Богородице рождественский собор Суздаль

Адрес: Суздаль, Кремлёвская улица, 20 Режим работы: 10:00 — 18:00 Стоимость: 100 рублей

Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Собор был построен в начале XII в. За свою долгую историю храм пережил немало событий: его разбирали и возводили вновь, реставрировали и меняли, он выдержал несколько пожаров, набеги и запустение.

Содержание

История Собора Рождества Богородицы в Суздале

Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.

Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.

В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.

Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.

Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.

На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.

Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.

Современное состояние собора

В конце XX в Собор Рождества Богородицы был причислен к всемирному достоянию и попал под охрану ЮНЕСКО. Он долгое время реставрировался и лишь в 2005 г был открыт вновь. Реставрации подверглось не только само здание, но и древние фрески. Работы по восстановлению ведутся до сих пор.

Храм таит в себе множество архитектурных и культурных сокровищ: иконы, фрески, Златые врата, останки архиепископа Суздальского и Тарусского, мощи св. Арсения Элассонкого и многое другое.

В соборе снова проводятся богослужения. Также он работает как музей.

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв.Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен. У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена. Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела. В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в. Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита. В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери. Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля. Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах. Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью. Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня. Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь. Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века. В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез. На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма. С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям. Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века. Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину. Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении. Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская. Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

Борисоглебская церковь

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв. Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской. Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница. На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Кресто-Никольская церковь

Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора. Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.

Цареконстантиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось. В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в.здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г. На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря. Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции. К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому” барокко. В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.

Петропавловская церковь

Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью. Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевская обитель входит в «пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами. На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета. Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть. Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня. Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церковь Вознесения Господня

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками. В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины. Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Никольская церковь

Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область). В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св.250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль. Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню. По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.

В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Церкви Суздаля на карте

Интерьер и роспись Рождественского собора

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.

Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница.

В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.

Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.

Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».

Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах.

Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари. В 1635 — 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора.

Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечи. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.

Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный.

Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи. Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.

В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.

В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.

Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева.

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.

Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».

Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов.

Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.

Рождественский собор — усыпальница князей

Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав — сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.

Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви. Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя. В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

Адрес: ул. Кремлевская, 12

Приехать в Суздаль и не посетить Успенскую церковь — это то, чего не может себе позволить ни один турист. Храм расположился в интересном месте на Кремлевской улице. Именно здесь можно увидеть настоящий крепостной ров шириной в 30 метров и специальный защитный вал, из-за которого и выглядывает макушка церкви. Но не надо думать, что попасть в храм сложно и для этого придется преодолеть все защитные сооружения. На самом деле он очень гостеприимный, а сам вал уже давно превращен в прогулочный бульвар. Хотя его высота вместе с глубиной рва составляет внушительные 17 метров. Успенская церковь является одним из трех храмов, относящихся к Суздальскому кремлю. Компанию ей составляют Никольская и Христорождественская. Успенская церковь сейчас размещается на территории, где ранее в 15 веке был двор князя Ивана III.

История Успенской церкви

История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.

В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.

Архитектура церкви

Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.

Мощи Святителя Арсения Элассонского

Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.

А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.

Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории.

Рекомендуем также посетить:

Церковь Бориса и Глеба

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *