишь к тем 2 миллиардам людей, которые не умеют читать

Виталий НАКУЛ,
священнослужитель церкви «Вифания”, г.Краснодар

Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. Екк.5,9

Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения. Сир.5,10

Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному? Сир.14,3

Многие погрешали ради маловажных вещей, и ищущий богатства отвращает глаза. Сир.27,1

Потрудился богатый при умножении имуществ – и в покое насыщается своими благами. Сир.31,3

Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом.Кто он? и мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем. Сир.31,8–9

Ловля у львов – дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых – бедные. Сир.13,23

Бедного почитают за познания его, а богатого – за его богатство: уважаемый же в бедности насколько больше будет уважаем в богатстве? А бесславный в богатстве насколько будет бесславнее в бедности? Сир.10,33–34

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть. Екк.5,11

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Лк.6,24

Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Сир.13,26

Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его. Сир.13,28–29

Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою». Сир.5,1

..как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Лк.18,24

Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне. Мф.6,24

Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Притч.13,11

Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их. Притч.10,15

Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч. 19,4

Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Притч.23,4

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Притч.13,8

Богач обидел, и сам же грозит; бедняк обижен, и сам же упрашивает. Если ты выгоден для него, он употребит тебя; а если обеднеешь, он оставит тебя. Сир.13,4

…как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Мк.10,23

Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за всё отвечает серебро. Екк.10,19

Надеющийся на богатство своё упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. Притч.11,28

Можно ли сказать царю: ты – нечестивец, и князьям: вы – беззаконники? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его. Иов. 34,18

..и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк.12,19

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Мк.10,25

Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный. Сир.13,24

Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями. Сир.13,25

Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;

потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род? Притч.27,23

Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Притч.30,8

Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Пс.61,11

..истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Мф. 19:23

Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя и них, заглушают слово, и оно бывает без плода. Мк. 4,18–19

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Иак.5,1

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения. 1Тим. 6,17

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Пс.111,1–3

Бог — источник всех богатств.

Неправильное отношение людей богатству.

Правильное отношение к богаству.

Божии заповеди о богатстве.

Характеристика богатства.

Истинные богатства духовны.

Бог — источник всех богатств

Он владеет всем: «ибо Господня земля, и что наполняет ее»(1Кор 10:26 ).

Он дает богаство людям: «чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство»(Втор 8:17-18).

Бог решает, кому быть богатым, а кому бедным: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает»(1 Цар 2:7).

Несмотря на то, что нечестывые люди могут стать богатыми на короткое время за счет взяток, ростовщичества, вымогательства, краж и т.д. («Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его»(Псалом 36:10)), самый лучший путь обретения богаства — праведная жизнь перед Богом.

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек»(Псалом 111:11-13)

Мудрость делает богатым.

«Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.» (Прит. 3:16-17)

«богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.» (Прит. 8:18-19)

Смирение перед Богом приводит к богатству: «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.» (Прит. 22:4)

Неправильное отношение людей к своему богатству

Люди копят его для себя: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни»(Иак. 6:1-3).

Становятся жадными и впадают в грех: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.»(1 Тим. 6:9-10).

Верят в силу богатства: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.(1 Тим. 6:17-19)

Становятся надменными: «большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим» (Иезек. 28:5).

Отвергают Бога: «Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей; и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой»(Неем. 9:25-26).

Правильное отношение к богаству, согласно Библии

Богаство способствует умиротворению: «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит»(Прит. 10:22)

Божии заповеди о богатстве

Признать Бога как его источник: «но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.»(Втор. 8:18).

Не собирать сокровища на земле: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»(Мф. 6:19-21).

Не быть жадными: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.»(Ефес. 5:3).

Не служить Богу и маммоне: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»(Мф. 6:24-25).

Характеристика богатства

Оно недолговечно: «потому что богатство не навек»(Прит. 27:24).

Оно тленно: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов»(1 Петра 1:18).

Оно обольщает: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно»(Мф. 13:22).

Богатство не имеет силы:»Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (Прит. 11:4)

Богатство духовно опасно: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» (Мф. 19:23-26)

Истинные богатства духовны

Имея Иисуса, имеешь все: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа»(Филип. 3:7-8).

Благодать Божья приносит духовные богатства: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых»(Ефес. 1:7-8,18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *