Блаженный, кто это?

Слово «блажен» употреблялось в значении состояния, в котором находится человек. Значение термина отличается в Западной и Восточной церквях — в католичестве блаженным именуют «богоугодных» людей после кончины . В русской же православной церкви так называют отдельных святых и юродивых. Это слово пришло к нам из старославянского и означало людей, несущих крест юродства.

Что значит блаженный

Слово «блаженный» с греческого и латинского переводится как «счастливый». Блаженными называют людей, способных не только видеть Бога, но и общаться с ним, несущих в мир его слово, волю.

В христианстве к ним относят особый лик святых. Термин исходит корнями к старославянскому слову «бо́лого», которое нужно понимать как «делать благим, хорошим».

На Руси это слово употреблялось в значении «юродивый». К ним относили людей, намеренно казавшимися глупыми, за их простоту и естественность; странствовавших по земле, намеренно лишавших себя благ, жилья. В православии юродивыми называли странствующих монахов и других людей, безвозмездно помогавших окружающим и имевших дар предвидения и целительства.

Епископ Иппонийский святой Августин и святой Иероним Стридонский являются в Православии самыми почитаемыми и прославленными блаженными.

В католической церкви этим словом называли подвижников, то есть преднамеренно подвергавших себя различным лишениям, — аскетов. Их называли праведниками, потому что они жили так, как должен жить человек согласно канонам Библии.

Происхождение слова

Славяне употребляли слово «блажити» — «восхвалять». Одно из сохранившихся значений слова «блажен» — состояние человека, в котором он счастлив, умиротворен и спокоен.

Еще «блажью» можно понимать дурость, ненормированность, нестандартность поведения, необдуманное упрямство.

Слово «блажной» значит «дурной», «сумасшедший».

«Блаженство» в современном русском языке имеет смысл «удовлетворение».

Понятие «блаженно» — «быть счастливым в высшей степени»

Семантика выражения разнится в православии и католичестве, но выделяют общее значение. «Блаженными» именуют праведников, не поддающихся искушению земных благ, ведущих себя «ненормально», безумно для обывателей.

Слово происходит от «блажити», что значит «уважать, восхвалять». В ходе своего существования слово претерпело семантические изменения, и в современном языке одно из значений слова — «святой», другое — «чудаковатый, глуповатый». Это связано с тем, что ранее в Руси почитаемые святые лица часто являлись юродивыми. В Восточной церкви с благоговением относились к юродивым.

Кого называют блаженными

Кто такой блаженный человек, можно увидеть множество определений в словарях.

Так, в толковом словаре Ожегова слово «блаженный» значит:

  • благословенный, в высшей степени счастливый;
  • не совсем нормальный человек, синоним к слову «юродивый»;
  • святой.

В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:

  • человека, ведущего себя странно, чудаковато;
  • время, состояние при котором человек испытывает чувство счастья и полного покоя ;
  • глубоко верующего человека, по религиозным соображениям оставившего семью, имущество и скитающегося по свету с именем Христа;
  • человека, имеющего дар предвидения.

В современном мире блаженными принято называть людей простоватых, в чем-то наивных, глуповатых, не входящих в рамки.

Отношение к блаженным

К блаженным с особым трепетом относится весь христианский мир за их служение Господу, истине.

Из Евангелия от Матфея:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Подобные строчки становятся для христиан главным основанием, когда они решаются на уединенность, отшельничество, отказываются от земных благ, спасая свою душу.

Блаженные не имеют благ, в том числе и имущества, живут бедно ради Господа. Блаженные жили не как все, и поэтому их где-то недолюбливали и побаивались.

Подвиг юродивых состоит в том, что они поминают всем остальным о жертвенной любви Учителя, потребности сердечного участия, а не внешнего следования обрядам и общепринятым нормам.

За их «непохожесть» и своеобразие общество всегда побаивалось их, сторонилось. Потому что юродивость сопоставимо с «ненормальностью». Но, тем не менее, к юродивым относились с уважением, потому что знали, что не каждый осмелится стать таким и нести до людей слово и дело Божье.

Юродство на Руси называли подвигом — чтобы стать таким, нужно было отказаться от родных, всех благ, жить без крова, на одни лишь подаяния. Подвиг юродства предполагал, что человек притворяется придурковатым, чтобы говорить людям правду, обнажать зло.

Известные блаженные

В русской церкви блаженных выделяют в отдельную группу святых.

Василий Блаженный

К числу самых уважаемых, почитаемых блаженных относят Василия Блаженного, которого называли Нагим. Святой появился на свет в селе Елохово недалеко от Москвы. Годы жизни святого разнятся: по одним, он родился либо в 1462, либо в 1469, однако доподлинно известно, что умер он 1557. Василия Блаженного именовали московским юродивым. Он был канонизирован в 1588 году. Его мощи отнесли в Покровский собор, именуемый в народе название храма Василия Блаженного. Святой мог предвидеть будущее, а в народе его мощам приписывают чудотворные качества.

Он родился в небогатой семье обычных крестьян, которые решили отдать его мастеру-сапожнику. Обучаясь у ремесленника, Василий проявил себя как трудолюбивый юноша, однако он не стремился стать мастером, так как еще в юности чувствовал иное предназначение жизненного пути.

Случайным образом был обнаружен дар предвидения. Произошло это, когда к его мастеру пришел некий человек и попросил сшить сапоги, которые прослужат ему долго. Подмастерье Василий, услышав такие слова, улыбнулся, а затем сказал своему хозяину, что этому человеку не пригодятся сапоги, ведь он умрет уже завтра. И так действительно случилось.

В шестнадцатилетнем возрасте он прекратил обучение мастерству, выбрав подвиг юродства. Нагой не надевал одежду и не имел собственного жилья, испытывал большие лишения. На груди висел тяжелый крест, прикованный к телу могучими цепями. Житие описывает, как юродивый словом и примером учил людей правильной жизни.

При жизни Василием Блаженным было совершено множество чудес:

  1. Однажды воры обнаружили на юродивом дорогую шубу, подаренную неким вельможей. Задумали те отобрать у юродивого одежду. Кто-то из воров притворился мертвым, а остальные начали просить у Василия на похороны. Василий сперва накрыл шубой мертвого, но потом осознал, что его вводят в заблуждение и произнес: «Шуба лисья укрой дело лисье, хитрое. Будь же ты теперь мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». После он ушел — подельники кинулись к своему товарищу, но тот оказался мертв.
  2. Однажды юродивый раскидал на базаре калачи. После этого продавец признался, что ради большей выгоды подмешал в муку известь и мел.
  3. В «Степенной книге» был описан случай, как летом 1547 года юродивый пришел на Острог к Вознесенскому монастырю и очень долго со слезами молился перед церковью. На следующий же день в столице начался московский пожар, вошедший в историю как самый разорительный. Огонь начал распространение именно с этого монастыря.
  4. Однажды, находясь в Москве на пиру Ивана Грозного, Василий вылил в окно три кубка вина. Разъяренный царь потребовал объяснить юродивого о причине столь нелепого поступка. Василий ответил, что вином остановил пожар в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли весть в столицу, что в Новгороде случился страшный огонь, и помог его потушить неизвестный нагой человек.
  5. Однажды случилось непонятное и зверское поведение — Василий со злостью разбил образ Божьей Матери на Варваринских Воротах, который уже многие десятилетия считался в народе чудотворным. К этому образу приезжали люди со всех концов страны, просили Богоматерь об исцелении и молились ей. Паломники накинулась на старца и стали бить. Василий же сказал, чтобы те поскребли слой краски на образе. Удалив красочный слой, паломники увидели под образом Богоматери скрытое изображение нечисти.
  6. Некий купец строил каменную церковь. Однако строительство не получалось — три раза обрушивались своды. Обратился меценат к святому за советом, а тот отправил найти его убогого Иоанна в Киеве, сказав, что тот поможет достроить церковь. Купец отыскал Иоанна. Тот сидел в ветхом доме и качал пустую люльку. Купец поинтересовался, кого тот качает. Иоанн ответил, что качает родную мать, ведь та подарила ему жизнь и воспитала его. В тот момент купец понял совершенную им ошибку и ему стало очень стыдно за свой поступок. А все потому, что он выгнал свою мать и не поддерживал связь с ней. Купец нашел свою мать и вернул ее домой. А после он достроил церковь, так как искупил вину.

Даже царь Иван Грозный боялся Василия Блаженного и, когда тот тяжело заболел, побывал на его смертном одре.

Василий умер в 1557 году. Иван Грозный с боярами нес его тело. Василий был похоронен на кладбище Троицкой церкви. Там же царь дал указание построить Покровский собор. Ныне собор известен как храм Василия Блаженного.

Ксения Петербургская

В тот период, когда страной руководила царица Елизавета, в Санкт-Петербурге жила юродивая — Ксения Григориевна. Еще совсем молодой она овдовела. После женщина раздала все свои пожитки нуждающимся, облачилась в одежды супруга и отправилась странствовать.

Ксения в любую погоду по ночам уходила в поле и стояла на коленях, читала молитвы всю ночь.

Она старалась помогать бедным, обездоленным и больным людям, при этом не афишировала свою личность, скрывала от людей свои деяния. В то время в Смоленске строился каменный храм. Однажды строители заметили, что кто-то по ночам, когда никого нет, натаскивает на самый верх строящейся церкви кирпичи. Оказалось, что это делала под покровом ночи Ксения.

Горожане любили юродивую и считали за счастье, если та заходила к ним в гости. А еще ее почитали извозчики, у них была даже своя примета — если удавалось подвезти ее, то обязательно будет успех в делах.

При жизни Ксения Петербургская совершила множество чудес:

  1. Она обладала даром предвидения, при этом специально не предсказывала ничего, а если такое и случалось, то обязательно исполнялось.
  2. Рассказывали, что святая помогла знакомой бездетной Параскеве, направив ее идти на Смоленское кладбище, где та обретет радость материнства. На кладбище Параскева увидела, что случилась беда — беременную сбили на телеге и она родила, а потом скончалась. Ребенок появился на свет крепким и здоровым, а Параскева стала ему матерью.
  3. Молодой девушке она помогла выйти замуж, направив на кладбище, ведь там ее муж хоронит свою жену. Там молодая девушка увидела вдовца, за которого впоследствии и вышла замуж.
  4. Перед кончиной императрицы Елизаветы юродивая ходила по городу и громко говорила, что нужно печь блины. Блины пекли не только на масленицу, но и на поминки.
  5. Были случаи, когда святая помогала справиться с огнем. На месте, где зверствовал пожар, она своими молитвами тушила его. Однажды на улице Ксения увидела незнакомку и вручила ей монету, сказав, что пятак поможет потушить. Озадаченная женщина поспешила домой и, подойдя к своей улице, увидела, что ее дом объят огнем. Женщина пустилась к дому, а в руке сжимала пятак, и, когда подбежала к жилищу, огонь потух.

Ксения прожила до преклонных лет и была похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге. На ее могиле была построена небольшая часовня, являющаяся почитаемой святыней Санкт-Петербурга. На месте погребения святой паломники получают исцеления, а молитвы помогают водворить в семьях мир.

Видео о евангельском понятии «блаженные»

В этом видео протоиерей Максим Козлов рассказывает о евангельском понятии «блаженные» и его значении.

Кто такой блаженный, значение слова

Блаженный — от греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный. В Русской Православной Церкви блаженным называют отдельных святых и юродивых. В католической Церкви статус «блаженного» получает человек, который был близок к Богу.

В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:

  • человека, ведущего себя странно, чудаковато;
  • время, состояние при котором человек испытывает чувство счастья и полного покоя;
  • глубоко верующего человека, по религиозным соображениям оставившего семью, имущество и скитающегося по свету с именем Христа;
  • человека, имеющего дар предвидения.

Церковное толкование

Крест юродства часто воспринимается людьми неоднозначно, но для православного человека «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком. Те, кого мы считаем «умными» в земном понимании слова не всегда мудры в духовной жизни. Блаженные же познали высшую правду и почитаются Церковью. «Странными» и необычными они кажутся лишь потому что живут правдой Небесной на грешной земле.

Блаженные часто ведут жизнь скитальцев, по дороге они совершают чудеса, исцеляют людей, предсказывают грядущие испытания. В католической Церкви «блаженными» называли тех, кто брал на себя добровольно подвиг аскезы и отказывался от земных благ.

Кроме того в современной Православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей:

  • патриархов,
  • архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита)
  • митрополитов.

Например:

  • Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины;
  • Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады;
  • Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.

В Православной Церкви широко известны:

  • Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа;

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

  • Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей.

По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.

Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы.

  • Ксения Петербуржская – святая из нашего города
  • Чудеса святой блаженной Ксении

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: блаже́нный

  1. м. разг.
    1. Тот, кто несказанно счастлив.
    2. Тот, кто ведет аскетический, праведный образ жизни и обладает – по мнению религиозных людей – даром прорицания; юродивый.
  2. прил.
    1. В высшей степени счастливый.
    2. Доставляющий удовольствие, наслаждение; чрезвычайно приятный.
      1. Ведущий аскетический, праведный образ жизни и обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания; юродивый.
      2. перен. Чудаковатый.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Синонимов 2

прилсчастливый, райский, безоблачный, сладкий, золотой

В словаре Синонимы 4

безоблачный, блаженненький, золотой, присноблаженный, райский, святой, сладкий, счастливый, юродивый

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

блаже́нный,
блаже́нная,
блаже́нное,
блаже́нные,
блаже́нного,
блаже́нной,
блаже́нного,
блаже́нных,
блаже́нному,
блаже́нной,
блаже́нному,
блаже́нным,
блаже́нный,
блаже́нную,
блаже́нное,
блаже́нные,
блаже́нного,
блаже́нную,
блаже́нное,
блаже́нных,
блаже́нным,
блаже́нной,
блаже́нною,
блаже́нным,
блаже́нными,
блаже́нном,
блаже́нной,
блаже́нном,
блаже́нных,
блаже́н,
блаже́нна,
блаже́нно,
блаже́нны,
блаже́ннее,
поблаже́ннее,
блаже́нней,
поблаже́нней

Похожие слова

Блаженно Блаженная Блаженные Блаженненький Блаженненькая Блаженной памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *