Брахма и будда

Брахмы в буддийской литературе

Конкретные брахмы встречаются в буддийских источниках, и не всегда ясно, к каким мирам или местопребываниям они должны быть отнесены с точки зрения космологии. Они обычно ассоциируются с высокой властью или чрезмерным чувством божественной гордости.

Бака-брахма

Бака-брахма — буквально Брахма-журавль описан в Маджхима-никая как бог, который уверен в том, что его мир непрекращающийся и неувядающий (поэтому он уверен в своей бессмертности), и что нет миров выше чем его мир. Будда отвергает его утверждения, основываясь на истине непостоянства. Один из помощников Баки стал утверждать под влиянием Мары, что Бака — Творец Вселенной, и молитвы и просьбы к нему будут удовлетворены, а тот кто это отрицает будет строго наказан. Однако Будда сказал, что на самом деле это утверждает Мара, и что Бака-брахма не обладает такой силой.

Бака тогда отметил, что не получится выйти за пределы его ведения (так как он считал себя всеохватывающим), и что если Будда зависит от множества вещей, которые зависят от него, Баки, и Будда оказывается заключённым в эту реальность, а Бака-брахма может воздействовать на него как пожелает. Будда ответил, что у Баки нет такой огромной силы, и что существуют реальности куда более обширные, о которых Бака не имеет никакого понятия. В результате спора Бака вынужден был согласиться, увидев превосходящую магическую силу Будды и его способность объяснить настоящее экскурсом в прошлые жизни.

Как увидел Бака, в прошлой жизни Бака был аскетом по имени Кесава; он смог спасти много людей от несчастий и разрушений. Сила его медитации привела к тому, что он родился в мирах Бирхатпалы (четвёртой дхьяны) (Bṛhatphala IAST), а потом, пройдя через серию перерождений в Сфере Форм, спустился вниз до уровня рядового брахмы Сферы форм.

В другой истории Бака был уверен, что никакой аскет или монах не сможет подняться до его мира, но Будда лично и несколько его учеников появились там и доказали его неправоту.

История о Бака-брахме детально изложена в Бакабрахма-сутте и в Брахманимантаника-сутте

Ссылки

  • Brahmanimantanika-sutta в немецком переводе
  • Brahmanimantanika-sutta в английской аннотации
  • Bakabrahma-sutta в английской аннотации,
  • Bakabrahma-jataka в немецком переводе

Брахма-Сахампати

Брахма-Сахампати — один из самых старших Великих Брахм, этот бог незаметно помогал Будде, когда он достигал просветления и когда тот медитировал в Урувела, призывая его преподавать дхарму людям. Согласно некоторым комментариям, Брахма-Сахампати принадлежит к миру Шуддхаваса (Śuddhāvāsa). Он когда-то был монахом по имени Сахака в общине (сангхе) будды Кашьяпы.

Однажды он объяснил женщине, сыном которой был бхикшу, не делать подношений Брахме, а вместо этого поддерживать её собственного сына, которого звали Брахмедэва.

В Самьютта-никае есть стихи, которые составил самолично Брахма-Сахампати, когда он вместе с Шакрой помогал Будде. Он всегда незримо сопутствовал Будде до его смерти, и его стихи содержатся также в Махапаринирвана-сутре.

Среди всех брахм Брахма-Сахампати — самый близкий к Будде.

Брахма-Санаткумара

Брахма-Санаткумара (Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra IAST), что означает «вечно молодой», описан в Джанавасабха-сутте (Janavasabha-sutta DN.18). В этой сутте Брахма-Санаткумара смог имитировать присутствие в низших мирах чтобы его могли воспринимать находящиеся в Сфере чувственного боги мира Тридцати трёх богов и их царь Шакра. Он объяснял богам элементы учения Будды и давал им практические советы. «Вечно молодой» означает, что он принимал образ отрока, волосы которого были повязаны пятью узелками, как у мальчиков.

Великий Брахма (Махабрахма)

Имя Махабрахма (Mahābrahmā) составляет скорее титул, Махабрахма появляется в нескольких суттах палийского канона. Хотя Махабрахма соответствует вполне определённому местопребыванию Сферы форм, этим титулом бога богов называют также иногда богов более высоких уровней. Полный титул — «Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Господин, Созидатель и Творец, Правитель, Настройщик и Установитель Порядка, Отец Всего что Было и Будет». Согласно Брахмаджала-сутте (Brahmajala Sutta DN.1), Махабрахма появился из миров Абхасвара, и упал в более низкий мир после того, как иссякли его заслуги прошлых жизней, и он оказался первым и единственным обитателем Мира Брахмы; он позабыл свои предыдущие рождения и вообразил себя появившимся в этом мире безо всякой причины. Последующие существа, которые перерождались из его мира в мире людей, сохраняли остатки памяти об этом, и считали его Творцом Вселенной. В Кеваддха-сутте (Kevaddha-sutta DN.11) Великий Брахма не смог ответить на философский вопрос, который ему задал монах, но он не захотел признать поражения перед богами (дэвами) и скрыл этот факт. Тем не менее он обратился к монаху приватно, он попросил задать этот вопрос Будде.

Поклонники Брахмы перерождаются на его небесах, в состоянии анагами, безотносительно практики ими буддизма. Эти анагамины не рождаются снова на земле, а достигают основной буддийской цели на небесах.

См. также

  • Брахма
  • Брахман
  • Мир Брахмы
  • Буддийская космология
  • Боги (буддизм)
  • Сфера форм

Бог в буддизме

Отрицание идеи Бога-творца или первопричины служит ключевым различием между буддизмом и теистическими религиями. По этой причине буддизм часто описывается как «спиритуалистическая философия», единственная цель которой состоит в полном избавлении от страданий сансары, именуемом нирваной. Будда недвусмысленно отвергал идею Творца, отказывался подтверждать любые точки зрения по вопросу сотворения мира и констатировал бесполезность вопросов о происхождении мира. Некоторые теисты, начинающие практиковать буддийскую медитацию, полагают, что понятие божества не является несовместимым с буддизмом, однако мастера буддийской медитации рассматривают веру в Бога как препятствие на пути достижения нирваны — высшей цели буддийской практики.

Понятие «Бог» иногда связывается с почитанием трёх драгоценностей, хотя две главные школы буддизма слегка расходятся по вопросу их трактовки. Если последователи тхеравады считают Будду человеком, достигшим нирваны или архатства исключительно за счёт человеческих усилий, то последователи Махаяны рассматривают его как воплощение Дхармакаи, явившееся в мир для блага всех живых существ, а не просто как обычного человека. Кроме того, некоторые последователи Махаяны поклоняются их главному бодхисаттве — Авалокитешваре и надеются переродиться в его сфере.Буддисты принимают существование обитателей высших миров (см. Буддийская космология), известных как «дэвы», но они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары, и не особо мудрее нас. Будда часто изображается учителем богов и превосходит их.

Буддийская космология

Буддийская космология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша, а также по многочисленным комментариям.

Буддийскую космологию можно условно разделить на следующие части:

пространственная космология (теория местопребываний), описывающая сферы, миры, уровни пребывания существ в результате перерождений (а также состояния сознания),

и представления о времени, периодах возникновения и разрушения миров, измеряемых в кальпах. Эти представления связаны с буддийской теорией появления, развития и гибели миров.Следует отметить, что буддийская космология рассматривает в первую очередь духовные миры (состояния психики), которые не всегда имеют материальный эквивалент.

Дэва (буддизм)

Дэва (пали, санскр. देव, «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий.

Мир, населённый дэвами, называется дэвалока (санскр. देवलोक) или мир (небеса) богов.

В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров — существа в них всё равно испытывают своего рода страдания, пребывания там хотя и очень длительны, но рано или поздно прекращаются, и обитатели этих миров не выходят из Сансары. Махаяна акцентирует внимание на преимуществах человеческого местопребывания перед небесами богов. Считается, что существа, испытывая наслаждения в божественных мирах, забывают о целях своего существования и неспособны к сознательным решениям, в отличие от человека. Поэтому Бодхисаттва должен обязательно пройти человеческое рождение.

Рупадхьяна

Рупадхьяна (санскр. rūpadhyāna) — йогическая концентрация (дхьяна) Сферы форм (рупадхату), рупадхьяна соответствует такой медитации, когда внимание фокусируется на материальном объекте. Это слово активно используется в палийских канонических сочинениях. Каждый следующий уровень рупадхьяны труднее достичь, чем предыдущий. Более высокими уровнями медитации являются арупадхьяны — медитации Сферы отсутствия форм, когда внимание фокусируется на нематериальных объектах.

Всего в буддизме различается восемь дхьян, четыре низших являются рупадхьянами. Все четыре рупадхьяны характеризуются экагратой (санскр. ekāgratā), что означает концентрацию сознания на одной точке.

Четыре рупадхьяны называются в соответствии со своим номером:

Пратама-дхьяна (санскр. prathamadhyāna)

Двития-дхьяна (санскр. dvitīyadhyāna)

Трития-дхьяна (санскр. tṛtīyadhyāna)

Чатуртха-дхьяна (санскр. caturthadhyāna)См. также Восьмеричный путь.

Эти четыре первых дхьяны характеризуются четырьмя факторами, которые называются дхьянангами (санскр. dhyānāṅga), их наличие или отсутствие на каждом уровне показано в следующей таблице:

Дхьянанги имеют следующее значение:

витарка (санскр. वितर्क, vitarka IAST) означает восприятие и слежение за объектом медитации

вичара означает переживание объекта медитации

прити (санскр. प्रीति, prīti IAST) означает упоение, удовольствие, восхищение

сукха (санскр. सुख, sukha IAST) означает радость

экаграта означает концентрацию на одной точке

упекша означает сбалансированность (иногда переводится как невозмутимость).

Санат Кумара

Санат Кумара, или Санаткумара, или Санат-кумара, или Сананкумара (англ. Sanat Kumara, Lord Sunat Kumara, в переводе с санкср. Sanat-kumâra – «вечно юный», пали Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra) — великий мудрец, один из четырёх детей Брахмы, божественный риши, Сканда в индуизме; сын и обитатель мира Брахмы, приближенный к Будде, Брахма в буддизме; главный вознесённый владыка, «Господь Мира», глава духовной иерархии земли, живущий в Шамбале («Город Еноха») в теософии, Агни-Йоге, в индуизме — царствует в Джанаре.

В разных религиях и учениях Санат Кумара представлен божеством высокого уровня, познавшим истину и обучающим ей богов, мудрецов, людей. Сотворение видимой вселенной также происходило при участии Санат Кумары. Согласно теософии Санат Кумара совершил акт самопожертвования, «пав» в материю и наделив людей знанием и волей. В индуизме предстаёт в образе предводителя богов, победителя демона невежества, в буддизме — один из брахм, дающий поучения богам. В священных текстах часто выступает в качестве учителя, помогающего возвысить сознание, преодолеть внутренние недостатки, опытного проводника и наставника на пути к истине.

Сфера форм

Сфера форм или Рупадхату (санскр. रूपधातु, Rūpadhātu IAST), иногда Сфера получувственного — в буддийской космологии совокупность миров, населённых существами, обладающими телом и погружёнными в состояние глубокого медитационного сосредоточения (рупадхьяна) в состоянии объективности, выше эмоций, чувств, страстей, желаний.

Существ сферы форм называют высшими богами (дэва) или брахманами, слово «брахманы» применяют для обозначения обитателей только трёх миров Брахмы, или же ко всем обитателям Сферы форм и Сферы отсутствия форм.

Сфера форм ещё соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного.

Существа сферы Форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют пола или половых признаков.

Всего Сфере форм соответствует четыре дхьяны. Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для трёх низших дхьян, и восемь местопребываний для высшей дхьяны, всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде — шестнадцать).

Тинджан

Тинджан (သင်္ကြန်, «sangkran»), от палийского sankanta, что переводится как «переход «) — бирманский новогодний Водяной фестиваль, как правило, попадает на середину апреля (бирманский месяц Тагу). Его празднуют на протяжении четырёх-пяти дней с кульминацией в день Нового года. Даты проведения Тинджана рассчитываются в соответствии с бирманским Лунно-солнечным календарём, и этот праздник не имеет фиксированной даты по григорианскому календарю, хотя он часто приходится на Пасху. В Бирме Тинджан является самым важным национальным праздником. На него же приходится начало новогодних каникул у школьников. В течение первых четырёх дней фестиваля бирманцы обливают и обрызгивают друг друга водой из разных сосудов и приспособлений, что является отличительной чертой фестиваля. Однако в большей части страны он не начинается всерьёз до второго дня. Тинджан сопоставим с праздниками тхеравадских стран Юго-Восточной Азии, такими как Боун Пимайлао, камбоджийский новый год и известным Сонгкраном в Таиланде.

На других языках

Брахма – проклятый бог

Брахма – главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей вселенной.

Существует несколько легенд о появлении Брахмы. Две из них встречаются чаще всего. Объединяет их лишь то, что Брахма является саморожденным. По первой легенде Брахма является из цветка лотоса, который вырастает из пупа Вишу. Отсюда и другое название Брахмы – Набхиджа( «явившийся из пупа»). Хотя верховный бог имеет боле двух десятков имен.

Второй миф повествует о том, что верховный Бог индуистов появился из воды, в которую попало семя Вишу. Оно превратилось в золотое яйцо, из которого и появился Брахма. А остатки этого яйца превратились во Вселенную. Существует главный бог 100 своих собственных лет (311 040 000 000 000 человеческих лет). По истечении этого времени наступает конец цвета и Брахма исчезает.Затем верховный бог появляется вновь, и все возрождается опять на такой же период. Получается, что этот процесс бесконечен.

Индуистская троица представляет собой человека с тремя лицами. В самом центре находится Брахма. Его изображают с красноватым цветом кожи и в красных одеждах. Он имеет четыре головы и четыре руки. Очень часть Брахма предстает с белой длинной бородой, она символизирует бесконечность бытия бога, а также его вечную мудрость. По легенде каждая из четырех голов непрерывно вещает одну из четырех Вед. У Брахмы четыре руки тоже существуют не просто так, каждая олицетворяет одну из четырех сторон света. Причем задние руки отвечают за ум и разум, а передние за человеческое эго и самоуверенность. Руки Брахмы всегда заняты.

В одной руке находится ложка, из которой льется священный огонь. В другой руке Бог держит емкость с водой, этот сосуд может быть изготовлен из металла, либо из кокосовой скорлупы. Третья рука перебирает четки, отсчитывая время существования Вселенной. А вот четвертая рука держит либо книги, либо цветок лотоса, олицетворяющий жизнь всех организмов.

По одной из легенд у Брахмы было 5 лиц. Но пятое лицо отрубил Шиву, когда разозлился на верховного бога.

Брахма передвигается на лебеди. Эта птица очень почитаема в индуистской мифологии. Уважения лебедь достиг благодаря своей божественной способности отделять молоко из воды. Это символизирует то, что каждый субъект мироздания должен уметь разделять плохое и хорошее, должен находить те вещи, который содержать духовный ценности и отвергать то, что их не имеет.

Существует огромное количество легенд о существовании Брахмы. Например, одна из них повествует о том, что из своего лица создал бог дочь. Она получилась до того прекрасной, что Брахма сам в нее и влюбился. Это была Сарасвати, богиня красноречия. Она стала женой творца Вселенной. Помимо этой Сарасвати у Брахмы было еще две жены, но в одних сказаниях это разные богини, а другие легенды говорят, что одна богиня имела разные имена (Савитра, Савара дзви).

Различные источники приводят разнообразные сведения о потомстве верховного бога. У него было более 20 сыновей, всех их Брахма сотворил самостоятельно. Например, бог любви и страсти Камо появился из сердца творца. Несколько сыновей были рождены умом и силой мысли Брахмы – Санака, Санатана, Маричи, Ангирас и другие. Однажды, когда бог был в гневе, из его межбровья появился Рудра.

В настоящее время в Индии не так уж и много храмов, которые посвящены Брахме. В основном все преклоняются Вишну и Шиву. В легендах рассказывается, почему так произошло. На Брахму было наложено очень много проклятий, поэтому большая часть народа отвернулась от него. Но все-таки около 10 храмов, посвященных Брахме, в современной Индии можно найти.

Алексей Д

Бог Брахма в индуизме бог творения

Бог Брахма.

В Православии Бог един, но молитвы заканчиваются: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа». В Индии три Бога, называется это Тримурти. В эту тройку входят – Бог Брахма, хоть и известный Бог, но почему-то не популярен в Индии, ему посвятили всего несколько храмов на территории всей Индии. Вишну и Шива, более популярные Боги в Индии, им на территории Индии построено более десяти тысяч храмов. Связка трёх Богов одна — Тримурти, популярность, она же известность, такая разная.

Цвет, символизирующий Бога Брахму – красный. Кожа Бога Брахмы имеет красный цвет, одежда Бога тоже имеет красный цвет.

Брахму называют как-то не совсем понятно. Хотя для русского человека в этом нет ничего необычного, ведь на Руси есть сказка: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Вот что-то подобное описано и в упоминании Бога Брахмы: не раскрылся — раскрылся, существует – не существует. Тот, который есть вселенная и который отличается от того, кто не существует и существует.

Тот, который создал и высшее, и низшее, древний и высочайший, неиссякаемый и благосклонный. Очень похоже на нашу сказку, только более сложно для понимания, кто же он Бог Брахма. Ибо понять кто он, из того как его описывают индусы, практически не возможно. Можно предположить, что Брахма сильный и мощный Бог, так ведь нет, ведь его удостоили всего несколькими храмами, в отличие от Шивы и Вишну.

Статуя Бог Брахма

Стоит заметить, что Брахма сам себя родил, вроде как он не имеет ни матери, ни отца. С таким происхождением пребывание на земле заставляет быть сильным и самодостаточным.

Бог Брахма и два мифа связанные с ним

Видимо эти качества и довели Брахму до того, что его дважды прокляли. Один раз за то, что он оказался умнее и хитрее Бога Вишну. Брахма и Вишну выполняли одну работу. Вишну сдался первым и доложился Шиве, что выполнение данной работы невозможно. Брахма трудился больше и дольше, даже нашёл лжесвидетеля в свою пользу. Но, увы, ложь раскрылась и Брахму прокляли. Может это проклятие и повлияло на количество построенных в его честь храмов.

А может это в результате другого проклятия Бога Брахмы, где Брахма тоже смог отличиться. К Брахме обратился Великий мудрец Бхригу с просьбой возглавить самое великое, разумеется в Индии, жертвоприношение, именуемое ведийское жертвоприношение.

Когда мудрец пришел к Брахме, тот наслаждался музыкой, в исполнении своей жены — Сарасвати. Бог Брахма уделял время семье и не заметил прихода мудреца.

Статуя Брахме в городе Гокарна.

Мудрец был разгневан данным поступком Бога Брахмы и проклял его. Возможно, это проклятие сыграло злую роль, и народ Индии обделил Бога Брахму количеством построенных в его честь храмов.

С другой стороны второе проклятие шито белыми нитками. Это что за такой Великий мудрец Бхригу, что не смог подождать, пока закончиться музыка? Гнев в такой ситуации присущ дураку, но никак не мудрецу, тем более не Великому мудрецу. Стало быть, мудрец Бхригу – липовый мудрец. Из-за такого пустяка кидаться проклятиями — это позор на голову любого мудреца. Брахма остался верен себе. Ему нравится и жена, и музыка. А тут такая возможность – сочетание и того, и другого. Опять же семейный ценности никто не отменял. Поэтому бросить слушать музыку, когда играет любимая жена, это самый позорный поступок. Тем более, когда этого требует капризный истерик, именуемый себя Великим мудрецом. Да таких «истеричек» вообще нельзя пускать на порог.

Вот и получилось, что не имеющий ни отца, ни матери Бог Брахма проклят со всех сторон. То ли это от того, что у него нет родителей, а стало быть, его считают без рода и племени. То ли от того, что он такой, какой есть, и ни под кого не подстраивается.

В любом случае незавидная судьба у Бога Брахмы, не смотря на то, что он Бог.

Бог Брахма – с человеческим телом, но имеет 4 головы, и 4 руки. А каждая его голова обязана читать, не прерываясь, одну из четырёх вед. Получается, все четыре веды читаются непрерывно. А руки его всего лишь являют собой 4 стороны света – север, юг, восток и запад.

Вот она индийская, сдаётся мне, что не только индийская, справедливость. Если у тебя нет родителей, и ты преследуешь свои интересы, то ты будешь проклят. Ужасно, но думаю, такое происходит не только в Индии и не только с Богами. Везде сирот всерьёз не воспринимают, а стараются обидеть почём зря. А если сирота выбился из серой массы, то такой становится врагом для всех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *