Библия оригинал

Вопрос:

Кто написал Библию? Откуда она взялась?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета. Написаны эти тексты богодухновенными писателями по внушению Святого Духа. В них содержатся Божественные откровения о Боге, мире и нашем спасении. Авторами библейских текстов были святые люди – пророки и апостолы. Бог через них постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них – о Спасителе мира Иисусе Христе. Он является духовным сердцем Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и Воскресение — главные события всей человеческой истории. В ветхозаветных книгах содержатся пророчества об этом, а в святом Евангелии и других новозаветных текстах рассказывается об их исполнении.

Книги Ветхого Завета как канонические священные тексты были собраны в единый корпус в середине V в. до Р.Х. св. праведными мужами: Ездрой, Неемией, Малахией и др. Канон новозаветных священных книг был окончательно определен Церковью в IV в.

Библия дана всему человечеству. Чтение ее надо начинать с Евангелия, а потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. Только уразумев новозаветные книги, следует приступать к ветхозаветным. Тогда будет понятен смысл пророчеств, прообразов и символов. Чтобы неискаженно воспринять Слово Божие, полезно обратиться к толкованиям святых отцов или исследователей, опирающихся на их наследие.

Спрашивает Елена
Отвечает Василий Юнак, 13.11.2009

Елена пишет: Сохранились древние останки животных. Почему нет ни единой записи сделанной самим Христом?
Почему наша библия состоит только из четырех евангелий, а где все остальные?
Где хранятся оригиналы писаний, и на каком языке они написаны?
Иуда после его предательского шага покончил жизнь через повешение. Может быть этот поступок послужил неприятием церкви самоубийц, ведь его писание не вошло в библию как инокое, противоречащее единой версии происходящего.
Приветствую Вас, Сестра Елена!
Вы задаете очень верные вопросы. Позвольте мне немного прокомментировать Ваши вопросы, а ответы оставить за Вами. Причем, я хотел бы эти вопросы расположить по-другому.
Почему нет ни единой записи сделанной Христом? А почему у меня есть два брата, тоже священнослужители, но я — пишу, имею опубликованные книги и статьи, имею так много текстовой информации на сайте; а мой старший брат, даже в бытность ректора семинарии, не опубликовал ни одной книги, а вот аудио записей полон его сайт и аудио кассеты и диски ходят по всему русскоязычному миру; но мой младший брат и не пишет и аудио не распространяет — его весь русскоязычный мир наблюдает по четырем (а может и больше) спутниковым каналам. Обязан ли был Христос делать письменные записи?
Какие древние останки животных сохранились? А почему они сохранились? Когда европейцы высадились в Северной Америке, там были огромнейшие стада бизонов. Сегодня этих бизонов нет, но и останков их нет… куда они исчезли? И почему есть останки динозавров, когда останков бизонов нет? Может для сохранения останков требуются какие-то условия? А может для сохранения рукописей требуются какие-то конкретные условия?
А из скольки книг состоит Библия? Из четырех ли? А если в свое время Лев Николаевич Толстой написал «Евангелие от Толстого» (забавное творение, между прочим), так что, его тоже надо включать в Библию? Коль скоро заговорил о забавном, то вспомнилось «Забавное евангелие» некоего циника, скрывшего свое подлинное имя под псевдонимом Лео Таксиль. Это евангелие тоже стоит помещать в Библию? Или же есть определенный критерий, какие творения могут быть в Библии, а какие нет? Наверное есть нечто связанное с авторством, с вдохновением особого рода?
Где хранятся оригиналы? А для чего оригиналы нужны? Чтобы доказать неповрежденность копии? А если у меня есть несколько тысяч копий из разных мест, и все они довольно одинаковы? А вот оригинал Корана известно где хранится… вот только есть так много свидетельств о том, что он многократно переписывался и исправлялся, тем более, что доподлинно и неизвестно, кто на самом деле записал его, так как произносивший был неграмотен и сам писать не умел! Язык оригинала Библии? Ну, это и не вопрос, потому я на него отвечу: Ветхий Завет частями на арамейском и остальное на древнееврейском, а Новый Завет — на диалекте койне древнегреческого языка.
Неприятие самоубийства по причине повешения Иуды? Ну уж слишком большая честь этому товарищу, который нам совсем не товарищ. Есть две причины тому, что самоубийца не принимается церковью. Одна причина существенная, а другая не совсем. Начнем со второй: написано «проклят всяк, висящий на древе». Но висящим на древе может быть не обязательно самоубийца, и самоубийство не обязательно через повешение. Потому другая причина существеннее: самоубийца не имеет возможности раскаяться в своих греха, включая в грехе убийства себя. Здесь, правда, есть один ньюанс: а действительно не имеет времени и возможности раскаяться? Кто дал право судить? Ах, да, я забыл: некоторые церкви приствоили себе право судить, и не терпят возражений. Потому я промолчу… хотя лично я вместе с Мартином Лютером и некоторыми другими считаю, что у Бога есть иной взгляд и иной критерий. Но Бог не поручал мне говорить об этом от Его имени.
Благословений!
Василий Юнак

В этом специальном приложении обсуждается, можем ли мы доверять дошедшим до нас рукописям библейских текстов. В первой части говорится о происхождении рукописей, во второй рассматриваются обвинения в искажении текста Библии, а третья посвящена Свиткам Мертвого моря.
Происхождение рукописей
Кто-нибудь знает греческий?
Какие предметы вам нравились в школе? Я всегда любил языки, как современные, так и «мертвые». Ветхий Завет изначально был написан на древнееврейском языке (и несколько глав на арамейском). Древнееврейский язык очень интересен. Тексты на этом языке читаются справа налево. В современном Израиле этот язык снова вернули в обиход. Я изучал еврейский два года, работая над дипломом магистра. И хотя я до сих пор в состоянии разобраться с древнееврейским текстом, я никогда не чувствовал себя экспертом в этой области. Я гораздо лучше владею латынью и древнегреческим.
Новый Завет был написан на греческом языке. Греческий язык выразителен и лиричен, изучать его – истинное удовольствие! Представьте, как я обрадовался, когда в 1995 году мне представилась возможность увидеть древнейшую в мире рукопись Библии!
Древнейшая рукопись Нового Завета
Этот древний египетский папирус хранится в Англии, в Манчестере, в библиотеке Джона Райлэнда. Практически все исследователи Нового Завета и древних рукописей признают этот папирус самым древним новозаветным текстом, дошедшим до наших дней. Он датируется 110 годом н. э. В научных кругах этот важнейший манускрипт называют P52 . Ученые считают, что эта рукопись максимально приближена к оригиналу. Евангелие от Иоанна было написано всего на одно поколение раньше! Итак, мой друг Малькольм Кокс подал заявку, и вот мы с нетерпением поднимаемся по каменным ступеням библиотеки.
P52 содержит фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна. Я взял с собой одно из шести имеющихся у меня изданий древнегреческого текста Нового Завета. Я хотел убедиться, что передо мной находится подлинная рукопись. Я представил, как хранитель протягивает мне древний текст, выжидает некоторое время, а затем со смехом объявляет, что это всего лишь отрывок из средневековой комедии. Я тщательно сравнил P52 с соответствующим местом моего издания Нового Завета. Поразительно точное совпадение!
Бесценный фрагмент помещался в рамке между двумя стеклами. Я понимал, что мне надо быть очень аккуратным. Одно неосторожное движение, и завтра во всех газетах мира появятся заголовки: «Древнейший библейский манускрипт уничтожен неуклюжим американцем!». Мне разрешили подержать P52 в руках. Я с трепетом взял реликвию, понимая, как велика историческая ценность этого папируса. Я видел его своими собственными глазами! Зная, что в музеях и библиотеках мира хранятся такие неоспоримые свидетельства, как P52, понимаешь бессмысленность всех заявлений об искажении Библии.
Написание
P52 – отнюдь не единственная дошедшая до нас рукопись Нового Завета. Имеются буквально тысячи манускриптов на греческом и десятки тысяч на других языках (латинском, сирийском, эфиопском, грузинском, армянском, арабском и многих других). Библейские тексты сохранились намного лучше, чем любые другие древние произведения. Возьмем, например, труды Платона. Любое из его сочинений дошло до нас не более чем в пятнадцати копиях. При этом со времени, когда Платон создавал свои произведения (около 360 г. до н. э.), до написания имеющихся сейчас копий прошло более тысячи лет! Самым популярным в древние времена произведением была «Илиада» Гомера. Нам известно около шестисот копий этой знаменитой поэмы. Однако разрыв между временем создания сохранившихся копий и временем жизни Гомера огромен. Что же касается Библии, то этот разрыв составляет не многие века, а лишь несколько коротких поколений. Что же до количества сохранившихся рукописей, то оно несоизмеримо большее! Кодекс – это рукопись, разрезанная на листы и сшитая в форме книги. Самые важные кодексы – это Синайский (N) и Александрийский (A). Они хранятся в специальных помещениях в Лондоне. Синайский кодекс датируется 325 г. н. э. и является древнейшим полным Новым Заветом на древнегреческом языке. Когда я водил экскурсии по Британскому музею в Лондоне, Синайский кодекс всегда был моим любимым экспонатом!
Недалеко от вас
Рукописи библейских текстов есть по всему миру. Во многих городах вы можете ознакомиться с этими древними свидетельствами достоверности Библии. В Вашингтоне находится кодекс W, хранящийся в галерее Фрир. Он был написан в четвертом веке и содержит копии четырех Евангелий. (Интересно, что в кодексе W Евангелие от Марка идет перед Евангелием от Матфея – однако это уже другая история.) Этот бесценный кодекс хранится за тремя бронированными дверями. Чтобы увидеть его, вам надо иметь приглашение либо быть лично знакомым с хранителем. Итак, подобные рукописи имеются и являются неоспоримым доказательством того, что Библия передана нам верно. Если и есть какие-то искажения, то они совершенно незначительны: различия в написании слов, случайные описки, «Христос Иисус» вместо «Иисус Христос» и тому подобное. Все эти вариации не повлияли ни на одну из доктрин Библии. Может быть, вы живете рядом с музеем, где хранится какая-нибудь рукопись Библии. Далее приводится список наиболее интересных манускриптов с указанием городов, в которых они хранятся. Большинство из них созданы в первые века христианства. Рукописи обозначаются буквами: «p», как вы уже знаете, обозначает папирусы, остальные буквы – кодексы. Некоторые кодексы разделены на части, хранящиеся в разных библиотеках или музеях. Все эти рукописи содержат древнегреческий текст Нового Завета.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ
Аллентаун, Пенсильвания, США P21
Анн Арбор, Мичиган, США P53, P38
Атос, Греция H, Q, W
Базель, Швейцария E
Барселона, Испания P80
Беркли, Калифорния, США P28
Берлин, Германия P8, P25, P63, P79
Вашингтон, О.К., США I, W
Вена, Австрия P3, P33, P34, P41, P42, P55, P56, P57, P76
Венеция, Италия U
Вольфенбюттель, Германия P, Q
Гамбург, Германия H
Гейдельберг, Германия P40
Гент, Бельгия P30
Глазго, Шотландия P22
Даллас, Техас, США P26
Дублин, Ирландия P45, P46, P47, Z
Каир, Египет P15, P16
Кембридж, Англия P17, P27, D
Кембридж, Массачусетс, США P9, P10
Киев, Украина P7
Кельн, Германия P86, P87
Колони, Швейцария P66, P72, P73, P74, P75
Лондон, Англия P5, P13, P18, P43, N, A, G, R, X
Лувен, Бельгия P83, P84
Манчестер, Англия P31, P32, P52
Милан, Италия P88
Модена, Италия H
Москва, Россия K, V
Мюнхен, Германия X
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США P12, P44, P59, P60, P61
Ньютон-центр, Массачусетс, США P24
Нью-Гейвен, Коннектикут, США P49, P50
Оксфорд, Англия P19, P29, P51, P64, P69, P70, P71, P77, P78, E, G, L
Осло, Норвегия P62
Париж, Франция P4, C, D, K, L, M, O
Принстон, Нью-Джерси, США P20, P54
Рим, Италия B, L, S, T
Россано, Италия S
Рочестер, Нью-Йорк, США P39
Санкт-Петербург, Россия P11, P68, N, P, P
Сент-Галлен, Швейцария D
Синай, Египет P14
Страсбург, Франция P6, P82, P85
Тбилиси, Грузия Y
Тирана, Албания F
Триест, Италия P81
Урбана, Иллинойс, США P23
Утрехт, Голландия F
Филадельфия, Пенсильвания, США P1
Флоренция, Италия P2, P35, P36, P48, P65
Изобилие документов
Как видите, документов более чем достаточно! Господь действительно в точности донес Свое послание до каждого поколения . Для дальнейшего изучения хочу порекомендовать вам книгу Neil R. Lightfoot, How We Got the Bible («Откуда взялась Библия») и Philip Wesley Comfort, The Origin of the Bible («Происхождение Библии»).
Реконструкция
Ни одну другую книгу не переписывали столько раз, не читали так много, не хранили так бережно (и не ненавидели так сильно!), как Библию. Доказательства точности дошедшего до нас текста неоспоримы. И даже если бы все экземпляры Библии были изъяты и сожжены, большую часть Писания можно было бы восстановить по одним только цитатам! Например, в произведениях христианских писателей древности (в так называемой патристике) цитируется около 86 000 стихов Нового Завета. Все это вселяет в нас уверенность, что наша Библия точно соответствует оригиналу.
Обвинения в искажении
Мусульмане обычно утверждают, что Библия была изменена и что в современном тексте Библии присутствует более 100 000 ошибок. Как ученик Иисуса Христа может ответить на эти обвинения? Вопрос можно рассмотреть с трех сторон.
Во-первых, интересно, что в самом Коране, священной книге мусульман, нигде не сказано, что христианская Библия была искажена. Более того, Коран, написанный в 7-м веке н. э., велит христианам следовать учению Евангелия (по-арабски – Инджила) (Суры 5, 6, 37, 40). Мухаммед никогда не утверждал, что Библия «испорчена», хотя он часто подчеркивал, что испорчены люди (христиане и иудеи)! Так когда же возникли обвинения в искажении Библии? Очевидно, не ранее, чем в двадцатом веке, в полемике с современными «христианами». Вот так! Веками мусульмане молчали, а потом вдруг начали утверждать, что Библия искажена. Повторюсь, сам Мухаммед никогда не утверждал этого.
Множество разночтений
Апологеты ислама часто указывают на «факт» наличия 100 000, или 200 000, или даже 300 000 «ошибок» в Библии. При этом утверждается, что Коран остался неизменным с тех пор, как Аллах продиктовал его пророку Мухаммеду . На чем же основывается утверждение об ошибках в Библии? Как вы уже знаете, имеется несколько тысяч рукописных копий библейских тестов. Поскольку каждый манускрипт переписывался от руки, то время от времени возникали различные ошибки: пропуски слов, грамматические ошибки и т. п. Существует целая наука, позволяющая восстановить оригинальный текст по таким копиям. Ученые восстановили оригинальный текст Нового Завета, за исключением двух отрывков. Один из отрывков – Евангелие от Иоанна 7:53-8:11. Иногда этот отрывок помещается в другое место Евангелия от Иоанна или в Евангелие от Луки. Второй отрывок – конец Евангелия от Марка. Имеется несколько различных вариантов окончания этого Евангелия, которые, впрочем, не противоречат друг другу. Если мы будем считать ошибками все мелкие различия в написании, изменение порядка слов и т. д., то не составит труда составить длинный список таких ошибок, встречающихся в тысячах рукописей Нового Завета на греческом и десятках тысяч древних рукописей на других языках. Но справедливо ли это? Вряд ли! Объясните вашему другу-мусульманину, что такие различия не являются настоящими ошибками. Спросите его, какая доктрина изменилась, пропала или была добавлена в результате таких «ошибок». Ответ: никакая! Такого рода обвинения никогда не дискредитируют Писание в глазах непредвзятого человека.
Изучайте Слово!
Лучший способ помочь человеку, не верящему в подлинность Библии, – это познакомить его со Словом Бога! (Римлянам 10:17). Приведите его в церковь, пусть он увидит, что такое христианская любовь на деле (от Иоанна 13:34-35). Призовите его изучать Библию с открытым сердцем. Когда я спрашивал мусульман, читали ли они Библию (или хотя бы весь Новый Завет), они неизменно отвечали отрицательно. Когда я говорил им, что сам дважды прочитывал Коран, и спрашивал, почему они не проявляют большее уважение хотя бы к своему собственному писанию, им ничего не оставалось, как только развести руками. Кстати, если вы захотите прочесть Коран, это не займет у вас много времени: он примерно на одну пятую короче Нового Завета. Вооружитесь маркером. Вы найдете много истинных утверждений, но и множество отрывков, противоречащих Библии. Вы увидите религию, построенную на делах. Помните, что во всех мировых религиях (и искаженных вариантах христианства) человек стремится достичь Бога. В настоящем христианстве все наоборот – Бог нисходит к человеку. Ни одна религия, основанная на человеческих делах, не показывает всю полноту и бесконечность любви, милости и святости Бога. Не является исключением и ислам с его оправданием делами, фатализмом, «заслуженным» спасением и жестоким отношением к «неверным».
Когда человек начинает узнавать Бога, изучать Его Слово, историю Его народа и Его замысел для человечества, он вскоре сталкивается с истиной лицом к лицу (Иакова 1:22-25). Истина требует от него принятия важнейшего решения. Как сказал некто, «когда честный человек находит истину, он либо перестает искать, либо перестает быть честным». Ищите Бога по Его Слову. Господь достаточно могущественен, чтобы изменить сердце человека любого вероисповедания.
Свитки Мертвого моря
Тайник
Самой важной библейской находкой ХХ века, несомненно, являются Свитки Мертвого моря (СММ). Они были найдены в 1940-х годах в пещере на побережье Мертвого моря недалеко от Иерусалима. Свитки содержат большое число различных религиозных текстов, включая фрагменты или полные тексты всех книг Ветхого Завета. Рукописи датируются третьим веком до н. э. . До этого невероятного открытия были известны лишь рукописи, датированные 2-м веком до н. э., то есть на сто лет позднее! Открытие Свитков Мертвого моря бесценно для подтверждения достоверности текста Библии!
Я дважды имел возможность побывать в знаменитых Кумранских пещерах. Мой друг и коллега Стив Киннард хорошо изучил кумранскую общину и ее знаменитую библиотеку еще в 1997-1998 годах, когда со своей семьей жил в Израиле. Вместе со Стивом и еще одним нашим другом Майклом Фонтенотом мы побывали в Шестой пещере. Вот это было приключение! Впрочем, большинство рукописей было найдено в Четвертой пещере.
Самая знаменитая из кумранских рукописей – 1QIsa. Это сокращение означает «Свиток А книги Исаии, найденный в 1-й Кумранской пещере». Эта почти безупречная копия библейской книги пророка Исаии экспонируется в Израильском Музее. Она опубликована, как и остальные рукописи и фрагменты.
Конспирация?
Действительно ли Свитки Мертвого моря держатся в большой тайне, якобы для того, чтобы скрыть правду от верующих? Вовсе нет! Хотя в процессе реконструкции, перевода и публикации Свитков не обошлось без личных амбиций и чувства собственничества, к настоящему моменту полный корпус текстов СММ доступен всем. Для более глубокого знакомства могу порекомендовать вам две полезные книги:
Michael Wise, Martin Abegg, Jr., and Edward Cook, The Dead Sea Scrolls: A New Translation. San Francisco: Harper Collins, 1996.
Hershel Shanks, Understanding the Dead Sea Scrolls. New York: Random House, 1992.
Те, кто хочет следить за текущими исследованиями, могут подписаться на журнал «Обзор библейской археологии» («Biblical Archaeological Review»). Если вы предпочитаете более краткий обзор материалов по данной теме, приобретите компьютерный компакт-диск «Свитки Мертвого моря» (The Dead Sea Scrolls Revealed, Pixel Multimedia and Aaron Witkin Associates, 1994).
Заключение
СММ – не самые древние рукописи Библии. Впоследствии были найдены и другие, датированные несколькими веками ранее. Но СММ и поныне остается наиболее полным сборником текстов Ветхого Завета. Итак, мы опять не нашли никаких причин ставить под сомнение текст Библии. Наоборот, мы вновь видим все основания ей доверять.
ПРИМЕЧАНИЯ
Литера «р» означает «папирус» (в древности книги писались на папирусе). Число «52» – это номер данного манускрипта. К примеру, P1 обозначает рукописную копию первой главы Евангелия от Матфея, хранящуюся в архивах Пенсильванского университета. Вы можете ознакомиться с этим документом по предварительной заявке. P1 на девятнадцать лет «моложе» P52.
Среди самых интересных рукописей можно назвать Кодекс Аргентеус, или Серебряный Кодекс. Он хранится в городе Упсала, в Швеции. Когда-то Кодекс Аргентеус был написан серебряной краской на тонком пергаменте, но со временем буквы почернели. Я имел возможность увидеть эту чудесную рукопись в 1980 году, когда искал в Упсале следы моих предков.
Этот удивительный готический манускрипт датируется пятым веком нашей эры. Он является важнейшим источником наших знаний о древнем готическом языке (языке воинственных готов). Забавно, что переводчик не включил в свою рукопись 3-ю и 4-ю книги Царств. Очевидно, он боялся, что эти книги будут питать кровожадность готов!
Среди других мест, в которых хранятся рукописи Библии (хотя и в меньшем количестве), можно назвать Афины, Бьюрон, Бирмингем, Бухарест, Чикаго, Копенгаген, Дамаск, Эскориал, Франкфурт, Женеву, Гоффу, Гроттаферрату, Иерусалим, Лейден, Лесбос, Мэйвуд, Метеору, Неаполь, Патмос и Цюрих. Помимо перечисленных, есть еще тысячи рукописей! (Только на греческом, не считая цитат и переводов!)
Это неверно! Коран развивался и менялся. Доказательством этого факта являются найденные в Йемене тысячи рукописей старых версий Корана. Фотографии этих рукописей были опубликованы (см. журнал «Atlantic Monthly», выпуск 1/19, «What Is the Koran»). В этой статье опровергаются притязания мусульман на то, что Коран остался неизменным с того момента, когда Аллах продиктовал его Мухаммеду.
Обширную информацию о свитках вы можете найти в статье Стива Киннарда «Копая глубже» (Steve Kinnard, «Digging Deeper») на Интернет-сайте http://www.acesonline.org (на английском языке).

Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс).

Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский), достигающий 41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 — 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках – на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).

Со 2-го века до Р.Х. для письма стали использовать пергамент – материал из обработанной специальным способом кожи животных. Пергамент использовался иудеями для записи священных текстов. Для этой цели использовалась только кожа чистых (по закону Моисея) животных. Кожаные книги упоминает св. апостол Павел (2Тим.4:13).

Пергамент имел преимущества по сравнению с папирусом. Он был значительно прочней. На пергаментной полосе можно было писать с двух сторон. За такими свитками закрепилось название опистограф (греч. opisthe – сзади; grapho – пишу). Вертикальные волокна на оборотной стороне папируса затрудняли работу писцов. Однако у пергамента были свои недостатки. Читать папирусы было легче: полированная поверхность пергамента утомляла глаза. Углы пергаменных листов со временем начинают морщиться и становятся неровными.

Свиток был неудобен в употреблении. При чтении заняты были обе руки: одной приходилось раскручивать свиток, а другой наматывать его по мере прочтения. Свиток имел еще одно недостаток. Поскольку библейские тексты использовались ранними христианами в богослужебных целях, то трудно было быстро найти необходимое место Священного Писания. В конце 1 в. или в начале 2 в. в раннехристианских общинах стали употреблять кодексы. Согнутые посередине листы папируса складывались вместе и затем сшивались. Это были первые книги в нашем понимании. Данная форма папируса дала возможность христианам соединить в одну книгу все четыре Евангелия или все Послания апостола Павла, чего не позволял свиток, ибо становился огромным в размерах. Переписчикам теперь было легче сверять рукописи с автографами. «Вероятно, справедливо предположение, что именно христиане из язычников довольно рано стали использовать форму кодекса для Священного Писания вместо свитков, чтобы тем самым сознательно провести различие между практикой Церкви и практикой синагоги, где по традиции сохранялась передача текста Ветхого Завета при помощи свитков» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 4).

Специалисты различают: полные библейские рукописи, включающие весь текст Священного Писания, полный корпус Ветхого Завета, полный корпус Нового завета, отдельные книги и фрагменты книг.

Ветхий Завет.

1. На еврейском языке.

Самые древние ветхозаветные рукописи датируются 3-им веком до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов – 175 библейские. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Большинство из них – неполные. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1-2 Книги Царств) (3-й век до Р. X.). Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии (полный и неполный). Дошедшая до нас целиком книга великого пророка, датируется 2-м веком до Р.Х. До открытия ее в 1947 году в пещере № 1 самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 год по Р.Х. Сличение двух документов разделенных по времени 10-ю веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый Глисон Арчер (G.L.Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией на более чем на 95 процентов объема текста. А 5 процентов различий сводятся, главным образом, к очевидным опискам и к вариантам написания слов». Для свитков Мертвого моря устроено в Иерусалиме специальное хранилище. В особом отделении его располагаются драгоценные рукописи пророка Исайи. Почему священные библейские тексты на еврейском языке (если не считать свитки Мертвого моря) весьма поздние (9 – 10 века по Р.Х.)? Потому, что у евреев был с давних времен обычай не употреблять в богослужении и молитвенном чтении священные книги, ставшие потертыми и обветшавшими. Этого не позволяло ветхозаветное благочестие. Огню священные книги и предметы не предавались. Устраивались так называемые генизы (евр. сокрытие, погребение). Там они находились веками, постепенно разрушаясь. После того, как гениза заполнялась, собранные в ней предметы и книги погребали на еврейских кладбищах с обрядовой торжественностью. Генизы находились, по-видимому, при Иерусалимском храме, а позже при синагогах. Множество старых рукописей было найдено в Каирской генизе, помещавшейся на чердаке построенной в 882 году синагоги Эзра в Фостате (Старый Каир). Гениза была открыта в 1896 г. Ее материалы (более ста тысяч листов документов) были перевезены в Кембриджский университет.

2. На греческом языке. Текст Септуагинты дошел до нас в форме кодексов.

Синайский кодекс (Sinaiticus). Датируется 4-м веком. Он найден в 1859 г. в монастыре св. Екатерины (на Синае) и передан в Императорскую библиотеку в Санкт-Петербурге. В этом Кодексе содержится почти полный текст Ветхого Завета (в греческом переводе) и полный текст Нового Завета. В 1933 г. советское правительство продало его Британскому музею за 100 000 фунтов стерлингов.

Ватиканский кодекс (Vaticanus). Датируется серединой 4-го века. Принадлежит Ватикану. Кодекс содержит весь текст греческой Библии (Септуагинты). Текст Нового Завета имеет утраты.

Александрийский кодекс ( Alexandrinus). Текст написан в 450 г. в Египте. Манускрипт содержит весь Ветхий Завет и Новый Завет, начиная с 25-й главы Евангелия от Матфея. Кодекс хранится в Британском музее.

Новый Завет.

Текстология Нового Завета добилась выдающихся достижений в 20 столетии. В настоящее время имеется более 2328 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства.

К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе О’Каллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры №7 близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков: Мк. 4:28; 6:48, 52-53; 12:17; Деян. 27:38; Рим.5:11-12; 1Тим. 3:16; 4:1-3; 2 Пет. 1:15; Иак. 1:23-24. Фрагменты из Евангелия от Марка датируются 50 г. по Р.Х. Из Деяний 60-м годом, а остальные ученый относит к 70-му году. Из этих 9-ти отрывков особую ценность представляет 1Тим. 3:16: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Эти открытия имеют неоценимое значение для подтверждения историчности новозаветных текстов и опровержения ложных утверждений, что нынешние христиане пользуются искаженными текстами.

Самой древней рукописью Нового Завета (часть Евангелия от Иоанна: 18:31-33, 37-38) является Фрагмент Дж. Райленда (Р52) – папирус, датируемый периодом 117 – 138 гг., т.е. временем правления императора Адриана. А. Дейссман (Deissman) допускает, возможность появления этого папируса еще при правлении императора Траяна (98 – 117 гг.). Хранится он в Манчестере.

Другой древнейший новозаветный манускрипт – Папирус Бодмера (Р75). На 102 уцелевших страницах содержатся тексты Евангелий от Луки и Иоанна. «Издатели этого документа, Виктор Мартен и Родольф Кассер, определили, что он написан в период между 175 и 225 г. Таким образом, эта рукопись является самым ранним из имеющихся на сегодняшний день списков Евангелия от Луки и одним из самых ранних списков Евангелия от Иоанна» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 39). Этот ценнейший манускрипт находится в Женеве.

Папирусы Честера Битти (Р45, Р46, Р47). Находятся в Дублине. Датируется 250-м годом и немного позже. Кодекс этот содержит большую часть Нового Завета. В Р45 тридцать листов: два листа из Евангелия от Матфея, шесть из Евангелия от Марка, семь из Евангелия от Луки, два из Евангелия от Иоанна и тринадцать из Книги Деяний. Несколько малых фрагментов Евангелии от Матфея из этого кодекса находится в собрании рукописей в Вене. Р46 состоит из 86 листов (11 х 6 дюймов). Папирус Р46 содержит послания св. апостола Павла к: Римлянам, Евреям, 1 и 2 Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам. Р47 – десять листов, содержащих часть Откровения (9:10 – 17:2) апостола Иоанна Богослова.

Унциалы на пергаменте. Речь идет о появившихся в 4 веке кожаных кодексах, написанных унциалами (лат. uncia – дюйм) – буквами без острых углов и ломаных линий. Письмо это отличается большей изысканностью и четкостью. Каждая буква стояла в строке изолированно. Имеется 362 унциальных рукописей Нового Завета. Древнейшие из этих кодексов (Синайский, Ватиканский, Александрийский) были уже упомянуты выше.

Эту внушительную коллекцию древних новозаветных рукописей ученые дополнили текстом Нового Завета, который был составлен из 36 286 цитат Священного Писания Нового Завета, встречающихся в творениях святых отцов и учителей Церкви со 2-го по 4-й век. В этом тексте не достает только 11 стихов.

Ученые-текстологи в 20-м веке проделали колоссальную работу по сличению всех (несколько тысяч!) новозаветных рукописей и выявили все разночтения, возникшие по вине переписчиков. Была сделана их оценка и типологизация. Сформулированы четкие критерии установления правильного варианта. Для знакомого с этой строго научной работой очевидны ложность и голословность утверждений об искаженности нынешнего священного текста Нового Завета.

Необходимо обратиться к результатам этих исследований, чтобы убедиться, что по числу древних манускриптов и краткости времени, отделяющего самый ранний дошедший до нас текст от оригинала, с Новым Заветом не может сравниться ни одно произведение античности. Сравним время, отделяющее самую раннюю рукопись от оригинала: Вергилий – 400 лет, Гораций – 700, Платон – 1300, Софокл – 1400, Эсхил – 1500, Эврипид – 1600, Гомер – 2000 лет, т.е. от 400 до 2000 лет. До нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 Гомера, около ста – Софокла, 50 Эсхила, только 11 Платона. Грустно сознавать, как сильно отравлены ядом неверия миллионы наших современников, как на почве греховной жизни глубоко пустила корни антихристианская настроенность. Если человек усомнится в подлинности трактатов Аристотеля, речей Цицерона, книг Тацита или будет утверждать, что мы пользуемся искаженными текстами античных авторов, то возникнет мысль о его умственном или психическом здоровье. В отношении Библии люди могут позволить себе любые грубые и нелепые высказывания. Сейчас мы являемся свидетелями того, как детектив, полный ложных идей и грубых ошибок, возникших в силу невежества и антихристианской настроенности автора, увлек десятки миллионов людей. Причина всему – массовое неверие. Без благодати человек полон врожденного и непоправимого заблуждения. Ничто не указывает ему истины; напротив, все вводит его в заблуждение. Оба проводника истины, разум и чувства, помимо присущего обоим недостатка правдивости, еще злоупотребляют друг другом. Чувства обманывают рассудок ложными признаками. Разум тоже не остается в долгу: душевные страсти помрачают чувства и вызывают ложные впечатления (Б. Паскаль. Мысли о религии).

Откуда взялась Библия?

Слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги» (ср. слово «библиотека»), так что это не одна книга, а целое собрание книг. Их написали люди, как верят христиане, вдохновленные Святым Духом. А затем другие люди сохраняли и переписывали эти книги, потому что никакой оригинал не вечен, и определяли, какие из книг войдут в состав Священного Писания.

Библейские авторы жили в разных странах в разные времена и говорили на разных языках – древнееврейском и арамейском (Ветхий Завет) и древнегреческом (Новый Завет). Но дело не только в языке в строго лингвистическом смысле этого слова, язык культуры бывает не менее важен. Если бы Библия возникла в Японии, на ее страницах мы бы встретили цветущую сакуру и самурайские мечи, а если бы в Австралии – то бумеранги и кенгуру.

Назвали Библию Библией тоже люди. Книга может стать Священным Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, сохраняют ее. Христиане верят, что все это происходило под воздействием того же Святого Духа, Который побуждал писать авторов библейских книг. Точно так же Дух необходим нам и сегодня для верного понимания написанного. Но Дух не отменяет человеческой индивидуальности и свободы – скорее наоборот, он позволяет ей раскрыться в полноте. И значит, евангелист Марк писал совсем не так, как Иоанн, пророк Исайя – не так, как пророк Иеремия. Чтобы понять сказанное ими, нужно учитывать и личные особенности каждого из них, и то, что их объединяет.

В те времена не было ни печатного станка, ни Интернета и книги переписывались от руки, обычно на очень недолговечном материале – папирусе. Трудно поверить, но даже во времена апостолов не существовало таких привычных сегодня деталей книги, как оглавление, примечания, пунктуация или хотя бы пробелы между словами. Евреи, правда, делали пробелы между словами, зато они не обозначали на письме большинство гласных. Знаменитая фраза «казнить нельзя помиловать» – мелкое затруднение по сравнению с теми вопросами, которые могут возникать при толковании библейского текста.

Поэтому библейские рукописи далеко не одинаковы – собственно, всякий, кто когда-нибудь переписывал конспекты, знает, что в мире вообще не существует двух совершенно одинаковых рукописей. Оригиналы до нас не дошли, а в копии с копий неизбежно вкрадывались искажения и разночтения, а порой значение старых слов забывалось, и потом заботливый переписчик, стремясь исправить несуразности или неточности лежащего перед ним текста, уводил его еще дальше от оригинала.

Но тогда, может быть, вообще не существует никакой единой Библии, а есть только множество рукописей, в чем-то сходных, а в чем-то и отличающихся друг от друга? Так, пожалуй, и получилось бы в конце концов, если бы не было общины верующих, которые считают это собрание книг своим Священным Писанием, бережно передают его из поколения в поколение, занимаются его толкованием и изучением. То есть Библия – это прежде всего книга, рожденная в Церкви, хотя прочесть и постараться понять ее может каждый, вне зависимости от своих убеждений и вероисповедания.

Среди тысяч дошедших до нас библейских рукописей нет двух совершенно одинаковых, но можно только удивляться, что нет и таких, в которых мы нашли бы какие-то принципиально другие учения – например, что небо и землю сотворил не Единый Бог или что этот Бог разрешил убивать, красть и лжесвидетельствовать. Хотя греческая версия книги Есфирь на треть длиннее еврейской и в этой полной версии мы видим много дополнительных деталей, но это совершенно та же история.

Так что же это такое – Библия?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *