Библия содом и гоморра

Содом и Гоморра

У этого термина существуют и другие значения, см. Содом и Гоморра (значения).

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Содо́м (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий»; греч. Σόδομα) и Гомо́рра (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»; греч. Γόμορρα) — два известных библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей. Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мёртвого моря, однако точное место сейчас неизвестно.

Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов, в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мёртвого моря. Упоминание о Содоме встречается также в сочинениях Страбона «География», у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», в сочинениях Корнелия Тацита.

Название Содома, от которого также произошло понятие «содомия», стало нарицательным для обозначения девиантного сексуального поведения.

Библейские данные

Впервые Содом и Гоморра упоминаются в Библии как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы (Быт. 10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причем Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан, напротив Хеврона (Быт. 10:11—12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) — с Содомом (Иез. 16:46).

Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причем, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт. 14:17) и салимского священника Мелхиседека (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24—25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим. В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не найдено.

Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.

Библейское повествование

Джон Мартин, Уничтожение Содома и Гоморры, 1852 год«Жена Лота» на горе СодомХендрик Гольциус, Лот и его дочери, 1616 год

В Библии говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт. 18:23–33). Далее произошло следующее:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал : братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему (Быт. 19:15–23). Сразу после бегства Лота с семьёй с небес полились огонь и сера, и всё было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб (Быт. 19:24–26).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян (Быт. 19:30–38).

Упоминания у древних историков

Сочинения Страбона

Греческий историк и географ Страбон писал: «В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии».

Корнелий Тацит

Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь».

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область».

Археологические исследования и местоположение

Содомские горы, Израиль

Горы на юго-западном берегу Мертвого моря, состоящие главным образом из каменной соли называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

  • На протяжении 1965—1967 и 1973—1979 годов было проведено пять экспедиций, в результате которых местоположение Содома так и не было определено.
  • В 2000 году была проведена британская археологическая экспедиция под руководством учёного Майкла Сандерса. Её участники полагают, что сумели определить максимально точные координаты развалин Содома на дне Мёртвого моря. Поиск вёлся в северо-восточной акватории, что полностью противоречит опирающейся на Библию теории, что Содом был расположен в южной оконечности Мёртвого моря. Открытие британских учёных основывалось на фотоматериалах с американского космического корабля «Шаттл», зафиксировавшего аномалии на дне Мёртвого моря у берегов Иордании.
  • Специалисты из Trinity Southwest University в Альбукерке (Нью-Мексико, США) под руководством Стивена Коллинза выдвинули предположение, что руины древнего комплекса Бронзового века в местечке Тель эль-Хаммам в Иордании могут оказаться руинами Содома. Учёные отмечают, что исследуемые ими руины расположены на севере от Мёртвого моря, что противоречит распространённому сегодня мнению о том, что Содом и Гоморра лежали к югу от Мёртвого моря. Однако Коллинз в доказательство своей теории утверждает, что в древности было принято селиться именно в северной части побережья. Кроме того, учёный ссылается на сами библейские тексты, в которых утверждается, что Содом был виден с Вефиля и Гая и располагался в «окрестности Иорданской» (Быт.13:10). Коллинз приводит и другие географические приметы, найденные им в Ветхом Завете.

Экспонат K8538, Британский музей

  • В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл опубликовали книгу, в которой выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом. В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись, найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538.
  • 18 декабря 2010 года Россия и Иордания подписали соглашение о совместном обследовании дна Мёртвого моря для поиска следов Содома и Гоморры в районе древнего города Баб-эд-Дра (en:Bab edh-Dhra), где, согласно фотосъёмке NASA, возможно, сконцентрированы развалины. Поиски должны были начаться с 2011 года. Российская компания была выбрана для проекта по причине устойчивости её глубоководного оборудования к крайне солёной воде Мёртвого моря. По неподтвержденным сведениям, Израиль ранее уже предпринимал попытки исследовать этот район с помощью глубоководных аппаратов, но они не увенчались успехом.

Примечания

  1. Trevor Bryce. The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia. Routledge, 2009. P. 660; «unknown to archaeology» (The Oxford Bible Commentary. Oxford UP, 2001. P. 52)
  2. Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. Андрей Никонов: Гибель Содома и Гоморры — многофакторная природная катастрофа: результаты новых исследований
  3. Мелхиседек — царь Салима, или где находился отверженный город
  4. Библейское археологическое исследование гибели Содома и Гоморры
  5. Книга XVI, Глава II Страбон. География.
  6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Репринт издания 1969 г.
  7. Иосиф Флавий. Иудейские древности.
  8. Содом
  9. 1 2 Ученые выдвинули новую гипотезу о месторасположении города Содома
  10. Biblische Stadt entdeckt? Forscher wollen Sodom gefunden haben (нем.). Focus (14. Oktober 2015). Дата обращения 5 мая 2016.
  11. Археологи перенесли Содом и Гоморру
  12. Археологи нашли Содом. Apologet.ru (5 июня 2013). Дата обращения 5 мая 2016.
  13. Steven Collins. Where is Sodom? The Case for Tall el-Hammam (англ.). Biblical Archaeology Review, Vol 39, No 2 (2013). Дата обращения 5 мая 2016.
  14. Найдены руины Содома
  15. Клинописная табличка зафиксировала падение астероида. Lenta.ru (31 марта 2008). Дата обращения 5 мая 2016.
  16. Л. А. Беляев. Баб-эд-Дра // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 38-51. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  17. Russia Decides to Search for Sodom and Gomorrah-in Jordan (недоступная ссылка). Дата обращения 3 июля 2011. Архивировано 3 марта 2011 года.
  18. Н. М. Орлова. Динамический характер библейской прецедентности. // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1. Филология. С. 46-53.
  19. 1 2 Лео Таксиль. Святой праотец Лот. Забавная Библия. Дата обращения 20 февраля 2013. Архивировано 9 июня 2012 года.

Библейская история о Содоме и Гоморре

Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах Бытия. Господь и два ангела пришли поговорить с Авраамом. Господь сообщил Аврааму, что

…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.

Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, Лоти его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.

Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

В чем был грех Содома и Гоморры?

Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.

Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…

Мужчины Содома и Гоморры хотели совершить гомосексуальное насилие над двумя ангелами (которые были переодеты мужчинами). В то же время, в Библии прямо не указано, что Бог уничтожил Содом и Гоморру именно за грех гомосексуализма.

В Книге пророка Иезекииля находим:

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность.

Содом и Гоморра – научное прочтение.

Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами — вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.

Образование Великого рифта — вероятная причина гибели Содома и Гоморры

Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.

Где находились Содом и Гоморра?

Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:

пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)

Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.

Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.

Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.

Грех Содома и Гоморры

В Торе (Пятикнижии Моисея) повествуется и рассказывается немало историй, когда Вс-шний покарал человечество за его грехи. Один из таких случаев и является грехопадение городов Содома и Гоморры, жители которых не отличались особой святостью и праведностью. Согласно библейским повествованиям, города Содом и Гоморра были уничтожены Б-гом за такие грехи, как идолопоклонство и распутство – самые тяжкие грехи, на которые Вс-шний обращает внимание в первую очередь. В прямом смысле слова, эти города были сожжены дотла. С неба снизошёл небесный огонь и сера и поглотил всех жителей этих городов. В Аггаде (часть Устного Закона, не входящего в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации) сказано, что Содом служит воплощением и символом порочности. И даже такой праведник, как Авраам, не сумел спасти жителей этих городов, войдя в спор со Вс-шним, чтобы отвести Его гнев и не карать грешных вместе с праведниками. Но даже и десяти праведников не нашлось в Содоме и Гоморре.

Первое библейское упоминание об этих городах содержится в описании границ Ханаана (древняя страна на восточном побережье Средиземного моря; в Торе сказано, что это – Земля, Обещанная Б-гом Аврааму и его потомкам, текущая молоком и мёдом – Эрец-Исраэль). Об этих городах говорится, что они лежали к востоку от Бет-Эля в окрестностях реки Иордан. В другом источнике указано, что Содом и Гоморра располагались к западу от южной оконечности Мёртвого моря (хотя некоторые учёные полагают, что у северной оконечности), однако точное место сейчас неизвестно. Существует гипотеза о геологическом катаклизме, постигшем этот район. И что ныне руины Содома и Гоморры находятся на морском дне. Этимология названий этих городов происходит от еврейского слова ‏סְדוֹם‏‎‎‎ — Содом – что в переводе с иврита означает «горящий», и Гоморра — עֲמוֹרָה‏‎‎ — «погружение, потопление».

В Торе говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Вс-шнего, который явился ему в виде трёх мужей у рощи Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот (единственный праведник в этих городах), поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников. Но праведников, к сожалению, так и не оказалось.

С историей об этих двух городах связан один интересный случай с Лотом, который в те дни проживал на территории Содома и Гоморра вместе со своей женой и двумя дочерями. Ангелы указали Лоту и его семье спасаться в горах, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе гор. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему. Сразу после бегства Лота с семьей с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб. Кстати, недалеко от берега Мертвого находится скала, по форме напоминающая женщину, одетую в покрывало или длинный плащ. Возможно, это скала и есть жена Лота, превращенная в соляной столб…

Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерями. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян.

Интересные факты:

  1. Выражение «содом» («содом и гоморра») иносказательно означает место разврата и блуда, где попираются моральные устои общества; реже — в значении «ужасный беспорядок». От названия города Содом происходят слова «содомия», «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). В других языках под содомией понимаются любые аморальные сексуальные практики. В современном русском разговорном языке «содомом» называется также шум, беспорядок, суматоха.
  2. Французский писатель и критик религии Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» сравнивает библейское повествование о Лоте с античным мифом о Филимоне и Бавкиде, в которой Зевс и Гермес наказывают город за негостеприимство. Кроме того, автор приводит мнение философа Вольтера, который критикует поступок дочерей Лота, который никак не осуждается Библией, более того, по его мнению, он вознаграждается тем фактом, что они становятся матерями целых народов. Также философом проводится параллель с древнегреческой легендой о Мирре, родившей Адониса от своего отца Киниры, в которой девушка, в отличие от дочерей Лота, была наказана за свой грех.
  3. Йосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, …Б-г решил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область»
  4. В свод содомских законов входили такие положения:

    a. Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешается грабить, а также издеваться над ним.

    b. Обязанность сдомского судьи — добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане.

    c. Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предается смерти.

    d. Со всякого, кто пригласит чужеземца на свадьбу, в наказание будет снята вся одежда.

История Содома и Гоморра показывает всему человечеству, что Творцу абсолютно небезразлично то, как живут люди на Земле, как они поступают по отношению друг к другу. Этот библейский сюжет является ярким примером того, как нельзя поступать.

Библейское сказание

Впервые о Содоме и Гоморре упоминается как о юго-восточной оконечности Ханаана, расположенного к востоку от Газы, при этом земля здесь именуется восточным берегом реки Иордан. Сюда пришел Лот, племянник Авраама. В Библии даже есть слова о том, что Иерусалим граничит с Содомом с южной и юго-восточной сторон. Жителей Содома называли филистимлянами или же ханакеями на еврейский манер, а царем города был монарх по имени Бер.

Согласно Библии, ко времени жизни Авраама относится и война, произошедшая между армией Кедорлаомера и войском Содома, которое впоследствии было разгромлено, а племянник Авраама — Лот оказался в плену врагов. В библейских сказаниях идет речь о том, что Содом был богатым и развитым городом, однако Господь Бог решил наказать жителей за то, что они были крайне грешны и злы, обладали множеством пороков, которые не приняли бы праведные люди. Предание повествует о том, что Бог пролил на эти города серу и огонь, чтобы уничтожить и сами земли, и их жителей за их проступки. Кроме этого, согласно Библии, были уничтожены еще Адма и Севоим, хотя на сегодняшний день нет подтверждений того, что они в действительности существовали. После пожара земля Содома была заселена потомками Лота, единственными, кому удалось избежать пожара, а называться она стала Моав.

«Содом и Гоморра»: значение фразеологизма

Выражение это довольно широко трактуется, однако чаще всего ним обозначают место разврата, в котором пренебрегают моральными устоями общества. Бывает также, что это выражение употребляют, чтобы описать неимоверный беспорядок. От названий города Содом в русском языке появился термин «содомия», обозначающий чаще всего половые отношения между людьми одного пола, то есть мужеложество. Города Содом и Гоморра чаще всего и вспоминаются людям именно в связи с этим.

Значение фразеологизма может также подразумевать любые нетрадиционные сексуальные контакты, которые считаются аморальными в современном обществе. К таким актам относят оральный, анальный секс или любые извращения. Господь же, согласно сказанию, разрушив города, наказал грешников, чтобы показать всему миру, что ожидает тех, кто прибегнет к нетрадиционным сексуальным практикам и ослушается его.

Согласно тексту Библии жители городов были наказаны не только за сексуальный разврат, но и за другие грехи, среди которых эгоизм, праздность, гордость и другие, но главным все же признан гомосексуализм. Почему именно этот грех признан самым ужасным, доподлинно неизвестно, однако в Библии он именуется «мерзостью» перед Господом, а сказание призывает людей «не ложиться с мужчиной как с женщиной».

Как ни странно, у столь древнего народа как филистимляне гомосексуализм был общепринятым явлением, и никто его не осуждал. Вероятно, так происходило потому, что их предками были языческие племена и народы, проживавшие в Ханаане, далекие от монотеистической религии. Согласно преданию, Господь, опасаясь, что еврейский народ тоже может перейти к такому греховному образу жизни, отправлял их в землю обетованную, и поэтому заповедал им уничтожить города, чтобы жители их не распространялись по земному шару. В Бытии даже есть строчки, в которых говорится о том, что разврат настолько распространился в городах Содом и Гоморра, что это перешло все границы, поэтому они и должны были быть уничтожены.

Трактовка библейской легенды

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра – это города, которые Господь наказал за непослушание и несоблюдение житейских законов. Как трактуется легенда сейчас? Что думают ученые о причинах гибели этих грешных городов? Сейчас некоторые ученые, которые так или иначе связаны с религией, считают, что в действительности наш современный мир погряз в пороке и разврате, но мы так к нему привыкли, что уже не замечаем этого. Они полагают, что современные люди настолько свыклись с тем, что противно Господу, что все эти извращения и пороки стали привычны. Они считают, что мы фактически находимся на пути к гибели, принимая все то, что происходит вокруг. Так, например, один из российских ученых, доктор технических наук В. Плыкин в своей книге пишет, что, не зная законов Вселенной, современные люди создали свои законы, которые, по сути, искусственные и, не являясь праведной жизнью, ведут общество к гибели.

Этот же ученый полагает, что отрицательно на моральных устоях человечества сказывается и научно-технический прогресс, который только усугубляет все и приближает людей к миру порока. Что такое Содом и Гоморра в современном мире? Некоторые также полагают, что из-за того, что люди заботятся только о том, как бы взять от жизни все, не заботясь о последствиях, человечество продуцирует отрицательную энергию. Верить или нет в такой подход, это, конечно, дело каждого. Может и не стоит перекладывать древние законы на современное общество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *