Библия исход читать

Книга Исход

У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения).

Исход

שְׁמוֹת


Моисей, разбивающий Скрижали Завета, 1659 Рембрандта.

Раздел

Пятикнижие

Язык оригинала

еврейский

Автор (церковное предание)

Моисей

Местность

Египет, Синайский полуостров

Предыдущая (православие)

Книга Бытия

Следующая

Книга Левит

Текст в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Книга Исхо́д (ивр. ‏שְׁמוֹת‏‎, šᵊmōθ, Шемот, совр. произн. Шмот, — «Имена»; лат. Exodus; др.-греч. Ἔξοδος; тж. Вторая книга Моисея) — вторая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В Талмуде встречается название «Хомеш шени» (букв. «Вторая пятина») или «Сефер а-шени» («Вторая книга»), поскольку она следует за книгой Бытия. В средневековых источниках иногда также называется «Сефер йециат Мицраим» («Книга Исхода из Египта»). Книга описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (1:8), до первого месяца второго года по Исходу их из Египта (40:17). Состоит из 40 глав.

Книга Исход следует за книгой Бытие, которая завершается повествованием о переселении праотцов еврейского народа в Египет. В книге Исход излагается священная история ухода еврейского народа из Египта: от начала притеснений потомков Иакова до сооружения и освящения походного храма — Скинии.

Содержание книги Исход может быть разделено на три части:

  1. Первая после краткого вступления (Исх. 1:1—7), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (Исх. 1:8 — 13:16);
  2. Вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (Исх. 13:17 — 18:27)
  3. Третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (Исх. 19:1 — 40:38).

Рождение Моисея (главы 1—4)

Со времени переселения израильтян в Египет прошло 430 лет. Отношение Египетской власти к переселенцам изменилось: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Фараон, опасаясь увеличения численности израильтян, приказывает изнурять их тяжелыми работами. Позднее он приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Одна израильтянка из племени Леви, чтобы спасти своего сына, помещает его в корзину из тростника и оставляет у берега Нила. Его находит дочь фараона, усыновляет и дает ему имя Моисей.

Моисей растёт среди египтян. Убив однажды египтянина, который избивал еврея, он вынужден бежать из Египта в землю Мадианитян. У горы Хорив ему в пламени несгорающего куста (неопалимая купина) явился Бог, который открыл своё имя (Яхве) и повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.

Десять казней египетских (главы 5—13)

Основная статья: Десять казней египетских

Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, отмечаемое в празднике Песах — смерть всех египетских первенцев и спасение первенцев израилевых, ознаменовало начало самого Исхода. Евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются в землю обетованную.

Переход через Чермное море (главы 13—15)

Основная статья: ИсходСвиток Торы, открытый на книге Исход (Исх. 15:1—19)

Между тем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Чермного моря. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. (Исх. 14:28). После такого спасения народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебной песней Богу. Затем евреи двинулись к горе Синай, где им был дан закон и где был заключен завет между Богом и избранным народом.

Синайское Откровение (главы 19—20)

Основная статья: Десять заповедей

Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет, Бог дал избранному народу десять заповедей. Согласно библейскому тексту, заповеди, написанные на каменных пластинах (Скрижали Завета), были переданы самим Богом Моисею на горе Синай.

Согласно книге Исход, Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.

Грех золотого тельца (главы 32—34)

Основная статья: Золотой телец

Происхождение книги

Христианство и иудаизм традиционно приписывали авторство «Исхода», как и всего Пятикнижия в целом, Моисею (при этом считая эту книгу богодухновенной). Однако с эпохи Нового времени на основе изучения разночтений, противоречий, повторов и прочих особенностей «Пятикнижия», было высказано множество сомнений в авторстве Моисея.

Так, исследователи Библии, принадлежащие к направлению библейской критики сходятся во мнении, что книга Исход составлена из различных источников. Однако единого мнения о количестве источников, их идентификации и времени объединения в единый текст нет.

В соответствии с документальной гипотезой, в составе Исхода выделяют три больших источника: Яхвист, Элохист и жреческий кодекс. Два первых названы по используемому ими имени Бога. Яхвист называет Бога Яхве, в Элохисте Бог назван Элохим до того момента, когда Бог открывает своё имя Моисею.

К меньшим источникам книги относят также песнь моря (Исх. 15:1-19), перечень десяти заповедей и свод законов завета (Исх. 21-24). Песнь моря обычно рассматривается как наиболее древний источник в составе Исхода.

Из трех главных источников Яхвист рассматривается как наиболее ранний. По оценкам библеистов, Яхвист был создан в Иудейском царстве в VIII—VII веках до н. э. Книга Исход включает сравнительно немного материала Яхвиста.

Местом создания Элохиста библеисты считают северное Израильское царство. Время создания Элохиста относят к VIII веку до н. э. Существенная часть материала, связанная с явлением Яхве Моисею, десятью казнями и эпизод с созданием золотого тельца, принадлежат Элохисту.

Создание жреческого кодекса датируют в промежутке между VIII и VI веками до н. э. В центре внимания жреческого кодекса ритуальная практика и роль священников. Инструкции по созданию скинии и описание её создания принадлежат жреческому кодексу.

Время объединения источников в единый текст оценивается в диапазоне от VII до IV веков до н. э. Разные исследователи считали наиболее вероятным временем объединения и конец иудейской монархии, и период вавилонского плена, и послепленовый период.

Дискуссии о степени достоверности событий, описанный в книге Исход имеют давнюю историю. Предпринимались многочисленные попытки обосновать историчность основных событий предания об исходе. В противоположность такому подходу часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, так как повествование об исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое.

Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования. Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона; свод законов завета (Исх. 21-24) по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи»; история о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых ученых, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе».

Рецензии на книгу «Исход»

Книга первая. За Иорданом
1946 год. Американский журналист Марк Паркер прилетает на Кипр повидаться со старой знакомой — медсестрой Китти Фремонт. В это же время на Кипр прибывает агент подпольной сионистской организации Моссад ле-Алия Бет Ари Бен Канаан.

На Кипре, находящемся под контролем Великобритании, организованы лагеря беженцев. Это евреи, пережившие Холокост, которых Великобритания не желает впускать в Палестину. Среди беженцев — множество детей и подростков, в основном сирот, родители которых были убиты нацистами. Беженцев держат за колючей проволокой как заключённых. Задача Бен Канаана — устроить массовый побег из лагеря. Ему помогает друг и жених его сестры Давид бен Ами.

С первого дня знакомства у Китти возникает симпатия к Бен Канаану, но она не хочет участвовать в его деятельности. Бен Канаан уговаривает Китти посетить лагерь. Там она встречает Карен Хансен Клемент, спасшуюся от Холокоста в Дании в приёмной семье. Девушка напоминает Китти её погибшую дочь, и между ними устанавливаются теплые дружеские отношения. Чтобы быть ближе к Карен, Китти соглашается на работу в лагере.

Среди заключенных лагеря также находится Дов Ландау — озлобленный парень, вся семья которого погибла в Варшавском гетто. Дов — специалист по подделке документов. С помощью Дова Канаан подделывает огромное количество накладных, по которым вывозит технику и оружие с английских военных баз. По таким же поддельным документам в назначенный день он вывозит из лагеря 300 детей и погружает их на корабль «Исход».

Корабль должен отвезти беженцев в Палестину, но не это главная цель Канаана, важнее другое — привлечь внимание мировой общественности к сложившейся ситуации. Поэтому Бен Канаан сообщает о побеге английским властям, те реагируют незамедлительно: «Исход» окружен и беженцам предлагают сдаться. Но это именно то, чего добивался Бен Канаан, по его сигналу журналист Марк Паркер передает информацию в зарубежную прессу. С этого момента внимание всего мира приковано к маленькому суденышку и к действиям англичан.

Бен Канаан требует официального разрешения для еврейских беженцев отбыть в Палестину. Англичане упорствуют. Под руководством Бен Канаана дети объявляют голодовку, десятками потерявших сознание выносят на палубу. Китти осуждает действия Бен Канаана, считая их жестокими, но тем не менее следует за ним на судно, чтобы помочь ухаживать за детьми и быть рядом с Карен. По всей Европе прокатывается волна демонстраций в защиту еврейских беженцев. Англичане вынуждены уступить, корабль получает разрешение отбыть в Землю Обетованную.

Книга вторая. Моя земля
Черта оседлости, Житомир, Россия 1884 год. В Российской империи живёт бедная еврейская семья Рабинских. Глава семьи Симон, сапожник по профессии, является также старостой своей синагоги и пользуется большим авторитетом как знаток Торы. Двое сыновей Симона — 16-летний Иосиф и 14-летний Яков учатся в религиозной школе.

Яков рассказал Иосе о планируемом собрании организации «Друзья Сиона», где должен выступить билуец из Палестины, Иосиф знал, что отец не одобряет идеи Билу, и боялся его гнева, поэтому он не пошёл на это собрание. Но в в следующий раз Яков уговорил Иосю пойти с ним, предварительно сказав отцу, что они пошли читать Кадиш, братья отправились на собрание. Иося был очень удивлен. Симон Рабинский знал что его сыновья посетили собрание Друзей Сиона, и он был обижен на них, из-за того что они не доверяют ему. Отец братьев Рабинских не поддерживал идеи сионизма, а наоборот противился им.

Однажды в Житомире случился еврейский погром, вдохновителем которого был директор местной гимназии Андреев. Пока сыновья Рабински добирались домой, Симон пробирался к зданию синагоги, чтобы спасти свитки Торы. Симон был убит погромщиками, когда он выбирался из синагоги, последними словами Симона Рабинского были Слушай Израиль. Через месяц после гибели отца, Яков заколол директора гимназии Андреева.

После погрома, в котором был убит Симон, братья отправились пешком в Палестину. Они добрались до неё в 1888 году.

В это же время в Европе началось зарождение сионистского движения, которое возглавил публицист Теодор Герцль. Он собрал всемирный еврейский конгресс, который решил, что евреям необходимо своё государство — на исторической родине, в Палестине. Поток переселенцев в Палестину резко вырос — особенно в связи с массовыми погромами в России.

Яков и Иосиф женились и стали активистами сионистских сельскохозяйственных поселений — киббуцев. Они начали возрождение древнееврейского языка иврит и взяли себе новые имена: Яков стал Акивой в честь Рабби Акива, а Иосиф взял имя Барак бен Канаан. В 1914 году у Барака родился сын — Ари Бен Каннан.

В 1917 году Великобритания приняла Бальфурскую декларацию — обещание создать в Палестине национальный очаг для еврейского народа. Во время арабского восстания, сопровождавшегося еврейскими погромами, погибли жена и дочь Акивы. В 1929 году у Барака родилась дочь Иордана.

Для защиты еврейских поселений о нападений и погромов была создана вооружённая подпольная организации Хагана.

Книга третья. Око за око
1946 год, Палестина. Корабль «Исход» с детьми, Китти, Довом, Карен и Бен Канааном прибывает в Палестину. В стране неспокойно. Еврейское подполье проводит диверсии против британских властей.

Организованные структуры еврейского ишува раскололись на две части: большинство, к которому принадлежит Барак бен Канаан, занимает выжидательную позицию, накапливая силы. Экстремистское меньшинство под руководством Акивы начинает кампанию террора против англичан. Они называют себя Маккавеями. Барак и Акива расходятся по разные стороны баррикады.

Китти и Карен поселились в еврейском селе Ган-Дафна. Дов Ландау присоединился к маккавеям. Ари вернулся к своей деятельности в Моссад ле-Алия Бет и Хагане. Китти влюблена в Ари, а Карен в Дова.

Руководитель маккавеев Акива вместе с Довом был арестован англичанами и убит во время побега, Дов скрывается. Ари ранен во время операции по освобождению Акивы и Дова, его лечит Китти.

Книга четвертая. Воспрянь во славе
ООН принимает план раздела Палестины. По всей стране начинаются боевые действия между евреями и арабами.

Книга пятая. На орлиных крыльях
После окончания войны с арабами множество евреев стремились попасть в Израиль. Одним из событий этого времени была перевозка самолётами в страну членов йеменской еврейской общины. Эта операция была названа «Орлиные крылья» или «Ковёр-самолет».

Ари Бен Канаан стал полковником израильской армии. Китти Фремонт работала в организации репатриации евреев из арабских стран. Барак бен Канаан умер от рака в возрасте 85 лет. Давид Бен Ами погиб в бою. Дов Ландау во время войны стал офицером, а после её окончания поступил в Хайфский технологический институт учиться на инженера. Карен Клемент была убита террористами. Ари и Китти поженились.

Литература

12 3 4 5 6 7 …23

Вторая Книга Моисеева.

ИСХОД

Глава 1

1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом , вошли каждый со домом своим:

2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

3 Иссахар, Завулон и Вениамин,

4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.

5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят , а Иосиф был уже в Египте.

6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли .

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, .

12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.

13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам

14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

16 и сказал : когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Глава 2

1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.

2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;

3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,

4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет ; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.

7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, .

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского семь дочерей, . Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего .

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал : что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец .

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она родила сына, и нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.

23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

Глава 3

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, !

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал : Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь : Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его

8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

Книга Исход

Вторая книга Моисея в Священном Писании называется начальными словами Елле-Шемот – «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое же название этой книги – «Исход», так как она повествует, главным образом, о последующем исходе израильтян из Египта при пророке Моисее. Достоверность этого события подтверждается древними свидетельствами и новейшими изысканиями и открытиями в Египте. Период времени, о котором повествует Книга Исход, исчисляется несколькими сотнями лет от смерти Иосифа до рождения Моисея. Моисей вывел народ израильский из Египта на 80 году своей жизни. Затем в следующем году им устроена Скиния откровения (палатка, служившая в качестве переносного храма), чем и оканчивается Книга Исход. Здесь уместно сообщить некоторые исторические данные, относящиеся к книге Исход. Иосиф был продан своими братьями в Египет, когда там царствовала династия Гиксов, или пастухов (около 2000 лет до Р.Х.). Египет был на высокой ступени процветания и могущества. Фараоном тогда был, вероятно, Апофис. Он возвысил Иосифа, спасшего египтян от голода, и оказал высокое благоволение ему и его семье. Но исконные египетские князья объединились в Фивах и постепенно изгнали Гиксов. Потом на царство вступила XVIII династия фараонов – Амозиса I, Новые правители переменили отношение к евреям. Начались притеснения, перешедшие потом в тяжкую неволю. Новые фараоны, поработив евреев и принуждая их, как рабов, строить города, в то же время опасались, что евреи объединятся с пограничными кочевыми племенами и захватят власть в Египте. Исход евреев из Египта приходится на период 1500–1600 лет до Р.Х. Вероятно, тогда царствовал фараон Тотмес IV. Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне (Синайский полуостров) по принятии от Бога религиозных и гражданских законов. Писалась она по мере получения Моисеем Божественных откровений.

Книга Исход имеет две части – историческую и законодательную.

В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (Исх. 1 гл.).

Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (Исх. 2–4 гл.).

Далее Книга Исход повествует о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (Исх. 5-11 гл.), рассказывает об исходе евреев из Египта, об их странствии по пустыне до Синайской горы (Исх. 12–18 гл.).

В законодательной части дается общая установка синайского законодательства (Исх. 19 гл.), дается свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) С Богом (Исх. 20–25 гл.).

Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве скинии и священства (Исх. 25–31 гл.).

Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы Книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы Книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены апостолами на соборе в Иерусалиме (Деян. 15 гл.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *