Боги ассирии

….. ДРУЗЬЯ — РЕШИЛ ЗАНЯТЬСЯ ИСТОРИЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ …

И ВОТ ЧТО Я ВЫЯСНИЛ — исторически Христианскую Религию придумали совместно армяне и ассирийцы — которые с 1200 по 1700 года жили в Армяно-Ассирийской Понте — никакой Оттоманской Понты никогда не существовало — это была откровенная ложь — которую сочинили Скалигер и Петавиус — по результатам победы в так называемых Крестовых походов Запада — против Первых Христиан ЮГО-Востока Европы и Центральной Азии — где и располагалась Армяно-Ассирийская Империя

Потом эту религию с 1300 года позаимствовала Славянская империя — со столицей Византий — именно так называлась исторически верно и империя и её столица — а пресловутого вечного Рима до 1700 года тогда даже в проекте не было …

НО вернёмся к самой древней империи центральной Азии — Армяно -Ассирийской понте и её авторству по первоначальному Христианству — не взирая на то что историю пишут победители и многое было затёрто и уничтоженно — но всё таки кое что сохранилось ….

С трудом — удалось установить столицу этого первого гос-образования — Вавилон — который в школьных учебниках проходит как нечто мифическое — не конкретное — но именно Вавилон был столицей армяно-ассирийской империи …..

ИМЕННО Вавилон на ряду с Византием надо считать по настоящему древними и или «вечными» городами — пресловутый Рим от 1700 года тут и близко не стоял ….

НО вернёмся к религии — она отличается двумя основными чертами — это название главного Божества и перечнем апостолов — то есть тех — кто должен донести слово божее до простого народа ….

ВОТ я и хочу реально восстановить — как армяно-ассирийцы называли своего БОГА и как назывались армяно-ассирийские ХРИСТИАНСКИЕ апостолы ……

Свои поиски мы направим не в библию — 1000 раз переписанную-перевранную западниками-католиками и прочими евреями — а к восточным религия и Ною — который как мы знаем спасся после Всемирного Потопа — и по сути своей именно он был первым армяно-ассирийским Апостолом ….

МАРДУК — армяно-ассирийский бог

НО он был не единственным — а кто был ещё — можно найти или нет — я думаю что можно — если обратиться к так называемы детям и внукам Ноя — скорее всего именно в таком виде до нас и дошли имена первых Апостолов той поры — пора их назвать …..

Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя …

1 = Сыны Иафета:— Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.

2 = Сыны Гомера: — Аскеназ, Рифат и Фогарма»

2 = Далее следуют четыре сына Хама: — Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Бытие 10:6).

3 = И, наконец, сыновья Сима: — Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам (Бытие 10:22)

… И здесь надо обратить на имя Апостола — Иаван — заметное имя для так называемой Русской нации

ДЕЛО В ТОМ — что у исторических славян — болгар и сербов такого мужского имени практически нет

У сербов есть только женски вариант этого имени — ИВАНКА — и на этом всё …. и только и древних ассирийцев было такое мужское имя — которое больше нигде не встречается — даже в варианте Иоан ….

НО теперь стало понятна — первооснова этого имени — она ассирийская …..

Светская история предоставляет множество свидетельств того, что люди, выжившие после Ноевого Потопа, были реальными историческими персонажами, и их имена неизгладимо отпечатались на многих событиях и вещах древнего мира. Когда Ной и его семья вышли из Ковчега, они были единственными людьми на Земле. Именно три сына Ноя — Сим, Хам, Иафет и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа.

В 10 главе книги Бытие говорится о 20 внуках Ноя. Бог оставил нам достаточно доказательств того, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеивания (Бытие 11) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира.

Первые поколения людей после Потопа жили долго, некоторые из них пережили своих детей, внуков и даже правнуков. Это их сильно выделяло. Они были главами родовых кланов, которые росли и становились в соответствующих регионах большими группам населения. Произошло вот что: —

<ol>

  • Люди в разных областях назывались по имени своего общего предка.
  • Его именем они называли свою землю, а часто и крупные города и реки.
  • Иногда люди скатывались к культу поклонения предкам. И когда это происходило, для них было естественным называть своего бога именем общего предка. Или же своего долго живущего предка они почитали богом.
  • </ol>

    Все это означает, что свидетельства истории сохранились таким образом, что их просто невозможно утратить, а человеческую изобретательность нельзя просто стереть. Давайте более подробно рассмотрим эти свидетельства.

    ИТАК — главным божеством у Ар-Ас-цев был Мардук ….. божествами поменьше были

    Покровители отдельных общин — изначально представляли собой местных верховных божеств, ответственных за плодородие земли и общее благополучие местных жителей. Позднее их функции специализировались.

    Боги-покровители некоторых городов Древней Месопотамии

    <thead> <th>Город</th> <th>Божество-покровитель</th> <th>Главный храм</th> <th>Примечания</th> </thead> <tbody> </tbody>

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%88%D1%83%D1%80_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)» target=»_blank» rel=»nofollow»>Ашшур https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%88%D1%83%D1%80″ target=»_blank» rel=»nofollow»>Ашшур Эхурсаггалькуркурра главный церковный храм
    Бад-тибира Думузи Эмушкаламма Со временем Думузи сменил Лулаль
    Борсиппа Набу Эзида Божество западносемитского происхождения; сын Мардука, покровитель писцового искусства
    Вавилон Мардук Эсагила главный бог империи и её столицы
    Дер Иштаран Эдимгалькалама Бог-врачеватель, божественный судья
    Дильбат Ураш Эимбиану Богиня (ипостась Ки) или же бог; впоследствии верховным покровителем считался Нинурта
    Исин Нин-И(н)сина Эугира Одна из ипостасей богини врачевания Гулы
    Кеш Нинхурсаг Уршабба
    Киш Забаба Эдуб бог войны — изображался в виде орла
    Куту Месламта-эа Эмеслам ЭХтонический бог; с конца III тыс. до н. э. отождествлялся с Нергалом
    Ларса Уту Эбаббар бог солнца и жизни
    Марад Лугальмарада Эигикалама женское божество
    Ниппур Энлиль Экур
    Сиппар Шамаш Эбаббар женское божество плодородия
    Терка Даган (Оанн) Экисига ассирийский бог осадков; в армянском мире известен под именем «Дагон»
    Умма Шара Эмах Бог-воитель, сын Инанны
    Ур Нанна Экишнугаль/Эгишнугаль женское божество счастья
    Урук: Эанна Инанна Э-Инанна женское божество
    Эреду Энки Эабзу/Ээнгурра/Эунир богиня ветра и плохой погоды
    Эшнунна Ниназу Эсикиль Бог врачевания и воитель; с аккадского времени покровителем Эшнунны считался бог-воитель

    … ВОТ такими судя по всему были первые БОГИ и Апостолы изначальной Христианской религии

    от которой сейчас почти ничего не осталось …..

    ТО что до нас сейчас обрывочно дошло — это уже вторая серия — это когда Христианство стали редактировать в Славянской империи — греческие монахи ….. Они и придумали нового главного Бога

    Иоана Предтечу — апостола Апндреаса Первозванного и 70 апостолов вместо 20 …

    Скачать эту статью

    Этнографы признают ассирийцев единственным народом, говорящим на том диалекте арамейского языка, на котором разговаривал Иисус Христос.

    При этом ассирийцы одни из первых приняли в Древнем Мире христианство. Все это позволяет им обьеденить современность и древние традиции в своей жизни.

    Так выглядели древние ассирийские воины

    Сегодня ассирийцы не имеют своего государства. Хотя Ассирия была одним из самых мощных государств древности, наряду с Вавилоном, Шумером и державой Александра Македонского.

    Несмотря на это ассирийцы сохраняют свою самобытность: язык, культуру и религию.

    Предки современных ассирийцев говорили по-арамейски

    Какая вера у ассирийцев можно понять, изучив историю этого древнего народа. Он имеет самоназвание атурая, сурая. Кроме того, их также называют халдеями и айсорами.

    Древние ассирийцы говорили по-арамейски и жили в Месопотамии. В I веке они приняли христианство.

    I в этом веке древние ассирийцы приняли христианство

    Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. Ассирийский язык, при этом, у них не единственный язык общения.

    Так многие ассирийцы знают два или три языка, так как перенимают языки окружения: арабский, персидский и турецкий.

    Многие молодые ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.

    Барельеф с изображением древних ассирийцев. Древние ассирийцы одни из первых в мире приняли в христианство

    Современные ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах.

    Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Связанно это с тем, что представители ассирийского народа неоднократно в своей истории подвергались гонениям и геноциду со стороны других народов.

    Как народ ассирийцы сохранились благодаря принятию христианства.

    Основным фактором объединения этноса для ассирийцев всегда было христианство. Именно оно позволило им сохраниться в окружении зороастрийского, мусульманского и иудейского населения.

    При этом ассирийский этнос с древности разделен между двумя резко различными направлениями христианства — Сиро-яковитской церковью (миафизиты) и Ассирийской церковью Востока (несториане).

    Ассирийский мальчик в традиционном костюме. В наше время ассирийцы рассеяны по свету и являются прихожанами или Халдейской католической церкви или же Ассирийской церкви Востока. Фото: upload.wikimedia.org

    В XVI веке часть несториан вступила в унию с католической церковью и основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле.

    Другая ветвь униатов, отделившаяся от миафизитов, — сиро-католики — обосновалась в турецком городе Мардин.

    Среди ассирийцев были также монофизиты, протестанты и православные — в 1898 году 10 тысяч человек во главе с Мар-Ионой, епископом Урмийским Ассирийской церкви Востока приняли покровительство Русской православной церкви.

    В наши дни численность ассирийцев во всем мире незначительна

    Когда-то ассирийский народ был многочисленным. Так на начало XX века число ассирийцев в мире составляло примерно 1 000 000 человек. При этом проживало:

    • в Османской империи — 863 000 чел.;
    • в Персии — 76 000 чел.;
    • в России — 2000 чел.

    Кроме того, несколько десятков тысяч ассирийцев проживало в странах Европы, Америки, в Индии и Китае.

    Монумент геноциду в Париже, Франция. В результате геноцида, произошедшего в Первую мировую войну, количество ассирийцев в мире сократилось в 3-4 раза. Фото: upload.wikimedia.org

    В Османской империи ассирийцы жили на юге вилайетов Ван и Диарбакыр, в вилайете Мосул и на севере Алеппо, с основной концентрацией в Мосуле и в санджаке Хаккяри (юг вилайета Ван), это соответствует югу современной Турции и северу Ирака.

    Ассирийский народ в течение всей своей истории подвергался гонениям и геноциду, в результате последнего, во время Первой мировой войны ассирийские земли опустели. Тысячи человек были убиты, а ассирийские населенные пункты заселены курдами.

    В результате численность ассирийского народа, сократилась в 3-4 раза. Большинство выживших ассирийцев живут вне исторической Родины, в эмиграции. Некоторые до сих пор проживают в лагерях ассирийских беженцев.

    Литературный ассирийский язык создали в 1840-х годах на основе его урмийского диалекта.

    1840 примерно в это время на основе урмийского диалекта появился ассирийский язык

    Несмотря на это, ассирийцы сохранили свою самобытность. Ассирийский язык изучают в школе. Его современный вариант относиться к западносемитским языкам. Литературный язык создан в 1840-х годах на основе урмийского диалекта.

    Письменность на основе сирийского алфавита эстрангело. Кроме того, у ассирийцев сохранился богатый устный фольклор: пословицы, поговорки, сказки, танцы. К их числу относится и героический эпос Катыне Габбара.

    Религия Древней Ассирии не отличалась от вавилонских верований

    Какая религия у ассирийцев была в древности установлено достоверно. Это разновидность вавилонских верований.

    Дело в том, что именно в Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев.

    Святилища ассирийцев стали священными местами вавилонян.

    Фрагмент ассирийского барельефа с изображением Ашшура. Ашшур — верховный бог древних ассирийцев. Фото: upload.wikimedia.org

    Главой древнеассирийского пантеона богов считался Ашшур — покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя.

    В Ассирии получают распространение культы Иштар, как богини войны, и Раммана — сокрушителя врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба — ануннаки и игиги.

    Главным древнеассирийским богом был Ашшур.

    Что касается космогонии, то она часто менялась, так как творение мира приписывалось то одному, то другому богу. Вначале это был Бэл, который создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека. Позже распространился миф о сотворении мира Мардуком.

    Миф о происхождении мира с участием Мардука рассказывает о его борьбе с богиней Тиамат, олицетворявшей первобытный хаос.

    Он побеждает Тиамат и, завладев скрижалями судьбы, разрывает её пополам, а из её тела образовываются земля и небо.

    Древне-ассирийский и вавилонский бог Мардук. Согласно ассирийским мифам он создал Вселенную, землю и человека. Фото: rushist.com

    Древние ассирийцы верили в загробное существование. В их сказаниях говориться о том, что темница, в которую заключены умершие, окружена семью стенами; ни один луч света не проникает в неё.

    Иногда упоминаются острова блаженных, где нет страдания, болезней и смерти, но достигнуть этих островов могут только редкие избранники.

    Большинство ассирийцев являются прихожанами Ассирийской церкви Востока

    Ассирийцы в I веке нашей эры приняли христианство, которое распространялось в Сирии, Месопотамии и Иране.

    В наше время большинство современных ассирийцев являются прихожанами Ассирийской церкви Востока, она также называлась до XIX века Сирийской Церковью востока или Сиро-персидской церковью.

    Официальное её название — Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока.

    Священнослужители Ассирийской Церкви Востока, храм МАРТ МАРЬЯМ (Девы Марии). Считается, что Ассирийская Церковь Востока придерживается несторианства. Фото: assyrianchurch.ru

    Считается что, эта церковь придерживается несторианства., но сам её иерархи это опровергают, указывая на то, что учение Нестория и Сиро-персидской церкви не идентичны.

    В древности эта церковь исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток.

    Подобное разделение получило свое отражение как в названии церкви — «Церковь Востока», так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 году епископом Селевкии—Ктесифона бар Гаггайем.

    Начиная с 1933 года, резиденция патриарха Ассирийской церкви Востока находится в США.

    Ассирийская церковь придерживается традиционного восточно-сирийского богослужебного обряда. Во времена владычества Тамерлана резиденцией патриархов Ассирийской церкви Востока стало селение Алькош на севере современного Ирака, с XVII века и до 1914 года — селение Кочанис в турецком Курдистане.

    В 1933 году закончился период английского управления в Ираке, в результате чего возник конфликт между ассирийцами и иракскими войсками.

    После этого рассеяние ассирийской общины продолжилось. Ассирийского патриарха Map Шимуна XXIII лишили иракского гражданства и выслали его из страны. Его резиденцией стал город Сан-Франциско (США).

    Мар Гиваргис III. 121-й Католикос-Патриарх Ассирийской церкви Востока. Резиденция Патриарха расположена городе Мортон-Гров, штат Иллинойс (США). Фото: upload.wikimedia.org

    В 1964 году церковь пережила раскол, так как часть ее духовенства отказалась принять григорианский календарь. Себя раскольники назвали Древняя Ассирийская церковь Востока. Патриархом раскольников стал Мар Аддай II. В наше время возглавляет Ассирийскую церковь Востока Католикос-Патриарх Гиваргис III.

    Резиденция патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США). Число верующих по различным данным составляет от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах.

    Российские верующие находятся в подчинении епископа Иракского Курдистана и СНГ. В 1998 году в Москве построен храм: Ассирийская церковь Девы Марии.

    Ассирийцы-католики объединены в Халдейскую католическую церковь

    Халдейская католическая церковь представляет собой одну из восточнокатолических церквей. Это одна из ветвей Церкви Востока. Независимость этой Церкви началась в 1553 году, когда папа Юлий III провозгласил Сулаку «патриархом халдеев» Симоном VIII.

    После того, как он вернулся на родину, его схватил паша Амадии, подверг пыткам и казнил в 1555 году. В конце концов, его последователи вернулись в Ассирийскую Церковь Востока, но в течение двухсот лет продолжалась борьба между про- и антикатолической партиями.

    Халдейская католическая церковь во имя святого Георгия в Мичигане, США. Храмы Халдейской католической церкви расположены по всему миру

    В 1830 году папа Пий VIII утвердил митрополита Иоанна Гормиздаса главой всех халдейских католиков, присвоив ему титул Патриарха Вавилона Халдейского с резиденцией в Мосуле. В 1954 году кафедра Патриарха была перенесена в Багдад.

    Во время Первой мировой войны, Халдейская католическая церковь, наряду с другими ассирийскими церквями, подверглась жестоким гонениям. В результате погибло более 70 тысяч верующих.

    1553 в этом году получила независимость Халдейская католическая церковь

    После того, как в 1994 году было подписано в Риме христологического соглашения между Папой Римским и Патриархом Ассирийской церкви востока отношения между Халдейской Католической Церковью и Ассирийской Церковью Востока стали быстро улучшаться.

    В наше время обе церкви находятся в состоянии пасторского сотрудничества. Кандидаты в священники учатся в Багдадской патриаршей семинарии Св. Петра. Семинария ныне не дает высшего богословского образования.

    В Багдаде и Мосуле есть центры по духовному образованию мирян. Рассматривается вопрос об открытии в Ираке католического университета.

    Луис Рафаэль I Сакко. Его Блаженство патриарх Вавилона Халдейского и архиепископ Багдадский. Луис Рафаэль I Сакко в наше время возглавляет Халдейскую католическую церковь. Фото: upload.wikimedia.org

    Халдео-католики, в большинстве своем, проживают Багдаде (Ирак). В настоящее время Халдейская католическая церковь состоит из 9 архиепархий и 12 епархий.

    Главой церкви является патриарх Луис Рафаэль I Сако. Число прихожан на 2011 год составляет 536 тысяч человек.

    536000 столько было прихожан Халдейской католической церкви по данным на 2011 год

    В Церкви используется халдейская (или восточно-сирийская) литургика с элементами латинской. Литургический (богослужебный) язык — сирийский. К известным халдео-католикам принадлежал Тарик Азиз (настоящее имя Михаил Юханна), бывший вице-премьер Ирака.

    В Сирии православные представлены Сиро-яковитской (Сирийской) православной церкви

    Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь входит число шести Древневосточных церквей, которые признают три Вселенских собора. Их также называют также именуемых «нехалкидонскими» церквями.

    При самоназвании «Православная», Сирийская церковь (как и все другие древневосточные (ориентальные) православные церкви) своей богословской традицией отличается от православной традиции византийской Церкви, строящей своё учение на решениях Халкидонского и последующих трёх соборов, и не состоит с ней в евхаристическом общении.

    Герб Сиро-яковитской (Сирийской) православной церкви. Сирийскую православную церковь церкви византийского обряда православной не признают. Фото: upload.wikimedia.org

    Официально Церковь называется Сирийская православная церковь (сир. Idto Suryoyto Triṣuṯ Šuḇḥo; англ. Syriac Orthodox Church). Полное название: Сирийский православный патриархат Антиохии и всего востока.

    По-русски также известна как Сиро-яковитская (православная) церковь, Сирийская древневосточная церковь, Сирийская ориентальная церковь, а её приверженцев обычно кратко именуют яковитами.

    Эта Церковь возникла в результате отказа христиан Сирии и Египта признавать Халкидонский собор.

    Появление термина «Яковитская» связано с миссионерской деятельностью эдесского епископа Якова, который трудился над восстановлением иерархии нехалкидонской миафизитской Сирийской Церкви после того, как усилиями имперской власти её иерархия была фактически уничтожена.

    Самого Якова рукоположил александрийский патриарх Феодосий.

    2250000 именно столько прихожан у Сиро-яковитской православной церкви

    В наше время предстаятелем Церкви является Игнатий Эфрем Второй (Керим). Церковь насчитывает около 26 диоцезов. Церковь насчитывает около 2 250 000 членов во всем мире, включая 1 200 000 членов в Индии (Сирийская православная церковь Индии).

    В Сирии число верующих составляет около 680 000 и 5000 в Турции (цифры в Ираке и Израиле не известны). В Ливане число их до 50 000. Около 100 000 членов в Швеции, 80 000 членов в США, в Германии — 50 000, 15 000 — в Нидерландах, и большое, неизвестное точно, количество в Северной, Южной Америке и Австралии.

    Церковь имеет две семинарии, а также многочисленные колледжи и другие учебные учреждения. Также церковь имеет международный христианский образовательный центр.

    Праздник в сирийской обители в Мосуле. Начало XX века. Современные прихожане Сиро-яковитской православной церкви проживают, в основном, в районе сирийского города Мосул. Фото: upload.wikimedia.org

    Стоит также отметить, что общины православных ассирийце проживают в малом числе в разных странах мира и не входят в состав Сирийской православной церкви, которую многие не признают православной.

    Так, например, в Армении, в селе Верхний Двин начиная с 19 века проживает большая община ассирийцев. Ранее они были прихожанами РПЦ, теперь же перешли в Ассирийскую Церковь Востока.

    Религиозные представления древних ассирийцев

    Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные в библиотеке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности в известной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представления, образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени, природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере не были механическими, напротив, они творчески перерабатывались.

    Ранее уже было сказано, что во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог – Ашшур, объявленный царем богов. Двенадцать «великих богов», сохранивших свои вавилонские имена, почитались повсеместно, но ни один из них, даже главный бог Вавилона – Мардук, по мнению ассирийских жрецов, не мог претендовать на верховную власть над вселенной. Это право принадлежало только Ашшуру. При перечислении богов, помогающих ассирийскому царю в борьбе с врагами, Ашшур, как правило, выдвигается на первое место. Супругой Ашшура считалась шумерская богиня Нинлиль или вавилонская Иштар. Впрочем, это не та Иштар, которая почиталась в Уруке или Вавилоне, а ее местное воплощение. Иштар, в свою очередь, раздвоилась, воплотившись в двух богинь, покровительниц разных ассирийских центров: Иштар Ниневийскую и Иштар Арбельскую. Их старались не путать друг с другом.

    Из вавилонских богов, культ которых прочно утвердился в Ассирии, особое предпочтение отдавалось богу неба Ану и божественному громовержцу Ададу.

    Как уже было сказано, в древней столице Ашшуре в честь этих двух богов был сооружен огромный храм, не уступавший по размерам и блеску храму верховного бога. Вряд ли это было случайностью. В условиях Северной Месопотамии атмосферные осадки имели для земледельца большее значение, чем речные воды. Бог неба и бог грозы, посылающие, по представлениям древних народов, небесные воды, которые насыщают сухую почву, оказывались в сознании ассирийцев более достойными поклонения, чем бог подземных вод Эа, столь почитаемый в Южной Месопотамии.

    Показательно, что в летописи Ашшурбананала при описании урожайных лет, наступивших по милости богов, на первое место выдвинут Адад, «пустивший свои ливни», и лишь на втором месте стоит Эа, открывший «источник подземных вод».

    Таким образом, вавилоно-шумерские религиозные представления воспринимались ассирийцами в видоизмененном виде, применительно к конкретной географической обстановке.

    Надо также учитывать, что ассирийский народ исторически был очень тесно связан с хурритско-хеттским культурным кругом. Интересно, что излюбленным атрибутом бога-громовержца у народов Северо-Западной Азии (хурритов, урартов, хеттов), а также на о-ве Крите была двойная секира, тогда как в Шумере молния воспринималась как огненный кинжал. В ассирийской поэзии и искусстве перемежаются оба образа. Встречающиеся в ассирийском искусстве изображения божества на спине священного животного (например, богиня Иштар на спине льва или быка) также восходят, видимо, к аналогичным хеттско-хурритским образам.

    Само собой разумеется, что местные особенности и этнические признаки, придающие индивидуальные внешние формы религиозным верованиям, не являются основными. Главное и определяющее – это строй общества. Судя по клинописным текстам, ко времени их появления ассиро-вавилонская религия уже сформировалась в законченную систему миросозерцания, в которой сохранилось немало элементов, унаследованных от верований первобытных племен.

    В процессе формирования классового общества прежние представления и обычаи, связанные с родо-племенным строем, исчезают или переоформляются, и религия становится на службу рабовладельческой знати и царской власти.

    Однако и на этом этапе сохраняются еще пережитки фетишизма и тотемизма. Фетишами (неодушевленными предметами, которым приписывались сверхъественные свойства) считались орудия (например, мотыга), оружие (секира, копье) и т. д. Почитание священных животных, считавшихся в эпоху первобытного общества предками различных родов, а позднее племен, не принимало в Ассирии и в Вавилонии таких широких масштабов, как в древнем Египте или в древней Индии, но тем не менее сохранялось и здесь.

    Племенной бог ассирийцев – Ашшур изображался обычно покрытым птичьими перьями и был, очевидно, связан с древним тотемом – голубем. Священным животным вавилонской богини врачевания Гулы считалась собака. «Благодетельные души» – хранители ассирийского царя – изображались в виде быков с человеческими лицами или в человеческом образе, но с головами орлов.

    Среди обрядов первобытного общества видное место занимало ритуальное убийство вождя, достигшего преклонного возраста и нуждающегося в замене. На более позднем этапе оно превратилось в чисто символический обряд.

    В Вавилонии наблюдался своеобразный пережиток этого священнодействия. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец преграждал ему путь к статуе бога, отнимал у царя корону и скипетр и стегал своего властителя плетью. Если царь при этом плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов, царю возвращались атрибуты его власти. Таким образом, обряд цареубийства превратился в церемонию временного отречения от власти.

    Религиозная идеология в своем развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привел к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).

    Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне – Мардук, в Ашшуре – Ашшур).

    Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникало противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.

    Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения ее необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.

    Уже в III тысячелетии до н. э. из огромного количества богов Шумера выделились космические божества, пользовавшиеся почитанием по всей стране, хотя каждое из них сохраняло значение покровителя (или покровительницы) своего города (или нескольких городов).

    Самыми старыми из шумерских божеств считались Ан – бог неба и Ки – богиня земли. Согласно мифу, они возникли в первобытном водном хаосе и первоначально были слиты воедино в гигантскую гору. Порожденный ими бог воздуха Энлиль расколол гору и таким образом отделил небо от земли. К числу старейших богов шумеры относили также бога океана и подземных вод – Энки.

    Оттиск цилиндрической печати с изображением поклонения богине Иштар. Лондон, Британский музей

    Семитические племена, поселившиеся в Месопотамии, сохранили прежнее имя бога неба – Ана (слегка видоизменив его в Ану), Энлилю они присвоили имя Бел («господин»), а Энки выступал у них под именем Эа. Все трое были объединены в триаду богов старшего поколения. Культ богини земли Ки не получил в дальнейшем распространения и был полностью забыт. Землю стали отождествлять с мужским божеством. Как вавилоняне, так и ассирийцы, отвергнув древнюю шумерскую концепцию, богом земли стали именовать Бела (Энлиля), хотя первоначально он был богом воздуха.

    Ану на первых порах пользовался меньшим почитанием, чем Бел (Энлиль) и Эа (Энки). Позднее роль его культа усиливается.

    В конце III тысячелетия до н. э. Ану уже выдвинут на первое место и наделен такими титулами, как «великий и благородный царь богов», «царь небес», «царь всех стран», «покровитель царей». Перечисленные титулы говорят о возвышении этого бога, имевшего прежде скромное значение. Усиление царской власти, владычество одних царей над другими – все это нашло свое выражение в том, что у шумеров в первую очередь стало почитаться небо, расположенное высоко над землей.

    Бог Энлиль (Бел) как у шумеров, так и у аккадцев чаще всего выступает как царь богов. Его город Ниппур считался священным центром Шумера. Когда во II тысячелетии до н. э. возвысился Вавилон и местные жрецы захотели провозгласить своего бога-покровителя Мардука повелителем других богов, то они стали утверждать, что Мардук и Бел разные имена одного и того же божественного существа. Отсюда ясно видно, каким огромным влиянием пользовался культ этого бога.

    Знаки зодиака, обозначающие имена богов: Мардука, Иштар, Нергела, Ниниб и др.

    В мифах Бел (Энлиль) выступает как грозный бог, карающий людей за их грехи. Именно он наслал на землю потоп. Напротив, Эа (Энки), вышедший из глубины океана, изображался кротким, мудрым и добродетельным демиургом. Он считался творцом людей, научившим их обработке земли и другим полезным делам.

    Это бог, знающий все тайны. В мифе о потопе говорится, что он в противоположность Энлилю был против истребления людей.

    Наряду с триадой старейших богов жрецы выделили в особую группу представителей младших поколений божественного рода.

    Сыном Энлиля-Бела считался Наннар (или Нанна), семиты его звали Син (Суен). Это месяц, сияющий в небе по ночам, «который сам себя обновляет». Такое представление, безусловно, порождено наблюдениями над изменяющимися фазами луны. У этого лунного бога был сын – бог солнца Уту (семитический Шамаш). Такое взаимоотношение связывалось с представлением о ночи как первой половине суток (сохранившееся в догматах иудаизма и ислама). Уту-Шамаш считался богом правды и справедливости, конечно с точки зрения рабовладельцев. Законы Хаммурапи, беспощадные к рабам, объявлялись утвержденными этим богом, вручившим царю судейский жезл и обруч как символы правосудия.

    Дочерью лунного бога и сестрой солнца была объявлена наиболее почитаемая в Шумере богиня Инанна. У аккадцев, пришедших в Месопотамию из юго-западных степей, имелась своя богиня плодородия – Иштар. Впоследствии ее отождествили с Инанной (Нанной), и она стала главным женским божеством не только в Шумере, но и в Аккаде и Ассирии, оттеснив на задний план других многочисленных богинь-матерей, носивших в разных местностях разные имена (Мами, Аруру и др.). Уже в середине III тысячелетия до н. э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката. Ее функции весьма разнообразны. Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы.

    Огромное значение в религиозном миросозерцании Шумера, Вавилонии и Ассирии имело обожествление небесных светил (так называемый астральный культ). Издавна взор человека привлекали звезды. Они светили ему в хорошую погоду, помогали найти дорогу в темноте. Наблюдение показывало, что они двигались, изменяя свое положение на небосклоне. Для древнего человека звезды казались живыми необыкновенными существами. Когда же возникло понятие о богах, то таинственные явления на ночном небосклоне стали связывать с богами. В исторических документах, на основе которых мы можем изучать религию вавилонян и ассирийцев, звезды уже прямо связываются с богами. Иштар, например, имеет титул богини утренней звезды, то есть ярко светящейся с вечера и рано поутру планеты Венеры. Другие боги также имели свои аналоги в звездах.

    Показательно, что в клинописной системе знак звезды служил детерминативом (определителем), ставившимся перед именами богов.

    Особым почитанием пользовались планеты. Вавилоняне и ассирийцы насчитывали семь планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Все они входили в число двенадцати великих богов.

    Планета Марс была отождествлена со свирепым и кровожадным богом войны Нергалом, владыкой преисподней. Меркурий сопоставляли с мудрым богом Набу (Пророком), изобретателем письменности и счета. Юпитер олицетворяли с верховным вавилонским богом Мардуком, а Венера, как уже говорилось, считалась одним из воплощений богини Иштар. Наконец планету Сатурн посвятили богу счастливой войны – Нинурте.

    Все остальные боги были низведены в ранг второстепенных. Количество почитаемых богов было огромным. Ведь каждая стихия считалась одушевленной, а каждая звезда представлялась божественным существом, имеющим человеческий облик (Близнецы, Дева, Водолей) или представляющим собой священное животное (Телец, Овен, Козерог и пр.).

    В честь вавилонских и ассирийских богов справлялись многочисленные праздники, а также устанавливались неблагоприятные дни.

    Праздник Нового года выпадал на день весеннего равноденствия и отмечался с особой пышностью. В неблагоприятные дни верующим предписывались пост, покаяние и воздержание от работы. Каждое седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое число месяца почти полностью прекращалась всякая трудовая и общественная деятельность. Верховный пастырь народа (то есть царь) не должен был в эти дни менять одежду, садиться на трон и вкушать горячую пищу. Врач не имел права лечить больных. Судье запрещалось объявлять свой приговор. Даже колдун воздерживался от гаданий и заклинаний. Рядовые ассирийцы и вавилоняне следовали примеру высокопоставленных лиц и избегали браться за серьезное дело, ибо верили, что в эти дни оно может закончиться неудачей. На одной из табличек, найденных в Ашшуре, описываются мистерии, справлявшиеся в храме Бела-Мардука в праздник Нового года. Жрецы изображали привлечение бога к суду. Заменявшего Бела-Мардука жреца допрашивали и избивали, а затем уводили в ущелье, символизирующее подземный мир. При этом уносились и его одежды. В заключение воскресший бог с торжеством появлялся в храме.

    Центром культа и средоточием деятельности ассиро-вавилонских жрецов был «дом бога» – храм, основной частью которого являлся зиккурат, высотой от трех до семи этажей. На его вершину вела лестница, по которой поднимались процессии жрецов.

    В верхнем этаже стояла статуя бога, а иногда и ложе, чтобы он мог «спать ночью». Зиккураты расписывались яркими цветами: пурпурным с черным – этажи фасада, изумрудно-зеленым – висячие сады, лазурью и золотом – храм, венчавший на головокружительной высоте всю постройку.

    Посредине храма стоял жертвенный алтарь, к которому первоначально имел доступ всякий, кто приносил богам жертву, а когда право общения человека с богами перешло в руки посредников, то только жрец.

    Крупные храмы в древние времена выполняли важную задачу – заботились о просвещении и образовании высших слоев населения. При них создавались архивы и библиотеки, здесь же открывались школы, где дети из привилегированных слоев общества учились писать и читать клинописные знаки, изучали счет и приобретали основные сведения в различных научных областях того периода.

    Ассирийские храмы были чуть ли не самыми богатыми в древнем мире. Им принадлежали обработанные поля, рабы, сокровищницы, различное храмовое имущество.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Не следует путать с Сирией. У этого термина существуют и другие значения, см. Ассирия (значения).

    Асси́рия (аккад. ; араб. أشور‎ ; ивр. ‏אַשּׁוּר‏‎ ; арам. ܐܫܘܪ ; ассир. ܐܬܘܪ ; др.-арм. Ասորեստան ) — древнемесопотамское государство с метропольной территорией на севере современного Ирака, которое населяли древние ассирийцы и покорённые ими народы. Ассирийцы внесли значительный вклад в развитие военного дела, искусства и архитектуры, а вместе с вавилонянами они создали обширную литературу<span title=»Статья «Вавилоно-ассирийская литература» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en на аккадском языке. Их религия несла общемесопотамские черты и уходит корнями в шумерское время, но быт и нравы имели свои региональные особенности. Страной поначалу управляли должностные лица, затем цари; зависимыми и коренными территориями — наместники, впоследствии областеначальники, а в результате непрерывных войн и военачальники.

    История Ассирийского государства длилась около 1800 лет и была достаточно уникальной для Древнего Востока. Возникнув в раннем бронзовом веке как город-государство, и, минуя стадию ранних восточных деспотий (если не считать аморейскую династию<span title=»Статья «Верхнемесопотамское царство» в русском разделе отсутствует»>ru</span>fr), оно трансформировалось в развитое позднебронзовое<span title=»Статья «Среднеассирийское царство» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en Ассирийское царство, которое, в свою очередь, избежало гибели в бронзовом коллапсе. В результате чрезвычайно удачного стечения обстоятельств Ассирия всё же стала могущественной деспотией железного века, поначалу единственной и с существенным кризисом роста, а затем и первой мировой империей в истории человечества. Но погибла, как и все последующие.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1/5 Просмотров:13 606 204 864 21 232 13 879 5 267
    • ✪ Ассирия и Новый Вавилон
    • ✪ Времена и воины. Ассирийцы. Мастера войны.
    • ✪ Ассирия (рус.) История древнего мира.
    • ✪ Вавилон, Ассирия, Халдея (рус.) История мировых цивилизаций
    • ✪ История человечества. Передача 1.11. Чудеса Вавилона. Ассирия. Часть 1

    Субтитры

    • 1 География и этнография
      • 1.1 Коренная Ассирия и близлежащие области
      • 1.2 Города, столицы и оседлое население
        • 1.2.1 Ниневия, Ашшур и Арбела. Истоки коренного населения
        • 1.2.2 Прочие города. Народы Ассирии
    • 2 История
      • 2.1 Хронология
      • 2.2 Староассирийский период
        • 2.2.1 XXV—XXIV века до н. э. Возникновение Ашшура
        • 2.2.2 XXIII—XXI века до н. э. Ранний Ашшур
        • 2.2.3 XX—XIX века до н. э. Расцвет Ашшура
        • 2.2.4 XVIII век до н. э. Аморейский период Ашшура
        • 2.2.5 XVII—XV века до н. э. «Междуцарствие» в Ашшуре
      • 2.3 Среднеассирийский период
        • 2.3.1 XIV век до н. э. Становление Среднеассирийского царства
        • 2.3.2 XIII век до н. э. Возвышение Среднеассирийского царства
        • 2.3.3 XII—X века до н. э. Упадок Среднеассирийского царства
      • 2.4 Новоассирийский период
        • 2.4.1 IX век до н. э. Восстановление империи
        • 2.4.2 VIII век до н. э. Гражданские войны и смена династии
        • 2.4.3 VII век до н. э. Пик могущества и гибель Ассирии
      • 2.5 Последующая история
    • 3 Государственное устройство и правители
      • 3.1 Династии
    • 4 Военное дело
    • 5 Религия
    • 6 Искусство и архитектура
    • 7 Язык и литература
    • 8 Быт и нравы
    • 9 См. также
    • 10 Примечания
    • 11 Литература
      • 11.1 На русском языке
      • 11.2 На иностранных языках

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *