Большие вяземы храм

Июль 2020

Неделя 6-я по Пятидесятнице.

  • 18 июля (суббота) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 19 июля (воскресенье) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Казанской иконы Божией Матери.

  • 20 июля (понедельник) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 21 июля (вторник) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской.

  • 23 июля (четверг) в 17:00 — Вечерня и Утреня.
  • 24 июля (пятница) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Иконы Божией Матери «Троеручица».

  • 24 июля (пятница) в 17:00 — Вечерня и Утреня.
  • 25 июля (суббота) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Неделя 7-я по Пятидесятнице.

  • 25 июля (суббота) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 26 июля (воскресенье) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Равноапостольного великого князя Владимира.

  • 27 июля (понедельник) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 28 июля (вторник) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Богослужения совершаются в верхнем храме.

Просим вас соблюдать дистанцию, заходя в церковную лавку (в нижнем храме). В лавке одновременно могут находиться не более 2-х человек. По требованиям санитарных органов, на одного человека, молящегося в храме, должно приходиться 4 кв. метра площади: в связи с этим в храме могут находиться одновременно не более 20-ти человек. Но в нашем распоряжении есть ещё галерея, лестница и церковный двор. Богослежения транслируются через усилители.

Не приходите к храму с признаками ОРВИ! Пожалуйста, стойте на расстоянии полутора метров друг от друга в перчатках и обязательно в масках!

Единственные точные сведения, касающиеся самого начала Спасо-Преображенского храма, содержатся в так называемом Пискарёвском летописце — русской летописи начала ХVII века, наиболее оригинальная и любопытная часть которой относится к эпохам царей Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова и русской Смуты. Описывая заслуги умершего в 1598 году Фёдора Иоанновича, автор летописи перечисляет заметные храмы, при нём выстроенные, — и, в частности: «Да при царе же Феодоре Ивановиче всеа Руси, а по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова в селе его на Веземе зделан храм камен о пяти верхах и плотина камена у пруда». Таким образом, верхняя граница временного промежутка, когда была создана эта красивейшая церковь, определяется без труда — это 1598 год. Нижняя, по той же схеме, — 1584 год: начало царствования Фёдора Иоанновича. Далее всё основано на предположениях. Мы знаем, что войдя на трон, царь Фёдор вскоре передоверил дела управления государством своему шурину Борису Годунову и всячески обласкал его. Примерно в 1584-1586 годах самодержец даровал будущему преемнику Большие Вязёмы в вотчину. Годунов на новых своих землях начал большое строительство. В 1590 году (и это документально зафиксировано) здесь уже стоял деревянный дворец. Каменный храм, надо думать, появился уже вскоре. Годунов вообще любил строить каменные храмы в разных местах и вотчинах. Задаётся вопрос — имелась ли в вяземской церкви особая нужда или здесь не обошлось без проявления серьёзных амбиций Бориса Годунова? Дело в том, что в Вязёмах была деревянная Никольская церковь (село очень долго и называли двойным именем — Никольское-Вяземы) и даже действовал небольшой Иоанно-Богословский монастырь, известный, как и сам Вяземский ямской стан с 1492 года. И церковь эта, и обитель погибли во времена Смуты, но в 1590-х годах их, надо думать, вполне хватало местному населению и проезжающим мимо Вязём путешественникам для отправления их религиозных надобностей. Однако Борис Годунов «бил челом» о построении каменного храма. В работах некоторых исследователей приводится точная дата его освящения — 1600 год, то есть храм освящался уже при Борисе-царе, основателе, как мнилось ему тогда, новой царской династии.

Что любопытно, освятили первоначально главный престол церкви во имя Живоначальной Троицы, а не Преображения Господня. Нижний храм в высоком подклете освятили во имя святителя Николая Угодника. Получили свои посвящения и приделы: южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — во имя Михаила Архангела. Правда, на протяжении всего ХVII столетия они, согласно документам, «стояли без пения», то есть либо так и не дождались официального освящения, либо же не были подготовлены для совершения регулярных богослужений. Отметим, что нынешняя звонница является современной каменному храму. Её очевидная псковская архитектура иногда понуждает исследователей делать авторов и строителей церкви (о которых вообще ничего неизвестно) псковичам, хотя доказанным это считать нельзя: на самом деле в Москве и её окрестностях в те времена звучало немало псковских «реплик» — вспомним хотя бы не менее «псковскую» первую звонницу Покровского собора на Красной площади. Так что тут влияние могло быть не прямым, а опосредованным. Большие Вязёмы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон, но годуновскими они оставались недолго. Царствование Бориса, столь счастливо начавшееся, оказалось трагическим: оно стало «предисловием» к русской Смуте. Борис Фёдорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедмитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вязёмы, устроив здесь свою резиденцию. Сюда к своему жениху в 1606 году приехала Марина Мнишек. Она вела дневник, в котором отмечала: «2 мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе… Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нём есть дворец, довольно обширный, обнесённый палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». Поляки в Вязёмах особо не стеснялись, о чём свидетельствуют нанесённые ими на стены церкви многочисленные граффити, сохранившиеся по сию пору. После себя они оставили пепелище — в одном из тогдашних пожаров сгорел и дворец Бориса Годунова.

В 1619 году, на излёте Смуты, вяземский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Фёдоровича. К этому времени Вязёмы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады. А бывал здесь Тишайший нередко — проездом в «царский» Саввино-Сторожевский монастырь, что под Звенигородом. В 1694 году Вязёмы получили нового хозяина. Пётр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Именно Дубровицы царев «дядька» считал своей главной вотчиной, однако немало он занимался и Вязёмами: построил новый дворец (не там, где раскинулась нынешняя усадьба, а по другую сторону от храма), предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты Спиридона Григорьева, Георгия Зиновьева, Василия Леотьева и других. Все они работали в манере Симона Ушакова — и работали превосходно. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям… Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская. Чем было вызвано это решение — не вполне понятно: возможно, в его основе лежали политические мотивы. «Преображенская» тема представлялась Петру I, заезжавшему в Вязёмы дважды, весьма близкой к сердцу. Правнук владельца Вязём Николай Михайлович Голицын перенёс усадьбу на новое место, тоже на берегу пруда, но по другую сторону от храма. В главном усадебном доме в 1797 году Голицыны дали торжественный обед в честь Павла I, прибывшего в Москву на коронацию и не затруднившегося посетить все именитые московские семейства. В нач. ХIХ столетия хозяином Вязём стал двоюродный племянник Николая Михайловича Борис Владимирович Голицын. Вместе с ним в вяземский дом въёхала его матушка — знаменитая придворная статс-дама Наталья Петровна Голицына, послужившая прототипом старухи в пушкинской «Пиковой Даме». С 1806 по 1811 год на лето родители Александра Сергеевича выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вяземского Спасо-Преображенского храма, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вязёмы. В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.

Отечественная война 1812 года не обошла стороной усадьбу, стоявшую на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Н. П. Голицыной был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоёмкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чём позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам». 1 сентября (по старому стилю), на следующий день по оставлении Вязём русским штабом во главе с М. И. Кутузовым, в усадьбу въехал Наполеон. Ночевал он чуть ли не в той же нижней библиотеке и на том же диване, что и Кутузов. Вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала ХVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь». В 1813 году владельца усадьбы Бориса Владимировича Голицына, согласно его просьбе, похоронили в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего. К концу ХIХ века Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьёзные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с неё колокола и заняться её укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена. Последний владелец усадьбы Большие Вязёмы (с 1882года), Дмитрий Борисович Голицын, много и с любовью занимался усадьбой, в том числе и храмом. В частности, при нём отреставрировали иконы конца ХVII столетия, написанные мастерами Оружейной палаты.

После 1917 года Преображенскому храму пришлось присоединиться к тысячам других церквей, в которых всё, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось в музеи или было «употреблено» на нужды победившего пролетариата. В самой усадьбе последовательно располагались: колония для беспризорников, санаторий для старых большевиков, школа парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь (во время Великой Отечественной войны), Институт Коневодства (любимое детище маршала Семёна Будённого!), Московский полиграфический институт, ВНИИ фитопатологии и, наконец, музей… Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли и разграбили. По закрытии в осквернённой церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная её фаза пришлась на 1950-1960-е годы. Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №126. 2015 г.

Приехав сюда один раз, хочется вернуться снова. Так и получилось у нас. В январе мы ездили по близлежащим пушкинским местам, это село Захарово Чудесное место для прогулкии Большие ВяземыОтдых духовный и культурный. То что в Больших Вяземах есть церковь я знала, ее купола видны с дороги. Но то что такая красивая и большая я даже представить не могла.

Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный белокаменный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы по указанию царя Борисам Годунова в конце XVI века в 1584 году и посвящен Живоначальной Троице.

Были мы в Рождество. И церковь была украшена соответственно. На верху были созданы ясли и показана история рождения Христа.

Церковь знаменита не только архитектурой, она богата ещё и славной историей.

Церковь видела на своём веку Лжедмитрия. Там молилась невеста самозванца Марина Мнишек.
Храм видел ужасы Смутного времени и Отечественную войну 1812 года .
Её посещал царь Алексей Михайлович, по дороге в Звенигород в Савино-Сторожевский монастырьКрасиво в любое время года, и одаривал щедрыми пожертвованиями.
А его сын император Пётр Великий отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Голицыну, который переименовал Троицкую церковь в Преображенскую. Этим он хотел увековечить воспоминания о славных годах в селе Преображенском.
Известно, чтои сам Пётр I однажды посетил Вязёмы.
Видела она и императора Павла.

Но если после Смутного времени и нашествия французов церковь быстро восстанавливалась и продолжала служение, то наиболее длинный период застоя и разрухи пришелся на советское время.

Последних священнослужителей церкви в 1938 году расстреляли на печально известном Бутовском полигоне.
Уже в 50-60 годах XX века, были разрушены трёхярусная колокольня а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было разбито остекление гульбищ. Снята редкая белокаменная корона под Крестом, которая венчала центральную главу.

Отдельное внимание привлекает звонница. Она выполнена в нехарактерной для здешних мест манере. Считается что это псковский стиль. До наших дней она дошла чуть-чуть с наклоном, но падение ей не угрожает, а вот своя «изюминка» появилась.

Читала, что у алтаря храма покоится прах младшего брата великого русского поэта Пушкина. Сам маленький Саша с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал и сестрой Ольгой посещал воскресные Литургии приезжая сюда из села Захарова.
Но вот найти некрополь удалось только во второй приезд.
Внимательно уизучив карту местности, сориентировавшись, где же может быть эта цифра «6», пошла искать.
Сразу за церковью, есть узкий проход к церковной ограде и вот тут расположен маленький некрополь из нескольких могилок.
Честно, у меня сложилось впечатление, что в этот уголок между церковью и оградой просто перенесли все надгробия, которые нашлись. Так как место для нормального захоронения тут крайне неудобное, маленькое и неухоженное.

Опять таки мое мнение, но мне кажется, что могила подполковника Осоргина, умершего в возрасте 74 лет и наверняка сделавшего немало для России, достойна быть более ухоженной. Ну уж точно не менее, чем захоронение ребенка, который знаменит только своим братом-поэтом.

Единственная, в нормальном состоянии, это и есть могила младшего брата Пушкина. Было ему 6 лет, когда он 3 июля 1807 года умер гостя у бабушки в Захарово. Больше никакой информации ни тут, ни в интернете я не нашла.

На территории есть вокресная школа.
Трапезная в виде чайного домика.

Это вход в сам храм. За счет остекления, увеличилась площадь и там как бы в коридоре стоят иконы, подсвечники. При такой масштабности храма снаружи, я была удивлена, когда зашла во внутрь. Маленькое, но очень уютное помещение. Нет привычного простора уходящего под купола, больших люстр, иконостаса. Нет, иконостас есть, но тоже небольшой. Высота помещения не больше 2-х метров. Но при этом ощущение какой-то домашности. Иконы видно, что очень старые. Есть церковная лавка.
Я заходила туда, когда службы уже не было и в церкви вообще была одна. Трудно передать какое ощущение там испытала. Но вот это маленькое уютное пространство дало возможность просто побыть тет-на-тет со своими мыслями и Богом…
Запрещающих табличек на фотосъемку я не видела, но и спросить было не у кого. Поэтому самовольничать не стала, дабы не разрушать свое умиротворенное состояние. Церковь открыта постоянно, поэтому если будете в тех местах сами зайдите и посмотите, не пожалеете. Конечно же интересно, что находится в других верхних помещениях такого большого на вид храма.

Издалека церковь смотрится как-будто выложены окантовочки из красного кирпича или какими то израсцами, а на самом деле это вот такие формованные детали.

Летом на территории просто буйство различных цветов и растений.

Однозначно советую к посещению. Тут вы и духовно напитаетесь и красотой насладитель. И по прекрасному парку в усадьбе погуляете, и в музеи сходите. Все это за очень малые деньги и совсем недалеко от Москвы.

Мiръ Россия Московская область поселок городского типа Большие Вяземы Преображенский храм (Большие Вяземы)

Идёт загрузка карты…

Церковь Преображения Господня в Больших Вязёмах находится под Москвой, неподалёку от Одинцова. Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы.

История

Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».

Первоначально храм был освящен во имя Святой Троицы. Нынешнее название Преображенского храм получил при новом владельце имения князе Б.А.Голицыне. Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска осквернили храм, разместив в нем конюшню.

Но самое тяжелое время выпало на долю храма в период богоборчества. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне настоятель храма священник Василий Горбачев, прославленный как новомученик (память 13 февраля).

В храме располагались Институт коневодства, общежитие, столовая, лаборатория Института фитопатологии растений, музей.

19 декабря 1992 г., после многочисленных ходатайств верующих, было подписано соглашение о совместном использовании нижнего Никольского придела. С этого времени и начались регулярные богослужения. В декабре 1999 г. весь храм передали верующим. К празднованию 400-летия храма и к 2000-летию Рождества Христова проведены капитальные восстановительные работы. В настоящее время ведутся работы по раскрытию и восстановлению уникальных фресок.

Работает Центр Духовного воспитания молодежи. В воскресной школе занятия проводят студенты Московской Духовной академии.

Святыни

В храме имеются иконы, хранящие частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Саввы Сторожевского, благоверных князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.

Престольные праздники

Преображение Господне — 19 августа

Как добраться

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, поселок городского типа Большие Вяземы.

Проезд:

  • На электричке из Москвы

От Белорусского вокзала электричкой до остановки «Станция Голицыно». От станции проезд автобусом №38,1055, маршрутным такси №38,79,39 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком.

  • Из Москвы на автомобиле

Выехать из Москвы по Можайскому шоссе. На 26-м километре от МКАД проехать Малые Вяземы и левый поворот на Малое Московское кольцо. Левый поворот к церкви по улице Институт (указатель на » Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина») будет примерно через километр перед мостом не доезжая левого поворота на Голицыно. С улицы Институт поворот направо за стадионом к автостоянке. Музей-заповедник А. С. Пушкина находится рядом с церковью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *