Библия про гордость

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Написано, что во времена царствования Соломона: «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились…Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. …И был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею… во все дни… И дал Бог Соломону мудрость весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египетской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 4 глава). И он был не только самый мудрый, но и самый богатый и успешный израильский царь за всю историю.

И вот, Библия повествует нам о печальном факте жизни Соломона: он, которого называли «Иедидиа», что значит «возлюбленный Богом», он, который был отмечен знаками Божественного покровительства так, что своей мудростью и справедливостью снискал всемирную славу, он, который впервые на земле построил Богу храм в Иерусалиме и учил других воздавать Ему честь, — оставил служение, чтобы поклоняться языческим идолам.

Стремясь укрепить свои отношения с могущественным царством, лежащим на юге от Израиля, Соломон осмелился вступить на запретную территорию. «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона, и ввел ее в город Давидов (Иерусалим)» (ВЗ, 3-я книга Царств, 3:1). Затем такие брачные союзы с языческими принцессами стали заключаться часто. Эти союзы и торговые соглашения с языческими народами приносили Соломону славу, известность и земные богатства. В большом количестве получал он золото из Офира и серебро из Тира. «И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:15). «Коней приводили Соломону из Египта и из всех земель». «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:16; 9:28; 3-я книга Царств, 10:26).

Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. И деньги, которые предназначались для бедных и для утверждения святых принципов Божьих по всей земле, были истрачены на осуществление честолюбивых планов. Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого милосердного монарха он превратился в тирана. Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые должны были обеспечивать роскошь двора.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммоникитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок… И было у него семьсот жен и триста наложниц; и разратили жены его сердце его. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 11:1-5).

Теперь на южной возвышенности Елеонской горы — напротив горы Мориа, где стоял прекрасный храм Живому Богу, Соломон построил целый ряд величественных сооружений — языческих капищ. Угождая своим женам, он поставил среди миртовых и оливковых рощ идолов — бесформенные изображения из дерева и камня. Там, перед алтарями языческих божеств, «Хамоса, мерзости Моавитской» и «Молоха, мерзости Аммонитской» — проводились самые безнравственные языческие обряды.

Он, который в юности был благоразумен и мудр, а в зрелом возрасте под влиянием Святого Духа писал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (ВЗ, Притчи, 14:12), потом настолько утратил чистоту, что поощрял безнравственность, возмутительные обряды, связанные со служением Хамосу и Астарте. Он, который при освящении Иерусалимского храма сказал народу: «Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему» (ВЗ, 3-я книга Царств, 8:61), сам стал отступником, своей жизнью и делами опровергая собственные слова. Будучи одним из самых могущественных монархов, когда-либо владевших державным скипетром, Соломон превратился в распутника, игрушку и раба других. Некогда благородный и мужественный, он стал слабовольным и бессильным. А вера в живого Бога сменилась сомнениями в Его существовании…

А вот еще один яркий пример гордости и тщеславия. Среди великих правителей мира наряду с Юлием Цезарем, Александром Македонским, Пирром и Митридатом видное место занимает царь Ново-Вавилонского государства Навуходоносор II (605—562 до Р.Х.). С именем этого царя связаны напрямую двое из чудес Древнего мира: Висячие сады (которые он построил для своей жены) и Вавилонская башня (которую он велел реконструировать). С его деятельностью связано, наконец, капитальное строительство самого города Вавилона, бывшего на протяжении десятков столетий культурной и религиозной столицей древнего мира и поражавшего современников своим великолепием.

Археологи нашего времени, обнаружив останки дворца Навуходоносора, были поражены: на огромной площади возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину.

А сейчас поговорим о Навуходоносоре. Как-то раз, осматривая с башни отстроенный им город, царь наслаждался сознанием того, что все это создано благодаря его величию, уму и силе. В своей гордыне он поставил себя наравне с Богом, но в этот самый момент…

«Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорю, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (ВЗ, книга пророка Даниила, 4:28—34).

Согласно данному отрывку, становится ясно, что за свою гордыню царь был поражен на несколько лет душевной болезнью, а затем, осознав свою вину, обратился к Богу. В его последних словах заключено последнее завещание великого царя, создавшего могучую империю и покорившего многие народы, изведавшего наивысшую земную славу, но осознавшего свою ничтожность и греховность и склонившегося пред Вечным Истинным Богом.

А теперь давайте перенесемся мысленно в Вавилон в 539 год до Р. Хр. Над городом спускается ночь. Но чем тише становится в природе, тем громче крики на улицах и ярче огни. К царскому дворцу, построенному 30 лет назад Навуходоносором, стекаются толпы народа, но пропускают лишь вельмож и приближенных царя, спешащих на праздник. Это именно тот дворец, величием которого были поражены наши современные археологи.

Царь Валтасар, сын царя Навуходоносора, устроил большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… и пили из них царь и вельможи… и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:1-4). Одурманенный вином, почувствовав себя всесильным, царь совершает святотатство — он бросает вызов Богу.

Но… «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:5). Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи пророка Даниила, который и дает объяснение: «Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился по дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей. И отлучен был от сынов человеческих… И ты, сын Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это… И вот что начертано: МЕНЕ, МНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким (пустым, легкомысленным); ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:26-28, 30). Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи…

Разум Господа не исследим. Его Слово написано для бедных и богатых, смиренных и гордых, начальствующих и подчиненных. Но для всех одинаково во всей Библии прослеживается одно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (НЗ, послание Иакова, 4:6).

Сегодня сильные мира не так ли они сильны, мудры и могущественны, как Соломон, Навуходоносор, Валтасар. И Бог по-прежнему предостерегает, что желание богатства и славы ведет к тщеславию, надменности, гордости, которая предшествует падению.

Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце перед неиссякаемыми благословениями Неба. Кто сам себя прославляет, лишает себя благодати Божьей, которая дарит наибольшие сокровища Царства Небесного и подлинную радость.

Подготовила Ирина Боярских

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность

Не хвалим ни страннолюбия, ни братолюбия, ни любви супружеской, ни целомудрия; не дивимся ни напитанию нищих, ни псалмопению, ни всенощному стоянию, ни слезам; не изнуряем тела постами, не преселяемся к Богу молитвой, не подчиняем (как правильно рассуждающие о своем составе) худшего лучшему, то есть плоти духу; не обращаем жизни в помышление о смерти; помня о горнем благородстве, не удерживаем за собой владычества над страстями; не укрощаем в себе ни ярости, делающей надменными и скотскими, ни унижающего превозношения, ни безрассудной скорби, ни необузданного сладострастия, ни блудливого смеха, ни наглого взора, ни ненасытного слуха, ни неумеренной говорливости, ни превратного образа мыслей, ни всего, что против нас у нас же самих берет лукавый, вводящий, как говорит Писание, смерть в наши окна (Иер 9:21), то есть посредством чувств. У нас все наоборот. Как цари даруют пощаду после победы, так мы даем свободу страстям других, если только потворствуют нам, и дерзостнее или нечестивее устремляются против Бога, и за недоброе воздаем худой наградой, за нечестие — своевольством.

Против евномиан.

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 1Кор.10,12

Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» Ам. 6,12–13

..быть, как боги. Быт.3,5

Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня. Пс.118,78

Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нём. Сир.3,28

Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Сир.10,7

От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. Иез. 28,17

Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10,14–16

Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего. Сир.23,17–18

Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них. Сир.32,1

Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен. Сир.10,21

И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный. Втор. 9,13

Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас. Втор.9,24

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.Галл.6,3

Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твоё – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоём: «я, и никто кроме меня». Ис.47,10

..называя себя мудрыми, обезумели. Рим.1,22

По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Пс.9–2

Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость. Притч.11,2

Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16,18

Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости – погибель и великое неустройство. Тов.4,13

Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех. Притч.21,4

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. Притч.29,23

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак. 4,6

Лекция № 8. О гордыне.

Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, и лишь к уверовавшим – в День Суда! Вся хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха.

Мир Аллаха, Его милость и благодать вам! Дорогие телезрители, сегодня мы поговорим о гордыне, гордости. Гордость – это очень серьёзное препятствие на пути к познанию Всевышнего Аллаха, и к духовному очищению, и к духовным вершинам. Что такое гордыня? Гордость исходит от величайшего самолюбия. Чувство себялюбия – это вполне естественное чувство, которое подвигает человека на самолюбование, самовосхищение и тщеславие. Человек, у которого чувство себялюбия гипертрофировано, начинает проявлять надменность и гордость по отношению к другим людям. То есть его повышенное, гипертрофированное чувство себялюбия, самовосхищения толкает его на надменность, гордость. В этом состоянии человек смотрит на людей с гордостью, презрением, не считается с ними никак, не уважает их прав, поступает во многом очень несправедливо в отношении людей. Кстати, очень много проблем в нашем обществе мотивировано и возникают на почве именно гордыни. Человек никак не хочет отступить от своего, даже если он в чём-то не прав не отступает только потому, что ему не позволяет это его гордость.

Гордость это то, что погубило сатану (иблис). Иблис считал, что он лучше Адама (мир ему), ибо он создан из огня. Это чувство гордыни заставило его ослушаться Всевышнего Аллаха и возгордиться перед Адамом (мир ему). Одним из признаков того, что человек находится в лишённом состоянии, что он охвачен гордыней, является то, когда он утверждает, что не осталось хороших людей, нет в настоящее время таких учёных и праведников как прежде. Он ни то, что не замечает праведников и учёных, для него вообще не существует хороших людей. Он считает, что всё общество погрязло в грехах, нет никакого блага, хороших людей вообще не существует. Если человек так считает, то это признак его гордыни. Тот факт, что он не видит среди людей хороших, это в какой-то степени он видит отражение самого себя, его качества проявились в людях. Поэтому никакой пользы он не сможет извлечь от кого-либо, и никто не сможет принести ему пользу . И прав был тот, кто сказал:

لا ينقص الإخوان إلا كل ناقص

«Считать людей ущербными будет только ущербный человек».

То есть, когда человек считает всех людей ущербными, когда в его глазах только один негатив, то он сам является ущербным и полон негатива. Поскольку гордыня происходит от себялюбия (уджб), Всевышний Аллах упоминает гордыню в Коране и следом за ним Творец упоминает и то лекарство, тот бальзам, который способен удалить эту гордыню из сердца человека. Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّكَ لَن تَخْرِقَ الْأَرْضَ وَلَن تَبْلُغَ الْجِبَالَ طُولًا (الإسراء، 37)

Смысл: «И не ходи по земле горделиво, воистину, ты своей надменной, гордой походкой не сможешь пробурить землю. И в своем стремлении быть надменно высоким над другим, в своем чувстве превзойти других, ты не сможешь стать таким же высоким, как горы» (сура «аль-Исра», аят 37).

То есть в этих словах содержится некий сарказм в отношении гордых людей. А что может притупить, сломить гордость высокомерного человека? Только то, когда ему указывают на его нафс, на презренную суть его эго, это способно несколько подмять гордыню человека. По большому счёту, гордость вовсе не приносит человеку никакой пользы, это абсолютная глупость. Если человек полагает, что он лучше, выше других, что он качественно другой, то он глубоко ошибается и заблуждается. Он самый обычный и простой человек. Пророк (мир ему и благословение) в хадисе говорит:

من تعظّم في نفسه واختال في مِشْيته، لقي اللهَ وهو عليه غضبان

«Кто будет вести себя надменно, проявлять надменность в душе, и гордыню в походке, тот встретит Всевышнего Аллаха в Судный день и Аллах будет на него в гневе».

Дорогие братья и сёстры! Хочу в качестве домашнего задания посоветовать вам, поработать над тремя вещами, то есть вспомнить три фактора, которые серьёзно будут вас подвигать к скромности, простоте, и если есть какая-то гордыня, то эти три задания способны сломить её. Первый фактор – вспомните своё происхождение: все мы появились из семени. Второй фактор – все мы зависимы от чего-либо: пищи, воды, сна, отправления естественных потребностей. Кто может претендовать на абсолютную гордость? Только тот, кто ни в ком и ни в чём не нуждается, кто абсолютно независим. Таковым является только Всевышний Аллах, Его существование не зависит ни от каких причин, напротив, всё зависит от Него, но Он ни от кого и ни от чего не зависит. А человек, мы с вами, зависим от многих факторов: мы должны ежесекундно дышать, есть, пить, чтобы не просто существовать, а существовать комфортно. Недостаток какого-либо элемента в нашем организме вызывает у нас какой-то дискомфорт, болезнь и т.д. И третий фактор, способствующий скромности, это осознание, представление. Представьте себе для примера, куда больше всего втекает воды, где её больше всего находится. Больше всего воды находится и стекает именно во впадину. Чем ниже впадина, тем больше там воды. Так же и человек: чем ниже других он себя будет ставить, чем будет скромнее, проще, тем больше он обретёт и благодати, и знаний, и познания Всевышнего Аллаха. Подобный человек вместит в себя гораздо больше благодати, чем тот, который ставит себя гордо, надменно, ведёт себя как гора, с которой всё стекает, и в которую ничто не втекает.

На этом, дорогие братья и сёстры, мы заканчиваем наш урок. Да не оставит Всевышний Аллах в наших сердцах ни капли, ни пылинки гордости. Ибо Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого есть гордыня хотя бы с пылинку».

Мир Аллаха вам, Его милость и благодать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *