Брат Иисуса Христа

Опубликовано 23.04.2017

Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Когда я говорю, что Иисус Христос вырос в большой семье, где были братья и сестры, люди обычно удивляются. Очень многие верующие ошибочно считают Марию, мать Иисуса Христа, вечной девственницей. Читая Библию, люди не замечают, как много братьев и сестер было у Иисуса! А это, в свою очередь, наталкивает меня на мысль о том, как же мало внимания мы обращаем на текст Библии, если упускаем такую очевидную вещь!

В Новом Завете есть несколько отрывков, которые ссылаются на количество братьев и сестер Иисуса Христа. Мы посмотрим лишь пару из них в Евангелии от Матфея. Один из них находится в самой первой главе Нового Завета.

Когда Иосиф проснулся, он поступил по велению ангела Господнего и взял Марию к себе в дом как жену, но сохранял её девственность, пока она не родила сына. Иосиф назвал Его Иисусом (От Матфея 1:24-25).

Естественно предположить, что Иосиф и Мария вели обычную женатую жизнь после того, как родился Иисус. В первом веке не было даже идеи о том, что Мария всегда оставалась девственницей после рождения Иисуса Христа.

Мать Иисуса Христа и Его братья упоминаются в Евангелии от Матфея 12:46-50. И это вполне нормально, так как Иосиф и Мария вели обычную семейную жизнь.

«Пока Он говорил так с народом, Мать и братья Его стояли снаружи: они хотели поговорить с Ним». (От Матфея 12:46)

«И пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын? Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?» И не захотели они признать Его. Тогда Иисус Христос сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме». (От Матфея 13:54-57)

Иисус жил в Своей родной местности, где все знали Его семью, включая всех Его братьев и сестер. Что мы можем увидеть из этого отрывка? У Иисуса было четверо младших братьев.

«Среди нас сёстры Его» — имеются в виду три и более. Хотя логичнее может показаться, что речь идет лишь о двух. Чтобы не перестараться с трактовкой этого отрывка (можно было предположить, что количество братьев и сестер равное), скромно предположим, что их было три.

Итак. Там было, по крайней мере, восемь детей (включая Иисуса), а если считать Марию и Иосифа, то в семье было всего десять человек. Конечно, по отношению к Иисусу эти семь детей были сводными братьями и сёстрами (мы ведь помним, что отцом для Иисуса был не Иосиф).

У Иисуса Христа было много братьев и сестер. Он вырос в большой семье. Это значит, что Иисус учился делиться, учился понимать других людей, учился быть примером для своих младших братьев и сестер и так далее. Иосиф умер раньше Марии, так что Иисусу пришлось стать главой семейства, что, в свою очередь, может объяснять тот факт, что Он не спешил начинать Свое публичное служение. Марии нужна была поддержка Иисуса, особенно, когда Его братья и сестры были еще очень маленькие.

Даглас Джакоби

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Татьяна Черкасова, г. Екатеринбург: «Хотелось бы подчеркнуть, что кроме предназначения быть женщиной, выполнять роль жены и матери, что, между прочим, определено и для неверующих женщин, женщина-христианка имеет важное предназначение, как член Тела Христова — служить теми дарами, которыми наделил нас Дух Святой. К сожалению, это часто упускается из виду, и Божий замысел о женщине сводится только к семье. Второй, не менее важный, момент — женское служение имеет своей целью помощь братьям-служителям. Поэтому духовно зрелые женщины в каждой поместной церкви направляют свое служение таким образом, чтобы максимально восполнить нужды новообращенных, духовно слабых, молодых и одиноких женщин. Когда мы помогаем женщинам всех возрастов в решении их проблем, тогда пастору становится легче. Хорошо бы пасторы понимали, что женское служение — это не какая-то непонятная самостоятельная структура в братстве…»

Елена Борецкая, Нижний Новгород. «В Нижегородской области и Чувашской Республике избраны две ответственные за женское служение сестры. Организован сестринский комитет, куда вошли все ответственные сестры из церквей региона. Два раза в год проводятся совместные встречи для обсуждения стратегии служения, подведения итогов и составления планов на будущее.

В настоящее время сестры активно принимают участие во всех видах церковного служения, оказывая разнообразную помощь братьям служителям. На регулярной основе действуют малые группы: «Молитвенное служение», «Мамы в молитве», «Девушки в молитве», «Мамы дошколят»; группа «Работа с вдовами», «Подростковый клуб для девочек», «Хозяйственное служение» (подготовка конференций, обеды, свадьбы, уборка дома молитвы и т.д.). Действует пять городских центров обучения по Всероссийской программе обучения женщин (BEE/Интраст). В программе задействовано около 70 сестер. Каждая из них рекомендована пастором поместной церкви и несет ответственность обучаться в течение пяти лет и вести малую группу, передавая другим сестрам полученные знания в соответствии с 2-Тим 2:2.

Христианки имеют общение в церкви на богослужении. Однако многие являются только слушательницами, а не активными участницами в жизни церкви. Наиболее эффективно, когда женщины будут также иметь общение в малых группах, где смогут читать Слово Божие, молиться и поделиться своими переживаниями и благословениями. Духовно зрелая женщина имеет общение со своими подругами и может рассказать им о своей жизни с Христом, чтобы потом пригласить их в церковь».

Евгения Пак, г. Красноярск: «Картина женского служения в Красноярском крае выглядит так: с 1999 года в Центральной церкви города Красноярска «Благодать» был организован сестринский комитет. В его состав вошли тринадцать лидеров различных служений: Молитвенное служение, Мамы в молитве, Тавифа, Группа милосердия, Группа вспоможения (помощь на погребениях), Странноприимства, Работа с вдовами и одинокими, Противоабортное служение, Медицинская группа (оказание медицинской помощи во время служений), Хозяйственное служение (подготовка конференций, крещений), Социальное служение (помощь зависимым), Гуманитарная помощь, Детский сад (присмотр за детьми во время богослужений). Дамский клуб.

Сестринский комитет осуществляет выезды в другие церкви края, чтобы поделиться опытом, помощью в организации женского служения, а также для поддержки и ободрения сестер. С сентября 1999 года женщинам была предоставлена возможность Российским Союзом евангельских христиан-баптистов, Миссией Восток-Запад и Библейским институтом заочного обучения BEE/Entrust обучаться по Всероссийской программе женского служения. В этом учебном проекте в нашем крае в настоящее время задействовано более ста женщин, способных обучаться и передавать другим сестрам то, чему они учатся, на основании 2 Тим 2:2 и быть лидерами различных служений».

Екатерина Кокунова, Московская область. «Наше служение существует более пятнадцати лет. Служение Богу в нашем понимании — это жизнь в Боге, которая включает в себя: общение различного рода; прославление Бога; исследование Писания и себя; обучение сестер для их духовного роста и приобретения навыков применения Слова Божьего в реальной жизни; поддержка друг друга в молитве; духовное наставление.

В Московской области в межцерковном служении практически проходят только молитвенные встречи. Мы собираемся, чтобы молиться в согласии за нашу страну и за правительство; за свои города и нужды церквей; за Воскресные школы и все духовные учебные заведения; за военнослужащих; за миссионеров; за летние христианские и не христианские лагеря; за детей; за инвалидов; наркоманов и ВИЧ инфицированных и за реабилитационные центры и многое другое.

В церквах много одиноких сестер, которые особенно нуждаются в общении и поддержке. На эти служения сестры приезжают с радостью, они чувствуют себя нужными Богу и друг другу, получают радость и ободрение от совместного труда, молитвы и прославления Господа. Сестры знакомятся на уровне церквей, что немаловажно для ощущения принадлежности к Вселенской церкви. Делятся опытом упования на Бога, своими нуждами и нуждами церквей, чтобы молиться за церкви и друг за друга.

Мы можем видеть ответы Бога на молитвы, когда наше упование возложено на Него. Кто молится, тот устремляет свой взгляд на Бога, ожидая ответа, а кто не просит, тот не может оценить этот труд, потому и принимает все происходящее как должное.

Для многих сестер молитва — это жизнь. И они с нетерпением ожидают молитвенные встречи, потому что в последствии видят ответы Бога на молитвы на уровне государства. Приезжают и новые сестры, которые еще не получили призвание к труду, но, поучаствовав силу в совместной молитве, с радостью желают молиться дальше. Сестры спрашивают, когда будет следующая молитва. Этот труд особенно дорог для сестер.

В 1997-1999 годах у нас проводились обучающие семинары по индуктивному методу изучения Библии. В результате сестры, которые проходили эти обучения, сейчас составляют костяк ревностных тружениц поместных церквей. Те, кто не учился, являются обычными прихожанками, не жаждущими трудиться. Поэтому мы считаем, что обучение сестер необходимо».

Лия Алиева, г. Кисловодск, директор служения «Мамы дошколят»: «Через наше служение мы хотим помочь верующим мамам расти духовно, строить правильные отношения в семье, воспитывать детей на основании Слова Божьего, нести Евангелие неверующим женщинам и членам их семей через общение, реальную помощь и Библейское наставление».

Вера Изотова, г. Москва. Сейчас много дискутируют по вопросам: Может ли женщина быть пастором? Могут ли женщины заниматься миссионерской деятельностью?

Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться к Слову Божию. Когда апостол Павел говорит о месте женщины в Церкви, он не случайно обращает нас к сотворению — Быт. 2:18-20. Назначение женщины определено, как «помощник, соответствующий мужчине». И это слово не ставит женщину ниже мужчины. Бог создал женщину, чтобы она оказывала помощь тому, кто нуждается в этой помощи и не может обойтись без нее. Среди всех животных и птиц Адам не нашел помощника, подобного себе. Помощником, без которого он был не полон, не целостен, была Ева. Посмотрим также на служение женщин в первоапостольской церкви. Женщины присутствовали при сошествии Святого Духа (Деян. 2:1-4).

Первой женщиной, обратившейся к Христу в Европе, была Лидия. Она открыла свой дом в Филиппах для миссионеров: апостола Павла и Силы (Деян. 16:15). Прискилла вместе со своим мужем Акилой подвизались вместе с апостолом Павлом в проповеди Евангелия. Ученица Тавифа (Серна), жившая в Иоппии, творила много добрых дел и милостынь, обшивала вдовиц и пользовалась любовью церкви. У Филиппа благовестника были четыре незамужние дочери, имелвшие дар пророчества и служившие им в церкви (Деян. 21:9). Еводия и Синтихия совершали подвиг благовестия вместе с апостолом Павлом (Флп. 4:2). Фива была диаконисой церкви в Кенхреях (Рим. 16:2). Мать Руфа окружила материнской заботой не только своего сына, но и апостола Павла. В первоапостольской церкви были пророчествующие и молящиеся женщины (1 Кор. 11:5). Нас вдохновляют эти примеры служащих Богу женщин. Однако среди них мы не видим ни одной женщины, которая была бы пресвитером или епископом церкви.

Что касается благовестия, Библия говорит, что женщины могут заниматься проповедью Евангелия, возвещать людям о Христе. Мы вспоминали женщин, которые совершали служение благовестия вместе с апостолом Павлом. Иисус Христос повелел женщинам рассказать о Его воскресении.

Что для этого нужно? Сейчас стало весьма популярным слово мотивация. Единственная мотивация к Благовестию — это к людям! Если мы не скажем им о Христе, то они погибнут. В книге «Оставленные» Джерри Дженкинса и Тима ЛаХэйя на меня произвело сильнейшее впечатление описание вознесения Церкви. В одно мгновение с земли исчезли десятки миллионов людей, практически все дети. Исчезновения сопровождались страшными катастрофами в воздухе и на земле. Пастор церкви «Новая Надежда» оставил людям видео-послание с объяснением того, что произошло, и что их ожидает.

Бог вручил нам послание о Своей любви: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» – 2 Кор.5:19; Ин.3,16. Каждая христианка должна и может нести его людям. Особенно тем, кто искренне ищет Бога. Много для этого знать не требуется. Чтобы вооружиться важными принципами благовестия, необходимо читать Евангелия и книгу Деяний Святых Апостолов. Если есть возможность, изучить фундаментальный курс «Благовестие и Наставничество», а также перенимать опыт у христиан, которые занимаются проповедью Благой вести.

Для меня толчком к личному благовестию послужила «История неизвестного евангелиста мистера Генора» из Сиднея.

Проблема состоит не в том, что мы недостаточно знаем о благовестии, а в том, что, зная о спасении во Христе, мы не идем с Благой вестью к людям. Мы живем в последнее время. Восхищение Церкви может произойти в любое мгновение. И мы должны донести Божественное послание всем людям.

  • Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа Закон Божий
  • Братья Господни А. П. Лебедев
  • «Братья» и «сестры» Иисуса Христа Е. Верещагин

Бра́тья Госпо́дни – так в Евангелии (Мф.12:46-48); (Ин.7:3-5) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству).

В Новом Завете упоминается не менее 6-ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (Мф.13:55-56); (Мк.6:3). B (Мф.27:56) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в (Мк.15:40) об этой Марии говорится как о «матери Иакова меньшого и Иосии». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веровали в Него» (Ин.7:5), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (Деян.1:13-14). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины.

Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы».

Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим.

а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В (Ин.19:25) названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. (Быт.13:8); (Быт.19:15); (3Цар.12:24) и др.).

в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии».

Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа

Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:19-21; см. также Мф.12:46-50; Мк.3:32-35).

Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти.

Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:19). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти».

Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса.

Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк.6:2-4; см. также Мф.13:54-57; Лк.4:22-24; Ин.4:44).

Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах.

В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Мф.2:7). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня — единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно.

Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке — брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в Мф.27:56), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным — «единородным» — ребенком.

А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слов уprotōtokos, буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия бехор. Слово бехор не содержит никакого упоминания о числительных: бехор — это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется бехор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» — по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» — было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство —бехора(х) — это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.

Кстати, в Евангелии не случайно подчеркнуто, что Иисус был «бехором». Лишь первородного младенца мужского пола приносили в Иерусалимский храм, где совершалась очистительная жертва матери, а сам ребенок представлялся «пред лице» Господа. По этому закону и Иисус был принесен в Иерусалимский храм: «…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…» (Лк.2:23). Об этом событии мы вспоминаем в праздник Сретения.

После сказанного, думаю, понятно, что ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер на фоне еврейского языка и культуры отнюдь не противоречат тому, что он был единственным сыном Девы Марии. Греческий язык, на котором были написаны евангелия, был средством отражения другой культуры, поэтому, когда ему пришлось стать зеркалом для культуры Палестины, он привнес от себя некоторые смыслы, реально способные ввести в заблуждение. Соответственно эти смыслы затем перешли и в христианский славяно-русский язык, сформировавшийся на базе греческого.

Глава из книги Е. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении». М. Лада, 2013.

См. также: РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА ХРИСТА

Скользкая это тема, однако, не раз приходится с ней сталкиваться.
Католики и православные…
У нас больше общего или различий?
Как по мне, так различия лишь в некоторой обрядности да в датах праздников.
И те и другие относятся к христианам.
Кто такой христианин? Ответ очевиден, тот, кто верует во Христа!
А что значит веровать во Христа? Бить поклоны денно и нощно?
Жертвовать побольше на храмы? Отказаться от мирских радостей?
Возможно! Но это будет отклик лишь на заповедь любить Господа своего.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:37-40)
И, наверное, труднее всего нам дается возлюбить ближнего.
За тридцать лет моего пребывания на службах в костеле я ни разу не слышала плохого слова в сторону православных.
Наш священник всегда призывает, чтобы мы «делили» радость праздников вместе с «братьями нашими православными».
Так уж случилось, что все семьи в моем роду «половинчатые».
Если жена католичка, то муж православный и наоборот. Из-за этого мой дядя одну дочь окрестил в костеле, а вторую в церкви.
Чтобы уважить родителей зятя, моего младшего внука так же окрестили в церкви.
Иногда в нашем храме замечаю людей крестящихся «не в ту сторону», значит, изначально православные влились в католическую семью.
Моя старшая дочь в первом браке пыталась влиться в православную семью.
Всю службу в церкви рядом стоящие бабки шипели ей, что не в ту сторону крестится. Дочь не выдержала и вышла.
Вторую дочку подруга пригласила на крещение в церковь.
Батюшка увидел на шее крест католический и приказал немедленно снять иначе крещения не будет.
В наших храмах службы короче и люди имеют право сидеть большую часть литургии, но значит ли это, что Господь любит нас меньше?
Думаю, что нет!
И очень надеюсь, что ОН простит малышку, разлегшуюся во время службы на скамейке, пока не видят родители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *