Бог с точки зрения науки

Вероятно, мало кто это прочитает, но я попробую написать пост о «Боге» с научной точки зрения. Для этого нам нужно ввести несколько понятий, которые, к сожалению не всем известны.
Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также если она соответствует другим научным критериям.
Идея «Бог существует» — является гипотезой. Научность этой гипотезы зависит от того какое определение мы выбираем для слова «Бог».
Если мы даем стандартный термин из области религиоведения, то он будет звучать следующим образом.
Бог — название сверхъестественной сущности в теистических и деистических учениях, которая может являться единственной в своём роде, или какой-либо одной конкретной из многих.
То есть исходя из этого термина мы можем с уверенностью утверждать, что термин «Бог», в данном случае научный, так как удовлетворяет критерию Поппера. И путем несложных литературных изысканий также можем с уверенностью сказать, что конкретно в теистических и деистических учениях идея «Бог существует» является фактом.
Если же мы хотим взять за гипотезу «Бог существует» в рамках фундаментального научного понимания, то есть поставить вопрос об объективном существовании такого объекта как «Бог», мы сталкиваемся с определенными проблемами, такими как отсутствие фундаментальнонаучного термина «Бог». Термин отсутствует по той причине, что мы не наблюдали никаких явлений, которые можно было бы связать с объектом «Бог» и которые каким-либо образом его характеризовали. Повторюсь, это с точки зрения фундаментальной науки.
Также можно провести научный анализ гипотезы «Бог существует» взяв за определение слова «Бог» термин из какой либо мировых религиозных концепций.
В христианском миропонимании термин «Бог» обозначает — первоначальную и предшествующую миру сущность, вездесущую, всемогущую и всезнающую, создателя всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира.
В современной науки гипотеза «Бог существует», когда мы под термином «Бог» подразумеваем христианское определение, не считается научной гипотезой так как не удовлетворяет критерию Поппера и не является фальсифицируемой.
Следовательно по уровню доказанности гипотеза «Бог существует» равна таким гипотезам как «Феи существуют», «Единороги существуют», «Ледяные великаны существуют», когда мы берем термины «Феи», «Великаны», и «Единороги» не с религиоведческой позиции, а с позиции соответствующей мифологии.
Пожалуй на этом стоит закончить, спасибо тем, кто дочитал это до конца.

Люди издавна пытались ответить на вопрос, что такое религия. Наметились два способа ее объяснения, определяемые исходными философскими позициями: идеалистическими или материалистическими.

Идеалистическое объяснение религии выводит ее либо из несуществующего сверхъестественного источника — «бога», «абсолюта», «мирового духа» и т. п. (объективный идеализм), либо ищет ее истоки в сознании отдельного человека (субъективный идеализм). Идеалистическая точка зрения выступала и выступает как философская основа всякой теологии!, любой церковной доктрины.

Существование религии и верующих людей на земле богословами «объясняется» ссылками на реальное существование бога. Получается порочный круг: вера в бога выводится из его существования, а признание существования бога требует слепой веры. Подобное «объяснение» религии не имеет ничего общего с наукой и прямо служит целям увековечивания религии.

Субъективный идеализм пытается вывести религию из сознания отдельного человека, из его «души», его «я», субъективных переживаний. Большинство представителей этого направления пытается соединить субъективно-идеалистический подход к религии с объективноидеалистическим, теологическим. Так, небезызвестный епископ Дж. Беркли (1685—1753) отправлялся от ощущений субъекта, а приходил в конечном счете к утверждению бога как источника этих ощущений. Так же поступают и современные субъективные идеалисты, демонстрируя близость субъективного идеализма и религии, невольно подтверждая правильность слов В. И. Ленина, называвшего субъективный идеализм «дорогой к поповщине».

Если идеализм неразрывно связан с религией, то материализм с момента своего возникновения был теоретической основой атеизма. Домарксистские философы-материалисты рассматривали религию с атеистических позиций как превратное, искаженное отражение мира, как человеческие заблуждения, несовместимые с наукой. Они полагали, что распространение знаний в народе приведет к исчезновению религиозных предрассудков. Проблему преодоления религии они сводили к разоблачению религиозного обмана и просвещению масс.

Марксизм продолжает прогрессивные традиции атеистов прошлого, рассматривая религию как ложное, фантастическое отражение действительности, как иллюзии, созданные людьми. Но в отличие от атеистов прошлого марксизм впервые раскрывает закономерности развития человеческого общества, тем самым делая возможным научное объяснение религии.

Специфика религии как формы общественного сознания с исчерпывающей ясностью раскрыта в следующем определении Ф. Энгельса: «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» *.

Религия отражает ту сторону общественного бытия, где присутствуют отношения господства, несвободы, зависимости людей от условий их жизни. Религия возникает как результат человеческого бессилия и одновременно как попытка преодолеть его фантастическими средствами. Пытаясь восполнить свое практическое бессилие, люди прибегают к иллюзорным средствам воздействия на мир. Этим и объясняется ложный, фантастический характер религиозных представлений.

Превратное отражение мира в религиозных верованиях рассматривается марксизмом не как простое невежество, незнание подлинных законов развития мира, а как отражение определенных социальных условий жизни людей. Реальные силы, господствующие над людьми, отражаются в их религиозном сознании превратно и выступают как силы неземные, сверхъестественные.

Наиболее общим признаком, свойственным всякому религиозному сознанию, является вера в сверхъестественное: в сверхъестественные существа, сверхъестественные связи между реальными объектами, сверхъестественные свойства реальных объектов.

Понятие «сверхъестественное» обозначает нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и зависимостей. Сверхъестественное в религии всегда противостояло земному, естественному как его отрицание: конечные, преходящие вещи и явления — и бесконечный, абсолютный, вечный бог и т. п. Бог не только не подчинен законам природы, но является с точки зрения религиозного учения их творцом. Церковники утверждают, что бог может в любой момент нарушить естественные законы, «сотворив чудо».

В отличие от религиозной трактовки сверхъестественного, наука исходит из того, что нет реально существующих сверхъестественных объектов, а есть лишь определенные образы, идеи и представления о них. Идеи и образы сверхъестественного носят иллюзорный, ложный характер, ибо им не соответствует какая-либо реальность. Это не значит, что верования в сверхъестественное не имеют земной основы. Напротив, такая основа всегда имеется. Однако в религиозном сознании происходит деформация реальности. Последняя отражается в искаженном виде, создается иллюзорный мир воображаемых и мнимых сущностей, свойств и связей, который противостоит реальности как ее восполнение и даже замещение.

В понятие сверхъестественного не следует включать всякую иллюзию или заблуждение. Между обычной ошибкой или заблуждением, возникшими в процессе познавательной деятельности, и представлениями о сверхъестественном имеется существенное отличие. Любые заблуждения, возникающие в процессе познания, с точки зрения познающего человека, могут быть проверены в ходе практики, а также с помощью логики и рационального мышления. Люди исходят при этом из того, что всякий объект, познаваемый ими, включен в цепь причинных зависимостей и подчиняется как общим законам развития материи, так и специфическим закономерностям определенной сферы материального мира.

Но именно эта предпосылка отсутствует, если речь идет о вере в сверхъестественное. Верующий человек убежден, что бог не подчиняется законам материального мира, а потому его существование якобы не может быть проверено с помощью практики. В реальности бога (сверхъестественного), по мнению богословов, можно убедиться лишь с помощью слепой веры и мистического «озарения».

Образы сверхъестественных существ встречаются не только в религии, но и в искусстве (баба-яга в сказках, Соловей-разбойник в былинах, Мефистофель в «Фаусте» Гете и т. п.). В философии многие понятия, используемые объективными идеалистами, также обозначают нечто сверхъестественное (мировой дух, абсолют, мировая воля и т. п.). Следовательно, для выяснения специфики религии недостаточно просто констатировать наличие в религиозном сознании представлений и идей о сверхъестественном. Необходимо раскрыть специфические особенности отношения религиозных людей к сверхъестественному, то есть религиозной веры.

Религиозная вера характеризуется тремя основными особенностями.

Во-первых, она предполагает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном, а слепую, т. е. бездоказательную, веру в реальное существование сверхъестественного. Там, где нет такой веры, не может быть и речи о религии. Именно в этом состоит различие между сказкой и религиозным мифом, между художественным произведением, в котором фигурируют фантастические образы, и собственно религиозными верованиями.

Во-вторых, религиозная вера в сверхъестественное включает в себя как необходимый компонент эмоциональное отношение к сверхъестественному. Ф. Энгельс называл религию непосредственной, т. е. эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними силам. Религиозный человек не просто представляет себе сверхъестественное и не просто верит в его реальность— он всегда эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному.

Теологи и некоторые философы-идеалисты утверждали и утверждают, что существует некое врожденное религиозное чувство, которое связывает человека с божеством. Так, например, немецкий теолог Рудольф Отто в написанной им в 1917 г. книге «Святое» пытался определить религиозное чувство как таинственное мистическое озарение человека, возникающее при его соприкосновении с божеством, как сочетание священного ужаса и восхищения.

На самом же деле любые чувства человека, связываясь с его религиозными представлениями, приобретают религиозную окраску. Вопреки мнению многих буржуазных психологов, религиозные чувства нельзя определить, исходя из психологического их содержания. Религиозными могут стать самые разнообразные по содержанию чувства (положительные — радость, восхищение, любовь; отрицательные — страх, ненависть, отчаяние и т. п.), если они направлены на сверхъестественный объект, существующий в сознании верующего *. Это обстоятельство указывает на решающую роль религиозных представлений для всей религиозной системы в целом и для религиозного сознания в частности.

В-третьих, вера в сверхъестественное включает в себя убеждение в том, что сверхъестественное может определять судьбы людей и что человек, в свою очередь, может определенным способом воздействовать на сверхъестественное, задобрить его, вызвать его доброжелательное отношение и т. п. Между верующим и воображаемым объектом его веры возникают особые иллюзорнопрактические отношения. Эти отношения иллюзорны, поскольку сверхъестественный объект существует только в воображении верующего. Но в то же время это практические отношения, ибо они реализуются верующим в его культовой практике.

В отличие от идеалистической философии религия обязательно предполагает веру в наличие двусторонних отношений между верующими и сверхъестественным, чем обусловлена необходимость культовых действий. Массы религиозных людей верят не в абстрактного «мирового духа» или «абсолюта» идеализма, а в личного бога, которому можно помолиться, у которого можно вымолить прощение, облегчение горестей и невзгод и т. п.

10 попыток объяснить религиозные концепции с научной точки зрения

Религия основана на вере. Тем не менее, некоторые люди до сих пор стремятся доказать догматы своей веры при помощи научных методов или терминологии.

1. Джинн
Согласно исламской теологии, люди были созданы из воды и глины, ангелы – из света, а джинны – из бездымного огня. Одни считают джиннов обычными духами, в то время как другие утверждают, что слово «джинн» означает «иностранец», и не исключают возможности их внеземного происхождения. В книге «Жизнь за пределами Земли» (1980 год) было выдвинуто предположение о том, что джинны являются формой жизни, существующей в плазме Солнца.

Плазму в солнечной фотосфере, безусловно, можно назвать «бездымным огнём». Также, с научной точки зрения, она представляет собой форму жизни, основанную на структурах магнитной силы, с положительными и отрицательными ионами, взаимодействующими между собой подобно белкам и нуклеиновым кислотам на Земле, и солнечной лучистой энергией как источнике питания.
Тем не менее, уфолог Крис Лайн имеет иную точку зрения. Он утверждает, что ангелы существуют в ультрафиолетовом спектре, а джинны – в инфракрасном. На своём уровне реальности они способны создавать электромагнитные решётки или голограммы, так называемые «светокопии», которые заставляют молекулы и атомы формировать правильные конфигурации в нашем мире. Это объясняет силу иллюзий и исполнение желаний, ассоциируемое с джиннами.
2. Реинкарнация
В буддизме относительно нормально относятся к научным методам, поэтому неудивительно, что многие буддийские мыслители пытаются примирить западную науку с дхармической концепцией реинкарнации.
Психиатр из Университета Виргинии, Джим Такер, потратил годы на изучение и сбор данных о детях, которые помнили свои прошлые жизни, в надежде найти доказательства реинкарнации душ.
Как ни странно, но его идея не привлекла внимания критиков. И хотя гипотеза Такера пока остаётся недоказанной, его исследовательская методология впечатляет. При анализе собранных данных он обнаружил весьма интересные закономерности. Возраст большинства детей, которые утверждали, что помнят свои прошлые жизни, колебался в пределах 2-6 лет. Около 70% из них заявляли, что умерли насильственной или неестественной смертью. Более того, 90% детей утверждали, что в прошлой жизни они имели такой же пол.
Некоторые квантовые физики считают, что материальный мир является производным от сознания, а не наоборот. Если это так, тогда сознанию не нужен физический мозг, чтобы выжить. Данная концепция является весьма спорной.
3. Девственное рождение
Чудо действенного рождения Иисуса Христа является важной частью христианской веры, и многие считают, что это было божественное вмешательство. Тем не менее, некоторые люди пытались объяснить это с научной точки зрения. Главный вопрос: откуда у Иисуса Христа появилась Y-хромосома, которая сделала Его мужчиной?
Согласно одной из теорий, у Марии был генотип XY, а также синдром тестикулярной феминизации. В таком случае Х-хромосома Марии претерпела мутацию, что сделало её организм устойчивым к тестостерону: она стала женщиной, хотя генетически являлась мужчиной. Как правило, такие женщины бесплодны и имеют неопределенные внешние половые органы. Однако теоретически Мария могла спонтанно забеременеть через процесс, известный как «партеногенез».
В таком случае Иисус, по сути, был клоном Марии. Он должен был претерпеть обратную мутацию, чтобы избежать возникновения устойчивости к тестостерону и синдрома тестикулярной феминизации.
Согласно другой теории, Мария формально была девственницей, когда забеременела. Иосиф и Мария были обручены, но ещё не женаты, поэтому они могли просто заниматься петтингом. Это теоретически привело к беременности Марии, оставив при этом её девственность нетронутой.

4. Пресвятая троица
Ещё одной тайной христианства является то, как три аспекта Бога – Отец, Сын и Святой Дух – могут являться монотеистическим божеством. Некоторые считают, что ответ кроется в квантовой механике. По их мнению, Бог создавал физический мир в соответствии с научными законами, которые соответствуют Его божественной природе.
Согласно квантовой теории, процесс включает три этапа: поле потенциалов создаёт силу, которая, в свою очередь, генерирует кинетическое или фактическое событие. Пресвятую троицу также можно рассматривать как три этапа спасения. Она начинается с бесконечного стремления, или божественной любви Отца. Далее следует божественная истина в лице Сына, который ведёт к фактическому событию спасения посредством Святого Духа.
Ещё одна аналогия, проводимая между Богом и квантовой физикой, заключается в том факте, что субатомные частицы можно рассматривать как частицы или волны – в зависимости от того, как они измеряются. Это отражает характер Бога, который является Отцом, Сыном или Святым Духом – в зависимости от того, как Он измеряется, и взаимосвязей, установленных между ними тремя.
5. Ад и рай
В 1972 году журнал «Прикладная оптика» применил принципы термодинамики по отношению к аду и раю и получил довольно интересные результаты. В Книге Исайи говорится (Исайя 30:26): «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы». Это значит, что рай получает столько излучения от Луны, сколько Земля получает от Солнца, однако в 49 раз больше излучения от Солнца, чем получает Земля.
Согласно термодинамике, рай излучает столько же тепла, сколько и получает – примерно в 50 раз больше, чем Земля. По закону Стефана-Больцмана, температура в раю составляет 525 градусов Цельсия.
В книге «Откровение Иоанна Богослова» (Откровение 21:8) сказано: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая». Температура «озера, горящего огнём и серою» должна поддерживаться на уровне 444,66 градусов Цельсия, чтобы оно не превратилось в пар. Следовательно, в раю жарче, чем в аду.
Тем не менее, эти расчёты не учитывают атмосферное давление в аду. Согласно подсчётам математика, жившего в XIX веке, к 2000 году в аду будет около 29 миллиардов душ. Предположительно площадь геенны, на которой основана концепция ада, составляет 7 квадратных километров. Если представить, что масса души равна массе тела среднестатистического человека в этой ограниченной зоне, то высокое атмосферное давление позволит сере оставаться в жидком состоянии при температуре намного выше 525 градусов Цельсия.
6. Глоссолалия
В 2006 году исследователи из Пенсильванского университета заинтересовались «глоссолалией», которую практикуют секты пятидесятников по всему миру. В ходе анализа функционирования мозга пяти женщин, которые разговаривали на глоссолалии, учёные обнаружили, что их лобные доли (отвечающие за волевые действия) и языковые центры находились в состоянии покоя, в то время как участки, задействованные в поддержании самосознания, были активны. Эти результаты подтверждают заявления пятидесятников о том, что глоссолалия является уникальным осознанным опытом, которому не хватает волевого контроля.

Неврологи предполагают, что ослабление контроля над языковым центром головного мозга может быть вызвано потоком непонятной речи. Однако верующие интерпретируют результаты эксперимента как оправдание своей убеждённости в том, что глоссолалия берёт начало за пределами человеческого разума. Возможно, адамический язык, на котором говорили в Эдеме, также был неструктурированным. Или, может быть, глоссолалия является результатом прямой связи между ограниченным человеческим мозгом и бесконечными языками Бога.
7. Коран
Некоторые мусульмане считают, что основу современной науки можно найти в Коране. Доктор Джо ли Симпсон, специалист в области гинекологии, акушерства и генетики, заявил, что хадиса, приписываемые пророку Мухаммеду, кажется, отражают процесс эмбриогенеза. В одном из них Мухаммед сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню». В другом хадисе он заявил: «Как только со дня сотворения зародыша проходит сорок две ночи, Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему надлежащую форму и даёт слух, зрение, кожу, плоть и кости». Идея о том, что научные истины можно почерпнуть из Корана, является важной для тех, кто желает доказать истинность слов пророка Мухаммеда. В одном из стихов Корана говорится: «Это Мы установили Вселенную (Нашей творческой) силой, и поистине, это Мы постоянно расширяем её». По мнению некоторых людей, под этим имеется в виду дальнейшее расширение и движение космоса с момента большого взрыва.
В Коране также содержатся упоминания об орбитах в пространстве, защитном характере атмосферы, магнитном поле Земли, относительности времени и многом другом.
8. Бытие
В 1994 году трое статистиков из Иерусалимского технологического колледжа и Еврейского университета проанализировали «Книгу Бытия», написанную на иврите, с целью выявить эквидистантные последовательности букв. (Например, «HXOXUXSXE» может быть расшифрована как «дом».) Исследователи надеялись найти определённые слова и фразы, вставленные Богом.
Они опирались на работу раввина Х.М.Д. Вейссмандела, который обнаружил подобные структуры в Пятикнижии. Чтобы найти закодированные слова и фразы, статистики использовали компьютер. Им удалось обнаружить слово «Седекия», имя иудейского царя, правившего в VI веке до нашей эры. Оно находилось рядом со словом «Мантания», настоящим именем Седекии. Также исследователи обнаружили рядом с «Хасмонеями» (еврейский род) слово «Ханука». Всего было обнаружено около трёх сотен пар таких слов и имён.
По мнению некоторых людей, это не совпадение или попытка выдать желаемое за действительное. Книга Бытия была написана в 2300 году до нашей эры, и ссылки на события, произошедшие сотни и тысячи лет спустя, говорят о том, что её автор не мог быть человеком. Закодированные пары слов были оставлены высшим разумом – Богом. В ходе дальнейшего статистического анализа были обнаружены имена 32 еврейских деятелей, живших в IX-XIX веках.
9. Проблема звёздного света
Младоземельные креационисты считают, что Вселенной, включая Землю, всего 6000 лет. Однако, как установили астрономы, самые дальние объекты, квазары, находятся от нас на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Именно в этом заключается суть «проблемы звёздного света», которая является нерешённой до сих пор, несмотря на многочисленные попытки.
Одной из них была теория о С-распаде, где С – первая буква латинского слова «celeritas» («свет»). С-распад – идея, согласно которой скорость света со временем исчезла.
В докладе под названием «Атомные константы, свет и время» Тревор Норман и Барри Сеттерфилд проанализировали 163 экспериментальных значения, чтобы определить скорость света, начиная от середины XVIII века и заканчивая сегодняшним днём. Они пришли к выводу, что скорость света за год уменьшалась на 40 километров в секунду.
Космология белых дыр – ещё одна теория, касающаяся проблемы звёздного света. Её автор, Рассел Хамфриз, предположил, что Земля находится в колодце чёрной дыры. Согласно данной теории, во внешней Вселенной проходят миллиарды лет, а на Земле за это время – всего несколько дней в результате замедления времени. Хитроумная математика и явное безумство идеи помешали ей получить широкое признание.
Буквально недавно появилась ещё одна теория, согласно которой, перемещаясь в одном направлении, скорость света измерить невозможно. Следовательно, не исключено, что свет, который движется в сторону наблюдателя, делает это почти мгновенно. В свою очередь, свет, который движется от наблюдателя, делает это медленнее, чем С, превращая С в среднее значение скорости движения от и навстречу наблюдателю.
10. Одержимость
В 2005 году доктор Стаффорд Бетти, профессор религиоведения из Университета штата Калифорния (Бейкерсфилд), опубликовал в журнале «Религия и здоровье» статью «Растущие доказательства “демонической одержимости”: как на это должна реагировать психиатрия?». Он утверждал, что в различных культурах существует огромное количество доказательств демонической одержимости, которую можно побороть при помощи обряда экзорцизма. Демонов Бетти описывал как «более или менее разумных, но бесчувственных существ, которые угнетают нас; с ними мы можем взаимодействовать различными способами».
Бетти утверждал, что поддерживать чисто материалистическое мировоззрение перед лицом таких неопровержимых доказательств было безрассудно. Он также считал, что экзорцизм должен стать альтернативной формой лечения (в противовес психотропным препаратам и электросудорожной терапии). Он хотел, чтобы психиатры пересмотрели свои предположения, исследовали доказательства существования паранормальных явлений и позволили экзорцистам практиковать свои обряды в медицинских учреждениях, чтобы убедиться в их эффективности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *