Час — что это?

Жизнь в Церкви, является благодатным общением с Богом — любовь, единение и духовный путь к спасению. Что такое литургия известно не всем.

Божественная литургия – это больше чем молитва. Она представляет собой действие как общее, так и личное. Литургия включает в себя структуру, в которую входят молитвы и чтения страниц святых книг, праздничных обрядов и хорового пения, в которой все части связаны вместе. Понимание богослужения требует духовного и интеллектуального усилия. Без знания правил, предписания и устава сложно ощутить новую, чудесную жизнь во Христе.

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • История возникновения Божественной литургии

История возникновения Божественной литургии

Содержание литургии представляет собой процессию, указывающую на динамическое движение человеческого существа к Богу.

В час главного и самого важного для верующих богослужения совершаются Таинства Евхаристии, или причащения. Таинство причащения совершено было в первый раз Самим Господом нашим. Это произошло в Великий четверг перед добровольным восшествием его на Голгофу за грехи наши.

В этот день Спаситель собрал апостолов, возвёл хвалебную речь Богу Отцу, благословил хлеб, преломил и раздал святым апостолам.

Совершение Таинства Благодарения или Евхаристию, Христос заповедал апостолам. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которую иногда представляют обедней, так как она начинается в рассветный час и служится до полудня, перед обедом.

Евхаристия — это Бескровная жертва, потому что жертву на крови за нас принёс на Голгофе Иисус Христос. Новый Завет отменил ветхозаветные жертвоприношения, и теперь, вспоминая жертву Христову, христиане приносят Богу Бескровную жертву.

Святые Дары символизируют огонь, сжигающий грех и скверну.

Бывали случаи, когда духовные люди, подвижники в час Евхаристии видели явление небесного огня, которые спускались на благословенные Святые Дары.

Происхождение литургии представляет собой Таинство Великого Святого Причащения или Евхаристию С древних времён получило именование литургия или общее служение.

Обязательно нужно знать, что нужно для крещения мальчика.

Как сформировались основные литургические обряды

Обряд Божественной литургии сформировался не сразу. Начиная со второго века стало появляться особое проследование каждой службы.

  • В первое время апостолы совершали Таинство по тому порядку, который показал Учитель.
  • Во времена апостолов Евхаристию соединили с трапезами любви, в часы, которой верующие вкушали пищу, творили молитву и пребывали в братском общении. Преломление хлеба причащение совершалось после.
  • Позже литургия стала самостоятельным священнодействием, а трапеза выполнялась после совместного обрядового действия.

Какие бывают литургии

Разные общины стали складывать литургические чины по своему образу.

Иерусалимская община служила литургию апостола Иакова.

В Египте и Александрии предпочли литургию апостола Марка.

В Антиохии творили литургию святого просветителя Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.

Единые по смыслу и исходному значению, они отличаются содержанием молитв, которые во время освящения произносит священник.

Русской Православной Церковью совершает три вида литургии:

Святителя Божьего, Иоанна Златоуста. Она проходит во все дни, кроме Великого поста. Иоанн Златоуст сократил молитвенные обращения Преподобного Василия Великого. Григория Двоеслова. Святой Василий Великий очень просил у господа разрешение творить Божественную литургию не по молитвослову, а своими словами.

Проведя шесть дней в пламенной молитве, Василий Великий удостоился разрешения. Православная церковь совершает эту литургию в год по десять раз:

  • Когда отмечается Христово Рождество и на Святое Крещение в Сочельник.
  • В честь празднования дня памяти святого, которое проходит 14 января.
  • В пять первых воскресений поста перед Пасхой, в Великий Чистый четверг и Великую Страстную Субботу.

Божественная литургия о Святых Преждеосвященных Дарах, составленная святителем Григорием Двоесловом, служится в часы святой Четыредесятницы. По правилам православной Церкви среда и пятница Великого поста знаменуются литургическими правилами Преждеосвященных Даров, которые при причастии освящаются в воскресенье.

В некоторых местностях Православные Церкви служат Божественную литургию святому апостолу Иакову. Это происходит 23 октября в день его памяти.

Анафора

Центральной молитвой Божественной литургии является Анафора или многократное прошение к Богу сотворить чудо, которое заключается в приложении вина и хлеба, символизирующие Кровь и Тело Спасителя.

«Анафора», в переводе с греческого языка имеет значение «возношение». Во время произнесения этой молитвы священнослужитель «возносит» Евхаристический Дар Богу Отцу.

В Анафорах существует ряд правил:

  1. Praefatio – первая молитва, которая содержит благодарение и прославление Богу.
  2. Sanctus, переводится святой, звучит гимн «Свят…».
  3. Anamnesis, в латинском языке имеет значение воспоминание, здесь воспоминается Тайная Вечеря с исполнение таёных слов Христа.
  4. Epiclesis или призывание – призывание на лежащие Дары Святого Духа.
  5. Intercessio, заступничество или ходатайство – звучат молитвы о живых и умерших, воспоминанием о Богородице и святых угодников.

В больших храмах Божественная литургия происходит ежедневно. Продолжительность службы составляет от полутора до двух часов.

Литургии не проводятся в следующие дни.

  1. По средам и пятницам в Сырную седмицу перед началом поста Великого.
  2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам седмиц.
  3. В Великую пятницу. Но если день совпадает с Праздником Пресвятой Богородицы Благовещением, тогда твориться Литургия Иоанна Златоуста.
  4. Перед Святым Рождеством Христовым и праздником Богоявления Господня, если праздники попадают на понедельник или воскресенье.

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»:

  • Приготовление вещества для сотворения Евхаристии.
  • Подготовка верующих к Таинству.

Совершение Таинства, или действие освящения Святых Даров и Причастие верующих. Божественная литургия делится на три части:

  • проскомидия начало таинства;
  • литургия оглашенных или некрещенных и кающихся;
  • литургия верных;
  • Проскомидия или принесение.

Члены первой христианской общины приносили хлеб с вином сами перед литургией для Таинства. Хлеб, который верующие употребляют во время совершения литургии, называется на церковном языке просфоры, что означает приношение. В настоящее время в Православном храме Евхаристия творится на просфорах, которое готовится из дрожжевого теста квасного замеса.

Таинства

В таинстве проскомидии применяется пять просфор в дань памяти о чуде насыщения Христом 5 тыс. человек.

Для причащения используют одну «агничную» просфору и проскомидия делается в начале обряда в алтаре при чтении часов. Провозглашение «Благословен и Бог наш», который предваряет 3 и 6 часы, связаны с пришествием Святого Духа к апостолам, распятие и смерть Спасителя Христа.

Третий час — начальный возглас проскомидии.

Литургия Часов

Божественная литургия часов представляет собой молитву, которую произносят от лица всего Народа Божия. Чтение молитвы часов составляет главную обязанность священников и тех, кто должен молиться о процветании Церкви. Литургию Часов зовут голосом Учителя Христа. Каждый верующий должен соединиться в хоровом хвалебном пении, которое в литургии Часов непрестанно возносится Богу. По церковным традициям Литургия Часов не является обязательной для прихожан, но Церковь советует мирянам участвовать в чтении Литургии Часов или самостоятельно читать Часы по молитвослову.

Современная церковная практика предполагает в Третий и Шестой час чтения совершение священником в алтаре проскомидии.

Проскомидия

Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение.

Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры. Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши.

Приготовление Даров имеет несколько главных значений:

  • Воспоминания о рождении Спасителя.
  • Его пришествие в мир.
  • Голгофа и погребение.

Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе.

Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца.

Третью просфору формируют как дань памяти:

  • Иоанну Предтечи и святых пророков,
  • апостолов и благословенных святителей,
  • великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии,
  • праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны.

Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы.

Все частицы имеют определённое место на дискосе.

В завершении Божественной литургии, части, которые были вырезаны из просфор в час жертвоприношения, высыпаются священником в Чашу Святую. Далее, звучит просьба священнослужителя к Господу, отнять грехи у упоминавшихся во время Проскомидии людей.

Вторая часть или литургия оглашенных

В давние времена люди, для принятия святого крещения, должны были тщательно подготовиться: изучить основы веры, ходить в церковь, но на литургию попасть могли только до того момента пока Дары не перенесены с жертвенника на церковный престол. В это время оглашенные и отлучённые за грехи тяжкие от Таинства Святого причастия, должны были выходить на притвор храма.

В наше время оглашения и подготовки к святому Таинству крещения нет. Сегодня людей крестят после 1 или 2 бесед. Но оглашенные, которые готовятся вступить в православную веру, есть.

Эта действо литургии именуется великая или мирная ектенья. Она отражает стороны человеческого бытия. Верующие кладут молитву: о мире, здравии святых церквей, храме, где проходит служба, молитвенное слово в честь епископов, пресвитеров и диаконах, о родной стране, властях и её воинах, о чистоте воздухов и изобилии плодов, нужных для пропитания и здравия. Просят помощи у Бога для путешествующих, больных и находящихся в плену.

После мирной ектеньи, звучат псалмы, которые носят называние антифоны, потому, что они попеременно исполняются на двух клиросах. При пении евангельских заповедей Нагорной проповеди, царские врата открываются, происходит малый вход со Святым Евангелием.

Священнослужитель поднимает Евангелие вверх, тем самым знаменует крест, говоря: «Премудрость, прости!», как напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Премудрость несёт в себе Евангелие, которое выносят из алтаря, символизируя выход Христа на проповедь с Благой вестью для всего мира. После этого происходит чтение страниц из Послания святых апостолов, или книги Деяния апостолов, или Евангелия.

Прочтение святого Евангелия завершает сугубая или усиленная ектенья. В час сугубой ектеньи, священнослужитель раскрывает антиминс на престоле. Здесь звучат молитвы о почивших, просьба Богу о прощении их грехов и водворении их в небесную обитель, где находятся праведные.

После фразы «Оглашенные, изыдите» не крещёные и кающиеся люди покидали храм, и начиналась основное таинство Божественной литургии.

Литургия верных

После двух коротких ектений хор исполняет Херувимскую песнь и происходит перенесение священником и диаконом освящённых Даров. В ней говорится о том, что вокруг Господа ангельское воинство, которое Его непрестанно прославляет. Это действо является входом Великим. Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию.

Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол, накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов. Великий вход — символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть.

После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров.

Все собравшиеся поют молитву «Символ веры».

Хор начинает исполнять евхаристический канон.

Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование. Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями. Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу.

Далее, идёт Таинство причащения:

В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих:

  1. царские врата раскрываются;
  2. диакон выходит со святой Чашей;
  3. открытие церковных царских врат — символ отворения гроба Господня;
  4. вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения.

Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса.

Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении. Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино, разбавленное горячей водой.

Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу.

Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров. Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь.

В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол.

Возглашая громко окончание литургии.

Окончание Божественной литургии

Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст.

Церковное слово «Отпуст» происходит от значения «отпускать». Он содержит благословение и короткое прошение Бога о милости священнослужителем православного народа.

Отпусты разделяются не малые и великие. Великий отпуст дополняет поминовение святых, а также дня, самого храма и авторов литургии. В Отпусты праздников и Великих дней пасхальной недели: Чистого Четверга, Пятницы, Страстной Субботы происходит поминовением главных событий праздника.

Порядок отпуста:

Священник провозглашает:

  1. «Премудрость», что означает, будем внимательны.
  2. Затем, идёт обращение к Матери Пресвятой Богородице.
  3. Благодарность Господу за творимую службу.
  4. Далее, священнослужитель произносит отпуст, обращаясь к прихожанам.
  5. После этого хор исполняет многолетие.

Литургия и главное Таинство, которым служит Святое Причащение, является привилегией православных христиан. С древности предусматривалось еженедельное или ежедневное Причастие.

Желающий причаститься во время Литургии Святых Тайн Христовых, должен очистить совесть. Перед Причастием должен быть выполнен литургический пост. Смысл основного Таинства Исповеди описан в молитвослове.

К привилегии Причастия необходима подготовка

Усердно творить молит дома и как можно чаще присутствовать на церковных богослужениях.

Накануне самого причастия нужно посетить на вечернее Богослужение в Храме.

В канун причастия читают:

  • Последование, которое прописано в молитвослове для Православных.
  • Три канона и акафист: канон покаянного ко Иисусу Христу нашему Господу, молебный Пресвятой Матушке Богородице и своему Ангелу-Хранителю.
  • Во время празднования Святого Воскресения Христова, который длится строго сорок дней, вместо них священник благословляет обращаться к Пасхальным канонам.

Перед Причастием, верующему нужно держать литургический пост. Он кроме ограничений в еде и питье, предполагает отказаться от разного рода развлечений.

В канун причастия, нужно с двенадцати часов пополуночи, исполнить полный отказ от пищи.

Перед причастием обязательна Исповедь, раскрыть душу Богу, покаяться и утвердиться в желании исправиться.

На исповеди следует поведать священнику обо всём, что лежит на душе тяжёлым грузом, но не оправдываться и не перекладывать вину на других.

Правильнее всего принять исповедание вечером, чтобы утром с чистой душой участвовать в Божественной литургии.

После Святого Причащения до часа, когда происходит целование напрестольного креста, который держит в руках священник, уходить нельзя. Следует с проникновением выслушать благодарственные молитвенные слова, которые много значат для каждого верующего.

Тактические

Необычные часы с четырьмя циферблатами: два из них показывают время, а два других — компас и термометр — установлены для украшения. Ремешок модели — мягкий, прочный и износостойкий. На выбор представлены две расцветки часов: с белыми и чёрными циферблатами.

Цена: 927 рублей.

Купить

Минималистичные

Лёгкие женские часы с интересной системой отображения времени: белая зона на циферблате выделяет час, а из других стрелок — только минутная. Вес модели всего 35 г. Дополнительно часы защищены от воды — в них можно купаться. Диаметр циферблата — 4 см, длина ремешка — 23 см, в наличии есть также четыре его расцветки: красная, белая, чёрная и жёлтая.

Цена: 845 рублей.

Купить

С прикуривателем

Обычные на вид часы с прикуривателем под циферблатом. Чтобы запустить его, нужно отодвинуть верхнюю часть аксессуара. В остальном часы мало чем отличаются от других моделей. У них кварцевый механизм, надёжный ремешок из кожзама и стильный дизайн. Плюс товара — возможность заказать его в комплекте с красивой упаковкой.

Цена: от 670 рублей.

Купить

Деревянные

Ещё одни часы с нестандартной системой отображения времени: в правой части циферблата показывается час, а в центральной — минуты. Особенность товара — полностью деревянный корпус и ремешок. Доставляются часы в красивой подарочной коробке. В отзывах покупатели говорят, что в жизни модель выглядит точно так же, как и на картинке.

Цена: 1 815 рублей.

Купить

С прозрачным циферблатом

Небольшие женские часы с прозрачным циферблатом и ярким кожаным ремешком. У модели кварцевый механизм, прочная застёжка и минималистичный внешний вид. Часы защищены от воды — в них можно мыться. На выбор представлены семь расцветок ремешков: красная, белая, чёрная и несколько полосатых. Среди последних особенно выделяется версия с российским триколором.

Цена: 1 299 рублей.

Купить

Квадратные

Большие часы с информативным циферблатом, который показывает время сразу в трёх часовых поясах. Вдобавок к этому, у модели есть подсветка, будильник, секундомер, календарь и защита от влаги. Корпус часов выполнен из стального сплава, а ремешок — из натуральной кожи. В отзывах покупатели говорят, что аксессуар круто смотрится на руке и точно показывает время. На выбор у продавца доступны часы в 10 расцветках.

Цена: от 1 268 рублей.

Купить

Светящиеся

Часы из разряда интересных безделушек. Модель не может похвастаться особым качеством исполнения, но зато ярко светится в темноте пятью разными цветами. На выбор доступно семь расцветок аксессуара. В отзывах покупатели отмечают, что заказ отправляют в толстой пупырчатой упаковке.

Цена: 230 рублей.

Купить

Технологичные

Ещё одна модель со сложным и непонятным на первый взгляд циферблатом. Но на самом деле часы показывают время с помощью чёрточек по краям, а движущийся в центральной части полукруг отмеряет секунды. Из‑за этого аксессуар очень необычно выглядит и даже походит на смарт‑часы, хотя внутри него стоит обычный кварцевый механизм.

Корпус часов выполнен из металлического сплава, а ремешок — из нержавеющей стали. Циферблат модели защищает стекло с минеральным напылением, устойчивым к ударам и царапинам. Аксессуар доступен в трёх расцветках: серебряной, чёрной и синей.

Цена: 1 197 рублей.

Купить

Стальные

Последний участник парада необычных циферблатов. У этой модели стрелки движутся по четырём полукруглым линиям и показывают время на них. Также часы оснащены календарём и тремя декоративными секундомерами. Ремешок аксессуара выполнен из нержавеющей стали и оформлен под миланское плетение. На выбор продавец предлагает шесть разных расцветок корпуса и циферблата.

Цена: от 1 972 рублей.

Купить

Часы‑браслет

Модель оснащена кварцевым механизмом, защищена от воды и удобно сидит на руке. Аксессуар выполнен из нержавеющей стали, оформленной под золото, серебро и розовое золото. Часы доступны в восьми расцветках. В отзывах покупатели говорят, что модель качественно сделана и выглядит очень стильно.

Цена: от 289 рублей.

Купить

С циферблатом‑диском

Солидные часы для автолюбителей с кварцевым механизмом и стеклом с сапфировым напылением. Циферблат модели стилизован под литой автомобильный диск с широкими спицами, зажатый тормозными колодками. Есть защита от воды.

Корпус модели выполнен из вольфрамовой стали, а ремешок — из нержавеющей. Часы дорого смотрятся и привлекают к себе внимание. Товар доступен в 16 версиях. Все они отличаются друг от друга рисунком диска и расцветкой.

Цена: от 2 744 рублей.

Купить

С черепом

Устрашающего вида наручные часы с большим черепом на циферблате. Модель оснащена кварцевым механизмом, алюминиевым корпусом и силиконовым ремешком. Стекло аксессуара имеет защитное минеральное покрытие. Циферблат часов светится в темноте. Модель доступна в пяти расцветках. В отзывах владельцы часов говорят, что по такой цене этот качественный аксессуар просто находка.

Цена: 1 755 рублей.

Купить

Роскошные

Массивные стальные часы в золотом, серебристом и чёрном цветах. Аксессуар оснащён календарём, пятью кнопками и показывает время в трёх часовых поясах. В отзывах покупатели говорят, что модель увесистая, качественная и очень солидно выглядит.

Цена: от 1 593 рублей.

Купить

Треугольные

Деловые часы с большим треугольным корпусом. Внутренний механизм модели — механический, с системой автоподзавода. Ремешок аксессуара выполнен из приятного на ощупь кожзама. Циферблат часов украшен блестящими деталями, имитирующими драгоценные камни и металлы. Модель выпускается в восьми расцветках.

Цена: 1 550 рублей.

Купить

Миниатюрные

Небольшие женские часы с прозрачным корпусом и симпатичным треугольным циферблатом. Корпус модели выполнен из нержавеющей стали, а ремешок — из мягкого кожзама. Аксессуар интересно смотрится на руке и подходит почти ко всем стилям одежды. Часы доступны в пяти расцветках. В отзывах девушки отмечают, что модель точно показывает время и приходит в комплекте с дополнительной батарейкой.

Цена: 497 рублей.

Купить

Аналоговые

Качественные деревянные часы с минималистичным циферблатом. Время модель показывает с помощью трёх роликов, похожих на подвижные части от кодового замка. Аксессуар выпускается в двух расцветках и по желанию покупателя доставляется в деревянной подарочной коробке. В отзывах владельцы часов говорят, что они очень стильные и оригинальные.

Цена: от 1 773 рублей.

Купить

С бамбуковым циферблатом

Простые, но симпатичные женские часики с корпусом из бамбука. По словам продавца, модель собрана и окрашена вручную. Аксессуар оснащён кварцевым механизмом, точно показывает время и интересно смотрится на руке. Ремешок выполнен из натуральной кожи. Часы выпускаются в четырёх расцветках.

Цена: 832 рубля.

Купить

Текстильные

Забавные электронные часы в виде ленты. Модель выполнена из мягкого текстиля и фиксируется на руке с помощью держателя‑липучки. Аксессуар защищён от воды и не боится брызг. Часы доступны в 24 ярких расцветках.

Цена: 422 рубля.

Купить

Обратите внимание! Все цены действительны на момент публикации подборки. Магазины могут обновлять стоимость товаров в течение дня.

Царские часы

Часы — это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть.
Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый — по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом — по три), а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки.
Однако трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе — царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха.

Пассия

Самая поздняя по времени возникновения православная служба — пассия (греч. «страдание») — была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой -26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.
Молитва св. Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.

Великим Постом верующие постоянно читают эту молитву. В период с понедельника по пятницу она произносится за каждым храмовым богослужением.
Молитву св. Ефрема Сирина произносят дважды. Во время первого чтения после слов «не даждь ми», «рабу Твоему» и «аминь» следует полагать по одному земному поклону. Затем двенадцать раз кланяться в пояс, произнося молитву «Боже, очисти мя, грешнаго!» Затем снова повторить молитву полностью, а в конце положить один земной поклон.
Эта молитва является для нас своего рода «памятной записной книжкой», помощью личному великопостному усилию, имеющему целью освободить нас от определенных духовных болезней, которые мешают нам обратиться к Богу, разрушают нашу внутреннюю сущность и отделяют от ближнего.
Для чего делать поклоны? Церковь никогда не отделяла души от тела. В своем падении человек отвернулся от Бога, и теперь должен возродиться заново. Тело свято, настолько свято, что Бог «стал плотию». Спасение и покаяние — не презрение тела, не пренебрежение телом, как утверждают некоторые, а наоборот, восстановление тела в истинной функции — как храма Духа. Христианский аскетизм — борьба не против тела, а за него. Поэтому кается весь человек — душа и тело. Поклоны — знаки покаяния и смирения, послушания и поклонения Богу.

1 Июля – Среда.

Прп. Варлаама Хутынского (1192), Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл.(1157).

С 9-00 в храме дежурит священник.

2 Июля – Четверг.

С 9-00 в храме дежурит священник.

3 Июля – Пятница.

Сщмч.Мефодия, еп. Патарского(312), Коси?нской иконы Божией Матери

С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

4 Июля – Суббота.

Обретение мощей прп. Максима Грека(1996).

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

5 Июля – Воскресенье. Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского(380)

06:20– Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

6 Июля – Понедельник.

Владимирской иконы Божией Матери(установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых.

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 – Вечернее Богослужение праздника рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

7 Июля – Вторник.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

8 Июля – Среда.

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

9 Июля – Четверг.

Тихвинской иконы Божией Матери.

С 9-00 в храме дежурит священник.

10 Июля – Пятница.

Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского(1998). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Новгородских святых. Собор Белорусских святых. Собор Псковских святых. Собор Санкт-Петербургских святых.

С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

11 Июля – Суббота.

Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев(ок. 1353). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»(VII).

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

16:00 — Вечернее богослужение праздника первоверховных апостолов Петра и Павла.

12 Июля – Воскресенье. Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла(67).

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:00 – Исповедь общая.

08.30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

13 Июля – Понедельник.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

14 Июля – Вторник.

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших(284).

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

15 Июля – Среда.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне(V).

С 9-00 в храме дежурит священник.

16 Июля – Четверг.

Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца(1652).

С 9-00 в храме дежурит священник.

17 Июля – Пятница.

Прп. Андрея Рублева, иконописца(XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии(1918). Собор преподобных отцов Псково-Печерских. Собор Тверских святых.

С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

18 Июля – Суббота.

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

19 Июля – Воскресенье. Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Собор Радонежский святых. Прп. Сисоя Великого.

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь общая.

08.30 — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

20 Июля – Понедельник.

Прп. Фомы, иже в Малеи(X).

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Вечернее богослужение праздника «Казанской» иконы Богородицы.

21 Июля – Вторник.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани(1579).

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь общая.

08.30 — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Казанская».

22 Июля – Среда.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского(I).

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

23 Июля – Четверг.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве(1625). Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов(1073).

С 9-00 в храме дежурит священник.

24 Июля – Пятница.

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. Княгини Российской, во Святом Крещении Елены(969).

С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

25 Июля – Суббота.

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»(VIII).

08:20 – Исповедь общая.

08:30 — Часы, Божественная Литургия.

10:30 — Панихида о упокоении.

16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

26 Июля – Воскресенье. Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Собор Архангела Гавриила.

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь общая.

08.30 — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед».

27 Июля – Понедельник.

Прп. Никодима Святогорца.

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 – Вечернее Богослужение праздника равноап. вел. князя Владимира.

28 Июля – Вторник.

Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия(1015). Собор Киевских святых.

06:20 – Исповедь общая.

06:30 — Ранняя Божественная Литургия.

08:20 – Исповедь общая.

08.30 — Часы, Божественная Литургия

10:30 — Молебен о здравии.

29 Июля – Среда.

Память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).

Технический день. С 9-00 в храме дежурит священник.

30 Июля – Четверг.

Вмц. Марины(Маргариты)(IV).

С 9-00 в храме дежурит священник.

31 Июля – Пятница.

Мч. Емилиана(363).

С 9-00 в храме дежурит священник.

16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону.

10:30 – Водосвятный Молебен. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 3 Августа – Суббота. Пророка Иезекииля(VI в. до Р.Х.). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 4 Августа – Воскресенье. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мироносицы равноап. Марии Магдалины(I). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 5 Августа – Понедельник. Почаевской иконы Божией Матери(1675). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Молебен о здравии. Лития. 6 Августа – Вторник. Мчч. блгвв. кнн.Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.(1015). Собор Смоленских святых. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 7 Августа – Среда. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Прп. Макария Желтоводского, Унженского. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 8 Августа – Четверг. Сщмч. Ермолая и иже с ним (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138-161). Прп. Моисея Печерского, в Дальних пещерах. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 — Исповедь. 16:00 — Вечернее Богослужение Престольного праздника. 9 Августа – Пятница. Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Престольный день храма. 06:00 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 07:30 — Водосвятный молебен 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия, Крестных ход, 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 10 Августа – Суббота. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрей» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Собор Тамбовских святых. 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 11 Августа – Воскресенье. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Мч. Каллиника(III-IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 12 Августа – Понедельник. Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоанна Воина. Собор Самарских святых. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 13 Августа – Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова(1922). На утрене после Великого славословия – вынос Креста и поклонение ему 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития 15:45 — Исповедь. 16:00 — Вечернее Богослужение праздника Происхождения(изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вынос и поклонение Кресту Господню. Заговенье на Успенский пост. 14 Августа – Среда. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08.30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10.30 — Водосвятный молебен. 16:00 — Молебен с Акафистом Животворящему Кресту Господню. По окончании Исповедь. 15 Августа – Четверг. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана( ок.428) и обретение мощей Никодима, Гамалиила и сына его Авива. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 16 Августа – Пятница. Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца(1147). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 17 Августа – Суббота. Свв. семи отроков, иже во Ефесе.: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана(Константина) и Антонина(ок.250) Иконы Божией Матери, именуемой «Казанская-Пензенская». 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 18 Августа – Воскресенье. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия 10:30 – Молебен о здравии. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение Праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По окончании Богослужения совершается освящение винограда и плодов. 19 Августа – Понедельник. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа После Литургии и водосвятного молебна совершается освящение винограда и плодов. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия 10:30 – Водосвятный Молебен о здравии. Освящение плодов. 16:00 — Молебен с Акафистом Преображению Господню. 20 Августа – Вторник. Попразднство Преображения Господня. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского(1832) Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 21 Августа – Среда. Попразднство Преображения Господня. Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких(1566). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Святым Целителям. По окончании Исповедь. 22 Августа – Четверг. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Толгской иконы Божией Матери. 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен Богородице при иконе «Неупиваемая Чаша». 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 23 Августа – Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 24 Августа – Суббота. Попразднство Преображения Господня. Мч. Архидиакона Евпла(304). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня. 25 Августа – Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними(305-306). 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Богородице при иконе «Избавительница от бед». 26 Августа – Понедельник. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление(1783), второе обретение мощей(1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Максима, Христа ради юродивого, Московского. Иконы Божией Матери, именуемой «Страстная». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистрельная». Минской иконы Божией Матери. Технический день. С 900 в храме дежурит священник. 27 Августа – Вторник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского(1091). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение Праздника Успения Богородицы и Приснодевы Марии. 28 Августа – Среда. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 06:20 – Часы, Ранняя Божественная Литургия. 08:20 – Исповедь для болящих и немощных. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Молебен о здравии. 16:00 — Молебен с Акафистом Пресвятой Богородице при иконе Ея «Успение Пресвятой Богородицы». 29 Августа – Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). 08:00 – Исповедь. 08:30 – Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 – Праздничный водосвятный молебен. 15:45 – Исповедь 16:00 — Вечернее Богослужение. 30 Августа – Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона. (250). 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. Лития. 16:00 — Молебен с Акафистом Св. Вмч. и Целителю Пантелеимону. По окончании исповедь. 31 Августа – Суббота. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра (II) 08:00 – Исповедь. 08:30 — Утреннее Богослужение — Часы, Божественная Литургия. 10:30 — Панихида о упокоении. 15:45 — Исповедь. 16:00 – Вечернее Богослужение воскресного дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *