Брестская церковная уния 1596

Брестская церковная уния 1596 г.

Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. — объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).

1. Основная цель польской власти. Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.

2. Основные причины заключения унии для православных епископов . Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

3. Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии.

5. Раскол собора. Провозглашение унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора — православный и униатский:

Православный собор отклонил унию; униатский — провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.

6. Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

Уния — это соединение государств, при котором один монарх является правителем этих стран. Поэтому возникновение подобного союза возможно только в монархических государствах. Наиболее часто он устанавливается между католической и православной церквями. Православные священнослужители относятся к такому объединению, как правило, резко отрицательно. А римско-католическое священноначалие считает такое соединение не только приемлемым, но и эффективным средством восстановления единства с поместными православными церквями.

Что такое уния

Это объединение самостоятельных государств и церквей в единое политическое и духовное целое. Участники союза не теряют государственный суверенитет. Единый правитель приумножает свою власть. После подписания акта об объединении он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.

Происхождение слова

Это слово произошло от латинского «unio», что в переводе обозначает «объединение», «единство», «союз».

Значение понятия

Это понятие обозначает союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество.

В словаре экономических терминов дается следующее определение :

«Это постоянные международные организации технического, информационного, административного характера».

Старообрядцы этим термином обозначают единоверие. С одной стороны, они сохраняют древнерусское богослужение и двоеперстие, а с другой — признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Понятие и отличие от конфедерации

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

  • Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

Разновидности

Объединения государств и церквей бывают трех видов: церковные, личные и реальные.

Церковные

Церковная уния — объединение двух или более религиозных конфессий. Чаще всего имеется в виду союз Западной римско-католической и Восточной православной церквей. В результате объединения православная церковь признавала власть папы Римского и католическую экклезиологию, то есть раздел богословия, изучающий природу и свойства церкви. Но при этом она сохраняла возможность совершать литургические обряды, богослужения на родном языке и некоторые другие обычаи.

Церкви, которые образовывались в результате слияния, назывались униатскими. Как правило, жизнь униатских общин не менялась — сохранялся традиционный религиозный культ и местный язык для богословского диалога.

Личные

Личная уния — это союз двух или более государств, при котором главой каждого государства становится один и тот же правитель. В старину надобность в подобном союзе часто возникала, когда прекращалось существование царской династии, и на престол вступал государь другой страны. Также бывали случаи, когда правитель вступал в брак с наследницей престола другого государства и таким образом объединял оба престола — свой и жены. Власть монарха в союзе может прекратиться, если законы о престолонаследовании отличаются друг от друга в объединенных государствах.

Реальные

Реальной унией называют соединение государств, при котором единство правителя устанавливается с помощью общих законов — о наследовании престола и о правилах избрания государя в случае прекращения существования правящей династии. Такой союз предполагает наличие учреждений, министерств, общих для обоих государств.

В качестве примера можно привести соединение Австрии и Венгрии, произошедшее в 1703 году и существующее по сей день. Эти страны имеют одинаковые конституционные законы и три общих министерства: военное, финансовое, министерство двора и иностранных дел.

История церковной унии

В 1054 году произошел раскол христианской церкви. В результате на Западе появилась римско-католическая церковь с центром в Риме, а на Востоке — православная с центром в Константинополе. После раскола между ними постоянно возникали противоречия. Тогда и начались первые попытки объединения церквей.

Предпосылки и причины объединения

Изначально инициатива по объединению церквей всегда исходила от католиков. Таким образом римские первосвященники надеялись подчинить своей власти православную церковь. Однако греческие и русские епископы долгое время отказывались признать власть папы Римского и принять католические догматы.

Также попытки объединить церкви предпринимались Византийскими императорами. Они надеялись с помощью Рима и католиков защитить свои земли от многочисленных завоевателей.

Согласование и подписание акта

Для объединения церквей разных вероисповеданий обязательно созывался Церковный Собор, на котором присутствовали представители православного и католического духовенства. Часто в подписании акта принимали участие монархи и императоры стран-участниц. Еще не было ни одного случая, чтобы при обсуждении вопроса о соединении разных церковных конфессий не возникали серьезные споры и разногласия между сторонниками и противниками союза.

Во время проведения Собора каждая сторона должна была принять определенные условия другой стороны, которые они обязаны были выполнять. После этого стороны подписывали акт, в котором четко указывалось, кто становится правителем созданного союза и какие обязательства должна отныне выполнять каждая из стран-участниц.

Результаты

Практически у всех церковных союзов, принятых в разные годы и в разных странах, было огромное количество противников. Объединение церквей разных вероисповеданий подрывало основы веры, заставляло прихожан принимать новые догматы. Поэтому большая их часть просуществовала недолго и вскоре распалась. Все это сопровождалось многочисленными жертвами среди священнослужителей и простого народа.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ВКЛ – это полиэтническое государство четырёх основных народов: белорусов, русских, украинцев и литовцев.

С Кревской унии началось проникновение католицизма на белорусские земли, при этом был отклонён союз с Московским княжеством.

На следующий год после заключения унии Ягайло сделал государственной религией Литвы католичество. Таким образом, он выбил почву из‑под ног тевтонских «миссионеров», но с другой стороны – значительно усложнил жизнь восточнославянским народам, находившимся под его властью. Поляки обратились против венгров, изгнали их из Галиции. Началась политика полонизации и католизации местного населения. Польские феодалы начали проникать и в другие украинские и белорусские земли.

Ягайло удалось получить от ряда крупных литовских магнатов грамоты о том, что они будут верны ему и как польскому королю. В то время феодальная верность была важнее любых национальных интересов, это и пытались использовать инициаторы унии. Соглашение это было, в общем, личное и касалось самого Ягайло, но через него можно было присоединить к Польше и земли всех его вассалов. Однако далеко не все крупные литовские землевладельцы и, тем более, коренное «русское» православное население были довольны сложившимся положением, они понимали, что попадают в перспективе в подчиненное положение к польским панам.

Фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена, однако Ягайло издавал законы, дающие особые привилегии феодалам‑католикам. Довольный его успехами, Папа Римский весной 1388 года прислал Ягайло и Ядвиге свое благословение и поздравительную буллу. Это означало, что литовско‑белорусский великий князь, ставший королем польским, признавался равным королям других держав.

Как видно, Кревская уния 1385 года расколола Русь на «Московскую» ( православную) и «Литовскую» ( католическую).

Вот мнение ведущего историка России Евгения Спицина.

Таким образом, конец XIV века характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385 году была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.

Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.

До 1385 года в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.

В конце концов, вследствие унии Литвы с Польшей, между Москвой и Польшей развился продолжительный конфликт. Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой русской нации на три народа – великороссов (в настоящее время называемых просто русскими) на востоке, малороссов (украинцев) и белорусов на западе. Долгое время, однако, народы каждой из этих трех ветвей продолжали называть себя просто русскими.

Поэтому лишний раз убеждаемся, что именно с Запада, и таки с Запада, надвигалась постоянная угроза самому существованию Руси Великой. И, вчитываясь в древние строки, пытаясь понять невысказанные и похороненные в них тайны прежних веков, вновь и опять остро переживая Кревскую унию, отдавшую Литву и всю Киевскую Русь, принадлежавшую до того Великим князьям литовским (Червонную, Малую и Белую Русь, по позднейшей терминологии), в руки католического Запада, задумываешься над тем, какова была во всем этом — и в удавшемся обращении в католичество Литвы, и в неудавшемся, хотя и аналогично задуманном подчинении Риму Руси Московской, — какова была роль, воля и ответственность пастырей народов, и какова — народа, обязанного внимать правителям своим? Почему получилось там и не получилось здесь? Кто в самом деле творит историю? Какова мера возможностей и, значит, мера ответственности правителей страны в творимом ежечасно творчестве истории, творчестве бытия народа?

Важнейшие в истории унии

В мировой истории известно много церковных течений, основанных на соединении различных христианских церковных организаций с католической церковью при условии признания главенства папы Римского и католической догматики. Организовывались союзы с церквями греческого, армянского, коптского, маронитского и других обрядов.

Наиболее важными в истории считаются следующие унии:

  • брестская;
  • люблинская;
  • флорентийская;
  • кревская;
  • лионская;
  • литовская;
  • городельская.

Брестская

В 1590 году несколько православных епископов Украины и Белоруссии обратились с тайным посланием к польскому королю Сигизмунду III, изъявив желание присоединиться к католической церкви. Они были недовольны вмешательством в свои церковные дела восточных патриархов Московской митрополии. Также они хотели сохранить свое высокое положение в государстве и достигнуть равенства с католическими епископами, которые заседали в правительстве и подчинялись только власти Папы и монарха.

В результате в 1596 году в городе Бресте произошло объединение православной конфессии Украины и Белоруссии с римско-католической церковью. Брестская уния была подписана пятью из семи епископов Киевской православной митрополии. По условиям этого документа православная церковь подчинилась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив при этом православную обрядность. В результате этого объединения на Украине появилась греко-католическая церковь.

Установление Брестского союза привело к долгой междоусобной войне между последователями разных конфессий на западнорусских землях. Католическое духовенство и польские паны пытались лишить украинский и белорусский народ своих национальных корней, «ополячить» их. Однако казаки, мещане и крестьяне постоянно боролись с навязываемым их странам католичеством и униатством.

Ликвидация этого объединения началась в конце XVIII века после присоединения правобережной Украины и Белоруссии к России. Этот процесс продолжался до 1946 года, когда на Львовском церковном Соборе Украинской греко-католической церкви она была упразднена.

Люблинская

Люблинское объединение было заключено между королевством Польским и Великим княжеством Литовским.

Причины, толкнувшие Литву на объединение с Польшей:

  1. Страна понесла большие потери в ходе Ливонской войны.
  2. В Литве росли бунтарские настроения среди землевладельцев.
  3. Государство вело войну с Московским царством и нуждалось в помощи.

Польша же хотела союза, чтобы усилить свое политическое влияние и получить обширные территории Великого княжества Литовского.

В 1569 году в Люблине начался сейм, на котором и был принят акт о соединении Литвы и Польши. Таким образом появилось новое единое государство Речь Посполитая. Также были распределены полномочия, создан общий сейм из двух палат. В результате объединения литовцы смогли сохранить язык и некоторые символы государственности — армию, герб и печать. На территории Литвы насильно был распространен католицизм, православие же было запрещено.

Однако в этом объединении были и положительные моменты. В обоих государствах были проведены политические, законодательные и экономические реформы, что положительно сказалось на дальнейшем развитии этих стран.

Флорентийская

В 1439 году во Флоренции между Константинополем и Римом был подписан документ о подчинении Византийской империи Римскому престолу. Нововведения Римской церкви признавались правомочными. Они касались добавлений в Символ Веры — систему основополагающих догматов вероучения. Отдельно оговаривалось, что восточные церкви должны принять вероучение Римского католичества и не имеют права вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи.

Флорентийское объединение было той соломинкой, за которую пыталась ухватиться Византийская империя, когда ее захлестнуло турецкое нашествие. Исторически этот акт и принес Византии не больше пользы, чем соломинка утопающему. Империя все равно пала. Очень скоро Константинополь расторг союз.

Последствия союза для Византии:

  1. У Рима появились юридические аргументы в споре с православными церквями.
  2. Была создана сеть школ для обучения «католиков восточного обряда».
  3. Готовились кадры проповедников и миссионеров.
  4. Создавалась проповедническая литература, предназначенная для распространения в православной среде.

Кревская

Кревский союз — это договор о династическом объединении между Великим княжеством Литовским и Польским королевством. Единовластным правителем Польши и Литвы был провозглашен литовский князь Ягайло, женившийся на польской королеве Ядвиге. Акт был подписан 14 августа 1385 года в замке Крево (на территории современной Беларуси). Одна из главных причин, побудивших правителей Польши и Литвы к союзу, — необходимость объединить силы для отражения постоянной угрозы со стороны Тевтонского и Ливонского орденов.

Став королем, Ягайло обязался выполнить ряд требований:

  1. Ввести в Литве латиницу.
  2. Выплатить Австрийскому герцогу Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, поскольку именно он должен был жениться на Ядвиге.
  3. Распространить на территории Литвы католицизм.
  4. Увеличивать территории Польши.
  5. Использовать казну на потребности Польши.

После этого Русь, фактически, раскололась на Московскую (православную) и Литовскую (католическую). Также в результате объединения Литва и Польша перестали бороться за юго-западные русские земли. А католические феодалы получили дополнительные права и свободы.

Лионская

Император Византии Михаил VIII Палеолог еще в XIII веке пытался заключить союз с Римом, подчинив ему Византийскую церковь в обмен на политическую и военную поддержку против турок. В 1274 году в Лионе представители императора подписали документ о союзе с Римом. Посланцы Михаила Палеолога поклялись нерушимо сохранять исповедание веры и признавать первенство Римской церкви.

Однако против императора выступили его подданные и церковь. Михаил был отлучен от церкви и лишен церковного погребения. В католичество обратилось лишь небольшое число приверженцев западной культуры. Лионское объединение закончилось в 1282 году после смерти императора. Его сын и преемник Андроник II стал на сторону православных.

Литовская

Великое княжество Литовское не раз пыталось объединить свое государство с польским королевством. В 1401 году на сейме в Вильне князь литовский Витовт подписал акт о Виленско-Радомском союзе, в котором присягал на верность королю Ягайло — верховному правителю Польши и Литвы. Король передавал Витовту право пожизненного владения государством и признавал его титул великого князя литовского.

В 1432 году была заключена Гродненское объединение, в котором сторонами выступали польский король Ягайло и литовский князь Сигизмунд Кейстутович.

Согласно условиям объединения:

  1. Великое княжество Литовское признавалось наследственной собственностью Ягайло и польского королевства.
  2. Литовский князь мог быть избран в своем государстве только с согласия польской знати.
  3. Потомки Сигизмунда были лишены права на наследование.
  4. После смерти князя все земли переходили Польскому королевству.

В 1499 году был подписан акт Краковско-Виленского объединения между польской шляхтой и литовским боярством. Основной целью этого союза оставалась взаимопомощь Польши и Литвы при ведении оборонительных и наступательных войн с турками и татарами.

Городельская

Городельский союз был заключен в 1413 году между литовским князем Витовтом и польским королем Ягайло в поселении Городло на реке Буг.

В соответствии с этим документом:

  1. Оба государства обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения врагов.
  2. При этом каждая из стран-участниц обладала суверенитетом.
  3. Великое княжество Литовское признавалось самостоятельным.
  4. Титул князя литовского отныне можно было передавать по наследству.

Городельский союз имел неоднозначные последствия. С одной стороны, Литва стала более независимой от Польши и нашла союзника для отражения военных нападений соседних стран. С другой стороны, ведущие позиции в стране занимали католики. Православные же никак не могли повлиять на политическую власть и обстановку в стране, что, естественно, вызывало у них недовольство.

ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И КАТОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:

♦ отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;

♦ самоуправление замещалось наместничеством;

♦ литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;

♦ началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.

Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу

Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.

Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.

Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.

Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.

Брестская уния 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой.

Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей

Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

48. Великая, Малая и Белая Россия – Великороссия, Малороссия, Белоруссия.

Выражения «Малая” Русь начинает появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчиненная константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом «Русь” или «Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами «всея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. В 1300 г. митрополит Максим (родом грек) перенес, после татарского набега, свою резиденцию из разоренного Киева в Великий Владимир на Клязьме. Киев был нейтральным между двумя русскими великими княжениями — владимирским и галицким, так что пока столица митрополитов оставалась на старом месте, они могли быть митрополитами обеих частей всея Руси. Но когда Максим перенес столицу во Владимир, великое княжество галицкое оказалось в церковном отношении уже не равноправным с первой частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придатком». Великий князь галицкий Лев Данилович, сын «короля русского», стал добиваться особой митрополии для своих областей. Он умер в 1301 г., и особой галицкой митрополии добился его сын Юрий I в первые же годы своего княжения. Это произошло, согласно греческой записи, в 1305 г. при императоре Андронике II и патриархе Афанасии Глике (1304—1312). Новая митрополия стала официально называться Галицкою, тогда как за митрополитом во Владимире остался титул «Киевского и всея Руси». Однако в просторечии галицкую митрополию стали, вероятно, сейчас же называть «митрополиею Малой Руси», в отличие от «митрополии Великой Руси», сохранившей большее число епархий.

Из другой греческих записей начала XIV века ясно, что «Великою Россиею» в представлении греков была некогда вся огромная Россия как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая и еще пять епархий из 19), то эта часть получила название «Малой», а за оставшейся, большей частью сохранилось название «Великая».

Как видно, деление это было чисто политическим, а не этнографическим. К Малой России были отнесены епархии юго-западные, подчиненные великому князю галицко-володимирскому. В Великой России остались не только Великий Новгород и Великий Владимир, но и Смоленск, Полоцк, Киев и епархии около Киева: Чернигов, Переяславль, Белгород.

Название «Малая Русь» оставалось преимущественно за галицко-волынскими областями. Но постепенно в течение 14-15 в. под довольно растяжимым названием «Малая Русь» стали понимать вообще русские области, подчиненные Литве и Польше,

Таким образом, понятие «Великая Руссия» появилось уже в XII веке и относилось ко всей Русской земле как единому целому. Затем, на протяжении XII и XIV вв., в период феодальной раздробленности, появляются названия «Малая и Великая Русь» в связи со стремлением к разделению единой русской митрополии на две и даже три части, в зависимости от политических обстоятельств. Термин «Малая Руссия» получил политическое содержание в Галицкой Руси в 1335 г., когда рядом с нею создались и политические понятия «Малая и Великая Польша». В XV в. название «Великая Русь» продолжает держаться, перемежаясь с равнозначащим ему названием «Белая Русь». С конца XVI в. названия «Великая и Малая Русь» становятся все чаще. С 1654 г. они твердо вошли в русский язык и политическую терминологию, причем под влиянием киевской учености приобрели греческую окраску — «Великая и Малая Росия». Эти названия пришли в Москву из Киева, восходя своими корнями к Византии.

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия». Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет», правил еще брат Рюрика Синеус.
На территории между Двиной и Днепром в XV—XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал «вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию — Белой.

49. Красная и Черная Россия («Русь»). Галиция, Волынь, Подолия, Буковина, Дикое поле.

После смерти короля Людовика Анжуйского польские магнаты призвали в 1384 г. на польский престол его дочь Ядвигу.

По их инициативе Ядвига вступила в брак с великим князем литовским Ягайло, ставшим польским королём под именем Владислава II (1386—1434).

В 1385 г. в Креве была заключена польско-литовская уния.

Кревская уния не была соглашением равноправных сторон.

Польские магнаты добились включения Литвы в состав Польского государства и насильственного введения в Литве католичества.

Польско-литовская уния была направлена против усилившегося Тевтонского ордена, угрожавшего самому национальному существованию Польши и Литвы.

Вместе с тем польские феодалы, организаторы унии, лелеяли планы порабощения и эксплуатации богатых русских земель, захваченных ранее Литвой.

Эта отрицательная сторона Кревской унии ярко проявилась уже вскоре после её заключения.

В 1387 г. польские феодалы захватили Галицкую Русь, которая некоторое время, при короле Людовике, находилась псд властью венгерского короля.

Захват Галицкой Руси и других русских земель был одним из важных этапов в превращении Польши в многонациональное государство, основанное на угнетении польскими феодалами украинского и белорусского народов.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Провозглашённая Кревской унией ликвидация Литовского государства встретила упорное сопротивление со стороны феодалов Великого княжества Литовского.

Насильственное введение католичества в Литве наталкивалось на ожесточённое сопротивление народных масс.

Во главе оппозиции феодалов Великого княжества стал двоюродный брат Ягайло — Витовт, поведший борьбу за сохранение государственной самостоятельности Литвы.

В 1398 г. Витовт был провозглашён королём Литвы.

Польско-литовская уния была разорвана.

Конфликт между Польшей и Литвой был использован Тевтонским орденом, который за оказание помощи Витовту добился от Литвы уступки Жемайтии.

В 1401 г. польско-литовская уния была восстановлена.

Польским феодалам пришлось на этот раз фактически признать государственную самостоятельность Литвы, хотя они и не думали отказываться от планов включения её в состав Польши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *