Библия о похоронах

Похороны у евреев занимают исключительно важное место в культуре. Целью традиционных иудейских траурных и похоронных обрядов является достойное почтение памяти умершего и утешение скорбящих. Сразу после смерти человека его близкие и родственники ставят в известность раввина или представителя администрации синагоги. За соблюдением правил погребального ритуала следит специальная система похоронных братств Хевра кадиша. Название организации переводится как «Святое братство». Представители Хевра кадиша объясняют родственникам усопшего, как правильно организовать похороны.

Кто и когда должен хоронить умершего

Еврейские традиции предписывают похоронить умершего в любом случае, даже если он посторонний человек. Когда у усопшего нет родственников и знакомых, которые бы взяли на себя организацию похорон, о его погребении заботятся находящиеся рядом люди:

  • соседи;
  • сослуживцы;
  • прохожие.

Если еврей увидел на улице покойника, он должен оставить все дела и похоронить его.

Забота о похоронах чужого человека или родственника считается добрым делом, сделанным из самых чистых и благочестивых побуждений. Мудрецы считают, что за помощью живому человеку может скрываться надежда на ответное благо. Добро, оказываемое мертвому человеку, совершенно бескорыстно.

Закон Торы предписывает хоронить усопшего как можно быстрее.

Покойника предают земле в день его смерти или на следующий день, если он умер вечером. Хотя в Иерусалиме похоронные обряды осуществляют даже ночью.

Промедление в проведении похоронных обрядов считается оскорблением Всевышнего, поскольку человек создан по его образу. Пока человек не погребен, его душа не может предстать перед Всевышним и получить от него предназначенное для нее добро. Люди, которые откладывают погребение, причиняют сильный вред своей душе. Поэтому поручить заботы о похоронах лучше тем родственникам, которые находятся рядом и могут сделать это быстрее.

Откладывать еврейские похороны можно только по очень уважительным причинам. Например, если близкий родственник не может быстро приехать. Можно повременить с погребением, когда нет возможности сразу организовать достойные похороны. Если погиб незнакомый человек, его хоронят не сразу в надежде на то, что его близкие найдутся. Еврейская культура запрещает хоронить в субботу или в праздничный день. В таком случае погребение осуществляют ночью с субботы на воскресенье или сразу после праздника.

При соблюдении правил похоронного ритуала нужно придерживаться меры. Преждевременные похороны уважаемого человека или одного из родителей будут расценены как пренебрежение. Однако если родственники будут торопиться по дороге на кладбище, стараясь уберечь покойника от проливного дождя, это будет воспринято с одобрением.

Если организацию похорон взяли на себя одни родственники, другие могут не принимать участие в подготовке к погребению. Однако участие в похоронной процессии считается «истинной милостью» в еврейской культуре.

Отношение к вскрытию, кремации и бальзамированию

Еврейские традиции запрещают осуществлять вскрытие покойного, поскольку душа человека неразрывно связана с его телом, особенно сразу после смерти. Не разрешается без самой крайней необходимости разрушать человеческую форму, созданную по образу и подобию Всевышнего. Расчленение расценивается как бесчестие для покойника.

Из уважения к мертвому его хоронят в том виде, в каком он был на момент смерти.

Если есть уважительные причины для вскрытия, родные погибшего должны настаивать на проведении процедуры с максимальным почтением к умершему, кроме того, на скорейшем возвращении тела и всех его органов (в том числе и крови) похоронному братству Хевра кадиша.

Кремация в еврейской культуре строго запрещена. Закон Торы предписывает хоронить умерших в земле. Всевышний сказал Адаму: «Ты прах земной и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Позднее в Торе этот же принцип выражается в законе ки кавор тикберену — «и обязательно следует захоронить его» (Второзаконие 21:23). Душа покойного поднимается к небесам, а его физическая оболочка должна стать частью хранилища природных химических элементов. Хоронить покойного в мавзолее разрешается только в том случае, если тело в нем будет находиться ниже уровня земли.

Некоторые еврейские авторитеты настолько негативно относятся к кремации, что настаивают на запрещении захоронения кремированных останков на еврейском кладбище. Похоронное братство не берется за такие похороны и не требует соблюдать траур. Оправданием для кремации не может быть даже необходимость переезда в Израиль на постоянное место жительства. Некоторые намеренно кремируют родственников, чтобы забрать с собой урну и похоронить ее в Израиле. Желание покойного быть кремированным тоже не учитывается.

Закон Торы настаивает на естественности процессов распада тела.

Никаких средств для ускорения или замедления разложения использовать нельзя. По этой причине запрещено бальзамирование. Однако в некоторых случаях допускается замораживание тела и введение в него консервирующих растворов. Например, если тело необходимо перевезти на значительное расстояние.

Что делать сразу после смерти человека

Сразу после того, как врач зафиксировал смерть, все окна в помещении открывают, а всю воду, находящуюся в любых сосудах, выливают. То же самое должны сделать все соседи умершего. В доме, где умер человек, закрывают тканью зеркала и картины. Затем покойнику закрывают глаза. Желательно, чтобы это сделал его сын. Евреи верят, что сын может помочь душе покойника во время загробного суда.

Тело умершего кладут на пол, соединяют его ноги вместе и складывают руки на груди. Покойника накрывают простыней с головой, а у изголовья ставят зажженные свечи. Если нет возможности полностью накрыть тело, нужно обязательно закрыть лицо.

Важно не оставлять покойника одного.

Кто-то из близких должен находиться рядом с телом и читать Тегилим (Псалмы, сложенные царем Давидом). Сразу после того, как душа покойного покинула тело, нечистые силы могут завладеть ею. Евреи верят, что чтение Тегилим помогает отпугнуть нечистые силы.

В помещении, в котором находится покойник, нельзя пить и принимать пищу. Если нет возможности уйти в другую комнату, от умершего отгораживаются хорошо закрепленной непрозрачной перегородкой высотой не менее 80 см.

Если смерть наступила в субботу, до ее окончания передвигать тело нельзя. При крайней необходимости можно попросить подвинуть покойника представителя другой религии. При этом нужно положить на усопшего кусок хлеба.

Траур до погребения

Ближайший родственник, который обязан соблюдать траур, называется онен (означает «человек, убитый горем»). По закону Торы оненом скорбящий является только до захода солнца в день смерти. Однако еврейские авторитеты постановили считать оненом родственника до самых похорон.

Онен не должен смеяться и вести посторонние разговоры. Близкий родственник признается оненом, даже если находится далеко от покойного, а организацией похорон занимаются другие родственники. Онен не принимает прямого участия в подготовке к похоронам, хотя и может решать некоторые организационные вопросы. Ему позволено носить до погребения кожаную обувь.

Онен не имеет права мыть тело, стричься, подстригать ногти, пользоваться косметикой или духами, а также вступать в супружеские отношения.

Он не должен надевать новую, чистую и выглаженную одежду. Если необходимо онену переодеться, другой человек должен немного поносить костюм, прежде чем отдать его скорбящему. Онен должен сидеть на полу или на низкой скамейке. Ему запрещено работать или нанимать других людей, чтобы выполнить свои обязанности. Если бездействие грозит онену большими убытками, он должен обратиться за советом к раввину.

Подготовка к погребению

После получения сообщения о смерти человека представители похоронного братства Хевра кадиша начинают готовить иудейские похороны. Сначала они совершают ритуальное омовение тела (тагара). Обмывание — это древняя еврейская традиция, которая выполняется неукоснительно. Покойного омывают с головы до ног теплой водой и окунают его в микву, если есть такая возможность. Миквой называют резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Впогребальном обряде используют отдельную микву.

Вместо омовения в микве можно вылить на голову покойника 9 кавов воды (12, 44 л), поставив его на ноги. Струя воды должна омывать все тело, не прерываясь. Волосы расчесывают и подстригают, если в этом есть необходимость. Пальцы умершего не сгибают и ничего в них не вкладывают.

Затем покойника заворачивают в льняной саван белого цвета (тахрихин). Саван ничем не украшают. Его закрепляют льняной ниткой. Традиция хоронить покойников в белой одежде очень древняя. Она демонстрирует равенство людей разных сословий и достатка перед смертью. Одежда должна быть чистой, идеально белой, сшитой вручную.

Мужчин облачают в талит.

Талитом называют изготовленное особым образом прямоугольное покрывало. Оно символизирует подчинение воле Всевышнего. Желательно использовать тот талит, в котором покойный молился при жизни. Один угол талита разрезают, чтобы сделать его непригодным к использованию.

Исключением является гибель человека, в результате которой его одежда была запачкана кровью:

  • несчастный случай;
  • автомобильная катастрофа;
  • болезнь сопровождающаяся кровотечением.

В таком случае оставляют на теле пропитанный кровью костюм. Необходимо только развязать имеющиеся на нем узлы (галстук). Кровь покойного является неотъемлемой частью его тела. Однако если капли крови брызнули на одежду другого человека, хоронить ее вместе с покойником не следует. С ткани отстирывают загрязнения и выливают оставшуюся после стирки воду на могилу.

После омовения и облачения в белую одежду тело помещают в простой гроб из дерева. В еврейской культуре не принято использовать лакированные гробы с металлическими ручками и богатой внутренней обивкой. На умершего не надевают тапочки. В гроб не нужно класть цветы и любые другие посторонние предметы. На глаза покойного кладут немного земли или осколок глиняной посуды.

Место погребения

Очень важно похоронить покойного на еврейском кладбище. Если такой возможности нет, нужно разместить могилу еврея на расстоянии не менее 2 м от находящихся рядом захоронений неевреев. Когда сделать нужную дистанцию невозможно, между могилой еврея и нееврея устанавливают ограждение высотой не менее 1 м.

Желательно закопать гроб глубже в землю, чтобы тело покойника находилось ниже уровня других могил на 1 м.

Можно использовать для захоронения участок на еврейском кладбище, на котором есть брошенная могила. В таком случае гроб располагают на 60 см выше старого захоронения. Разрешается использовать для погребения старую могилу еврея на нееврейском кладбище.

Гроб помещают на 60 см выше истлевшего тела.

На надгробном памятнике обязательно должны быть упомянуты имена обоих покойников.

Могилу на кладбище нельзя рыть заранее. Если ее вырыли накануне похорон, на ночь ее нужно обязательно засыпать, а утром вырыть повторно. Во время подготовки к погребению родственникам покойного не выражают соболезнований, даже если горе вызвали преждевременные похороны молодого человека.

Обряд криа

Согласно нормам традиционного иудейского права (Галаха), тот, кто присутствовал при смерти еврея, должен совершить обряд криа, разрезая на себе одежду ножом. Обряд криа символизирует рану, которую нанесла родственникам и близким смерть усопшего. Еврейские законы предписывают делать дыру на одежде в области сердца.

Однако это правило было отменено еврейскими авторитетами, поскольку из-за необходимости совершения обряда криа люди отказывались подходить к умирающему. Теперь разрывать одежду разрешается на похоронах. В Иерусалиме принято совершать обряд криа перед отправкой на кладбище. Его могут осуществлять только самые близкие родственники. Все остальные присутствующие на погребении следовать этому обычаю не обязаны.

Одежду немного надрезают спереди возле воротника ножницами или ножиком, потом произносят слова: «Благословен Ты, Бог наш, Владыка Вселенной, судящий истинно». После этого берут руками концы разрезанной ткани и тянут их в стороны, разрывая одежду на 1 тэфах (на глубину 9,6 см). Разрез должен быть сделан строго вниз. Если умер один из родителей, разрывают одежду с левой стороны.

На похоронах других родственников рвут ткань с правой стороны.

Если надрез был сделан случайно неправильно, новый делать не нужно. Перед совершением обряда криа надо обязательно встать. Если человек совершил обряд криа, не вставая, считается, что он заповеди не исполнил. Ему нужно сделать повторный разрыв. Еврейские авторитеты разрешают переодеваться перед обрядом криа в простую одежду.

Тот, кто находился возле постели умирающего, может слегка надорвать ткань своей одежды в незаметном месте. Достаточно сделать ровный разрыв, который можно будет потом без труда зашить. Хотя разрывать одежду вдоль шва не разрешается.

Зашивать разрыв нельзя, пока не пройдет 30 дней со дня смерти покойного. Запрещается даже скалывать его булавками. Если человек похоронил одного из родителей, разрыв не зашивают никогда. Через месяц после похорон разрешается только заметать его.

Обряд криа можно совершать с опозданием, сразу после получения известия о смерти. Если человек узнал о смерти родителей, он сразу разрывает на себе одежду, даже если трагедия произошла давно. Разрывать одежду после сообщения о гибели других родственников, если прошло больше месяца после их похорон, не нужно.

Процедура прощания с покойником

Процедура похорон начинается сразу после того как представители похоронного братства Хевра кадиша омоют покойника, облачат его в погребальные одежды и поместят его в гроб. Похоронная процессия отправляется на кладбище пешком, если оно расположено поблизости. Все прохожие, которые увидели процессию, должны остановиться и сделать несколько шагов вместе с ней. Если они этого не сделают, их действия будут расценены как пренебрежение и знак неуважения к усопшему. В похоронной процессии мужчины и женщины должны идти отдельно. Это правило нужно соблюдать и во время возвращения домой с похорон.

Прощание с покойником происходит в помещении, которое называется Бейт моэд лехоль хай (Дом, предназначенный для каждого живущего). Обычно оно расположено при входе на еврейское кладбище. Когда организуют похороны в Израиле, тело не выставляют на всеобщее обозрение в открытом гробу и не гримируют труп. Такие действия являются оскорблением памяти усопшего. Он должен запомниться близким живым, а не загримированным покойником. Считается, что по открытому лицу покойного могут узнать случайно проходящие мимо враги.

Они порадуются его смерти.

Во время прощания родственники и близкие не скрывают своего горя и говорят последние слова. Они вспоминают все хорошее, что сделал умерший, и подчеркивают боль, которую принесла утрата. Целью надгробной речи является понимание глубины и горечи разлуки. Хотя в еврейской культуре не принято сдерживать эмоций, прощаясь с покойным, существуют определенные границы выражения скорби. Нельзя громко кричать, царапать свое тело и рвать на себе волосы. Целовать усопшего и брать его за руку в еврейской культуре не принято.

После прощания с умершим хазан (представитель общины, которому доверена общественная молитва) читает отрывки из Священного Писания, в которых указывается на справедливость приговора Всевышнего. Он призывает оставшихся в живых задуматься о собственной жизни.

Погребение

Гроб выкатывают из помещения представители похоронного братства Хевра кадиша (все они обязательно должны быть мужчинами). Все остальные участники похоронной церемонии застывают в молчании. За гробом сначала идут близкие родственники, а затем другие сопровождающие.

Покойника хоронят в лежачем положении на спине, лицом кверху. После опускания умершего в землю ближайшие родственники подходят к могиле и бросают пригоршни земли на крышку гроба. Жуткий звук ударов помогает скорбящим осознать неотвратимость потери. Засыпать гроб землей может любой желающий. Если это делают несколько родственников, лопату не передают из рук в руки. Ее надо сначала положить на землю.

Прежде чем засыпать могилу один из родственников должен произнести Кадиш (еврейская молитва, прославляющая святость Всевышнего и выражающая стремление к искуплению и спасению). Желательно, чтобы Кадиш читал сын покойного. Если сына нет, читать молитву поручают брату или дяде умершего. Необходимо выбрать такого родственника, который уже похоронил одного или обоих родителей. По еврейской традиции чтение молитвы символизирует замену умершего его продолжателем. После засыпания могилы хазан читает поминальную молитву.

На могилу не кладут цветы и венки.

Если кто-то из сопровождающих принес цветы на кладбище, уносить их нельзя. Цветы оставляют возле могилы, когда гроб будет засыпан землей.

После погребения друзья и близкие усопшего образуют коридор, становясь с обеих сторон дороги. Когда по коридору проходят самые близкие родственники, остальные сопровождающие выражают им свое соболезнование. Проходить между рядами близких родственники должны босиком.

Перед тем как войти в дом, участники похоронной церемонии должны обмыть каждую руку 3 раза.

Еврейские поминки

Сразу после похорон устраивают поминки. Однако пышные застолья делать не следует. Родственники умершего не готовят прощальную трапезу и не приносят для нее продукты. Пищу для поминок после похорон готовят друзья и соседи скорбящих из продуктов, которые они покупают самостоятельно. Для поминовения усопшего пекут специальный круглый хлеб, варят фасоль, чечевицу и куриные яйца. Яйца, не имеющие отверстий, символизируют невозможность выразить переполняющую родственников скорбь. Можно использовать любые другие круглые продукты, которые также являются символами траура, круговорота жизни и смерти.

На поминальную трапезу приглашают только самых близких родственников умершего. До нее они ничего не едят и не пьют.

Первый период траура шива

Первый период траура длится 7 дней. Он называется шива. Сразу после погребения онен становится авелем. В глубоком трауре находятся 7 самых близких родственников умершего: муж (жена), мать, отец, дочь, сын, сестра или брат. Их называют авелим (множественное число от «авель»). Скорбящие не работают и не делают ничего по дому. Домашние работы нельзя делать не только им, но и другим людям. Допускается только приготовление пищи. Эту работу поручают другим родственникам.

Во время траура нельзя мыть тело.

Разрешается ополаскивать руки, ноги и лицо холодной водой. Горячей водой можно пользоваться только по медицинским показаниям. Под запретом находятся супружеские отношения. На протяжении первых 7 дней нельзя есть мясо и пить вино.

Авелим постоянно находятся в доме одного из скорбящих, погрузившись в траур. Желательно выбрать для проведения траурного периода дом, в котором жил покойный, поскольку в нем находится его дух. Вся семья должна объединиться и забыть о размолвках во время траура. Однако если некоторым родственникам комфортнее скорбеть в одиночестве, они могут соблюдать шива у себя дома.

Особенно важны первые 3 дня после похорон.

Их называют «3 дня плача». В первые 3 дня после погребения не рекомендуется посещать авелим, чтобы выразить им свое соболезнование.

Родственники должны сидеть на полу, на подушках или на низких скамейках. Им запрещено носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны только отдельные ее части. Скорбящие не здороваются и не отвечают на приветствие. Другие родственники не начинают разговор первыми.

Обряд шива очень важен для души усопшего. Согласно представлениям иудаизма, душа покойника 7 дней после смерти мечется между могилой и своим домом, пытаясь найти утешение. Она может страдать, не желая смириться с необходимостью покинуть земное тело, особенно, если произошли преждевременные похороны молодого человека, погибшего от несчастного случая или в результате автокатастрофы. В это время происходит разрушение животной души покойника, связывающей его тело с бессмертной «божественной» душой. Поэтому поддержка близких родственников в этот трудный период ему особенно нужна. Она помогает умершему обрести покой.

Второй период траура

Траурный период в иудаизме длится 30 дней. Он называется шлошим. После 7 дней шива до окончания шлошима многие ограничения снимаются. Скорбящим разрешается мыться, стричь ногти и сидеть на высоких стульях. Сохраняется запрет на стрижку волос.

После периода шива можно устанавливать надгробный камень.

Однако многие стараются дождаться окончания периода шлошим или делают это на годовщину смерти. Траур по родителям длится 1 год. Во время траура нельзя слушать музыку. Исключение делают только для профессиональных музыкантов.

Не соблюдают траур по младенцу, который умер в течение первых 30 дней после рождения, если есть основания считать его появление на свет преждевременным. Если смерть наступила на 31-й день, все обряды совершают в полном объеме.

ПОГРЕБЕНИЕ — (по­гре­баль­ный об­ряд), ком­плекс ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих смерть че­ло­ве­ка, один из жиз­нен­но­го цик­ла об­ря­дов.

Как вся­кий пе­ре­ход­ный об­ряд, погребение про­хо­дит три ста­дии: под­го­тов­ка погребения, собственно погребение и по­сле­пог­ре­баль­ные — по­ми­наль­ные об­ря­ды (по­мин­ки). Под­го­тов­ка погребения вклю­ча­ет: при­жиз­нен­ное при­го­тов­ле­ние к смер­ти, за­го­тов­ку мес­та погребения, по­гре­баль­но­го ин­вен­та­ря и тому подобного; сег­ре­га­цию — ог­ра­ни­че­ние кон­так­тов с по­кой­ным и уча­ст­ни­ка­ми погребения; при­го­тов­ле­ние те­ла умер­ше­го к погребению (омо­ве­ние, баль­за­ми­ро­ва­ние, об­ла­че­ние в осо­бую оде­ж­ду и тому подобное), бде­ние при нём и другие об­ря­ды.

Вы­бор спо­со­ба собственного погребения за­ви­сит от пред­став­ле­ний дан­ной куль­ту­ры о при­род­ной сти­хии, в наи­боль­шей сте­пе­ни свя­зан­ной со смертью и ми­ром ду­хов, — зем­ле, ог­не, во­де, пу­сты­не, ле­се и тому подобное. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма погребения — под­зем­ное погребение в мо­ги­ле (по­хо­ро­ны, тру­по­по­ло­же­ние, ин­гу­ма­ция), из­вест­но с пе­рио­да Му­стье. Мо­ги­лой мо­жет слу­жить так­же пе­ще­ра (скаль­ное погребение), дре­вес­ное ду­п­ло и тому подобная полая ёмкость; в ри­туа­ле с ней час­то ас­со­ции­ру­ет­ся печь. С не­о­ли­та рас­про­стра­ня­ет­ся погребение в фор­ме тру­по­сож­же­ния (кре­ма­ции); ос­тат­ки кре­ма­ции мо­гут за­хо­ра­ни­вать в зем­лю, раз­веи­вать по воз­ду­ху, по­ме­щать в ур­ну по­гре­баль­ную и тому подобное. Су­ще­ст­ву­ют так­же на­зем­ные (в том числе по­кой­ни­ков мо­гут ос­тав­лять в пус­ты­не, ле­су, тун­д­ре, а так­же в собственном до­ме, ко­то­рый род­ст­вен­ни­ки по­ки­да­ют) и воз­душ­ные (на по­мос­те, де­ре­ве и тому подобном; сравнить так­же опи­са­ние ни­же воз­душ­ных погребений в зо­роа­ст­риз­ме) погребения; по­сле то­го как те­ло ис­тле­ет, кос­ти мо­гут пе­ре­за­хо­ра­ни­вать (вто­рич­ные погребения) в мо­ги­ле (смотреть, например, На­ус), во­де и тому подобном. Вто­рич­ные погребения ино­гда со­вер­ша­ют­ся и при под­зем­ном погребении. Воз­мож­ны погребения в вод­ной сти­хии (на пло­ту, в лод­ке и тому подобном). Для погребения мо­гут со­ору­жать гроб­ни­цу, те­ло по­ме­щать в гроб, ке­ра­мический со­суд, кор­зи­ну, лод­ку, ко­лёс­ную по­воз­ку, са­ни и тому подобное; ме­сто под­зем­но­го погребения от­ме­чать над­гро­би­ем. Погребение обыч­но со­про­во­ж­да­ет­ся мо­лит­ва­ми, пла­чем, хва­леб­ны­ми или об­ра­щён­ны­ми к по­кой­но­му ре­ча­ми (например, ан­тич­ные эпи­та­фии), а так­же празд­ни­ком с тор­жественной про­цес­си­ей, жерт­во­при­но­ше­ни­ем (лю­дей, жи­вот­ных, пи­щи, ве­щей), пи­ром, ис­пол­не­ни­ем эпо­са, тан­ца­ми, те­ат­ра­ли­зованными пред­став­ле­ния­ми (ино­гда с «уча­сти­ем» са­мо­го по­кой­ни­ка, пред­став­лен­но­го сво­им ри­ту­аль­ным за­ме­сти­те­лем), спор­тив­ны­ми и во­енными иг­ра­ми (смотреть, например, Гла­диа­то­ры). Слож­ность и бо­гат­ст­во погребений за­ви­сят от ста­ту­са умер­ше­го (наи­бо­лее по­чёт­ный ри­ту­ал со­вер­шал­ся при погребении во­ж­дей, пра­вите­лей и тому подобных, наи­ме­нее по­чёт­ный — при погребении де­тей).

Основное со­дер­жа­ние по­гре­баль­но­го об­ряда — пред­став­ле­ние о по­кой­ни­ке как о пред­ста­ви­те­ле ино­го ми­ра и бо­же­ст­ве (смотреть так­же Пред­ков культ), од­но­вре­мен­но бла­го­де­тель­ном (в том числе обес­пе­чи­ваю­щем пло­до­ро­дие; смотреть в статье Пло­до­ро­дия культ) и опас­ном для жи­вых. Цель погребения од­но­вре­мен­но и ус­та­но­вить кон­такт с умер­шим (по­кой­ни­ка «кор­мят», при­гла­ша­ют «в гос­ти» и тому подобное), и пре­дот­вра­тить его (по­кой­ни­ка свя­зы­ва­ют, при­дав­ли­ва­ют кам­ня­ми, прон­за­ют копь­ём, обез­глав­ли­ва­ют и тому подобное; по­гре­баль­ный ин­вен­тарь ло­ма­ют, уча­ст­ни­ки погребения про­хо­дят ри­ту­аль­ное очи­ще­ние, ве­щи по­кой­но­го унич­то­жа­ют­ся и так далее). Так­же и те­ло по­кой­но­го стре­мят­ся и унич­то­жить (например, пу­тём со­жже­ния), уда­лить ли­бо изо­ли­ро­вать в мо­ги­ле, и со­хра­нить — це­ли­ком (в ви­де му­мии), час­тич­но (например, толь­ко го­ло­ву, — смотреть в статье Че­ре­пов культ) ли­бо вос­соз­дать его об­лик (в фор­ме порт­ре­та, мас­ки, мо­де­ли­ров­ки гли­ной ли­ца на че­ре­пе, ан­тро­по­морф­ных сар­ко­фа­га, ур­ны, над­гро­бия и тому подобное). Ре­ли­ги­оз­но-ма­гическое от­но­ше­ние к умер­шим от­ра­жа­ет­ся так­же в об­ря­де эн­до­кан­ни­ба­лиз­ма (смотреть в статье Кан­ни­ба­лизм), ис­поль­зо­ва­нии час­тей те­ла умер­ше­го или его ве­щей как апо­тро­пе­ев (обе­ре­гов) и другого. От пра­виль­но­го ис­пол­не­ния погребения за­ви­сит судь­ба умер­ше­го в за­гроб­ном ми­ре; в про­тив­ном слу­чае он мо­жет мстить жи­вым. Участь по­кой­ни­ка по­ни­ма­ет­ся как труд­ное и опас­ное пу­те­ше­ст­вие (от­сю­да зна­че­ние для погребения средств пе­ре­дви­же­ния), по­гре­баль­ный об­ряд дол­жен обес­пе­чить его и пред­от­вра­тить «воз­вра­ще­ние» по­кой­ни­ка к жи­вым.

Погребение ими­ти­ру­ет­ся в не­ко­то­рых эле­мен­тах других об­ря­дов жиз­нен­но­го цик­ла (осо­бен­но свадь­бы, ро­диль­ных об­ря­дов) и ка­лен­дар­ных об­ря­дов (например, «по­хо­ро­ны» Кар­на­ва­ла, Мас­ле­ни­цы и тому подобное).

Для людей, исповедующих иудейскую веру, смерть не трагична, это не более чем естественный процесс. И смерть, и жизнь имеют смысл и являются частью Божественного плана, ибо человеческая жизнь для евреев – это целый мир, который подходит к концу, когда жизнь заканчивается. В этой культуре жизнь высоко ценится. В законах указано, как хоронят евреев, что они должны быть захоронены в земле, а не кремированы.

Как хоронят евреев по их традиции? Иудеи горячо верят, что мертвые воскреснут, и что те, кто прожил жизнь во благо, получат награду. Считается, что покончить с человеческой жизнью – значит покончить с целым миром, а спасти одну жизнь – значит спасти и весь мир. Иудаизм позволяет людям нарушать любые заповеди, если от этого зависит спасение человеческой жизни, за исключением заповедей против убийства, идолопоклонства, прелюбодеяния и кровосмешения. Людям любого вероисповедания будет интересно узнать, как проходят похороны у евреев.

Старое еврейское кладбище

Законы Девятого ава

Есть шесть запретов:

  1. Не носить кожаную обувь.
  2. Воздерживаться от еды и питья (если это не ставит под угрозу жизнь) .
  3. Воздерживаться от мытья или купания (в некоторых случаях допускается только минимальная гигиена).
  4. Воздерживаться от применения кремов, масел, дезодорантов и косметики.
  5. Воздерживаться от секса, объятий, поцелуев или любых других форм привязанности к телу.
  6. Воздерживаться от изучения Торы, поскольку она приносит человеку радость.

День 9-го ава – пост у евреев продолжительностью в один день.

Последние часы жизни по иудейским традициям

Раскаяние перед смертью является очень важным. Если человек чувствует, что его конец близок, он должен произнести видуй, хотя бы про себя. Человека запрещено покидать до самого его момента смерти. Сразу после смерти вокруг усопшего читают Шма Исраэль. Тело должно быть окружено зажженными свечами, одна из которых должна быть во главе, чтобы напомнить, что душа – это свет Господень.

Видуй — молитва, представляющая собой признание грехов и просьбу о прощении.

Как только иудей умирает, его глаза должны быть закрыты. Все умершие евреи имеют право на достойное и равноправное обращение.

Усопшего окружают свечами

Еврейские похороны имеют первостепенное значение и должны быть совершены как можно скорее, желательно в тот же день. Они могут быть отложены, если ожидается прибытие близких родственников, проживающих вдали, или ритуал будет исполнен в земле Израиля. Шаббат также может стать помехой быстрому захоронению.

Шаббат — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.

Когда тело будет готово, его поместят в деревянный гроб.

Почему евреи закрывают зеркала во время траура

Еврейские похороны просты на вид, но сами обычаи очень сложные. У евреев принято покрывать зеркала и декоративные предметы так, чтобы не были видны символы роскоши или тщеславия, не принято класть цветы, так как они являются символами жизни.

Подготовка к проведению похорон

На кладбище тело покойного омывают в знак очищения (тахара). Если покойный мужчина, то только мужчины будут отвечать за этот процесс, а если женщина, то женщины будут осуществлять обмывание. Ни в коем случае тело не будет обращено лицом вниз.

Затем тело помещают в гроб без каких-либо украшений или других предметов, потому что усопшего будут судить по его поступкам и заслугам, а не по его материальному благосостоянию. Тело умершего должно быть полным, без извлечения какого-либо органа. Проходит короткая церемония.

Традиции еврейских похорон

Похороны в законах иудаизма должны быть простыми и длиться всего около 20 минут. После похорон у евреев принято мыть руки.

Опускание гроба в землю

Положение в гроб

Голова должна оказаться на возвышении. В углу располагают простыню и талит, чтобы покойника можно было сразу завернуть. Цицит дается в каждую руку. Если есть какие-нибудь запачканные кровью вещи, то они кладутся в гроб. Также вместе с покойным погребают все, чтобы было от него отрезано.

Талит — молитвенное облачение в иудаизме (покрывало).

Цицит — в иудаизме сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить мужчины с тринадцати лет и одного дня, если носят одежду с углами.

Что такое талитЧто такое цицит

Краха и крия

Когда речь идет о близком родственнике, по еврейской традиции одежда разрывается на части по всей зоне сердца, если умерший является отцом, и на правой стороне груди, если он является близким членом семьи, такое действие называется Крией. Также производится ритуал благословения, умершему закрывают глаза.

Порядок Рош а-Шана

Рош а-Шан – это название текста еврейского закона. В нем говорится о законах еврейского календаря, которые в древние времена основывались на непосредственном наблюдении за рождением луны и подтверждении свидетельств синедрионом. В связи с существованием общин вдали от Иерусалима, было необходимо посылать эмиссаров, чья миссия имела в некоторых случаях приоритет перед субботним днем. Наступление праздника отменяет траур, даже если он только начался.

Хакамат мацейва

Хакамат Мацейва — это установка памятника. Это происходит либо через 30 дней, либо через 12 месяцев. На нём пишут еврейское имя и дату смерти.

Йорцайт

Йорцайт — это день смерти родственника. В этот день свеча должна гореть от рассвета до заката.

Кадиш

Кадиш — Это поминальная молитва. Во время похорон ее произносят в траурном зале. Кадиш Ятом произносятся в дни, когда опускается Таханун. Кадиш читают также в течение 11 месяцев как минимум раз в день. Каждый родственник отдельно читает или заказывает Кадиш.

Тагара

Тагара — это очищение покойника. Усопшего тщательно обмывают водой, расчесывают волосы, стригут ногти. После всех необходимых операций покойника заворачивают в саван. Если человек погиб в результате несчастного случая или был убит, то его не обмывают, чтобы не смыть кровь, которая должна быть похороненной вместе с покойником. Усопшего могут похоронить прямо в окровавленной одежде.

Саван – похоронное одеяние.

Галбаша

Галбаша — это облачение умершего. Саван должен быть белым, не шерстяным, прошитый льняными нитками. На ткани не должно быть никаких украшений вроде пуговиц и кнопок. Одевают человека соблюдая строгий ритуал. Если человек погиб или был убит, то его хоронят в той одежде, в которой он умер.

Левайя

Левайя — это проводы из дома. В этом случае все ритуалы проходят также, как если бы тело подготавливали в морге.

В более традиционных еврейских похоронах цветы не используются, потому что они считаются несерьезным и ненужным украшением, но некоторые семьи могут использовать цветы во время похорон с предварительного разрешения раввина, и только если раввин сочтет это целесообразным.

Что касается музыки на еврейских похоронах, традиционная еврейская религия запрещает использовать какую-либо мелодию во время похоронного ритуала. Однако в последние годы многие еврейские семьи включили музыку в ритуальную службу, чтобы почтить память умершего мелодией, которую семья считает уместной. С раввином, отвечающим за эту церемонию, следует заблаговременно проконсультироваться. Похороны у иудеев не всегда проходят по всем обычаям.

Место на кладбище в Израиле

Чтобы быть похороненным на еврейском кладбище в Израиле, нужно доказать свою национальность. Для всех остальных существуют специальные кладбища. Урны с прахом не дозволены на еврейском месте захоронения. В последние годы на многих еврейских захоронениях Израиля из-за дороговизны земли стали устраивать захоронения в стене. Погребение в Израиле популярно среди граждан России, некоторые из них даже не являются иудеями. Многие пожилые звезды приценивались к участкам (а стоить это удовольствие будет очень дорого). Ходили слухи, что сам Кобзон хотел похоронить себя на святой земле.

Первая трапеза после похорон

После похорон близкий друг готовит первую трапезу для скорбящих родственников. Поминки – важная еврейская традиция, символизирующая преемственность жизни. После ужина можно будет получить соболезнования в связи с произошедшим.

Тридцатидневный траур

Молитва в синагоге

Родственники проходят через три периода траура, период Шивы длится 7 дней, скорбящая семья остается дома и еврейская община посещает их, чтобы продемонстрировать свою поддержку и утешение.

День захоронения считается первым днем Шивы. В том случае, если это совпадает с еврейским праздником, именно раввин сможет посоветовать скорбящей семье, что делать в каждой конкретной ситуации. Семья может покинуть дом только в субботу (Шаббат), чтобы попасть в синагогу. В течение этого периода проводятся три службы (утренняя, дневная и вечерняя) для чтения молитвы и, таким образом, утешения семьи.

Атмосфера в доме должна характеризоваться предельным уважением. Разговоры должны быть о покойном. Присутствие членов семьи, друзей и членов общины очень важно для скорбящей семьи, поскольку оно символизирует признательность и внимание. Во время Шивы свеча будет гореть в течение семи дней.

Посетителям не следует ожидать, что с ними будут обращаться как с гостями, а напротив, им следует заходить тихо и приносить еду или фрукты скорбящей семье.

Период Шлошим – это период продолжительностью 30 дней, в течение которого семья возвращается к работе и повседневной деятельности, в течение которого не слушают музыку, не стригутся и не делают макияж и не допускают никакой другой формы празднования. Сейчас многие люди используют черную ленту в качестве символа траура. Когда видно, что человек носит черную ленту, следует выразить соболезнования, даже если о погибшем ничего не известно.

В какие приметы верят евреи

Считается, что душа еврея будет страдать, если рядом будут закопаны люди другой веры. Если еврея нельзя похоронить на правильном кладбище, его стараются закопать как можно дальше или глубже.

В доме умершего опустошаются все емкости с жидкостью. Делается это потому, что ангел смерти омывает в них свой меч, который измазан ядовитый желчью.

Годовщина смерти – день памяти

Наконец, есть период Авелут, который длится 12 месяцев со дня захоронения, в течение которых следует избегать таких занятий, как развлечения или походы в кино, следует ежедневно читать молитву. Годовщина называется Йом а-Зикарон. В этот день читают Кадиш и Тору, зажигают свечу.

Еврейский закон требует приготовления надгробия, чтобы не забыть умершего и не осквернить его. Семья свободно выбирает стиль надгробия, но фото и скульптуры не разрешаются. Многие предпочитают писать имена умерших на иврите. В некоторых общинах принято оставлять надгробие под покровом или устанавливать его после окончания двенадцатимесячного траурного периода.

После еврейских похорон нет обычая проводить поминки.

Но проводится так называемая трапеза сочувствия. Близкие родственники покойного ничего не едят, пока не пройдут похороны, а по приезде домой их встречают соседи. Так как скорбящие родные освобождаются от всех хлопот, трапезу организуют именно соседи.

Кстати, традиционные блюда на таких трапезах очень простые и обязательно имеют круглую форму. Обычно это вареные яйца, круглый хлеб, чечевица, горох.

Следуя еврейским похоронным традициям, родственники умершего принимают на себя долгий траур.

Первый ритуал — криа. Его совершают сразу, только узнав о смерти родственника или во время похорон. В нужный момент (на похоронах этот момент подсказывают работники Хевра Кадиша) скорбящие рвут на себе одежду, кроме куртки и исподнего. Дети покойного рвут слева от сердца и носят такую одежду 7 дней. Остальные делают надрыв справа и носят только до тех пор, пока не переоденутся.

Этот разрыв — «печать горя”, выход невыносимой боли, вызванной потерей близкого. Когда траур заканчивается одежду либо грубо сшивают, либо просто закалывают булавками. Такой неаккуратный шов похож на шрам, он символизирует глубокую сердечную травму.

7 дней после похорон — шив-а. В это время скорбящие не выходят из дома, не занимаются хозяйством, не читают ежедневные молитвы. Запрещено мыться (только лицо и руки в прохладной воде), бриться, чему-либо радоваться, сидеть на высоких стульях, менять простыни, есть мясо, пить вино. Одним словом, запрещено делать то, что может доставить удовольствие.

Что же делают родные все это время, если ничего нельзя? Читают некоторые молитвы, но самое главное, стараются сплотиться, поддержать и утешить друг друга, чтобы вместе пережить утрату.

8-30 дни — шлошим. Из дома уже можно выходить, но по-прежнему запрещается бриться, стричься, носить чистую, отутюженную одежду. Мыться можно, но лишь для очищения тела, наслаждаться купанием запрещено. Нельзя посещать торжества, запрещается даже произносить традиционное приветствие «шолом”.

Но есть в еврейских традициях одна особенность — субботний отдых. В субботу и в дни больших иудейских праздников этот народ отдыхает даже от траура. Можно есть мясо и пить вино, а во время соблюдения шив-а разрешается выходить из дома.

12 месяцев. После 30 дней все родственники, кроме взрослых детей умершего, освобождаются от траура — они выполнили свой долг. Дети покойного по обычаям соблюдают траур целый год после похорон, но запретов уже гораздо меньше. Главное, читать определенные молитвы, не участвовать в весельях, вести себя скромно и сдержано.

В библейские времена многие умирали, не дожив до старости. Люди умирали от болезней, нищеты или голода. Как только человек умирал, его друзья и родственники начинали плакать и причитать. Так соседи узнавали о случившейся смерти. Вся семья собиралась на оплакивание.

* * *
В библейские времена похоронить умершего человека считалось очень важным. Так, Авраам был готов отдать за подходящее место для погребения большие деньги. У хеттеев (сыновей Хета), которые продали ему для этого участок земли, были свои лучшие места для погребения (Быт 23). Купленная Авраамом пещера стала семейным местом погребения, где после его жены был похоронен он сам, а также Исаак, Ревекка, Лия и Иаков ( Быт 25:9; 49:29—32).
* * *
Следуя примеру Авраама, многие, по-видимому, создавали семейные места для погребения. О Гедеоне, Самсоне и Асаиле сказано, что каждый из них был похоронен «в месте погребения его отца».
* * *
Похоронить умершего человека означало проявить к нему любящую доброту. Если тело человека оставалось непогребенным, это считалось бедствием. В таком случае тело умершего становилось пищей для животных и птиц-падальщиков ( Иер 16:4).
* * *
Закон Бога, данный через Моисея, предусматривал даже погребение преступников (Вт 21:23; Исус Навин 8:29). Был погребен Ахитофел, хотя он и совершил самоубийство (2 Царства 17:23). Когда Соломон распорядился, чтобы убили Иоава, он также повелел его похоронить. Ииуй намеревался похоронить нечестивую Иезавель, так как она была «царской дочерью», однако его распоряжение было «отменено» исполнением пророчества Господа, согласно которому она должна была стать «навозом на поле» (4Цр 9:10, 34—37).
* * *

После смерти человека его тело обычно мыли (Дея 9:37) и мазали ароматическими маслами и мазями — этот процесс, если его вообще можно считать бальзамированием, отличался от того, что делали древние египтяне. Затем тело оборачивали тканью, как правило льняной. При этом обычно использовали такие ароматические вещества, как мирра и алоэ.
Или же тело могли погрузить в смесь из масла и различных мазей, как сделали с телом царя Асы. Под упомянутым в этом случае «великим сожжением» подразумевалось, очевидно, сжигание ароматических веществ, при котором распространялся приятный аромат. Голову умершего могли покрыть отдельным куском ткани.
Когда тело иссыхало, то кости собирали в сосуды (оссуарии), которые хранились в стене. Некоторые каменные оссуарии и сегодня стоят на своих местах, дере­вянные же давно истлели.
* * *
На третий день к склепу Иисуса пришли женщины, чтобы помазать его тело ароматическими веществами. Вероятно, они хотели обработать тело Иисуса, похороненного в спешке, более тщательно, чтобы оно дольше сохранилось (Мк 16:1; Лк 23:55, 56).
* * *
Очевидно, израильтяне погребали умерших в день смерти — случаи Иакова и Иосифа были исключением. Иаков очень беспокоился о том, чтобы его похоронили не в Египте, а там, где были погребены его предки (Быт 47:29—31). Чтобы исполнить желание Иакова, его тело пришлось набальзамировать. Такое же желание выразил Иосиф, и его тело тоже набальзамировали и затем положили в гроб, где оно оставалось до времени исхода евреев из Египта Быт 50:26).
Это было необходимо потому, что в теплом климате мест, о которых говорится в Библии, трупы быстро начинали разлагаться.
* * *
Это место, традиционно считающееся местом погребения Спасителя.

В 1882 г. британский генерал Чарльз Гордон обнаружил недалеко от стены Старого города крутой скалистый склон, расщелины которого напоминали человеческий череп. Поскольку Голгофа в переводе с арамейского и древнееврейского языков означает » череп» Гордон, заключил, что именно этот холм и является Голгофой.
Кроме визуальной схожести скалы с черепом, генерал опирался и на свидетельства Евангелия о том, что место распятия и захоронения Иисуса Христа находилось вне стен Старого города, а рядом находились сад и пещера-гроб:
«На том месте , где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Иоан 19:41-42).
В письме своей сестре генерал написал: «Я как никогда уверен в том, что гора возле Дамасских ворот является Голгофой».
В скале была обнаружена гробница с жёлобом у входа, по которому, как считается, перемещался камень, закрывающий вход. Всё это свидетельствовало о том, что истинное место погребения Иисуса Христа находится в Садовой гробнице, а не в Храме Гроба Господня.
* * *
На Ближнем и Среднем Востоке мертвых погребали в разных местах. Захоронение в земле, принятое на Западе, не было там широко распространено, хотя и практиковалось. Девора, кормилица Ревекки, была похоронена под большим деревом; также под деревом, по крайней мере сначала, были похоронены царь Саул и его сыновья.
Однако предпочтение, по всей видимости, отдавали пещерам, естественным или высеченным в мягких известняковых породах палестинских скал, как это было в случае Авраама.
* * *
Часто человек подготавливал для себя место погребения задолго до смерти. Оно могло находиться недалеко от его дома, например в саду.
* * *
По закону все, кто прикасались к трупу, считались нечистыми семь дней. И хотя в основе такого постановления лежал главным образом тот факт, что смерть — это результат греха и несовершенства, его соблюдение также предотвращало распространение в народе болезней и было полезно с гигиенической точки зрения.

* * *
Археологические раскопки дают представление о том, какими были места погребения в древние времена. В Палестине людей хоронили не только в могилах, выкопанных в земле, но и в склепах, высеченных в скале, часто в склонах холмов. По-видимому, для погребения чаще выбирали места на возвышенностях.
* * *

Склеп мог предназначаться для одного тела, которое клали в выемку, сделанную в полу. Или же он мог быть рассчитан на несколько тел, и тогда в стенах склепа под прямым углом к ним высекали длинные углубления, в каждое из которых можно было положить одно тело. Узкое отверстие, через которое клали тело, закрывали подходящим по размеру камнем. В других случаях в задней и боковых стенах склепа высекали похожие на скамью ниши, или полки, а иногда над ними высекали еще один ряд таких же полок, что увеличивало вместимость склепа.
В гробнице могло быть более одной камеры, хотя среди иудеев такие гробницы, судя по всему, были редкостью. Если тело просто клали на полку, то нужно было надежно закрыть вход в склеп, чтобы защитить его от вторжений диких животных. Вход закрывали большим камнем, который иногда навешивали, как дверь, или реже плоским круглым камнем, который подкатывали к входу по желобу. Такие камни могли весить больше тонны.
* * *
У древних иудеев места для погребения были очень простыми. Этим они сильно отличались от языческих гробниц, которые украшали настенными рисунками или как-то иначе. Хотя Иаков поставил на могиле Рахили памятник — возможно, это был обычный камень (Быт 35:20).
* * *

К месту погребения тело, как правило, несли на носилках, возможно плетеных. Их могла сопровождать большая процессия, в частности музыканты, игравшие траурную музыку ( Мф 9:23). На могиле иногда не только плакали, но и говорили что-то о покойном ).
* * *
По мере того как число умерших росло, стали возникать кладбища. Обычно они находились за городскими стенами. Однако иудейских царей хоронили в «Городе Давида», а израильских царей — в столице северного царства. В одном труде сообщается: «Как правило, евреи высекали склепы в склоне холма возле своего города (хотя некоторых хоронили в самом городе). Существование склепов в склоне какого-либо холма часто служит надежным признаком того, что на противоположном или соседнем холме было поселение.
И наоборот, отсутствие следов захоронений возле какого-либо места убедительно доказывает, что в этом месте никто не жил» Biblical History.
* * *
В скалах вокруг Иерусалима найдено много захоронений. Считается, что под «местом для погребения сыновей народа» в долине реки Кедрон или «кладбищем простого народа» подразумевается кладбище для бедняков. В Библии также упоминается «поле гончара», на котором хоронили чужеземцев (Мф 27:7).
* * *
Кремация, широко практиковавшаяся в более поздние времена среди вавилонян, греков и римлян, не была распространена среди евреев. Трупы Саула и его сыновей были сожжены, однако их кости были похоронены. (1Цар гл. 31:1 Пар гл. 10).
* * *
В богатые семьи иногда приглашали наемных плакальщиц (Иер. 9:17-18). В период траура люди часто носили грубую одежду из козьей шерсти, называвшуюся «власяницей», или же раздирали на себе одежды, чтобы показать свое горе.
В жарком климате важно было похоронить умершего, прежде чем тело начнет разлагаться. Обычно его омывали и заворачивали в льняную ткань, а потом несли на носилках к месту погребения.
* * *
Но места в пещерах на всех не хватало, поэтому, когда плоть истлевала, кости покойного собирали и складывали в специальную урну (оссуарий), чтобы освободить место для новых усопших. Бедняков хоронили проще (Лк. 7:14). Носилки с телом опускали на землю, засыпали землей и прикрывали большими камнями.
* * *

Многие гробницы сохранились. За дверным проемом,таким низким, что приходится на­гибаться, — просторное помещение с высоким потолком. Вдоль стен, в метре от пола, вырублены скамьи. Над ними в стене пробиты отвер­стия глубиной ок. 2 м.
Иногда за первым помещением следовало второе и даже третье. Перед входом в склеп — площадка для проведения погребальных церемоний. Возмож­но, здесь же разводился небольшой садик.
Тело умершего, помазанное и об­витое пеленами, клали на скамью или в одно из отверстий в стене. Вход закрывали большим валуном, реже — круглой каменной плитой, перекатывавшейся по специально­му желобу. (Надежная дверь была необходима для защиты тела от ди­ких животных и птиц-стервятни­ков.)
* * *
Евангельские описания смерти и воскресения Иисуса Христа деталь­но соответствуют археологическим данным: тяжелый камень, преграж­давший вход, низкий дверной про­ем, погребальные одеяния — все это типично для иудейских захороне­ний того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *