Библия о мудрости

Навигация по статье

Общие качества

У каждого божественного существа, по мнению людей, есть особая функция, а то и целый набор, связанный с его характером и склонностями. Кто-то правит небом и сотворяет реальность, кто-то поддерживает законы этой реальности – любовью или мечом, кто-то наполняет мир светом, а кто-то отвечает за интеллект и мудрость.

Боги знаний и разума в мифологических источниках имеют природу планеты Меркурий и демонстрируют качества знака Близнецы.

Этот архетип связан:

  • с речью и письменностью,
  • с фиксацией и передачей знаний,
  • с обменом и торговлей,
  • с оч.умелыми ручками,
  • с нарушением запретов и обычаев ради игры, нового живого опыта.

Именно этим сущностям свойственно любопытство, накопление знаний, часто особая хитрость и изворотливость – потому что они не любят раз и навсегда установленных правил. Они воздушной природы, поэтому скоростные, в связи с чем могут являться посланниками других богов, более статусных.

Зооморфные образы меркурианских божеств ассоциируются:

  • либо с птицами – особенно проявился тотем мудрой совы и тотем ворона – традиционного образа вещей птицы;
  • либо с теми животными, которые по своей природе обладают наиболее развитым интеллектом – например слон, обезьяна.

Боги мудрости в мифологии различных стран и народов

Египет

Тот – изначально являлся богом счета лун и календаря. Именно он изобрел письмо и требовал от человека изъясняться правильно, использовать все возможности устной речи, он был покровителем библиотек и хранителем информации в форме письменных летописей. Позднее он стал хранителем тайных и магических знаний.

Управлял всеми языками, и сам был «языком и сердцем» Ра, с помощью Тота был сотворен мир. Вы же помните, что «сначала было слово»…

Тот считается автором египетского «священного писания» для всех живущих и уже отживших, это знаменитые «Книга живых» и «Книга мертвых».

Бог мудрости, счета и письма, Тот мог изображаться с головой птицы (ибиса), а также павиана, что нередко для божеств меркурианской природы.

Сиа – спутница Тота, богиня процесса познания, накопления и использования мудрости.

Ху – спутник Тота, представлял собой принцип божественного слова, его дух.

Сешат – «пишущая”

Сешат – «пишущая», сестра или дочь Тота, богиня письма, также в её ведении было искусство счета, она покровительствовала планированию и строительству. Изображалась с семиконечной звездой на голове, якобы это было связано с лунными циклами.

Греция

Гермес – зарекомендовал себя хитрецом и обманщиком с младенчества, когда не успев появиться на свет, спёр у Апполона стадо коров – двух из них съел, остальных спрятал. Делишки свои замаскировал так хорошо, что на чистую воду вывести его не удалось даже привлечением папы Зевса.

Изначально обладал красноречием и мог убедить кого угодно в чем угодно. А также отличался мастерством творить разные диковинные предметы. Например его первое изобретение – лира, которую он втюхал братцу Апполону, чтоб отвлечь того от темы возврата украденных коров.

Гермес используется богами в качестве посланника – из-за его скорости перемещения на крылатых сандалиях, а также красноречия и таланта убеждения. Еще один его артефакт – так называемый жезл Гермеса, представляющий собой кадуцей с крылышками и обвиваемый змеями, связывает различные стихии, что помогает ему выступать в роли вестника и парламентера.

В течении своей божественной истории, Гермес, выступает обманщиком, который профанирует сакральные, божественные знания, переводя их на человеческий язык, в том числе в письменной виде – для непосредственного пользования.

Именно он главный греческий бог знаний, языка и письма, он же является покровителем торговли, обмена и посредничества, и как продолжение этих функций – покровителем путешествий.

В образе Гермеса функция интеллекта приобретает способность манипулировать этим миром и его ценностями ради материального благополучия своего носителя, демонстрируя изворотливость, гибкость и изменчивость, проявляя ловкость – как ума, так и рук. Для таких богов, представителей «священной аморальности», есть специальный термин – трикстер («трюкач»).

Трикстер — это мифологическое воплощение двусмысленности и двузначности, двойственности и двуличия, противоречия и парадокса.

Ведь Гермес ведает сферой обмана и воровства, на его помощь надеются деятели преступного сообщества.

Афина Паллада – богиня мудрости древних греков, дочь Зевса, якобы произведенная из головы громовержца в результате проглатывания данным персонажем своей первой жены – беременной Метиды-премудрости. Но это неточно… есть и другие версии, не менее диковинные.

Изначально образ Паллады ассоциировался с военной сферой человеческой жизни, то есть роль была весьма специфической. Она изображалась в военном шлеме, с копьем и со щитом, на котором была прикреплена голова медузы Горгоны. Она считалась девой-воительницей.

Именно Афина покровительствовала стратегическому мышлению, помогала разрабатывать военные компании и прорабатывать планы тактических действий. Её сопровождала богиня победы Ника и священная сова, как символ мудрости. В этом аспекте, она выступает как богиня войны и связана со знаком Овна.

Далее, в мирные годины, богиня «омеркурилась» – Афину почитали за связь с интеллектом и знаниями в более широком ключе: к ней обращались за помощью и советом в ситуациях, требующих ума и сноровки, мудрости и знаний в управлении и организации городов и государств. Люди науки, искусств и ремесел получали от неё передовые устремления, разумность и изобретательность.

Осса – «голос», эта богиня является вестницей верховного громовержца всея Греции – Зевса Хроносовича Олимпийского.

Рим и этруски

Меркурий – римский аналог греческого Гермеса, божественный вестник, символизирует передачу информации по вертикали – от вышестоящих богов к нижестоящим, и от богов к человеческому обществу – в виде знаний, наставления, обучения.

Мог изображаться с кошельком, что подчеркивает его функцию бога обмена и торговли, управляющего расчетными отношениями.

Вокс – «говорить», аналог греческой Оссы, является вестницей римского верховного иерарха – Юпитера. Значение и смысл этого имени – озвучивать весть.

Фама – отражала звучащую речь и молву, как силу передачи информации по горизонтали – от человека к человеку.

Турмс – этрусский аналог Гермеса.

Славяне

Боян – внук Велеса, рассказчик, обаятельный сказочник, боян-баюн, символизирующий очарование словом, информацией, знаниями. Известна его способность своей речью влиять на людей, магически зачаровывать, подчинять себе их разум.

Индия, Иран

Вач – «речь, слово» – богиня священной речь, способствует преобразованию потока мышления в слова, творящие мир. Вач в качестве инструмента творения связана с демиургом Праджапати, но пребывает со всеми богами.

Она связана с воздушной стихией, она «выше неба и шире земли», так как способна двигаться как ветер и быть всеохватывающей. Помогает поэтам, дарует красоту их творениям.

Сарасвати – божественная река жизни в её аспекте покровительницы красноречия. Создала науку, еще её важным изобретением считали азбуку девангари.

Сарасвати также имеет специальное имя Бхарати, что означает «воспитанная». Именно этот аспект персонально управляет не только речью и её фиксацией, а еще знаниями и их передачей с помощью обучения.

Ганеша – бог мудрости в Индии, изображается в образе слона или существа с человеческим телом и слоновьей головой. Любое письменное сочинение индусы начинали с обращения к Ганеше с просьбой настроить интеллект на легкое формулирование мыслей и красоту языка.

По замыслам богов, Ганеша должен формировать препятствия на пути людей в виде искушений и мирских соблазнов, чтоб те не могли в «два прыжка» завоевать царство небесное. Но именно он же помогает человеку пройти, преодолеть эти препоны – для этого нужно включать разум, использовать интеллект и знания.

Хануман – индийский бог-трикстер, прародитель южных племен. Изображается с головой обезьяны, наиболее ловкого и сообразительного животного, хотя способен принимать любой облик. Считается сыном ветра, поэтому летает и может усилиться до урагана. Существует много легенд о его проделках, опасных шалостях.

Будха – «мудрый», является сынишкой мамы Сомы-Луны (одна из функций которой – измерение времени, его счет) и папы Брихаспати – наставника богов. Выполняет при папе прикладную функцию донесения информации, то есть, как это обычно в мифологии называется – вестника.

Каршиптар – «быстролетящий», иранский мифологический образ воздушной (считалась высшей) стихии, творящей Вселенную. Его рисуют в виде водоплавающей птицы – лебедя, гуся. Он владеет Авестой, изначальной священной книгой, которую можно излагать как на языке людей, так и на языке птиц, существ воздуха.

Начикетас – «незнающий», персонаж индийской мифологии, жрец, который отправляется за знаниями. Но не на Луну, как советский Незнайка, а в подземный мир, где от царя мертвых Ямы получает все ответы о смысле и цели человеческой жизни и возможностях высшего пути.

Начикетас близок архетипу Близнецов и смыслу карты Таро «Любовники», внутренней карте этого знака, когда человек не удовлетворяется существующим культурными ценностями, а ищет свои, предпринимая для этого практические действия и осуществляя путешествия.

Также образ Начикетаса близок истории о трех братьях (и их последователях) из сказки «Дары смерти», представленной нам в одноименном фильме о Гарри Поттере.

Двуречье и Малая Азия

Набу – сын Мардука (образ Юпитера), вавилонский бог языка и письма, именно он писал таблицы судеб всего мира. Набу появился в пантеоне достаточно поздно, но начал вытеснять древнего папу со всех божественных функций. Это достаточно символично – мышление, интеллект вытесняет свод божественных законов, космогонический порядок вещей.

Pieter Bruegel. Вавилонская башня

Есть версия, что именно Набу было посвящено строение Вавилонской башни, недостроенный зиккурат которой является вторым по величине сооружением в данном городе (после Эсагилы – храма Мардука). Это может означать, что именно он разделил на уровне языка изначально единый народ Мардука. Даже в этой аналогии, по сравнению с Юпитером, Меркурий находится в подчиненной, менее высокой роли.

Нисаба – шумерская, изначально воспринималась как богиня счета урожая с бухгалтерскими функциями, а дальше развилась до божественной покровительницы астрологии, наук и письма.

Исимуд – шумерский вестник бога Энки, обладатель двух лиц, направленных в разные стороны, что выдает его двойственность и способность интеллектом связывать различные стороны бытия.

Семиты и Библия

Таавт – аналог божественного Тота у западных семитов, его функцией был интеллект и накопление мудрости, а также прикладные возможности ментального инструмента – письмо и счет. Таавт – создатель книги о сотворении мира.

Мелькарт – «царь города», божественный покровитель финикийских мореплавателей и культурной колонизации ими средиземных стран.

Ангелы-вестники – в христианской мифологии, приносят те или иные послания Бога, имеют некую специализацию: Рафаил – покровитель путешественников, помогающий ориентироваться и договариваться в дороге, Гавриил – приносит вести о зачатии и материнстве (например Деве Марии).

Ангел Разиил

Ангел Разиил – дает человечеству знания кабалы, магии, астрологии и гаданий, помогает творить амулеты. Существует «Книга Разиила», выплывшая из информополя во времена средневековья, которая донесла тайны о сотворении мира через Адама, Ноя до царя Соломона и далее.

Китай и Япония

Фу-Си – китайский прародитель человечества, культурный герой, изобретатель иероглифов, письма. Один из пары близнецов (вместе с Нюй-вы). По некоторым версиям, именно он – то ли создал, то ли получил и передал человечеству восемь главных гексаграмм, которые обозначали стихии и стороны света. Мог изображаться в виде птицы, что символически связывает его образ с воздушной стихией.

Цан-Цзе – легендарный человек, который вошел в историю как историограф не менее легендарного императора Хуан Ди. Еще один претендент на изобретение китайской письменности, после чего произошел отказ от узелкового письма.

Китайцы, богатые на фантазии, постепенно наделили Цан-Цзе сверхчеловеческими свойствами, например добавили его образу еще одну пару глаз, что означало особую способность видеть больше и дальше, чем обычнее люди.

Омоиканэ – японский бог разума, мудрости и коллективного мышления, наделенный множеством умственных способностей и умеющий удерживать множество мыслей одновременно. И якобы он может наделить этим качеством тех, кому покровительствует, обеспечить мозговой штурм в коллективе.

Также ему приписывают «трикстерство», особую хитрость, в связи с чем боги должны испрашивать совета Омоиканэ аж 5 раз (видимо, чтоб было больше шансов поймать его на лжи).

Индейцы

Иктоми – имеет зооморфный образ паука, хотя способен оборачиваться в любое существо. Эта способность отражает возможности интеллекта придумывать игры и увлекаться ими. Любит разыгрывать как богов, так людей и животных. Иктоми изобрел человеческую речь, с помощью которой может сеять раздоры.

Германия и кельты

Локи – «свет, огонь», божественный трикстер, озорной и насмешливый проказник и ворюга. Может доставлять серьезные неприятности другим существам, но может и оказывать дельную помощь, особенно в сфере переговоров.

Он не принадлежит полностью ни миру богов, ни миру йотунов (носителей хаоса), но находясь между ними обеспечивает то раздоры, то сотрудничество.

Локи – изобретатель полезных предметов, начиная от оружия, заканчивая орудиями труда. Именно он добыл молот для Тора, кольцо-браслет для Одина, золотого вепря для Фрейра, новые золотые волосы для Сив, изобрел рыболовную сеть для людей.

Он воплощает в себе «божественные достоинства вперемешку с человеческими недостатками», нарушает всевозможные нормы, создан из противоречий. Он способен менять обличье, может принимать различные животные формы, оборачиваться в кобылу, тюленя, блоху, муху и пр.

Также именно этому божеству присуща сексуальная амбивалентность. Он несколько раз меняет пол, причем выступая в женской ипостаси, даже беременеет и рожает.

Локи, как трикстер — одновременно и ловкий вор, и провокатор, весело отплясывающий на границе между сакральным и профанным, постыдным и почетным, общепринятым и запретным. (Галина Краскова. Демонизация Локи)

Локи – экпериментатор, уходящий от истинных законов живой природы в игры ума.

Огма (Огмий, Огмиос) – собирательный образ кельтского божества красноречия и мудрости, сына Дагда. Огмиус изображался в виде старца, умудренного опытом, язык которого был соединен цепями с ушами счастливых людей, внимающих ему. Видимо, это означало силу и власть его мысли и речи, влияющей на других существ.

Огма – сам поэт, покровитель поэзии и поэтов, создатель алфавита и письменности для магии друидов, народа кельтов и пиктов.

Погиб в битвах богов с демоническими сущностями.

Альвис – самый мудрый из двергов, то есть из народа гномов, карликов, способный на уровне ума противостоять Одину. В определенный момент возгордился и решил переселиться к асам в Асгард хитрым способом – попытался жениться на дочери Тора.

Ему хватило красноречия и логики убедить Сив (жену Тора) выдать свою дочь за него. Но не хватило мудрости избежать более хитрой ловушки Тора, не желавшего своей дочери подобного мезальянса.

Альвис так подробно и обстоятельно отвечал на вопросы потенциального тестя, что не заметил наступления рассвета, когда первые лучи солнца превратили его в камень.

Мораль данной истории – да поплатишься ты за дерзость, переоценив свои умственные способности, способные отвлечь тебя от природной жизни и твоих естественных процессов.

Таким образом, меркурианские боги и их истории напоминают нам, что жизнь – это интересный эксперимент, где

  • «учение – свет»,
  • а «в знании – сила»,
  • но «на каждого мудреца довольно простоты».

По теме рубрика «Боги и ритуалы» Метки: Божества

И не есть мудрость знание худого. Сир.19,19

Ядущие меня ещё будут алкать, и пьющие меня ещё будут жаждать. Сир.24,23

Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. Сир.24,24

Соблюдающий закон обладает своими мыслями, и совершение страха Господня – мудрость. Сир.21,12–13

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна,скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов,беспристрастна и нелицемерна. Иак.3,17

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. 1Кор. 2,6

Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: она будет на нём как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить её. Сир.6,21–22

Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение. Притч.14,8

Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Пс. 110,10

И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою. Екк.2,13

Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. Притч.9,10–11

Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих; и если буен, то один потерпишь. Притч.9,12

Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся. Притч.10,8

И увы! мудрый умирает наравне с глупым. Екк.2,16

Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. Прем.8,8

Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. Прем.7,15

Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. Прем.3,11

..мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Прем.4,9

Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Вар.3,9

Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего. Вар.3,28

Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екк.7,10

Глас Господа взывает к городу, и мудрость благоговеет пред именем Твоим: слушайте жезл и Того, Кто поставил его. Мих.6,9

Не постигнут её люди неразумные, и грешники не увидят её. Сир.15,7

Далека она от гордости, и люди лживые не подумают о ней. Сир.15,8

Нет никого, знающего путь её, ни помышляющего о стезе её. Но Знающий всё знает её; Он открыл её Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил её четвероногими скотами. Вар.3,31–32

Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Притч. 4,5–7

Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч. 8,11

Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость. Притч.11,2

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. Притч.29,3

Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. Eкк.8,1

Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум. Притч.2,6

Читал ли ты «Притчи Соломоновы»? Вот уж где кладезь мудрости! Но каждый «мудрец» мудрует своё понимание, поэтому и не существует двух одинаковых трактовок выбранных цитат. Каждый видит своё отражение в чистом пруду мудрости. Заглянула туда и я и с удовольствием поделюсь увиденным.
1. «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.»
2. «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.»
Не поняв мудрость, глупец оспаривает слова, уводя разговор в другом направлении. Когда ты пытаешься объяснить ему, подходя к вопросу с другой стороны, он видит в этом уже следующий смысл, уверяя, что ты сам запутался. Не видя связи аналогий и метафор, развивает тему беседы на первом, попавшем ему под руку, знакомом слове. При этом он чувствует себя мудрецом, приобретая надменность, получается спор ради спора. Не стоит поощрять его заблуждения, ведь своей глупостью он ставит тебя в позицию оправдывающегося в том, что совершенно иное имел ввиду. Промолчав, ты дашь ему шанс ещё раз подумать о сказанном и не толкнёшь его в пропасть самодурства. Игнорирование глупых вопросов приводит к их умиранию. Не может быть ответа на глупость со стороны мудрого. В подобных ситуациях у меня есть один совет нерадивому: » Я могу за тебя правильно сказать, но я не в силах за тебя верно услышать.» Ответа мудреца должен удостаиваться только разумный собеседник.
3. «Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость.»
4. «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.»
Часто в дискуссии о смысле жизни, да и не только, вступают любующиеся своей «начитанностью» любители умных тусовок и собиратели знаменитостей в своём альбоме воспоминаний. Причём, помнят они в основном, только свои реплики, вводящие собеседников в заблуждение. Они заучивают имена известных философов, учёных, их знаменитые высказывания и факты из их биографий. Но вот ведь незадача, используют они их зачастую невпопад, не понимая истинного значения.
Замешательство собеседника, возникающее от понимания, что перед ним идиот и нежелания унизить его ещё больше, последним воспринимается как отсутствие аргументов против его «истинных познаний». Не перестаю утверждать, что самым главным Учителем является тот, кто раскрыл сознание ученика и научил проникать вглубь текста и видеть между строк. Такими должны быть учителя начальных классов. И тогда любая книга станет источником знаний. Дурак же, даже при выученной наизусть таблице умножения, не может решить простейшей задачи. Как говориться, — «угадал все буквы, но не смог прочесть слова».
Попугай, знающий много умных книжных слов, останется глупой птицей, а имеющий разум ,черпает мудрость из своей жизни и лишь сверяет её с книгами. Что называется, что бы ни сказал дурак, всёже будет невпопад. Не зубрить нужно, а проникать в суть изучаемого предмета, смысла жизни, и… самому извлекать ответы.
5. «К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.»
Это изречение напрямую объясняет, почему не стоит «метать бисер перед свиньями». Не видя ценности Учения, глупец не сможет использовать его на благо себе и людям. Рано или поздно он променяет его на леденцы и перину. Для глупого любое поучение — умные, но холодные слова, которые потом станут лишь не к месту высказанной им пышной фразой. Мудрая книга — сокровище для знатока истины и бесполезная макулатура для глупца.
6. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои -благоразумным.»
Если не знаешь, что сказать, или не уверен в точности своей мысли, — лучше промолчи. Молчание оставляет за тобой ореол таинственности, а спокойный взгляд при этом добовляет скрытой мудрости. В твою сторону пойдёт энергия уважения, а не насмешки за высказанную глупость. Кроме того добавится воздаяние за совладание собой, противостояние гордыни. Одновременно, в обратном порядке,- не думай, что знаешь мысли человека, если не слышал ни одного слова из уст его.
7. «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.»
8. «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.»
9. » Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.»
Слово не воробей, а птица твоего счастья. Мы наполняемся тем, что извергаем из себя языком своим. Если ты говоришь плохо о человеке, ты говоришь не о нём, а о своём внутреннем отношении к нему. Сказанное принадлежит тебе, ты создал свою негативную энергетику, в ней и будешь жить. Вот и выходит, что «язык твой — враг твой». Жестокое слово ранит того, кому оно адресовоно, но растляет самого произносящего. Раны потерпевшего залечатся мудростью, а голод ржавчины глупой зависти и злости в обидчике не остановить. Любите себя и то, что вы говорите, создавая не просто имидж доброго человека, но и сохраняя чистоту своей жизни.
10. «Иной пустослов уязвляет как мечём, а язык мудрых — врачует.»
Одни и те же слова, но сказанные разными людьми, вызывают в нас различную реакцию. Всё потому, что различны цели, с которыми они произносились. Совершенно разными будут тон произносивших и момент произнесения фразы. В устах мудрого любое замечание станет советом, а из уст глупца звучат лишь издёвки и насмешки. Лучше отругает мудрый, чем похвалит глупый.
11. «Коснись нечестивых несчастье, — и нет их, а дом праведника — устоит.»
Человек без чести в трудную для него минуту, что называется, «идёт по трупам», падая при этом в глазах окружающих, разрушая остатки собственного достоинства. Ещё туже затягивается узел лжи и тяжелеет груз ненависти, ведь в сложившейся ситуации он всегда обвиняет всех и вся вокруг. А человек чести воспримет любую ситуацию как испытание и выйдет из него с достоинством, ведь причину конфликта он станет искать прежде всего в себе. Перенеся страдания, он простит и окрепнет духом. Понимая слабость и несовершенство других, мудрый нейтрализует направленное на него зло.
12. «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу; и Он воздаёт ему за благодеяние его.»
13. «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои на него, на том много проклятий.»
Знаю, что многие не любят давать милостыню просящим, заметив, что после этого следуют проблемы с деньгами. Это значит, что давая подаяние, человек видит перед собой бездельника, нахлебника его благодеятельности. Родилась мысль, что вынужден отдать кровно заработанные тому, кто не достоин даже внимания. За это и наказывается многократно. Ведь перед ним сидит сам Бог.
Господь в каждом из нас. В нищем Он отдыхает от трудов праведных, но кушать хочется всегда. Шутка, но в каждой шутке есть только доля самой шутки. С какой мыслью ты дашь подаяние самому Господу? Ведь именно Его волей ты имеешь своё состояние, именно Им даны тебе таланты, приведшие к обогащению. У Бога просил ты «хлеба насущного» и получил по вере и трудам своим. Представь себе, что Отец помог тебе преуспеть, а потом получил отказ в малой просьбе только потому, что ты не узнал его в нищенской одежде. Не захочет ли Он изменить своё завещание уже не в твою пользу?
Десятую часть своих доходов нужно отдавать на благотворительность. Не важно, близкие или дальние получили от вас помощь, главное, — нуждающиеся в ней. Если часто встречаются нищие, значит, думай, что сам Господь просит твоей помощи. Помогая одному, ты получаешь взамен возможность помочь двоим. Не оскудеет рука дающего. У жадного же отберётся и то, что имел.
14. «Коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа.»
Это обратная сторона поговорки «на Бога надейся, а сам не плошай». Именно нашими стараниями вершится воля Божья на земле. Иногда мы преуспеваем в подготовке какого-то предприятия, а результат оказывается совершенно иным, не входящим в наши планы и выходящим за рамки нашего воображения. Так, мы с семьёй старались попасть в Америку и предприняли всё возможное настолько успешно, что попали… в Англию. И оказалось, что это самая благоприятная страна для нашего будущего. Благодаря бесплатной английской медецине, я была спасена от неменуемой смерти в США или в России. Богу видней, что нам полезно, но при этом нам необходимо самим делать то, что нам думается верным. Так возникает много ситуаций, когда мы пошли за чем-то определённым, но «случайно» нашли совершенно другое, перевернувшее всю нашу жизнь. А мы даже не догадывались о его существовании и, тем более, о его гениальности. Так что готовьте коня, надейтесь на победу, если Бог даст.
15. «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.»
Действительно, в нашей жизни часто происходят абсурдные ситуации, когда близкие люди посягают на нашу свободу, превращая дружбу в непосильную ношу, неоплатный долг. Хорошо, если заканчивается «концом дружбы», хуже когда превращается в «начало ненависти». Сумей быть верным другом, оставаясь желанным гостем.
16. «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.»
17. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою. Ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.»
Именно этим советом я руководствуюсь в методике «трёх церквей» при усмирении врагов и снискании заступничества Высших Сил. Если тебя обидели — пожалей обидчика, чтобы он был наказан. Свечи ставятся всегда «за здравие» и друзей, и врагов. Другое дело. Что Господь сам знает кого и как врачевать. Одного сладостью, а другого розгами, и то и другое — благодать Господня.
18. «Не величайся перед лицом царя и на месте великих не становись; Потому что лучше, когда скажут тебе: «поди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.»
Пусть другие великим тебя назовут, если сам ты себя уважаешь. Величие — это не то, что распирает изнутри, а то, что невозможно утаить снаружи.
19. «Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперёд и наказываются.»
Мудрость жизни в умении увидеть приметы надвигающейся беды, казалось бы, непреодолимых препятствий. Помнишь — «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Явные препятствия указывают на необходимость смены направления твоего внимания, а возможно и продвижения.
20. «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт; но ты спасёшь душу его от преисподней.»
21. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.»
Все серьёзные преступления — закономерный результат безнаказанности малых шалостей. А начинается всё с детских проказ, против которых только розги указ. Мудрость любви Господа к нам в наказании за грехи наши. Если любишь сына, то стукнешь по руке, в огонь протянутой, чтобы не сгорело тело его. Как же душу его уберечь от Гиены огненной? Сначала словом мудрости, но после отступления — розгами, чтобы каждая клеточка заставила мозг призадуматься. Если не срабатывает природный инстинкт человечности, то необходимо привить мораль на рефлекторном уровне.
22. «Как воробей вспорхнёт, как ласточка улетит. Так незаслуженное проклятье не сбудется.»
Чистого душой человека не коснётся негативная, разрушительная энергия. Другой вопрос, много ли таких, кристально чистых? Очень слабы мы во грехе, лжи и лености, оттого и слаба защита наша от проклятий. Проклинают нас по одной причине, на наш взгляд незаслуженно, а наказание мы получаем по другой причине, проклятье лишь ускоряет процесс.
Многие искромётные притчи даже не нужно разъяснять.
23. «Хватает пса за уши тот, кто, проходя мимо, вмешивается в ссору.»
24. «Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донесть её до рта своего.»
25. «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.»
26. «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку.»
27. «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.»
Нежелание обидеть друга горькой правдой, на мой взляд, навязано глупостью, недальновидностью и даже предательством. Искусственно поддерживается мир иллюзий, который рухнет рано или поздно. Наступает разочарование в жизни, теряется вера в искренность и дружбу. Ещё большее коварство сулит развращённое лестью друга честолюбие. Раздутая до пределов огромного воздушного шара гордыня, несущая своего хозяина высоко в поднебесье, лишает его реальной почвы под ногами и, оказавшись на деле обычным мыльным пузырём, — с брызгами лопается, роняя в грязь честь и достоинство обольщённого.
Библия — это неисчерпаемый учебник жизни. Как из любой сложной ситуации есть выход, так и на каждый вопрос встревоженной души нашей — есть ответ в священном писании. Даже если ещё не созрел в уме вопрос, открой Великую Книгу и получи мудрый совет.

 Стефан — Деяния 6:8-10 «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил».
III. КАК УЗНАТЬ, МУДР ЧЕЛОВЕК ИЛИ НЕТ?
1. Мудрость человека проявляется в его повседневной жизни…
А. Истинная мудрость заключается в богобоязненном житии и смирении:
Иакова 3:13-17 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью «.
2 Петра 1:5-9 «…то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих»
Б. Истинная мудрость заключается в соблюдении заповедей Бога:
Второзаконие 4:5-6 «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».
Матфея 7:24-26 «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке».
В. Истинная мудрость заключается в удалении от зла и в хождении путями Божьими: Осия 14:10 «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них», Притчи 2:20-21 «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее». Притчи 3:7 «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Притчи 14:16 «Мудрый боится Бога и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян».
2. Истинная мудрость — дар от Бога:
А. Бог — единственный источник мудрости: Даниил 2:21 «…Ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным».
Б. У кого не достает мудрости, да просит у Бога (Иакова 1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -и дастся ему»; Притчи 2:3-6 «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум». Соломон просил у Бога мудрости, и Бог дал ему — 3 Царств 3:11-12 «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе». Екклесиаст 2:26 «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость», Колоссянам 1:9 «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном».
В. Божью мудрость нам открывает Дух Божий (1 Коринфянам 2:10 «А нам Бог открыл это Духом Своим», 1 Коринфянам 12:8 «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом»). Святой Дух — Дух Мудрости: Ефесянам 1:17 «…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его», Исаия 11:2 «…и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».
Г. Иисус Христос — Божья мудрость: 1 Коринфянам 1:30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением», Колоссянам 2:3 «…в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
3. С чего начинается мудрость? — Притчи 1:7 «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление», Притчи 9:10 «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум», Псалтирь 110:10 «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».
4. Знание надмевает…Знание само по себе мудростью не является — 1Коринфянам 8:1б «Знание надмевает, а любовь назидает».
5. Немудрое Божье мудрее человеческой мудрости! 1 Коринфянам 1:25 «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».
6. Благая весть — для погибающих это глупость, а для спасаемых есть мудрость и сила Божья. — 1Коринфянам 1:24 «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».
IV. ПОСЛЕДСТВИЯ…
1. Последствия принятия мудрости Божьей:

«Будьте мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби»

(Мф. 10:16)

Многие согласны, что мудрость — это что-то очень хорошее, и она помогает в жизни. Все хотят, чтобы их считали и называли мудрыми. К мудрости обычно стремится и каждый, верящий в Иисуса Христа. Ведь в полноте христианской жизни она и приобретается. Мудрость нужна, чтобы находиться в безопасности от влияний мира, от зла, а также для того, чтобы избрать правильный путь, радоваться добру и делать добро, иметь долгую спокойную жизнь.

Христианская мудрость отличается от классического суждения о мудрости, которая обычно представляется поиском разгадок тайн бытия посредством рассуждений и умозаключений.

Л.Н. Толстой определял мудрость как «знание вечных истин, приложимых к жизни». Но Библейское понятие мудрости сильно отличается от понятия мудрости философов, хотя само слово «мудрость» зародилось в лоне древнегреческой философии.

Мудрость многие путают со знанием, интеллектом, умом, философией, опытом, умением выйти из сложных ситуаций (или в них не попадать), с обычной житейской мудростью.

Начало мудрости

«Начало мудрости — страх Господень» (Пр. 1:7). Преклонение перед Богом — это маленький шаг в огромный мир божественной мудрости. Чтобы стать мудрым, сначала нужно преклониться пред Богом, а потом — покаяться, получить рождение свыше и дары Святого Духа. Дары Святого Духа даются рожденным свыше христианам, «… но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7-11).

Житейская мудрость также может быть дана по молитве: «Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем и просто, и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).

Священное Писание — источник мудрости

Бог оставил людям Священное Писание — это книга мудрости, обращаясь к которой, изучая которую, человек черпает для себя и реальные знания, и принципы, и понимание своего жизненного пути.

Слово Божье и его мудрость – защита от многих неприятностей в этом мире. Если же вы годами, а может, и целую жизнь, делали источником информации новости, сериалы, рекламу – то ваша мудрость окажется далекой от мудрости, которую дает Бог.

Если поменяете источник информации и станете читать Библию, находить в ней определенные места, которые подходят к вашей жизненной ситуации, то увидите, что все станет меняться. Мудрость Божья и заключается в том, что, меняя человека, она меняет и обстоятельства вокруг него. Мудрость приведет в то окружение, в котором человек будет развиваться в лучшую сторону, где появятся настоящие друзья.

Истинная мудрость — в соблюдении заповедей Бога

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор.4:5, 6).

Истинная мудрость — в удалении от зла

«Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:10).

«Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Пр. 13:7).

Истинная мудрость — это дар от Бога

«Ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21).

«Непрестанно благодарю за вас , вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:17).

Сам Иисус Христос является Божьей мудростью. Божья мудрость была воплощена на Земле: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). «……в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3).

Что дает мудрость

  • Благословения в жизни: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Пр. 3:13).
  • Продление полноценной жизни: «Мудрость дает жизнь владеющему ею» (Еккл. 7:12).
  • Радость близких и родных людей: «Человек, любящий мудрость, радует Отца своего» (Пр. 23:3).
  • Увеличение силы человека: «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе» (Еккл. 7:10).
  • Исцеление от болезней: «Язык мудрых — врачует»(Пр. 12:18).
  • Защитаот греха: «Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя: от пути злого; от человека, говорящего ложь; от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (Пр. 28:27).
  • Защита от неприятностей и врагов: «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Пр. 28:26).
  • Божья мудрость, изливающаяся из сердца человека, способна изменить мир, сделать его лучше, добрее, приводить людей к покаянию, спасению, к Иисусу Христу.

    Как и говорит Библия: «Всегда помни, что написано в этой книге законов. Изучай ее день и ночь, чтобы исполнять все, что в ней написано. Поступая так, ты будешь мудр и преуспеешь во всех своих делах» (И.Нав. 1:8).

    Бог любит людей и хочет, чтобы люди узнали истинную цену Его любви.

    Подготовил Алексей Перельман

    Какой человек, согласно Библии, считается немудрым:

    — тот, кто игнорирует существование Бога, не хочет признавать присутствие Бога в творении;

    — кто презирает божественную мудрость;

    — кто создает самому себе проблемы;

    — кто не думают о спасении своей души, живет для себя, не размышляя о будущем.

    Поговорки и высказывания о мудрости:

    Глупый учится на своих ошибках, умный учится на чужих ошибках, а мудрый их не делает.

    Мудрость в голове, а не в бороде.

    Одно и то же слово и совет — на пользу мудрецу, глупцу — во вред.

    И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.

    Как узнать мудрого человека?

    Истинная мудрость проявляется в повседневной жизни:

    «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13-17).

    «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1:5-9).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *