Боголюбово монастырь

Рождественский собор и остатки дворца Андрея Боголюбского

ВЛАДИМИРСКИЕ ДРЕВНОСТИ

В Центральной России осталось ничтожно мало памятников домонгольской Руси. Большая их часть сосредоточена во Владимире и его окрестностях. Я решил проверить, что и как из них можно рассмотреть самостоятельной экскурсией во Владимир на один день. Итак, поехали.

Прибываем на вокзал (железнодорожный или автобусный – без разницы, они расположены рядом), высаживаемся и пешим порядком двигаемся вверх по склону городского холма. Именно на нем некогда и был основан город Владимир.

Кстати, относительно даты основания и родоначальника всего города имеются некоторые разночтения. Патриотически настроенные местные историки напирают на 990 год и на князя Владимира Святославича. Ему в городе поставлено уже два памятника. Видимо, чтобы покрепче утвердить более древнюю дату.

Иные же историки ссылаются на другую запись в летописях – 1108 год и Владимир Мономах. Этот уже однозначно заложил тут крепость, кремль, град. Правда, памятников Мономаху в городе не стоит. Зато имеются мост и парк – оба имени 850-летия города. И наречены они так в 1958 году. То есть тут как бы признается более поздняя дата основания города.

Впрочем, спор мелок. Какая разница – ста годами ранее или ста годами позднее? Город от этого не станет ни лучше, ни хуже. Скорее всего, люди на этом месте жили давно, а град настоящий срубили при бывавшем и княжившем в Ростово-Суздальской земле Мономахе. Все правы.

Большой разницы ответа в сём споре нет еще и потому, что не сохранилось во Владимирской земле ни одного памятника ни от Владимира I, ни от Владимира II. Хотя второй достоверно заложил пару каменных храмов. Один в Суздале, другой во Владимире.

До наших дней они не дожили, но установлено, что храмы были сложены из плинфы – кирпича, заимствованного русскими у византийской традиции. Так строили в Константинополе, так строили и в Киеве, откуда и понаехали в Суздальскую землю князья.

Местные же, скажем так, аутентичные зодчие предпочли стройматериал суздальского происхождения – белый камень. Отсюда и традиционная белокаменная владимиро-суздальская архитектура. Наиболее древнее сохранившееся сооружение из белого камня – церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша неподалеку от Суздаля. Тут обосновал свою загородную укрепленную резиденцию Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

БОГОЛЮБОВО

Точно такую же резиденцию, но уже неподалеку от Владимира позже обустроил для себя сын Долгорукого Андрей Боголюбский (великий князь Владимирский в 1157-1174 гг). Стоит ли скрывать, что село называлось и называется Боголюбово?

Поднимаемся от вокзала вверх до улицы Большая Московская и на остановке «Гостиница Владимир» садимся в автобус №152. Он-то и доставит нас до Боголюбова, что по прямой остановках в пятнадцати. Я ехал в воскресенье, никаких пробок, добрался буквально за 15 минут. Выходим на остановке «Боголюбово-2». Проходим чуть-чуть вперед и попадаем к воротам Боголюбского монастыря Рождества Богородицы. Монастырь дамский, но проход на его территорию совершенно свободный.

Монастырь не очень большой, метров 300 на 80. Архитектурный ансамбль представлен зданиями XVIII-XIX веков. Они по-своему примечательны и красивы, но уж точно не относятся к тому, что мы назвали владимирскими древностями. Но есть на территории монастыря и то, что интересует нас в контексте истории домонгольского периода. Это так называемые остатки дворца Андрея Боголюбского.

Древнее Боголюбово (реконструкция)

В соответствии с легендой князь Андрей Юрьевич обосновался неподалеку от стольного Владимира по знаку, поданному упершейся вдруг иконой Богоматери, будущей Владимирской. К слову сказать, выкраденной им из киевского Вышгорода. Дескать, в 12 верстах от Владимира кони, везшие в санях икону, уперлись и ни с места.

Ну да таких легенд не только в России хоть пруд пруди, а вот удачное местоположение для княжеской крепости еще поискать надо. А тут раздолье-то какое. И от владимирских бояр подальше, и прямо на яру над Клязьмой, и устье Нерли неподалеку. То есть и безопасно, и красиво, и торговые пути под контролем. Куда уж больше чуда?

Приведенная выше реконструкция предполагает, что городок князя Боголюбово занимал территорию раза в два больше нынешнего монастыря. Долгое время ученые сомневались, а было ли Боголюбово именно городом? То есть имелась ли вокруг него крепостная стена? Раскопки показали: да, стена была. По крайней мере, ее камни обнаружены по краю откоса. Однако общий контур, высота и внешний вид стен вещь пока гадательная.

Сегодня Клязьмы под монастырской стеной нет. Ушла река, как это случается. Осталось по ней лишь заросшее зеленой ряской озеро-старица, по которому плавают утки.

Но время не ждет, пора пробираться к основной цели, к остаткам «остатков дворца». Проходим в ворота, огибаем справа или слева центральный самый большой храм и оказываемся прямо перед Рождественской церковью, к которой слева примыкает арка с переходом над ней и башня-звонница.

Рождественский собор и остатки дворца Андрея Боголюбского

ДВОРЕЦ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

Отделить на глаз настоящую древность от новодела позднейших времен не составляет труда. Остатки здания XII века более серые на фоне сияющей белизны новины. Если мысленно вычеркнуть всё белое, останется лишь подлинник эпохи Боголюбского.

Что мы здесь видим? Кусочек слева – это нижняя часть башни. Она не была звонницей, но только настоящей замковой башней оборонительного значения. Еще левее, то есть с торца здания к ней примыкал переход в княжеский терем (замок?), не пощаженный временем. Возможно, был он деревянным. Точное его расположение и размеры установить не удалось, поскольку раскопки уперлись в стоящее еще левее здание монастырских келий.

О существовании теремного перехода свидетельствует заложенный дверной проем на верхнем из оставшихся ярусе башни. Именно через эту дверь князь шествовал в своё жило.

Сохранившаяся часть башни. Вверху виден заложенный дверной проем — дверь в переход к терему князя

Расположенный правее переход над аркой вел прямиком на церковные хоры храма. То есть на этакий внутренний балкончик в церкви, откуда князь слушал службу, не смешиваясь с толпой. Этот же переход в XVIII веке при канонизации князя был объявлен той самой комнатой, в которой его и убили. Но это, конечно, не так. Личные покои князя, в которых в ночь с 28 на 29 июня 1174 года на него напали убийцы, располагались в несохранившемся тереме.

Впрочем, Андрей Юрьевич оказался мужиком дюжим, а у заговорщиков, видать, тряслись руки. В итоге с первого захода они не прикончили князя. Когда они убежали из покоев порезанного, тот, собравшись силами, прополз несохранившийся переход от терема к башне и по винтовой лестнице спустился вниз.

Лестница и «всходный лестничный столп» (небольшой закуток у подножья лестницы) сохранились и через запертую решетку демонстрируются любопытным туристам. Для этого нужно обойти башню с тыла. Прямо по курсу вы увидите нишу, место смерти князя, табличку, обозначающую его и цветы, видимо, возлагаемые монахинями монастыря. А если чуть изогнетесь и заглянете вправо, увидите и лестницу, ведущую наверх башни.

Место гибели Андрея Боголюбского и винтовая лестница, ведущая наверх башни

С архитектурно-исторической точки зрения башня примечательна некоторыми элементами (смотрите на расположенную ниже картинку). Все элементы вполне характерны и типичны для архитектуры того времени. Встречаются они на всех прочих дошедших до нас памятниках. С большой долей уверенности можно предположить, что имелись они и на разрушенных зданиях.

Далее придется употребить несколько специальных терминов. Но мы справимся.

Первое, что обычно отмечают – аркатурный пояс. Это первый снизу декоративный элемент – последовательность арок, пять штук на конкретном изображении. Этот пояс идет вокруг всей башни. Тянется он и вдоль обеих сторон перехода. Мини-арки как бы поддерживаются резными колоннами с капителями (финитифлюшечными утолщениями на концах).

Поверх аркатурного пояса идет пояс поребриков. Выглядят они (да и явялются по сути) как ряд кирпичей, повернутых ребром к зрителю. Абсолютно такие же поребрики присутствуют и над аркатурным поясом перехода.

Еще выше можно увидеть так называемое тройное окно. Это окошечко с двумя поперечными фигурными столбиками. Так вот оказывается, что это единственное на владимирской земле такое тройное окно. Больше нет нигде. Хотя, конечно, были. Просто не сохранились, не дошли до наших дней. Не дошло бы и это окно, так и не узнали бы уровень и возможности владимирских зодчих.

Все эти декоративные элементы служили глазу увеселением. Можно сравнить, как выглядит это древнее украшательство XII века в сравнении со скучным новоделом пристроенной рядом церкви.

Декоративные украшения башни. Снизу вверх: аркатурный пояс, поребрики, тройное окно

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Кстати, эта самая пристроенная церковь Рождества Богородицы стоит на древнем фундаменте-основании. Оригинальный собор XII века пережил многое – войны, нашествия, пожары, завоевания. Не пережил он лишь варварского отношения церковников петровских времен.

Видите ли, показалось им, что окна древнего сооружения чересчур узки. Оно и понятно. В старину стекла не было. Сделаешь окна широкими – получишь все прелести перемены погоды и осадков. Поэтому окошечки делались узкими, только руку просунуть. В петровское же время со стеклом стало гораздо лучше. Вот и решили для лучшего освещения храма расширить оконные проемы да и застеклить их.

Расширяли по-мужицки грубо, с помощью примитивных подручных инструментов. Ну и не выдержала старая кладка, дала ряд крупных трещин. А в 1722 году случилось непоправимое – собор задрожал и в одночасье рухнул, взметнув вверх клубы белой пыли.

Монахи XVIII века ребята были простые и незатейливые. Камни они использовали сугубо утилитарно. Брали то, что могло пригодиться и выбрасывали лишний хлам. Да и то, что брали, подстраивали под себя. То есть либо вкладывали старые камни с резьбой гладкой стороной наружу, либо вообще сбивали резьбу. Так от грубости и невежества погибло наследие XII века. На долю нынешних ученых остались лишь закопанные в земле крохи.

Со следами раскопок, проведенных еще выдающимся русским ученым Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), можно ознакомиться, пройдя внутрь собора. Здесь расположен небольшой музей. Стоимость входа 150 рублей. Стоит или нет таких денег представленная экспозиция, судите по описанию.

На входе посетителя встречает традиционный для владимирской земли бюст Андрея Боголюбского. Его лицо реконструировано Михаилом Михайловичем Герасимовым (1907-1970) по разработанной им же методике. М.М. Герасимову же принадлежит и другая знаменитая реконструкция – лицо Тамерлана.

Бюст Андрея Боголюбского, реконструкция М.М. Герасимова

Вообще канонизация Андрея Боголюского пошла на пользу не только церкви, но и науке. Это как раз тот случай, когда останки исторического персонажа сохранены с особым тщанием. Позже, уже в советское время, когда к мощам относились без трепета, но исключительно как к объекту исследований, останки были извлечены из раки и тщательно изучены. Первым результатом стала реконструкция Герасимова.

Вторым явилось заключение судмедэкспертизы, исследовавшей скелет. Так вот, в общих чертах эксперты подтвердили картину убийства князя. А это, в свою очередь, явилось косвенным и независимым подтверждением правоты летописных источников.

Но двигаемся дальше. Сразу за бюстом Боголюбского можно увидеть сохраненные остатки раскопа. Что здесь интересно? Во-первых, глубина (или высота) культурного слоя. Видно, что основание древнего храма ушло под сегодняшнюю землю метра на полтора (граница между позеленевшими и чистыми камнями является уровнем пола).

Во-вторых, можно увидеть основания колонн храма XII века. Они совершенно традиционно для владимирского зодчества представляют собой так называемые соколиные когти – треугольные заостренные коготки по периметру основания.

Раскоп в Рождественском соборе. Видно сохранившееся с XII века основание колонн древнего храма

Но это, так сказать, еще присказка. Сказка, она впереди, в основном помещении собора. Проходим вглубь. Здесь тоже сохранены раскопы, доведенные до уровня пола XII века. Реконструирован и кусочек самого пола.

В раскопе же находятся и некоторые обнаруженные археологами камни с резьбой. Сразу два элемента – четырехликая капитель и основание водосвятной чаши – относятся даже не к самому зданию собора, а к двум элементам, предположительно стоявшим перед входом. Это резной каменный столб, верхней частью которого являлась капитель (капитель – это вообще украшенная верхушка столба, колонны). Водосвятная чаша находилась в кивории, то есть в небольшом шатре, находившемся на площади перед церковью.

Вот и всё, что осталось от седой старины. Ну, не совсем всё. Имеется еще энное количество камней с резьбой и без резьбы, выкопанных в окрестностях собора. Но все они не могут дать более-менее точного представления о внешнем виде церкви Рождества Богородицы XII века. Предположительно выглядела она примерно так же, как и сохранившиеся во Владимире соборы той эпохи.

Имеется даже вариант реконструкции, выполненный Н.Н. Ворониным. Однако как ни авторитетен этот ученый, а очень и очень многие специалисты не согласны в деталях с его реконструкцией.

Собор Рождества Богородицы с примыкающими переходами и башнями, реконструкция Н.Н. Воронина

По сути, он оттолкнулся от сохранившегося низа башни и перехода над аркой (слева от собора на рисунке), дорисовал шатровое навершие на башню, собор вывел в стиле XII века и справа симметрично отразил переход и башню. Перед входом в церковь поставил киворий. А от левой башни провел переход в терем Андрея Боголюбского.

Большая часть рисунка гадательная. Да, наличие перехода в терем очевидно, и даже найдены при раскопках камни в том направлении. Да, киворий был где-то тут. Да, храм похож на прочие церковные постройки XII века. Но вот симметричное отражение перехода и башни более чем гадательно. Да и шатровые надстройки башни недоказуемы.

Остается лишь сокрушенно вздохнуть и посетовать, дескать, сколько всего утрачено. С другой стороны, можно и порадоваться – ведь что-то же сохранено.

Закончив осмотр владимирских древностей в Боголюбово, выходим из монастыря, поворачиваем направо, проходим до спуска вниз, опять поворачиваем направо к переходу над железнодорожными путями и шествуем к наиболее прославленной русской церкви Покрова на Нерли.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Об авторе

Владимир Полковников

Мiръ Россия Владимирская область поселок Боголюбово Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Идёт загрузка карты…

Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы

Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь

(c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской ико́ны Бо́жией Ма́тери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви).

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

История

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Боголюбская икона Божией Матери

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Свято-Боголюбский монастырь, XX в.

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Современное состояние

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Храмы

  • Боголюбский собор (1855-66, арх.К. А. Тон) и колокольня
  • Рождественский собор (1751)
  • Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
  • Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
  • Боголюбский собор (1866)
  • Надвратная колокольня (1841)

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 ½ аршина, а в ширину 11/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир.

Святой источник

Святой источник в монастыре

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Фото

Фото

Видео

Боголюбовский монастырь

Боголюбово. Свято-Боголюбский женский монастырь.

Хор Свято-Преображенского скита Боголюбского монастыря

Как добраться

От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.

Далее городскими маршрутами — до Боголюбово примерно 6 км (до монастыря): практически на любом автобусе — до ВХЗ (Владимирского хлебозавода) и там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов.

Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.

Трасса Е22/М7, центр пос. Боголюбово

Адрес

601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Паломнику

Расписание служб

Расписание служб

Cайт

Телефоны

(4922) 30-05-34

8 (901) 888-66-93

Телефон монастырской гостиницы 8 (904) 958-46-74

Телефон экономки монастыря монахини Никоны 8 (920) 909-59-85

Электронная почта

Когда-то здесь, в Боголюбово, что рядом с Владимиром, стоял замок. Возможно это был первый белокаменный замок на Руси. Построен он был великим русским князем Андреем Боголюбским в середине 12 века. Эта цитадель централизованной княжеской власти контролировала водный путь по Клязьме и заодно ремесленный город Владимир — вторую важную столицу русского государства после Киева.
Сейчас здесь расположились грандиозные постройки Свято-Боголюбского монастыря, похожие на видение из далекого прошлого. Они словно эхо белокаменных стен Владимиро-Суздальской Руси.
Ушла далеко на юг река Клязма, исчез замок князя Андрея, но осталось эхо и остатки древнего величия. Вот их то мы сейчас и осмотрим…

От старого русла Клязьмы осталось небольшое озеро, которое создает иллюзию когда-то судоходной реки. Княжий город Боголюбово стоял на высоком берегу, также как сейчас город Владимир.

Этот город был подобен другим княжеским резиденциям — в Вышгороде, что под Киевом, и в Кидекше под Суздалем. Русские князья любили жить отдельно от ремесленного люда и боярских городских усадеб. Другой важной причиной создания подобных замков было желание контролировать водные пути. Недалеко от Боголюбово в Клязьму впадала река Нерль, на этом месте сейчас стоит храм Покрова на Нерли.
Крепость Андрея Боголюбского перекрывала сразу две водные артерии Владимиро-Суздальского княжества. По рекам осуществлялась тогда вся торговля, поэтому выбор этого места был совсем неслучаен — контролируя Клязьму можно было держать под присмотром Владимир, а по Нерли — боярский город Суздаль.
На реконструкции, что висит в местном музее, в церкви Рождества, Боголюбовский замок изображен преимущественно деревянным, что наверно не совсем оправданно. Крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин, проводивший раскопки в Боголюбове, считал что замок князя Андрея был целиком белокаменным, да и летописец писал, что «град камен именем Боголюбый», кстати также называется экспозиция музея, расположенного в Рождественской церкви, но почему-то на реконструкции из этого музея, «град камен» не просматривается..

Воронин в 1954 г. обнаружил фундаменты каменных стен даже на западных валах Боголюбова, кстати эти валы сохранились до сих пор. Это подтверждает то, что город имел каменные стены по всему периметру, хотя в это конечно сложно поверить.
Руины белокаменных стен замка, найденные Н.Н. Ворониным. Стены были сложены из крупных блоков и видимо представляли собой величественное зрелище.

Западные валы хорошо сохранились, возможно когда-то здесь стояли белокаменные крепостные стены.

Вал к северу от шоссе Владимир — Нижний Новгород. Воронин считал, что здесь, на пересечении валов и шоссе стояла проездная башня Боголюбова. Здесь действительно вал прерывается, но проблема в том, что западный вал прерывается и несколько севернее, как можно увидеть на дальнейших фото.

На фото ниже, нечто похожее на промежуток между этими валами, возможно здесь были еще одни ворота? А может быть именно здесь был проход в крепость, а не на месте сегодняшнего шоссе? Иначе зачем столько прорех в крепостных валах? Можно конечно допустить, что эту яму вырыл сам Воронин, когда исследовал боголюбовские валы, но проблема в том, что эта прореха присутствует и на его же плане местности, значит она существовала здесь изначально.
Поздняя реконструкция из музея не отображает также северную линию укреплений города, на рисунке стена всего одна, хотя даже поверхностной осмотр валов говорит о том, что в Боголюбове северная сторона была защищена двумя линиями валов. Что само по себе интересно.
Обобщая, можно сказать, что княжеская резиденция в Боголюбове по мощности фортификации не уступала многим известным русским городам-крепостям того времени, типа Переславля или Дмитрова.
Князь Андрей серьезно подходил к вопросу упрочнения своей власти. И надо сказать, что не зря — Боголюбского считают первым русским самовласцем, а Ключевский считал его вообще первым русским (великороссом).
И выглядел он соответствующие, будучи сыном половецкой княжны, Андрей Боголюбский был тюрком как минимум наполовину — об этом свидетельствует реконструкция его облика, сделанная Герасимовым. О «дружбе народов» в его правление указывает и наличие большого числа иноплеменников в окружении. В Средние века понятия национальности практически не существовало, поэтому одна из его жен была булгаркой, а ближний дружинник-ключник Анбал — ясом/осетином, одним из доверенных лиц был кавказский еврей Ефрем Моизич. Эти люди и порешили князя в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. В убийстве Боголюбского присутствовали и местные — бояре Кучковичи, они видимо мстили за своего родственника, убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.
А начиналось все очень хорошо. Князь Андрей упрочил свою власть на севере — в Суздальском княжестве. Все грандиозное строительство во Владимире и Боголюбове должно было демонстрировать могущество его земли. Для этого Боголюбский не жалел ни времени, ни сил.
Были приглашены мастера из Германии для строительства многочисленных соборов — Успенского во Владимире, Рождества в Боголюбове, Покрова на Нерли. Все эти храмы несут в себе ощутимую романскую стилистику.
Были созданы новые религиозные культы и праздники, например культ Богоматери Владимирской, заступницы Владимиро-Суздальской земли. Для этого из Киева была вывезена икона Богоматери, это действо сопровождалось специальными чудесами, которые создавались попами Микулой и Нестором из Вышгорода и владимирским попом Лазарем. Икона у них «гуляла» по храму, якобы желая быстрее перебраться во Владимир. Именно эта группа приближенных к князю Андрею священнослужителей создала идеологическое обоснование постройки Боголюбовского замка. Скорее всего они же придумали новый христианский праздник — Покрова Богородицы. Праздник был установлен без разрешения киевского митрополита, по личной инициативе князя Андрея Боголюбского.
Примечательно, что возвеличивая своих божеств, князь Андрей карал чужих, в 1169 году, взяв штурмом Киев, он приказал громить и жечь все местные церкви. Суздальские войска вместе с дружественными половцами грабили город два дня, в том числе был разграблен и Софийский собор, был разграблен и сожжен Печерский монастырь. Видимо Боголюбский не без основания усматривал в чужих храмах угрозу собственной религиозной идеологии.
В Боголюбове из всех построек замка уцелел до наших дней только небольшой пролет стены дворца с лестничной башней, также арка, возможно это был главный вход во дворец. И частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме — все и рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле.
Справа от храма небольшая беседка 17 века на месте похожей, но древней — это был киворий в тени которого стояла чаша со святой водой.
Романские окна и колончатые пояса изобличают в сооружении седую древность.
Именно в этой башне принял свою смерть Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.
Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра.
Первое покушение на князя произошло в его спальне, в несуществующем сейчас здании дворца, но по какой-то причине заговорщики не довели свое дело до конца, и Боголюбский смог, будучи раненым,сползти по лестнице и затаиться внизу. Но что-то его выдало, и всевластца Руси добили уже окончательно, отрубив руку.
После покушения тело князя лежало в огородах несколько дней, а в это время жители города Боголюбова, всем миром, грабили его дворцы. А грабить там было что…
Четырехстолпный храм Рождества Богородицы когда-то весь блистал золотом, этот эффект создавали начищенные до блеска медные полы храма. Хронисты писали, что некоторые иноземцы переходили из своей веры в православие, увидев роскошества княжеского храма. Но, к сожалению, от былого великолепия мало что осталось.
Четырехликая капитель, возможно это завершение так называемого Богородичного столпа, стоявшего во дворе дворца. Столп был украшен ликами Богородицы и чем то напоминает языческие идолы, например похожий Збручский идол. Так как сейчас есть сомнения в подлинности и древности Збручского идола, можно предположить, что Богородичный столп из Боголюбова, или нечто похожее на него, мог быть прототипом для этой подделки.
Уровень пола древнего храма был на полтора метра ниже нынешнего.
Колоны старого собора были круглыми, что еще раз подтверждает европейское происхождение его зодчих.
Каменный саркофаг 12 века, найденный в Боголюбове.
Сейчас в храме присутствует копия знаменитой иконы Боголюбской Богоматери — той, что явилась князю Андрею, по мнению создателей ее культа во Владимире.
Нынешние фрески церкви появились здесь только в 18 веке.
Это наверно плитки от поздних полов храма.
Очень характерные «когтистые» цоколи фасада церкви Рождества.
Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва.
Сбоку лестничной башни видна заложенная дверь, когда-то это был в проход в жилые покои Боголюбовского дворца.
Замок в Боголюбово не надолго пережил своего владельца, уже в 1177 году его разграбил Глеб, князь рязанский. А затем крепость штурмом взяли монголы. Но больше всего замок пострадал от смещения центра власти в город Москву — цитадель князя Андрея стала никому не нужна, здесь поселились монахи и начали планомерно разрушать старые стены.
Огромный собор Боголюбской иконы Божьей Матери был построен в 1855-56 гг.
Я прогулялся вдоль южной стены Боголюбского монастыря в надежде найти какие-нибудь остатки стен древнего замка. К сожалению, после титанических трудов братии монастыря по разрушению крепости, вероятность найти хоть что-то равна почти нулю.
Раскопы Николая Воронина с белокаменными блоками из крепостных стен нынешние насельники монастыря забросали отбросами, сейчас на этом месте монастырская свалка. Но как не странно, мне все же повезло)
Я обратил внимание на странные, хорошо обработанные камни, из которых монахи сделали бордюр для дорожки.
Можно с большой степенью вероятности сказать, что эти камни — все, что осталось от дворца князя Андрея…
Четверть какого-то огромного круглого предмета.
Основание колоны
У нас осталось неисследованным еще одно, наверно самое знаменитое строение Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли.
Эта церковь находится в паре километров от замка князя Андрея и считается национальным символом России. И надо сказать, оправданно. И по замыслу княжеских зодчих это сооружение должно было символизировать Русскую землю, правда первоначально, символ этот не был таким утонченно-нежным, он скорее поражал своим величием.
Как и почти все храмы Боголюбского, церковь Покрова Богородицы прославляла, созданный им, новый культ Владимирской Божьей Матери. Это было торжественное сооружение, возведенное на пятиметровом искусственном кургане, обложенном снаружи белокаменными плитами.
В середине 20-ого века Воронин раскопал основание церкви и обнаружил каменный панцирь монументального сооружения.
Если можно было бы убрать землю этого кургана, храм выглядел бы высокой башней, так как под землю он уходил немногим меньше, чем его фасады возвышаются над поверхностью.
Когда-то храм Покрова на Нерли имел внешние галереи, обильно украшенные каменной резьбой.
Грифон, найденный при раскопках около церкви, он был частью убранства ее внешних галерей. Сейчас он находится в Историческом музее г. Владимира.
Реконструкция храма Покрова на Нерли по Н.Н. Воронину.
По замыслу древних зодчих торговые корабли, следующие во Владимирскую Русь по Нерли и Клязьме, должны были проплывать мимо этого величественного символа.
При постройке Покрова на Нерли, как и других храмов Андрея Боголюбского, кроме западных мастеров (их кстати послал князю сам Фридрих Барбаросса) были задействованы скорее всего и каменщики из Волжской Булгарии. Дело в том, что сама церковь возможно является памятником победоносному походу Андрея на булгар, во время которого князь обязал их данью — булгары должны были поставлять камень для его широкомасштабного строительства. Возможно, что вместе с камнем булгары поставляли и каменщиков, которых на Руси в 12 веке явно не хватало.
Резные изображения на фасаде храма. Основной сюжет здесь — Давид псалмопевец в окружении зверей. Ниже изображены три женские маски — это характерная особенность всех богородичных храмов Андрея Боголюбского. Волосы этих женщин заплетены в косы, что должно свидетельствовать о их девственности, так как это прическа девушек на Руси.
А это изображение на стене трактуется, как грифон, несущий лань. Хотя, лично мне кажется, что грифон делает с ланью нечто другое:)
Ну что, интересно, да?
Здесь же изображения инопланетян, без них тут никак нельзя.
Несмотря на усилия братии Боголюбовского монастыря по уничтожению всего наследия князя Андрея, храм Покрова на Нерли устоял. В 1784 году местный игумен хотел разобрать церковь, но подрядчик заломил ему слишком большую цену за разбор старого храма. Но в 1877 году другой игумен все же отыгрался, прежде, чем церковь взяли под охрану власти, он успел соскоблить, оставшиеся в барабане и куполе храма фрески. Теперь внутри церкви практически ничего нет.
Другие мои посты, посвященные древним русским городам:
Древний волжский город Тутаев
Фрески новгородских церквей 14-15 веков.
Древние храмы Торговой стороны в Новгороде.
Господин Великий Новгород и его храмы.
Псков — Средний город и Завеличье.
Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Древние церкви Пскова.
Псковский кремль

Tags: Владимир, Владимиро-Суздальская земля, Россия

Резюме Фонда Андрея Боголюбского Живое слово — Фонд Андрея Боголюбского 05.03.2015 09:09:32 Фонд содействия возрождению православных духовно-нравственных ценностей и традиций имени Святого Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского читать полностью >> Возрождение обители Живое слово — Современность 02.03.2015 21:08:12 Свято-Боголюбский монастырь, вобрав в себя 8,5 веков русской истории, является живым свидетелем как былой славы и могущества русского государства, так и его бесславного разорения и упадка. И Господь промыслительно сохранил обитель… читать полностью >> Стояние за веру Живое слово — Летопись 02.03.2015 08:58:45 Духовенство Боголюбского монастыря, репрессированное в годы советской власти читать полностью >> История закрытия Боголюбской обители Живое слово — Летопись 02.03.2015 08:27:13 В лихую годину послереволюционных гонений Боголюбский монастырь постигла судьба всех русских обителей – закрытых, разграбленных, оскверненных… читать полностью >> Дело князя живет Живое слово — Блгв.князь Андрей Боголюбский 18.02.2015 16:28:45 В 2011 году исполнилось 900 лет со дня рождения основателя Свято-Боголюбского монастыря благоверного великого князя Андрея Боголюбского. читать полностью >> О Боголюбской иконе Божией Матери Живое слово — О Боголюбской иконе 18.02.2015 08:25:56 О Боголюбской иконе Божией Матери и ее милостях и чудесах роду человеческому читать полностью >> Статья о святом князе Андрее Боголюбском Живое слово — Блгв.князь Андрей Боголюбский 07.02.2015 22:14:00 Россия начиналась не с Москвы. В Новгороде и Киеве, Владимире и Суздале складывалось по камушку основание будущей империи… читать полностью >>

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ – БОГОЛЮБОВО

На месте городища существовало мерянское поселение 9-10 в., возможно, укреплённого.
Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был небольшой, но хорошо укреплённый замок по примеру западноевропейского, окружённый мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м. и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни, а на гребне западного вала — подошва мощного фундамента стены, сложенного из булыжника на известковом растворе.
За валами располагались рвы, наполненные водой.
Сейчас шоссе входит в бывшую загородную крепость там же, где входила дорога в XII в., и в месте разрыва валов тогда стояла воротная башня замка.
В плане крепость представляла собою четырёхугольник правильной формы, самая протяжённая сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбских высот — в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы.
Площадка подчетырехугольной в плане формы размерами ок. 380х280 м. Была ограничена по периметру укрепленной линией, общая длина которой составляла свыше 900 м.

Северное укрепление. Слева ров, в центре ровная площадка, справа крепостной вал
Ров северного укрепления
Северный вал Боголюбовской крепости
Западный вал крепости. Вид с городища.
Вершина западного вала. Вид на башню монастыря
Срез Западного вала
Западный вал и ров, заполненный водой

В северо-западной части памятника сохранился небольшой (ок. 80 м.) участок укрепленной линии, состоящей из вала высотой 2.5-5.0 м. при ширине в основании 16-20 м. и рва перед ним глубиной 3-4 м. шириной до 30 м., с крутизной переднего склона до 30 градусов.

Западный вал городища

В системе укреплений западного вала наблюдается разрыв шириной до 7 м. — возможно, от древних ворот.

Южная оконечность западного склона крепости
Южный склон и старичное озеро (старое русло Клязьмы)
Вид с юго-запада
Вид с крепости на Сунгире

Прорезка вала показала, что насыпь его была сооружена из глины, без внутривальных деревянных конструкций, на погребенной почве. По гребню вала шла каменная стена, от которой сохранился фундамент из туфа на известковом растворе шириной 2.55 м. при глубине заложения 0.50 м. На южном участке оборонительной линии зафиксированы остатки белокаменной башни. Возможно существование в укрепленной линии трех ворот, по которым проходили дороги на Владимир, Суздаль и Муром.
В Новгородской летописи под 1158 г. читаем: «князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое». В Киевской летописи: «Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…» В рукописном житии св. кн. Андрея, замечено, что он «велми место оно любяше и живяше ту».
Боголюбов-город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX-XI вв.
Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы.

Центральная часть дворцового комплекса Андрея Боголюбского. Реконструкция Н.Н. Воронина.
Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII в. Реконструкция С.А. Шарова-Делоне.
Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII в. Реконструкция В.К. Емелина.

В 1158 г., на указанном Царицей Небесной месте кольце земляных валов, рвов и каменных стен водрузился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы, «украшенный золотом и драгоценными каменьями и блистающий благолепием, аки храм царя Соломона во Иерусалиме» и княжеский дворец.

Постройка храмов в Боголюбове. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.

Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зелёной и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.

Первоначальный вид церкви Рождества Богородицы. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Князь приказывал водить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели богатство и красоту Божиего храма и выраженное в них могущество Владимирского князя. И как пишет летописец: «и бояре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».
Снаружи храм был украшен не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены. Стены были покрыты белокаменной резьбой — резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.
Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры. Камни цоколя выдавались вперёд карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями.

Фрагмент белокаменной водосвятной чаши из Боголюбова

Перед входом в храм находилась белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами.
Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками.
Галереями и башнями храм обобщался с жилыми покоями князя и с крепостью.
Над резным убранством Боголюбского собора трудилось около 20 мастеров.
В кон. XVII в. еще был цел древний дворцовый собор Рождества Богородицы, описанный местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место — здесь был убит князь Андрей.
«По доношению игумена и братии Владимирского Боголюбова монастыря, о постройке в том монастыре церкви. 27 января 1731 г. — 21 января 1732 г.
Просьба игумена Аверкия, казначея Льва и всей братии была вызвана тем, что прежняя соборная белокаменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь, от воли Божией и от ветхости, 14 ноября 1722 года обрушилась вся, а построена она была в 6663-м году святым благоверным и великим князем Андреем Егорьевичем, зовомым Боголюбовским Долгоруковым мономашем.
По справке в Синодальном Дворцовом Приказе, за Боголюбовым монастырем, по переписным 186 года книгам, было 182 крестьянских и бобыльских двора, по свидетельству генералитета — 670 душ мужского пола, с тех вотчин в Приказ берется доходов — дворецкого по 9 р. 10 к., подымных по 2 р. 73 к., прикащичьего половинного по 13 р. 83 ¾ к., ржи по 7 четвертей с осьминою и овса столько-же, а в монастырь на церковные и братские потребы окладных и неокладных доходов по 113 руб. 24 к. в год; в вотчинах монастырских десятинной пашни по 44 десятины в поле, с которой хлеб употребляется на братию.
В дополнение к справке из Дворцового Приказа, братия Боголюбова монастыря сообщила, что в прошлых годах от их монастыря взято село Славское и приобщено к Синодальным дворцовым вотчинам, а в том селе имелось 91 двор и крестьяне пахали на монастырь по 40 десятин в поле, а в дву по тому-ж,, да вытных денег платили по 20 р. и всякое изделье делали, бревна и дрова возили и сенные покосы с 20 вытей отправляли.
Справкой из Дворцового Приказа показано, что в ноябре 196 года Боголюбов и Козьмин монастыри со всеми угодьями приписаны к патриаршему дому, за Боголюбовым монастырем было 273 двора, в том числе в селе Славском (или Ославском) 91 двор, а за Козьминым монастырем 178 дворов; а вместо того вотчина святейшего патриарха в Нижегородском уезде в Березопольском стане Скоробогатовская волость да село Соличное с деревнями и угодьями приписано к дворцовым волостям; по приходной 199 года хлебной книге из новоприписного Козьмина монастыря велено иметь в Москве по 200 четвертей ржи и по 100 четвертей овса в год, а если не похотят платить хлеба, то взять в дом село Быково; с Боголюбова монастыря — по 300 четвертей ржи и по 200 четвертей пшеницы; 30 мая 199 года крестьянам села Славского велено быть в тягле, против патриарша села Спасского и др., в 6 вытях без четверти, пашню пахать и изделье делать с полу-пяты выти, а оброку платить с выти с четвертью по 19 р. 37 ½ к., да пошлин по 1 р. 40 к., за конюшенные припасы 7 р. 20 к., дворецким в жалованье по 5 коп. с двора, подымных дьяком и подъячим в жалованье по 1 ½ коп. с двора, да прикащикам в жалованье 5 р. 46 к. и ржи и овса по 3 четверти по 6 четвериков, да крестьяне пашни пашут по 28 десятин в поле, а в том селе по свидетельству генералитета 253 души; за взятием села Славского, Боголюбов монастырь в Синодальный дом ничего не платит.
В Синодальной Канцелярии выведено на справку, что в 1724—1725 гг. выдано из сборных с раскольников денег 3151 р. 25 коп. на починку Владимирской Успенской соборной златоверхой церкви, построенной в 6666-м году благоверными великими князьями Андреем Георгиевичем Боголюбским и Дмитрием Георгиевичем предивным.
19 января 1732 года Св. Синодом определено: Синодальному Дворцовому Приказу осмотреть в Боголюбовом монастыре обрушившуюся церковь и составить смету на починку».
Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 г. была построена существующая церковь.
В 1772 году в соборе были сделаны следующие наружные улучшения и украшения: фонарь (трибуна, барабан) сделан каменный восьмиугольный; на главе выведено восемь дуг с восьмью звездами из жести; подзоры вверху и внизу устроены жестяные; дуги, яблоко, подзоры и звезды вызолочены под гольдфарбу; глава выкрашена ярью медянкой; крест вызолочен червонным золотом и весь собор покрыт черным листовым железом. На все эти поправки и украшения храма, по указу коллегии экономии, выдано было 488 руб. 40 коп. После всех изменений вид Рождественского храма стал такой: «внутри он простирается в длину, начиная от западной стены до конца среднего алтарного притвора (горнее место), на 7 сажен и 2 вершка; в том числе в самом алтаре от царских дверей до горнего места 3 саж. и 4 вершка; следовательно сам храм простирается на 3 саж. 2 ¾ арш.; ширина церкви 4 саж. 2 ¼ арш.; толщина алтарных стен до 2 ½ арш., а толщина трапезных 1 ½ арш.; алтарные притворы снаружи по полукругам имеют пространства: средний 10 аршин, а боковые по 6 ½ арш. Все окна этой церкви не в древнем уэе виде, не щелеобразные, а широкие. В алтаре находится шесть окон, из коих два (одно над другим) помещаются в среднем притворе, да в боковых притворах по одному окну; в алтарных стенах, с южной и северной сторон, также по окну. В стенах храма: с южной стороны четыре окна, из коих два вверху и два внизу; но с северной стороны только два окна вверху, и там же, близ северо-западного угла, находится, в виде окна, просторный, бывший в храм из княжеских покоев, выход; вверху западной стены три окна. В нем четыре столба: два из них отделяют алтарь от храма, и они до половины алтаря, в вышину его, сходятся аркой, над коею сделан небольшой и полукруглый вверху пролет, а другие два, украшенные карнизами и пилястрами, стоят в трапезе. К этим то столбам примыкали хоры, разобранные в другой раз в 1802 году, где, в древности, во время богослужения помещалось великокняжеское семейство. Над церковью, покрытой ныне плоской кровлей, устроен восьмиугольный фонарь с семью в нем окнами, над коим находится шейка с позлащенною главою. Крест на главе восьмиконечный, увенчанный вызолоченною короною. Вся церковь при архимандрите Антонии (1804-1809 гг.) устлана белым известковым камнем и на стенах ее нет никаких украшений. На западной стене и по столбам было стенное писание, но оно, как сказано в церковной описи, за ветхостью уничтожено в том же 1802 году. Ныне только в алтаре, в четырех клеймах, изображены живописью некоторые Евангельские события, как то: Рождество Богородицы, Успение Ее, Введение во храм и Сретение Господне; сверх сего по бокам среднего притвора изображены Пресвятая Дева Мария и архангел Гавриил. Алтарный иконостас гладкий, в три яруса, с резным над ним изображением Воскресения Христова, устроен в 1803 году и тогда же написаны для него св. иконы, отделяющиеся одна от другой вызолоченными колонками, перевитыми разными цветочными ветками.

В 1809 г. к Рождественскому храму с западной стороны, во всю ширину его, и прилегающей к нему, нижней части ложницы благоверного князя Андрея и сеней, относящихся к ней, пристроена трапеза и устроен в ней придел во имя св. благоверного князя Андрея. Таким образом, в храме два престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придельный во имя св. благоверного князя Андрея» (Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов. 1891 г.).
В нач. ХХ века «в Рождественской церкви престол деревянный с кипарисною дскою, освящен преосвященным Платонов, епископом Владимирским и Яропольским, в 1756 г. Иконостас храма того же времени, пятиярусный с иконами; иконы в нем все переписаны вновь».

Лестничная башня (слева) и храм рождества Богородицы (справа)

Современная белая монастырская ограда, идущая вдоль шоссе, видимо, проходит по линии древней внутренней стены замка, отграничивавшей его собственно дворцовую часть. В северной половине, вероятно, жила дворцовая челядь, княжеские слуги и ремесленники.
Во времена князя Андрея Боголюбского замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси.

Лестничная башня

Сохранилась лестничная башня — свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещённой узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж.

Тройное окно

Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом — это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, — отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед Богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.

Убиение князя Андрея. Фрески в лестничной башне княжеского замка

Место, где был убит св. князь Андрей находится с северной стороны Рождественского храма. Это была великокняжеская моленная комната; к ней примыкали сени, внизу которых и кончил жизнь свою вел. князь. Это – та самая моленная, из которой устроено окно в Рождественский храм и из которой князь слушал Божественную службу. Моленная эта была соединена с дворцом. Длина этой комнаты «6 аршин и 10 ½ вершков, а ширина 5 аршин». Вся середина древнего свода пробита для входа на устроенную в последующие уже времена шатровую колокольню. Спуск вниз (из комнаты в сени) устроен вокруг каменного столба толщиной в диаметре «1 арш. и 4 вершка». Лестница состоит из 32 ступеней, выстланных белым камнем. Эта лестница, «простирающаяся в ширину на 1 ½ арш.», освещалась четырьмя узкими, полукруглыми окнами, но они, кроме одного, что с восточной стороны, были заложены кирпичами. Внизу лестницы против входной двери находится углубление или ниша, простирающаяся и за восходный лестничный столб. Сюда-то каждый благочестивый христианин и любитель родной старины должен заглянуть с благоговением. Здесь скрылся было от зложеев израненный князь Андрей: здесь он, пораженный копьями и мечами, произнес последние слова: «Господи! Въ руце Твои предаю духъ мой!» и скончался. Место это было огорожено железной решеткой. А на стене изображен лежащим израненный святой князь Андрей. Под моленной комнатой находилась «довольно обширная, вышиной в 7 ½ арш. сквозная арка, сверху более чем до половины заделанная кирпичом.

Место убиения великого князя Андрея Боголюбского

Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» — опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец. Белокаменный переход ко дворцу возвышался над белокаменной мостовой с проложенными меж её плит белокаменными желобами для отвода осадков с дворцовой площади. Около башни был узкий арочный проём. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи.
Князь и его приближённые могли, не спускаясь вниз, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры ещё не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора находилось симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае тревоги связывали дворец и крепость.
Здания не располагались в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма.
Восточный фасад смотрел в сторону речной пристани. Сюда был обращён алтарь собора, тройное окно лестничной башни и вход в неё. На главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и аркадами переходов. В центре приковывал внимание златоглавый собор с как бы сохранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную Киевскую Софию и явно имел цель этого сопоставления.

Палаты и сени (над которыми возведена колокольня) вел. князя Андрея Боголюбского

Над выходным или крылечным столбом, рядом с великокняжеской моленною, с северной стороны построена шатровая колокольня, на которой устроены часы, по преданию, голландским мастером, присланным для этого императором Петром I в 1701 году.
Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка — резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь.

Часовня над водосвятной чашей

Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка. Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 г. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.

18 июня, в день празднования Боголюбивой Божией Матери, совершалось торжественное освящение воды в этой чаше, в воспоминание того. Что в этот день в лучезарном сиянии явилась благоверному князю Андрею Богоматерь, завещавшая ему остановиться здесь и устроить храм во имя Ее Рождества с обителью. Вверху столбов на восточной стороне изображено событие явления Пречистой Богоматери святому благоверному князю Андрею, а на западной стороне текст, изъясняющий это событие.
Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна — Богородничный столп — окованная золочёной медью и увенчанная четырёхликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две и они служили опорами для сени церковного крыльца.
Каменный блок с ликами Богородицы в XII в. мог стоять не на высоком столпе, а на более низком постаменте, чтобы верующие могли к нему «прикладываться» (именно так изображён «Богородичный столп» на реконструкции). Это объясняет плохую сохранность ликов, вырезанных из высококачественного камня, способного эффективно противостоять «обычному» выветриванию. В XIX в. блок был заложен в ограду, и «прикладываться» к нему могли только с одной стороны, а поскольку плохо сохранились все четыре лика, значит, в течение нескольких предыдущих столетий к блоку «прикладывались» со всех сторон.

Богородичный столп в XII в. Реконструкция Г.К. Вагнера.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведённой ещё при Андрее в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Благовещенская трапезная церковь
Великокняжеский замок в Боголюбове. Реконструкция

В районе ул. Северная исследованы остатки стеклоделательной мастерской и полуземляночное жилище 12-13 вв.
С кончиной князя в 1174 г. Боголюбов-город потерял своё политическое значение. Город и его окрестности тотчас же были разграблены и опустошены: «горожане же Боголюбскыи и дворяне разграбиша домъ княжъ и делатели, иже бяху пришли къ делу, злато и сребро и порты и новолокы, и именье, ему же не бъ числа; и много зла створися въ волости его, посадникъ его и тиуновъ домы пограбиша, а самехъ избиша». В 1177 г. Боголюбов не мало потерпел от нашествия Рязанского князя Глеба.
В 1238 г. Боголюбов был частично разрушен и разграблен татаро-монголами. Сведения о существовании Боголюбова, как города в 14-15 вв. отсутствуют.
Слои 16-17 вв. можно связывать с деятельностью существовавшего здесь монастыря и слобод при нём.
См. Свято-Боголюбский женский монастырь.
После уничтожения города вблизи монастыря, вероятно, продолжала существовать небольшая слободка, из которой к XVII в. выросло село Боголюбово, которое в 130 (1622) г. по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В период смутного времени оно было разорено Литовцами вместе с Боголюбским монастырем. По переписным книгам 1645-46 и 47 гг. в Боголюбове считалось «крестьянъ съ ихъ детьми и родственниками 75 человекъ, да бобылей 26 человекъ. Пашни паханые добрые земли 192 четверти да перелогомъ 8 четвертей да лесомъ поросло 51 четверть сосминою въ поле, а вдву потому жъ, лесу рощи осиновой круглецъ две десятины да къ селу жъ Боголюбову сенныхъ покосовъ 600 копенъ».

Архитектурно-реставрационная история белокаменных памятников Боголюбова в ХХ веке

Экспозиция «Город камен именем Боголюбый»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В ансамбле Боголюбова монастыря в Рождественском соборе в 2007 году открылась выставка «Город камен именем Боголюбый», посвященная белокаменной архитектуре Боголюбова.

Рождественский собор
Сохранившаяся часть лестничной башни
Модоров Н.Н. Триптих «Древний Боголюбов».
Древняя кладка ниже современного уровня пола.
«Князь Андрей уподобися царю Соломану».
Бюст Андрея Боголюбского

Настенная живопись храма выполнена в 1891 г. живописцем из с. Палех Львом Ивановичем Париловым в технике, близкой к древней фреске. Образцом для росписи боголюбовского храма послужил владимирский Успенский собор.
На западной стене написана композиция «Страшный суд»
На южной стене размещены сюжеты: Сретение Господне, Рождество Христово, Благоразумный разбойник, Райские врата, Шествие в рай;
на северной стене: Введение Богородицы во храм, Рождество Богородицы, Троица, Земля и море отдают мертвых;
на сводах: Вседержитель, Ангелы сворачивают небо, Лоно Авраамово, св. Андрей Боголюбский, Отечество, Богоматерь Боголюбская, евангелисты Лука, Матфей, Иоанн, Марк.

Богоматерь Боголюбская. XII в. Копия.
Образ написан по заказу князя Андрея Боголюбского. Согласно преданию, Богоматерь явилась князю в ночном видении, молилась за него и повелела построить «на месте сем» город и обитель. На свитке – молитва Богоматери за Владимирскую землю.
Апостол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский. XVII в. Копия. Апостол Андрей Первозванный считался небесным покровителем князя Андрея Боголюбского.
«Четырехликая капитель». Современный вид.

Князь Андрей Боголюбский.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.
Свято Боголюбский монастырь
Музеи Владимирской области.
История Владимирского музея
ИСТОРИЯ Владимирской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *