Человек и его профессия

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

  • Надо ли знакомить ребенка с профессиями
  • С какого возраста знакомить детей с профессиями.
  • Каким образом рассказать
  • Выбрать развивающий материал по теме «Профессии»

В наши дни профессий очень много, и мы должны помочь ребенку ориентироваться в этом многообразии ремесел. Мы должны ознакомить ребенка с трудовой деятельностью взрослых.

Надо ли знакомить ребенка с профессиями

  • Познакомить ребенка с профессиями, это значит расширить его словарный запас, ( у каждой профессии есть свои специфические термины);
  • помочь ребенку усвоить важность той или иной профессии;
  • ощутить значимость и ценность профессий.

С какого возраста знакомить детей с профессиями.

Осведомлять о профессиях детей, можно с двух летнего возраста. Начните рассказывать с тех профессий, которые чаще всего встречаются в жизни малыша. Это продавец, водитель общественного транспорта, доктор, дворник и т.п. В этом возрасте не стоит загружать мозг малыша профессиями, с которыми он не сталкивался.

В возрасте 3-4 лет у ребенка уже расширенное представление об окружающих его предметах, он уже имеет некие понятия о спецмашинах, об инструментах и инвентаре. И теперь стоит постепенно вводить другие профессии. Например: полицейский, пожарный, повар, воспитатель и прочие.

  • В этом возрасте расскажите ребенку, на простом и понятном для малыша языке, где работают, и чем занимаются члены его семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.

    С возрастом дополняйте информацию о труде взрослых, расширяйте представления о разных видах трудовой деятельности.

    Пробудите у ребенка любознательность и интерес к труду.

    Каким образом рассказать детям о профессиях?

  1. Самый запоминающийся способ, это – показать ребенку представителя профессии на его рабочем месте.

Зайдя в магазин, расскажите о профессии продавец, в поликлинику – расскажите о работе врача, зашли в кафе или столовую – есть отличная возможность сообщить чем занимается повар, пришли в ресторан – обмолвитесь об официанте, прошли мимо стройки, поведали, что делают строители, увидели троллейбус, автобус -описали чем занимаются водители и т.д.

2. Классический способ – это чтение книг и просмотр иллюстраций. Много превосходных произведений написанных детскими писателями, такие как:

Большая книга профессий. Стихи Познакомиться с разными профессиями помогут стихи лучших детских поэтов: Агнии Барто, Валентина Берестова, Ирины Токмаковой и многих-многих других.

3.ЗАГАДЫВАЙТЕ . Благодаря им, Вы в веселой форме дадите ребенку начальные знания о профессиях.

Азбука профессий от А до Я. Загадки в стихах и развивающие задания.

Поведать детям о профессиях можно и через игры.

4. Играйте в ролевые игры вместе с ребенком. Вспомните свое детство, когда Вы играли в магазин, в больничку, повара или артиста.

Наборы: , , , , , , и т.п

5. Воспользуйтесь , например карточками, плакатами, играми: ЛОТО «Профессии», «Игра с прищепками», «карточки Профессии». Играйте вместе, задавайте наводящие вопросы и хвалите ребенка.

6. В изучении профессий, непременно, помогут всеми любимые мультики. Подберите мультик по возрасту ребенка, чтобы ему было интересно наблюдать за персонажами. И за небольшой отрезок времени ребенок узнает особенности, каких -то профессий.

7. Можно организовать поход в город профессии, такие как «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» ит.п. Это новый взгляд на знакомство с профессиями, с его помощью ребенок может понять какие у него есть предпочтения к той или иной профессии.

Когда рассказывает детям о профессиях надо обязательно сказать:

1) Название профессии и рассказать, что делает работник на рабочем месте.

2) Рассказать, где он работает, описать место труда.

3) Если есть спецодежда или форма, описать ее.

4) Рассказать каким, оборудование или инструментами пользуется работник.

5) Опишите какие действия делает представитель профессии.

Необходимо с детского сада познакомить ребенка с профессиями, рассказывать
о тех особенностях, которые требует та или иная работа.

Выбрать развивающий материал по теме «Профессии».

Игра с прищепками «Профессии»

  • Лото «Профессии»

    • Файл содержит 20 карточек, каждая на отдельной странице. Скачайте и играйте.

      Стихи про профессии

      Какие бывают профессии.

      • Ваш малыш узнает, какие бывают профессии и даже попробует себя в них. В этом ему помогут ученые и машина времени, которая покажет разные варианты будущего. Для каждой профессии создан целый мир со множеством героев, где ребенку нужно найти себя. Масштабные иллюстрации и задания превратят книгу в игру, с которой малыш проведет не один день.

        Книга учит ребенка быть любознательным и верить в себя

        Что такое дисциплина

        Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

        Задачи: дать теоретическое объяснение понятия «дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

        План урока:

        I Опрос домашнего задания:

        Презентация по теме «Защита Отечества»

        Расск. отцов, которые служили в армии

        II Изучениe нового материала:

        1. Понятие «дисциплина

        2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

        3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

        Ход урока

        Объяснение цели урока:

        В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется «Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах (Приложение 1), которые я вам раздам.

        Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.

        II. Проверка домашнего задания.

        III Изучение нового материала

        Задание №1 Стр95 «В классе и дома». Прочитайте высказывания Суворова и найдите выражения со словом дисциплина.

        Дисциплина-мать победы

        Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость-победа»

        Дисциплина-основа победы. Почему?

        Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы, работа с понятием.)

        Стр. 97. Познакомиться с понятием и записать в рабочий лист.

        Различают 2 вида дисциплины

        Задание . Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

        ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

        С помощью учебника заполните сам-но 2-ю колонку.9стр 97-98

        Специальные дисциплины

        Особенности специальных дисциплин

        Последствия нарушения дисциплины

        Военная дисциплина

        Трудовая дисциплина

        Технологическая дисциплина

        К чему может привести нарушение каждой из дисциплин?

        См. слайды

        Просмотр м\ф «Про Власа», «Офицеры»

        Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

        Работа с учащимися:

        Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

        Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

        Платежная дисциплина что это?

        – Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

        Исполнительная дисциплина– что это?

        Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

        Внешняя и внутренняя дисциплина.

        Учитель.

        Что побуждает людей быть дисциплинированными?

        Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

        Дети должны сами сказать:

        Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

        Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

        Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

        Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

        СТР.100 Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

        Затем работа по вопросам:

        Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

        В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

        Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

        Задание . Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера). Средства поддержания дисциплины

        внешней внутренней

        Примеры:

        Контроль со стороны других людей.

        Совесть.

        Желание выиграть приз.

        Боязнь получить выговор.

        Чувство вины.

        Увольнение с работы.

        Требование к самому себе.

        Обсуждение выполнения задания.

        2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

        Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

        Выполним Задание в рабочем листе.

        Задание . Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

        № Содержание правила Отметка

        1. Делать каждое утро зарядку.

        2. Убирать за собой постель

        3. Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.

        4. Складывать школьную сумку с вечера

        5. Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее задание.

        Беседа с учащимися:

        Что нужно для того чтобы намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?

        Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.

        Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

        Рабочий лист Задание 5.

        Выбери верный ответ:

        1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

        а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

        2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

        а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.

        3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

        а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.

        4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

        а. Внешняя. б. Внутренняя.

        5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

        а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

        6. Внутренняя дисциплина основывается:

        а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

        7. Залог успешного самовоспитания:

        а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

        Выбери верный ответ:

        1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

        а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

        2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

        а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.

        3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

        а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.

        4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

        а. Внешняя. б. Внутренняя.

        5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

        а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

        6. Внутренняя дисциплина основывается:

        а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

        7. Залог успешного самовоспитания:

        а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

        несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.

        Сдать рабочие листы.

        Домашнее Задание.

        §9, вопросы на стр. 107–108.

        Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

        Дополнительно

        Пословицы о дисциплине

        На вожжах и лошадь умна. (Начальство, приказ, послушание, Об уме, остроумии, глупости и недальновидности, Житейский опыт и наставления, Дисциплина, Ум)

        Дисциплину держать, — значит, побеждать. (Житейская мудрость, Дисциплина)

        Дисциплина — против беспорядка плотина. (Дисциплина)

        Дисциплина — могучая сила. (Дисциплина)

        Исполнительность человека славит. (Дисциплина)

        Кто дисциплину блюдет, тот вовремя на работу идет. (Дисциплина)

        Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать. (Дисциплина)

        Держи голову уклонно, а сердце покорно. (Дисциплина)

        Опасна не дисциплина, а разнузданность. (Дисциплина)

        Не следи за гудком, а следи за станком. (Дисциплина)

        «Дисциплина — мать победы»,

        Человек потребляет все больше информации. А чтобы она усваивалась лучше и быстрее, информацию кодируют в знаки.

        На нашем телеграм-канале есть цикл статей про профессии типа человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа. Сегодня наша задача раскрыть последнюю категорию профессий – человек-знак и понять, какие профессии относятся к классификации Климова «человек-знаковая система».

        Знаки в профессиях: что собой представляют?

        Сегодня это огромная составляющая каждой профессии.

        Знаковая система – это чертежи, таблицы, графики, схемы, числовые данные, топографические и географические карты, формулы, дорожная разметка, условные сигналы и даже текст.

        Знаки – это информация в сжатом виде, которой люди обмениваются в процессе жизнедеятельности.

        Суть профессий типа «человек-знаковая система» заключается в том, чтобы накапливать определенную информацию, перерабатывать ее, хранить и донести до конечного потребителя, оказать помощь в обмене этой информации.

        Если орудие труда людей профессии «человек-техника» является некий инструмент, то здесь таковым выступают цифры, коды, формулы, символы, графики, шифры, условные обозначения, языки, письменность и речь.

        Характеристика людей профессии типа «человек-знаковая система»

        К работникам этой сферы предъявляют особые требования. Вот черты, которыми они должны обладать:

        • пунктуальность,
        • дисциплинированность,
        • высокая работоспособность,
        • скрупулезность,
        • аккуратность,
        • оперативная память,
        • развитое наглядно-образное мышление,
        • высокая и стабильная концентрация внимания,
        • систематичность,
        • усидчивость,
        • склонность к выполнению рутинной работы,
        • склонность к оперированию представлениями.

        Классификации профессий «человек-знак»

        В рамках профессий человек-знак различают 2 типа специальностей:

        Исполнительские специальности – работа по определенному шаблону, четкое следование инструкции, строгое соблюдение нормативов и техники выполнения работы. Сюда смело можно отнести такие профессии, как кассир и корректор.

        Творческие (эвристические) специальности – работа, в рамках которой нужно принимать нестандартные решения по ситуации, придумывать и внедрять новые способы, анализировать, планировать, проектировать и исследовать. Яркие представители творческих специальностей класса «человек-знак» — экономист, переводчик, программист.

        Существует и другая условная классификация профессий этого типа:

        • специальности по оформлению документов, анализу текстов или их преобразованию/перекодированию: редактор, переводчик, секретарь-референт, оператор связи;
        • специальности, которые оперируют числами и количественными отношениями: бухгалтер, контролер-кассир, оператор ПК, финансист, экономист;
        • специальности по обработке информации, представленной схематическими изображениями или условными знаками: картограф, чертежник, инженер;
        • специальности по сортировке: сортировщик письменной корреспонденции, почтальон;
        • специальности по обслуживанию (управлению технологическим процессом, движением, контролю качества, составлению и хранению документации): диспетчер управления движением, оператор пульта управления оборудования, статистик, нотариус, архивариус;
        • специальности по восстановлению и устранению искажений: редактор, корректор.

        Особенности профессий

        Согласно другой классификации все профессии класса «человек-знаковая система» разделяются по объекту труда на 4 типа.

        Первый тип – работа со словами, текстами, книгами, документами. Здесь человек работает с одной их самых сложных, развитых и всеохватывающих систем знаков – языком. Особенности этой профессии заключаются в том, что работники страдают от повышенной нагрузки на слух и зрение. Причина – в долгой и кропотливой работе с документами, рукописными и печатными текстами. Пример профессий: лингвист, юрист.

        Второй тип – работа с числами, формулами, знаками. Люди этого типа заняты преобразованием реального производства и область чисел. Такие работники добывают нужную информацию с помощью знаковой системы, исследований в мире физики, химии и других наук. Распространенные профессии этого типа: фармацевт, физик, провизор, бухгалтер.

        Третий тип – работа с изображениями, картами и схемами. Работники этого вида превращают определенные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Они наблюдательны, усидчивы, внимательны к малейшим переменам. Распространенные профессии этого типа: диспетчеры, картографы, радисты, стенографисты, звукооператоры.

        Четвертый тип – работа с информационными системами, интернетом и компьютерами. Специалисты этой группы хорошо оперируют числами, мыслят умозрительно, могут долгое время концентрировать внимание, с интересом работают с формулами, цифрами, схемами и т.д. Здесь будет такая группа профессий: оператор ПК, программист, веб-дизайнер.

        Список профессий типа «человек-знак»

        Предлагаем вашему вниманию целый перечень примеров профессий типа «человек-знаковая система» по методике Климова:

        • логист,
        • инженер-конструктор,
        • системный аналитик,
        • инженер по автоматизации,
        • разработчик ИТ,
        • тестировщик ПО,
        • бизнес-аналитик,
        • проджект-менеджер ИТ,
        • архитектор,
        • бухгалтер,
        • культуролог,
        • землеустроитель и прочие.

        Среди всего этого разнообразия можно выбрать себе дело по душе. Достаточно лишь определить, обладаете ли вы определенными характеристиками и склонностью к работе со знаками. Ну а если боитесь сложностей в учебе, сервис студенческой помощи будет рядом, чтобы подстраховать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *