Библия и евангелие

Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура

Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура.

Провела: Аленчикова С.А.

Учитель английского языка

МОУ гимназия №16 «Интерес»

Цель:

  • познакомить детей с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

  • познакомить с некоторыми видами богослужения.

  • воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.

УУД:

Познавательные:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения.

Коммуникативные:

• Уметь грамотно строить свою речь с учетом правил и норм русского языка;

• Грамотно отвечать на поставленный вопрос, уважать другие мнения;

• Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

• Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

• Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

• Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

• Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

• Работать консультантом и помощником для других ребят;

Регулятивные:

• Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

• Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

• Уметь организовывать свою работу в классе и взаимодействие с другими учениками.

Ход урока

На прошлом уроке вы проходили тему «Святые Отцы церкви». Ответьте мне на вопрос ,каких Святых Отцов церкви вы знаете ?

Чем они прославились ?

Молодцы, ребята . Сегодня мы более подробнее поговорим о Василии Великом , Григории Богослове и Иоанне Златоусте .

Когда в 4 веке был объявлен закон (эдикт) императоров Константина и Ликиния о веротерпимости, прекратились преследования христиан. Много новых людей стали приходить в христианскую Церковь. Некоторые из них плохо знали правила христианской веры, но старались учить других и объяснять Священное Писание. В то время широко разрослись неправильные учения о Христе – ереси. Сторонники этих учений повели борьбу против православия, стараясь привлечь на свою сторону правителей и императора. Вновь начались преследования христиан. Мужественными защитниками учения Церкви стали святые, имена которых христианская Церковь всегда упоминает вместе. Это – святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Откройте стр.88. Последний абзац. Кто хочет прочитать ?

Дело святых Василия Великого и Григория Богослова продолжил святой епископ Иоанн Златоуст. Во многом жизнь его была похожа на жизнь Василия и Григория : его мать была христианка, он вырос в кругу любящей семьи. Он оставил благополучие, блестящее продолжение в свете и после смерти матери решил стать монахом. Но Церкви нужны были священники, и Иоанн Златоуст, став священником, проповедовал в Антиохии. Ему был дан дар красноречия : убеждать людей и красиво славить Бога. По преданию , одна женщина во время проповеди в церкви, услышав простые и убедительные слова святого Иоанна, воскликнула : «Учитель духовный, Иоанн , золотые твои уста !» С той поры и утвердилось за святым имя Златоуст.

Откройте стр.92. Кто хочет прочитать ?

(просмотр видеоролика)

Запишем в тетрадь : 12 февраля – память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Православные христиане – правильно славящие Бога.

Выполним задания:

1.Почему Церковь называет святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Вселенскими учителями?

2.От чего они защищали христианскую Церковь?

3.Какими трудами прославился святитель Василий ?

4.За что святой Григорий был назван Богословом?

5.Почему святителя Иоанна назвали Златоустом?

6.За что святой Иоанн Златоуст благодарил Бога, если жизнь его заканчивалась в изгнании?

Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Святой Григорий Богослов в Византии и мы ответим на некоторые вопросы.

1.Где спасался святой ?

2.Что означало спасение для христиан?

3.Догадайся , какой эпизод жития святого описан поэтом ?

4.Кто такой арианин?

5.Почему он назван лукавым?

6.Кто назван лукавым в Евангелии?

Откройте страницу 94.Кто желает прочитать ?

В церковном богослужении словами молитв и песнопений не только рассказывается о важнейших событиях Священной истории, о том, как Бог спасал человека. В храме христиане по своей вере вступают в таинственное общение с Богом. В Богослужении выделяют особенные службы, которые называются Таинствами. Таких Таинств в Православной Христианской Церкви семь : Крещения и Миропомазания, Покаяния и Причащения, Священства, Брака, Елеоосвящения.

Христианское богослужение совершается в течение года каждый день в разное время суток. Особенно торжественное богослужение бывает в праздничные дни. Какой самый большой христианский празник вы знаете ?

А что предшествует перед Пасхой?

А сколько он длится , вы знаете ?

Празднику Пасхи предшествует сорокадневный Великий пост. Это время усиленного обращения верующих к Богу с покаянной молитвой. Постящимся в эти дни необходимо особенно следить за своей духовной жизнью – не допускать дурных поступков, слов и мыслей.

Ребята, заканчивается Великий пост за неделю до Пасхи. Вся святая Четыредесятница, как еще называют Великий пост, готовит душу и сердце верующих к воспоминаниям последних дней Спасителя.

Ребят , а сколько недель идет пост?

А сейчас какая неделя идет?

Ребята , а вы знаете какие события происходили в Старстную седьмицу?

(просмотр видеоролика)

Праздничное богослужение начинается красивой пасхальной ночной службой. С зажженными свечами крестный ход обходит вокруг храма, распахиваются двери и звучит ангельское приветствие : «Христос Воскрес!» И все христиане отвечают радостно : «Воистину Воскрес!»

Еще празднуется 12 Великих праздников , посвященных Христу и Божией Матери. Они называются двунадесятыми.

Самым важным богослужением Православной Церкви является Божественная Литургия. Во время этого богослужения совершается Таинство Причащения. На Литургии священник от лица всех христиан, по заповеди Христа, приносит Богу Бескровную Жертву в воспоминание Крестной Жертвы, принесенной Иисусом Христом за всех людей. В 4ом веке святые Василий Великий и Иоанн Златоуст составили порядок служения Литургии, которого придерживаются и сегодня в христианской Церкви.

Самостоятельная работа

А сейчас , ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы ответите после на некоторые вопросы.

1.Объясни слова…

2.Как называется это богослужение?

Прочитай и скажи о чьей книге говорит святитель Григорий Богослов и о чем в ней рассказывается ?

Молодцы , ребята .Подведем итоги:

1.Чему посвящен праздник Воскресения Христова?

2.Какого числа церковь чтит память Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста?

3.Какие события Страстной седьмицы происходили в пятницу ?

Деятельность учащихся

Василий Великий , Григорий Богослов, Иоанн Златоуст ,Ириней Лионский, Феофан Затворник,

Тертулиан, Уриген, Климент Александрийский, Блаженный Августин несли слово Божье

Дети читают

Дети читают

1.Они защищали православную веру и Церковь , несли правильное учение о Боге Троице.

2.от ереси

1.Среди лесистых взгорий.

2.Отказаться от всех земных благ и жить в отшельничестве.

3.Когда последователи еретика Ария искажали христианское учение о Боге Троице.

4.Последователь еретика Ария.

5.Потому что искажал учения о Боге Троице.

6.Свт. Иоанн Златоуст. Лукавым же здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по черезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: «избави нас» от лукавых, но: от «лукавого», и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол.

Дети читают

Пасха, Воскресение Христово

Великий пост

40 дней

7я.Страстная седьмица

1. предшествует Воскресение Христово, Пасха

2.Праздничное богослужение

О книге Василия Великого, рассказывается о 6тидневном творении мира Богом.

Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

Конспект урока по теме

«О чем рассказывает христианская православная культура?

Счастье в жизни христиан»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету

Майорова Анастасия Юрьевна

Место работы ГБОУ Школа № 924

Москва 2015

Цели урока:

Образовательные

  1. Повторение и закрепление базовых понятий

  2. Знакомство с некоторыми притчами Священного писания

  3. Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики

Развивающие

  1. Развитие умения анализировать исторические источники

  2. Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.

Воспитательные

  1. Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.

  2. Воспитание ответственного отношения к обучению

  3. Формирование умения работать в коллективе

  4. Воспитание культуры речи

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала. Проверочная работа.

— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.

Приложение №1.

  1. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.

-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).

Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.

А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.

Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.

Твори, работай, созидай —
Всё Бог нам дал в распоряженье.
Люби, в конце концов, мечтай
И сердца выполняй веленье.

Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?

Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…

(Учащиеся должны дать ответ: счастье)

Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»

-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)

4. Знакомство с новым материалом.

-Как понимает счастье автор стихотворения?

— А что для вас счастье?

-Почему у вас получились разные ответы?

— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова (один ученик работает со словарем, затем читает определение: «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).

-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.

-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)

-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.

-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)

Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.

— Как человек потерял Царствие Небесное?

-Что должны делать православные христиане, чтобы им было даровано счастье — обретение пути в Небесное Царство? (Бороться со своими страстями, никого не обсуждать, совершать добрые дела)

-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?

-Путь в Царствие Небесное — нелегкий путь! Это путь духовного совершенствования, духовного роста человека. Он подобен восхождению по лестнице. Давайте изобразим эту

лестницу.

Путь в Небесное Царствие

-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)

-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.

— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).

Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.

Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.

В результате беседы происходит раскрытие христианского пути спасения на основе четырех понятий христианской этики: послушание – покаяние – смирение — милость. (Параллельно понятия записываются на ступеньках символической лестницы).

Рассказ о Марфе и Марии — о необходимости выбора христианами духовных ценностей как основания счастливой жизни.

Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.

Притча о блудном сыне- о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.

Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.

В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.

МИЛОСТЬ

Путь в Небесное Царствие

  1. Первичное закрепление. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.

  1. Итог урока

Учащиеся делают вывод, что счастье в жизни христиан – обретение пути в Небесное Царство, возвращение «домой», к своему Небесному Отцу, возможность любить Бога. А для этого необходим духовный рост: послушание – покаяние – смирение — милость.

  1. Домашнее задание

Стр. 23 ответить на вопросы.

Литература и источники Интернет:

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

  2. Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.

  3. Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей

  4. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

  5. http://diveevo-online.ru/index.php?catid=19:litdiv&id=537:-l-r-12122011-5-&Itemid=52&option=com_content&view=article

Тест № 1

Базовые понятия курса

1.Заполни схему

Мировые религии

2. Выбери верное утверждение.

Атеизм — это..

  • почитание Бога человеком

  • учение, отрицающее существование Бога

  • течение в буддизме

3. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

А. Культура 1.Сохранение и передача знаний потомкам

Б. Религия 2.Созданная людьми среда жизни

В. Историческая память 3.Вера в Бога и почитание Его человеком

Г. Православная культура 4.Знание о том, что и почему создавалось

православными людьми на протяжении веков.

А

Б

В

Г

Тест № 1 (ключ)

Базовые понятия курса

1.Заполни схему

Мировые религии

2. Выбери верное утверждение.

Атеизм — это..

  • почитание Бога человеком

  • учение, отрицающее существование Бога

  • течение в буддизме

3. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

А. Культура 1.Сохранение и передача знаний потомкам

Б. Религия 2.Созданная людьми среда жизни

В. Историческая 3.Вера в Бога и почитание Его человеком

память 4.Знание о том, что и почему создавалось

Г. Православная православными людьми на протяжении веков

культура

А

Б

В

Г

Соотнесите название притчи и репродукцию. Докажите свою точку зрения.

А. Б.

В.

1. «О мытаре и фарисее»

2. «Пастырь добрый»

3. «Блудный сын»

Конспект урока по ОПК «Библия и Евангелие»

МОУ Красногуляевская средняя школа

Ульяновская область

Сенгилеевский район

Бутрова Марина Владимировна

учитель начальных классов

преподаватель ОРКСЭ (ОПК)

Тема урока: «Библия и Евангелие»

Номер в тематическом планировании: №5

Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве; формирование превычных представлений о Библии и Евангелии; осмысление значения для христиан книг Ветхого и Нового завета

Задачи урока:

— познакомить школьников с содержанием и особенностями Библии и Евангелия;

— формировать у детей уважительное отношение к священным книгам христиан;

— формировать активный интерес к предмету.

— воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: беседы, поиск литературы, посещение библиотек.

Оборудование: проектор, Книги Священного Писания, презентация, рабочие тетради, учебник, электронное приложение.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с презентацией, участие в учебном диалоге, групповая и парная работа, самостоятельная работа с источниками информации.

План урока:

Первый этап – вводный (мотивационно-организационный)

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (3 мин.)

  3. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Второй этап – основной (информационно-аналитический)

  1. Сообщение темы и целей урока (1 мин.)

V. Изучение нового материала (27 мин.)

а) Беседа.

б) Работа в группах.

Физминутка для глаз (1 мин.)

в) Работа с учебником.

г) Просмотр презентации.

д) Работа с дополнительным материалом рубрики «Это интересно».

Третий этап – заключительный (оценочно-рефлексивный)

Физминутка (1 мин.)

VI . Закрепление материала (6 мин.)

а) Работа в тетради.

б) Работа с материалом электронного приложения «Тренажёр».

VII. Рефлексия (2 мин.)

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Проверка готовности к уроку. Приветствие детей)

Учитель: Мои глаза видят вас,

Мой разум направлен на вас,

Моё сердце с вами.

Значит, урок можно начинать.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

— На прошлом уроке мы говорили о молитве. Что такое молитва?

Дети:

— Молитва — это обращение к Богу.

Учитель:

— Назовите виды молитв. Приведите примеры.

Дети:

— У православных три вида молитв: молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие.

Учитель:

— Посмотрите в таблицу, вспомните. О какой распространённой молитве мы говорили на прошлом уроке? (Слайд 1)

Молитва — просьба.

«Подай, Господи!» «Господи, помилуй». «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Молитва – благодарение.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…».

Молитва – славословие.

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Аллилуйя!» («Слава Богу»). «Хвалите имя Господне…».

Дети:

— Самая распространённая молитва — это молитва – просьба «Подай, Господи!»

Учитель:

— В одной из молитв мы произносим «Отче наш». Что означает эта фраза?

Дети:

— Отче наш — это отец наш (в звательном падеже).

Учитель:

— Это молитва самая известная. Поработаем в парах. Прочтём эту молитву друг другу.

III. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

— Ребята, а где можно услышать молитвы?

Дети:

-Молитвы можно услышать в храме.

Учитель:

— А где можно прочитать молитвы?

Дети:

— Прочитать молитвы можно в специальных книгах.

Учитель:

— А кто знает, как называется такая книга?

Дети: Это Библия.

Учитель:

— У кого дома есть Библия?

— Знаете ли вы, что обозначает слово Библия?

Дети: (выдают разные ответы близкие по значению).

Учитель:

-Давайте подберем однокоренное слово к этому слову

Дети:

— Библиотека.

Учитель:

— Ребята, Библия это — священная книга христиан. Это обычное слово и обозначает оно «книги». От него и произошло слово библиотека. (Слайд 2).

— Запишем новое слово «Библия» в словарик.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

— Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии, о Священном Писании. Тема сегодняшнего урока «Библия и Евангелие». (Слайд 3)

V. Изучение нового материала.

а) Беседа.

Учитель:

— Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока (Библия, Евангелие)?

Дети:

— Это книги православные, христианские.

Учитель:

— Кто, по вашему мнению, является христианином?

Дети:

— Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.

Учитель:

— Кто знает, о чем говорится в Библии?

Дети:

— В Библии рассказывается о Христе.

б) Работа в группах.

Учитель:

— Рассмотрите Библию, работая в двух группах. Подойдите вот к этой выставке.

— Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть?

Дети:

— Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета.

Учитель:

— Как вы думаете, что обозначает слово Завет?

Дети:

— Это союз или договор человека с Богом.

— Запишем слово «Завет» в словарик. (Слайд 4)

Физминутка для глаз.

в) Работа с учебником.

Учитель:

— Ребята, откроем учебник на с. 16 – 18, прочитаем текст учебника.

— Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит?
Дети:

— Священное Писание Ветхого Завета (старого) состоит из 50 книг. (Слайд 5)

— Что же такое время Ветхого Завета?

Дети:

-Это время ожидания прихода Христа, рождения и учения.

Учитель:

— Кто написал Ветхий Завет?

Дети: Ветхий Завет написали пророки. (Слайд 6)

Учитель:

— Давайте посмотрим, кто такие пророки? Обратитесь к слайду.

— Запишем в словарик новое слово «пророк».

Учитель:

— С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом. (Слайд 7)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 16. Что здесь изображено?

Дети:

— Это Евангелие.

г) Просмотр презентации

Учитель:

— Сейчас, мы посмотрим небольшую презентацию.

— Евангелие – это книги Нового Завета, в которых говорится о земной жизни Иисуса Христа. В переводе «Евангелие» — это «добрая весть». (Слайд 8)

— Оно состоит из 27 книг. Священное Писание Нового Завета. (Слайд 9)

— Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. (Слайд 10)

— Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. (Слайд 11) У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

— Евангелие — четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну. (Слайд 12)

— Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке. Новый Завет – на древнегреческом. (Слайд 13)

— Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина.

— Ребята, а вы встречались с таким понятие — откровение?

Дети:

— Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным, открытым.

Учитель:

-Бог может открываться людям через:

  • совесть;

  • других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли);

  • красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец);

  • обстоятельства жизни.

д) Работа с дополнительным материалом рубрики «Это интересно».

Учитель:

— На с.18 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который называется притча. (Слайд 14)

— В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо. Послушайте Ивана.

(Чтение притчи «Мудрый царь Соломон» заранее подготовленным учеником)

Учитель:

— Как вы поняли смысл притчи? Какая женщина была настоящей матерью? Почему так решили?

Дети:

— Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

Учитель:

— Какие слова в притче помогли вам это понять?

Дети:

— «Отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!»

Физминутка.

VI. Закрепление материала

а) Работа в тетради.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы в новых словах:

Св…щенное П…сание. Новый З…вет, Ветх…й З…вет.

Задание 2. Поясни, что означают следующие слова:

Завет……………………………….

Ветхий…………………………….

Библия……………………………., буквально «……………..».

б) Работа с материалом электронного приложения «Тренажёр»

VII. Рефлексия.

Учитель:

Обратим внимание на доску и ответим на вопросы:

— На уроке я узнал, что…

— Оказывается, что…

— Родителям, я хотел бы рассказать…

Учитель:

— Закончить наш сегодняшний урок хочется стихотворением В.Я. Брюсова

О, Книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомлённый дух — тебе!

В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста — Твоих страниц проникновенных

Младенческая простота!

Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой — искушенье змия,

С голубкой возвращённой — Ной!

Все, в страшный час, в горах, застыли

Отец и сын, костёр сложив;

Жив облик женственной Рахили,

Израиль-богоборец — жив!

И кто, житейское отбросив,

Не плакал в детстве, прочитав,

Как братьев обнимал Иосиф

На высоте честей и слав!

Кто проникал, не пламенея,

Веков таинственную даль,

Познав сиянье Моисея,

С горы несущего скрижаль!

Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих — Ещё светлей, ещё лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник — Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц кристальных

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаёшь — алтарь пред человеком,

О Библия! О, Книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,

Ты — откровенье, ты — завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

VIII . Домашнее задание.

Учитель:

— Запишем задание на дом: Стр. 16-19 читать, вопросы и задания на странице 19 выполнить.

Литература:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / . — М. : Просвещение, 2014. — 153 с.

  2. Рабочая тетрадь к учебному пособию А. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Автор-составитель: Комарницкая Е.Б. – 50 с.

  3. Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Обернихина. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для образовательных учреждений /А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2015. – 144 с.

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010. – 94 с.

  3. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

ЦОРы:

http://www.cirota.ru/forum/view.php?fullview=1&order&subj=79912

http://www.liveinternet.ru/users/3545536/tags/%E1%EE%E3/

Урок + презентация по ОРКСЭ «Библия и Евангелие» презентация к уроку (4 класс) по теме

Модуль: «Основы православной культуры».

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №1» города Ефремова

Тульской области

Стрельцова И.М.

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цель урока: осмысление значения для христиан книг Ветхого и Нового завета.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

— развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

— формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

метапредметных результатов

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

— формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

— сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;

— формировать у детей желание быть откровенными с окружающими их людьми.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет и Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.

Словарик к уроку: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, Евангелие, время Нового Завета.

Основные вопросы урока:

— Кто такие христиане?

— Что такое Библия?

— Что такое Евангелие?

Оборудование: проектор, Книги Священного Писания, фотографии старинных книг Священного Писания, презентация, рабочие тетради, учебник.

Ход урока.

I Организационный момент.

Мои глаза видят вас,

Мой разум направлен на вас,

Моё сердце с вами.

Значит, мы готовы к уроку размышления.

II Проверка домашнего задания.

— Что такое молитва?

— Назовите виды молитв. Приведите примеры.

— Посмотрим на соответствие.

Молитва — просьба.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…», «Молитва благодарственная по исцелении от болезни св. Иоанна Кронштадсткого».

Молитва – благодарение

«Подай, Господи». «Господи, помилуй». «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Молитва – славословие.

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Аллилуйя!» («Слава Богу»). «Хвалите имя Господне…».

— О какой особой молитве мы говорили на прошлом уроке?

— Что означает фраза «Отче наш»?

— Давайте вспомним эту молитву.

III Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, а где можно услышать молитвы?

— А где можно прочитать?

— А кто знает, как называется такая книга?

— У кого дома есть Библия?

— Знаете ли вы, что обозначает слово Библия?

-Давайте подберем однокоренное слово. (Библиотека).

— Запишем новое слово в словарик.

IV Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – священной книге христиан, о Священном Писании.

V Объяснение нового материала.

1.Беседа.

— Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

— Кто по вашему мнению является христианином? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

— Кто знает, о чем говорится в Библии?

2. Работа в группах.

— Рассмотрите Библию.

— Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть?

— Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.) — Запишем слово «Завет» в словарик.

Физминутка для глаз.

3. Работа с учебником.

— Прочитаем текст учебника на с. 16 – 18.

-Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит?

— Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

— Кто написал Ветхий Завет?

— Кто такие пророки?

— Запишем в словарик новые термины.

— С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом.

— Рассмотрите иллюстрации на с. 16. Что здесь изображено? (Евангелие).

— Евангелие – это книга Нового Завета, в которой говорится о земной жизни Иисуса Христа. В переводе «Евангелие» — это «добрая весть».

Оно состоит из 27 книг.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец ( в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек ( в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие — четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина.

Все библейские книги у христиан считаются священными.

— А что же такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

— Бог может открываться людям через

совесть;

других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли);

красоту мира ( если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец);

обстоятельства жизни .

4. Работа с дополнительным материалом.

— На с.18 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который называется притча.

В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо. Послушайте . (Чтение притчи «Мудрый царь Соломон» учителем)

— Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

— Которая же из них была матерью?

— Какой вывод сделаем из всего сказанного? ( Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

Физминутка.

5. Работа в тетради.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы в новых словах: Св…щенное П…сание. Новый З…вет, Ветх…й З…вет.

Задание 2. Поясни, что означают следующие слова:

Завет……………………………….

Ветхий…………………………….

Библия……………………………., буквально «……………..».

VI Рефлексия.

Обратим внимание на доску:

— На уроке я узнал, что…

— Оказывается, что…

— Родителям, я хотел бы рассказать…

— Закончить наш сегодняшний урок хочется стихотворением К.К. Романова

VII Домашнее задание.

Стр. 16-19 читать , вопросы и задания на странице 19.

ЦОРы:

http://www.cirota.ru/forum/view.php?fullview=1&order&subj=79912

http://haydisendedestekol.org/saglikbot/-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82

http://www.liveinternet.ru/users/3545536/tags/%E1%EE%E3/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *