Богословские сайты

Лучшие православные сайты — какие они? Об этом Вы узнаете, прочитав отчёт о первом конкурсе православных сайтов Рунета «Мрежа-2006»!

Православные сайты

1 февраля в Москве в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в рамках работы секции «Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви» XV Рождественских чтений состоялась торжественная церемония подведения итогов первого конкурса православных сайтов Рунета «Мрежа-2006».

Конкурс проходи в течение 5 месяцев.

Жюри конкурса, возглавляемое наместником Сретенского монастыря в Москве, главным редактором портала «Православие.Ru» архимандритом Тихоном (Шевкуновым), направило приглашения для участия в конкурсе представителям более полутора тысяч православных сайтов из рассмотренных на первом этапе конкурса 2500 православных интернет-проектов Рунета. На рассмотрение жюри от авторов сайтов поступило около 500 заявок на участие в конкурсе.

Жюри провело несколько этапов голосования и отобрало из них 53 лауреата в 5 номинациях: официальные церковные сайты; СМИ, новости, порталы; церковно-общественная жизнь; наука, культура, искусство, образование и интернет-библиотеки и сервисы. На заключительном этапе конкурса в каждой из номинаций был определен победитель конкурсной программы. О решении жюри – о том, какие сайты стали лауреатами и победителями конкурсной программы, было официально объявлено только вчера, на торжественной церемонии подведения итогов конкурса.

Вели церемонию члены жюри конкурса Павел Егорихин, руководитель проекта «Народный каталог православной архитектуры» и Анна Любимова, главный редактор портала «Православие и мир». В состав жюри вошли также исполнительный директор Рождественских чтений иерей Димитрий Лин, руководитель ПМЦ «Жизнь» священник Максим Обухов, Андрей Волков, представляющий Православное литургическое содружество, администратор сервера Orthodoxy.Ru Александр Дятлов, руководитель интернет-проектов информационного агентства РИА Новости Наталья Лосева, Ксения Лученко, сотрудник газеты «Церковный вестник», главный редактор каталога Православное Христианство.Ru Иван Мазуренко, дизайнер Григорий Малышев, руководитель отдела Группы компаний Стек Иван Панченко, редактор сайта Седмица.Ru Владислав Петрушко, матушка Марина Шин из Сообщества славянской типографики автор проекта «Православный календарь» Дмитрий Цыпин.

В номинации «Официальные церковные сайты» выдвигались официальные сайты Московского Патриархата и других Поместных Церквей, интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и проч. Церковных структур. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

  • Официальный портал Московской Патриархии «Патриархия.ru» (patriarchia.ru)
  • Сайт «Сестры.Ru» Ново-Тихвинского женского монастыря, г. Екатеринбург (sestry.ru) и
  • Официальный сайт Украинской Православной Церкви «Украина Православная» (pravoslavye.org.ua)

Победителем конкурса в номинации «Официальные церковные сайты» в итоге стал интернет-проект «Сестры.Ru. Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург» (sestry.ru). Сайт-победитель был награжден ценным призом – жидкокристаллический монитор вручил представителю сайта Председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов. Проект Сестры.Ru является официальным интернет-проектом Ново-Тихвинского женского монастыря г.Екатеринбурга. Дизайн сайта разработан самими сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Разработка программного обеспечения и техническая поддержка проекта с 2002 года ведется сотрудниками компании Наумен.

Редакция сайта «Православие и мир» выражает особенную благодарность порталу «Сестры»: редакции сайта связывают теплые дружеские отношения, а корреспонденты сайта «Сестры» подготовили для нашего портала несколько прекрасных материалов: Церковь должна обнимать всех, хоть в Калифорнии, хоть в России, Cтараемся любить Ангелов и подражать им…, Иконописная мастерская: взгляд изнутри.

Другими лауреатами в данной номинации стали сайты:

  • Владивостокско-Приморская епархия (vladivostok.eparhia.ru)
  • Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии (pecherskiy.nne.ru)
  • Знаменский храм в с. Холмы Истринского района Московской области (znamenie.org)
  • Донбасс православный (ortodox.donbass.com)
  • Казанская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (kazan.eparhia.ru)
  • Московская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (meparh.ru)
  • Нижегородская епархия Русской Православной Церкви (nne.ru)
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (diaconia.ru)
  • Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (smolenskeparxi.ru)
  • Храм св. Иоанна Богослова с. Богословское-Могильцы Московской обл. (hram-usadba.ru)

Конкурс был посвящен 10-летию православного Рунета, поэтому специальными дипломами конкурса Жюри наградило авторов первых православных сайтов, созданных еще в 1996 году. Первым такой диплом и специальных приз от газеты «Церковный вестник» получил один из двух авторов первой версии официального сайта Нижегородской епархии священник Андрей Милкин.

В номинации «СМИ, новости, порталы» были выдвинуты православные порталы, интернет-журналы, новостные сайты, интернет-версии ТВ- и радиопрограмм, газет, журналов и прочих средств массовой информации. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

  • Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации (aborti.ru)
  • Страничка православной матери (orthomama.ru)
  • Фома. Православие для сомневающихся (foma.ru)

Победителем конкурса в номинации «СМИ, новости, порталы» стал интернет-проект «Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации» (www.aborti.ru). Главная цель сайта – рассказать читателям о последствиях аборта, о том, что аборт — это убийство. Авторы сумели сделать так, что по запросам поисковой системы на сайт приходят те, кто уже собирается сделать аборт. Ежедневно на портал обращаются с вопросами и сомнениями десятки женщин, и, с помощью авторов сайта, врачей, духовника, уже удалось спасти, наверное, не одну сотню детских жизней. Сайт-победитель является личным проектом Юлии Лек. Дизайн сайта разработала Ольга Габай, программное обеспечение – Александр Ветчинкин, верстку проекта сделал Евгений Поздняков. Диплом и ценный приз — цифровую видеокамеру — Юлии Лек, приехавшей на церемонию из-за океана, вручил руководитель православного медико-просветительского центра жизнь иерей Максим Обухов.

От всего сердца поздравляем Юлию, желаем ей помощи Божией в трудах, и восхищаемся тем, что мамочка 4 деток находит силы и время на такую колоссальную работу!

Дипломами лауреатов конкурса в данной номинации были награждены также сайты:

  • Милосердие.Ru. Сайт епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности (miloserdie.ru)
  • Наша вера. Православный портал для молодёжи (vera.mipt.ru)
  • Пережить! Как пережить уход любимого человека (perejit.ru)
  • Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии (eparhia-saratov.ru)
  • Православие на Дальнем Востоке. Информационно-аналитический портал (pravostok.ru)
  • Союз. Представительство в городе Москве православного телеканала (tv-soyuz.ru)
  • Татьянин День. Православное интернет-издание МГУ им. М. В. Ломоносова (st-tatiana.ru)

Специальные призы в номинации «СМИ, новости, порталы» получили и два других сайта-лауреата. Диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета автору сайта «Страничка православной матери» матушке Маргарите Даниловой вручила главный редактор портала «Православие и мир» Анна Любимова. Авторам одного из первых православных сайтов Рунета — интернет-проекту МГУ им. М.В.Ломоносова «Татьянин день» специальный приз (ноутбук) от портала Православие.Ru вручил председатель жюри конкурса «Мрежа» архимандрит Тихон (Шевкунов).

От всего сердца поздравляем матушку Маргариту и надеемся, что ее сайт будет развиваться еще активнее!

В номинации «Церковно-общественная жизнь» выдвигались интернет-сайты, представляющие различные общества, братства, союзы, фонды, комитеты, советы, паломнические службы, форумы, блоги, комьюнити и другие Интернет-проекты, посвященные общению в сети интернет, сайты православных знакомств, магазины, издательства, типографии, интернет-проекты о храмовом убранстве, сайты иконописных и прочих мастерских, персональные и личные странички православных мирян и священников.

Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

  • Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
  • Доброе слово. Форум о любви, браке и жизни в миру (dobroeslovo.ru)
  • Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)

Победителем конкурса в номинации «Церковно-общественная жизнь» стало сразу два интернет-проекта:

  • Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
  • Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)

Жюри конкурса, несмотря на большое число этапов голосования, так и не смогло определить, какому из этих проектов отдать предпочтение.

Одним из двух сайтов-победителей – проектом Общества церковных звонарей — руководит председатель Общества Игорь Васильевич Коновалов, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Дизайн сайта, открывшегося в 2004 г., разработал сотрудник Общества церковных звонарей Константин Александрович Мишуровский, программное обеспечение проекта выполнил Алексей Ожерельев. Диплом победителя конкурса и приз — карманный персональный компьютер – представителям этого сайта вручил председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов.

Поздравляем Общество церковных звонарей с победой и надеемся, что о колоколах и колокольном звоне с помощью авторов сайта получится в скором времени рассказать подробнее и на нашем сайте.

Второй сайт-победитель в этой номинации – интернет-проект благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Большая семья». Фонд «Большая семья» учрежден в 2003 г. общиной сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери с целью оказания всевозможной помощи государственным детским домам и организации деятельности негосударственных детских домов семейного типа – Пансионов семейного воспитания. Фонд сотрудничает с 12 детскими домами, школами-интернатами и домами ребенка. Сайт фонда создан в марте 2006 г. Александр Дятлов вручил представителям сайта диплом победителя конкурса и приз — цифровой фотоаппарат.

Другими сайтами-лауреатами в этой номинации стали интернет-проекты:

  • Лепта. Православное книжное издательство (lepta-kniga.ru)
  • Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (cdrm.ru)
  • Покров. Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения молодежи, С.-Петербург (pokrov-forum.ru)
  • Православная беседа. Сообщество интернет-форумов (pravbeseda.ru)
  • РеставросЪ. Добровольческое объединение молодёжи (wco.ru/restavros)
  • Сиротская душа. Сайт Карельской общественной организации «Равновесие». (sirotinka.ru)
  • Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного (fap.ru)
  • Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата «Всех скорбящих Радость», г. Минск (hramvsr.by)

Специальный приз от Союза писателей России и диплом конкурса за вклад в развитие православного Рунета был вручен автору одной из первых православных интернет-библиотек – библиотеки «Духовное наследие Православия» — Владимиру Павленко.

В номинации «Наука, культура, искусство, образование» соревновались иконописные, музыкальные, поэтические сайты, проекты, посвященные кино, фото, театру и другим вида искусства и культуры, образовательные интернет-проекты, краеведческие и исторические сайты, сайты, содержащие жития святых, жизнеописания подвижников благочестия и проч.

Претендентами на победу в данной номинации были Интернет-проекты:

  • Кафедра библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru)
  • Orthodoxy Foto. Православное фото (foto.orthodoxy.ru)
  • Слово. Православный образовательный портал (portal-slovo.ru)

Победителем конкурса в номинации «Наука, культура, искусство, образование» стал интернет-проект Кафедры библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru). Сайт кафедры Библеистики Московской Духовной Академии начал свою работу 2 февраля 2005 г. Дизайн и программное обеспечение проекта выполнены сотрудником кафедры священником Димитрием Юревичем. Одна из задач сайта — способствовать развитию библейских исследований в России. С этой целью на сайте силами студентов была организована электронная библиотека, в которой размещаются в отсканированном виде в формате djvu лучшие дореволюционные статьи и монографии, посвященные исследованию Священного Писания, а также статьи и книги нынешних преподавателей кафедры. Сейчас на сайте около 250 книг и статей, их объем превысил уже 1 гигабайт.

Диплом победителя конкурса и приз — профессиональный лазерный принтер – вручил победителю Игорь Челебаев, директор фирмы «Леком», занимающейся продажей и обслуживанием копировальной техники, принтеров и другого офисного оборудования.

Другими сайтами-лауреатами в этой номинации стали интернет-проекты:

В пятой, последней номинации конкурса — «Интернет-библиотеки и сервисы» — выдвигались интернет-библиотеки и медиатеки, литургические библиотеки, службы хостинга, каталоги, рейтинги, поисковые системы, баннерные сети, веб-сервисы, шрифты, сайты о веб-дизайне и веб-программировании и другие проекты. Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты:

  • Благовещение. Библиотека православного христианина (wco.ru/biblio)
  • Полный Православный молитвослов. Молитвы на всякую потребу (molitvoslov.com)
  • Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева (pagez.ru)

Победителем конкурса в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» стал интернет-проект «Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева» (pagez.ru) Портал Pagez.Ru в течение многих лет создается одним человеком-энтузиастом и включает в себя каталог православных сайтов, систему поиска книг в православных электронных библиотеках рунета, церковный календарь, обширную библиотеку трудов святых отцов и учителей Церкви и многое другое. За свои труды на благо Церкви Андрей Лебедев награжден дипломом победителя конкурса и ценным призом — профессиональным сканером.

Другими сайтами-лауреатами в данной номинации стали интернет-проекты:

  • Библиотечка православной литературы для КПК (fbppclib.orthodoxy.ru)
  • Манускрипт. Славянское рукописное наследие (manuscripts.ru)
  • Русское Православие (ortho-rus.ru)
  • Свято-Троицкая Сергиева лавра. Официальный сервер (stsl.ru)
  • Типикон. Богослужение Православной Церкви (typikon.ru)

Специальный приз в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» учредила группа Компаний Стек. Руководитель отдела информационных систем этой компании Иван Панченко вручил диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета — подарочный сертификат на 3 года на бесплатное размещение уже третьего сервера бесплатного хостинга проекта «Россия Православная» — администратору сервера Orthodoxy.Ru, отметившему недавно свое 10-летие, Александру Викторовичу Дятлову.

Завершая церемонию награждения, председатель жюри конкурса архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что интернет, некогда зародившийся в военно-технических целях, сейчас приобрел всемирное значение и играет большую роль в жизни всего общества. Поэтому миссия в сети должна быть, а сам интернет, прежде всего, должен рассматриваться как инструмент этой миссии. «Вы совершаете великое дело — воцерковление инструмента, который сегодня оказывает огромное влияние», — сказал о.Тихон, обращаясь к многочисленным гостям и участникам церемонии, и пожелал «радости в вашем труде».

Бачинин В. А., доктор социологических наук, профессор

Теология представляет собой систему теоретических знаний в виде доктрин, идей, принципов, возникших в результате осмысления индивидуально-коллективного религиозного опыта и стремления приблизиться к пониманию сути богооткровенных истин.

Современные богословы видят одну из главных задач теологии в том, чтобы учитывать перемены, происходящие с миром и человеком, и стремиться как можно полнее и ярче высвечивать суть основополагающих религиозных догматов, а также пытаться выразить их в формулах, соответствующим особенностям современной ментальности.

Понятие богословия (теологии) вошло в христианскую литературу со времен Евсевия Кесарийского (ок. 260 — 340) и выхода в свет его сочинения «О церковном богословии» («De ecclesiastica theologia»). Абеляр в начале XII в. написал трактат «Христианское богословие» («Theologia christiana»). Однако, само христианское богословие возникло задолго до появления понятия теологии. Первым богословом христианского мира обычно называют апостола Павла.

На формирование христианского богословия, сложившегося в учениях отцов и учителей церкви, определяющее влияние оказали религиозные идеи Ветхого и Нового Заветов. Обычно выделяют три основных этапа в истории его развития в Западной Европе. Первый — период патристики, длившийся с I по VI вв. и ознаменовавшийся деятельностью таких мыслителей, как Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин, Василий Великий Кесарийский и его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин и др. Второй — период схоластики, длившийся с VII по XVI вв. и представленный трудами таких выдающихся богословов, как Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернард Клервосский, Петр Ломбардский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Экхарт, Фома Кемпийский, Николай Кузанский и др. Третий этап охватывает все новое и новейшее время, включая эпоху модернизма. На его протяжении значительный вклад в развитие католического и протестантского богословия внесли А. Арно, Б. Паскаль, Н. Мальбранш, М. Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Мелахтон, У. Цвингли, И. А. Мёлер, Дж. Ньюмен, М. Шеебен, Дж. Эдвардс, Ф. Шлейермахер, С. Кьеркегор, А. Ритчль, А. фон Гарнак, П. Тиллих, К. Барт, Д. Бонхёффер, Р. Нибур, Ж. Маритэн, Э. Жильсон, Ж. Марешаль, П. Руселло, А. де Любак, П. Тейяр де Шарден, Р. Гвардини, К. Ранер, И. Б. Метц, Г. Гутьеррес, Г. У. фон Бальтазар, Й. Ратцингер, Х. Кюнг и др.

Структура теологии

Христианская теология имеет сложную структуру. При единстве исходных догматических посылок, она подразделяется в соответствии с основными, исторически сложившимися направлениями, т. е. на католическую, православную и протестантскую.

В протестантских теологических кругах и, в частности, в трудах немецкого лютеранского богослова И. — А. Бенгеля (1678 — 1752) сложилось в качестве самостоятельного теоретического направления библейское богословие, ориентированное на «толкование Библии через саму же Библию». Принцип Бенгеля гласил: «Ничего не вноси в Писание, но все черпай из него и ничего не упускай из того, что в нем заключается». Впоследствии этот принцип лег в основу библейской герменевтики Ф. Шлейермахера.

Центральным разделом христианского богословия является христология — библейское учение о личности и миссии Спасителя-Мессии, об Его ожидании миром Ветхого Завета и об Его приходе в мир в образе Иисуса Христа.

Существует традиция подразделять христианское богословие на апофатическое и катафатическое.

Апофатическое или отрицательное (греч. apophatikos — отрицательный) богословие — доктринальное направление, берущее начало от Псевдо-Дионисия Ареопагита (Петра Ивера). В его основании лежит, во-первых, идея непостижимости Бога, убежденность в невыразимости представлений о Нем в терминах позитивного знания, а во-вторых, идея откровения как единственно достоверного источника знаний о Боге.

Катафатическое богословие (утвердительное, позитивное) (греч.kataphatikos — утвердительный) — это совокупность теологических учений европейской патристики, восходящих к Иоанну Дамаскину и Григорию Нисскому и опирающихся на идею познаваемости Творца через познание Его творений. Согласно логике катафатических суждений, опосредованность получаемых знаний не должна смущать человека, поскольку, кроме разума и рассудка, задействованных в познавательном процессе, есть еще и вера, для которой не существует никакой опосредованности в ее отношении к Богу.

В проблемном и учебно-дисциплинарном отношениях внутри системы богословских знаний выделяются следующие сферы:

1) основное богословие (апологетика), формулирующее и аргументирующее содержательные аспекты базовых основоположений религиозного учения;

2) догматическое богословие, доказывающее богоустановленность, богодухновенность главных догматов вероучения;

3) нравственное богословие, освещающее проблемы земной жизни христианина, а также условия ее соответствия религиозно-нравственным критериям, представленным в Священном Писании; Его предметом являются этические проблемы мотивации, ценностных ориентаций и практического поведения личности, рассматриваемые в свете библейских вероучительных и мировоззренческих первопринципов.

4) сравнительное богословие, сопоставляющее данное вероисповедание с другими и указывающее на его преимущества;

5) пастырское богословие, сосредоточившееся на вопросах практического взаимодействия священника, пастора с прихожанами;

6) литургика, раскрывающая теоретические и практические аспекты богослужебной деятельности;

7) гомилетика, сосредоточившаяся на теории и практике проповеднической деятельности;

8) каноника — теория церковного права;

9) экзегетика — теория толкования библейских текстов.

В семантическом пространстве общего богословия существует социальное богословие, представляющее собой масштабный корпус религиозно-гуманитарных идей. Современные социальные богословы исходят из того, что методологическим основанием осмысления религиозной жизни общества должна служить не секуляризованная философия и не светская социологическая теория, а теология. В свете подобных воззрений религия предстает как важнейшее средство установление отношений согласия и солидарности в обществе.

Наряду с библейским учением об обществе существует библейское учение о человеке, выделяемое современными богословами в самостоятельный раздел, называемый библейской антропологией. В нем природа человека исследуется в свете библейских откровений об «образе» и «подобии» Божием (Быт. 1, 26 — 27).

В тени увядающего христианского мира, наша задача состоит в том, чтобы возродить сильный богословский акцент, только чтобы этот акцент не искажал подлинной тонкости всей речи, а особенно речи о Боге.

Я думаю, что основная задача теолога — побудить людей проникнуться следующей идеей: «Как было бы прекрасно увидеть этот мир искупленный Христом». Я всегда старался преподавать теологию так, чтобы она воспринималась как слуга церкви. Так как многие сегодня спрашивают: «Играют ли еще теологи и их деятельность какую нибудь роль в церкви», то по-моему что-то определенно пошло не так.

Отстранение теологии от церкви — не есть что-то новое. На протяжении определенного времени, многие служители не находят необходимым или полезным изучение теологии. Это не удивляет, так как дом теолога — это университет. Это правда, даже если мы преподаем в семинарии. Как результат, теологи пишут, в основном, только для других теологов. Они это делают, используя язык, в котором нелегко узнать основные теологические понятия.

Фрагментация богословских дисциплин только усугубляет проблему. Например, разграничение теологии на различные предметы приводит к представлению, что сама теология есть нечто отдельное от «практических» дисциплин. Так как большую часть жизни я преподавал этику, то никак не мог понять, где мое место среди различных факультетов семинарии.

По-моему, не стоит так сильно разделять систематическую и пасторскую теологию. Это практически не имеет смысла, ведь Томми Лангфорд потративший всю свою жизнь, чтобы помочь методистам понять, что «Теология методистов — это во-первых и в основном упражнение в «практическом богословии». Таким образом, в своей книге «Практическое богословие: Теология Веслианской традиции», Лангфорд описал ни что иное, как развитие живого характера методиста. Под словом «практическое» Лангфорд не имел в виду, «что это работает». Скорее всего, он подразумевал, что методистская теология святости не принесет результата, если не станет практической дисциплиной.

Соответственно, теология это не та дисциплина, которую можно отделить от церковной практики, т.к. теология это одна из основных практик, которые делают церковь церковью. Хоть некоторые области знаний могут быть названы «теорией», теологию нельзя полностью описать этим термином. Наоборот, теология ставит целью преобразование тела и ума церкви посредством того, что мы знаем о Боге и о себе, через изучение Писаний и традиции. Хоть теология это не всегда молитва, если молитва отсутствует, теология рискует стать абстрактной, и как результат – подверженной идеологическому разрушению.

Для того, чтобы понять как теология влияет на святость церкви, нужно представить как данный вопрос связан с развитием теологии в прошлое столетие. Сталкиваясь с вызовом, который бросает так называемая наука, многие христианские теологи считали своей задачей определение основных истин веры. Они как бы отвечали на вопрос: «Во что, из всего этого, мы все еще должны верить?» Понимание было следующим: Нужно объяснить христианскую доктрину на языке, понятном не специалисту. Таким образом, теологические понятия нужно переводить на доступный, без дополнительного обучения язык.

Такое теологическое задание сопровождалось негативным отношением к церкви. Церковь воспринималась как слишком «консервативная» в доктрине, этике и политике. Основной задачей было перетянуть церковь на «правильную» сторону истории, на ту, которая больше соответствует прогрессивным взглядам современности. Несмотря на некоторые положительные плоды такой попытки сделать церковь «современной», многие не заметили, что эта теологическая стратегия была, по сути «приспособленческой». Я понимаю, тот язык, который я использую выше (что церковь должна быть святой) как раз и является тем типом речи, которая, как ни старайся, не проникнет в глухие уши тех, кто считает себя «современными». Святость в умах многих современных людей имеет привкус надоедливого благочестия или самоправедности. И все же, святость — это что угодно, только не благочестие. Подумайте о Дороти Дэй или Жан Ванье, в которых кто угодно может обнаружить пример настоящей церкви. Святость становится частицей общества, способной давать ему суровых бойцов.

Если я прав, относительно той роли, которую христианам нужно возродить в мире, то теология в церкви может помочь в нескольких направлениях. Первое и главное — теология должна помочь нам обновить лексикон. Если, как я заметил ранее, мы живем эпоху умирающего «христианского мира», тем более становится важной способность христиан бегло говорить на христианском языке. Христианство это не набор верований с практическим применением. Быть христианином значит быть в числе тех, кто, как говорят в Техасе, «знает как правильно говорить». Теология — это церковная дисциплина, призванная помочь христианам выучить грамматику веры.

Возьмем к примеру понятие греха. Это слово не популярно в современном христианском лексиконе. Только фундаменталисты и некоторые евангелисты думают, что можно привлечь людей в церковь, убеждая их в том, что они грешники. Делается утверждение, что человек должен признать себя грешником, чтобы затем принять спасение. Но такой взгляд на грех уделяет греху слишком большую роль в христианской жизни. В отличии от этого, Карл Барт говорит, что само по себе греховно утверждать, что мы сами можем определить что такое грех. Способность человека исповедовать свой грех — уже признак его освобождения. Таким образом, грех лучше описать не как поступок, а как некую силу или зависимость.

Поэтому, заявление типа «Все мы одинаково грешны», которые используются чтобы оправдать свои проступки, неверно, так как не принимает во внимание уровень познания, необходимый для определения конкретных грехов. А такая конкретность может присутствовать только там, где есть названия для конкретных грехов, например: ненависть, похоть убийство. Чтобы, исповедуя конкретные грехи, мы могли примириться друг с другом и Богом. Грех, осознанный таким образом, есть теологическое достижение, ставшее возможным благодаря решению людей любить друг друга, и при этом говорить правду.

Вот так я вижу основную роль теологии в церкви. Теология — это продукт, разработанный христианством в течение столетий. Который помогает нам высказать мысль, что мы являемся христианами только потому, что верим в то, что Отец сделал через Иисуса Христа, и Дух Святой живет в наших сердцах. «Центр вселенной — Христос». Это веское заявление, способное взволновать воображение любого христианина. Теология же должна помочь воспитать это воображение. В конце концов, нужно пользоваться всеми возможными методами, если мы хотим отстоять истину в мире, который больше не верит в истинность христианства.

Автор – Стенли Хауэрвас / ministrymatters.com
Перевод – Сергей Карпенко для ieshua.org

Последнее: 25.07 (Израиль). Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *