Бог происхождение слова

Что означает слово «бог” и откуда оно произошло? Но для начала нужна вводная информация, которая необходима для понимания сути.

Россия (или иначе – Русь, Рось, Рассея) – это рассеившийся (расселившийся) народ, который совершил великий исход из северных земель, где проживал до наступления ледника. Но как называлась эта территория? Она называлась «Тырь», или иначе «Тыра”, с ударением на «ы”. Европейцы до недавнего времени называли ее «тартария” (тырь-тырия). Тем не менее, в латинском языке мы до сих пор порою называем Землю (всю известную территорию) – Terra (Терра). То есть Тырь. А слово «территория” наверняка имеет происхождение от слова «тырь-тыра, тер-тера, тор-тора” (варианты звучания). «Тырь” – это слово означало местность, которая что-то «несла» собой или ее кто-то «нес», где можно было собирать плоды, добывать рыбу и дичь, запасаться древесиной, то есть «тырить” — «нести — подносить» различные блага. Отсюда же предположительно слово «дерево” означает «тырево”, то есть, то, что «несет» плоды. И населяли Тырь люди, которых называли «тыраками”, или иначе говоря, «дураками”, так как изначально у этого слова не было негативной окраски, как не было ее у современных слов «деревеньщина” и «колхозник”. Русь, во времена великого исхода с Тыри, концентрировала на периферии весь свет цивилизации того времени. А те, кто оставался жить в Тыри, про тех говорили, что они живут «в дыре” (в тыре). Глухое звучание согласных звуков свойственно русскому языку древности. Мужчина – «тырак” (мутировавшее в современное «дурак”), женщина – «тырка” («дырка”), «тырачка” («дурочка”). Да, смешно, но, согласитесь, что логично, хоть и забавно по современному.

Алатырь, бел-горюч камень, по-современному «алтарь”, место, где приносят в жертву натыренное. Традиция приносить в жертву «тырь” (то есть, как правило еду, но не только, это могут быть и другие блага, как, например, вещи и, даже, живые люди) произошла от древней традиции хоронить усопших соплеменников, оставляя их голову торчащей из земли, чтобы потом ритуально «кормить” ее (голова Святогора – руск. нар. сказки). После того, как голова от ветхости отваливалась от туловища, на ее место ставили камень и «кормили” потом его. Это и была первая форма алтаря. Богатые родственники усопшего водружали большой камень, а кто победнее – поменьше. На большой камень складывали «тырь” (тар-дар, возможно оттуда произошло слово «дар”), и обложив его хвойными ветками (елью), поджигали. Так потомки «кормили” своего почитаемого предка. В дальнейшем предки становились предметом божественного поклонения со стороны потомков. Так возникло родноверие.

Теперь главное — что означает слово «бог” и откуда оно взялось?

Бог, в своем исконном значении означал предка, которому поклонялись (см. выше «алатырь, бел-горюч камень”). Как известно, в древнем русском языке было характерно приглушенное звучание согласных звуков. А что произойдет, если приглушить согласные в этом слове. Вышло «пох”. Весьма схоже по звучанию со словом «пах” («пах” – у мужчин, «пахва” у женщин («пихва” – современное укр. слово, часть тела, куда «пихают”), которое в свою очередь связано с продолжением рода, плодородием (пахать) и раскрывает, что, собственно, может изначально означать слово бог-пох. Бог – это предок, давший начало роду (людскому племени) и которому поклоняются его потомки, выражая таким образом ему свои чаяния на защиту от невзгод и напастей.

Люди стремились стать богами, добывая себе славу, которая стала бы основанием для поклонения им потомков. В ходу было совершение «подвигов”, как неких достижений, обязательных для покрытия себя славой героя.

Герой, это латинизм, произошедший от не точной транскриптизации в латинском языке звука «я”. Его однажды записали как «he” и потому произносили потом как «хе” (похожая метаморфоза в имени «ольга-хельга”). Таким образом, «герой”, это «херой”, т.е. в изначальном звучании – «ярой” («какой?” – им. прилагательное), или, что точнее и понятней современному русскому языку, слово «ярый” (арий). Право называться «ярым”, то есть «героем” (арием), нужно было заслужить. От того и необходимы были «подвиги”.

Подвиг, скорее всего связан со словом «подвизаться” (на поступок). Иными словами, объявляешь, что совершишь нечто (например, что завалишь медведя одной рогатиной), то есть «подвизаешься”, и совершаешь «подвиг” – то, собственно, на что и «подвизался”. В современном понимании, связь между понятиями «подвиг” и «подвизаться” утеряна и подвиг может быть спонтанным, как и геройство.

Культ предков свойственен всему человечеству. Современное поклонение могилам предков и близких родственников, а также великим заслуженным личностям (своеобразным «героям”, в нашем понимании), это и есть остаток этого культа, который когда-то был основополагающим религиозным фундаментом у наших предков, творившим таким образом своих богов. Возложение поминальной еды (конфетки на могилку, или стакан водки с бутербродом), а также возложение венков и цветов – все это тоже остаток древнего обычая «ритуального кормления” торчащей из земли головы. Пойдете на кладбище, вспомните это и задайтесь вопросом, действительно ли это так.

Монотеизм, к коим относится иудаизм (предтеча христианства и ислама), это относительно гораздо более древнего родноверия не более, чем новодел. Монотеизм возник от религии фараона Эхнатона, ввёвшего культ поклонения Солнцу. От песней Эхнатона было много заимствовано в Ветхий Завет, а он, в свою очередь, лег в основу иудаизма, ислама и христианства. Монотеизм разрушил культ предков в его эзотерическом смысле и буквально «поставил крест” на родноверии, в котором поклонялись многим богам-предкам. Вместо этого был предложен лишь один бог, который «создал” первого человека, а от него уже начали вести род всего рода людского. С точки зрения значимости, это давало некие преференции и политические выгоды тому народу, который провозгласил себя первейшим потомком первого человека, а стало быть, более значимым в плане более древнего своего происхождения. Я говорю о «племени авраамовом”, то есть евреях-иудеях. К тому же, они провозгласили себя «любимым” народом своего бога, обеспечив таким образом, себе некоторое преимущество перед другими народами. Согласитесь, у первых иудеев был явный мотив ввести монотеизм по собственноручно написанной книге, где лучшие «кусочки” доставались именно им.

Современное понятие бога искажает его исконный смысл. Бог современности, это некий «абсолют”, некий «сверх-разум”, некая «мистерия” и непостижимая «сверх-энергия”. Однако, наши предки знали, что бог – это их многоуважаемый предок, вполне себе реальная личность, жившая во плоти, то есть просто выдающийся человек, «герой”, который, по их верованию, непостижимым образом существует после смерти и помогает своим потомкам из потустороннего мира. А современное перевирание смысла этого слова, это очередной новодел современной христианской эпохи.

Для сведения, родноверие – этот термин используется в качестве названия религии наших древних предков, а не в качестве современного «родноверия”, пытающегося быть похожим на старую веру предков.

Под словом «БОГ» я имею в виду саму Первопричину, которая все создала, которую мы в себе содержим и участвуем в процессе создания всего сущего, Первопричину, с которой мы общаемся через чувство и состояние Любви. Из этого чувства рождается всё, состоящее из Сил Природы Естества проявленной в плотноматериальных объектах и не проявленной, и существующей на тонкополевом уровне. Общее поле Вселенского Разума, Сила Жизненности, объемлящая все живые и не живые вещественные и полевые системы, сотворившая Миры, Энергии, Пространство и Время, Вечность и Без-конечность, проЯвляющейся в каждом субъекте или объекте, имеющем одухотворяющее начало, Зерно, Зародыш Изначальной Силы Энергии-Информации-Первопричины-Эфира. Полагаю, что каждый понял в меру своего миро-восприятия и миро-воззрения, относительно своей парадигмы мышления… Это понятие у всех меняется со временем познания себя и окружающего пространства и не может быть описано любыми словами, сколько бы их не писалось, это внутреннее состояние…

Рыболов — человек, которого охватывает дрожь при виде любого водоема. Наличие рыбы в водоеме совершенно не обязательно. Тот, кто не испытывает душевного трепета при виде воды, никогда не будет рыболовом.

Борис Альчиков

Толковый словарь некоторых рыболовных терминов

Многие рыболовы перед рыбалкой или во время её упоминают некоего Подю. К нему обращаются со словами «Подя, дай рыбки», разбрызгивают водку. А на удивлённые взгляды других рыбаков отвечают: «Подя – дух рыбалки, сейчас заклюёт!»

Мы решили разобраться, кто же такой Подя, и с чего всё это началось. Начнём мы с «практики» – рыболовных примет, связанных с Подей. А во второй части разберёмся, кто же такой Подя и откуда он взялся.

рыболовные приметы

Вот рыболовные приметы, которые помогут поимать рыбу. Как известно, рыбаки – народ очень суеверный. Особенно за последнее десятилетие вспомнилось поверье в Подю, и пользуется оно большой популярностью в рыболовном мире. Мы решили разобраться в этом вопросе. Стоит отметить, что «Подя» является понятием абстрактным, поэтому склонять само слово, в принципе, неверно. Но рыболовы (может, конечно, не все) между собой во время общения склоняют его, как простое обычное слово. Поэтому мы решили тоже склонять «Подю», ведь эта же статья для нас, рыболовов!

В древности все рыбаки верили в Подю. Они на столько хорошо его знали, что разговаривали с ним, улавливали его настроение, знали, в каком случае будет улов, а когда его лучше и не ждать. В связи с этим уже издавна рыбаки что-то замечали, что-то примечали, запоминали, рассказывали другим рыбакам. И так постепенно складывались рыболовные приметы и поверья, которые затем и дошли до нас из далёкого богатого прошлого.

Но не смотря на свою древность, они популярны и в наше время. Приметы, конечно, обновлялись и почти потеряли свою связь с Подей. Но мы долго рассматривали этот вопрос и всё-таки уловили и восстановили главный смысл многих примет, заложенный в них рыбаками из далёкого прошлого. Верить в это или нет, пусть каждый рыбак решит для себя сам. Но тот, кто живёт рыбалкой, дышит ею и приобрёл богатый опыт, точно знает, что рыболовные суеверия на пустом месте не возникли.

  • Если рыбаку по дороге на рыбалку пожелали хорошего клёва – улова не жди. А если кто-то пожелал «ни хвоста, ни чешуи», пошлите его к черту.

Эта примета прямо указывает на то, что хороший клёв Поде не по вкусу. Он любит скромных и бескорыстных рыбаков.

  • Нельзя наспех готовиться к рыбалке. Много шансов ничего не поймать.

Ведь Подя любит трудолюбивых и прилежных рыбаков. А на халяву, знайте, ничего не даст.

  • Если мысли сосредоточены на чём угодно, но не на рыбалке – лучше не ехать.

Голова рыбака должна быть свежей и ясной. Поде по нраву – чёткий ум и светлая совесть. Не зря же существует рыбацкая поговорка – «На рыбалку – с чистыми мыслями».

  • Если в самом начале рыбалки рыба активно клюёт – удачи не жди.

Это Подя с вами хулиганит. Смеётся над вами, потешается. Поиграет-поиграет и оставит вас.

  • Подя не любит, когда рыбаки считают пойманную рыбу. Подя сам знает, сколько и какую рыбу вам даст и контроль за собой не выносит.
  • Пустой садок в воде – плохая примета. Пустой подсачек также мочить нельзя просто так, иначе крупной рыбы не дождёшься.

Потому что Подя уважает терпеливых и выдержанных рыбаков. А беспокойных и прытких не жалует.

  • Если в начале рыбалки одна неудача следует за другой: леска запутается, блесна с первого заброса утопится, крючок оборвётся – сматывайте удочки и уходите домой. Это Подя знак даёт, что он не в настроении давать вам улов, и этот день не лучший для рыбалки.
  • Недаром давно подмечено рыбаками, что если сознательно возьмёшь большой мешок под улов, уйдёшь ни с чем.

Это происходит потому, что Подя не любит хапуг, вот и не даёт улова. Ведь он видит ваши намерения. Старайтесь брать под рыбу что-нибудь неприметное и на вид небольшого размера. Может, не заметит.

  • Подя любит, когда мелкую рыбёшку рыбаки, аккуратно сняв с крючка, выпускают в реку. Это хоть и небольшая, но всё же дань реке.
  • Подя любит новичков и не жалея даёт им добычу. Как правило, такие ловить рыбу ещё не умеют и делают это ради удовольствия, а не ради наживы. Вот Подя их и жалует. Поговорка – «Новичкам и дурачкам везёт» – действует и в рыболовном деле.
  • Проверено, что во время рыбалки нельзя показывать свой улов другим. Это и понятно, ведь Подя не любит хвастливых рыбаков. Он любит скромных и тихих.
  • Есть примета, что если сорвалась рыба, то клёва в ближайшее время не жди, так как рыбка всем рассказала, что на этом месте рыбак. Как ни странно, но это всегда действует. Это происходит потому, что Подя ужасно не любит нерасторопных рыбаков. Ему всегда очень обидно, когда он даёт хорошую рыбину, а рыбак-растяпа её упускает. Конечно, от обиды некоторое время он и не даёт улова. Так что если сорвалась рыба и долго нет клёва, подождите! Ещё немного – и, может, Подя отойдёт, сжалуется, и клёв наладится. Помните, что он любит терпеливых рыбаков.
  • Рыбаки полагают, что если ездить на рыбалку всегда в одной и той же одежде и ловить на одни и те же снасти – улов всегда будет богатым. В этом случае Подя тебя быстрее узнает. И если ты порядочный рыбак, то и клёв не заставит себя долго ждать. Но одежда не должна быть нарядной. Подя не любит этого.
  • Ни в коем случае нельзя приступать к рыбалке новой снастью, не намочив её в воде. Иначе Подю испугаете незнакомым ему предметом.
  • Если намучился в дороге – река наградит за это. Если ты добросовестный рыбак, и по дороге случались неприятности, Подя пожалеет и обязательно наградит добычей.
  • Не любит Подя, когда на рыбалку берут с собой рыбу в качестве перекуса. Не любит – и всё. Это в конце концов неуважение к рыбе.
  • Есть примета, что если задобрить Подю, то клёв будет отменным. Но внимание! Это не значит, что надо задабривать и себя. Если употреблять спиртное во время клева, означает лишить себя удачи. Подя не выносит подвыпивших рыбаков. А если нет с собой ничего подобного, задобрить можно и кусочком съестным, которое нужно бросить в место, где будете рыбачить.
  • Подя обязательно накажет бесклёвьем таких рыбаков, которые не уважают реку. Загрязняют её, плюют, совершают бесчинства. После этого даже не суйтесь продолжительное время на реку. Не только рыба не будет клевать, Подя ещё и ветер на вас пошлёт.
  • Нельзя перешагивать через удилище и давать своё рыболовное снаряжение в руки другому человеку, чтобы порыбачить, будь то спиннинг, блесна или прочее. Подя, конечно, не любит жадных рыбаков, но к рыболовным снастям очень строг. Рыбак должен трепетно относиться к ним, соблюдать идеальный порядок в рыболовных коробочках и помнить, что чужого ведь не жалко, поэтому человек может повредить или испортить твою снасть. И за безалаберное отношение к снастям Подя наказывает.
  • Подя не любит шума на рыбалке. Громкая музыка, шумные разговоры и ругань его пугают. Тут уж задабривай или нет, а клёва не будет всё равно.
  • Подя обязательно накажет, если человек загубил пойманную рыбу: протушил или не успел съел, а кому-нибудь отдать – пожадничал. К этому относится и нанесённая серьёзная травма рыбе – это выдранные глаза, раны на боках, а также раздавленная рыба, ведь очень часто встречаешь рыбаков, которые ходят сапогами прямо по ней. Также нельзя кидать пойманную рыбу и убивать её молотками или ещё чем-нибудь. Свою добычу следует ценить и искренне радоваться ей. И какая бы она ни была, всегда нужно благодарить Подю, тогда в следующий раз улов будет богаче.

Есть такие приметы, которые существуют сами по себе без связи с Подей или ещё с каким-либо поверьем, например, мы нашли такие:

  • Если вас вдруг без причины остановил гаишник – рыбалке не быть.
  • Как только поймал первую рыбу, нельзя ни в коем случае смотреть по сторонам и оглядываться назад – больше ничего не поймаешь.
  • Если вы на рыбалке не один, то не дай Бог вам первым поймать рыбу – всё, она и будет и последней.
  • Если поплевать на наживку, можно рассчитывать на хороший клёв.
  • Перед рыбалкой нельзя бриться и стричься. Клёва не будет.
  • Всегда после рыбалки рыбаки показывают размер пойманной ими рыбы. И всегда этот размер гораздо больше реального. Оказывается, это делается не сознательно. Просто есть поверье, что после улова нужно обязательно слегка преувеличить размер рыбы, тогда в следующем улове будет рыбка покрупнее.
  • Если птичка мимо пролетала и капнула на рыбака – к отменному клёву!

кто такой Подя?

Оказывается, что Подя – дух-хозяин огня и домашнего очага, а отнюдь не рыбалки, как считают многие.

Во многих семьях он считался главной домашней святыней. Он обладал огромной силой – мог изгонять злых духов, им очищали жилища, охотничьи и рыболовные снаряжения. Он помогал в хозяйственной деятельности, следил за здоровьем оленей, способствовал удачной охоте и рыбалке. А также предупреждал о предстоящих событиях, выражение которых люди видели в треске горящих дров, в неожиданной вспышке пламени, в отскочившем угольке. А полёте искр люди угадывали его настрой на будущий день.

Люди почитали Подю, и это выражалось во всех их действиях. Запрещалось кидать в очаг острые предметы, колоть дрова около костра, чтобы не поранить духа. Нельзя было проливать воду в огонь, плевать и прочее. Перед едой сначала прикармливали Подю, бросая в огонь кусочки еды.

Охотники и рыбаки угощали Подю, чтобы тот послал им добычу, поскольку успех зависел не меньше, чем от духов непосредственно охоты и рыбалки. Люди считали, что Подя идёт впереди, и если он поймает душу животного или рыбы, то те и станут добычей человека.

«Подю» можно было прикармливать угощеньем, приготовленным из продуктов, добытых на месте, на промысле.

Например, есть книжные сведения, как горинские (это название пришло от реки Горин – притока Амура) нанайцы совершали обряд угощения. Когда они выезжали на Амур, чтобы заготовить осеннюю рыбу, в частности кету, с первым уловом начинали такой обряд. Те, кто постарше, нагревали водку и разливали по малюсеньким рюмочкам, похожим на напёрстки («итанги»). Потом произносили произвольную речь примерно такого содержания: «Кя, Подя! Не пожалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда. Обманывать твоих слуг, живность твою, не будем. Наживаться на обмане – грех! Мы просим за себя и особенно за наших неопытных добытчиков, иначе пропадём мы, с голоду! Обманывать не станем тя. Кя, Подя!»

Затем они опускали указательные пальцы в водку, брызгали на все четыре стороны и приговаривали: «Кя, Подя, не забывай ты нас, не обижай!». А затем выпивали содержимое.

Во второй половине ХХ века обряды с угощением стали проще. Сначала Поде ставят рюмку со спиртным. Затем закуску «юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного кладут в тарелочку рядом с кружкой». А затем говорят примерно так: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Мне хватит полмешка карасей и четыре сазана». Если при попадании в костёр кусочков еды или капель спиртного пламя вспыхивало, это означало, что «угощение Подя принял».

Ульчи (или, нани (самоназванные), коренной народ Ульчского района Хабаровского края; в середине XIX в. проживали на севере от села Ухта до южных сел Ади и Кульгу, верхних по Амуру; народ, близкий по культуре с нанайцами и нивхами) не говорили вслух свою просьбу к духу огня и обращались к нему только мысленно. Нельзя было осуждать и обсуждать духа.

Сохранилась история нанайки о том, что Подя не только способствует удачной охоте и рыбалке, а также может помочь при опасности. Этот случай произошёл с её бабушкой и дедом. Они ездили ловить рыбу. Дед её ловил, а бабуля обрабатывала и заготавливала. И когда они собрались ехать домой, вдруг ветер куда-то делся и установилась тихая погода. Что делать? Дед обратился к Поде с мольбой, «водки побрызгал», на коленях ветра попросил, чтоб домой вернуться. Пока сами поели, собрали вещи и заготовленную рыбу, вдруг подул лёгкий свежий ветерок. Они поставили парус и поплыли. А когда добрались до дома, ветер вдруг опять прекратился.

Коренной народ Приамурья представлял, что дух-хозяин огня мог жить в гнилом дереве. Поэтому прежде чем рубить подобное дерево, сначала нужно было попросить прощения у духа за это и объяснить необходимость его рубки. А затем молили его покинуть дерево, потому что если дух погибнет, то и людям жизни не будет.

Нанайцы верили, что Подя – хозяин муравьёв. И не дай Бог человек, пусть даже не нарочно, осквернит муравейник. Наказание было страшным – у человека начинали гноиться глаза и появлялись нарывы на теле.

Как же выглядел Подя? Ответов, как ни странно, на этот вопрос немало.

Сохранился рассказ человека о том, как люди узнали про облик Поди. Однажды в старину охотники поехали за добычей. Наткнулись на множество следов соболей и расставили ловушки. Но как не ждали, добычи всё не было. Когда легли спать, старшему охотнику приснился сон, как на месте костра ходят крошечные человечки, 7-12 сантиметров, и ворчат: «Ничего поесть нет, ничего не кинули». Когда охотник пробудился, то сразу понял, что это были Поди. Он рассказал своим товарищам про сон, и они вместо охоты совершили обряд угощения. После этого старший охотник опять увидел подобный сон, в котором на месте костра бегало много маленьких людей, человек 15, но они уже не ворчали, а радовались и даже танцевали.

С тех пор и стали Подю кормить. И хоть другие охотники и не видели подобных снов, но о его величии говорили все. Таким образом и сохранилась такая характеристика Поди, которую дала впоследствии та же нанайка: «Подя – такой маленький народ, им много не надо: с одной капли захмелеют».

Многие нанайцы представляли Подю в образе древнего старика с его многочисленной семьёй. А неосторожные и провокационные действия или поступки людей могли убить детей Поди, считали они.

Также была записана некая легенда, в которой сказано, что Подя была женского рода. Она жила глубоко под землёй, но встретила человека и полюбила его. Своим могуществом она сделала его своим мужем. Но жили тем не менее они врозь. Жена – в земле, а муж, который уже не мог вернуться к людям – в лесу. Их брак был бездетным, но благополучным и богатым – «всего было в достатке».

Эвенки (старое название — тунгусы; коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь), живут также в Монголии и на северо-востоке Китая) и нанайцы представляли Подю в облике старушки. А эвены (прежнее назв. «ламуты»; один из народов на севере Сибири; живут в некоторых районах Магаданской и Камчатской областей и в северных районах Якутской АССР к востоку от р. Лены) считали, что Подя – это мужчина и называли его «огонь-отец». Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный»; малочисленный тунгусо-манчжурский народ в Приамурье) думали, что Подя – это муж и жена и изображали их в виде деревянных фигурок без ног, так как этот дух, по поверью, показывался людям из огня только по пояс.

Также есть не менее интересные сведения о том, как нанайцы представляли внешний вид и даже одежду Поди: «Этого духа огненной стихии гольды представляют в образе дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате». По мнению некоторых исследователей, словом Фадзя нанайцы называли собственно огонь, а его духа считали женского пола и именовали Фадзя-Мама.

Но современные нанайцы считают, что раньше, далеко в прошлом, нанайцы не представляли Подю в конкретном виде, что всё это людские домыслы и байки. Подя всегда был – абстрактный образ.

Удачной вам рыбалки, и помните, что сколько бы вы не верили в приметы, всё же постарайтесь побольше верить в себя, в свои силы и в свои способности. Уверены, что именно они вас и не подведут!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *