Божественная литургия

Литурги́ческий или церко́вный год — совокупность различных событий, воспоминаемых Церковью в течение года. В современной Католической Церкви (латинского обряда) церковный год определяется новым церковным календарём, введённым Папой Павлом VI в motu proprio Mysterii paschalis, опубликованном 14 февраля 1969 года. Основным документом, описывающим правила построения церковного календаря, являются «Общие нормы для литургического года и календаря». В дальнейшем в статье пойдёт речь именно о современном календаре, со ссылками, при необходимости, также на старый, дореформенный календарь.
Богослужебные циклы
В Римском обряде, как и во многих других, богослужебный год можно представить в виде ряда вложенных циклов, включающих воспоминания определённых праздников или святых. В частности, в Римском обряде можно выделить следующие циклы:
Суточный цикл, то есть, последовательность богослужений, совершаемых в течение суток. Рассмотрение этого цикла выходит за рамки данной статьи, подробнее об этом см. Литургия часов.
Недельный цикл. Согласно древней традиции, каждый день недели посвящён какому-либо святому или событию. В традиции Римского обряда сформировались следующие посвящения:
* Воскресенье — Христову Воскресению и Святой Троице
* Понедельник — Святому Духу и душам в чистилище
* Вторник — Святым ангелам
* Среда — Святому Иосифу
* Четверг — Святым Дарам
* Пятница — Страстям Христовым и Его Святому Сердцу
* Суббота — Пресвятой Богородице и её Непорочному Сердцу
В современной практике из этих посвящений сохранились преимущественно два: пятница, как день воспоминания крестных страданий Господа (в этот день предписывается воздержание от мяса), и воскресенье, как день Воскресения Христа из мертвых. Также может совершаться богослужение в честь Пресвятой Богородицы в субботу.
Месячный цикл. Каждый месяц года также имеет в традиционном календаре свои посвящения:
* Январь — имени Иисуса
* Февраль — Святому Семейству
* Март — Святому Иосифу Обручнику
* Апрель — Святым Дарам
* Май — Пресвятой Богородице
* Июнь — Святому Сердцу Иисуса
* Июль — Пречистой Крови Христовой
* Август — Непорочному Сердцу Богородицы
* Сентябрь — Семи скорбям Марии
* Октябрь — Розарию Пресвятой Богородицы
* Ноябрь — Поминовению усопших
* Декабрь — Непорочному Зачатию
В современной практике сохранились в основном три из них. Май и октябрь посвящены Пресвятой Богородице (в мае обычно читается Лоретанская литания, а в октябре — розарий), а ноябрь посвящён поминовению усопших
Годичный цикл. Годичный цикл, то есть, последовательность событий, воспоминаемых в течение года, складывается из двух циклов праздников — подвижных и неподвижных. Подробнее о них будет сказано далее. Говоря обобщённо, годичный цикл складывается из нескольких частей (которые в литургических книгах именуются «время» (tempus)) следующим образом:
* Адвент — начинается за 4 воскресенья до Рождества
* Рождественский период — от Рождества до воскресенья после Богоявления
* Рядовой период (tempus per annum) — до начала Великого Поста
* Великий пост — от Пепельной среды до Страстной среды
* Пасхальное Триденствие — три последних дня Страстной недели и первый день Пасхи выделяются в особое время, именуемое Священное Пасхальное Триденствие
* Пасхальный период — от Пасхи до Пятидесятницы
* Рядовой период — Рядовой период возобновляется после Пятидесятницы с той недели, на которой он был прерван началом Великого поста.
Помимо этого, можно назвать ещё несколько циклов, связанных с богослужебным чтением Писания. Так, чтение Писания на мессе в будние дни определяется двухлетним циклом (чётные и нечётные годы), а в воскресные дни — трёхлетним (годы A, B, C). Чтения на Часе чтений могут совершаться по одно- или двухлетнему циклу. Псалтирь на Литургии часов прочитывается в течение 4-х недель.
Литургический день
До реформ середины XX века литургический день в Римском обряде, по древней традиции, начинался с вечера предшествующего дня (как это до сих пор в Византийском обряде). После реформы 1969 года эта практика была упрощена, и теперь богослужебный день соответствует дню календарному (от полуночи до полуночи). Исключения составляют лишь воскресные дни и торжества, празднование которых начинается накануне вечером.
Ранги праздников
В современном римском обряде существуют следующие категории праздников (перечислены в порядке возрастания торжественности):
Будний день (feria). В этот не совершается никаких праздников или воспоминаний святых. В отличие от византийского обряда, в римском календаре есть дни, на которые никаких памятей святых не приходится. Это не значит, что в календаре в этот день отсутствуют святые, просто они не поминаются на богослужении (что, разумеется, не препятствует совершению памяти этого святого там, где он является местночтимым, или как-то иначе почитается).
Некоторые ферии могут иметь привилегированное значение. В такие дни не может быть никаких других праздников или памятей. Например, Пепельная среда, Страстная и Пасхальная недели.
Память (memoria). Память может быть обязательной (memoria obligatoris) и необязательной, факультативной (memoria ad libitum). Во втором случае совершающим богослужение предоставляется выбор, совершать эту память, или нет. Памяти обычно посвящены святым, хотя бывают и исключения. Богослужение в такой день не сильно отличается от будничного. Псалмодия читается рядовая, однако гимн, краткое чтение с респонсорием, антифоны на Benedictus и Magnificat, прошения и коллекта — в честь памяти.
Широко использовавшийся в дореформенной календаре такой тип памяти, как Воспоминание (commemoratio), в нынешнем календаре отсутствует, однако уставные рубрики всё же содержат о нём упоминание. Воспоминание совершается (по желанию) в «предоктаву» (17—24 декабря) и октаву Рождества и в будние дни Великого поста, каковые дни имеют приоритет перед памятями святых. В этом случае святому на Часе чтений добавляется собственное чтение с респонсорием и читается коллекта, на утрени же и вечерне по прочтении рядовой коллекты читается антифон (на Benedictus или Magnificat) и коллекта святому.
Праздник (festum). В дни праздников богослужение носит уже иной, праздничный характер. На Литургии часов (кроме дневного часа) всё — празднику, в конце Часа чтений поётся Te Deum. На мессе поётся Gloria, чтения Писания посвящены празднику.
Торжество (solemtitas). К числу торжеств относятся наиболее важные праздники года (также, с т. з. богослужения, к ним можно отнести и все воскресенья). Празднование торжества начинается накануне вечером (при этом совершается т. н. «первая вечерня»), вся служба Литургии часов — празднику, на мессе полагается не два чтения Писания, как обычно, а три, читается Credo. Если торжество приходится на пятницу, традиционное воздержание в этот день отменяется.
Наиболее значимые торжества могут праздноваться с октавой. Октава (от лат. octo, восемь) означает празднование в течение восьми дней. Этот обычай берёт начало ещё в Ветхом Завете (напр., Числа, 29, 12-38), ср. также попразднства и отдания праздников в Византийском обряде. В традиционном римском обряде многие великие праздники имели октаву, некоторые октавы даже пересекались. В середине 1950-х годов число торжеств с октавой сократили до трёх наиболее важных — Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы, а после 1969 года — до двух: Пасхи и Рождества.
Неподвижные праздники
Неподвижными называются праздники, которые привязаны к календарю, то есть, приходятся каждый год на один и тот же день. Основные праздники года и некоторые известные святые представлены в данной таблице:

Дата Название(-я) Ранг Примечание

01.01 Пресвятая Дева Мария торжество
06.01 Богоявление (праздник Трёх Царей) торжество
25.01 Обращение св. апостола Павла праздник
28.01 Св. Фома Аквинский память
02.02 Сретение (Представление Господа, Принесение Господа в жертву) праздник
11.02 Пресвятая Дева Мария Лурдская память
14.02 Свв. Кирилл и Мефодий праздник Почитаются, как покровители Европы
17.03 Св. Патрик память
19.03 Св. Иосиф Обручник торжество
25.03 Благовещение торжество
04.04 Св. Исидор Севильский память
23.04 св. Георгий Победоносец память В России его память совершается в один день с православными, 6 мая; в Москве имеет ранг праздника
13.05 Пресвятая Дева Мария Фатимская праздник
13.06 Св. Антоний Падуанский память
24.06 Рождество св. Иоанна Крестителя торжество
29.06 Свв. Петр и Павел торжество
11.07 Св. Бенедикт Нурсийский праздник покровитель Европы
28.07 Св. Владимир (креститель Руси) память
06.08 Преображение Господне праздник
15.08 Успение Пресвятой Богородицы торжество
25.08 Св. Людовик Французский память
29.08 Усекновение главы св. Иоанна Крестителя память
08.09 Рождество Пресвятой Богородицы праздник
13.09 Св. Иоанн Златоуст память
14.09 Воздвижение Креста Господня праздник
04.10 Св. Франциск Ассизский память
07.10 Пресвятая Дева Мария Розария память
01.11 Все святые торжество
02.11 Поминовение усопших
21.11 Введение во храм Пресвятой Богородицы память
30.11 Св. Андрей Первозванный праздник В России — торжество (св. Апостол Андрей — покровитель России)
06.12 Св. Николай Мирликийский память
08.12 Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы торжество
25.12 Рождество Христово торжество с октавой
26.12 Св. первомученик Стефан праздник
27.12 Св. апостол Иоанн Богослов праздник

Подвижные праздники
Подвижными называются праздники, дата празднования которых зависит от даты Пасхи, таким образом, в разные годы они приходятся на разные дни. Основные подвижные праздники приведены в данной таблице (В скобках указан, сокращённо, день недели, на который приходится данный праздник).

Относительно Пасхи Название(-я) ранг Примечание

-46 (ср) Пепельная Среда feria обряд посыпания главы пеплом
-7 (вс) Пальмовое (Вербное) воскресенье Вход Господень в Иерусалим вспоминается перед мессой. На самой мессе читается одно из Страстных Евангелий
-3 (чт) Великий Четверг Воспоминается Тайная Вечеря, установление таинств Евхаристии и Священства. На приходах разрешается только одна месса вечером.
-2 (пт) Великая Пятница Воспоминаются Крестные страдания Христа.

Пост и воздержание. Евхаристия не совершается, во второй половине дня совершается особая месса с Литургией Преждеосвященных Даров

-1 (сб) Великая Суббота Воспоминается пребывание Христа во гробе. Рекомендуется пост и воздержание. Совершение мессы не разрешается (Месса Пасхального Бдения, совершаемая вечером или ночью, относится уже к Пасхе)
0 (вс) Пасха Торжество с октавой Накануне совершается месса Пасхального бдения, с обрядом освящение нового огня и крещальной литургией.
1-6 (пн—сб) Светлый Понедельник — Светлая Суббота Октава Пасхи. Богослужение ежедневно по чину торжеств. В пятницу отменяется обычное воздержание
7 (вс) Фомино воскресенье, dominica in albis, quasimodo, День Божиего милосердия
39 (чт) Вознесение торжество
49 (вс) Пятидесятница торжество
56 (вс) Праздник Святой Троицы
60 (чт) Тело Христово Торжество Обычно после мессы совершается торжественная процессия со Святыми Дарами

Есть также несколько подвижных праздников, чья дата исчисляется относительно Рождества.
* За 5 воскресений до Рождества — Праздник Христа Царя
* 4-1 воскресенья до Рождества — 1-4 воскресенья Адвента
* Воскресенье в октаве Рождества — Праздник Святого Семейства (если в октаве Рождества не будет воскресенья, праздник отмечается 30 января)
* Воскресенье после Богоявления — Крещение Господне; окончание Рождественского периода
Наложения и переносы
В Римском обряде, в отличие, например, от Византийского, нет столь развитой системы соединения разных праздников, приходящихся на один день. Как правило, если какое нибудь воспоминание или праздник попадают на воскресенье или другой день, имеющий особое значение, этот праздник либо отменяется вовсе, либо переносится на другой день. При попадании на воскресный день торжества оно имеет приоритет перед воскресеньем; однако в особые периоды года (Великий пост, Пасхальный период, Адвент) приоритет имеет воскресенье, а торжество переносится на другой день. Так, например, торжество Благовещения, если оно попадает на одно из воскресений Великого поста, переносится на ближайший понедельник, если же он попадает на Страстную или Светлую недели, он переносится на период после окончания Светлой недели и совершается во вторник.
Подвижные праздники также иногда переносятся, но уже по другой причине: праздник, приходящийся на рабочий день, может быть перенесён на ближайшее воскресенье. Это объясняется т. н. «пастырской необходимостью» и имеет целью дать возможность посетить праздничную службу людям, которые в этот день работают. Например, на следующее за ними воскресенье может переноситься Вознесение, Торжество Тела Христова, из неподвижных праздников — Богоявление. Решение о том, какие именно праздники переносятся, лежит на местной епископской конференции (в России на общецерковном уровне такие переносы не практикуются, однако возможны частные случаи, когда, например, в конкретном приходе храмовый праздник переносится на ближайшее воскресенье).
Обязательные праздники
Ряд праздников в Католической Церкви относится к числу т. н. «обязательных» праздников (другие названия: «предписанные праздники», или «субграви», от лат. sub gravi poena, обозначающего степень вины того, кто эти праздники не соблюдает). В эти дни каждый католик обязан посетить праздничную мессу. В число таких праздников входят все воскресные дни года, а также 10 торжеств из приведённого ниже списка, хотя местная Епископская конференция может вносить коррективы в этот список, например, некоторые из этих праздников перенести на воскресенье.
* 8 декабря — Непорочное Зачатие Девы Марии
* 25 декабря — Рождество Христово
* 1 января — Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия
* 6 января — Богоявление
* 19 марта — Св. Иосифа Обручника
* 40-й день после Пасхи — Вознесение
* 60-й день после Пасхи — Пресвятых Тела и Крови Христовых
* 29 июня — Свв. апостолов Петра и Павла
* 15 августа — Успение (Взятие на Небо) Пресвятой Девы Марии
* 1 ноября — Всех Святых

Пожалуй, все люди хотят быть счастливыми и радостными, избавиться от лени и печали, защитить от невзгод своих близких. Достигнуть всего этого можно, участвуя в жизни Православной Церкви. Одной веры в сердце для православных христиан недостаточно – нужно регулярно посещать Богослужения и участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии. И тогда, какими бы ни были внешние условия жизни – в любой ситуации человек сможет сохранять радостное и спокойное состояние души. А начать путь к такому мироощущению можно с посещения Богослужений.

Содержание

Суточные богослужения, расписание

Суточный круг богослужений Православной Церкви состоит из девяти служб.

В древности в монастырском и отшельническом быту они совершались каждая по отдельности строго по времени. Но со временем их объединили в вечернее, утреннее и дневное Богослужения, чтобы верующим было удобнее посещать службы. Как в Библии Господь начал сотворение мира с вечера, также приблизительно со времени захода солнца за горизонт день берет начало и день в Православной Церкви.

Вечернее богослужение:

  • Девятый час (15 часов дня)
  • Вечерня
  • Повечерие

Утреннее богослужение:

  • Полунощница (полночь)
  • Утреня
  • Первый час (7 утра)

Дневное богослужение:

  • Третий час (9 утра)
  • Шестой час (12 дня)
  • Литургия

Схема суточный круг православного богослужения

Согласно византийскому исчислению времени, сутки состоят из 12 дневных и 12 ночных часов, которые группируются в 8 страж, также дневных и ночных. Так как летом ночные часы короче дневных, а зимой — наоборот, то изображенное на схеме расписание верно лишь в период весеннего и осеннего равноденствия.

Суточный круг богослужения его смысл и содержание

Девятый час — это воспоминание о важнейшем событии — Крестной смерти Спасителя.
Вечерня — это благодарность Господу за почти минувший день.

На Повечерии верующие просят Бога о прощении прегрешений, о сохранении от дьявольских козней и о даровании покоя душе и телу во время сна.
Полунощница — это воспоминание верующих о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Символизм службы призывает каждого быть всегда готовым к наступлению Страшного Суда.
Утреня — это благодарность Господу за минувшую ночь и моление о наступающем.
Час первый — это молитвы за день, который уже начался.
Час третий — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов.
Час шестой — воспоминание о распятии Спасителя.

Литургия — важнейшее богослужение, воспоминание о всем периоде пребывания Иисуса Христа на земле. Именно на Литургии совершается Причащение — Таинство, установленное на тайной вечере самим Иисусом Христом.

Годовой недельный и суточный круг богослужения

Порядок служб Православной Церкви на протяжении года называется годовым кругом богослужения. Все дни без исключения посвящены памяти кого-то из Святых, постам или праздникам.
Среди всех праздников самый великий — это Святая Пасха.

Также существует 12 великих (двунадесятых) праздников в честь Спасителя и Богоматери, а также торжества в честь святых и ангелов. Великим всегда сопутствует особая служба — Всенощное бдение.
Праздники бывают неподвижные и подвижные (рассчитываются от дня Пасхи).
Недельный круг — порядок церковных служб в течение недели. Все дни имеют посвящение особенно почитаемым святым или библейским событиям.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя.
Понедельник посвящен ангелам.
Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках.
Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя.
Также среда посвящается Божией Матери.
Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях.
В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане.
Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы (первый, третий, шестой, девятый), а также Литургия.

Входит ли в суточный круг богослужения Литургия

Божественной Литургией заканчивается суточный круг богослужения.

Церковная служба Литургия, краткая суть с пояснениями

Главное, что происходит на Литургии — это превращение обыкновенного в Христовы Тело и Кровь обычных хлеба и вина, а также Евхаристия — Причащение верных.
Служба начинается с приготовления предметов, необходимых для Таинства Причащения, затем происходит подготовка к Таинству и само Причащение. Условно Божественная Литургия имеет в своем составе три части:

1. Проскомидия. Для нее необходимы пять просфор (это специальный хлеб для литургии). Они символизируют пять хлебов, которыми Иисус насытил 5 тысяч человек. Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их.

Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода.

2. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду. Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите».
3. Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст.

Литургия что это простыми словами

Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом.

Литургия с пояснениями видео

Существует три вида Божественной Литургии:

1. Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше. Совершается такая обедня в часть дней Великого Поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий.

2. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения. Также она служится в день памяти свт. Василия Великого.
3. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года.

Когда служится Литургия

Второе название Литургии — обедня. Эта служба носит такое название, так как должна совершаться в предобеденное время, до полудня, между шестым и девятым часом. Иногда литургия затягивается до самого обеда — например, в пост и праздники, когда к Причастию приступает огромное количество людей.

Сколько длится Литургия

В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Продолжительность увеличивается, если, например, много прихожан исповедуется и причащается, если совершается обряд введения младенцев и матерей в храм после родов, если служба минимально сокращается (обычно в монастырских храмах она длится гораздо дольше, чем в обыкновенных церквях). Многое зависит от хора и непосредственно от регента, от выбранных распевов. Также немаловажна и длительность проповеди. Как правило, в праздники, в воскресные и великопостные дни служба длится дольше.

Расписание Литургий в храме

Опаздывать на литургию – грех. Поэтому, чтобы прийти вовремя, прихожане должны ознакомиться с расписанием литургий. Его обычно публикуют на доске объявлений и (или) на сайте храма. В церквях с небольшим количеством прихожан Литургии зачастую служатся только в воскресния и дни праздников, а также ежедневно на Страстной неделе перед Пасхой. В крупных церквях, в соборах с многочисленным количеством прихожан и в монастырях Литургии служатся ежедневно. В праздничные и воскресные дни в таких церквях (особенно если на одном участке расположены несколько храмов) бывает по 2-4 Литургии.
Пример расписания литургий в монастыре:
6.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.
8.00 Литургия в Храме Святого Николая.
9.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.

Литургия в Родительскую субботу

Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами. Основные молитвы за почивших христиан возносятся накануне в пятницу. Однако по читаемым тропарям, канонам и стихирам литургии родительских суббот также отличаются. В эти дни большинство прихожан стараются подавать записки и ставить свечи об упокоении, молятся об усопших родственниках и всех прежде почивших православных христианах.

Литургия в дни Великого Поста

В Великопостные дни обедня зачастую длится гораздо дольше, чем в другие периоды, ведь огромное количество верующих желают исповедоваться и причаститься. Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь.

Что означает заказать Литургию

В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба (просфоры), в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи.

Причащение на Литургии

Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение.

К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.

Исповедь на Литургии

Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием.

Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою (специальному столу) и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься.

Праздничная Литургия, кратко с пояснениями

Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв.

Во сколько начинается Литургия

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако может начинаться также и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако иногда и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии.

Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви.

Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни

Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб (частных служб) можно узнать непосредственно у священника.

Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни

Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте.

Во сколько начинается служба в церкви в субботу

Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости. Поэтому на такой службе особенно людно, зачастую родители приносят и маленьких детей. Данная служба обычно начинается вечером, например, в 17.00, 18.00 или другое установленное в храме время. Субботняя Литургия служится утром до полудня обычно в аналогичное время, что и в будни.

Сколько идет служба в церкви

Служба может идти несколько часов или несколько десятков минут — все зависит от вида Богослужения. Например, Литургия может длиться с раннего утра и почти до обеда, а Панихида после нее может быть относительно короткой.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Вечернее богослужение в приходских храмах обычно состоит из вечерни, а также утрени и первого часа. Иногда сюда входят, например, Акафисты. Обычно вечерняя служба начинается в 17.00, 17.30 или 18.00, однако может и в другое время.

Во сколько заканчивается служба в церкви

Суточный круг богослужений в некоторых монастырях можно назвать непрерывным. А вот во многих небольших храмах в день могут быть всего несколько служб: с утра — Божественная Литургия, позже — вечерня и утреня. Литургия заканчивается приблизительно до полудня — например, в 10 или 12 часов. Вечернее богослужение чаще всего завершается примерно в 19-20 часов.

Есть ли у церкви выходной

В крупных храмах службы происходят ежедневно. В небольших городах и поселках нетрудно найти церкви, в которых нет служб в будни. Однако в эти дни без проблем можно обратиться к священнику, скажем, с просьбой помочь подготовиться к Крещению или дать совет в сложной жизненной ситуации. Скорее всего, несмотря на отсутствие службы, священник назначит вопросившему встречу в храме. Требы (венчания, отпевания и прочие) в таких церквях также могут быть назначены на будний день. Так что можно с уверенностью сказать, что у церкви выходных нет.

В какие дни церковь может не работать

Одно из условий, необходимых для совершения литургии — это присутствие прихожан. Так что если церковь в будний день посещают только священник и хористы — Литургия в таких храмах не ежедневная. Может не служиться и утреня, и вечерня, так что церковь в будни, например, в малочисленном поселке может быть закрыта. Однако субботним вечером, а также воскресным утром службы совершаются во всех церквях.

Расписание посещения церкви

Если службы совершаются во все 12 месяцев года, еженедельно и ежедневно — неужели православный христианин обязан посещать все без исключения? Конечно же, это не так. В Библии упоминается, что главное — это посещать воскресные службы, то есть совершающиеся субботним вечером и воскресным утром. Также большое значение имеет посещение служб в дни православных праздников, во время Страстной недели в Великий Пост — их желательно не пропускать без особых причин.

Важно регулярно искренне исповедываться и причащаться, и тогда по мере воцерковления у христианина будет возникать желание все чаще бывать на службах. Ведь православный, старающийся жить по Заповедям Божьим, уделяющий особое внимание молитве и участвуя в Таинствах, в церкви чувствует особую Божественную Благодать. Именно она призывает миллионы верующих при каждой возможности спешить в храм и без усталости, с радостью молиться на долгих службах. Так что расписание посещения церкви — это очень индивидуальный, личный вопрос.

Конечно же, с первых дней в Православной Церкви верующий не сможет разобраться в особенностях многочисленных служб, не поймет и не запомнит всех тонкостей. Однако если человек приложит старания и не отступит на пути воцерковления, следуя по жизненной дороге под руководством духовника — со временем сложная и запутанная на первый взгляд церковная жизнь будет все более понятной, а поддержит и укрепит на пути Сам Господь.

Значение слова Литургия по Ефремовой:

Литургия — Главное христианское церковное богослужение (у православных — обедня, у католиков — месса).

Общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии).

Значение слова Литургия по Ожегову:

Литургия — Христианское богослужение: месса, обедня

Литургия в Энциклопедическом словаре:

Литургия — (греч. leiturgia) — в древнегреческих полисах государственнаяповинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр.,содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургиейсчиталась триерархия — снаряжение триеры. Была распространена вэллинистическом Египте, Др. Риме, Византии.

(греч. — «общественная служба»). 1) В православной церкви -Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершаетсяв дообеденное время (отсюда другое название — обедня). Порядок службывосходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см. Причащение) литургии -св. Иоанна Златоуста (ежедневно) и св. Василия Великого (с болеепространными молитвами. 10 раз в год). Литургия Преждеосвященных Даров св.Григория Двоеслова без Евхаристии совершается в определенные. дни Великогопоста. Божественная литургия включает 3 части: проскомидия (греч. -«принесение») — символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба -просфор — и красного вина), производится на жертвеннике, как правило, призакрытом алтаре. литургия оглашенных (т. е. готовящихся к принятиюКрещения) — произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола иЕвангелия и т. д.. литургия — верных — освящение Святых Даров(пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащениесвященнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровое исполнениепеснопений (главное — евхаристический канон). До 17 в. песнопения былиоснованы на различных распевах, с кон. 17 в. утвердилось многоголосноепартесное пение. Циклы литургических песнопений созданы многими русскимикомпозиторами (в их числе П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Вкатолицизме и протестантизме Божественной литургии типологическисоответствует месса. 2) С 16 в. в католической теологической литературетермином «литургия» обозначается вся совокупность официальных богослуженийи церемоний.

Значение слова Литургия по Религиозному словарю:

Литургия — Греч. богослужение. Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство евхаристии. Литургия делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. В православной церкви существует три чина литургии: св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.

Значение слова Литургия по словарю Ушакова:

ЛИТУРГИЯ
литургии, ж. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.

Значение слова Литургия по словарю Даля:

Литургия
ж. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящ. Литургиарий м. книга-служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или-совать, совершать литургию.

Значение слова Литургия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Литургия (от λιτός — общий и εργον — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам (XI, 18-34) видно, что при апостолах Л. соединялась с «вечерями любви», или агапами (см.). Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил молитвы и благодарение так долго, как мог и сколько позволяло время. Писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л. импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы «новые молитвы» не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян. II, 42-46, XX, 7-12. Иак. II, 1-9. 1 Кор. X, 14-22, XI, 18, XIV) видно, что Л. совершалась уже тогда «по чину», хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всею церковью, что первые чинопоследования Л. составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний список Л. абиссинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение «Л. верных» от «Л. оглашенных». Во времена Иринея и Оригена (174-254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Л. «апостольских постановлений», содержащаяся в VIII-й их книге. за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть, и к более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания. в первую часть Л., получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся. вследствие вступления в церковь большого числа лиц, научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф. Смирнов, «Богослужение в век апостольский», Киев, 1873, и «Христианское богослужение в первые три века», К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись на Востоке Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе — Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л., сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Л. галиканская, испанско-готфская и др. Западные Л., даже римская до Геласия, были подражаниями Л. греческим. в первые два века даже язык Л. западной был большею частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. Василия Вел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список — VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшись общеупотребительною у греков, была принята также церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к «эфиопам» в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л. Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработка одной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее — Л. Василия Великого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Л. под именем Л. константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени. С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебной внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический смысл. Прежде всего результатом такого стремления было установление проскомидии в современном ее значении. Так как класс оглашенных в это время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше надобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л. оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле: она становится первою, начальною частью Л. В VI I в. у Софрония и в VIII в. у Германа проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой извлекается «агнец», изображает Пресв. Богородицу. нож, которым он извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.. покров над дискосом знаменует плащаницу, которою обвито было тело И. Хр. по снятии со креста, и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон без участия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л. верных. она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г. после второго антифона вставлен был тропарь: «Единородный Сыне…». Малый вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви, а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в мир. Песнь: «Святый Боже…» поется с 438 г. Вместо поучения после евангелия, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за нею — ектения об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малого входа и до великого, получает символическое значение, изображая трехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскою песнию, внесенною в состав Л. при Юстине Младшем. Чем тем больше обозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 5 10 г., пение «Достойно есть яко воистину…» — с 980 г., пение «Да исполнятся уста наша» — с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустовой Л. установлена окончательно и в этом виде перешла в Россию при митр. Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались, однако, и в последующее время. Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься собиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученою обработкою, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Л. Ренодо насчитывает до 30, а Ниль — до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия († 1587) «Missale ss. patrum latniorum». Подробный перечень других трудов см. в монографии профессора А. Л. Катанского «Очерк истории древних национальных Л. Запада» (в «Христианском Чтении», 1868-70 г.). Метод издания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологический порядок, другие — топографический, т. е. по местностям или церквам, третьи — по внутреннему сродству Л. Последний метод является господствующим. ему следуют русские издатели «Собрания древних Л.» (СПб., 1874-78). Все известные тексты Л. делятся по этой системе на пять групп: 1) Л. иерусалимско-антиохийские (Л. «апостольских постановлений», греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л. Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителя Армении). 2) Л. александрийская (Л. эфиопского текста «апост. постановлений», Л. ев. Марка, коптская — Кирилла Александрийского, общая абиссинцев и др.). 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Нестория и др.). 4) Л. западные греческого типа (галльская и испано-готфская, галликанская позднейшая, медиоланская и др.). 5) Л. западные римские (мессы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора — нынешняя Л. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римской церкви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые памятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Л. ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, при ближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четырем первым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно было бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л. Рима. По мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники существовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V и VI вв. или же были вытеснены позднейшею римско-католическою литературою, составлявшеюся под сильным влиянием личного творчества римских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церкви находятся в сакраментариях пап Льва Великого и Геласия I, умершего около 495 г.. первый издан в 1735 г. Бланхинием по списку VIII в., второй — в 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л. сакраментария папы Григория Вел. († 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе. этим объясняется внесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л. иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде (лучшее издание его — Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л. Григория опускалось, многое прибавлялось вследствие появления ересей, установления новых праздников и др. причин. С XI в. вследствие установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках в римской Л. не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии. Появились различные чинопоследования мессы: для пап, для епископов разных степеней, для аббатов и простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени реформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, и триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия составила новый мессал, который буллою папы 1570 г. сделан был обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех стран, где местная Л. оставалась неизменною в течение 200 лет). Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII в 1684 г. и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русском переводе, напр. в книге Бобровницкого: «О происхождении и составе римско-католической Л.» (Киев, 1873). Кроме разностей догматических (учение об опресноках и учение о моменте пресуществления Св. Даров), католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядком чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет священной губки, копия, звездицы, лжицы. на престоле нет евангелия. вместо антиминса на престоле имеется лишь co r porale (см.) — простой плат, который только благословляется (benedicitur), а не освящается (consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение, что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообще католическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двух частей: в первую входят молитвы, приготовительные к священнодействию (introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие, чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так называемые «предварения канона» Л.. вторую часть составляет самый «канон» мессы — молитвы освящения даров и причащение. Из древних Л. одна ныне существует одинаково в обеих церквах — западной и восточной. это — «литургия преждеосвященных даров» (&#942. των προηγιασμένων λειτουργί&#945. — missa praesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. Григория Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными писателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большею частью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокой древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и Запада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615 г. на Востоке в состав ее внесена песнь «Ныне силы небесные…». Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриарху константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав — константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась на Западе в виде, сходном с тогдашнею ее восточною редакциею, в сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один раз в год — в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви и доселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров есть такая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествовавшей Л., ввиду необходимости устранить радостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаянной скорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения, известные под именем «часов» — 3-го, 6-го и 9-го, с «изобразительными» и вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. «Л. преждеосвященных даров», Москва, 1850). Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году, кроме определенных церковными правилами изъятий. обыкновенно совершается Л. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать в известные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десять раз в году — в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления и в день памяти Василия — 1 января. Л. может быть совершаема лишь в храме и только в исключительных случаях — в обыкновенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления относительно Л. и Св. Даров изложены в «Учительном известии», печатаемом в конце «Служебника», и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля в питейных домах. О Л. у лютеран и протестантов — см. Лютеранство, Протестантство. Н. Б — в.

Определение слова «Литургия» по БСЭ:

Литургия — Литургия (от греч. leiturgнa — общественная обязанность)
государственная повинность в древнегреческих полисах, которую несли состоятельные граждане и метеки (чужеземцы и отпущенные на волю рабы, располагавшие имуществом, оцениваемым в три таланта и выше). Они должны были оплачивать некоторые значительные государственные расходы. Л. могли быть обычными и чрезвычайными. К первым принадлежали: хорегия (оплата хоров, выступавших на драматических и музыкальных состязаниях), архифеория

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *