Благо в этике

БЛАГО

БЛАГО В этике и философии, то, что заключает в себе определ. положитительный смысл. В античной этике БЛАГО трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. п.).

У Платона и в античичном платонизме БЛАГО отождествляется с высшей ступенью в иерархии бытия (единое — в неоплатонизме). В средне-вековой схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христианского теизма, в качестве высшего БЛАГа (лат. summum bonum) выступает бог, являющийся источником всех БЛАГ и конечной целью человеческих устремлений.

Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как БЛАГО (Гоббс, Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевропейской этики является утилитаристское истолкование БЛАГа, сведение его к полезности .

В дальнейшем понятие БЛАГО постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в. вытесняется попятном ценность. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие БЛАГО синонимично понятию добра.

Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев … М.: Сов.Энциклопедия, 1983г.)

Социальная работа относится к разряду феноменов. Феномен трактуется как необычное редкое явление, исключительный факт. Социальная работа сочетает профессиональные и непрофессиональные виды деятельности.

Профессиональная деятельность связана с обучением, получением специального образования. Непрофессиональная деятельность социального работника заключается в заботе, внимании, сочувствии, милосердии и т.д.

Особенности социальной работы определяют теоретические подходы к этому феномену, связанные с бихевиоризмом и теорией социального обмена.

Сложное в русской транскрипции слово бихевиоризм означает в переводе с английского – поведение. Поведенческая парадигма в социальном знании связана с изучением форм поведения человека под влиянием среды.

Бихевиористские подходы подкрепляются теорией социального обмена, изучающей социальные отношения через обмен ценностями при условии равновесия и баланса при обмене. Обменные цепочки должны обеспечивать справедливый обмен.

Поскольку социальная работа – это целенаправленная деятельность по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения с целью их нормального социального функционирования, задача преодоления ассиметричных отношений, неравенства между социальными работниками и клиентами является первостепенной.

Названные теоретические основы определяют этические принципы социальной работы. Этика – в переводе с греческого означает – привычка, обыкновение, нрав. С одной стороны, этика – нравственные убеждения, с другой – наука о морали, нравственности как части общественного сознания. Этот термин ввел Аристотель, понимая под ним нравственные черты добродетельной личности. Основная функция морали – нормативная, регулирующая. Моральные принципы пронизывают все социальные отношения.

Мораль в переводе с латинского – поведение, нравы, обычаи. Нравственные нормы усваиваются в процессе социализации личности. Нравственность – синоним морали, но язык тонко сохраняет различия.

Мораль – социальный институт, обеспечивающий регулировку отношений между «Я» и «Мы». Нравственность – поведенческая система, связанная с конкретными чертами личности.

Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? Каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. В этом соотношении скрывается социально-биологическая сущность человека. Человек – представитель животного мира, личность – человек, обладающий социальными чертами, которые позволяют ему жить в обществе. Человек как личность обнаруживает свою сущность в совокупности общественных отношений, образующих то общество, в котором он живет и действует.

Понятие «человек» отражает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и социальную характеристики. Человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими формами жизни. С одной стороны, биологическое, «живое» в человеке представлено телесной, физической структурой – генотипом. Генотип включает: темперамент, динамику психических процессов и фенотип – телесную конструкцию. С другой стороны, человек – субъект социальной жизни, которую составляют взаимодействующие люди. Сам термин «социум» – западный аналог слова «общество», происходит от латинского «социус», что означает – друг, товарищ, соучастник.

Человек – сплав социального и биологического. Биосоциальность создает целостность человека. Социальное вырастает из биологического, в нем всегда сохраняются живые, природные начала. Социальное – это качественно повое состояние жизни, ее регуляции.

В человеке следует различать «живое» и «животное». Живому противостоит неживая, мертвая природа. Животное – это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, например, инстинкты, рефлексы. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала.

Какими чертами должен обладать человек, чтобы считаться личностью?

Прежде всего сознанием или разумностью, которые позволяют человеку адекватно воспринимать действительность, обобщать, синтезировать общие сходные черты, свойства, абстрактно мыслить, делать логические выводы.

Личность осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей и общества в целом. Сознание позволяет человеку выделять себя из общества, групп, сознавать свое «Я», свое место в обществе, утверждает независимость личности, се неповторимость. Умалишенные, олигофрены не могут в полном смысле являться личностями.

Важнейшей гранью сознания является способность к социальной ответственности, т.е. возможности осознанно предвидеть результат своей деятельности, поступка в отношении социального окружения и всего общества, а также самого себя.

Каждая личность – индивид, обладающий неповторимыми чертами, социальным статусом и социальными ролями. В научной литературе отмечаются следующие универсальные роли, независимо от статуса: потребитель, семьянин, работник, собственник, гражданин.

Этимология слова «личность» связывает это понятие с социальной ролью. Старославянское слово «личина», от которого происходит термин «личность», означало маску, которую надевал скоморох, чтобы играть роль.

Механизм морального, этического воздействия на поведение людей имеет два аспекта: общая морально-этическая культура населения и нравственный уровень каждой личности, связанный с совестью индивида. Совесть – это внутренний самоконтроль. Чем выше самоконтроль, тем меньше внешнее принуждение и наоборот.

Мелочная опека, жесткий внешний контроль подавляют личность, исключают свободу выбора и действий, творчества и инициативы.

Состояние общественной нравственности определяется реальной действительностью. Россия исторически переживает состояние аномии, когда прежний социальный уклад рухнул, а новый только формируется. Рост преступности, коррупции, аморализма, отсутствие табуированных, запретных зон оказывают непосредственное влияние на этическую культуру современного общества. В этих условиях возрастает роль социальной ответственности личности. Девиантные соблазны преодолеваются только самоконтролем, т.е. совестью.

Объективные и субъективные факторы современного состояния российского общества воздействуют на профессиональную деятельность социальных работников. Постепенно на смену гиперцентрализации, отсутствия гласности, зон «вне критики», демагогии приходят новые принципы демократического управления через механизмы социального отбора, состязательности, обеспечения профессионального успеха благодаря способностям работника. Чем глубже будут осуществляться эти принципы на практике, тем выше будет морально-этический уровень социальной работы и глубина гуманизации общественных отношений.

Профессия социального работника по своей сущности является творческой. Этический фон творческой личности связан с креативностью специалиста.

Креативность – от англ. creative – творческий. Креативная личность имеет созидательный характер, отличающийся поиском и созданием нового. Основу развития творческого потенциала личности социального работника составляет способность к самовыражению.

Качества творческой личности, необходимые социальному работнику:

  • – независимость;
  • – самостоятельность оценок и суждений;
  • – умение сосредоточиться на решении проблемы;
  • – способность предвидеть воображаемую ситуацию;
  • – стремление к самореализации;
  • – любознательность;
  • – восприимчивость к новому;
  • – толерантность;
  • – критическое отношение к себе;
  • – развитое эстетическое чувство.

Социальному работнику необходимо стремиться к выработке позитивного мышления, которое предполагает такие личностные качества как гуманность, честность, порядочность, совестливость, человечность, справедливость, объективность, сострадание, готовность помочь.

Социальная работа предъявляет к работнику очень высокие требования, прежде всего способность выполнять поставленную цель, умение противостоять трудностям и собственным слабостям в характере. В книге современного социолога Г. Эмерсона «12 принципов производительности» рассмотрены важнейшие условия эффективности труда, некоторые из них непосредственно можно отнести к организации социальной работы.

  • 1. Точно поставленная перед работником цель.
  • 2. Здравый смысл (без вздора).
  • 3. Компетентное консультирование.
  • 4. Дисциплина для всех.
  • 5. Справедливое отношение к персоналу.
  • 6. Оперативный точный учет.
  • 7. Диспетчерское регулирование.
  • 8. Точное нормирование.
  • 9. Справедливое вознаграждение за производительный труд.

Эффективность труда социального работника в значительной степени зависит от соблюдения трудовой профессиональной этики. Социальный работник обязан оказывать социальные услуги любому клиенту, независимо от его социального статуса, расы, пола, возраста, религиозной

принадлежности и т.д. Обязательными свойствами должны быть взаимное уважение и доверие с коллегами и клиентами.

Социальный работник должен обладать такими качествами этического порядка как гибкость ума, реалистичность, развитая интуиция, дальновидность, воля, выдержка, принципиальность, терпеливость, работоспособность, дисциплинированность, самоконтроль.

Этика социальной работы связана с умением правильно применять социальные санкции, которые могут иметь позитивный и негативный характер. Социальные санкции касаются нравственно-этического климата в трудовых коллективах социальной среды, от уровня которого в значительной мере зависит качество социального обслуживания.

Таблица 10

Социальные санкции

Позитивные

Негативные

Формальные:

публичное одобрение – грамоты, премии, публичная благодарность

Формальные:

наказания юридического и нормативного характера

Неформальные:

дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение

Неформальные: замечания, издевка, насмешки, злая шутка, пренебрежения, слухи, клевета, отказ от общения

Этические принципы в социальной работе противопоставлены разрушительному стилю, они требуют соблюдения конструктивного стиля.

Разрушительный стиль – это бегство от конфликта; требование большего, чем клиент может дать; отрицательная оценка людей важных для клиента; присоединение к нападкам на клиента других.

Конструктивный стиль – это искреннее, открытое отношение к клиенту; предельная корректность; внимательное отношение к проблеме клиента; демократический стиль; способность принять другую точку зрения; стиль сотрудничества.

К сожалению, работники социальной сферы допускают много этических ошибок в работе с клиентами. Самое опасное отступление от этических норм – манипуляция.

Манипуляция заключается в сокрытии истинных чувств, стремлении «пустить пыль в глаза». Манипуляторами не рождаются, ими становятся с целью управлять другими, осуществлять контроль. Манипуляция – замена истинной эмоции на фальшивую. Каждый человек – образец биполярности:

  • – активен – пассивен;
  • – силен – слаб;
  • – независим – зависим;
  • – ласков – агрессивен;
  • – консервативен – радикален.

Противоположные стороны не должны противостоять друг другу, необходимо добиться в поведении преобладания положительных сторон характера. Единственный правильный путь – саморазвитие через контроль за собственным поведением.

Подробно проблема манипулирования в социальной работе рассмотрена в работах Эрика Берна, Эверетта Шострома, Дженни Грехем Скотт.

Выделяют четыре типа манипуляторов: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный.

Пассивный – «собака снизу», роль ребенка, беспомощный, несведущий.

Активный думает и работает за слабого, его поражение – победа для сильного.

Соревнующийся – «собака то сверху, то снизу», все враги, постоянная борьба с соперниками, выиграть любой ценой. Смесь активного и пассивного типов. Крайне неуравновешен, действия непредсказуемы.

Причина манипуляции – конфликт с самим собой, связанный с подавленными чувствами, внутренней тревожностью, нервозностью. Характерна готовность к встречной агрессии.

Манипуляторы часто обрывают контакты – «рука надверной ручке», оставляют эмоции «про запас» – «ты меня обидел на прошлой неделе», злопамятны, не делают разницы между чувствами и фактами, вместо обиды и боли часто проявляют гнев.

Характерные типы поведения манипуляторов:

Диктатор – общаются только в форме приказа, нотации, отрицания.

Тряпка – вечная жертва диктатора, преувеличивает свою беспомощность – духовный шантаж.

Хулиган – все действия связаны с агрессией, жестокостью.

Судья – никому нс верит, подозрителен, всех осуждает.

Манипулятору противопоставлен актуализатор.

Актуализатор – хозяин своей жизни, искренен, честен, цельная личность, глубокое сознание самоценности. Каждый человек должен убивать в себе манипулятора и усиливать актуализатора. Эффективным средством актуализировать свою деятельность является перенос внутренней энергии на полезную творческую деятельность, соответствующую способностям и интересам личности. Увлеченность профессиональной деятельностью – лучшее средство от манипуляции. Актуализатор может превратить в радость самую рутинную деятельность.

Для актуализатора характерны открытые чувства: любовь, сочувствие, обида, страх, гнев. Для него свойственна способность честно выражать истинные чувства.

Искренность – свидетельство психического здоровья. Если чувства постоянно загонять внутрь, происходит разрушение психики, депрессия. Невыраженная эмоция – «петля на шее».

Актуализатор всегда готов к активному участию в жизни другого человека и принятию его таким, какой он есть.

Закон этического общения – отделение человека в целом от конкретного действия. Ошибку может совершить всякий. Судить надо не личность, а только конкретное действие. При этом нельзя примешивать к конкретному поступку нс относящиеся к делу прошлые ошибочные действия.

Таким образом, социальный работник обязан овладеть принципами и приемами актуализации, научившись полностью выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные, определять совпадение и расхождение мнений с клиентом, овладеть максимумом приемов и средств помощи страждущим.

Манипуляция на субъективном уровне, безусловно, связана с социальным манипулированием.

Социальное манипулирование – характерное явление нашей жизни, оно заключается в воздействии политических сил на все общество и различные социальные группы. Приемы массового манипулирования: дезинформация, обманы, зомбирование, запуск слухов, скрытие информации и т.д.

Оздоровление общественной жизни за счет прогрессивного развития всех сфер общественной жизни: экономической, социальной и духовной, преодоление институционного кризиса – единственный путь укрепления морали, нравственности и этического сознания.

Тема 8. Прикладная теология

Цели и задачи изучения темы:

Основная цель изучения данной темы – это освоение некоторых основополагающих вопросов касательно следующих тем:

1. Христианская этика.

2. Нравственное богословие.

3. Пастырское богословие и психология.

4. Православная педагогика.

5. Социальное служение церкви.

Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом . Христианская этика получает свое выражение в христианском эпосе – определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником Христианской этики являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.).Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатов Христианской этики, каждая эпоха и различные христианские концессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (напр., изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла.

От других этических систем Христианской этики отличает то, что:

1) она – не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий «новому творению»);

2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение);

3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя); 4) Х.э. как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком.

Учение Христа, новая христианская этика, основывающаяся на сострадании, милосердном отношении к ближнему, особенно страждущему, составили основу Духовной революции и способствовали развитию нового религиозного мышления, сознания, мировосприятия.

Принесенные христианской этикой и характерные для религиозного мировосприятия и мышления идеи милосердия, были легко и быстро восприняты в российском обществе после христианизации Руси. Помощь убогим, увечным, калекам, юродивым людям считалась богоугодным делом. Такое отношение во многом определялось особенностями менталитета россиян, важными отличительными чертами которого являются духовность общинность, соборность.

Основным началом христианской нравственности является любовь. Ведь христианство учит, что Бог есть любовь. Любовь не только составляет главное содержание нравственного учения Христа, но и является смыслом Его крестной жертвы. Христианская этика позволяет увидеть взаимосвязь любви к Богу и любви к ближнему, уяснить различия любви естественной и любви духовной, понять смысл заповеди любви к врагам, разобраться в искажениях и подменах любви. Здесь раскрывается соотношение трех важнейших христианских добродетелей веры, надежды и любви.

«Любите врагов ваших»

Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей его имя. Он же – создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозные истоки.

«Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк. 4:43), – говорит Иисус о своей миссии. Царствие Божие – в этих двух словах ключ к его жизнеучению. В них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие. Как известно, слово «евангелие» по -гречески и означает «благая весть».

Небесное бессмертие, в перспективе которого учительствует Иисус, – царство вечного добра. Вечная жизнь праведности противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой пропастью. И он говорит об этом не как о вероятности, надежде, возможной награде, он говорит об этом как о хорошо известной истине. Говорит не как стремящийся туда. А как пришедший оттуда.

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Христа. Она была и до него, но он более конкретен: он говорит, что небесное ‑царство близко. И миссию свою Христос видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

«Царство мое не от мира сего»

В ответ на вопрос Пилата: «Ты царь Иудейский?» Иисус ответил: «Царство мое не от мира сего». Постигнуть это царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии.

Первое, что требуется от человека, – это осознать несущественность, второстепенность всех земных целей и стремлений. Надо правильно обозначить масштаб ценностей и понять одну истину: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк. 16:15). Свой выбор Иисус сделал в пустыне, где он постился сорок дней и сорок ночей. Под конец поста к нему приступил дьявол с тремя соблазнами. Иисус отвечает ветхозаветным изречением: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Иисус говорит, что мир не содержит в себе своей ценности. В перспективе небесного царства он ничтожен, каким бы значительным и соблазнительным ни казался. Словом, земная жизнь в себе несовершенная, и ничто в ней, будь то богатство, удача, слава, не стоит того, чтобы быть сокровенной целью человеческих стремлений. Сердце не может принадлежать миру.

«Как я возлюбил вас»

Любовь есть первое в человеческой жизни, то вечное. Бессмертное, божественное начало, которое придает бренной мирской жизни отсутствующий в ней смысл. Через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.

Бог Нового Завета – милосердный Бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Яхве. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие, но милосердие особое, производное от справедливости. Оно выражается в том, что бог награждает и поощряет более охотно, чем наказывает. Его милосердие существует внутри справедливости, как разновидность, особый случай последней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *