Часть Библии о блуждании моисея 5 букв

Сорокалетнее странствование евреев

Числа 11-14; 16-17; 21:4-9

Когда евреи подошли к обетованной земле Ханаанской, Моисей послал 12 соглядатаев- разведчиков (по одному из каждого колена) осмотреть эту землю.

40 дней осматривали они землю и, возвратившись, принесли с собою огромную виноградную гроздь, чтобы показать, как плодородна эта земля.

Но 10 соглядатаев из 12 говорили: «Не можем мы идти против народа того, он сильнее нас».

Евреи опять стали роптать на Моисея и Аарона. И только двое из разведчиков — Иисус Навин и Халев уговаривали народ не восставать против воли Господа, ибо Сам Господь поможет завладеть землей, которую Он обещал отцам их.

10 И сказало все общество: побить их камнями!

Но слава Господня явилась в облаке в скинии собрания всем сынам Израилевым.

«11И сказал Господь Моисею: Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях? Вы, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина. Детей ваших Я введу туда, а ваши тела падут в этой пустыне. 34По числу 40 дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши 40 лет, год за день, чтобы вы узнали, что значит быть оставленным Мною».

И пошли евреи кочевать 40 лет по пустыням Аравии. Периодически возникал ропот в их рядах, но Господь являл множество чудес, чтобы поддержать их и подтвердить свой замысел на этом народе.

Однажды между евреями возникло недовольство тем, что священство предоставлено только племени Аарона. Чтобы прекратить споры, Моисей по повелению Божию приказал всем старейшинам положить свои жезлы на ночь в скинию.

«17:8 И вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали».

Тогда все признали Аарона первосвященником. Жезл Ааронов был положен пред Ковчегом Завета.

Когда в очередной раз евреи возроптали,

«21:6Послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество сынов Израилевых. 9И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».

Этот медный змий послужил прообразом Крестного знамения.

Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы, взирая с верою на Крест Христов, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти. Ин 3: 14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Урок № 16

Вступление евреев в Землю обетованную

Книга Иисуса Навина 1:1-8, 3:11-17

1:1По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину,

служителю Моисееву: «2Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым».

Иисус Навин продолжил дело Моисея и ввел евреев в землю обетованную.

Когда нужно было перейти реку Иордан, по велению Божию вода в реке расступилась, как только священники, несшие Ковчег, вступили в воду, и евреи перешли по сухому дну реки.

3:11 Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан;

15 Лишь только ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана, 16 вода остановилась и стала стеною. 17 Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

Книга Иисуса Навина 6:12-19

Нужно было взять приступом сильно укрепленный город Иерихон.

Стены города пали в то время, когда священники по велению Божию обносили вокруг них Ковчег Завета и громко трубили в большие трубы.

6:12И 7 священников, несших 7 труб юбилейных пред ковчегом Господним,

шли и трубили трубами 15Когда в седьмой раз священники трубили трубами, 19воскликнул народ весь вместе громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания.

В 6 лет евреи завоевали всю землю Ханаанскую и разделили ее по жребию между 12-ю коленами.

Только колено Левия — левиты — не получили своей части.

Они жили среди других колен, служили Господу в скинии и содержались сбором десятины- десятой части с доходов всего народа.

Вводное занятие 3 класс. Повторение.

Библия – Священная книга, имеющая ценность для всех людей. Слово «Библия»в переводе с греческого означает книги. В Библии собраны книги Ветхого и Нового Завета.

Мы разбирали дни творения мира.Бог, по избытку любви, сотворил из ничего материальный мир, о жизни первого человека в раю, их изгнании. О детях Адама и Евы. От Сифа рождались люди благочестивые и добрые — «сыны Божии», а от Каина — нечестивые и злые — «Сыны человеческие»

Время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется Ветхим Заветом . Ветхий Завет — древний договор, или союз Бога с людьми, путь человечества ко Спасителю.

пришествие на землю Спасителя — Сына Божия Иисуса Христа,- называется Новым Заветом, так как Иисус Христос, явившись на землю, победив грех и смерть, заключил с людьми новый союз, по которому все снова могут получить потерянное блаженство — вечную жизнь с Богом, через основанную Им на земле Святую Церковь.

Ветхозаветная история — это не история еврейского народа, а история веры и благочестия. На примерах Священного Писаниямы учимся применять к собственной жизни нравственные уроки из жизни святых и личностей Священного Писания, литературных и исторических героев.

Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников:

кротость Авеля,

доверие Богу Ноя,

вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим,

сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом,

мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова,

любовь Моисея к своему народу,

храбрость Иисуса Навина,

сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом,

покаяние Давида и воспевание им величия Творца,

мудрость Соломона,

строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками .

Закончили первую книгу – Книга Бытия, Книга Исхода израильского народа из египетского рабства, знаем о 10 заповедях, данные Богом пророку Моисею,о празднике Ветхозаветной Пасхи, о скинии- переносном храме, о 40-м скитании израильского народа. В Книге Иисуса Навина мы ознакомились, ка была отвоевана Ханаанская земля. В этом году мы откроем новую книгу Библии Книга Судей Израилевых.

Урок № 17

Судии.

После смерти Иисуса Навина евреи, окруженные язычниками, часто забывали Бога и начинали поклоняться идолам и предаваться порокам. За это Бог не раз лишал их Своей помощи и предавал во власть соседних языческих народов. Несчастье вразумляло евреев и заставляло опять вспомнить о Боге. И когда они раскаивались, Господь посылал им избавителей, которые освобождали их от врагов и управляли ими. Эти избранники Божии назывались судиями.

Самсон. Книга Судей 13-16

«13:1Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет».

Тогда Ангел Господень явился одной семье и сказал, что у них родится сын, который от самого чрева будет назорей Божий (посвящен Богу), и бритва не коснется головы его (никогда не будет стричься в знак своего посвящения Богу), и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.

«24И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь.25И начал Дух Господень действовать в нем.

Самсон обладал необычайною силою».

Много раз филистимляне, покушались схватить его, но всегда безуспешно.

Один раз он ослиною челюстью избил тысячу филистимлян.

«15:20 И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет».

Филистимлянка по имени Далида, которую он полюбил, выведала, что сила его заключается в длинных волосах, остригла его спящего и предала в руки филистимлян.

Они ослепили его, посадили в темницу, заставили работать вместе с узниками.

«22 Между тем волосы на голове его начали расти, и сила стала возвращаться к нему. 23Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву богу своему, и повеселиться в честь победы над Самсоном.

Они привели слепого Самсона и стали насмехаться над ним.

28И воззвал Самсон к Господу. 29И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них,

30И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. Под развалинами погибло множество филистимлян и Самсон с ними».

Самуил 1Царств 1-10

Последним Судьею народа израильского был пророк Самуил из колена Левия.

Мать его Анна долго не имела детей и усердно молилась Богу.

«1Цар1:10И молилась она Господу, и горько плакала, 11и дала обет: Господи Саваоф! если Ты дашь рабе Твоей дитя, то я отдам его Господу на все дни жизни его».

Когда у нее родился сын, Анна вознесла благодарные мольбы к Богу и назвала сына Самуил, что значит — испрошенный у Бога.

Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию.

«3:1Отрок Самуил служил Господу при Илии (первосвященнике);

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты».

Однако отроку Самуилу являлся Господь и через него открывал свою волю людям. Поэтому, когда он был поставлен судьею народа израильского, то правил не только как судия, но и как пророк.

Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них.

«7:3И сказал Самуил всему дому Израилеву: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите богов иноземных и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. 4И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт (языческих богов) и стали служить одному Господу. 6 и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. 10И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем».

«8:4И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу, 5и сказали ему: вот, ты состарился; поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 6И молился Самуил Господу. 22И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя».

По повелению Божию, Самуил помазал на царство Саула, Дух Святый сошел на Саула, и получил Саул свыше силу управлять народом.

Саул вначале был хорошим царем, но потом перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его.

Пророк Самуил

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Псалтирь (50:19)

Последним судьёй Израиля был пророк Самуил. От чрева матери он был избран Богом для совершения великих дел. Его родители долго не имели детей. Однажды его мать, Анна, во время усердной молитвы дала Богу обет: если у неё родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, и через год у неё родился сын. Анна назвала его Самуилом, что значит «испрошенный у Бога».

Когда Самуил подрос, благочестивая мать исполнила своё обещание. Она привела его в скинию. Так назывался переносной храм евреев, устроенный по указанию Божьему. В то время он располагался в городе Силоме, в центре Обетованной земли.

На долгие годы Самуил остался служить при храме. Однажды ночью, будучи ещё юным, Самуил услышал голос, называвший его по имени. Думая, что его зовёт первосвященник, он пошёл к нему в ожидании приказания. Но тот спал и не звал Самуила. Зов повторился несколько раз, и тогда юноша понял, что Сам Господь взывает к нему.

Бог Израиля открыл Своему избраннику, ЧТО ожидает евреев в ближайшем будущем. За измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ ждут многие беды. Несчастья постигнут и семью первосвященника. Ибо вместо святой и богоугодной жизни его сыновья избрали путь порока и сделались богоотступниками. С этого времени Господь не раз являлся Самуилу, предрекая ему грядущее. Слава о пророке разнеслась по всей земле израильской.

Самуил возвещал народу всё, что открывал ему Господь. Слушая пророка, еврейский народ должен был вернуться на путь истинной веры и покаяния. Тогда страшные беды могли быть отведены от Израиля.

Народ не внял голосу пророка, и предреченное совершилось. Полчища филистимлян — воинственного народа, соседнего с Израилем, — вторглись в пределы земли Обетованной. Это нашествие грозило окончательным порабощением богоизбранного народа и его уничтожением.

Лишь перед лицом опасности евреи вспомнили о Боге — своём истинном Спасителе и Покровителе. В город Силом были посланы гонцы за Ковчегом Завета — главной святыней еврейского народа. Ковчег Завета символизировал пребывание среди евреев Самого Бога. Израильтяне надеялись, что присутствие этой святыни на поле битвы спасёт их от поражения.

Но Ковчег не помог евреям. В битве при городе Афеке они были разбиты филистимлянами и понесли огромные потери. В этом сражении погибли сыновья первосвященника, а Ковчег был взят в плен.

Это означало, что Бог не принял запоздалого раскаяния еврейского народа. Израильтяне должны были до дна испить чашу бед и напастей. Только так они могли понять, как низко пали, и встать на путь искреннего и глубокого покаяния. Будучи великой святыней Господней, Ковчег Завета недолго оставался у филистимлян. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Поэтому через несколько месяцев испуганные филистимляне решили возвратить Ковчег евреям.

Они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Шли тяжёлые годы рабства и унижения. Весь народ каялся и говорил: «Согрешили мы пред Господом». По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Самуил управлял народом сорок лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей.

Сыновья оказались нечестными судьями. Они брали подарки и выносили несправедливые приговоры. Тогда израильские старейшины пришли к Самуилу и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8, 5).

Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену Богу — истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, возлив на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Так завершился в истории Израиля период правления судей, последним из которых был Самуил.

Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Псалтирь (4:2)

Урок № 18-1

Давид.2Царств1

Самуил печалился о Сауле.

«1И сказал Господь Самуилу: Доколе будешь ты печалиться о Сауле? Пойди в город Вифлеем, там между сыновьями Иессея Я усмотрел Себе царя. Самуил пошел в Вифлеем и, по указанию Божию, помазал на царство Давида, сына Иессеева, из колена Иудина.

13И почивал Дух Господень на Давиде с того дня».

Глава 17

Сорокалетнее странствование евреев по пустыне по слову божию

И вот евреи странствуют по той части Аравии, которая покрыта камнями и булыжниками. Цель путешествия – Ханаан, все тот же старый Ханаан, который привлекал еще первых патриархов. Почему, наконец, не устроиться оседло, хотя бы теперь, когда собрались большой семьей? Ссылаясь на бога, Моисей уверил их, что земля эта отличается необыкновенным плодородием.

Бог уверял Моисея даже, что в Ханаане – в «земле обетованной» – «течет молоко и мед»! (Исх., 3:8)

Трудно было только найти эту страну, ибо дорог не было, а компас еще не был изобретен. По счастью, небесное облако стало во главе еврейского народа и водило их днем и ночью: днем это был столб черного дыма, ночью – столб огня. «Священное писание» говорит, что сам бог скрывался в этих «столбах». Этот способ вождения по пустыне имел, конечно, много преимуществ, но влек за собой также и неудобства. Действительно, евреям очень часто, может быть, хотелось и отдохнуть, но нет: облако уходило. Что делать? Терять такого ценного проводника? А ведь облако руками не удержишь. Вот и извольте безостановочно шагать!

Этот старый шутник – бог нашел себе еще одно недурное развлечение. Вот что он придумал. Чтобы пройти от Суэца в Иерихон, божественному проводнику надо было направиться к северу, к берегам Средиземного моря. Но, вместо того чтобы пойти на север, бог повел евреев по южной стороне Синайского полуострова.

Но надо быть справедливыми: хотя бог и удлинил невероятно путь своего избранного народа, зато он дал ему кое-какие развлечения в пути. Так, из Ваал-Цефона он проводил евреев в западную часть пустыни Сур, где они бродили три дня, не найдя ни капли воды. В одном месте, названном Мерра, они были приятно удивлены журчанием обильного потока. Бросились пить, но, увы! вода оказалась горькой.

«И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? (Моисей) возопил к господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа господа, бога твоего, и делать угодное пред очами его, и внимать заповедям его, и соблюдать все уставы его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет, ибо я господь (бог твой), целитель твой.

И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исход, гл. 15, ст. 24-27).

Чтобы приютить «небольшую» кучку народа, среди которой было 600 000 одних только вооруженных взрослых мужчин, эти семьдесят финиковых пальм должны были бы отстоять довольно далеко одна от другой и иметь неимоверно пышную листву. Так иногда обнажается поразительное бахвальство «священных» авторов, не стесняющихся никакими преувеличениями.

Покинув Елим, евреи продолжали путь к югу, пока не добрались до пустыни Син, которая находится на южном склоне холмов побережья Суэцкого залива. Это продвижение на юг привело их к Синайскому горному массиву. Природа там очень величественна, но совершенно дика.

Запасы продовольствия, какие они могли взять с собой, давно иссякли, а в этой возмутительной пустыне, вероятно, не было ни одного трактира, ни одной пивной. Наши три миллиона эмигрантов возроптали: «И возроптало все общество сынов израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны израилевы: о, если бы мы умерли от руки господней в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исход, гл. 16, ст. 2-3).

Евреи, вероятно, покончили бы с Моисеем, если бы бог не дал ему возможности удовлетворить желаний этих несчастных путем «чудес», которые в наши дни не смог бы повторить ни один фокусник. Внезапно в этой пустыне появились перепела, целые стаи перепелов. Так как евреи не имели с собой печей, то перепела эти валились к ним на стол, надо думать, совершенно приготовленные.

Но это еще не все: «а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который господь дал вам в пищу… И нарек дом израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исход, гл. 16, ст. 13-15, 31).

Из этой же главы мы узнаем, что избранный богом народ стал получать каждое утро дневной паек манны в течение всех сорока лет странствования, и все облизывали пальчики. Благоговение, которое мы питаем к «святому духу», не мешает нам прибавить, что манна встречается не только на Синайском полуострове, но и во многих других местах земного шара, именно в Калабрии, Персии, Турции и т. д. Ее употребляют как довольно хорошее слабительное. Остается заключить, следовательно, что бог в высшей степени заботливо относился к здоровью евреев: наполняя им животы, он предупреждал возможность запора. Но давать слабительное ежедневно в течение сорока лет, как прямо говорится об этом в стихе 35 главы шестнадцатой<1>, – на это способно только любящее сердце «отца небесного»!

Евреи оказались теперь около горы Хорив и опять страдали от жажды. Моисей, осаждаемый своими соотечественниками, ударил по скале жезлом. Тотчас же оттуда полилась вода, и три миллиона эмигрантов, утолив жажду, разбили шатры. Но здесь их ожидал неприятный сюрприз. В этих местах находился Амалик и его народ, которым не понравились потомки Иакова. Уместно сказать здесь, что Амалик был потомок Исава: от первой жены своей, Ады, Исав имел старшего сына – Елифаза, а Елифаз имел от наложницы своей Фамны сына Амалика.

Каким образом он оказался жив до сих пор, этот Амалик? «Голубь» забыл сказать это «священному» автору, а этот последний не подумал, что здесь есть чему и удивиться. Факт существования этого Амалика в высшей степени загадочен. Ибо для того, чтобы потомки двенадцати сыновей Иакова успели стать народом, могущим выставить 600 000 вооруженных, потребовалась смена многих поколений. Да, наконец, и Библия сама говорит, что четыреста тридцать лет отделяют прибытие Иакова и его сыновей в Египет от событий, изложенных в книге Исход. Следовательно, и Амалику должно было быть примерно лет четыреста, когда он напал на евреев в Синайской пустыне. Но «священный» автор, по-видимому, совершенно не задумывается над тягостями этого преклонного возраста: с самым невозмутимым и спокойным видом, без какого бы то ни было удивления, он повествует о военных авантюрах Амалика и его рода.

Это число (430 лет) дважды повторяется – в ст. 40 и 41 гл. 12 книги Исход.

Как бы там ни было, этот Амалик был, по-видимому, ужасный человек. Он нагнал на наших евреев неслыханного страху. Чтобы отразить нападение врага, Моисей приказал Иисусу Навину, командовавшему всеми вооруженными силами эмигрантов, собрать своих лучших солдат, сам же вместе с Ароном и Ором эвакуировался на соседнюю гору. Во все время сражения Моисей стоял, подняв руки. Пока он стоял в этой позе, одолевали евреи; но как только он «опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исход, гл. 17, ст. 11). В конце концов, устав держать руки все время вверх, он предложил Аарону и Ору поддерживать его руки «до захождения солнца» (ст. 12). Дело кончилось тем, что Иисус задал господину Амалику и его племени порядочную взбучку.

«Низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исход, гл. 17, ст. 13).

В главе 18 мы видим мадиамского «священника» Иофора в гостях у своего зятя Моисея. Моисей рассказал тестю о «чудесах» и приключениях, имевших место со времени бегства евреев из Египта, и это соблазнило «священника» принять веру Моисееву. «Ныне узнал я, что господь велик паче всех богов» (ст. 11). И он принес жертву богу Яхве. Раньше чем возвратиться домой, Иофор дал своему зятю несколько советов, и между прочим порекомендовал ему сложить часть своих дел на подчиненных, которые управляли бы тысячами, сотнями и т. д. Моисей нашел совет прекрасным и тотчас установил иерархическую лестницу. Именно в ту же эпоху Моисей учредил, также в подражание египтянам и другим народам, институт священнослужителей, предоставив им множество привилегий. Племя Левия, к которому принадлежал он сам, сделалось жреческой кастой, а Аарон, его старший брат, стал первым великим жрецом. Так, по Библии, был организован культ еврейской веры.

Все это было выполнено будто бы по приказу самого бога, с которым Моисей разговаривал на горе Синай. Зять Иофора один взобрался на вершину, и там старый бог дал ему десять заповедей, которым надлежало стать впоследствии основой религиозной веры еврейского народа. В эти минуты Синай был окружен блеском страшных небесных огней, и отовсюду слышался невероятный грохот и шум – явные признаки того, что совершались важные события. Бог продиктовал Моисею также и гражданские законы.

Переговоры между Моисеем и богом евреев тянулись не один день. «И когда (бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом божиим» (Исход, гл. 31, ст. 18).

А пока продолжалась аудиенция, данная богом Моисею, эти неблагодарные евреи, совершенно позабыв о великолепном репертуаре чудес, выполненных в их пользу, и даже явлении им самого бога, сделали золотого тельца и стали ему поклоняться. Самое любопытное здесь то, что золотой телец был изготовлен для них самих братом Моисея – первосвященником Аароном. Аарон потребовал для этого все драгоценности и все золотые украшения у женщин и девушек. Не сказано только, какие скульпторы, литейщики и золотых дел мастера работали в пустыне для этого верховного жреца-ренегата. Изготовление колоссального идола, которое отняло бы месяцы работы у хорошей фабрики, нашими пустынниками было выполнено в одну ночь. Можно представить себе гнев Моисея, когда, спустившись с горы с божьими документами – скрижалями под мышкой, он увидел золотого тельца и евреев, приносящих ему жертвы с плясками и пением, и все это под руководством его святого напарника Аарона. Моисей «воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исход, гл. 32, ст. 19).

Описание процесса уничтожения святотатственного тельца стоит точной цитаты: Моисей «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам израилевым» (Исход, гл. 32, ст. 20).

Надо признать, что не каждому дано обращать золото в «прах», бросив его в огонь. Секрет этой операции был известен, видимо, одному только Моисею и никому никогда больше. Кроме того, Библия пояснила, что золотой порошок можно пить, разведя его в воде: это тоже не просто. Вообще-то, золото растворяется с серой. Легко вообразить себе, как отвратительно было это питье! Но самое прекрасное здесь то, что Моисей не стал обвинять Аарона, сделавшего идола, и приказал левитам, которые в конце концов вместе с его братом были более других виновны в происшедшем, вооружиться и пройти по лагерю, избивая «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Библия говорит, что руками священников за их же собственные грехи было перебито около трех тысяч человек (Исход, гл. 32, ст. 27-28).

Золото (температура его плавления 1063 градуса по Цельсию) растворяется в водном растворе хлора и в других жидкостях, выделяющих свободный хлор, в частности, в царской водке (смесь азотной и соляной кислот). Даже отдельно взятые сильные кислоты (серная, азотная, соляная) не действуют на золото без дополнительных окислителей.

Успокоившись, бог приказал Моисею построить скинию – нечто вроде шатра, расположив ее вне стана, для того чтобы «пророку» можно было не взбираться каждый раз на гору, когда ему захочется поболтать с богом. Вот как это происходило.

«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (господь) говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, гл. 33, ст. 9-11).

Став близким другом самого бога, Моисей решил использовать приятельские отношения со всемогущим «творцом» всего мира. Он набрался смелости и попросил бога показаться ему во всем своем величии. Как же встретил эту просьбу бог-отец? Учебники «священной истории» заботливо пропускают это место из Библии. Мы еще раз прибегнем к длинной цитате.

Моисей сказал богу: «покажи мне славу твою. И сказал (господь Моисею): я проведу пред тобою всю славу мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать – помилую, кого пожалеть-пожалею. И потом сказал он: лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых. И сказал господь: вот место у меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава моя, я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою моею, доколе не пройду; и когда сниму руку мою, ты увидишь меня сзади, а лице мое не будет видимо (тебе)» (Исход, гл. 33, ст. 18-23).

Это место из «священного писания» следовало бы особенно вдумчиво прочитать всякому, кто смиренно слушает разглагольствования религиозных проповедников о боге вообще и о библейском в частности.

Так как скрижали были разбиты Моисеем, то бог-отец потрудился выгравировать их заново. Неизвестно почему, но второе издание было выпущено не из скинии; по-видимому, эту работу можно было технически выполнить только на вершине Синая, куда, Моисей и был вынужден взобраться вновь. Он провел там без еды и питья еще раз сорок суток.

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним. «И увидел Моисея Аарон и все сыны израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исход, гл. 34, ст. 29-30). То же происходило и при выходе его из скинии: по этой причине его и изображают обыкновенно с двумя снопами лучей на лбу, похожими на рога.

Книга Исход заканчивается шестью главами (35-40), в которых изложены еще очень многие мелкие и мельчайшие еврейские законы, продиктованные Моисею самим богом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *