Буддизм первая религия

Индо-Гангская мир-империя

В междоусобицу при разделе державы Александра Македонского были вовлечены и областные правители частично завоеванной им Индии; один из них, кшатрий Чандрагупта Маурья смог не только договориться о размежевании владений с Селевком Никатором, но и впервые объединить под единой властью всю Индо-Гангскую низменность, а также гористые области к югу от нее. В столицу державы была превращена крепость Паталипутра на Ганге. Ее посетил и в сочинении «Индика» восславил Чандрагупту посол Селевка грек Мегасфен.

Чандрагупта разделил страну на территориальные округа, в каждом из которых центральный город должен был контролировать областные, районные и местные центры. Чтобы обеспечить содержание огромной армии (сотни тысяч воинов, десятки тысяч боевых коней и тысячи боевых слонов), был образован крупный сектор государственного хозяйства. Им управлял разветвленный чиновничий аппарат во главе с начальниками около 30 ведомств: земледелия, торговли, монетного двора, мер и весов, перевозок по воде, соледобычи, рудников, качества металлических изделий, производства крепких напитков, ткачества и других ремесел.

Из одних частей империи Маурьев в другие распространились культура рисоводства и упорядоченное орошение; сооружение колодцев вдали от рек и ручьев; навыки расписной керамики, строительства из обожженного кирпича, изготовления железных орудий (включая повозки с железными колесами, способствовавшие росту торговли) и т.п.

Организаторами ирригационных работ были раджи-кшатрии. Население (вайшьи и шудры) было обязано уплачивать: царскую долю с урожая (1/6), причем в случае искусственно орошаемого участка взимался дополнительный налог на воду (от 1/3 до 1/5 урожая); проездные торговые пошлины (от 1/3 до 1/25 ценности груза); налоги с ремесла и фруктовых садов; разовый налог – «знак изъявления признательности и любви» к правителю – и др. От налогов временно освобождались земледельцы, переселявшиеся обживать новые районы.

Городские ремесленники были объединены в специализированные податные общины – шрени – и проживали в особых кварталах, где только и можно было приобрести ремесленные изделия, тогда как в городских торговых рядах допускалась продажа лишь съестных припасов и сырья. Труд рабов применялся в основном в земледелии, прядении и ткачестве.

Советник Чандрагупты брахман Каутилья составил свод наставлений правителю – «Артхашастру» (дословно – «наука о выгоде»), рекомендуя для пополнения казны разные ухищрения вроде демонстрации за плату «чудес» в святилищах и обвинения богатых людей в преступлениях, чтобы отобрать имущество осужденных. Одновременно, перечислив 40 способов казнокрадства, Каутилья не находил иных способов борьбы с этим злом, кроме как частой сменяемости чиновников и доносительства. Неугодного царедворца рекомендовалось направлять в область, угнетенную поборами, чтобы возмущенное население его убило.

Указывая на привычку торговцев к мошенничеству, «Артхашастра» требовала правительственного контроля за соблюдением мер и весов и наказания купцов, если те сговаривались о повышении или понижении цен. Однако Каутилья считал нормой, что правитель, пользуясь монополией на чеканку серебряных монет, может снижать их вес, извлекая из этой порчи дополнительную выгоду для казны.

Буддизм и великая индийская колонизация

Чандрагупта был родом из Магадхи – плодородной пригангской области, где правители дали приют (помогли обустроить общежительство) последователям учения легендарного кшатрия-царевича Сиддхартхи Гаутамы, объявившего себя Буддой («просветленным») и проповедовавшего непролитие крови и учение о способности каждого человека при правильном поведении достигнуть нирваны (прекращения страдания).

Внук Чандрагупты царь Ашока (III в. до н.э.) обратился в эту веру, раскаявшись после почти полного истребления местного населения при завоевании царства Калинга. Но Ашока решил использовать буддизм как средство укрепления государственного единства: приведения разноплеменного населения областей Индии к единым законам, устройства торговых дорог. Он повелел отчеканить серебряные монеты восьмеричной формы с изображением «колеса дхармы» – главным символом «срединного» пути, указанного Буддой для выхода к просветлению из круговорота перевоплощений («сансары»), определяемых возданием («кармой») за прожитые жизни.

Ашока направил буддийских проповедников на запад – в эллинистические государства, на восток – через Бенгальский залив, к берегам «слоновой реки» Иравади и на юг – па «благословленный» остров «Синхала» (Шри Ланка) напротив оконечности Индостана, населенный дравидами. Миссия Ашоки положила начало великой индийской колонизации, способствовавшей вовлечению в международный торговый оборот новых сортов пряностей и благовоний, а также поделочных материалов (жемчуг, самоцветы, слоновая кость, ценные породы дерева) из Юго-Восточной Азии – с п-ва Индокитай и островов Малайского архипелага.

Превращение буддизма в мировую религию

Буддизм, бросая вызов жесткости варновой структуры и возвышая магарадж («великих царей») над всеми, включая жрецов, натолкнулся на сопротивление со стороны брахманов, злоумышлявших уже против Ашоки. После падения династии Маурьев (180 г. до н.э.) началось вытеснение буддизма за пределы Индии, однако он придал индийской цивилизации черты сходства с другими цивилизациями, заимствованные теперь ведической религией: письменный канон, монументальный культ.

Буддизм нашел пристанище в Пенджабе, завоеванном греко- бактрийским царем Менандром (165–130 гг. до н.э.), а позднее – кушанами. Менандр чеканил серебряные монеты с буддийской символикой, кушанские правители – золотые. Но царь кушан Канишка (100–144 гг.) поддержал приверженцев нового течения в буддизме – Махаяны (дословно «Большой колесницы») против сторонников неизменности первоначального учения – Тхеравады (от санскритского «путь старейших»), которых поощрял Ашока.

Не соглашаясь с тем, что цель просветления – достижение нирваны, чтобы уже никогда не возвращаться в круговорот перевоплощений (сансару), Махаяна как «широкий путь» спасения ввела культ «пробужденных существ», жертвующих своим благополучием ради блага всего человечества, – Бодхисаттв (Шакьямуни- Будда – один из них). Они предпочитают проявляться в миру, нежели уходить в нирвану, и помогают людям улучшить свою карму. Скульптурные изваяния бодхисаттв значительно увеличили силу воздействия Махаяны на широкие массы, предоставив им зримые объекты религиозного поклонения.

Основные торговые доходы Кушанской империи приносил ввоз (через Хайберский перевал) и реэкспорт индийских товаров: пряностей, благовоний, сахара, риса, хлопчатых тканей, драгоценных камней, слоновой кости. И этим же путем в Центральную Азию, а оттуда через Таримский регион-проводник – в Китай – проникал буддизм Махаяны. Тхеравада сохранила влияние на юго-востоке Азии.

  • Определение И. П. Магидовича (1889–1976 гг.) – крупнейшего историка географических открытий.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, почему буддизм стал мировой религией.

Что такое мировая религия

История зарождения

Причины распространения

Заключение

История зарождения

Буддизм зародился в Индии примерно в 6 веке до н.э. В одной состоятельной индийской семье родился мальчик по имени Гаутама Сиддхартха. Все свое детство и юность он провел в трех дворцах в роскоши и богатстве, ни в чем не нуждаясь.

В 29 лет он впервые столкнулся со смертью и бедностью. Эта ситуация вызвала сильнейшее потрясение у него: он претерпел психологическую трансформацию и решил уйти из дома, чтобы ходить по миру и найти истину.

«Осознанное отношение к себе и ко всему живому в мире — единственный правильный путь»

Гаутама много странствовал, подвергал себя аскезе, занимался различными духовными и физическими практиками. Однажды, просидев долгое время под деревом Бодхи, он познал Истину и таким образом, достиг Нирваны — состояния благодати и понимания сути всех вещей.

Так он стал Буддой, т.е. Просветленным. Будда считал, что осознанное отношение к себе и ко всему живому в этом огромном мире — единственный гармоничный путь, чтобы достигнуть состояния просветления и избежать страдания. В основу его учения заложены четыре благородные истины:

  • наша жизнь является по своей сути страданием
  • причина же этого состояния — желания и страсти
  • любое страдание можно преодолеть
  • существует путь, чтобы прекратить эти страдания, и он называется Восьмеричный Путь.

Восьмеричный путь заключается в том, что у человека, избирающего его, должны быть: правильное сознание, мысли, речь, действия, образ жизни, старания, осознанность. Кроме того, он должен стремиться находиться в состоянии здесь-и-сейчас.

«Страдание можно победить» — сказал Будда, и учил этому на своем примере.

Только пройдя все эти ступени, можно достичь просветления. До тех пор, пока мы не достигнем состояния Нирваны, мы будем участвовать в постоянном кармическом перерождении в высшие или низшие формы жизни. Когда же мы станем просветленными, наша душа освободится от кармы и с того момента будет свободной.

Причины

Давайте подумаем, почему же идеи Будды так «прижились» среди людей.

Дело в том, что философия этого учения пришлась очень многим по душе, т.к. стать просветленным и умиротворенным мог каждый человек, вне зависимости от положения, которое он занимал в жизни, т.е. буддизм стал первой мировой религией, которая уравняла всех людей. В такой кастовой стране, как Индия, этот подход в ту пору был, можно сказать, революционным, однако некоторым людям он пришелся по душе.

Кроме того, новое философское учение воспринималось как спасение от несчастья. Идеи о том, что страдание можно победить, захватили умы людей. У Будды появилось множество последователей и учеников, а внутри самого воззрения образовалось несколько направлений и большое количество школ.

Основные направления — это:

  • махаяна — самая популярная ветвь учения: цель махаяны — это спасение не только себя, а человечества в целом
  • тхеравада — самое древнее движение: его цель — исповедование Дхармы, учения Будды, и личное спасение
  • ваджраяна — это тантрическая ветвь учения, которая образовалась внутри махаяны. Наверное, самое мистическое направление, которое гласит, что освобождения можно достичь путем занятиями йогой и медитациями. И сделать это вполне возможно в течение одной жизни.

Популярность буддизма объясняется и тем, что главным гуру этого учения был реальный человек, который самостоятельно достиг состояния полного покоя. Будду воспринимали как лидера и живой пример человека, сумевшего достигнуть состояния счастья.

Также эта религиозная концепция никогда не внедрялась насильно, в отличие от других мировых вероисповеданий. Кроме того, данное вероучение не запрещает исповедовать какую-либо иную религию, помимо непосредственно самого буддизма. В мире есть как «чистые» сторонники этого исповедания, так и те, кто вместе со своей изначальной верой является еще и буддистом.

Как мы с вами видим, это философское учение является толерантным и благожелательным по отношению ко всем формам жизни, существующим на нашей планете. Совокупность всех этих факторов сыграла свою роль в том, что буддизм приобрел большое распространение и признание среди людей.

И сейчас, в наше не самое спокойное время, это восточное верование привлекает все больше и больше людей именно по вышеуказанным причинам.

Одна из буддийских истин гласит:

«Прежде чем что-либо сделать по отношению к другому человеку, подумай, хочешь ли ты, чтобы с тобой поступили таким же образом.»

Наверное, именно этого очень не хватает современному миру.

Итак, дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, как и когда возник буддизм, о сути этого мировоззрения, а также о причинах и факторах, в связи с которыми он стал одной из трех мировых религий. Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях.

Всего доброго!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *