Божественная энергия

Содержание

Что такое биоэнергия или что значит быть одушевлённым существом

Предлагаем Вашему вниманию статью, в которой предпринимается довольно смелая попытка исследования и сравнительного анализа понятия био-энергий и принципа био-энергетического (духовного) питания всего одушевлённого (живого и сознающего) через призму сравнительного анализа ведического и святоотеческого понимания. Святоотеческая точка зрения на принцип исхождения энергий благодати (Святого Духа) базируется на богословии святого Григория Паламы в разрезе его труда “О божественных энергиях и их причастии”.

Данный анализ предпринят для лучшего понимания полноты такой специфической категории как био-энергии в разрезе психических и божественных энергий. Дело в том, что в каждой из духовных традиций (ведической и православной) понятие высших энергий отражено по-своему и если в православной традиции акцент делается на понимании принципа движения нетварных божественных энергий Триипостасного Бога Троицы (Отца-Сына-Святого Духа), то ведическая традиция располагает детальным знанием о принципах преломления высших божественных энергий на уровне души и тела через систему меридианов и более тонких проводников.

Таким образом, исследуя две данных системы понимания высших энергий, можно получить более целостное представление о принципе био-энергетического (духовного) питания всего одушевлённого без ущерба для каждой из духовных традиций в отдельности. Данный подход можно считать интегративным.

* * *

Понятие энергия уже давно и основательно вошло в обиход современного человека, как то, что определяет некую внутренню силу и мощь чего-либо, котороая обеспечивает любое действие и движение объекта, системы или живого организма. Само понятие энергия дословно и переводится, как действие.

Эне́ргия (др.-греч. ἐνέργεια — действие, деятельность, сила, мощь) — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие.

Существует множество видов и типов энергии:

  • Механическая (кинетическая, потенциальная, гравитационная)
  • Электрическая
  • Химическая
  • Тепловая
  • Световая (Лучистая)
  • Ядерная (Атомная)
  • Термоядерная (Термоядерного синтеза)

Кроме данных видов энергии, имеющих отношение преимущественное к неодушевлённым процессам и явлениям, есть несколько видов энергии, присущих исключительно одущевлённым или осознающим, т.е. живым существам. Это:

  • Биологические энергии
  • Психические энергии
  • Божественные энергии (нетварные)

Любопытно, что понятие энергия является всеобъемлющим и законы энергии по сути едины для живой и не живой материи. Одним из основополагающих законов энергии, определяющих её накопление и использование, является закон сохранения энергии, который гласит, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой.

Применительно к энергиям души (когнитивной сферы), имеющим замкнутость в оболочку восприятия, это значит, что каждая душа получает от рождения неизменный потенциал энергии жизни, который нельзя увеличить или уменьшить, как думают многие, а можно только перераспределять для наиболее эффективного использования. Именно об этом в своё время писал и Зигмунд Фрейд и К.Г. Юнг, говоря о неизменности потенциала психической энергии человека и изменчивости только вторичных форм уже связанной или превращённой энергии.

Слово «энергия» впервые было введено ещё Аристотелем в трактате «Физика», однако там оно обозначало деятельность человека.

Таким образом, все виды энергии, существующие в природе можно условно раздлелить на два вида:

  • — энергии неодущевлённых процессов, объектов и явлений и
  • — энергии одушевлённых существ, процессов и явлений (биоэнергии).

Понятие биоэнергий является по сей день самым интригующим и захватывающим в современной науке, поскольку серьёзных подходов к пониманию данной категории до сих пор нет в силу её специфичности и все попытки понимания природы “биоэнергий” осуществляются через призму энергий неодушевлённого мира, а к биоэнергиям это неприменимо, поскольку биоэнергии имеют совершенно иную природу (нетварную).

Применительной к христианству и православию, понятие энергий тварных и нетварных энергий возникает в мистическом учении православия — исихазме на основании различения скрытой сверхсущности Бога и отличной, но неотделимой от Него энергии — как способа отношения Бога к сотворенному миру.

Таким образом, тварные энергии – это овеществлённые или превращённые энергии, присущие всему тварному миру, тогда как нетварные энергии – это по сути первичные энергии божественной благодати, неотделимой от Бога.

В данном исследовании нас будут интересовать в первую очередь не превращённые (тварные энергии) неодушевлённого мира (механическая, электрическая, химическая, тепловая, световая, ядерная и д.р.), а энергии нетварные мира одушевлённого или живого, среди которых наибольший интерес представляют т.н. биологические энергии, психические энергии и нетварные.

Итак, что же такое биологические энергии, присущие только всему живому (одушевлённому) и чем они отличаются от всех прочих видов энергии.

Первым и самым главным отличием всех типов именно биологической энергии всех без исключения живых существ от растений до млекопитающих, включая человека, является то, что вся эта энергия связана с наличием у всех живых существ души и осознания, чего нет у неодушевлённых.

Вторым главным отличием всех типов биологической энергии является то, что она поступает ко всем живым, т.е. одушевлённым и осознающим существам из единого источника сознания и жизни, который именуется высшим осознанием, Духом или, Богом и транслируется в виде импульсов жизни, эманаций, команд, благодати и т.д.

Таким образом, биологическая энергия, как энергия осознания и жизни, в отличие от других свободных энергий, существует только в организме живых (одушевлённых) существ человека. Вот почему именно биологическая энергия — это основа психофизического потенциала любого живого организма.

Можно сказать, что биологическая энергия, обеспечивающая рост, развитие и эволюцию всех живых существ и организма человека не едина, а представлена разными типами энергии, от первичной (нетварной или божественной) — до тварных или превращённых типов (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.).

Таким образом, именно движение и превращение нетварных божественных энергий в живых организмах в другие типы тварной энергии (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.). и обеспечивает психическую деятельность любого живого организма, физиологические, когнитивные, защитные, эмоциональные и наследственные функции.

Отсюда вытекает вывод о том, что повышение уровня биологической энергии благотворно действует на организм, оказывает целительное действие. Поэтому, накопление биологической энергии и поддержание её уровня в организме является одной из главных задач здорового образа жизни.

Откуда же берётся в олрганизме биологическая энергия, если согласно закона сохранения энергии, потенциал энергии души с рождения до смерти, как замкнутой сферы, неизменен ?

Оказывается, что при наличии неизменного общего потенциала биологической энергии в её нетварном виде (первичном), изменчивыми являются те самые превращённые виды и формы вторичной био-энергии (эфирная, астральная, ментальная (психическая) и т.д.).

Таким образом, источники поступления биологической энергии в организм можно определить следуцющим образом:

  • — от Бога (главный источник первичных или нетварных энергий),
  • — через биоэнергетическое взаимодействие (эфирное, астральное, ментальное, духовное)
  • — через пищу.

1. Поступление энергии от Бога является самым главным источником и фатором жизни, который обеспечивает изначальный потенциал энергии души и поддержку этого потенциала в течение жизни.

2. Поступление энергии через биоэнергетичесие взаимодействия (контакты с природой, физические упражнения, эмоции разных типов, общение, медитацию, молитву и т.д.) является скорее не столько источником поступления, сколько источником поддержания внутреннего биоэнергетического баланса через распределение уже превращённых типов биоэнергии.

3. Поступление энергии через пищу на фоне прочих типов «энергопитания», является способом обеспечения организма самыми грубыми типами энергии. Функции энергетического снабжения клеток организма выполнят митохондрии, осуществляющие окисление органических соединений и использование освобождающейся при их распаде энергии для генерации электрического потенциала, синтеза АТФ и термогенеза.

Таким образом роль митохондрий сводится к преобразованию химической энергии органических соединений в электрическую, но сами митохондрии работают на высшей божественной энергии. Энергия, поступающая в организм человека посредством пищи в дальнейшем пополняет психофизиологическую энергию и энергию меридианов, чакр и надей примерно в равных долях.

Говоря о системе распределения биологической энергии в организме, следует с грустью признать, что в христианстве и православии, при наличии знания о высшей (нетварной) божественной энергии, отсутствует и утрачено знание о характере движения и преобразования этой энергии в организме на уровне — душа — тело.

В то же время в азиатской и восточной традиици это знание сохранено. Наиболее глубоко энергетическая система организма человека изучена в ведической традиции. Согласно ей, энергетическая система человека включает в себя много компонентов и уровней: органы, меридианы, чакры, нади, эфир, астрал, ментал, буддхи, атма.

1. Основные органы организма (мозг, сердце, лёгкие, желудок, селезёнка, поджелудочная железа, печень, почки, толстый и тонкий кишечник, мочевой пузырь, и т.д.), обеспечивающие все психо-физиологические процессы являются основными потребителями биоэнергии.

2. Питание всех основных органов органов организма и стистем осуществляется с помощью основных 12 меридианов или главных энергетических каналов:

  • — ручной тай-инь канал легких;
  • — ручной ян-мин канал толстого кишечника;
  • — ножной ян-мин канал желудка;
  • — ножной тай-инь канал селезенки;
  • — ручной шао-инь канал сердца;
  • — ручной тай-ян канал тонкого кишечника;
  • — ножной тай-ян канал мочевого пузыря;
  • — ножной шао-инь канал почек;
  • — ручной цзюэ-инь канал перикарда;
  • — ручной шао-ян канал тройного обогревателя;
  • — ножной шао-ян канал желчного пузыря;
  • — ножной цзюэ-инь канал печени.

Все меридианы имеют выходы на поверхность тела и стставляют систему биологически активных точек, воздействуя на которые определённым образом, можно регулировать движение энергии в меридианах к соответствующим органам и системам. К сожалению в христианской (православной) культуре и традиции отсутствует знание о меридианной системе.

Меридианная система человека

3. Питание всех меридианов осуществляется через систему чакр и надей. Чакры представляют собой сгущения проводников внутренней энергии (надей). Принято выделять 7 чакр, расположенных по средней линии туловища от основания позвоночника до макушки головы.

Чакры человека располагаются в следующих областях:

  • 7 чакра (сахасрара)- в области темечка
  • 6 чакра (аджна)- в центральной части лба
  • 5 чакра (вишудха)- область горла (щитовидная железа)
  • 4 чакра (анахата)- на уровне сердца, по центральной линии
  • 3 чакра (манипура)- в области пупка
  • 2 чакра (свадхистана)- в области лобка
  • 1 чакра (муладхара)- область промежности

Как видно из схемы чакр, анахата занимает центральное положение во всей биоэнергетической системе человека. Именно по этой причине в христианской (православной) традиции наибольшее исследование получил именно это центр (духовное сердце), связанный с чакрой анахата, как местом соединения трёх сил души — ума, чувства, воли.

«Сия связь (сердца) не может утверждаться инуды (в ином месте), как в центре его существа, подобно тому как связь в часах утверждена на соотношении центров всех колес их. Если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)

4. Нади – более тонкие проводники энергии, подобные нервным соединением, соединяющие в тонком энергетическом теле чакры со всеми органами и меридианами по которым циркулирует внутренняя энергия (прана). В йогической традиции насчитвают 64 000 нади.

Нади напоминают собой нервные связи центральной и периферической нервной системы, но являются нематериальными проводниками биологической энергии.

5. Движение в организме различных видов энергии (эфирной, астральной, ментальной и др.) в христианской традиции отдельно не рассматривается, а рассматриваются только высшие божественные энергии (нетварные) и характер их исхождения в виде благодати Святого Духа.

В то же время, вопрос движения и превращения в организме различных видов биологической энергии, включая психическую и божественную, представляет для исследования большой интерес.

Таким образом, биоэнергетическая система человека заключает в себе все виды биологической энергии в контуре человека (эфирную, астральную, ментальную (психическую), духовную (божественную)), а также вырабатываемую самим организмом, которые циркулируют по всей токопроводящей системе, получая первоначальной питание от нетварных божественных энергий, как высших (атмы).

Главным парадоксом всей биоэнергетической системы человека, завязанной на все уровнии нервной системы — от центральной до сознания, является то, что она управляется по общему нейронному принципу. Т.е. именно через нейросеть в организм и поступает и по внутренней нейросети организма распределяется и информация и высшая биоэнергия из единого превоисточника (от Бога).

Но самым парадоксальным феноменом биоэнергетики организма человека является тот, что внутрення нейросеть организма не ограничивается телом и нервной системой (центральной, вегетативной, перфирической, симпатической и т.д.) а, выходит за границу тела, образуя биологической кокон или контур живого организма.

Данный «кокон» или контур образованный из наиболее тонкой нейросети сознания образует то, что называется «биополем» или когнитивной сферой, поскольку фолрма «кокона» напоминает сферу или яйцо.

Биоэнергетическая система организма человека

Именно эта сфера (яйцо), выходящая за границы тела, и является наиболее тонким структурным образованием, которое непосредственно контактирует с высшими нетварными божественными энергиями и именуется душой.

В данной связи вознгикает любопытный вопрос о том, а какая энергия поддерживает процесс мышления, как результат работы данной нейросети ?

Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что процесс мышления поддерживает тот вид биоэнергии, который именуется психической энергией.

Психическая энергия — это ещё не высшая (нетварная) божественная энергия, а одна из превращённых форм высшей энергии, которая выражена только в человеке, как наиболее близком к Богу сознании, созданном по Образу и Подобию.

Психическая энергия, вызывающая крайне высокий интерес в научной среде, в настоящее время не относится ни к одному из известных видов энергии, а потому академическая наука до сих пор считает, что психической энергии не существует:

Вот что на этот счёт говорит Большая Советская Энциклопедия: «Все исследования в области биоэнергетики основываются на единственно научной точке зрения, согласно которой к явлениям жизни полностью применимы законы физики и химии, а к превращениям энергии в организме — основные начала термодинамики» (БСЭ).

Всё, на что способна современная наука в отношении измерения психической энергии, как энергии сознания и восприятия человека, — это измерение электрических импульсов или проще говоря силы тока от работы мозга.

Эти импульсы настолько слабы, что пока с трудом фиксируются современными измерительными средствами, несмотря на их относительного высокий порог чувствительности. И главная задача нейронауки на сегодняшний день — это не понимание такой низкой энергозатратности мозга человека (~ 10 wt) при колоссальной интенсивности песихической деятельности.

Современные искусственные интеллектуальные системы, моделирующие нейросетевые процесы мозга, потребляют по словам Татьяны Черниговской в 50 — 70 раз больше электроэнегии, чем мозг. Решение данной проблемы пока не представяется взможным.

Вместе с тем, секрет такого низкого энергопотребления мозга уже даво известен всем духовным людям и людям, обладающим созерцанием, т.е. умеющим воспринимать энергию Вселеной.

Данный секрет связан с тем, что процесс мышления в действительности поддерживается и обеспечивается НЕ организмом человека, как предполагает академическая наука, а Богом, как высшим умом, который и питает (поддерживает) ум человека энергией духа.

Таким образом, ум человека биоэнергетически питается НЕ из одного, а из двух источников питания одновременно:

  • от организма и
  • от Бога

От организма он питается через митохондрии и все процессы усвоения пищи, а от Бога он питается через духовное сердце (чакру анахату), куда поступают лучи (эманации) ума, чувства, воли.

Таким образом, низкое энергопотребление работы человеческого ума связано с тем, что большая часть высшей биоэнергии, поддерживающей работу ума, является высшей божественной энергией (нетварной), котороая пока не может фиксироваться никакими известными средствами и технологиями.

Процесс исследования данного феномена двойственного питания сознания или энергетической природы процесса мышления нашёл отражение в трудах основателей психоанализа и в частности в работах Зигмунда Фрейда.

Предлагая данный термин (психическая энергия) З. Фрейд как раз и исходил из специфики энергозатраности процесса восприятия, как перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой.

Концепция психической энергии стала одной из важнейших для фрейдовской метапсихологии (для экономического и динамического её подходов), но при этом, однако, с течением времени в силу невозможности объяснения самой природы психической энергии, она вызвала критику.

В частности, ряд известных аналитиков требовали полного отказа от идеи существования «психической энергии», чего, в понимании Мура и Файна, в полной мере всё же так и не произошло.

Во фрейдовском понимании психической энергии (согласно Ч. Райкрофту) перемещение внимания, интереса, привязанности, мысли и т.д. объясняются тем, что в самой психике человека, запечатлевающей те или иные события и явления, как энергетические артефакты, как как бы содержатся в неком связанном (архивированном) виде некоторые количества энергии.

Данные энергии и являются «вложенными» в психические представления (постоянные, в определённой мере, образы нечто, ранее уже воспринимавшегося или же сам процесс создания таких образов) объектов.

По мнению Фрейда эти самые количества некогда вложенной в психику «архивированной энергии» разнятся в своей динамике и подвижности. В соответствии с концепцией «психической энергии», основные функции последней делятся на две группы:

  • мотивационную и
  • инструментальную.

Первая функция выражается через разрядку или «психическое опорожнение» (когда накопление энергии достигает предельно допустимого значения).

Вторая функция (инструментальная) служит для поддержки самого процесса мышления и выполнения разнообразных функций в виде: обращения к памяти, построения мыслеформ (идей), определения смысла, перехода бессознательного в сознательное и т.д.

Таким образом, Зигмунд Фрейд, как один из основателей психоанализа, довольно глубоко проник в область понимания природы психической энергии, остановившись, практически, перед последним и самым сложным бастионом — уровнем первичных (нетварных) божественных энергий, которые имеют совершенно нематериальную природу и питают всё живое и осознающие, как энергии Духа.

На этом порог возможностей рационального познания биоэнергий заканчивается и открывается духовный (религиозный) уровень познания, связанный с пониманием природы божественых энергий и их растространением (эманированием) от Бога Отца..

Божественные энергии (нетварные энергии) – принятое в православном богословии обозначение Божественных действий от греч. energeia – действие, деятельность; т.е. сущностное «движение» природы, проявления Божественной сущности; но не сама Божественная сущность.

Иными словами, энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности.

Раскрывая бытие Бога, Православная Церковь не ограничивается указанием на одну непознаваемость Божественной сущности. Учение о непознаваемости и трансцендентности Божественной сущности, Церковь дополняет учением о доступности и имманентности Бога в Его энергиях.

Сам Богочеловек Иисус Христос на ряде икон изображён, как олицетворение совершенной человечности в ореоле (коконе) энергий совершенной божественности в полноте соединения одного (человеческого) с другим (божественным) в состоянии полной синергии (единства).

Таким образом, понятие когнитивной (душевно-духовной) сферы проводников высших энергий сознания не чуждо православию. Это говорит о том, что всё тело человека до последней клетки может быть обожено, т.е. превращено в энергию осознания.

Различение Божественной сущности и Божественных энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама. Документальное закрепление это различие энергий и сущности Бога нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г.

Следуя святому Григорию и Соборным Актам, между сущностью Бога и энергией Бога присутствует различие.

Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны.

Иными словами, ничто не может напрямую соединиться с Богом, ибо не выдержит силы энергий Бога, но может постепенно соединяться с Богом посредством соединения (причастия) божественным энергиям.

Парадокс энергетической природы Бога по св. Григорию в том, что единство Божественной сущности и энергий неслиянно, т.е. многочисленные энергии Бога не слиты в одно, а различие нераздельно, т.е. энергии Бога и невозможно разделить (вычленить) друг от друга.

Таким образом, прарадокс энергий Бога в том, что они нетварны как действие и не вносят разделения в саму сущность Бога и одновременно не нарушают Его простоты. Т.е. несмотря на видимые различия, и к энергии Бога и к сущности Бога также применимо имя «Божество».

Поскольку энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности, то именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно — и непричастна (недоступна) и некоторым образом причастна (доступна) человеку.

«Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия». (Св. Григорий Палама)

Таким образом, различение Божественной сущности и Божественных энергий обосновывает возможность причастия (достижения) Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения (энергетического изменения или преображения) человека.

Данный феномен нетварных энергий Бога и принцип их неслиянности и нераздельности святой Григорий Палама объясняет на примере луча Солнца, который будучи единым, содержит в себе все энергии Солнца, т.е. и светит и греет и пробуждает и оживотворяет, являясь не Солнцем, а исходящим от него лучом.

Аналогично и Бог (Отец), как высший Ум и Свет, превыше всего доступного пониманию и осознанию, эманирует, т.е. испускает Святой Дух в виде бесчисленных «лучей» (импульсов, команд, эманаций и т.д.), которые питают и поддерживают осознание всего живого и осознающего (одушевлённого).

«Мы же научились от отцов почитать нетварными все энергии Божии, если только кто не назовет омонимично энергией дело (ενεργημα), сиречь результат (το απιτελεσμα).

И когда мы говорим об одной единственной энергии у Бога, то подразумеваем ее объемлющей собой все их вместе. Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает (ενεργει) все. Так что, как насчет солнца, если и собирательно назовешь действующим луч, то скажешь обо всех , и если назовешь все их, то с другой стороны скажешь об одном, так и применительно к Богу.

Поэтому-то и найдешь иногда одну и ту же божественную энергию приводимой в единственном числе, а иногда – в множественном» (Св. Григорий Палама, О божественных энергиях и их причастии)

Таким образом, первичной энергией жизни, поддерживающей все прочие биоэнергетические процессы в любом живом (одушевлённом) организме являются энергии Духа, как энергии Божественной благодати, исходящие от Бога Отца, как Солнца сознания Вселенной.

Говоря о Боге Троице, как Источнике энергии Вселенной, подобной незримому Солнцу высшего осозгнания, святой Григорий сравнивает Его с «движущимся Огнём»:

«Ведь имя «Бог» (θεος) есть имя энергии, от «бежать» (θεειν) и «окружать все заботой» или от «палить» (αιθειν), что означает «жечь», или от «созерцать (θεασθαι) все»14. Ибо Он, вневременно помыслив, созерцал «вся прежде бытия их» (Дан.13:42) и каждое, согласно Его вневременной и волеизъявительной Его мысли, которая есть предопределение, образ и план, приходит в бытие в предопределенное время» (Св. Григорий Палама, О божественных энергиях и их причастии)

Подводя итог своим рассуждениям о высших нетварных божественных энергиях, святой Григорий говорит о том, что все святые, в которых накапливаются и соединяются божественные энергии, становятся в конечном счёте сосудами и храмами Божества:

«поэтому храмами Бога и Сына и Святого Духа являются все святые, в которых обитает единая божественность и единое господство» (Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 761AB (р. п.: С. 220).)

Принцип святости, через повышение интенсивности свечения осознания

«Видишь, что обитающий во святых боготворящий дар является нетварным? Но и то, что он называется божественностью, даже и имея высшей себя сверхначальную природу, не мешает божественности быть единой. Почему? Потому что и эта нетварна и неотделима от той. Ибо как солнцем называется и луч, и то, откуда луч, и одно неприступно, а другой преступен как низший, и, несмотря на это, не два света и не два солнца; так и божественностью является и боготворящий дар, и дарующая его от себя богоначальнейшая природа, и не две суть божественности. Так и Дух Святой является и подающим и подаваемым. И так, притом, что есть и именуется много святых духов, ничто не препятствует нам веровать в Одного. Ибо вот ты слышал, что Дух пребывает в нас как дар, и что дар этот равночестен Давшему. Как же бы он был тварью, если не и дающий его Бог? В это, увы, существует опасность, что веруют те, кто ввел тварный боготворящий дар. Но, конечно же, и Дух Святой является подающим боготворящую благодать, и подаваемая благодать есть Дух Святой, как мы слышали. И не следует отвергать ни то, ни другое, ни на тварное и нетварное разделять Самого Духа, но должно благочестиво помышлять и то, и другое, слыша говорящего, что «благодать Духа Писание называет иногда водой, а иногда огнем, показывая, что это суть имена не сущности, но энергии» (Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 32, 1. PG 59, 183B (р. п.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1902. Т. 8. Репринтное издание: M.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 205))

Общий принцип биоэнергетического (духовного) питания

* Красной стрелкой показан путь движения ума — от рассудка и ума головы (интеллекта) до ума сердца и совести (духовного сознания).

Таким образом, единым источником и носителем высшей био-энергии осознания, питающей всё живое и осознающее, является Дух, т.е. Бог и мера причастия живого существа Духу определяет меру его энергийности (духовной силы).

Чем же является аскетика с точки зрения биоэнергетики живых (одушевлённых) систем ?

Аскетика в данной связи и является наиболее правильным подходом к жизни, который в отличие от «произвольного» обращения с биоэнергиями, направлен на разумное (духовно-нравственное) использование всех видов собственной биоэнергии, прежде всего, для решения высших духовных целей и задач по спасению души.
При этом сама наука (знание) о том, как можно целенаправленно изменять (модулировать) энергетическую природу организма для достижения высших духовно-нравственных целей и называется аскетика.

Нетварный характер Божественных энергий

Разработанное Каппадокийцами учение получило дальнейшее развитие ровно через 1000 лет. В учении Каппадокийцев имела место некоторая недосказанность: какова природа Божественных энергий? Этот вопрос был окончательно разрешен в XIV столетии в споре свт. Григория Паламы с калабрийским монахом Варлаамом. Варлаам считал, что все Божественные энергии, все теофании, о которых говорит Священное Писание, суть не более чем тварные, то есть сотворенные Богом, знаки и образы, создаваемые Богом, чтобы посредством их общаться с человеком. Таким образом, Варлаам отрицал возможность непосредственного общения человека с Богом: познавать Бога можно только опосредованно, посредством тварного. Тем самым Варлаам и его единомышленники фактически отрицали всю аскетическую традицию Восточной Церкви, утверждающую реальное обожение ] как цель человеческой жизни.

В полемике с Варлаамом свт. Григорию удалось убедительно раскрыть учение о нетварном характере Божественных энергий. Действования Божии — это не тварные знаки, создаваемые Богом для общения с человеком, а непосредственные проявления Самого Бога, Его исхождения вовне. Божественные энергии не сотворены Богом, как все прочие вещи, они предвечно изливаются из Его неприступной сущности, подобно свету, исходящему от Солнца, но в своем исхождении никогда от нее не отделяются. Поэтому приобщение Божественным действованиям есть причастность Самому Богу. Учение свт. Григория Паламы, утвержденное на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 гг., находится в полном согласии со Священным Писанием. Ап. Петр говорит, что нам надлежит соделаться

«причастниками Божеского естества»

(2 Пт. 1, 4) ].

В соответствии с многообразными действованиями, в которых Бог проявляет Себя во вне, Священное Писание образует Божественные имена, посредством которых мы выражаем наше знание о Боге. Свт. Григорий Нисский говорит:

«Все рождающиеся у нас понятия о Божественном естестве мы выражаем в форме имен» ].

Божественные имена — это различные наименования свойств Божеского естества.

Свойства естества Божия

Бог есть Дух

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»

(Ин. 4, 24).

Что это означает?

«Слово «Дух» …понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие» ].

Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:


1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.

2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности ].

По словам свт. Григория Нисского,

«Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна» ].

Понятие несложности или простоты означает:

а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество ], разделяясь только в нашем умопредставлении.

б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.

3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.

4) Божественное естество внутренне едино, просто, самотождественно и не допускает какого-либо изменения.

5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово «Дух» означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.

Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что

1. Бог есть существо свободно-разумное;

2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).

Две эти истины обусловливают деление Божественных свойств на две группы:


а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного существа, которые называются онтологическими или апофатическими (отрицательными);

б) свойства, характеризующие Бога как свободно-разумное существо, которые называются духовными или катафатическими (положительными).

2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божиих ]

Онтологические свойства характеризуют совершенства Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий язык не способен выразить полноту Божественного совершенства. Наш язык, понятия и категории нашего мышления сформировались в процессе изучения тварного мира, а тварные вещи несоизмеримы с нетварной абсолютной сущностью. Поэтому говорить о совершенствах Божественной природы можно только в отрицательных терминах.

Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства — это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию.

Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным).

Однако предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях, благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог — не только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность, которая благоволит открыть себя человеку. Свойства Божии, познаваемые нами через Божественные действия, называются духовными или катафатическими свойствами .

Следует иметь в виду, что духовные свойства, ни каждое в отдельности ни в совокупности, не исчерпывают Божественную сущность. По словам св. Иоанна Дамаскина, то, что мы

«говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству» ].

Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).

Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет:

«Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога» ]

Во многих религиях можно увидеть два выраженных направления. Одно — для мирян и обычных людей, что выражается через молитвы и соблюдение ритуалов. Другое же — более сокрытое и связанное с различными духовными практиками. В этой связи часто упоминаются индийские йоги и буддийские отшельники, языческие шаманы и суфии на мусульманском Востоке. Гораздо меньше известно об исихазме — учении христианского святого Григория Паламы о божественных энергиях.

Мистическое православие — такое сочетание слов для многих звучит странно и может даже настораживать. Однако оно реально существует, зародившись на святой горе Афон и дожив до наших дней. Это учение об особом молении, сосредоточении ума и божественной силе, или энергии, дарующей человеку спасение. Но прежде чем говорить об исихазме, следует обратиться для начала к биографии самого святителя.

Детство

За всю историю церкви в лике святых было прославлено немало знатных и состоятельных по происхождению людей — тех, кто предпочел мирским искушениям духовный путь, получив в силу своего положения доступ к хорошему образованию и религиозной литературе. Палама стал одним из таких примеров.

Происхождение и рождение

Григорий родился в византийской столице Константинополе. Точная дата его появления на свет неизвестна и приблизительно установлена около 1296-го года. Также на основании агиографических и других источников известно об аристократических корнях будущего отца церкви. Его род происходил из малоазийских провинций Византии, но был вынужден покинуть родину и перебраться столицу в XII веке, когда эти территории оказались утеряны империей и завоеваны тюрками-сельджуками.

Семья

Отцом основателя исихазма стал сенатор Константин, приближенный императора и воспитатель его внука — также будущего василевса, вошедшего в историю как Андроник III Палеолог. В юности он сблизится с Григорием и сыграет важную роль в его судьбе.

Будущий святой был старшим ребенком в семье, у него родились братья Феодосий и Макарий, а также сестры Эпихарис и Феодотия. Все они вместе с матерью по имени Каллони канонизированы Константинопольской церковью в 2009-м году.

Светская жизнь и образование

Когда мальчику исполнилось 5 лет, он осиротел — отец умирает. Имеются сведения, что на смертном одре Константин принял монашеский постриг. Благодаря заслугам сенатора семья была принята под покровительство василевса. Начинается новый этап жизни — теперь Григорий живет при царском дворце, получив широкие возможности для учебы и карьерного роста.

Юноша получает превосходное классическое образование в императорском университете. Так, ему преподавал знаменитый писатель, филолог и богослов Феодор Метохит, признанный лучшим учителем того времени. Больше всего в процессе обучения будущего мыслителя заинтересовали идеи Аристотеля — уже в 17 лет будущий мистик прочитал лекцию о его силлогистическом методе, выступая перед самим василевсом и придворными.

Юношеские годы и молодость

Молодой аристократ жил при дворе, был замечен императором Андроником и пользовался его расположением. Как повествует житие, правитель прочил юноше успешную административную карьеру и продвижение по службе, дабы тот последовал делу своего отца. Согласно источникам, эти предложения со стороны василевса звучали более чем настойчиво.

Агиографические тексты указывают, что придворные интриги и успех на поприще государственной службы мало интересовали Паламу. Подробных сведений о его духовных исканиях в юные годы нет. Однако в письмах патриарха Филофея указывается, что уже тогда юноша общался с афонскими монахами, избегал роскоши и практиковал «воздержание, пост и бодрствование».

Монашеский постриг

Существуют разные версии того, как именно будущий святитель пришел к монашеству. Он принял постриг в 18 или 20 лет. В источниках говорится, что к тому моменту юноша уже много лет тяготел к иноческой жизни. Вместе с тем указывается, что его семья после смерти отца попала в сложное положение по части наследования имущества, поэтому Григорий побудил членов семьи уйти в монастырь и сделал это сам.

Согласно житийным источникам, император Андроник выступал против такого решения юного придворного. Но несмотря на недовольство правителя, Палама и два его брата отправляются на Афон. Филофей упоминает, что по дороге будущий монах встретил известных еретиков-богомилов, яростно спорил с ними и чуть не поплатился за это жизнью.

Подвижничество на Афоне

После прибытия на святую гору юный послушник поступает под руководство преподобного Никодима и обитает недалеко от Ватопедского монастыря. После двух лет подготовки в посте и постоянном молитвенном бдении молодой человек принимает постриг от своего духовного наставника. Но в это же время происходит беда — умирает младший брат Феодосий.

Уходит из жизни и Никодим. Григорий переселяется в лавру святого Афанасия и становится там регентом. Позднее молодой инок уходит в скит Глоссия и уделяет все больше времени уединению, безмолвию и «умной» молитве — особой духовной практике, связанной с очищением ума и внутренним сосредоточением. Именно она и станет в дальнейшем одной из главных основ исихазма.

Уход с Афона

Тем временем Византийская империя продолжала клониться к упадку. После утраты Анатолии турецкие вторжения начинают угрожать европейской части страны — Афон тоже оказывается под угрозой нашествия. В 1325-м году Палама вынужден покинуть святую гору вместе с 11 иноками, спасаясь от очередного османского набега. Монашеская братия перебирается в более безопасное место — город Салоники.

Основание отшельнической общины

Поселившись в Салоники, Григорий принимает сан священника. Он служил в церкви, читал проповеди, посещал богословские дискуссии, сблизившись с будущим патриархом Исидором. Однако гораздо больше Палама тяготел к уединению и погружению в молитву, поэтому в итоге направляется со своей братией в горы, где они становятся отшельниками.

Пещера, где обитал святой, сохранилась в монастыре святого Иоанна Предтечи недалеко от современного города Верия. Здесь инок полностью уединяется и погружается в свои духовные практики, общаясь с другими монахами лишь по субботам и воскресеньям.

Время жительства в пустыни оказалось недолгим для будущего исихаста — вскоре умирает его мать. Он перевозит в Верию своих сестер-монахинь Феодотию и Эпихарис. Однако спустя некоторое время последняя также уходит из жизни.

Зрелый возраст

Этот период жизни святого отца насыщен множеством событий — он продолжал свой духовный путь в атмосфере кризиса и упадка византийской государственности. Даже будучи в опасности и теряя свободу, святитель продолжал сочинять свои труды, проповедовать, вести богословские споры и обретать мистический опыт.

Затворничество

В 1331-м году греческим землям угрожает нашествие уже со стороны северных славянских соседей. Святитель возвращается на Афон, где подвизается в пустыни, вновь пребывая в уединении и отшельничестве. Впрочем, долго продолжаться этому не было суждено — благодаря своему авторитету и духовному опыту он избирается игуменом монастыря Эсфигмен и выходит из затворничества.

Начинается новый период жизни, отмеченный ярым богословским спором с Варлаамом Калабрийским, который длился целых 6 лет. В этот же период начинается писательская деятельность — основатель исихазма создает свои первые сочинения. Их список открывает житие Петра Афонского, датированное 1332-м годом.

Заключение под стражу

Тем временем обстановка накаляется. Борьба за византийский трон между домами Кантакузинов и Палеологов оборачивается гражданской войной. Она имела и религиозную окраску — паламиты поддерживали первых, варлаамиты — вторых.

Сам святой сторонился конфликта и продолжал оставаться в пустыни. Два церковных собора с целью его осуждения не принесли результатов. Далее Григорий удаляется на остров Ираклия, однако вскоре оказывается под арестом. Его доставляют под конвоем в Константинополь и сажают в тюрьму. В 1344-м году созывается новый собор, где Паламу отлучают от церкви.

Оправдание

В 1347-м году гражданская война заканчивается. Подписывается соглашение, по которому Иоанн VI Кантакузин становится императором. Меняется и церковная власть — патриарший трон занимает паламит Исидор, которого Григорий знал еще в юности.

Исихасты набирают силу в церковных кругах и богословском дискурсе, а сам святитель после более чем двух лет заточения в тюрьме выходит на свободу.

Избрание архиепископом

Сторонники Кантакузина продолжают укреплять свои позиции. При поддержке Исидора в Салониках проходят выборы нового архиепископа — им становится Григорий. Однако сторонники поверженных Палеологов сохраняют очаги сопротивления, потому власть взяла над ними полный контроль лишь три года спустя. Немалую роль в этом сыграл сам Палама, которому удалось умиротворить людей и наладить переговорный процесс. За это он получает титул защитника благочестия.

Пиратский плен

Тем временем распри между двумя императорскими домами продолжались. Палама вновь призывается как посредник и в 1354-м году отбывает на корабле в Константинополь. По пути он попадает в плен к турецким пиратам, где проводит около года.

Будучи в неволе, мыслитель не боялся вести свою проповедь православия иноверцам, что отражено в его трудах и церковных хрониках. Святой полагал, что можно и нужно обращать в христианство турок, которые на тот момент уже активно включились в жизнь Византии и селились на ее землях.

Возвращение и пастырская деятельность

После гражданской войны большая часть исконно греческих земель на Балканах оказалась под контролем сербов. Они смогли договориться с пиратами, заплатили выкуп и освободили Паламу из плена. Тот вернулся в Салоники и продолжил свое пастырское служение.

Его учеником стал праведный Николай Кавасила, ставший видным богословом, писателем и одной из ключевых фигур в исихазме.

Последние годы жизни

Несмотря на слабое здоровье, Григорий продолжал служение в Салониках почти до конца своих дней. Святитель участвовал в литургии, регулярно произносил проповеди и проводил церемонии по случаю церковных праздников. Патриарх Филофей сообщает в своих записках, что именно в этот период жизни Палама совершал также исцеления больных людей.

Он прожил 63 года и скончался 14-го ноября 1359-го года. Проститься с покойным пришел почти весь город и жители окрестных деревень. «К высотам!» — таковы были последние слова святого.

Участие в полемике

Идеи исихазма вызвали ожесточенные споры в церковной среде. Его противники в своей критике духовного опыта монахов-паламитов заходили столь далеко, что затрагивалось само учение церкви. В порядке вещей были обвинения в ереси. Святитель оказался вынужден отстаивать свое учение и одновременно сохранять единство православия.

С Варлаамом Калабрийским

Данный богослов являлся выходцем из Италии, имевшим греческое происхождение. Получив западное образование, оперируя логикой античной философии и придерживаясь схоластического мышления, он был далек от интуитивно-мистического подхода, который имел место среди афонских монахов. Это противоречие породило острый идейный конфликт.

Поначалу спор касался сущности знания о Боге и места древней языческой философии в христианском богословии. Дискуссии носили в основном полемический характер — обсуждались вопросы постижимости божественных предметов для разума и сущность доказательства как понятия.

Но в дальнейшем Варлаам стал обвинять исихастов в том, что те уклоняются в ересь мессалианства. Приверженцы этого раннехристианского учения в свое время занимались молитвенными экстатическими практиками, которые были позднее осуждены церковью. Мистицизм исихастов объявлялся прельщением, а нетварность фаворского света яростно опровергалась варлаамитами.

Основные тезисы Паламы в этих спорах можно свести к трем аспектам:

  1. Знание не едино, а может разделяться на внешнее и внутреннее — духовное и связанное с божественной мудростью.
  2. Признается способность людей в известной мере познать Бога уже в земной жизни через мистический опыт.
  3. Способность к созерцанию менее важна, чем принятие Святого Духа, возможность напрямую встретиться с Господом и в известном смысле ощутить Его в себе.

С Григорием Акиндином

Длительное время Акиндин являлся своего рода посредником в споре между Паламой и Варлаамом, однако в дальнейшем занял противоборствующую позицию по отношению к ним обоим, что почти в равной степени отражено в его богословских трудах.

В противоборстве Акиндина с паламитами главным предметом данной дискуссии стала трактовка учения о сущности и энергии, а также природе фаворского света. Исихасты обвинялись в «двубожии», искажении православного понимания монотеизма и соотношения различных аспектов в божественной сущности.

С Никифором Григорой

Подобно Акиндину, данный богослов на первом этапе также оппонировал Варлааму и не критиковал молитвенную практику исихастов как таковую. Однако в дальнейшем он также яростно спорил насчет понимания боЖественной сущности в контексте идеи тварных и нетварных субстанций. Также поднимался вопрос корректности использования паламитами теологических понятий. Так, божественную энергию сторонники Григоры отказывались именовать таковой. В итоге противостояние завершилось собором 1351-го года, где Никифор был осужден, а церковь утвердила окончательные догматические постановления и осуждения по данному вопросу.

Собор вынес следующие тезисы, оправдавшие паламитов:

  • различие в Боге между сущностным и энергетическим аспектами;
  • нетварность последнего;
  • принадлежность единому Господу обоих аспектов;
  • корректность терминов «Бог» и «Божество» при именовании энергий;
  • превосходство сущностной стороны над энергетической;
  • сущность участвует в божественной жизни или энергии.

История мощей святого

Есть мнение, что нетленность мощей может объясняться изменением в структуре тканей организма — духовная трансформация ведет и к изменениям физическим даже на клеточном уровне. Как аргумент в том числе приводится идея учения исихазма о высших субстанциях, к которым молящийся приобщается и телесно.

Обретение

После смерти Григорий возводится в ранг местночтимого святого. Уже в 1368-м году произошло обретение его мощей. Патриарх Филофей составил житие и прославил его как святителя за духовные заслуги и дар исцеления при жизни. Сами же мощи переносятся в кафедральный собор Святой Софии в Салониках.

Текущее местоположение

Очень скоро Византия пала под натиском турок и стала частью Османской империи. Новые власти поддерживали исламизацию, поэтому собор был превращен в мечеть.

Встал вопрос о сохранении мощей и их почитании в условиях турецкого ига. В результате решение удалось найти. Саркофаг Паламы остается в черте города, но переносится на другое место — в монастырь Влатадон. В 1890-м году мощи обретают покой в новом кафедральном соборе, который в 1914-м году получает имя святого.

Чудодейственная сила

Как и в случае с другими православными святыми, у мощей Паламы страждущие обретают исцеление от болезней. Но не менее часто его почитатели говорят о пережитом духовном опыте, изменившем их жизнь после посещения собора святого Григория. Его мистическое учение спустя века продолжает овладевать умами людей.

Учение святого Григория

Концепция Паламы уникальна в том плане, что она создана на основе собственного духовного и мистического опыта самого святого. Он сочетал высокую образованность и знание философии с осмыслением собственных переживаний во время молитвенного действа. Все это было накоплено, осмыслено и выражено в сочинениях уже в зрелом возрасте автора.

О философии и богословии

Палама ясно разделяет эти два понятия, исходя из святоотеческой традиции. Указывается на явное отличие обычного («внешнего») знания от внутреннего и духовного, которое обретается через развитие души и связь с Господом. Оба понятия противопоставляются, равно как и мудрость мирская и божественная.

Философия в этой картине мира понимается как продукт чувственного восприятия и источник знания обычного. Она описывается как достаточно полезный, но опасный инструмент, которым следует аккуратно пользоваться лишь грамотным и духовно зрелым людям.

О богопознании и боговидении

Утверждается, что в целом Бог непостижим — и эта черта происходит из основного свойства его сущности. Однако человек может в известной мере соприкоснуться с высшей силой через ее энергии, выйдя за рамки чувственного восприятия.

Признается два вида богопознания:

  1. Катафатическое. В его основе лежит разум, созерцание, Писание и труды отцов церкви.
  2. Апофатическое. Этот метод предлагает познавать высшую силу через последовательное отрицание у нее физических, земных или тварных свойств.

Паламиты отдают предпочтение именно второму варианту. Утверждается, что именно при нем подвижник может выйти за рамки чувственного восприятия и соприкоснуться Богом. Вера здесь выступает как движущая сила и сверхдоказательство божественного бытия.

О сущности и энергии

С одной стороны, согласно идеям Паламы Бог есть энергия, или действие, имеющее вечный и нетварный характер. С другой — сущность и самость, непостижимая для человеческого сознания. Бытие Бога и есть сочетание этих двух вещей.

Данное учение как таковое не является изобретение Григория. Оно нашло отражение еще в трудах отцов церкви раннего периода — первые упоминания датированы IV веком. Соотношение и взаимодействие обоих аспектов всегда было предметом дискуссий, ибо прямо или косвенно затрагивало догматику вопроса о Святой Троице.

Палама постоянно подчеркивал, что сущность и энергии едины и неделимы. Так, во всяком своем акте и действии отражается полностью весь Бог, проявляясь как нечто целое.

Об обожении и спасении

Обновление человеческого существа, ставшее возможным после крестной жертвы Христа, описывается в данной концепции также через взаимодействие между божественными составляющими. Тогда как сущность остается недоступной, энергия может приобщить к высшей силе и ее благодати. Именно это дарует бессмертие душе, верующий сам в итоге становится нетварным и сливается с Господом — происходит то, что в исихазме именуется обожением. Способом достижения этого результата является непрестанная молитва, духовное бодрствование и очищение ума.

Если же христианин не участвует в благодати, он все равно остается плодом божественного созидания и его связь в качестве творения в таком случае является единственным каналом взаимодействия с высшей силой. Жизнь в Боге понимается как приобщение к высшей энергии, что в итоге ведет к обожению. Средствами для достижения последнего называются внутреннее сосредоточение ума и постоянное молитвенное бодрствование. В итоге меняется сама природа человека — он обретает единение с Господом и окончательное спасение.

О нетварном свете

Данное положение является одним из самых главных в учении паламитов. Также именуемый фаворским, этот свет исходил от Христа во время его Преображения и находился в поле зрения учеников. И если ранее преподобный Максим Исповедник говорил о данном свете как о символе, то основатель исихазма развивает мысль дальше. Данное явление осмысляется как проявление нетварной божественной энергии, что посещает подвижника в момент духовного, молитвенного и мистического озарения.

Способность к созерцанию фаворского света обретается через очищение и облагодатствование ума и сердца человека. Увидеть свет означает соединиться с Богом — в этом и есть одна из главных целей в практике исихазма. Это сияние представляет собой предвестник вечной жизни и после спасения осеняет души праведников бесконечно.

Об искуплении

Святитель писал, что до крестной жертвы Христа всякий получал воздаяния по делам его, совершенным в течение жизни. Но Сын Божий, названный «освободителем естества» через непорочное зачатие воспринял в себя поврежденную людскую природу. Так и «по духу рожденные» становятся свободными от греха прародителей — искупление осмысляется как постоянный процесс, во время которого души людей обретают во Христе примирение с Богом-отцом, восстанавливая исходное свое природное состояние.

Искупление понимается паламитами как религиозная жертва. Однако есть некоторые нюансы, связанные с ролью Спасителя. Так, Христос понимается и как жертва, и как приносящий ее Жрец. Человек с его поврежденной грехом природой стал добычей дьявола, но в данном случае силы зла теряют свою власть после воскресения и победы Сына Божьего над смертью.

О человеке

Природа людей — тварная и поврежденная. Однако она способна стать как бы сонаправленной высшим энергиям и тем самым направиться на путь искупления и спасения души. Такое совместное действие в работах святителя получило название синергии. В конечном итоге происходит трансформация самой сути верующего через принятие Бога в себя.

В целом концепция паламизма о человеке сводится к трем аспектам:

  • его душе;
  • сверхъестественном состоянии;
  • неестественном состоянии.

Человеческая душа разумна, будучи в первую очередь сущностью и лишь во вторую — энергией. При этом животная душа является лишь действием, не обладает самостоятельной субъектностью и умирает вместе с телом. Душа людей тварна, но бессмертна, руководит промыслительными силами тела и после смерти существует уже отдельно от него. Как субстанция она видится рассредоточенной по всему организму, однако в ряде работ сердце указывается как место присутствия души.

Высшее или сверхъестественное состояние понимается как проявление в людях божественного Духа, ведущего к высшим уровням познания и в конечном счете обожению и уподоблению Создателю. Так паламизм трактует христианскую идею о сотворенности по образу и подобию Бога. В этом же ключе видится исихастами и свобода воли — всякая душа одарена мыслью, разумом и возможностью выбора.

Неестественным же состоянием здесь видится отдаление от Бога, что может привести к смерти души и вечной погибели. Но даже испорченность человеческой природы посредством первородного греха все равно понимается как проявление свободы воли, дарованной свыше. Искаженная людская натура продолжает сохранять в себе образ божий, а путь к утраченному совершенству стал вновь возможен благодаря крестной жертве Христа.

Триадология

В данном направлении паламиты, создав учение исихазма, сохраняют следование патристической традиции восточной церкви и активно полемизируют с католиками — этот момент отразился и в спорах с Варлаамом.

В целом догмат о Святой Троице описывается так:

  • исхождение Духа только от Отца;
  • энергетическое единство всех трех Лиц;
  • признание допустимости латинско-католической формулы филиокве («исхождение и от Сына») в вопросе о проявлении энергий.

Христология

Учение паламитов продолжает идеи святых отцов древности и говорит о богочеловеческой природе Христа, свободной от первородного греха. Это свойство было обретено Сыном Божьим благодаря непорочному зачатию — он становится «новым Человеком и Спасителем».

Одним из главных моментов здесь является идея о преображении природы людей во Христе. Он не победил или заменил, но трансформировал ее внутри себя — и этот процесс был необратим. Тем самым людям дается шанс на спасение, ибо Сын тем самым оправдал род людской перед Отцом. Как писал сам святитель, прежний земной Адам сменяется Адамом небесным.

Вместе с тем Иисус для совершения искупительной жертвы принимает такие свойства природы людей, как смертность тела и его подверженность физическому страданию. В тексте «Омилий» Григорий указывает, что в ином случае миссия Христа являлась бы обманом перед лицом Отца.

Евхаристия

Данный греческий термин более известен нам как Причастие. Утверждается тождественность изначального физического и евхаристического тела Христа — то есть православный во время таинства причащается не символически или образно, а в буквальном смысле слова. Тем самым верующий становится сопричастен к спасению, минуя крестные муки, что взяты на себя Иисусом.

Вместе с тем Евхаристия рождает соединение с божественным не только на физическом и духовном, но также душевном и эмоциональном уровне. Это таинство несет верующему радость, принятие и любовь высшего порядка.

Труды и сочинения

Святой оставил после себя богатое наследие. И хотя он прежде всего известен как мистик и духовный практик, большое место среди его сочинений занимают богословские и поучительные труды, а также письма и послания.

Беседы

Сюда входят послания пастве, выдержанные нравственной и социальной тематике, однако и здесь имеются упоминания о фаворском свете. Тексты отличаются высоким, литературным стилем. Сюда входят «Десять бесед» и «Омилии».

Гимнография

Здесь можно упомянуть составленную святым «Молитву ко Пресвятой Богородице», текст которой воспроизводится согласно агиографическим источникам.

Догматико-полемические

Данный раздел почти полностью посвящен апологетике исихазма, защите от нападок варлаамитов и полемике с ними. «Триады» в этом контексте являются наиболее интересными текстами, отражающими идейную борьбу в богословии того времени.

Работы по этому направлению составляют самый большой удельный вес среди сочинений святителя:

  1. Антирретики против Акиндина.
  2. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина.
  3. Собеседование православного с варлаамитом.
  4. Десять бесед.
  5. Диспут с хионами.
  6. Исповедание Православной веры.
  7. О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте.
  8. О Божественном соединении и разделении.
  9. О Божественных энергиях и их причастии.
  10. О исхождении Святого Духа.
  11. О священнобезмолвствующих.
  12. Против Иоанна Векка.
  13. Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих.
  14. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным.
  15. Трактат о том, что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества.
  16. Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом.
  17. Триады в защиту священнобезмолвствующих.

Нравственно-аскетические

Эти произведения посвящены вопросам морали, нравственности и христианской духовной дисциплины. Наиболее заметен здесь аскетический трактат, предназначенный для Ксении — монахини, воспитывавшей дочерей императора.

Произведения из данного списка в основном включают в себя послания, поучения и комментарии:

  1. Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и к ближнему.
  2. Ответ Павлу Асеню.
  3. К Ксении о страстях и добродетелях.
  4. Изъяснение десяти заповедей.
  5. Десятословие по Христианскому Законоположению.
  6. Три главы о молитве и чистоте сердца.
  7. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться.
  8. Слово на житие прп. Петра Афонского.

Письма

«Письмо своей Церкви» примечательно тем, что было написано автором во время пребывания в плену у турок. Здесь рассказывается о его общении с иноверцами и сообщаются ценные исторические сведения о нравах, быте и отношениях между народами в XIV столетии.

На иностранных языках

Из англоязычных текстов, имеющихся в сети, можно отметить «Триады» (The Triads )и «150 глав» (The one hundred and fifty chapters). Также оцифровано и доступно в электронном виде собрание сочинений на греческом языке.

Самым значимым и фундаментальным зарубежным изданием трудов святителя стала Patrologia Graeca. Это собрание сочинений отцов восточной церкви на греческом языке с параллельным переводом текста на латынь вышло в Париже в 1857—1876 годах. Произведения выстроены в хронологическом порядке с I по XV век. Данный порядок объясняет тот парадокс, что в 151-й том вместе с Григорием оказались включены его идейные противники — Варлаам и Акиндин.

Переводы

Самые ранние тексты сочинений святого Григория на славянских языках датированы 1360-ми годами. Политический контроль Сербии над греческими землями в этот период обеспечил и культурный обмен — первые переводы трудов мистика появляются именно в этой стране. Сохранились списки работ в сборниках Дечанского и Хиландарского монастырей. Наиболее известны похвальные слова и омилии Димитрию Солунскому, послание на Успение Богородицы и праздник Введения Ее во Храм.

На Руси больше всего стали известны поучения против католиков, которые проникли сюда при Иване Грозном. Зафиксированы сербские издания и доставленные с Афона антилатинские сочинения самого святителя и его ученика Николая Кавасилы. Через болгарское посредство приходит перевод «Прений с хионами и турками». Но лишь с конца XVIII века в России начинается планомерная работа по переводу текстов святителя Григория сначала на старославянский, а после и на современный русский язык.

>Молитвы и тропари святому

Читаются святителю о даровании молитвенного усердия и сил для соблюдения поста, а также при трудных ситуациях в жизни.

Видео

Краткий пересказ жития святого Григория и сути его учения.

1.1. Учение свт. Григория Паламы о Нетварных Божественных Энергиях

Святитель Григорий Палама известен как учитель Нетварных Божественных Энергий. Прояснение и уточнение этого учения было его значительным вкладом в богословское развитие Восточной Православной Традиции.

Тринитарные споры IV века определили Три Лица в единой Божественной природе. Богословие Святого Григория говорит о непостижимой Божественной сущности и постижимой существенной энергии. Он воспринял и использовал логику Святого Максима Исповедника и Шестого Вселенского Собора, которые учат об Энергии как реализации и действии любой природы, как движении от природы к действию. «Божественная Энергия неотделима от Божественной Сущности, она есть Сам Бог действующий. Отличать Божественные энергии от сущности, не значит делить Бога, потому что одно и другое есть два образа одной и той же жизни Бога». Это означает, что святой Григорий Палама не мыслит Божественную энергию как безличную эманацию сущности, но как личное сообщение жизни Божественной. Через Божественную Энергию непостижимый по своей сущности Бог становится постижимым для тварей.

Собор 1351 года определил, что «энергия есть субстанциональное и существенное движение. Оно проистекает из Божественной сущности, как извечно текущего источника. Божественная энергия не есть нечто иное, чем Бог, но она есть Его вечное нетварное действие, полнота и совершенство Божества. От самой вечности она существовала нераздельно соединённой с Божественной сущностью, полностью неспособной отделиться от неё посредством вечности, или посредством расстояния времени и пространства. Бог существует, и Ему принадлежат сущность и Божественная энергия».

Присутствие Бога в энергиях должно пониматься, согласно Святому Григорию, в реальном смысле. Это не присутствие причины в ее следствиях: энергии — не «следствия» (эффекты) Причины, как в случае с тварным миром, где Бог присутствует как причина сотворённого Им мира. Божественные Энергии не сотворены, не созданы «из ничего», но они превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. «Они — преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше своей сущности. Можно сказать, что Энергии раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вне Ее неприступной сущности. Итак, мы узнаем: Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Её».

Святитель Григорий Палама рассматривает Святую Троицу как природное единство Трёх Лиц, каждое из которых имеет свою собственную идентичность, которые не есть части Бога, ибо полнота единого Божества живёт в каждом из Них. Единая энергия обща Трём Божественным Лицам, поэтому есть всегда единство и общность Божественных действий. Нет трёх различных и отдельных Божественных энергий, которые нужно было бы отнести к каждому из Божественных Лиц, но есть только одна Божественная энергия, свойственная Трём Лицам Святой Троицы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *