Бог неба 4

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.

1. Единый верховный небесный бог Южных славян.

У всех древних славян, как и у прочих народов арийского племени, находим понятие о божественном представителе неба, едином верховном боге, живущем на небесах, властвующем над всеми прочими. Небо, как источник необходимых для всего живущего факторов: света, с одной стороны, и влаги, с другой, проявляет благотворное свое действие в странах более северных, холодных, преимущественно в образе солнца; в странах более южных, жарких, – преимущественно в виде освежающей иссушенную зноем почву дождевой влаги.

Точно так же, как у древних ариев образ бога небесного (Агурамазды, Варуны) до известной степени заслонялся образом Митры в Иране и Индры – в Индии, и у славян верховный небесный бог бледнел на западе и востоке перед богом солнца, на юге – перед дождящим богом — громовником, и понятие о нём нередко сливалось с представлением того или другого из названных богов, то есть солнца или громовника.

Южные славяне
По свидетельству Прокопия, независимо от разных божеств, которым они поклонялись, признавали «единого бога, творца молнии». Очевидно, они преимущественно почитали в небесном боге способность проявлять свою милость в виде грозы, сопряженной с обильным излиянием дождевой влаги, столь необходимой в знойной полосе, занимаемой южными славянами. Очевидно, этот небесный бог представлялся им в том же приблизительно виде, как у греков Зевс, у римлян – Юпитер.

Южные славяне, переступив Дунай, поселились в знойных широтах, где, под естественным влиянием климатических условий, за много веков раньше того возник и прославился на весь мир культ знаменитого «дождящего» Зевса Додонского. Здесь же, на юге, возник и до сего времени удерживается обычай, во время засухи прибегать к «дождевым процессиям» и обрядам, в основе своей напоминающим сходные обряды древних греков. В процессиях этих первую роль играет раздетая донага, окутанная живой зеленью девушка, дода или додола, которую поливают водой, в честь которой поют «додольские» песни, с тем, чтобы вызвать с неба столь долго ожидаемый, желанный дождь. (См. ниже ст.: «Небесная влага».)


Верховный небесный бог у южных славян носил общее всем славянским наречиям имя БОГ. (Ср. выше: бага — bagha – добрые духи в Иране, Baga – один из представителей небесного света у индусов. Родственны с этим именем славянские названия бог, bog, buh и т.д.). Рождающееся в середине зимы, когда начинают прибавляться дни, солнце у южных славян называется «Божичем», то есть сыном небесного бога. В Герцеговине и Боснии домохозяин в день Рождества Христова, рано утром, при восходе солнца, становится перед хижиной и восклицает: «Сјај Боже и Божићу!» такому-то и такому-то, перечисляя всех домочадцев. .

«Бог», очевидно, первоначально означал небо или небесного владыку, а «Божич» – его чадо, солнце. И самый праздник Рождества Христова у сербо-хорватов и словинов называется «Божич», а у болгар – «Божик». Вспомним, что у литвинов солнце точно так же называлось чадом Божьим, именно «божеской дочкой».

В отрывке одной сербской рождественской песни, сообщенной Ганушем, упоминаются «старый Бадняк» и «молодой Божич». Бадняк – громадное дубовое полено, повсеместно у южных славян сжигаемое накануне Рождества. Дуб (серб. hrast — храст, ср. гром), посвящаемый у всех народов верховному небесному владыке-громовнику (Зевсу, Юпитеру, Перкуну), служит в обряде сжигания бадняка эмблемой небесного бога, который возжигает свет возрождающегося в кратчайший день солнца. «Старый Бадняк» рождественской песни, чествуемый в рождественский сочельник жертвами и возлияниями, есть не кто иной, как этот верховный Бог, родивший «молодого Божича».

Для того чтобы уяснить себе, каким воображали себе южные славяне этого Небесного Бога, «творца молнии», отца солнца – Божича, интересно прочесть величание заменившего в христианстве бога-громовника, пророка Ильи, например, в одной болгарской народной песне:

….. Боже Иленче,
Сос ясно слънце на чело,
Сос месечина на г’рло,
Сос дребни звезде на снага. .

….. Боже Илья,
С ясным солнцем на челе,
С месяцем на горле,
С дробными звездами на теле.
Такая характеристика пророка Илии, в образе неба, усеянного сияющими светилами, возможна была только в стране, где с образом громовника, замененного в данном случае Ильею, связывалось понятие о верховном представителе неба, всевышнем небесном боге.

Пророк Илья в русских песнях и заговорах, как увидим ниже, характеризуется совершенно иначе, а именно всегда как специально грозовой бог, гремящий громом и мечущий огненные стрелы. Точно так и в Риг-Веде говорится, что Индра, также громовник, творец молнии, но в тоже время и верховный небесный бог, «покатил колесо Суpьи», то есть возжег и пустил в ход солнечное колесо. .
Небесный бог назывался ещё именем ДЫЯ (или Дия). Дый – наименование, на первый взгляд могущее показаться скорее литературным, чем народным, сходное с древнеарийским названием небесного бога, великого отца, Dyaus (греч. Ζεύς, рим. Deus); но ещё ближе сходство названия Дыя с именем римского Diespiter (Dies-pater), под которым подразумевался верховный бог, дня (dies) и света, величавшийся в гимнах салийских – «светящим Юпитером», Jupiter lucetius. .

Имя Дыя мы встретили в рукописи, носящей, по замечанию г. Тихонравова, следы южного, именно болгарского происхождения. Дый назван там наряду с первостепенными славянскими богами: Перуном, Хорсом и Трояном. В том же смысле латинское имя небесного бога встречаем и в чисто русских памятниках: в переписке Иоанна Грозного с Курбским, первый, между прочим, выражается так: «Предстатели называешь тленных человек, подобно Еллинскому Блядосяовию, яко же они равно Богу уподобляху Аполлона и Diа». . В том же, без сомнения, значении употреблено имя Дыя во вставке в славянский перевод Слова Григория Богослова: «ов Дыю жьрет». . В словаре Памвы Берынды XVII века Ира (то есть Гера) или Юнона называется: «жона Диева», т.е. Юпитера; в старинном азбуковнике (по списку XVI и XVII столетий) Дий называется богом еллинским; по словам того же азбуковника: «Идусы (иды) суть дни, в ниж римляне богу Дию жертву приношаху».

Что Дый и Дий в старинных памятниках означают одного и того же языческого небесного бога, доказывается сличением сходных мест поучений святых отцов, где в соответствующих местах встречаются имена то Дыя, то Дия, напр.: «диева слоужения и кладения треб, критского учителя окааньнаго…» В другом месте: «не дыева се семена и краденья…» Ещё в другой редакции имя Дыя является уже замененным именем дьявола: «дьяволя служения и кладения треб…». Дьяволом, бесом в поучениях святых отцов нередко назывались вообще языческие божества, в противоположность Богу христианскому.
Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологи. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.
1. Единый верховный небесный бог Южных славян.

Далее… Единый верховный небесный бог западных славян

НЕ́БО, -а, ср. (мн. в том же знач. небе́са, небе́с, -а́м).

1. Видимое над Землей воздушное пространство в форме свода, купола. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Тургенев, Бежин луг. Безгранична пустыня небес над вершинами гор, и бесчисленны грустные очи светил над снегами вершин. М. Горький, Дачники. После дождей небо над Киевом светилось, как купол из лунного камня. Паустовский, Золотая роза. ||Окружающее Землю мировое пространство. Звездное небо.

2. Место, пространство, где, по религиозным представлениям, обитают бог, ангелы, святые и т. п. Прервите пир чудовищный, когда Желаете вы встретить в небесах Утраченных возлюбленные души. Пушкин, Пир во время чумы. || Книжн. Провидение, божественные силы. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Пушкин, Евгений Онегин. Наконец, казалось, само небо вразумило его. Гоголь, Нос.

3. Обл. Верхняя часть, свод, потолок чего-л.

◊До небес вознести ( или превознести) — расхвалить сверх меры. На седьмом небе быть ( или чувствовать себя) — испытывать наслаждение, большую радость и т. п. Под открытым ( или чистым) небом — вне помещения, на улице. Часто по ночам его выталкивали из дому, и ему приходилось ночевать под открытым небом. А. Островский, Без вины виноватые. Небо с овчинку (в овчинку) показалось кому см. овчинка. Небу жарко (будет, станет и т. п.) — об энергичной, бурной деятельности, работе кого-л. Как мы шли в колесном громе, Так, что небу жарко, Помнят Гайсин и Житомир, Балта и Вапнярка. Багрицкий, Дума про Опанаса. Коптить небо см. коптить. Звезды с неба хватать см. звезда. (Как) гром среди ясного неба см. гром. Как (как будто, точно и т. п. ) с неба упал ( или свалился) — 1) неожиданно появился, внезапно произошел, случился. — Очень рад видеть тебя, — — но я удивлен… Ты точно с неба свалилась. Чехов, Скучная история;2) не понимает того, что понятно всем. — Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился, или с неба упал. Чехов, Злоумышленник. (Отличаться) как небо от земли; небо и земля; земля и небо кто-что — о ком-, чем-л. очень сильно различающемся, совершенно не сходном между собой. Я деликатно напомню, что они и я — это разница-с. Земля и небо. Достоевский, Скверный анекдот. Витать между небом и землей см. витать. Между небом и землей (жить, находиться и т. п.) — не иметь пристанища, быть в неопределенном положении. Попасть пальцем в небо — сказать, сделать что-л. невпопад. Упасть ( или сойти) с неба на землю — освободиться от иллюзий, прийти к правильному пониманию окружающего.

НЁБО, -а, ср.

1. Верхняя стенка полости рта, имеющая сводчатую форму. Мягкое небо. Твердое небо. □ Он хотел крикнуть, что он контужен, но рот был так сух, что язык прилип к небу. Л. Толстой, Севастополь в мае.

2. Обл. Верхняя часть свода русской печи. В ней лежал большой камень, отвалившийся с неба печки. Решетников, Подлиповцы.

Навигация по статье

Пирамида богов

На основе похожих друг на друга сюжетов земных мифов о Творении Вселенной, мы можем предположить, что когда-то первоматерия (первичный хаос) была разделена богом-Абсолютом на свет и тьму, землю и небо, верх и низ.

Верх, небо, свет – становятся тем пространством и той субстанцией, откуда и с помощью которой идет процесс дальнейшего творения.

Конечно, это не происходит само по себе, нужны определенные программы и/или разумные создания, которых в человеческих этносах принято называть богами того или иного уровня, с присущими им функциями.

Божество, создавшее небо (отделившее его от земли) – является изначальной иерархической верхушкой, его функции связаны с отцовским образом творца-прародителя, от которого повелись и другие боги-дети.

Есть и версия, что следующее поколение богов – вовсе не родные дети демиурга, а новые божества другой природы, захватчики…

Как бы там ни было, астрологически, демиургам соответствует воздушная стихия знака Водолей и функции планеты Уран.

Бог творец в мифологии разных народов

Славяне

Род – первотворец и великий отец славян, сам появился из вселенского яйца, сотворил три мира Правь, Явь и Навь. Светлые боги – Дети Рода пребывают в Прави, тогда как Явь – проявленный земной мир, Навь – мир духов бесплотных. Все три мира едины, Род пребывает во всем и неотделим от всего.

Своим Духом призвал вибрацию любви, богиню Ладу, которая в виде птицы стала его вестницей.

Сварог – славянский бог неба, первый сын Рода, бог-творец, почитался за справедливость. Отец богов, верховный управитель божественного пантеона славян после ухода отца, бога Рода на покой.

Его жена Лада, богородица. Их дети: Перун, Леля, Жива, Морена, Лель, Полель.

Сам Сварог – высшая творческая сила, распространяемая им на мир Яви. Про него известно, что он сбросил людям с неба, из своей небесной кузницы – кузнечные инструменты. Видимо это означало дар творить и преобразовывать материю.

Дий (патер Дий, Дый) – почти забытый божественный покровитель ясного неба, пространства и простора. Также охраняет потаенную мудрость и древнюю Истину Небесных Богов.

Хранитель творческой силы, связанной с землей Деей (находилась между Марсом и Юпитером – разрушена, на её месте сейчас пояс астероидов), которую также называли землей Сварога. Делайте выводы, возможно Сварог – это и есть патер Дий.

Египет

Шу – «пустота, свет», бог воздуха в Египте, он был тем, кто разъединил Небо и Землю – Нут и Геб. Просто поднял Нут над головой и удерживал её там.

Нут – египетская богиня далекого неба – космоса. Космическая корова, чьим молоком являлся млечный путь и которая каждый день поедала светила, собственных детей – Луну и Солнце.

Считалась также богиней воды, так как владела небесными водами. Изображалась женщиной, чьи руки и ноги касались земли, а тело простиралось по всей широте горизонта, как крыша, купол. Внизу могли изображать лежащего Геба, а между ними Шу, разделяющего их.

Мут – древнеегипетская «мать», богиня неба, супруга, мать и дочь солнечного Амона. Её изображали женщиной с коронами на голове и птицей грифом, который был также её иероглифом.

Птах – «скульптор», «архитектор», «тот, кто в вечности», египетский демиург, находящийся за пределами творения. Его культ был распространен не только по всему Египту, но и в Синае, Палестине, Нубии.

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» – книге, написанной жрецами Мемфиса, именно его мыслью произведены 4 пары первых богов, он сотворил Свет и Истину.

Малая Азия, Двуречье

Ан – шумерский бог – создал небо и дал повеление появиться всем другим богам. В тот момент он был в единстве, слитым с энергией Земли-Ки.

Бывает враждебен к людям, может создавать демонов (олицетворение туч и разных небесных явлений связанных с затемнением, затмениями).

Постепенно Ан перестает участвовать в мифологических сюжетах шумерского этноса, хотя остается высшим божеством, но ему на смену приходит заместитель – Энлиль.

Энлиль – «господин Дуновение», первый сын Ана, также высший символ небесной божественной природы. Именно он отделил свою мать Ки-Землю от отца Неба-Ана. Демиург Ан, связанный с вечностью, выполняет свою роль творца и созидателя с помощью Духа, мысли, слова – все это является основой Энлиля.

Как и его отец Ан, не любит людскую суету и может насылать на бессмысленно суетящихся людей всевозможные кары: ураганы, потопы и пр.

Индия и Иран

Дьяус – «свет дня», «сияющее небо», от которого происходит все сущее.

Дьяушпитар – похоже, другое имя Дьяуса, «светозарный отец» по древней вере арьев, первый и единый бог, творец Вселенной. Молитвы ему были предельно просты, жертвой было лишь выражение ему благоговения. Постепенно его заслонила богиня-мать Адити – свободная и вечная, она могла рожать Богов и Духов (дэвов). На смену Адити пришел Варуна.

Варуна – «всеохватный» бог-вседержитель, заполняет все пространство самим собой. Именно так он когда-то смог разделить Небо и Землю, Дьяуса и Прихвити, и теперь является посредником между ними. Всезнание ему обеспечивает наличие глаза-Солнца.

Инструментом действий Варуны служит «майя» – бесконечное, неостановимое проявление форм с помощью мысли и слова, изменение этих форм, разрушение их. Он сотворил и хранит мир от хаоса, может пропускать в него вибрации творчества и магические стихии.

Также Варуну называют божеством космических, небесных вод, он не только проливает дожди на землю, но и создает моря, наполняет их водой, прорезает русла рек.

Его относят и к богам-дэвам и к демонам-асурам С Варуной в Индии связывают созвездие Ориона.

Варуну и Дьяуса постепенно заменил бог Индра, к нему перешел культ предшественников и их функции творца.

Ахурамазда (Ормазд) – «премудрый господь» зороастрийцев, иранское верховное божество, сотворивший мир своей мыслью, отец богов. Повелевал двенадцатью ахтарами, то есть изначальными силами жизни, что символически связано с 12-ю знаками Зодиака. Солнце считалось его всевидящим оком.

В священной книге «Авесте» сказано, что он безначальный и пребывает в бесконечном свете, создатель всего и устроитель мира.

Его образ и опора – небесная твердь, полная звезд, он владеет всеми небесными водами.

Борьба Ахурамазды и Ангра Маинью

Ахурамазда является отцом истины и праведности, и всего благого, в отличии от брата, которому всегда противопоставляется – Ангра Маинью (Охримана), злого Духа.

Праджапати (Брахма) – индуистский отец всех богов, Абсолют, который сам был рожден из золотого яйца, а потом породил мир стремлением Духа из своего семени:

Праджапати – стал «владыкой творения», поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу.

Семитская мифология и Библия

Баалшамем – «хозяин небес» у семитов, который имел характер то добрый, то карающий. Его заменил победивший его сын Эл (Илу).

Саваоф – высший и единый бог, отделивший свет от тьмы, совторивший небесный свод, потом сушу. И когда он «увидел, что это хорошо», то занялся и другими творениями. С него начинается Библия. Равный ко всем созданиям.

Греция

Уран – «небо, верхний, возвышающийся». Хотя по сюжету греков, его мать-жена Гея появилась раньше него и сама родила себе мужа.

Уран и танец звезд (1834). Автор картины Карл Фридрих Шиинкель

Уран – отец-прародитель жутких чудовищ, а также первого поколения богов-титанов, которых было 12: шесть пар – мужского и женского пола. Его дети-титаны Кронос и Рея рождают следующее поколение – богов Олимпа.

В мифологии Урана обвинила его супруга Земля-Гея за то что он постоянно создает чудовищ, которые не устраивают его самого. И тогда с глаз долой, он прячет неудачных отпрысков в её чреве. В этом конфликте Кронос оскопил своего отца, что символизировало окончательное отделение Неба от Земли.

Рим и этруски

Янус – римский всемогущий бог неба, якобы возник из бесформенного шара и начал сотворять мир. Редкое по организации – двуликое божество, причем одно из лиц направлено к неведомому бытию, а другое к своему созданию – нашему земному миру.

У Януса было 12 алтарей, можно связать это с 12-ю месяцами, 12-ю знаками Зодиака.

Символом Януса считались арки, как образы небесного свода. Поэтому, неудивительно, что в более поздние времена человечество приписало ему более прикладную функцию – охранительную. Он ведал всеми вратами, всеми входами и выходами.

И вторым символом Януса являются ключи, открывающие врата любых явлений, которые посылает Небо людям, что ассоциируется с ключами христиан от рая.

А из-за его связи с небесными водами, мировым океаном, был и третий символ Януса – судно, корабль. К слову, жена Януса – нимфа Ютурна считалась богиней вод, а их сын по имени Фонсу – почитался как создатель всех земных рек, водных источников и даже фонтанов.

Кулсанс – первотворец этрусской мифологии, аналог Януса, но не с двумя, а аж с четырьмя лицами, что символизировало всеохватность внимания и способность знать всё.

Диовис патер – древнее римское божество светлого неба. Подобное имя есть у славян – Патер Дий.

Германия и кельты

Тюр – высший создатель мира, пожертвовавший ради него своей правой рукой, оставив её в пасти злобного волка Фернира – в залог того, что чудовище даст себя посадить на цепь. Цепь оказалась не простой, а волшебной, и Фернир, поняв, что это кранты – ведь его злую силу связали до конца времен, откусил руку Тира.

Символически правая рука может означать активное влияние и управление миром. Лишившись её, демиург, остался отстраненным от своего творения.

Тиу (Ирмин) – западногерманский хранитель Вселенной, тот же Тюр, только с измененным именем. Ему были посвящены стволы самых высоких деревьев и сделанные из дерева колонны, как образ связи Неба и Земли.

Прибалтика

Диевас – бог сияющего неба балтийского пантеона, «самый первый». Именно он считается стоящим над всеми богами, но не имеет непосредственного влияния на человеческие жизни, в этом его заменяет Перкунас.

Укко – у финнов это даже не бог-отец, а дедушка – держатель небесного свода, муж бабушки-Земли, с которой они дополняют друг друга, как сказочные старик со старухой. Луна и Солнце – являются глазами Укко.

Ильма, Ильматар – «воздух», богиня – участница творения мира, дева неба, на коленях которой Укко поместил гнездо, в котором утка свила 7 яиц. Из этих яичек потом были созданы звезды, светила, земля, которую сама Ильмарен совершенствовала, добавляя детали. Мать Вяйнямёйнена.

Ильматар (1860) – автор картины художник Р.В.Экман

Ильмаринен – «погода, небо», финский демиург, называемый небесным кузнецом, а небо – считается его кузницей. Действующий в паре с Вяйнямёйненом (дорогой которого называют Млечный путь), вместе они творят человеческий мир и мир стихийных сил природы.

Китай, Япония и Монголы

Тянь-ди – китайское небо «Тянь», считается изначальной божественной силой, из которой происходят пять основных стихий существования мира. «Ди» – бог. То есть имя «Тянь-ди» – небесное божество, всезнающий верховный владыка, который посылает людям как награды, так и небесные кары.

Юй-ди – нефритовый император, в даосском пантеоне является верховным божеством. Его образ – мудрец, управляющий небом и людскими делами. Его царство устроено сложно, как и китайский бюрократический корпус в людском мире.

Пань-гу – первопредок китайской мифологии, который, как и многие изначальные боги появился из вселенского яйца. И давай махать топором, творя и отделяя небо от земли.

И еще какое-то время следил, чтобы Небо не свалилось на землю, подпирал его. И в конце концов, убедившись, что все хорошо, спокойно умер, а точнее – превратился во все сущее, стал всем.

Хормуста – родственен Ормузду, верховный отец монгольского пантеона, владыка горы Сумеру. В бурятской мифологи Хормуста – прародитель 55-ти духов-тенгри и Гэсэра.

Тенгри – «небо» монгольских мифов, представляющее собой группу всеведающих и вездесущих духов, которые создают и олицетворяют всё сущее, все грани и аспекты бытия, светлые и темные. То есть, они уже вторичный творец, не тот, кто сделал, а те, кто переделывают Небо и Землю.

В более поздних верованиях сказано, все тенгри живут на вершине так называемой мировой горы и воюют с асурами.

Индейцы Америки

Таронхивагона – «держащий небо», является верховным богом племени ирокезов. Причем по их поверьям небо имеет характер тверди, обрамляющей мир и на которой держится мир. За небесной поверхностью остается хаос, небом отделяется тьма, оно хранит землю и людей от нашествия темных сил.

Кроме того, небо воспринимается как ворота – голубая арка, через которую проложен путь в неведомые места. Ключами от этого прохода владеет всеведающий Таронхивагона.

Чиминигагуа – демиург индейцев Колубмии, начал с излучения света из самого себя. Далее были созданы птицы, которые должны были разнести сияние Чиминигагуа по всему миру. Когда и это было сделано, он приступил к созданию светил – Солнца и Луны и всего остального.

Авонавилона – создатель мира в верованиях индейцев Северной Америки. Пребывая в изначальной тьме произвел мысли, которые создали зародыши будущей жизни.

Аронгиате – высшее божество и небо индейцев-гуронов, которое всё видит и всё знает – как происходящее на земле, так и в человеческой душе. Кроме этого, Аронгиате управляет временами года, ветрами и волнами.

Его именем гуроны скрепляли свои обещания, призывали божество в свидетели клятв. Может жестоко наказать за ложь и обман, и даже за злые мысли.

Тонакатекутли – «владыка нашего существования», сотворивший мир на пару со своей супругой Тонакасиуатль. Считается что эта чета живет на самом высшем 13-м этаже неба. Слишком высоко сидят, поэтому люди их помнят, но специального культа у этих божеств нет.

Новая Зеландия

Ранги – божественное Небо, которое в единой связи с Папой (Земля) произвело всех существ. Но так как супруги не хотели разжимать своих объятий, то мир пребывал во тьме.

Пришлось детям, а конкретно Тане-Могуте, который считался божественным отцом лесов (символ Мирового Древа), разлучить родителей. Но они, хотя и стали существовать врозь, продолжают любить друг от друга, и в пространстве их любви происходит и развивается вся жизнь.

Африка

Нионгмо – божество негритянских племен Золотого берега, небо, дающее жизнь. Он всегда был и будет, он создает и посылает земле и людям оживляющий свет и воду дождя. Облака, бегущие по небу воспринимаются как покрывало Нионгмо, звезды на ночном небе – как украшения для его лица.

Именно Нионгмо создатель других богов, его дети «вонг» – воздушные духи, замещающие его во многих функциях. Вонг освобождают отца от земных беспокойств и позволяют ему величественно восседать в небесных покоях. Он старший и высший бог, люди его почитают за это, но больше обращаются к его детям, почитают их активнее.

Нианкупон – «высший бог», «погода» западных африканцев, это слово обозначает как имя верховного творца, так и место, пространство, куда уходят души людей после их смерти.

Олорун – «хозяин неба» племен иоруба, который когда-то создал небесный свод и мир. Но сейчас так далек от всего этого, что в дела земли и людей не вмешивается, передав все эти хлопоты Обатале, своему сыну – гермафродиту. Неудивительно, что люди вдвойне чтут Обаталу – как своего покровителя и посредника между ними и творцом, просят милости и задабривают его жертвами.

Суку-Ваканге – ещё один верховный бог африканских племен кимбундов в Конго, за которого все дела ведут даже не его дети-боги, а духи умерших людей – «килуху».

Так как духи по большей части злы и мстительны, добрых и порядочных среди них мало, то верховный папа Суку-Ваканге периодически спускается с небес. И наводит «шороху», устрашая всех и убивая громом особо провинившихся духов. После чего снова возвращается в состояние покоя на своих небесах, – на то он и «верховный».

Таким образом, боги создатели Вселенной сделали многое:

  • отделили наш мир от первичного хаоса, и небо от земли, – как источник света и сияния;
  • проложили нити связи между небом и землей в виде разных стихий и явлений;
  • свободной мыслью сотворили пространства мира и создали существ, которых можно считать экспериментальными творениями.

Они – первые демиурги, которые давно уж не с нами. Или им самим это больше не интересно, либо следующие поколения богов – их детей (или «гостей»-захватчиков) вытеснили и заместили их…

Но возможно, это и означает, что потребности у человечества в качествах и способностях тех первых богов – не осталось…

…Напрасно всматривается риши в туманную глубину. Его народ и он сам уже слишком далеко отошли от Источника высшего знания.

Светозарный Отец, Дьяушпитар, стал для них бледной тенью, абстрактным понятием, растворился, исчез, заслоненный исполинским телом Матери-Природы и полчищами рожденных ею адитий…

(Александр Мень. Магизм и единобожие)

По теме – рубрика «Боги и ритуалы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *