Божественная энергия

Что такое Энергия Бога, и как к ней подключиться.
Церковь не случайно в это время, Великого Поста призывает нас обратиться к богословскому опыту Григория Паламы. Иногда наша лень и нежелание забивать голову разного рода, как нам кажется, «богословскими премудростями», приводят к лубочному, внешнему, и поверхностному восприятию веры. А на самом деле за всеми этими учениями «о фаворском свете» «о нетварных энергиях Божества» стоит важнейший опыт обожения души, без которого спасение невозможно.
Даже самая малообразованная бабушка, которая читает с трудом и по слогам, ежедневно опытно проходит богословскую школу Григория Паламы с самых первых, пред начинательных слов молитвенного правила. «Царю Небесный, утешителю, Душе истины, иже везде Сый и вся Исполняяй, приди и вселися в ны…»
Есть прихожане, которые десятки лет ходят в храм, а так и не поняли сокровенный смысл слов сказанным великим старцем Серафимом Саровским. «Цель жизни христианина, стяжание Духа Божьего». Т.е это не хобби, не удел избраных, не монашеская обязанность, а общехристианский смысл жизни человека на земле. Без этого жизнь наша бессмысленна, а значит бесполезна, и не спасительна.
Так о чем же здесь идет речь? По учению Церкви Бог пребывает в Неприступном свете, куда не могу проникнуть даже Ангельские силы. Нужно заметить что речь идет даже не о Сущности Бога, а о том Свете, который окружает Его Сущность, не говоря уже о Нем Самом. И то о чем я сейчас пишу, нужно также брать в кавычки. Любые наши слова, даже такие как «Сущность», «Бог», «Свет», не имеют к Богу никакого отношения, хотя звучит это странно и антонимично. Нет, и не может быть, в нашем мире, ни слов, ни понятий, ни наименований, которые могли бы дать нам хотя бы малейшее представление о «Сущем».
Но, Сущий имеет Энергии, которые преизобильно изливаются из Его Сущности и имеет Природу в корне отличную от природы всего созданного Богом мира. Эти энергии есть Сам Бог, вне своей сущности. Они называются Нетварными, или Несоздаными. Их нельзя понимать в каком то оккультном смысле этого слова. Энергия от греч. ἐνέργεια — «действование» или «действующая сила», это то, что в Православной Традиции соотносимо со словом Благодать. Спастись, значит быть Причастным к Божественной ἐνέργεια. Другого пути на Небо нет. Все остальное, пост, молитва, милостыня, бдения и прочь только средства к приобретению этой Благодати. И если средства употребляться, а Благодати в душе нет, значит и нет спасения.
Не нужно думать что Бог будет подводить калькуляцию количества наших добрых дел, и взвешивать на весах их меру. Вопрос ставиться Григорием Паламой иначе. Ты включён в действие Божией Благодати, или нет? Мера включенности может быть разной. Очень грубо это можно сравнить с электричеством. Есть приборы которые имеют маленькое энергопотребление, а есть такие, которые потребляют ее огромное количество. Но все они живут благодаря тому, что подключены к системе подачи электричества. Если их отключить, то они будут бесполезной кучей материи.
Святые, стяжавшие огромную Благодать светятся ее полнотой на небосводе Торжествующей Церкви как ярчайшие звезды. Нам бы, дай Бог, хотя бы светодиодиком быть среди этого потока «фотонов» святости. Но если не будет в нас Благодати, мы погибнем, потому что жизнь нашей души, из за нашего непонимания и нерадения, не была включена в систему Жизни Царства Божьего. Вот что означает быть причастным Божественной Энергии Бога, и на чем настаивает Православная Церковь в своем аскетическом учении.
Следовательно если спасение это стяжание Благодати, а духовная жизнь это средство к ее приобретению, нужно прежде всего научиться правильно пользоваться всем ее разнообразием, исходя из внутренней предрасположенности своей души. В этом проявляется опытность и искусство святости. Речь идет не о простой «механике», духовной жизни, не о «чтении» утренних и вечерних молитв, не о регулярном «посещении» храма, а о вчувствовании в Благодать, во внутренней эмпатии с Богом, в единении сердца и ума с Духом Божиим. Это и есть то, о чем учил старец Серафим, то что Церковь называет θέωσις, или Обожение.

* Человек — существо возвышенной природы. Более великое Бытие, чем его мать, вскормило его. В мудрейшие свои мгновения он может осознать это.
* Некогда в далеком прошлом человек принес клятву возвышенной преданности и гулял вместе с богами в тюрбане божественного великолепия. Пусть ныне мир в деянии взывает к нему с настоятельной просьбой, и он отвечает на нее, но есть и не забывшие эту клятву, и человек вспомнит о ней в надлежащий час.
* Нечто в человеке принадлежит к вечному первородному источнику. Он почти полностью отрицает себя истинного, но его отказ не повлияет и не изменит это сияющее величие. Человек может забыть о нем и всецело забыться в чувствах. Но однажды
оно протянет руку и коснется его, и тогда человек вспомнит, кто он, и откроет свою душу.
* Человек не ценит себя истинного, ибо потерял божественное чувство. Поэтому он бежит за мнением другого человека, хотя мог бы получить полную духовную ясность внутри себя самого. Сфинкс обозревает неземной ландшафт. Его немигающий взор всегда направлен внутрь, и тайна его непостижимой улыбки — самопознание.
* Человек смотрит внутрь себя и постигает только неудовлетворительную бренность, тьму и страх, но не нужно кривить губы в усмешке сомнения. Пусть он смотрит глубже и дольше, и тогда он осознает слабые знаки и подобные вздоху намеки в тишине своего сердца. Пусть он внимательно отнесется к ним, тогда они оживут и станут высочайшими мыслями, пересекут порог его ума странствующими ангелами и станут предвестниками голоса, который придет позднее, — голоса скрытого, глубокого и мистического существа внутри него, которое и есть его древнее «Я».
* Божественная природа открывается заново в каждой человеческой жизни, но человек равнодушно проходит мимо, и это открытие — словно семя, упавшее на каменную почву. Никто не исключен из божественного сознания, человек сам исключает себя. Люди задают формальные и претенциозные вопросы о тайне и смысле жизни, в то время как все: каждая птица на зеленой ветке, каждое дитя, держащееся за руку любимой матери, — разгадывает эту тайну, неся ответ на своем лице. Жизнь, рождающая тебя, О Человек, благородней и величественней самых далеких твоих мыслей; веру в ее благотворное отношение к тебе и послушание ее нежным приказам нашептывает твоему сердцу интуиция.
* Если человек думает, что может жить свободно, как обещают ему его необдуманные желания, и не нести ношу возможной расплаты, он связывает свою жизнь с пустыми грезами. Ибо кто бы ни грешил против собратьев или себя самого, даже скрыв грехи от зрения других людей, он не может скрыть их от всевидящих глаз богов. Справедливость по-прежнему непоколебимо управляет миром, хотя ее деяния часто незримы, а сама она не всегда встречается в каменных зданиях судов. Избежавший расплаты земного судебного наказания не избежит расплаты справедливого наказания богов. Немезида — безжалостная и неумолимая — обвиняет такого человека ежечасно.
* Люди, которые побывали под горькими водами печали или прошли сквозь мрачные годы в тумане слез, быстрее поймут истину, которую всегда молчаливо произносит жизнь. Если они не постигнут большего, они получат трагическую мимолетность — вечную спутницу улыбки фортуны. Люди, не поддавшиеся обману счастливых часов своей жизни, будут меньше страдать от горестных своих часов. Ткань жизни соткана на основе удовольствия утком страдания. И ни один человек не может позволить себе идти с гордым и величественным видом. Это введет его в великие опасности. Только смирение — подходящая одежда в присутствии незримых богов, ибо они могут уничтожить за несколько дней получения многих лет. Судьба всего сущего движется по циклам, и только бездумный наблюдатель не заметит этого. Даже во вселенной каждый перигелий сменяется афелием. Так в жизни и судьбе человека поток благополучия может смениться упадком и нуждой, здоровье — стать непостоянным гостем, а любовь — прийти лишь для того, чтобы тут же уйти. Но и самая долгая ночь страдания умирает при первых проблесках рассвета новонайденной мудрости. Последний урок состоит в том, что вечное прибежище в человеке, незамеченное и невидимое, должно стать тем, чем было когда-то — его утешением. Иначе разочарование и страдание постоянно будут преследовать его.Ни один человек не счастлив настолько, чтобы боги позволили ему избежать этих двух великих учителей человечества.
* Человек почувствует безопасность, защиту, уверенность, только когда откроет, что сияющие крылья возвышенного обнимают его. Пока он упорствует во тьме, его лучшие изобретения станут его худшими помехами, а все, что приближает к материальной основе сущего, станет новым узлом, который он будет обязан развязать позднее. Ибо он неразлучно соединен со своей древней частью, внутренняя божественность никогда не покидает его, а он не может отбросить ее. Пусть он осознает это и передаст себя, свои земные заботы и тайное бремя прекрасной опеке лучшего своего «Я», и оно не подведет его. Пусть он сделает это, если хочет жить в милосердном покое и умереть с бесстрашным достоинством.
* Если человек хоть раз увидел себя истинного, он никогда не возненавидит другого. Нет греха большего, чем ненависть, нет печали хуже, чем наследство земель, забрызганных кровью, которая неизбежно будет оплачена. Все всегда возвращается к тем, кто вызвал это. Пусть кто-то и надеется пройти мимо этого, но сами боги — незримые молчаливые свидетели ужасных деяний человеческих рук. Стенающий мир лежит в скорби вокруг нас, но и умиротворение скрыто в каждой душе; усталые люди в печалях и сомнениях, спотыкаясь, на ощупь, бредут по темным улицам жизни, однако великий свет льется на мостовые им под ноги. Ненависть покинет мир, если человек научится видеть лица собратьев своих не просто обычным дневным зрением, но видоизмененным зрением своих божественных возможностей; если он сумеет воспринимать их с почтением, достойным творений, в чьих сердцах живет нечто родственное той Силе, которую люди называют Богом.
* Все истинно величавое в природе и вдохновенно прекрасное в искусстве рассказывает человеку о нем самом. Если священник терпит неудачу, художник подхватывает его забытое послание и дает людям намеки души. Кто бы среди тягот жизни не вызывал
из памяти редкие моменты, когда красота сделала его обитателем вечности, он обязан превратить память в стимул поиска священного «Я». Он должен идти внутрь себя за покоем, приливом силы и блеском света в уверенности, что в миг прикосновения к себе истинному он найдет бесконечную поддержку и подлинную награду. Ученики роются подобно кротам среди растущих кип современных книг и древних манускриптов, которые очерчивают границы знаний, но они не узнают секрета глубже, истины выше, чем знание о божественности самого человеческого «Я». Тоска человеческих надежд может стихать с течением лет, но надежда бессмертной жизни, надежда на совершенную любовь, надежда на вечное счастье в конце концов исполнятся, ибо они — интуитивное предсказание неизбежности судьбы.
* Мир чтит сокровенные мысли древних пророков и склоняется перед нормами благородного поведения, достоянием пыльных эпох. Но когда человек получает величественное открытие собственной звездной натуры, он сокрушен. Все самое ценное из мыслей и
чувств теперь само падает к его ногам. В монастырском покое его ума поднимаются видения не менее священные, чем у иудейских и арабских искателей, которые остаются божественным источником для своих народов. Тот же утренний лучезарный свет озарил Будду, и он принес людям весть о нирване. И такую всепоглощающую любовь пробуждает это понимание, что Мария Магдалина оплакала свою запятнанную жизнь у ног Иисуса.
* Пыль никогда не осядет на великолепии этих древних истин, хотя они оболганы с самых ранних дней появления рода человеческого. Никогда не существовало народа, который не получил бы намеков на более глубокую жизнь, чем открыто человеку. Кто бы ни был готов принять эти истины, он должен не только постичь их умом, чтобы они засверкали в егомыслях, как звезды среди астероидов, — нет, он должен принять их всем сердцем, и тогда они вдохновят его на божественное деяние.

Любая позиция Кубика Рубика может быть решена не более, чем за 20 шагов.
Несколько лет назад было доказано, что для Кубика Рубика есть решение за 23 хода. Теперь это число сократилось до 20. Чтобы это сделать, потребовалось 35 (тридцать пять) лет компьютерного времени, пожертвованного Гуглом.
Каждый блок решения использовал свой алгоритм — последовательность шагов для достижения нужной конфигурации. Например, один алгоритм предназначался для решения верхней грани, а другой — для позиционирования средних краев. Есть множество различных алгоритмов, различающихся по степени сложности и количеству требуемых шагов, но те, которые может запомнить человек, обычно требуют больше 40 шагов.
Разумно полагать, что Бог может использовать более эффективный алгоритм, который решает задачу за наикратчайшее число шагов. Этот алгоритм известен как «алгоритм Бога”. Число шагов в худшем случае называется числом Бога. В конце концов, было показано, что это число — 20.
После изобретения Кубика Рубика пятнадцать лет ушло на поиск позиции, которая наверняка решается за 20 шагов. Через 15 лет после этого мы доказали, что 20 шагов достаточно для любой позиции.

Что такое духовная энергия?

Для начала определим, что такое энергия.

В науке, в частности в классической физике, энергия рассматривается, как способность совершать какую-либо работу. Если понятие «работа» заменить другим, похожим по смыслу понятием, например, действие или движение, то получится, что энергия – это совершение какого-либо действия или движения. В философии под движением понимается любое изменение вообще. Поэтому если говорить о существовании какого-либо материального объекта в этом мире, то значит находиться в постоянном движении. В нашем мире нет ничего статичного. «Ни что не вечно под луной» говорили древние мудрецы. Невозможно представить наш мир застывшим. Он меняется каждое мгновение. Например, даже камень, на первый взгляд, неподвижно лежащий на земле, совершает внутренние химические и физические процессы на молекулярном и атомном уровнях. А если учесть, что этот камень еще и движется вместе с землей в космическом пространстве, то говорить, что он неподвижен, явно будет неуместно. Наш мир, существующий в форме материи, постоянно движется в пространстве и во времени. Теперь вопрос. А что или какая сила заставляет материальный объект совершать какое либо действие или движение? Ответ такой. Это разнополярность (противоположность) природы, т.е. материи. Очень упрощенно говоря, это когда одно в этом мире «заставляет» двигаться другое. В китайской философии говорится об Инь и Ян – это разнополярные стороны мира, которые вместе составляют общую энергию Ци. В классической философии рассматривается Бытие и Небытие. В результате перехода материи из Бытия в Небытие и обратно возникает движение. В науке рассматриваются положительные и отрицательные заряды частиц материи, которые формируют электрическое, магнитное, ядерное или гравитационное движение. То есть движение совершается в разных формах и на разных уровнях сложности материи. Из выше сказанного можно подумать, что я пытаюсь отождествить движение и энергию. Но, различие есть. Конечно, для неподготовленного читателя это понять наверно будет сложно, но я должен это сказать, чтобы не нарушать логическую цепочку. Поэтому, если обратиться к философскому определению, то под энергией понимается мера движения. Иначе говоря, энергия – это мера перехода движения материи из одних форм в другие.

Человек является самым сложным материальным объектом на земле, он вершина земной эволюции, который может генерировать энергию на разных своих уровнях это физическая (биологическая), психическая энергия, а на высшем проявлении жизни может возникнуть и духовная энергия. Духовная энергия в обобщенном смысле – это проявления высших уровней сложности материи. Чтобы более конкретизировать данное понятие рассмотрим человека с разных уровней его жизни, который может генерировать разные виды энергии.

Первый уровень (бессознательный уровень). С пищей и средой обитания, человек должен получать все необходимые микроэлементы, которые будут поддерживать функционирование и жизнеспособность организма. Иначе говоря, жизненная энергия здесь протекает на физическом (биологическом) уровне. Утратой жизненной энергии может стать неправильное питание и неправильный график активности и отдыха. К летальному исходу может привести отсутствие пищи, являющейся источником биологической энергии. В обратном случае, сбалансированное питание и здоровый образ жизни является источником энергии. Так же, для генерации энергии необходим отдых и сон. Это важно как на физическом, так и на психическом уровне.

Второй уровень (полусознательный уровень). Помимо сна и отдыха на психическом уровне важно выстраивание благоприятных отношений в обществе, т.к. общество может являться как источником энергии, так и ее утечкой. Так, например, в хорошем коллективе, где все друг друга поддерживают и заботятся, хочется работать с энтузиазмом. Энтузиазм – это и есть проявление психической энергии. В таком состоянии работа может проходить легко и незаметно. В плохом коллективе может возникнуть обратная ситуация, когда, будто из тебя выжимают все «соки» и с работы человек приходит домой разбитым и психически подавленным.

Говоря об утечке психической энергии, можно привести пример с нашим телевидением, в частности – это новости. Я не знаю, почему так получилось, хотя я догадываюсь, но только в нашей стране преобладает негативная информация в СМИ. Заметьте, в первых новостных полосах всегда говорится о катастрофах, авариях и преступлениях. Будто хотят сказать, что у нас и в мире всегда все плохо. Мало того, одна негативная информация может долго муссироваться на телевидении. Изо дня в день рассказывают об каком-нибудь негативном происшествии. Что стоит только передача Малахова «Пусть говорят», у которого тема катастрофы «смакуется» с разных сторон. Такие новости и передачи создают у населения страны общее настроение подавленности, страха и безысходности. Чего не скажешь о европейском телевидении. Хотя там несчастных случаев тоже хватает. Все зависит от количества и качества подачи информации. Я думаю, это связано с политикой и информационными войнами.

На этом уровне генерируется эмоциональная сторона жизни человека. Поэтому, постарайтесь не растрачивать свою жизненную энергию, принимая негативную информацию. Если человек контролирует свои эмоции, то можно сказать, что он находится в осознанном состоянии. Если не контролирует, то в бессознательном состоянии.

Третий уровень (сознательный уровень). На духовном уровне выстраиваются мировоззренческие отношения человека. Человек выходя на этот уровень должен совершенствоваться в сфере своего образования и самообразования, выходя, в конечном счете, на вопросы этики (нравственности), эстетики (красоты) и самоконтроля. Человек, на таком уровне, должен почувствовать себя сопричастным с мировыми процессами, начиная от микроуровня (атомы, молекулы) заканчивая макроуровнем (звезды, галактики). Здесь должны выстраиваться правильные, т.е. здоровые отношения к себе и к окружающему миру в целом.

На духовном уровне устанавливается сакральная связь между Я и Миром. Иначе говоря, человек должен понять и почувствовать, что Я есть Мир и Мир есть Я, и что это нераздельно и должно пониматься, как единое целое. К тому же, это целое есть творческое и творящее существо. Чувство единения себя с миром (а для верующих с Богом) дает новый источник энергии, которую можно назвать духовной энергией. Здесь я хочу подчеркнуть, что духовную энергию может обрести как религиозный, так и нерелигиозный человек. Самое главное, на мой взгляд, это не нарушать законов вселенной. В другой интерпретации это может быть понято, как не нарушение принципов нравственности по отношению к людям и природе. Чтобы понять данное мною разделение (на верующих и не верующих) можно привести примеры. Так, в древнем Китае в VI веке до н.э. зародилось такое философское направление как даосизм. В даосизме нет понятие Бога как личности. Там есть вселенная (природа), закон Дао (закон вселенной) и великая сила Дэ, которую можно понять как энергия вселенной. Если хотите вы можете отождествить Вселенную и Бога, это не будет ошибкой в даоской системе понимания. А в Европе в середине второго тысячелетия появилось такое понятие как пантеизм – отождествление Бога и природы. Сходные идея были и у древних греков, а так же у средневековых религиозных философов. Если Вы религиозный человек и верите в Бога и принимаете его как личность, то духовная энергия так же будет Вам подвластна, главное, еще раз повторюсь, не нарушать Вселенских законов и жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

Теперь встает вопрос. Зачем человеку стремиться к этому виду энергии? Можно ведь ограничиться и психической энергией. Но, на мой взгляд, на психическом уровне человек, как правило, метается из одного эмоционального состояния в другое, тем самым набирая и растрачивая энергию постоянно, не удерживая ее в себе. Поэтому, ответ будет по принципу аналогии. Если мир развивается, то и Я как часть Мира тоже должен развиваться. Чем выше уровень духовной энергии, тем больше возможностей способен раскрыть в себе человек, тем ярче и полноценнее его жизнь и крепче здоровье. И если человек является носителем духовности, то его удел развивать свою духовность. Только прошу не путать духовность и религиозность. Религия это один из способов развития духовности. А если религия превращается в фанатизм, то это вовсе убивает духовность. У читателя может возникнуть вопрос, а что такое духовность? По этому поводу смотрите мою статью. Человек развивая свою духовность, получает новый источник энергии – духовную энергию, которая приведет его к здоровью, счастью, процветанию и любви. Что является главным девизом моего проекта.

Вывод: Совокупность протекания различных видов энергий в организме человека составляют в целом жизненную энергию. Духовная энергия проявляется на высшем уровне жизни человека, т.е. на уровене сознания.

А что думаете Вы по поводу духовной энергии? Считаете ли Вы ее проявлением человеческой сущности или природной, а может быть она божественна?

Спасибо.

Сабирзянов Азат

Нет меток к этой записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *