Брак право

До принятия христианства славяне поклонялись воде и водным божествам, призывали их в своих клятвах, очищались водой, считая ее священной стихией. Они читали молитвы над водой, гадали на воде, к рекам, озерам и колодцам относились как к живым существам, способным чувствовать, понимать и владеть человеческой речью. В силу этих причин вода имела большое обрядовое значение при заключении языческих браков. Первые языческие свадебные обряды совершались именно у воды.

Свадебные обряды у воды еще долго заменяли церковное венчание и в христианские времена. В XII в. митрополит Иоанн с горечью признавал, что простые люди «поимають жены своя с плясаньемь и гуденьемь и плесканьемь» (то есть с помощью плескания воды). Спустя столетие ситуация мало изменилась. В грамоте митрополита Кирилла, датируемой 1274 г., говорится: «И се слышахомъ: в предлех Новгородьскых невесты водять к воде. И ныне не велим тому тако быти; аще ли, то проклинати повелеваем».

Похищения невест, практиковавшиеся восточнославянскими племенами в начале христианской эпохи: вятичами, радимичами и северянами, согласно мнению большинства историков, носило исключительно обрядовый, религиозный характер. Выражение летописца «схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни» указывает на религиозные языческие празднества, а слова «умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся» свидетельствуют, что похищение невесты предполагало ее согласие, и, следовательно, не могло иметь характера действительного насилия. Однако в дохристианский период во время языческих праздников или у воды практиковались не только обрядовые похищения. Очень часто девушки и даже замужние женщины умыкались и содержались в брачной неволе без всякого с их стороны согласия.

Одного похищения невесты для установления языческого брака было недостаточно. Брачный союз признавался законным только с момента истечения определенного срока давности, а точнее — с момента примирения обоих родов и признания свершившегося факта. Брак, который заключался путем похищения невесты, довольно длительное время сохранялся в древнерусском обществе и был распространен не только среди простых людей, но и среди знати, о чем свидетельствует Церковный Устав князя Ярослава (XI-XII вв.), где за кражу невесты из знатной семьи предусматривалось наказание. Обращает на себя внимание то, что закон не предусматривал какое-либо наказание за умыкание девушек из «простыи чади» или крестьян. Вероятно, связано это с большой распространенностью подобного преступления в силу приверженности крестьянского населения языческим традициям. Следы обряда умыкания невест сохранились в народном эпосе (былинах, песнях) в форме многочисленных состязаний жениха с невестой, играх молодежи в горелки.

Следующей по времени формой заключения языческих брачных союзов у древних славян явилась покупка невест. Истоки обычая купли-продажи девушек с целью создания семьи непосредственно связано с традицией похищения. «Умычка» невест неизбежно приводила к тому, что возникала вражда между родами, поэтому, дабы предотвратить кровопролитные столкновения, оскорбленный род требовал вознаграждение от похитителя. Со течением времени выплата отступных постепенно трансформировалась в прямую продажу невесты жениху. Появление данной формы брака у древних славян было напрямую связано с историческим повышением уровня общественного экономического развития. Факт появления прибавочного продукта сделало возможным обмен жен для своих соплеменников и измерение стоимости невесты в определенном денежном эквиваленте.

На существование обычая купли-продажи девушки указывают множество различных народных свадебных песен и обрядов, дошедших до нас с древнейших времен. Свадебные песни называют жениха купцом, а невесту товаром. Наиболее наглядно отголоски обычаев купли невесты прослеживаются в свадебных обрядах, которые больше напоминают торговые сделки. Так, дружко и бояре покупали невесту, а братья и ближайшие родственники девушки с ними торговались. Достигнув согласия, родные со стороны невесты передавали ее жениху через полу, как было принято передавать покупателю проданный скот, а затем договор скреплялся рукобитьем. Непременными элементами обряда на народных языческих свадьбах были выкуп женихом косы и постели невесты у ее родных, а также наделение отца, братьев и ряда других ближайших родственников будущей жены деньгами со стороны жениха.

Процесс покупки невесты был достаточно сложным в древние времена. Одним из главных его элементов была «запродажная сделка», или предварительный сговор. Данная процедура договора состояла из двух этапов, а именно, сватовства, представляющего собой осмотр предмета сделки, т.е. невесты через посторонних, и рукобитья как заключения сделки заинтересованными сторонами: родителями будущих мужа и жены или самим женихом и родителями невесты. В процессе сделки устанавливался размер выкупа и срок совершения брака. Форма сделки, как правило, была символическая, устная: «рукобитье» или «заручение», т. е. связывание рук. Впоследствии появился и ряд религиозных форм: богомолье и «литки», или «пропоины», как форма жертвоприношения богам. В сумме, вносимой за невесту, различали действительную плату (вывод, или кладки), получаемую отцом невесты, и обрядовую — выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами. Процедура заключения языческого брака при покупке состояла только в передаче невесты жениху. Передавалась не невеста, как вещь, а символы власти над ней. У славян это была плеть, символизирующая право мужа наказывать жену.

Следующей формой языческого брака, существовавшей у славян в дохристианский период, стал договорной брак, впервые появившийся у полян. В основе договорного брака лежало соглашение между родственниками жениха и невесты. На наличие договора указывают слова летописца о приведении невесты и «приношении» за нее на следующее утро, что являлось действиями, за которыми скрывалось исполнение условий договора. Предметами договора могли быть принципиальное согласие сторон о заключении брака между их детьми, сроки бракосочетания, условия приведения невесты и т.п. В переговорах о заключении брака решающую роль играли родители или близкие родственники молодых. Судя по летописям, мнение жениха и невесты, скорее всего, не учитывалось.

В случае достижения соглашения между родителями молодых наступал последний этап сговора — помолвка. В доме невесты накрывался стол, на который подавались обязательные блюда: каша, пирог-каравай и сыр. Важным элементов помолвки являлся обряд резанья сыра, который был одним из древнейших языческих восточнослявянских ритуалов принесения жертвы. Сыр должна была вынести невеста, сват его разрезал и раздавал всем присутствующим в ее доме.

Отказ жениха от невесты после помолвки считался большим позором для нее, вследствие чего она могла навсегда остаться в девицах. Поэтому в случае разрыва помолвки родители жениха или он сам должны были возместить моральный ущерб, нанесенный невесте, а также расходы на угощение. Эта норма обычного права впоследствии была государством закреплена в форме закона.

Языческий брак в Древней Руси совершался с соблюдением установленных обрядов и в торжественной обстановке. Невесту вечером приводили в дом к жениху, где молодую встречали хлебом, медом и забрасывали различными плодами (маком, зернами хлебных злаков, горохом и т. д.), чтобы она была зажиточна и плодовита. Потом невесте три раза обводили вокруг очага, чтобы она поклонилась домашним богам и принесла жертву. После этого ее усаживали на звериную шкуру, лежащую мехом вверх. Гостям при этом раздавали свадебный калач (каравай).

В ходе церемонии празднования языческого брака совершались обряды, символизирующие переход девушки из-под власти отца под власть мужа. В летописи «Повесть временных лет» содержится указание на традицию, когда невеста должна была разуть жениха. К другим обрядам подобного рода также относятся передача ее отцом жениху из рук в руки, покрытие головы невесты чепцом или платком, а также легкие удары плетью, которую вручал жениху отец невесты. После соблюдения всех необходимых формальностей дружки и женщины одевали молодоженов в новые рубахи и с особым торжеством укладывали их на ложе. Приведение невесты в дом жениха с соблюдением всех необходимых обрядов придавало браку юридическую силу.

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены; неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену; психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями. Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое. В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры). Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Производственный брак – это изделия, детали, услуги, узлы, полуфабрикаты, имеющие качество, не соответствующее техническим условиям или стандартам. Их нельзя применять по назначению или можно эксплуатировать только после исправления дефектов.

Таким образом, браком в производстве считают продукцию, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют стандартам, техническим условиям, строительным нормам (правилам) и не могут быть использованы по своему прямому назначению без дополнительных затрат на их исправление.

Отметим, что в каждой отрасли промышленности свои виды брака. Например, в нефтепереработке и нефтехимии браком в производстве в основном считаются такие продукция или полуфабрикаты, которые не соответствуют по качеству установленным стандартам или техническим условиям и требуют для своего исправления дополнительной (повторной) переработки.

На предприятиях черной и цветной металлургии браком считается продукция, технические показатели которой (качество, размеры, форма и пр.) не соответствуют показателям, установленным стандартом или техническим условием, и которая не может быть использована по своему прямому назначению либо принята по другим стандартам или техническим условиям (по химсоставу, механическим свойствам, размеру, форме, весу, отделке, допускам и т.д.) либо может быть использована лишь после исправления.

Классификация видов брака

Существуют следующие виды брака:

  • Исправимый. Изделия в этом случае можно использовать после устранения недостатков.

  • Окончательный. Изделие исправить нельзя или устранение дефектов экономически нецелесообразно.

  • Внутренний. Такой производственный брак выявляется до отправки продукции на реализацию.

  • Внешний. Этот производственный брак обнаруживается потребителями.

Документальное оформление брака: акт о производственном браке

Унифицированной формы этого документа законом не предусмотрено. Предприятие вправе самостоятельно разработать бланк, который будет заполняться, если будут выявлены те или иные виды брака. Утвержденная форма должна быть закреплена внутренней политикой компании.

Обязанности по обнаружению дефектов в продукции возлагаются, как правило, на отдел технического контроля. Сотрудники отдела технического контроля выявляют производственный брак, причины, по которым он произошел, лиц, причастных к его возникновению. Все выясненные обстоятельства они заносят в утвержденную на предприятии форму.

Однако дефекты могут быть выявлены потребителем. При выявлении таких дефектов потребитель заполняет акт и оформляет претензию.

Особенности составления акта о производственном браке

В документе должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные для официальных бумаг. К ним относят наименование предприятия, адрес расположения, контактную информацию. Кроме этого, должно быть название самого документа «Акт о браке», сведения о руководителе, подпись, расшифровка, дата оформления.

Данные о дефектной продукции рекомендуется приводить в форме таблицы. В ней указывают бракованные изделия, номенклатуру. В таблицу следует включить информацию о единице измерения и количестве дефектной продукции. Для каждого случая брака указывается соответствующая причина.

В случае выявления лиц, причастных к возникновению дефектов, приводятся сведения и о них (ФИО, должность).

Количество экземпляров акта о производственном браке

Акт о браке оформляется в 3 экземплярах.

Первый акт о браке передается в бухгалтерию, второй акт о браке – в цех, где был обнаружен дефект, третий акт о браке – материально ответственному сотруднику.

Если был выявлен внешний брак, акт вместе с претензией направляется производителю.

Для утверждения факта обнаружения дефекта формируется комиссия. Ее члены ставят подписи в конце документа.

Бухгалтерский учет производственного брака

Учет производственного брака осуществляется на счете 28 «Брак в производстве».

В силу Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 28 «Брак в производстве» предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве.

Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

В дебет этого счета 28 «Брак в производстве» собираются все расходы по обнаруженным дефектам до отправки на реализацию и после продажи.

По кредиту счета 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, которые должны будут выплатить виновники производственного брака.

Как правило, удержание этих сумм осуществляется за счет заработной платы, лишения премий, прочих взысканий и удержаний, иных сумм, направленных на снижение потерь.

В состав иных сумм, в частности, входит стоимость некачественной продукции по цене ее возможного применения.

Сопоставляя кредитовый и дебетовый оборот счета 28 «Брак в производстве», бухгалтерия предприятия определяет итоговую сумму потерь.

Так как счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации, то списание производственного брака осуществляется по его стоимости с дебета счета 28 «Брак в производстве» в кредит счета 20 «Основное производство».

Аналитический учет осуществляется по отдельным подразделениям предприятия, статьям затрат, видам товаров, обстоятельствам допущения брака, а также лицам, причастным к этому.

Взыскания с виновных лиц

При установлении конкретных сотрудников, причастных к возникновению брака, сумму, которую необходимо взыскать с них, переносят с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», на субсчет, отражающий информацию по расчетам, связанным с компенсацией имущественного вреда.

Компенсация ущерба сотрудниками предприятия осуществляется по правилам, закрепленным ТК. Как устанавливает 241 статья Кодекса, если с работником не было заключено соглашение о материальной ответственности, взыскать с него можно сумму, которая не превышает величину среднемесячной зарплаты.

Удержание осуществляется на основании распоряжения руководителя предприятия. Приказ издается в течение месяца с момента определения окончательной величины имущественного ущерба. При пропуске этого срока, а также в случае уклонения работника от компенсации вреда, наниматель вправе обратиться в суд. Такая схема применяется, если виновным в браке является сотрудник предприятия.

Если к возникновению дефектов причастно стороннее лицо, суммы переносят в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

Налоговый учет производственного брака

В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде потери от брака.

На основании абз. 9 п. 1 ст. 318 НК РФ к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, в целях обложения налогом на прибыль организации потери от брака продукции можно отражать в составе «прочих затрат», связанных с выпуском и реализацией, в соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Как указано в письме Минфина России от 04.09.2015 N 03-03-06/51225, убытки от брака учитываются для целей налогообложения прибыли только у производителей продукции. Причем чиновники допускают, что потери от брака могут быть учтены и в других ситуациях, если отвечают принципу экономической обоснованности и документально подтверждены.

При этом необходимо принять во внимание ряд особенностей:

Налоговым законодательством понятие «брак» не определено.

В связи с этим согласно положению п. 1 ст. 11 НК РФ указанное понятие в целях гл. 25 НК РФ применяется в том значении, в каком оно определяется нормативно-правовыми актами о бухгалтерском учете.

Соответственно, понятие «брак» может применяться в том смысле, в каком оно раскрывается в нормативных актах по ведению бухгалтерского учета – положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Из этого следует, что в состав затрат в форме потерь от дефектной продукции могут включаться затраты по внутреннему браку, обнаруженному на этапе производства либо реализации, а также внешним недостаткам, выявленным у потребителей в ходе монтажа, сборки, эксплуатации. Данный вывод подтверждается и письмом Минфина от 29.04.2008 г.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 18.04.2014 N 03-03-06/4/18147:

В частности, в состав расходов в виде потерь от брака могут быть включены потери налогоплательщика по внутреннему браку, выявленному на стадии производства и (или) реализации, а также по внешнему браку, выявленному у потребителя в процессе сборки, монтажа или при эксплуатации изделия.

Документальное подтверждение производственного брака для целей налогообложения

Как подтвердить для целей налогообложения, что списываемые расходы связаны с браком? Конечно же, документами.

Если речь идет о внутреннем браке, то составляется акт, в котором описывают характер брака и его причины, количество забракованной продукции, является брак исправимым или нет, при возможности указывают лицо (работника), виновное в возникновении брака.

Если брак внешний и выявлен покупателем продукции при ее получении, документальным подтверждением факта такого брака будет оформленный покупателем акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. На основании этого акта в адрес поставщика (производителя) выставляется претензия.

Налог на добавленную стоимость

При расчетах с бюджетом по данному налогу возникает вопрос о необходимости его восстановления по материальным ценностям, результатом использования которых стало возникновение брака. Причем, если брак исправимый, сомнений в правомерности вычета по НДС не возникает, так как исправленный брак будет в дальнейшем использован в деятельности предприятия — плательщика данного налога.

Что касается неисправимого брака, перечень оснований для восстановления НДС, приведенный в ст. 170 НК РФ, является закрытым. Списание товарно-материальных ценностей при выявлении брака — не основание для этого (постановление ФАС МО от 15.07.2014 N Ф05-7043/2014).

Аналогичный вывод сделан в постановлении АС МО от 13.11.2015 N Ф05-14877/2015. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, но впоследствии не используемых в этих операциях в связи с браком или образованием отходов.

Также нужно помнить, что при обнаружении брака и возврате продукции суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них (п. 5 ст. 171 НК РФ). Лучше, если документами в совокупности подтверждаются реальность произведенного возврата бракованного товара, устранение недостатков возвращенного товара и его последующая реализация другим покупателям.

Тогда претензии налоговиков к вычету по НДС при возврате продукции в связи с выявлением брака суд однозначно сочтет неправомерными (постановление ФАС ПО от 27.02.2014 N А65-7907/2013).

Итоги

Потери от брака являются расходами, а не активом в учете и отчетности предприятия. При этом данные расходы (после уменьшения их на возможные выгоды) включаются в себестоимость продукции промышленного предприятия и учитываются при расчете налога на прибыль.

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, входят потери налогоплательщика по внутреннему браку, выявленному на стадии производства и (или) реализации, и по внешнему браку, выявленному у потребителя в процессе эксплуатации изделия.

При расчете НДС выявленный брак не обязывает восстанавливать налог, но может стать основанием для возврата продукции и принятия к вычету НДС, начисленного при реализации такой продукции продавцу.

24. ТАинство брака

Бог – основатель брака. Законы брака – не выдумка человека, а требование человеческой природы, сотворенной Богом. Брак – это союз всей жизни, по природе своей направленный ко благу супругов и рождению и воспитанию потомства.

Брак на пробу, или брак, намеренно исключающий потомство, – это не брак, а грех. «Нельзя попробовать жить, нельзя лишь попробовать умереть. Нельзя пробовать любить, лишь на время пробовать принимать человека. Брак на пробу, брак на время – это не брак, а жизненный обман» .

Бог создал человека мужчиной и женщиной и хотел, чтобы их взаимная любовь в браке стала образом абсолютной и нерушимой любви, какой Он любит человека.

Брак между крещеными – это настоящее таинство. Некоторые богословы видят в присутствии Христа на браке в Кане Галилейской (Ин 2, 1) установление этого таинства. Другие богословы считают установлением этого таинства отмену Христом разводного закона (Мф 19, 5).

Между крещеными не может быть заключен такой действительный брачный союз, который бы не был таинством.

Таинством Брака супружеская любовь преображена любовью Христа, укреплена и обогащена Его спасительной силой. Христианские супруги, в силу таинства Брака, знаменуют тайну единства и плодотворной любви между Христом и Церковью и участвуют в ней.

Таинство Брака умножает в душе освящающую благодать и сообщает т?инственную благодать, которая помогает супругам освящать свою супружескую жизнь и воспитывать детей по-христиански.

Взаимное выражение согласия между супругами – это необходимый элемент, который создает брак. Если такого согласия нет, то нет и брака. Это согласие, связывающее супругов между собой, находит свое завершение в том, что двое становятся плотью единой.

Для крещеных гражданский брак – это еще не брак. Только те браки являются действительными, которые заключаются в присутствии местного епископа или приходского настоятеля либо делегированного ими священника или диакона, долженствующих ассистировать при венчании.

В Церкви латинского обряда обычно считается, что сами супруги взаимно даруют друг другу таинство Брака, выражая перед Церковью свое согласие. Священник (или диакон), ассистирующий при совершении таинства Брака, принимает согласие супругов от имени Церкви и дает благословение Церкви.

В восточных обрядах служитель таинства Брака, называемого венчанием, – священник или епископ, который, получив обоюдное согласие супругов, венчает последовательно мужа и жену в знак заключения супружеского союза.

Брак един. Многоженство противопоставляет себя самой идее супружеского общения. Многоженство отрицает изначальный замысел Божий, ибо оно противоречит равному достоинству мужчины и женщины, отдающих себя друг другу в браке в абсолютной любви, которая тем самым может быть только исключительной и единой. Человек, практиковавший многоженство и ставший христианином, обязан по справедливости нести ответственность за своих бывших жен и своих детей.

Брак, даже между некрещеными, нерасторжим. Через брачный союз муж и жена уже не два, но плоть едина (Мф 19, 6).

Супружеская любовь по своей природе требует от супругов нерушимой верности. Нерасторжимость брака весьма способствует обеспечению любви, ее укреплению и углублению. Любовь подвержена развитию, которое может содержать в себе испытания и кризисы. Долг верности устраняет опасность иссякания любви и приводит ее к счастливой зрелости.

Благо детей не менее, чем супружеская любовь, настойчиво требует прочности очага. Дитя в течение долгих лет нуждается в отце и матери. Нерасторжимость брака направлена к счастью детей и их воспитанию, она обеспечивает присутствие возле них любящих сердец и наделяет их светлым опытом родственных чувств.

Иисус недвусмысленно учил о первозданном смысле союза мужчины и женщины. Супружеский союз между мужчиной и женщиной неразрывен, ибо он заключен Самим Богом: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6).

Что касается христианского брака, то самая глубокая причина его нерасторжимости коренится в верности Бога Своему Завету, Христа – Своей Церкви. Таинством Брака супруги представляют эту верность Христа и свидетельствуют о ней. Возведение брака в достоинство таинства увеличивает изначальную силу супружеской связи, так что одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти. Брак называется одобренным и завершенным, если супруги совершили брачный обряд и супружеский акт, сам по себе предназначенный для рождения потомства.

Развод является серьезным нарушением естественного закона и оскорблением таинства брака. Заключение нового союза – даже если он признан гражданским правом – усугубляет греховность разрыва: супруг, заключивший новый брак, оказывается в ситуации публичного и постоянного прелюбодеяния. До тех пор, пока он не примет решение исправиться, он не может получать отпущение грехов и не вправе причащаться.

Сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их и сказал: Плодитесь и размножайтесь (Быт 1, 28). Подлинная супружеская любовь возбуждает в супругах желание великодушно принимать столько детей, сколько Бог посылает. Священное Писание видит в многодетных семьях знак благословения Божия и родительской щедрости. Да и дети весьма способствуют благу самих родителей.

Любой супружеский акт должен оставаться открытым для передачи жизни. Это учение, многократно изложенное Учительством Церкви, основано на неразрывной связи между двумя значениями супружеского акта: между сочетанием и деторождением. Этой связи хотел Бог, и человек не вправе разорвать ее по своей собственной инициативе.

«Поражая источники жизни, – пишет св. Хосемария Эскрива, – супруги совершают преступление против даров, которыми наделил их Бог, и тем самым демонстрируют, что в своем поведении они руководствовались не любовью, а эгоизмом. Супруги превращаются как бы в сообщников, отношения между ними становятся напряженными, возникают разрывы. Часто непоправимые. Брачная жизнь, укрепленная целомудрием, становится проявлением подлинной и искренней любви. Муж и жена понимают друг друга без слов и чувствуют себя единым целым. Но если Божественный дар сексуальности извращен – интимность рушится. И супруги уже не в силах смотреть друг другу в глаза. Муж и жена должны созидать общность жизни на основе искренней, чистой любви и радости от того, что в их союзе рождаются дети, дарованные им Господом. Они должны, если нужно, уметь отказаться от личных удобств, доверившись Провидению Божию. Создание многодетной семьи, если такова воля Господа, – это залог счастья и действенности, хотя проповедники гедонизма в своем печальном заблуждении утверждают обратное» .

Порочны и незаконны действия, которые имели бы своей целью или же средством невозможность деторождения, будь то в преддверии брачного акта, во время его осуществления или же в развитии его природных последствий. Если для регулирования рождаемости есть серьезные причины, зависящие от физических либо психологических обстоятельств супругов или же от внешних условий, Церковь учит, что в таком случае разрешено принимать в расчет природный ритм, присущий детородным функциям, чтобы совершать брачный акт только в периоды, не предполагающие зачатия, и, таким образом, регулировать рождаемость.

Задание родителей по отношению к детям не ограничивается деторождением. Так как родители передали жизнь детям, они обязаны воспитывать детей. Право и обязанность родителей воспитывать своих детей выше прав и обязанностей других лиц и институтов, отвечающих за воспитание детей, в силу исключительности полного любви отношения между детьми и родителями; они незаменяемы и неотчуждаемы и поэтому не могут быть целиком переданы другим, свободно или насильственно.

Все люди, включая супругов, призваны к святости, т. е. к героизму, к подвижничеству. Это всеобщее призвание к святости конкретизируется для христианских родителей в таинстве Брака и в повседневных реальностях, присущих супружеской и семейной жизни. «Муж и жена, – пишет св. Хосемария, – призваны освящать супружескую жизнь и в ней освящаться. Они совершили бы тягчайшую ошибку, строя свою духовность вне семейного очага. Семейная жизнь, супружеские отношения, воспитание детей и уход за ними, усилия, направленные на материальное содержание, обеспечение и укрепление финансового положения семьи, общение с коллегами и друзьями – все это обычное человеческое бытие супруги призваны освятить» .

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *