Библия Иисус навин

Йеошуа бин Нун

Рождение Йеошуа и предыстория Исхода

Йеошуа бин Нун (יהושע בן נון) 2406 — 2516 гг. /1354—1244 гг. до н.э./ — ученик Моше, глава народа Израиля в период завоевания Святой Земли.

Родился в 2406 году /1354 до н.э/ в Египте (Седер адорот). При рождении получил имя הוֹשֵׁעַ — Ошеа (Бемидбар 13:8, 13:16). По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души праведного Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот).

Происходил из колена Эфраима (Бемидбар 13:8). Его дед Элишама, сын Амиуда, являлся вождем этого колена (там же 2:18, 10:22), а прадед Амиуд был праправнуком первенца Эфраима, Шутелаха (I Диврей аямим 7:22-27).

В 2418 году /1342 г. до н.э./ значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя по имени Игнон (или Гнон) бежала из египетского рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48).

Существуют свидетельства того, что Игнон и был Нуном — отцом Ошеи (Ялкут Шимони, Диврей аямим 1077). И в древней хронике это имя читается не Нун, а Нон (см. I Диврей аямим 7:27).

А в Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитали конец (египетского изгнания), но ошиблись» (Санхедрин 92б). Часть беглецов уничтожили нагнавшие их египтяне (Оцар ишей аТанах, Нун), а остальные, хотя и достигли земли Кнаан, но были истреблены филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум).

Моше и Исход из Египта

В 2447 году /1313 г. до н.э./, когда Ошее был 41 год, в Египет пришел пророк Моше, чтобы вывести евреев из рабства.

14 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./, за день до исхода, Ошеа помог Моше и его брату Аарону сделать обрезание всем сынам Израиля, ведь в годы рабства евреи перестали выполнять эту заповедь (Шмот раба 19:5; Бемидбар раба 11:3). А 15 нисана сыны Израиля вышли из Египта и направились в сторону Синайской пустыни (Шмот 12:37-38; Бемидбар 33:3). К этому моменту в колене Эфраима, одним из вождей которого был Ошеа бин Нун, насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32-33).

В дни перехода по пустыне Ошеа стал служителем и учеником Моше (Шмот24:13). Моше изменил его имя, добавив к нему букву י (йуд) из святого имени Б-га, и стал называть его יְהוֹשֻׁעַ — Йеошуа (Бемидбар 13:16, Рашбам).

Первая битва с Амалеком

Через пять недель странствий по пустыне, 22 ияра, сыны Израиля разбили стан в Рефидиме (Шмот17:1;Седер олам раба 5, Беур Агро).

А 28 ияра на стан напало войско амалекитян, и Моше назначил полководцем Йеошуа, повелев ему: «Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком!» (Шмот 17:8-9). В мидраше объяснено, что Моше поставил во главе войска именно Йеошуа, следуя прямому повелению Творца, — ведь, поскольку в будущем ему предстояло завоевать для сынов Израиля страну Кнаан, он нуждался в приобретении военного опыта (Шмот раба 26:3). А в святой книге Зоар добавлено: Моше увидел, что Йеошуа бин Нун находился в тот момент на самом высоком духовном уровне из всех сыновей Израиля — и только он мог справиться с таким могучим врагом (Зоар 2, 65б). В завязавшейся схватке Йеошуа «ослабил Амалека и его народ мечом» (Шмот 17:13).

У горы Синай

Через неделю, 6 сивана 2448 года, Йеошуа пережил вместе со всем народом откровение у горы Синай. 7 сивана, следуя повелению Б-га, Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, а Йеошуа проводил его до границы, проведенной вокруг горы (Шмот 24:12-13). Он раскинул там свой шатер и оставался в нем все сорок дней, пока Моше был наверху (Раши, Шмот24:13).

17 тамуза, по завершении этого срока, Йеошуа встретил своего учителя, спускающегося с каменными скрижалями, на которых были высечены речения Творца. В этот момент Йеошуа услышал шум и крики со стороны стана и сказал Моше: «Шум битвы в стане!» «Это не клич победителей и не вопль побежденных, — ответил ему Моше. — Крики ликования я слышу». И когда они приблизились к стану, то увидели золотого тельца и пляски вокруг него.

Моше в гневе бросил скрижали и разбил их у подножия горы, а затем уничтожил золотого тельца (Шмот 32:15-20).

После этого Моше вновь поднялся на гору, чтобы вымолить прощение для сынов Израиля, и пробыл там в общей сложности еще 80 дней.

10 тишрея 2449 года, окончательно спустившись с горы Моше поселился в особом шатре, который разбил вне стана, и Йеошуа постоянно находился там со своим учителем (Шмот 33:7-11).

Пророчество Эльдада и Мейдада

20 ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней пребывания у горы Синай, сыны Израиля вновь отправились в путь — к стране Кнаан (Бемидбар 10:11-12). В помощь Моше, измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, Б-г повелел избрать семьдесят старейшин и наделил их духом пророчества, чтобы они несли груз управления вместе с Моше. Но двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, стали пророчествовать прямо в стане, говоря: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю».

Тогда Йеошуа попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (там же 11:11-29, Раши; Санхедрин 17а).

Разведчики

28 сивана сыны Израиля подошли к границе святой земли, в месте, называемом Кадеш-Барнеа или Ритма (Бемидбар 33:18; Дварим1:19). С этого рубежа Моше направил в Кнаан двенадцать разведчиков, по одному от колена, — и от колена Эфраима был выбран Йеошуа бин Нун (Бемидбар 13:1-16). 29 сивана разведчики отправились в путь, а возвратились через сорок дней, вечером 9 Ава, принеся с собой огромные плоды Кнаана (там же 13:17-26;Таанит 29а).

Отчитываясь перед Моше и народом, Калев, говоривший также и от имени Йеошуа, постарался вселить в сердца людей уверенность: «Мы взойдем и наверняка овладеем страной, ибо это в наших силах!» Однако другие разведчики возразили: «Мы не можем идти против того народа, ибо он сильнее нас». Эти десять разведчиков до того запугали людей, что те плакали от страха, а затем взбунтовались: «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Тогда Йеошуа и Калев разорвали свои одежды, сказав: «Страна, которую мы прошли, очень и очень хороша! Если благоволит к нам Б-г, то Он приведет нас в эту страну, которая течет молоком и медом, и отдаст ее нам. Не восставайте же против Б-га и не бойтесь того народа, ведь ушло их благословение, а с нами Б-г! Не бойтесь их!» И когда народ попытался забросать Йеошуа и Калева камнями, Б-г открылся Моше, объявив ему Свой приговор: никто из этого поколения не войдет в страну Кнаан — кроме Йеошуа и Калева. Сыны Израиля будут скитаться по пустыне в течение сорока лет, пока не умрут все, кому сейчас больше двадцати лет, — и только новое поколение войдет в страну (Бемидбар13:30-14:35). И еще Всевышний сказал Моше: «Ты тоже не войдешь туда. Йеошуа бин Нун войдет туда, и он передаст землю сынам Израиля» (Дварим 1:37-38). А вскоре все разведчики, кроме Йеошуа и Калева, погибли от мора (Бемидбар 14:37-38).

Годы странствий

Во все сорок лет странствий Йеошуа постоянно был рядом со своим учителем, прислуживая ему и постигая от него тайны Торы. Постепенно удостоился высочайшего уровня — «духа святости» (руах а-кодеш) (Бемидбар раба 12:9, 21:14). И хотя Моше обучал Торе и своего брата Аарона, и его сыновей, и весь народ Израиля, все же в мишне, воссоздающей цепь передачи традиции, указано, что Моше передал Тору именно Йеошуа (Авот 1:1). Ведь только ему Моше открыл такие глубинные пласты устной Торы, как методы толкования Пятикнижия и сокровенный смысл заповедей (таамей а-мицвот) (Маараль из Праги, Дерех хаим 1:1; Шиурим бе-агадот хазаль, Эрувин 54б).

Через сорок лет странствий, в начале 2488 года /1272 г. до н.э./, сыны Израиля разбили лагерь на восточном берегу Иордана, у реки Шитим, — напротив Иерихона (Бемидбар22:1). Здесь Всевышний повелел Моше: «Дай наставления Йеошуа и укрепи его, ибо он встанет во главе этого народа и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дварим3:28).

Посвящение Йеошуа

6 адара 2488 года Творец предупредил Моше, что приблизился день его смерти, и повелел: «Возьми себе Йеошуа бин Нуна, человека, сильного духом, и возложи на него руку твою. …И дай ему от твоего величия, чтобы слушалась его вся община Израиля — …по его слову будут выходить (на войну) и по его слову будут возвращаться, и все сыны Израиля будут с ним» (Бемидбар 27:18-21). Йеошуа был избран вождем Израиля, в частности, потому, что умел противостоять негативному влиянию других людей, и даже если их было больше и они пользовались высоким авторитетом, как в случае с десятью разведчиками, — и в этом проявилась его сила духа, о которой Всевышний сказал Моше (см. Сифри, Пинхас 140).

При церемонии посвящения Йеошуа встал в Шатре перед всем народом, а Моше возложил руки ему на голову и напутствовав его теми словами, которые внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22-23;Седер адорот). Йеошуа получил от Моше также свиток с подробным описанием Храма, который предстояло воздвигнуть в святой земле (Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун). Нового вождя увенчали царским венцом, облачили в пурпурные одежды и принесли для него золотой трон. Моше возвел своего ученика на трон, объявив: «Слушайте речения нового пророка, который сегодня станет во главе нас». И пока Йеошуа толковал перед народом слова Торы, Моше стоял рядом с ним, как ученик рядом с наставником (Оцар ишей аТанах, Моше 48). В мидраше об этом написано: «Прежде чем зашло солнце Моше, взошло солнце Йеошуа» (Берешит раба 58:2).

В полночь на седьмое адара Моше пришел к шатру Йеошуа, чтобы в качестве ученика прислуживать новому главе народа (Оцар ишей аТанах, Моше 48).

Увидев, что Моше стоит перед ним в позе ученика, Йеошуа разорвал на себе одежды в знак скорби и зарыдал: «Раби, раби! Ави, ави ве-адони! — Мой наставник! Мой отец и мой господин!» А когда наутро народ как обычно пришел к Моше, чтобы изучать Тору, то он ответил: «У меня нет права» — и урок вел Йеошуа, а Моше и сыновья Аарона сидели, как ученики, справа и слева от него (Танхума, Ваэтханан6).

Затем Моше и Йеошуа отправились в Шатер Откровения, но там между ними встал облачный столп, и речения Творца были обращены только к Йеошуа, а Моше их не слышал. А когда облачный столп исчез, Моше спросил у Йеошуа: «Что сказал тебе Б-г?». Но Йеошуа отклонил его вопрос: «Когда Б-г говорил с тобой, разве у тебя было право открывать мне все тайны, переданные тебе?» (Дварим раба 9:9, Эц Йосеф).

Последние часы Моше и забытые законы

В свои последние часы Моше вновь обратился к Йеошуа: «Спроси у меня всё, что тебе неясно». Но Йеошуа ответил: «Разве был один час, чтобы я оставлял тебя и уходил в другое место?! Ведь ты сам написал в Торе (Шмот 33:11): А служитель его, Йеошуа бин Нун, никогда не отлучался из шатра». Этот ответ очень расстроил наставника — ведь, поскольку у Йеошуа не было никаких неясностей и вопросов, получалось, что Моше ему больше не нужен. И сразу после смерти учителя Йеошуа, пораженный горем, забыл 300 законодательных положений, переданных только ему, и вследствие этого у него появилось 700 неясностей — в наказание за ту душевную боль, которую он причинил учителю в последние минуты его жизни (Тмура 16а, Раши). Из 49 уровней познания, открытых Моше на горе Синай, Йеошуа сохранил после смерти учителя лишь 48, — высший уровень был утерян (Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун).

А поскольку спросить на земле уже было некого, мудрецы потребовали, чтобы ради разрешения этих сомнений Йеошуа воспользовался дарованным ему пророческим даром. Но Йеошуа ответил: «Она не на Небесах» (Тмура16а) — т.е. после того, как Тора была передана народу Израиля на Синае, к ней невозможно ничего добавить с Небес, а разрешение всех сомнений возложено на знатоков Торы. И хотя Йеошуа мог бы вывести забытые законы с помощью методов толкования Торы, как и поступил впоследствии его ученик Отниэль бен Кеназ, — он воздержался от этого, чтобы люди ошибочно не подумали, будто он восстановил законы силой пророческого дара (р. Р. Маргалиот, Введение в книгу Шеилот утшувот мин ашамаим, стр.5).

После Моше

После смерти учителя Йеошуа разделил на слова последние строки Торы, которые Моше записал сплошным текстом, — и проявилась фраза: «И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (Бава батра 14б-15а; Сефер аТодаа).

В течение многих дней Йеошуа скорбел и оплакивал учителя (Сифри, Ницавим 305). В это горестное время Творец обратился к Йеошуа, сказав: «Моше, раб Мой, умер; теперь встань, перейди через Иордан, ты и весь этот народ, в землю, которую Я даю им, сынам Израиля. …Не устоит никто перед тобой во все дни твоей жизни; как был Я с Моше, так буду и с тобой — не отступлю от тебя и не оставлю тебя. …Только тверд будь и очень мужествен, чтобы бережно соблюдать всю Тору, которую завещал тебе Мой раб Моше; не уклоняйся от нее ни вправо, ни влево. …Да не отходит эта книга Торы от твоих уст, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять всё, написанное в ней, — тогда успешен будешь на пути твоем и постигнешь (мудрость)» (Йеошуа 1:1-9).

Шестого нисана, в последний день тридцатидневного траура по Моше, Йеошуа послал через Иордан двух разведчиков — своего друга Калева и Пинхаса, внука Аарона, — в ближайший кнаанский город Иерихон. На третий день разведчики возвратились и доложили Йеошуа, что их укрыла в своем доме женщина по имени Рахав, от которой они узнали, что сердца жителей города охвачены страхом перед евреями, победившими на восточном берегу Иордана двух могучих царей Сихона и Ога. Эта женщина сказала им: «Ни в ком уже не стало духу противостоять вам, ибо ваш Б-г — Владыка на небе, вверху, и на земле, внизу». В благодарность за свою помощь она попросила, чтобы, захватив город, евреи пощадили ее семью (там же2:1-24;Седер адорот акацар).

Переход через Иордан и союз в Гилгале

Десятого нисана нисана 2488 /1272/ года сыны Израиля перешли Иордан и вступили в землю, дарованную им Б-гом.

При переходе реки Иордан Все-выший сотворил чудо рассечения вод — воды Иордана разошлись, подобно водам моря во время Исхода из Египта.

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль.

Евреи расположились станом в Гилгале, у восточной окраины Иерихона (Йеошуа4:19).

11 нисана Йеошуа совершил обрезание всем тем, кто не был обрезан во время странствий по пустыне.

В ночь с 14 на 15 нисана сыны Израиля отпраздновали Песах — в память об исходе из Египта. А 16 нисана прекратил выпадать ман, и евреи начали питаться плодами страны Кнаан (там же 5:2—12; Седер олам раба 10-11; Седер адорот акацар).

В те дни Йеошуа добавил к послетрапезной молитве Биркат аМазон второе благословение, выражающее благодарность «за землю и пищу» (аль аарец веаль амазон) (Брахот 48б).

Завоевание Земли Израиля

22 нисана неподалеку от Иерихона перед Йеошуа предстал ангел Михаэль и передал ему слова Б-га: «Я отдаю Иерихон в твои руки».

Выполняя повеление Торы, Йеошуа направил послания к жителям Иерихона и других городов Кнаана. Тем, кто был готов уйти из этой страны, он предлагал уйти. Тем, кто желал остаться, отказавшись от идолопоклонства, он предлагал мир. А тех, кто не желал ни отказаться от идолопоклонства, ни уходить, он вызывал на войну. Одно из кнаанских племен — гиргаши, получив послание от Йеошуа, ушло в Африку. Но царь Иерихона, как и большинство других правителей Кнаана, избрал войну.

Следуя повелению Творца, переданному Йеошуа ангелом, сыны Израиля в течение шести дней обходили вокруг стен Иерихона по одному разу, а на седьмой день, 28 нисана, в Шабат, сделали семь обходов. И когда после седьмого обхода коэны затрубили в шофары, неприступные стены города провалились под землю. Йеошуа послал Калева и Пинхаса, чтобы вывести из города Рахав и ее родню. Затем сыны Израиля истребили жителей Иерихона, как и повелел Б-г поступать в отношении прежних обитателей Кнаана, а сам город сожгли (Йеошуа 5:13-6:24;Седер олам раба 11).

Некоторое время спустя Йеошуа взял принявшую еврейство Рахав в жены, и впоследствии у них родилось несколько дочерей (Мегила14б). Знатоки Кабалы указывают, что Рахав была новым воплощением души Зелихи, жены Потифара, добивавшейся любви праведника Йосефа, новым воплощением души которого и был Йеошуа бин Нун (Седер адорот).

Вслед за Иерихоном сыны Израиля под руководством Йеошуа завоевали город Ай (Йеошуа 8:1-28). После этого, выполняя повеление Торы (Дварим 27:4-8), Йеошуа приказал построить жертвенник на горе Эйваль и принести на нем жертвы. На двенадцати установленных там каменных стелах он написал слова Торы, а затем прочитал Тору всему народу (Йеошуа8:30-35,Мальбим). Йеошуа был подобен царю (Берешит раба 59:6) — его более чем двухметровая фигура возвышалась над сынами Израиля, на его голове сиял царский венец, дарованный ему в канун смерти Моше; на венце было высечено сокровенное Имя Б-га (Оцар мидрашим 21; Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун).

Два месяца спустя, 3 тамуза, возле города Гивон сыны Израиля сразились с объединенным войском пяти царей Кнаана, возглавляемых царем Иерусалима Адони-Цедэком. И когда враги в панике побежали от Йеошуа через горное ущелье, на них обрушился камнепад, уничтоживший большую часть их армии. Но Йеошуа стремился довершить разгром врага и, поскольку тот день был кануном Субботы, он поднял руку к небесам и, произнеся сокровенное Имя Творца, повелел светилам: «Солнце — стой у Гивона и Луна — у долины Аялон!» Солнце и Луна приостановили свой ход на 36 часов до полного истребления кнаанского войска — «и не было такого (длинного) дня ни прежде, ни после него, …ибо Б-г сражался за Израиль» (Йеошуа 10:3-14; Седер олам раба 11; Пиркей де раби Элиэзер 52).

Семь лет продолжалось завоевание страны и семь лет — заселение наделов, доставшихся по жребию каждому из колен.

Под руководством Йеошуа сыны Израиля победили армии 31 царя Кнаана и завоевали такие крупные города, как Хеврон, Лахиш, Арад, Хацор, Мегидо и др. Но большие участки страны оставались непокоренными — в частности, важные приморские города Газа, Ашдод, Ашкелон, Гат и др., где по-прежнему правили филистимляне, а также весь Ливан (Йеошуа 12:9-13:5).. И даже из завоеванных земель были изгнаны далеко не все прежние обитатели — вопреки ясному предостережению Торы: «Если же не изгоните жителей этой страны от себя, то будут те из них, кого вы оставите, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и преследовать они будут вас в стране, в которой вы поселитесь» (Бемидбар 33:55). Многие из прежних обитателей Кнаана расселилась прямо среди сыновей Израиля.

Это и стало корнем будущих бед.

Передача наделов коленам и утверждение законов

В 2496 году /1264 г. до н.э./, следуя повелению Б-га, Йеошуа выделил по жребию наделы потомкам Йеуды и Йосефа. В течение последующих семи лет эти колена расселились по своим наделам — они сделали кнаанцев данниками, но не изгнали их (там же 13:6-17:18; Седер олам раба 11; Седер адорот).

В 2503 году /1257 г. до н.э./ Йеошуа собрал все колена в Шило, куда был перенесен Шатер Откровения (Йеошуа 18:1; Седер олам раба 11). Здесь он разделил по жребию землю для оставшихся семи колен — как уже захваченную, так и всё еще принадлежащую кнаанцам, чтобы побудить каждое из колен самостоятельно освободить свой надел (Йеошуа 18:10; Бава батра122а). После этого он отпустил колена Гада, Реувена и половину колена Менаше, помогавшие всему народу при захвате земли, на восточную сторону Иордана, где они получили свои наделы (Йеошуа22:1-9).

В тот период Йеошуа установил определенные правила землепользования и ведения общественного хозяйства, предписав, где разрешено пасти скот и собирать хворост, где дозволяется ловить рыбу неводом, а где только удочкой и т.п. (Йеошуа 24:25, Мальбим;Бава кама 80б-81а; Рамбам, Низкей мамон 5:3). Под его руководством было выложено много новых улиц и площадей в городах, а также дорог, соединяющих города (Эрувин 22б).

Напутствие народа Израиля

В 2514 году /1246 г. до н.э./, в возрасте 108 лет, Йеошуа вновь созвал всех сынов Израиля в городе Шхеме, чтобы напутствовать их перед своей смертью. Сыны Израиля поклялись перед ним, что будут верно служить Всевышнему, не перенимая обычаев племен Кнаана (Йеошуа 23:1-24:28;Сефер аяшар, Йеошуа).

В те же дни Йеошуа повелел перезахоронить родоначальников колен Израиля, останки которых были вывезены при исходе из Египта, на участке каждого из колен (Сефер аяшар, Йеошуа). А прах своего отца Нуна он перезахоронил к юго-востоку от Шхема, в горах Эфраима, у подножия горы Гааш, в месте, называемом Тимнат-Серах или Тимнат-Херес (Седер адорот).

До глубокой старости Йеошуа занимался изучением и преподаванием Торы, передавая свои знания старейшинам народа — в первую очередь Калеву и Пинхасу (Авот 1:1;Седер адорот). Йеошуа написал также книгу, в которой запечатлел основные события, связанные с завоеванием и заселением святой земли (Йеошуа24:26, Мальбим; Бава батра14б-15а).

Йеошуа бин Нун умер в 2516 году /1244 г. до н.э./, в возрасте 110 лет (Йеошуа 24:29; Седер адорот). В книге Зоар сказано, что он умер без греха, а лишь потому, что человек смертен (Зоар2, 194б;Гилайон аШас, Шабат 55б).

Похоронен в горах Эфраима, в Тимнат-Херес (Йеошуа 24:30, Раши; Шофтим 2:9), рядом с могилой своего отца. У одной из этих двух могил было посажено рожковое дерево, а у другой — смоковница (Седер адорот). На его могиле было изображено солнце — в память о битве у Гивона (Раши,Йеошуа 24:30).

Позднее первосвященник Элазар добавил к книге Йеошуа еще несколько строк, в которых говорится о его смерти и погребении (Бава батра 15а). Эта книга открывает вторую часть Танаха — «Книги Пророков», т.е. Невиим (Сифри Невиим).

Среди потомков Йеошуа и Рахав были пророк Ирмияу и его ученик Барух бен Нерия (Мегила 14б).

Иисус Навин

Это статья о человеке. О книге см. Книга Иисуса Навина. Для термина «Иисус» см. также другие значения.

Иисус Навин

др.-евр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן — Иехошу́а бин-Нун

Пол

мужской

Имя на других языках

греч. Ιησούς του Ναυή
лат. Iosue

В иных культурах

Юша ибн Нун (ислам)

Местность

Аравийский п-ов, Синайский п-ов, Ханаан

Занятие

вождь Израиля, преемник Моисея

Происхождение

колено Ефремово

Упоминания

Пятикнижие (Тора), Книга Иисуса Навина

Отец

Навин (Нун)

Место погребения

Ханаан, Гробница Иисуса Навина

Связанные понятия

Двенадцать разведчиков

Связанные события

Исход, завоевания Ханаана, сражение с амаликитянами, разрушение стен Иерихона, остановка солнца, помилование Раав

Связанные персонажи

Моисей, Халев

Атрибуты

часто изображается с Халевом, несущим виноград из Ханаана, воинское облачение

Медиафайлы на Викискладе

Иису́с Нави́н (Иисус сын На́вин, ивр. ‏יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן‏‎, Иехошу́а бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун) — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету (Танаху), предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина.

Существование Иисуса Навина, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков.

В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Iosue вместо Iesus, также равно как и в исламской традиции Юша вместо Иса, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как для западной традиции это излишне).

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.

Иисус Навин (фреска X века, монастырь Осиос Лукас)

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова, именуется Навин по имени отца — Навин, или Нон (Нун). Носил первоначально имя Осия (др.-евр. הושע — Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (др.-евр. יהושע — Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен (Чис. 13:4-17).

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском когда «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами» (Исх. 17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав. 1:2-6)

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и даёт указания как взять город (Нав. 6:1-4). Получив этот знак поддержки Небесных сил, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский — объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». (Нав. 10:11)

Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав. 10:12).

Пять царей, потерпев поражение, спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены, и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон:

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав. 10:40-41)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на горе Ефремовой (Нав. 19:49-50, Нав. 24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав. 24:14).

В Новом завете Иисус Навин упомянут в «Послании к Евреям» (4:8).

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

В исламе

Основная статья: Юша ибн Нун

В исламе Иисус Навин отождествляется с пророком Юшой ибн Нуном, который был послан к сынам Израиля после пророка Мусы (Моисея). Юша был сыном сестры Мусы и продолжателем его дела. Судил на основании законов Таурата (Торы). Пророк Юша родился в Египте, был учеником пророка Мусы и его помощником. Вместе с Мусой и народом Израиля ушёл из Египта. Сопровождал пророк Мусу когда тот встретился с Хидром. Юша был в составе разведывательной группы, которая собирала сведения о амаликитянах. В отличие от своих спутников, Юша и Калиб ибн Юкна (Халев) не испугались амаликитян, и выступили за начало войны с ними. Толкователи Корана считают, что под упомянутыми в аяте 5:23 двумя благочестивыми людьми имеются в виду Юша и Калиб: «Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: „Входите к ним через ворота. Когда вы войдёте туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими“». Израильтяне отказались воевать и даже попытались убить Юшу и Калиба, забрасывая их камнями. В наказание Аллах запретил грешным израильтянам в течение сорока лет вступать на территорию Палестины и части Сирии.

Накануне своей смерти Муса назначил Юшу руководителем израильтян. Юша в течение 6 месяцев осаждал город Ериху (Иерихон). После показанных им чудес, которые произошли по воле Аллаха, ему удалось захватить город. После захвата Ерихи израильтяне под руководство Юши двинулись на завоевание других городов Палестины, и в течение семи лет израильтяне покорили все города и селения этого региона. Среди чудес Юши упоминается то, что когда израильтяне, которые шли в направлении Ерихи, подошли к реке Иордан, воды реки раздвинулись и они сумели пройти эту реку и подойти к городу. Во время осады одного из городов Юша стал молить Аллаха о помощи, и в это время произошло землетрясение и стены этой крепости рухнули. Перед своей смертью он назначил вместо себя лидером израильтян Калиба ибн Юкну. Похоронен предположительно в Наблусе или Алеппо.

Ссылки

  • Иехошуа бин Нун — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Память праведного Иисуса Навина — Жития святых

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX983222 · BNF: 170211242 · GND: 118640011 · LCCN: n50038068 · VIAF: 4580147270512135700006 · WorldCat VIAF: 4580147270512135700006

Этапы эпохи судей

Судьи Израиля

Другие герои эпохи судей

В Израиле Варак Иаиль Иофам Ноеминь Руфь Вооз Анна Пророчица У других народов Раав Еглон Хусарсафем Иавин Асорский Сисара Далила

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Праведные язычники

Честные иудеи

Добрые христиане

Книга Библии, которая описывает священные войны Бога в том смысле, что пришло время в истории Его народа для:
1) исполнения обещания Аврааму заселить землю обетованную его потомками (Быт. 15:16).
2) для исполнения пророчества во времена Ноя о потомках Хама, Быт.9:25,26. (Сим был прародителем Авраама, Быт.11:26), ибо мера их беззаконий к тому времени наполнилась, их было за что истреблять, Второз.20:10,15)
3) Эти войны велись под присмотром Всевышнего, ибо верный Ему Иисус Навин не уклонялся от исполнения Его требований. Только это условие гарантирует поддержку Бога (1Прлпмн.28:9 б). Благодаря этому Бог отдал во владение всю землю, которую клялся отдать Аврааму (Иисус Нав.21:43-45).

То обстоятельство, что позднее народ лишился этой земли, отражает непостоянство народа, который, восприняв Божии благословения как нечто данное ему раз и навсегда, впал в язычество, стал поклоняться богам соседних народов, за что и подвергся наказанию, о котором Бог предупреждал их (сравните Втор. 28:15-68).

1:1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
Книга И.Навина продолжает книгу Второзаконие: только что умер Моисей, бразды управления народом были переданы И.Навину, избранному Богом задолго до смерти Моисея (Втор. 3:21-22; 31:1-8; 34:1-9; Чис. 27:15-23).
На протяжении многих лет он был помощником и служителем Моисея (Исх. 24:13; 33:1; Чис.11:28), сам Иисус был из колена Ефремова (Чис. 13:8) и жил сто десять лет (И.Н. 24:29).

Сейчас Иисус стоял перед Иорданом, и ответственность переводить весь Израиль через эту реку в землю обетования — целиком и полностью возлагалась на него, поэтому Бог обратился к нему со словами побуждения продолжать путь: на смерти Моисея жизнь не закончилась, нужно было двигаться дальше ради исполнения намерений Всевышнего о потомках Авраама.

1:2-4 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
Ещё Авраам был поставлен в известность о границах земли обетованной (Быт. 15:18-21). Позже Бог заявил, что законными наследниками Обетованной земли станут Исаак и его потомки (Быт. 17:19-21), а позже Бог объявил о границах земли — и Моисею (Втор. 1:6-8).
Хотя земля Ханаана и была обещана Богом Израилю, и о ней сказано, что Бог даёт её Израилю — тем не менее, получить ее Израиль мог ценой собственных усилий в военных сражениях, проходя всю её территорию от начала и до конца, вдоль и поперёк.

1:5,6 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
Иисус нуждался в поддержке Бога, ведь он знал из собственного опыта разведчика, ходившего в Ханаан вместе с 12тью, что люди той земли — сильные воины, а города их — хорошо укреплены (Чис. 13:28,29).
Поэтому Бог заверил Иисуса, что поддержит его во всех действиях так же, как поддерживал Моисея. Эти заверения должны были укрепить дух Иисуса и придать ему мужества, ведь он знал, что Бог никогда Своих обещаний не нарушает.
Стойкость и сила духа были необходимы не только Иисусу как военачальнику и вождю Израиля, но и всем остальным воинам. Однако все они должны были помнить, что земля непременно достанется им не по причине военной доблести каждого из них, а, прежде всего, потому, что была обещана Богом их праотцам Аврааму, (Быт. 13:14-17; 15:18-21; 17:7-8; 22:16-18), Исааку (Быт. 26:3-5), Иакову (Быт. 28:13; 35:12) и народу в целом — как семени Авраамову (Исх. 6:8).

1:7-9 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
Твёрдость и мужество нужны были Иисусу ещё и для того, чтобы удерживать в рамках наставлений Бога себя самого и весь народ: если он сможет поступать в согласии со словом Бога и поступать благоразумно, то само по себе послушание гласу Господа послужит верной гарантией успеха во всём, куда бы он ни повёл Израиль для завоевания, и с каким бы сильным народом они не столкнулись.
Для того, чтобы удерживаться в рамках наставлений Бога, Иисус должен был бы постоянно (день и ночь) обращаться к наставлениям Бога, записанным в книге Моисеем (Второз.31:26)

Почему Иегова избрал Иисуса Навина преемником Моисея? Потому, что и до этого момента Иисус во всём и всегда был верным (Исх.24:13,32:17, Чис.14:6-8,13:32 )

Жизнь Иисуса Навина свидетельствует, что он и в дальнейшем на практике следовал всем наставлениям Бога из книги Моисея. Наградой ему были победы в сражениях.

1:10,11 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:
11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог ваших дает вам в наследие.
Укрепившись, Иисус повелел начальствующим народа подготовиться к переходу, за три дня пополнив запасы плодов и зерна с равнин Моава. Через три дня завоеванию предстояло начаться.
1:12-15 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:
13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;
14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,
15 доколе Господь не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.
Рувиму, Гаду и половине колена Манассии Иисус напомнил об установлении Бога, данного ещё Моисеем, что, хотя они и получили свои наделы на восточной стороне Иордана, они обязаны были сражаться вместе со своими братьями и помочь им завоевать землю западнее Иордана (Чис. 32:16-32; Втор. 3:12-20).
То есть, всем боеспособным мужчинам этих колен предлагалось оставить свои семьи (жён, детей, стариков) и скот — без охраны. Сделать это при воинствующем менталитете народов древнего Востока возможно было только при крепкой уверенности, что Бог Сам будет охранять их владения, пока они помогут своим братьям овладеть Ханааном западнее Иордана.

1:16-18 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем;
17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем;
18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!
Рувим, Гад и Манассия без раздумий и с воодушевлением согласились со справедливостью этого напоминания, пожелав Иисусу быть столь же близким к Богу, твёрдым и мужественным, каким был и Моисей.
Народ готов был следовать за новым вождём, если он убедительно докажет, что его самого ведет Бог. Это была мудрая предусмотрительность, которой следовало тщательно руководствоваться: было бы неправильно слепо доверять своим начальствующим только потому, что они — начальствующие. Следовало бы удостоверяться, что сами начальствующие во всём послушны Богу (что с ними — Бог, текст 17). Иначе израильские вожди скоро могли бы превратиться в лжепророков или в «слепых водителей слепых».
То же может произойти и с современными вождями народа Бога, если не предлагать им периодически удостоверяться в том, что сами они послушны Богу (что с ними Бог).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *