Богословие как наука

Богословие: история

Богословие — это форма дискурса, которая призвана помочь людям усвоить богооткровенные истины. Христианские мыслители долгое время относились к богословию с подозрением. Но в IV веке оно вошло в церковный лексикон, как учение о Триедином Боге в Самом Себе. Тогда богословие было не формой рассуждения, но скорее опытом и путем духовной жизни, поскольку учение о Святой Троице было направляющим, служило укреплению веры и духа на пути к главной цели человека — молитвенном, благодатно укрепляемом восхождении к соединению с Богом. В средние века за богословием закрепилось такое определение, как наука о Боге и обо всем, что связано с Богом.

Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.

Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:

  • Изучением священных текстов;
  • Изучением истории Церкви и церковного искусства;
  • Изучением религий и конфессией;
  • Изучением современной жизни человека.

История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:

  • Свт. Григорий Богослов
  • Прп. Симеон Новый Богослов
  • Свт. Григорий Палама

И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.

Молитвенное богословие о Церкви

Богословие в наши дни

Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.

Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.

Основные учения в богословии

Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.

  1. Апофатический метод исходит из опытно обретаемого убеждения в том, что Бог не может и не должен быть предметом интеллектуального анализа, подобно предметам и объектам сотворенного мира.
  2. Существует и катафатическое богословие. Свт. Григорий Богослов писал: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. …Весьма большая разность — быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое. Есть Бог — творческая и содержательная причина всего… для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью» (Greg. Nazianz. Or. 28. 6).

Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:

  • основное богословие (апологетика);
  • богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;
  • богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;
  • богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;
  • богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому богословию примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедничекой деятельности, и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях Русской Православной Церкви).

Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).

Выступая в Государственной думе, патриарх Кирилл предложил приравнять богословие к научной дисциплине. Оказывается, уже давно существуют соответствующие бакалавриат и магистратура, но вот докторскую по теологии пока не напишешь. Что же это за наука, нужно ли ее официальное признание и какую пользу она приносит обществу?
ВОС расспросил экспертов.

Андрей Кураев
— Чем занимается современное богословие? Является ли богословие наукой?
— Ровно тем же, чем и остальные гуманитарные науки. Пытается через текст расслышать человека. Филологи, философы, культурологи, юристы, историки, психологи, искусствоведы – все занимаются, по сути, одним и тем же. Понять текст, вжиться в него, понять его логичность или же алогичность. Методы гуманитарных наук схожи и переходят от одной дисциплины к другой. Причем некоторые из них созданы богословами. У богословия нет своего специфического метода, который бы не использовался в смежных специальностях. Если на ученом совете Духовной Академии диссертант начнет ссылаться на видения, голоса, интуицию сердца — его никто даже дослушивать не станет. Чем теология отличается от других специальностей, так это бОльшей установкой на понимание, чем на критику. Ну это естественно: старайся писать о том, что любишь, а не о том, что ненавидишь. Не тема, но метод – признак науки. Среди работ Сергея Аверинцева, член-корреспондента Российской Академии наук, одна — о Плутархе, вторая — об Мар Афреме Нисибинском. Можно ли отклонить одну из них лишь на том основании, что первая написана о язычнике, а вторая — о православном святом (Ефреме Сирине)?
— Чем оно отличается от католической теологии?
— Мы у них учимся, честно надо сказать. Довольно много наших аспирантов отправляем в зарубежные вузы. Теология сегодня интерконфессиональна и интернациональна.
— С чем связана инициатива патриарха приравнять богословие к научным дисциплинам? Почему именно сейчас?
— Мы об этом лет 20 уже говорим. Сегодня мы просто вернулись в ту точку, с которой начали в 1991-м году. Теология тогда была включена правительством, прошу заметить, не церковью, в перечень научных специальностей. В. С. Меськов – профессор МГУ, логик (и когда-то мой преподаватель и куратор моего курса в МГУ), перешел на работу в Министерство, и выступил с такой инициативой (без каких бы то ни было моих подсказок). Потом теологию из этого списка убрали, теперь вернули… Но следующий шаг еще не сделан. Как патриарх отмечал в ГД, научных степеней по теологии ВАК еще не готов признать. А ведь такое признание это не клерикализация научной жизни, а, напротив, секуляризация жизни богословской. Светские ученые из ВАКа по своим, академическим критериям, будут решать, научна или нет диссертация, написанная церковным ученым.
— Как богословие влияет на нашу жизнь?
— Очень опосредовано, но влияет. То, что ты думаешь о Боге, проецируется в дальнейшем на людей. И наоборот.
— Где богословие может пригодиться после обучения?
— Возможностей много, даже если не касаться церковной сферы. Все то же самое, что у представителей других гуманитарных специальностей. Работа по профилю не гарантированна. Но и без этого гуманитарное образование полезно тем, что оно дает гимнастику для ума и защиту от телепропаганды. Оно учит получать знания, обрабатывать их, искать аргументы и опровергать их. Ну, а раз в школах ввели предмет «Основы православной культуры», то и в университетах появятся кафедры, готовящие соответствующих педагогов, а этим кафедрам понадобятся в том числе и теологи.
— Что почитать, чтобы получить представление о теологии?
— Православную энциклопедию. В ней уже 35 томов. Дошли лишь до буквы К. Откройте любой том, прочитайте подряд любые 50 страниц, и вы поймете, чем занимается современное богословие.
(по ссылке еще мнения о. Дмитрия Смирнова и Иоанна Свиридова)

Образование: религиозное, богословское и духовное

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

АУДИО

Программа записана в 2005 году

Текст: Качаева Ольга

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

Итак, три вида образования – религиозное, богословское и духовное. Есть еще и четвертое – светское образование. Если мы говорим о религиозном образовании, то, скорее всего, мы должны понимать под ним то, что понимает под этим наша государственная образовательная система. Религия ведь не является какой-то определенной наукой. Религия – понятие слишком обширное. Существуют многие религии, и не существует одна религия. Религиозное образование, как понимают его сторонники, сводится к изучению истории религии, религиозного феномена в человеке с психологической, с физиологической, систорической точек зрения. Но не более того. Или к перечислению различных религий и внешнему описание их свойств. Конечно, это вещь полезная и необходимая для образованного человека в современном мультирелигиозном и мультикультурном обществе. И в прошлом тоже. Ведь неприлично, когда человек, считающий себя грамотным, попадает, скажем, в среду мусульман, и просто не знает, как себя вести, как себя поставить в этой среде. Либо ты вообще старайся не попадать в подобные ситуации, ибо в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А если уж ты попал в такую среду, тем более по своей воле, будь добр немного узнать о людях, к которым ты пришел в гости. Странно бывает видеть людей, которые заходят как туристы в православные храмы, например, или в другие церковные помещения, здания. И не знают, куда встать, как себя вести, стоят, раскрыв рот, иногда смущаются. И для них нехорошо, и тем, кто живет в этом храме, тоже не очень приятно. Поэтому, религиозное образование, наверное, нужно. Но ведь это же светское образование. Если мы говорим об образовании, то есть о формировании человека (ведь образование — это формирование человека, придание человеку какой-то формы, образа), то должны помнить, что формирование человека происходит в духовной сфере и богословской. Одно с другим очень тесно связано. Мы сейчас будем говорить о христианском, а именно православном образовании, духовном и богословском. Богословское образование подразумевает, безусловно, человеческую веру, принадлежность человека к Церкви Христовой, Православной Церкви. Иначе это будет образование лживое, ложное. Богослов отличается от простого верующего тем, что он больше знает об истинах веры, может их исследовать, разумно объяснить, истолковать. Это совершенно необходимо в любой религии и уж в христианстве тем более. А духовное образование – образование, необходимое всем верующим людям. Богословие необходимо только богословам среди верующих и лишь немного, в меру сил и возможностей, всем остальным. А вот духовное образование необходимо всем, ибо оно формирует в человеке верующего как такового.

«Образование – это придание человеку формы, образа. А формирование человека происходит в духовной сфере и в богословской».

— Духовное и богословское образование. С каждым годом растет число образовательных учреждений, связанных с богословием. Большое количество курсов, духовных школ. Как сделать правильный выбор? Такое разнообразие приводит к растерянности. Вы преподавали и преподаете во многих образовательных учреждениях. Современный студент, изучающий богословие – какой он?

— Это разные студенты. Студенты, изучающие богословие в православных духовных школах, и студенты, изучающие богословие в школах внецерковной структуры или просто в государственных учебных заведениях, таких, как университет. А сегодня в некоторых университетах уже есть богословские факультеты либо специализация по богословию (теология, библеистика). Например, в Санкт-Петербургском университете есть такая специализация – библеистика. В духовных учебных заведениях, таких как семинария, духовная академия, молодой человек получает и образование богословское, плюс духовное образование. А лучше сказать, духовное воспитание. Что сюда включено? Во-первых, обязательное участие в церковной жизни, в жизни Таинственной, в жизни молитвенной, в церковных богослужениях. Это, пожалуй, основное, что отличает богословское образование в церковных школах от образования во внецерковных структурах. К богословскому образованию добавляется и духовное воспитание, которое, кстати, отнимает, или можно сказать — занимает очень много времени и сил и у преподавателей, и у учащихся. Может быть, иногда за счет полноценного богословского образования. Это проблема.

«Богословие – это наука об Откровении Божием, которое осознается рациональными путями. Богословие – это рациональный подход к Откровению».

— Возможно ли получить богословское образование заочно?

— Я думаю, возможно, но с известными ограничениями. Насколько мне известно, церковные духовные учебные заведения не предоставляют возможности заочного образования людям, которые имеют основную занятость в светской сфере. Заочно могут обучаться священнослужители либо люди, занятые в церковной деятельности. Но существуют лицензированные высшие учебные заведения типа университета. Например, Свято-Тихоновский Православный Университет в Москве, который предоставляет возможность заочного обучения, правда, не на всех факультетах. Так что можно попытаться поступить туда. Кстати, этот университет дает прекрасное образование.

— Светское образование и духовное образование. Их взаимопроникновение. Насколько уместно присутствие светских дисциплин в духовном образовании, и наоборот, присутствие духовных, богословских дисциплин в светском образовании?

— Что касается первой части вопроса, насколько уместно присутствие светских дисциплин в богословском образовании, то на этот вопрос очень легко ответить. Уместно и такое присутствие существует. И существовало, собственно, всегда. Что такое богословие? Богословие – это наука об Откровении Божием, которое осознается рациональными путями. Богословие – это рациональный подход к Откровению. Откровение воспринимается как факт сверхъестественный, но он осмысляется человеческим разумом. Помимо прочего, в состав богословских дисциплин входят такие науки, как библеистика, изучение Библии просто как литературного памятника, который открывает нам истины Божии. Или патрология – это изучение наследия святых отцов, что очень близко к литературоведению как таковому. Литургика, которая изучает историю богослужения. История Церкви – это уж совсем наука. Сами богословские дисциплины уже несут в себе светскую рациональную основу. А для того, чтобы эти дисциплины развивались, чтобы человек мог осваивать их, необходима философия, логика (относится к философии), разумеется, языки. Изучение языков нельзя назвать духовными предметами. Но древнегреческий, древнееврейский, церковно-славянский или латинский языки абсолютно необходимы для богослова православного.

«В семинарию приходят поступать почти на нуле богословских знаний».

— А основы экономики, к примеру?

— Это тоже нужно для церковной жизни. Конечно, это уже не будет входить непосредственно в богословское образование, а будет являться церковно-практическим образованием. Помимо богословских дисциплин в наших православных школах изучаются также практические дисциплины. И экономика. Кстати, до революции в духовных академиях изучали совсем уж, казалось бы, светские дисциплины. Азы высшей математики, естествознание. Сейчас этого нет. Предполагается, что в школе дается достаточный запас знаний по этим предметам. И они не изучаются в церковных школах. Хотя, в общем и целом какие-то хотя бы проблемные моменты в современном естествознании надо было бы популярно излагать и в духовных школах. Конечно, ведь это тесно связано. Например, этические проблемы современной генетики, клонирования и т.д. Во всем этом невозможно разобраться, если ты не знаешь естественной сути всего этого. А сколько вопросов поступает в связи с открытиями в сфере космологии или физики и т.д. Богослов должен знать и это. Хотя бы немного. Это вполне уместно.

«А ведь богословие – это такая наука, которая формирует человеческое сознание, отношение к жизни вообще. Ни физика, ни биология, ни медицина, ни филология, ничто так не формирует отношение человека к жизни, к своему будущему, к цели своего существования, как богословие».

— Какие бы Вы включили дополнительные дисциплины в академическое духовное образование кроме высшей математики? Физику?

— Вы знаете, это вопрос настолько сложный практически. Ведь у нас образование занимает не так уж много времени. В Семинарии сейчас по новой программе молодые люди обучаются 5 лет. Это уже много. Раньше учились 4 года. И еще 3 года в духовной академии. Но в Академию далеко не все идут. Этого мало. Учтите, что, например, до революции образовательный уровень наших богословов и священнослужителей был гораздо выше, чем современный. До революции молодой человек, поступавший в духовную семинарию, помимо курса средней школы прошел еще и обучение в духовном училище. В семинарию он приходил уже с достаточным запасом знаний. Он имел примерно такой же объем знаний, какой сегодня имеет студент, заканчивающий семинарию. А у нас семинария считается высшей школой. Так вот, после училища молодой человек учился еще 6 лет в семинарии, а потом 4 года в академии. Образование было очень длительным. И была очень хорошая базовая подготовка. Сейчас ее нет. И приходится массу богословских, церковно-практических дисциплин, а также светских дисциплин, о которых я говорил – языки, философия и прочее, втискивать вот в эти несколько лет обучения. И студенты, и преподаватели настолько перегружены, что добавлять что-либо еще в программу будет означать сокращение, уменьшение богословских знаний. Если, к примеру, добавить физику или математику.

«В ваших словах прозвучал и хороший вопрос: «если бы я не слушала радио «Град Петров», то я и в церкви бы ничего не понимала» (в данном случае радио выступает как школа богословская). И это действительно так».

— Тем не менее, с Вашей субъективной точки зрения, что можно было бы добавить. Ваши пожелания, предположения.

— Если быть очень оптимистичным, то желательно было бы, чтобы молодые люди приходили поступать в семинарию уже с достаточными минимальными знаниями хотя бы по богословию. Ведь в Университет идут же поступать с минимальными знаниями по русской грамматике и литературе, математике и физике. А в семинарию приходят поступать почти «на нуле» богословских знаний. Так что надо вводить в программу общеобразовательной школы курс богословия хотя бы в минимальной степени.

— Ваше мнение, каким образом и в какой степени могут православные радиостанции, такие как «Град Петров», способствовать окормлению тех людей, которые не могут посещать храм?

— Увы, я сам довольно редко слушаю радио, но имею представление о его работе. Кроме того, я общаюсь с людьми, которые слушают эту радиостанцию. И я должен сказать, что с самого начала это радио было на достаточно высоком образовательном богословском уровне. И с каждым годом этот уровень повышается. Вы посмотрите, это радио предоставляет людям возможность (с повторениями) изучать Священное Писание, Церковное Предание. Затрагивается большой спектр тем. Человек, который находится дома, немощный, по каким-то причинам не имеющий возможности посещать богослужение в церкви и лекции в каких-то учебных заведениях, даже слушая это радио, может получать достаточный запас знаний. Но невозможно ведь все время сидеть и слушать радио. Каждый будет выбирать хорошие и интересные для себя программы. Я считаю, что радио хорошее.

«Обучать надо не столько богослужению. Богослужение – это праздник души. Это выражение своей веры и молитвенного отношения к Богу. Это праздник. А учиться надо между праздниками, по будням. И Вы правильно делаете, что используете возможность и учитесь хотя бы с помощью радио».

— Какие богословские дисциплины должны присутствовать в светском образовании?

— Я считаю, что современный человек, не только выросший и воспитанный в десятилетия атеистического периода, но и современный молодой человек, оканчивающий учебное заведение сегодня, когда всякие религиозные ограничения, явные и неявные сняты, очень невежественен в богословских вопросах. Собственно говоря, невежество сегодня присутствует не только в вопросах богословия, но в богословии это особенно очевидно. Для человека церковного или для человека, имеющего хотя бы минимальное церковно-богословское образование, это заметно на каждом шагу. Достаточно включить радио или телевидение. Например, мы смотрим какой-нибудь американский фильм и слышим закадровый перевод. А в фильмах, особенно зарубежных, часто присутствуют религиозные моменты. И переводчики делают неправильные ударения, используют неправильное склонение, говорят какие-то просто безумные вещи. Например, часто переводят обращение к простым священникам как «святой отец». А вы послушайте, что стоит за этим переводом «святой отец» в английском тексте. Ничего подобного там нет. Откуда это выражение взялось? Ведь Святым Отцом на Западе называют только Папу Римского и больше никого. Почему же все переводчики делают одну и ту же ошибку? И никому не приходит в голову справиться, узнать, получить хотя бы минимум этических сведений о жизни Церкви. А что уж тут говорить о богословии? А ведь богословие – это такая наука, которая формирует человеческое сознание, отношение к жизни вообще. Ни физика, ни биология, ни медицина, ни филология, ничто так не формирует отношение человека к жизни, к своему будущему, к цели своего существования, как богословие. И этого-то и нет абсолютно. Так что богословие необходимо преподавать хотя бы в минимальной степени в школах. Но этого не осознают ни наши правители, ни наши учителя. Увы!

«…нехорошо, некрасиво – «Закон Божий». Это, конечно, не православное название. Что это за Закон Божий?»

— Слушая радио «Град Петров», я очень много узнала и много чему научилась. Стала лучше понимать богослужение в храме, по-другому, вдумчиво стала читать Священное Писание. Для меня это замечательное образование.

— В ваших словах прозвучал и хороший вопрос: «если бы я не слушала радио «Град Петров», то я и в церкви бы ничего не понимала» (в данном случае радио выступает как школа богословская). И это действительно так. На протяжении долгих лет у нас церковное богослужение было единственной возможностью быть если не школой, то хотя бы маленьким просветом в образовании людей. Для немногих людей, увы. А вообще говоря, православное богослужение и не призвано давать знания. Это богослужение. Правда, Литургия состоит из 2-х частей. Это Литургия оглашенных и Литургия верных. И на Литургии оглашенных, от начала Литургии и до Херувимской песни приблизительно, читается Священное Писание и должна звучать проповедь. Но вы же понимаете, что с течением времени Литургия оглашенных утратила, так сказать, свой школьный характер и приобрела ритуальный характер. И, конечно, она не предназначена для обучения. Обучать надо не столько богослужению. Богослужение – это праздник души. Это выражение своей веры и молитвенного отношения к Богу. Это праздник. А учиться надо между праздниками, по будням. И Вы правильно делаете, что используете возможность и учитесь хотя бы с помощью радио «Град Петров». Но такое обучение должно быть и в школе.

— Существует ли богословское образование для женщин? Есть ли женщины-богословы? Что предлагается женщинам?

— Я не историк и не могу с цифрами в руках ответить на вопрос, сколько было женщин-богословов до революции и после. Ясное дело, что после революции их вообще не было долгое время. А сейчас это единицы. И до революции тоже не было официального богословского образования для женщин. Мне не известно ни одной серьезной и несерьезной статьи ни по библеистике, ни по богословию, ни по истории церкви, написанной женщиной. Разумеется, в женских гимназиях и впоследствии на Высших Женских Курсах богословие преподавалось. Но, увы, богословием у нас занимались и занимаются до сих пор мужчины. Положение меняется только в последнее время. В церковной структуре, в богословских и духовных школах женщины не обучаются традиционно. Этого нет в уставах наших школ. Исключение составляют регентские курсы, где даются элементы богословских знаний. Но оттуда выходят не богословы, а регенты – управляющие церковными хорами. И иконописные мастерские. Там тоже могут обучаться женщины. А собственно в семинарии, в академии женщины не обучаются. Но, во-первых, существует теперь уже и внутри церковной структуры (тот же самый Свято-Тихоновский Университет). Он имеет лицензию, то есть является одновременно и государственным учебным учреждением. Это единственное близкое Церкви учебное заведение, даже можно сказать входящее в церковную структуру, которое обладает и государственной лицензией. Там обучается очень много девушек и женщин, которые, будем надеяться, найдут себе место по богословской специальности когда-нибудь в будущем. Но сегодня очень трудно найти такое место. Существуют внецерковные структуры – богословские учебные заведения. Есть ряд институций, в которых женщины обучаются, имеют возможность получить богословское образование. А уж найдут они себе применение или нет, то это вопрос будущего, вопрос сложнейший для нашего общества сейчас.

«Конечно, называют себя верующими, может быть, и девяносто процентов населения. Но какие они верующие, если они «ни бе, ни ме», ни в православии, ни в чем не понимают».

— Еще раз вернемся к вопросу о тех богословских дисциплинах, которые, на Ваш взгляд, было бы уместно включать в программу светского обучения.

— Я думаю, элементы. Так, как до революции изучали так называемый предмет «Закон Божий». Он назывался нехорошо, некрасиво – Закон Божий. Это, конечно, не православное название. Что это за Закон Божий? Существует Закон Моисея, правда? В Христианстве есть только один закон – возлюби Бога и возлюби ближнего своего как самого себя. Но существует и другое название – Катехизис. Катехизация, то есть обучение элементарным истинам православия. Начиная от понятия о Боге. Будешь ты верующим или не будешь, но тебе надо знать то, что думают верующие, как они понимают свою веру. Это надо знать, конечно. Потому что, как говорит апостол Павел, как уверовать, если не услышал, как услышать, если нет проповедующего. У нас проповедующих-то много, но им не дают проповедовать в школах. Поэтому никто и не слышит. Поэтому и верующих у нас мало в обществе. Конечно, называют себя верующими, может быть, и девяносто процентов населения. Но какие они верующие, если они «ни бе, ни ме», ни в православии, ни в чем не понимают.

— Протоиерей Георгий Флоровский говорил, что задача современного богослова состоит в том, чтобы излагать традиционную церковную точку зрения современным языком. Насколько богослову необходимо иметь наряду с духовным образованием фундаментальное светское образование? У Вас есть первоначальное светское образование. Какое?

— Я закончил физический факультет Ленинградского Государственного Университета имени А.А.Жданова. Я считаю, что фундаментальное образование никому не помешает, потому что оно дает человеку возможность быстро и хорошо ориентироваться в мировоззрениях, в современной науке. Если ты не получил этого образования, то приходится до всего добираться собственными силами. И это всегда очень трудно. Образование ведь – это когда в тебя насильно все-таки что-то впихивают, правда? Это понятно. В молодого человека всегда что-то «вкладывают». Светское образование – это хорошо, но не обязательно. И приличного школьного среднего образования было бы достаточно для получения очень хорошего богословского образования. Как это до сих пор и было. Ведь наши семинарии дают очень хорошее фундаментальное богословское образование. То, что вообще возможно в наших условиях. Но, к сожалению, молодые люди в семинарию приходят после нашей средней школы, которая с каждым годом обнаруживает все большее и большее падение образовательного уровня. Приходят замечательные молодые люди, добрые, верующие, хорошие, оптимистичные, чистые, но, увы, безнадежно безграмотные. Приходится их обучать буквально заново, как читать и как писать.

— Святые отцы говорили, что богословствовать может только тот, кто просвещен Духом. Много ли сегодня богословов от Духа?

— Замечательный и правильный вопрос. Разумеется, какие-то настоящие богословские утверждения, высказывания могут делаться только в свете Откровения или по Откровению. А Откровение всегда исходит от Духа Святого. Имеется в виду, что богословствовать имеет право только человек любящий богословие, знающий богословие, главное, верующий человек. А если мы говорим, что верующий, крещеный человек просвещен Духом, то тут и разговоров больше никаких не может быть. А как мы скажем, что вот этот человек более духовный, а этот менее духовный? У этого больше харизмы, а у этого меньше харизмы. Где такие весы и такие меры, на которых мы могли бы взвешивать дары Святого Духа? Богословствуют, конечно, верующие. И в наших богословских школах, духовных, церковных школах, я имею в виду, разумеется, все молодые люди верующие. А уж насколько они верующие, не нам судить. Об этом будет судить история и практика.

— Кого бы Вы могли выделить из современных богословов? Кого Вы читаете?

— Я боюсь делать такие выводы. Я, вообще говоря, не богослов, а библеист. Библеистика – это наука, которая стоит примерно посередине между духовными и светскими дисциплинами. И поэтому она более методически научна с современной точки зрения, чем чистое богословие, догматическое богословие. И естественно, что я пользуюсь трудами западных ученых-библеистов, если не считать наших отечественных великих дореволюционных библеистов, которых было по пальцам пересчитать. Современные серьезные библеисты есть только на Западе. Что же касается богословия, то я не вижу среди современных православных богословов, возможно, я просто не знаю их, приношу свои извинения, великих ученых-богословов, которых я бы рекомендовал от всей души читать как возвышеннейшую и истиннейшую богословскую прозу и поэзию. Но если мы взглянем на недавнее прошлое, то, разумеется, к высочайшим образцам православного богословия можно отнести и Владимира Лосского, прежде всего, и, затем, протоиерея Георгия Флоровского. Вот высокий стиль человека образованнейшего, в том числе и по-светски, и с великой богословской интуицией. Если человек имеет склонность к богословию, обязательно надо изучать труды о. Георгия Флоровского.

— Какие существуют основные проблемы, на Ваш взгляд, сегодня в российском духовном богословском образовании?

— Проблем очень много. Прежде всего, проблема времени, проблема кадров. И, самое главное, и время, и кадры, все это теснейшим образом связано с материальной обеспеченностью. Дело в том, что богословие и богословское образование, как и всякая наука и научное образование, это дорогая вещь, материально дорогая. Но средства, которые отпускаются у нас на богословское образование, ничтожны. Хотя, возможно, этих средств немного больше, чем отпускаемых на светское образование. Тут я не могу судить, я сам не администратор, не ректор, не бухгалтер. Я не знаю просто. Но, во всяком случае, сравнивая с тем, что было до революции в императорских учебных заведениях высших, таких, как Университет или Духовная Академия, мы видим, что сегодня –нищета. И этим во многом определяются недостатки нашего образования. Недостаток времени, недостаток кадров, недостаток ученых, недостаток обеспечения их. Взять, например, меня. Я настолько занят преподаванием, что мне просто не до науки. Да о какой науке, о каком богословии, о каком развитии может идти речь, если человеку, скажем, профессору, доценту, надо кормить семью и для этого ему надо набирать часы, преподавать и здесь, и там. У него нет ни времени, ни сил на науку. Вечером только бы ножки протянуть перед телевизором. Какая там наука, какие там библиотеки и конференции. Если что-то и происходит, то только на великом энтузиазме – с помощью Духа Святого.

СКАЧИВАЙТЕ ПРОГРАММЫ АРХИМАНДРИТА ИАННУАРИЯ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ РАДИО «ГРАД ПЕТРОВ»

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Рождество Христово по Евангелию от Матфея

Опубликовано: 28.12.2017

Лекции архимандрита Ианнуария (Ивлиева) по Новому Завету. Евангелие от Матфея, главы 1 — 2. АУДИО

Памяти архимандрита Ианнуария

Опубликовано: 25.12.2017

В вечернем радиоканале приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, редактор программ «Беседы о Новом Завете» Ольга Суровегина и ученик архимандрита Ианнуария протоиерей Александр Сорокин. Прямой эфир 22 декабря 2017 г. АУДИО

Лекции архимандрита Ианнуария Ивлиева

Опубликовано: 28.12.2017

Программы архимандрита Ианнуария (Ивлиева), которые можно скачать на нашем Сервисе скачиваний

Крещение Господне. Богоявление

Опубликовано: 17.01.2018

Предлагаем вашему вниманию комментарии на текст Нового Завета, рассказывающий о вспоминаемом в этот праздник событии Крещения Господа нашего Иисуса Христа. АУДИО

Нагорная проповедь архимандрита Ианнуария

Опубликовано: 29.01.2018

29 января 2018 г. — 40 дней со дня кончины архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева)

«Жить в Царстве Божием, то есть по воле Бога – это жить во вдохновении»

Опубликовано: 05.02.2018

«Когда человек свободен, тогда он вслушивается. Да даже вслушиваться особенно не надо – он просто говорит и действует так, как ему повелевает Дух Святой». Беседа с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) о прощении. Программа из архива радио «Град Петров». ТЕКСТ

Закон, пир, Царство. Новый Завет о браке

Опубликовано: 12.02.2018

«Сам брак из земного учреждения как бы возвышается над землею, перестает быть чисто мирским учреждением, возвышается над этим светским горизонтом». Доклад архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Тема брака в Новом Завете» на конференции «Таинство брака – таинство единения». Репортаж из архива радио «Град Петров». АУДИО + ТЕКСТ

«Если же согрешит против тебя брат твой…»

Опубликовано: 15.02.2018

Комментарий архимандрита Ианнуария Ивлиева к тексту евангелиста Матфея: «любите врагов ваших», «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы». АУДИО

«Изучать Библию – величайшее наслаждение и величайшая духовная польза»

Опубликовано: 28.02.2018

«Много ли мы знаем слов Иисуса Христа, произнесенных Им на Его родном языке?» Беседа с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым). Передача из архива радио «Град Петров». 2006 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Богословие – это такая наука, которая формирует человеческое отношение к жизни вообще»

Опубликовано: 26.03.2018

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – о разных видах образования. Программа из архива радио «Град Петров». АУДИО + ТЕКСТ

День памяти архимандрита Ианнуария

Опубликовано: 12.12.2018

21 декабря 2018 г. исполняется год со дня преставления ко Господу библеиста и богослова, профессора Санкт-Петербургской духовной академии и постоянного автора радио «Град Петров» архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

  • Богословие – понятие опытное иерей Александр Пикалев
  • Богословие Сергей Посадский
  • Что такое богословие иерей Олег Давыденков
  • Любовь или богословие? Сергей Худиев
  • Богословие: между формулой и символом архим. Ианнуарий (Ивлиев)
  • Богословие – это практика осмысленной жизни в союзе с Богом монах Диодор (Ларионов)
  • Становление древнецерковного богословия и его характерные черты проф. А.И. Сидоров
  • Труды по разделам богословских наук в библиотеке
  • АУДИО. Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).

Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.

В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.

Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.

В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:

— основное богословие (апологетика);
— богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;
— богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;
— богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;
— богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей;
— литургика – теория богослужения;
— гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедничекой деятельности;
— патрология и патристика;
— церковное право;
— аскетика;
— церковная история.

К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:

  • ангелология – учение об ангелах
  • амартология – учение о первородном грехе
  • антропология – учение о человеке
  • иконология – учение об иконе
  • понирология – учение о зле
  • сакраментология – учение о Церковных Таинствах
  • сотериология – учение о спасении
  • триадология – учение о Святой Троице
  • христология – учение о природах и Лице Иисуса Христа
  • экклезиология – учение о Церкви
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира

***

протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.

святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

теология (греч. teologia, от teos — бог и logos — учение), — совокупность религ.-церк. учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестеств. явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. — не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. — идеализм, гл. обр. объективный. Будучи теоретич. основой религии и базируя свои положения на вере, Б. враждебно науке и обществ. прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в Б. критерием истинности этих решений. Истинность догматов «гарантируется» авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ. систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. отношениями, Б. выражает в форме религ. идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. «Сущность теологии, — говорит Маркс, — особенно в наше время, есть примирение и затушевывание абсолютных противоположностей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).

Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. направлений антич. философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения («credo, quia absurdum» — «верю, потому что нелепо» — Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., «как служанка подчиняется госпоже» (Климент Александрийский, также — Ориген, Лактанций и др.). Осн. социально-политич. задачей христ. Б. на этом этапе являлось устранение из христ. учения бунтарско-демократич. духа раннего христианства, преодоление положения о нац. исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. «О граде божьем» — «De civitate Dei» (рус. пер. 1901), осн. идею христ. Б. — о «церкви воинствующей» и ее превращении в «церковь торжествующую», представляющем собой якобы смысл мировой истории. В 9-11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о «filioque» и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. «Разделение церквей»). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм. С 12-13 вв. начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики; нек-рые представители схоластики задались целью «доказать» наличие гармонии между верой и разумом, «обосновать величие творца через совершенство его творений» (Фома Аквинский — создатель новой системы католич. Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. веяниям, Б. продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. в Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой «…верховное господство… во всех областях умственной деятельности…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств. санкцией основы феод. господства и феод. эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. форме. С возникновением капиталистич. отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. внимание на религ. чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. предания) догмат о внутр. религиозности, об «оправдании одной лишь верой», отвергло положение о главе церкви — папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. источником вероучения «священное писание». В дальнейшем в протестант. Б. развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. направления, смыкающиеся с идеалистич. философией 19-20 вв., «историко-критическое» Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), «религиозно-историческое» (Вернле, Г. Гункель, Э. Трельч и др.), «консервативное» (Цан, А. Гаук и др.) — стремившиеся примирить веру и знание. Для Б. периода капитализма, как и Б. предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. ч. и православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом «божественного предустановления», проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. в России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества. Совр. христ. Б. характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. мировоззрение. Совр. богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. обр. решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. интеллигенции модернизм, допускающий элементы «рационализма» (отрицание букв. смысла библ. мифов («демифологизация» Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. только в нравств.-аллегорич. смысле как «состояния духа» (ряд англ. богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции «двойственной истины», утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за «союз» между религией и наукой, он выдвинул задачу «обосновать» религию с помощью новейших данных науки и «доказать» сотворение мира богом. Большое значение в совр. католическом Б. получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. реакции ср.-век. схоластич. систему Фомы Аквинского и внушить представления о «научности» Б. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. формулировок и считают «священное писание» единств. «основой» (fundus) веры. Особое распространение получила «теология кризиса», или «диалектическая теология» (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. тезис о «греховности» человека (социальное зло — неизбежное порождение «неизменной греховной природы людей») для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь «тварь божия», а потому не может создавать или изменять «установленные богом» порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикер, Р. Труафонтен — во Франции, К. Ясперс — в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение «подсознательного», утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает «высшую истину»; оно является характерной формой совр. религ. идеологии. Православное Б. настаивает на том, что «богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны…», отрицая к.-л. развитие или изменение христианства. В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов. В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия. В исламе Б. — калам; гл. объект калама — единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда; сложилось (с 10 в.) в двух осн. направлениях: ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о «предопределении», с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. воли и отчасти рационалистич. тенденции. В иудаизме, после кодификации Торы («закона») в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. н. э. было особенно развито учение о мессии. В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм. Современное Б. является одной из наиболее реакционных форм бурж. идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. обществ. строя подменить несовершенством отд. людей, а клас. борьбу — клас. сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников «религиозного социализма». Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Б. Я. Рамм. Ленинград.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *