Честь, что это?

Честь
Прилагательное (не используется), единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное, действительный залог, несовершенный вид, переходный.

1. Чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устаревшее) чести, честей, честям, 1. толь ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). И первый клад мой честь была, клад Этот пытка отняла. Пушкин. Иди в огонь за честь отчизны. Некрасов. Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот, во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Сталин. Долг чести. Личная честь. Чувство чести. Клянусь своей честью. Задеть кому-чему-н. ценность, достоинство, то, чем гордятся. Поредели, побелели кудри,честь моей главы. Пушкин. Этот студент — честь нашего института.
2. Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситься на честь девушки. 2. только ед. Почет, уважение. Это большая честь для меня. У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь. Грибоедов. Какая честь для нас, для всей Руси! Пушкин. Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен, и в лентах, и в чести. Крылов. тут каждый слог замечен и в чести, тут каждый стих глядит себе героем. Пушкин. 3. только мн. Почести, почетные звания, чины (устаревшее). — Почет, стремление по пути честей? Да что ему в них. Гончаров. Как с честью пролагать блестящий путь к честям? Вяземский. В честь кого-чего и кому-чему (книжн.) — в знак почтения, уважения к кому-чему-н. Там даже праздники им в честь учреждены. Крылов. Назвал сына Владимиром в честь Ленина. Театральная площадь в Москве переименована в честь т. Свердлова. Выйти с честью из чего — совладать с чем-н., сохранив, поддержав свое достоинство. Он… вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин. Делать (сделать) честь кому-чему — придавать (придать) кому-чему-н. большое достоинство, цену, свидетельствовать о чьем-н. достоинстве. Ломоносов сделал честь своему веку. Даль. Это делает честь вашему сердцу. 2) оказывать (оказать) уважение, почтение (разг. устар.). Сделайте мне честь у меня отужинать. Пушкин. 3) то же, что Отдавать (отдать) честь во 2 знач. (шутл.). Иметь честь (офиц. и разг. устар.) — удостоиться (формула вежливости или подобострастного обращения к вышестоящему лицу). Честь имею проект предложить. Некрасов. Неоднократно я уже имел честь обращаться к вам за помощью. Чехов. Имел честь сопровождать Вас и принимать лично во вверенных моемусмотрению богоугодных заведениях. Гоголь. К чести (служит) чьей — является признаком чьего-н. достоинства, положительных свойств. К чести его, он сразу исправил свою ошибку. Одно не к чести служит ей: за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила. Грибоедов. можно чести приписать (разг. устар.) — можно счесть украшением, признаком достоинства. А какой у Вас конь богатейший! вот уж точно можно чести приписать. Тургенев. надо или пора честь знать (разг. фам.) — достаточно, пора перестать, окончить что-н. Погоревали — и будет, надо и честь знать! Чехов. Отдавать (отдать) честь кому-чему — 1) приветствовать кого-н. по-военному, прилагая руку к головному убору (воен.); 2) оказывать (оказать) должное уважение, удостаивать (удостоить) вниманием кого-что-н. (шутл.). Гости по очереди отдавали честь каждому блюду. Поле чести (ритор. устар.) — война, театр военных действий. Благословляем ваш возврат в отчизну с поля чести. Жуковский. Послушать или согласиться честью — добровольно, не ожидая применения угроз, насилия. Не послушаешь честью — возьмет сзади за портки и выбьет одним духом из кабака. А. Н. Толстой. просить честью — просить без угроз, в расчете на послушание, добровольное согласие. — Господа, разойдитесь! Вас честью просят. Чехов. Честь и место — см. место.
Словарь Ушакова Д.Н

5 синонимов к слову «честь»

  1. безгреховность
  2. безгрешность
  3. гонор
  4. гордость
  5. девичий цвет

Употребления слова в предложениях

Только клуб в Марлоте еще организовывал празднества в честь местной Цереры.

Тэсс из рода д’Эрбервиллей (Гарди, Томас) 1983г.

Черт возьми, фамильная честь есть фамильная честь, и я не возьму ни на пенни меньше!

Тэсс из рода д’Эрбервиллей (Гарди, Томас) 1983г.

Спустившись вниз к утреннему завтраку, они были удивлены переменами, которые в их честь произвели в большой кухне.

Тэсс из рода д’Эрбервиллей (Гарди, Томас) 1983г.

Мама заказывала в храме сутры в честь Грэнни и тратила на это огромные деньги, а ведь это происходило в период Великой Депрессии.

Мемуары гейши (Голден, Артур) 2001г.

Для меня ваш визит — огромная честь.

Мемуары гейши (Голден, Артур) 2001г. Приложение доступно в Google Play

См. также чес.

Русский

В Викиданных есть лексема чёс (L179600).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. чёс чёсы
Р. чёса чёсов
Д. чёсу чёсам
В. чёс чёсы
Тв. чёсом чёсами
Пр. чёсе чёсах

чёс

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -чёс- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. чесать; чесание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. разг. зуд, чесотка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. разг. вычёсывание, расчёсывание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. жарг. большое количество выступлений (обычно эстрадных артистов) в короткое время ◆ Миша подрабатывал концертмейстером, тапёром, и среди прочего иногда и клавишником при разных разбойных группах, производивших чёс по ночным клубам. Л. С. Петрушевская, «Дайте мне её»
  5. муз. жарг. приём игры на гитаре ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. чесание

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: чесать

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Хотелось бы поговорить о понятиях, которых нашему обществу так не хватает, в наше абсурдное и непредсказуемое время. А если конкретно, то о чести. Ведь от того, насколько полно данная черта человеческого образа будет существовать у современных деятелей стоящих у руководства страны, настолько реальным будет и наше будущее.
    «Честь – это внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть или по–другому неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».
    Честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов ДЕМОКРАТИИ является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.
    Понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный. Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, и представляет собой морально-политическую оценку деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носит устойчивый характер и касается личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.
    Внутренняя сторона чести связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.
    Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время правовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
    Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
    Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
    Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Воинская честь существенно отличалась от чувства чести и достоинства обычных граждан по причине приближения офицеров к особой когорте – защитников отечества. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительно следовать девизу «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» — являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. Традиционно связанные со служением в армии представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе. Лучшие многовековые традиции русского воинства, их уникальные духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации нашли свое отражение в «Кодексе Чести русского офицера», который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм. Воинская честь в Кодексе определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение».
    В дореволюционной России, да и в советской то же, чувство собственного достоинства воспитывалось с детства и затем шлифовалось в школах, в кадетских училищах, военных гимназиях, а позже в академиях.
    Известный военный писатель и публицист XIX в., генерал-майор М.С. Галкин в частности отмечал: «Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе… Честь не терпит и не выносит никакого пятна»
    Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания.
    Основными атрибутами чести и достоинства являются :
    • Внутреннее чувство благородства, на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.
    • Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности. Фраза «даю слово офицера» считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию.
    • Честь офицера — это, в том числе, и здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «Доблестное честолюбие», гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей. Они понимали, что чувство здорового честолюбия имеет большое значение в период военных действий, когда каждый рассчитывает, что его геройский поступок будет замечен и должным образом оценен.
    • С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера.
    • Преданность войсковому товариществу в русской армии дореволюционной России являлась неотъемлемым слагаемым офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и укрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке. В русской армии всегда признавали, что офицерский корпус — «особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой». Офицерству было свойственно родственность по духу, глубоко дружественное единение на основе ратного труда, взаимного доверия и уважения, взаимовыручки и солидарности. Военное братство поддерживалось сознанием своего правого дела и славы русского оружия. Кодекс чести призывал крепить офицерское братство, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.
    • Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: «Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею». Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.
    Даже в наши дни настоящий офицер, давший присягу своей Родине ( Союзу Советский Социалистических Республик) , не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.
    Очень ярким всплеском все эти качества проявились во время Великой Отечественной Войны. Совесть и долг перед Родиной поднимали людей на великие подвиги. Предательство и трусость пресекались на корню. Герои войны от мала до велика защищали честь страны от фашистов ценой собственных жизней, потому что свято верили, что честь дороже жизни.
    Честь и совесть – это состояние души. Оно не врожденное, поэтому взрослые люди должны очень бережно относиться к этим качествам характера. Не допускать никаких сделок с совестью, оправдывая все свои неблаговидные поступки сложившимися обстоятельствами. С детства учить детей быть честными и справедливыми, не бояться всегда иметь свое личное мнение и уметь его отстаивать очень спокойно, но твердо.
    Все о чем мы говорили выше, касается тех эпох, которые уже прожиты нами и в какой-то степени нами преданы. На протяжении тысячелетней истории нашего государства честь и достоинство и слава были неотъемлемой частью нашей истории. У русского человека эти качества сформированы с молоком матери. Россия наверное практически единственная страна, где раньше такие понятия возводились и ранжировались на государственном уровне.
    Честь, подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.
    Не в пример нашим коммерческим структурам, купеческая честь и честь промышленников российских , очень дорогого стоила. Слово их данное своим партнерам приравнивалось к письменному договору и было свято и нерушимо.
    В современном мире понятия честь и совесть , мы практически потеряли . Сегодня с детства ребенок растет во лжи, лицемерии и хамстве. Эти качества он переносит во двор, на детскую площадку, потом в школу, и уже там их «шлифует» до совершенства. Семья порядочная и не скандальная обычно становится объектом насмешек среди соседей, а ее ребенок – изгоем.
    В наше время стало не модно испытывать муки совести, быть преданным другом, или совершать подвиги во имя чего-бы то ни было. Мало кто читает романы позапрошлого века, а уж тем более книги о войне. Школьная программа чаще всего воспринимается учениками поверхностно, без особого интереса и энтузиазма.
    Наверное, каждому из нас хотелось бы вместо обидных оскорблений – иметь мировое соглашение. Вместо слез и печали – счастливый детский смех. Все получится, если каждый начнет меняться с себя. Стоит попробовать один раз не ударить слабого, или не соврать родителям, или не предать из-за своей трусости друга, или постоять за честь беззащитной девочки, или просто накормить голодное бездомное животное. И когда хорошие дела будет совершать не стыдно – честь и совесть станут верными спутниками. Другие, более слабые духом люди, будут завидовать вашей внутренней свободе и независимости.
    В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают этого. Раньше для восприятия процесса воспитания нам говорили : «Представьте себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует».
    Сегодня представлять этого уже не нужно. Все что представляет собой угрозу для нашего человечества мы уже видим реально, повсюду и каждый день сталкиваемся с отсутствием общепринятых человеческих понятий.
    Честь истинно российского человека – неподкупна, а те кто связался с коррупцией, уже показали свое истинное лицо завладев властью, то ли в руководстве страной, то ли в регионах. Основная масса российских руководителей выходцы из силовых и армейских структур, у которых честь должна быть незыблемой , но видя насколько алчность поразила до глубины этих представителей, начинаешь сомневаться в их преданности Родине и Государству. Основным смыслом их существования, стало обладание государственной кормушки, которую они вряд ли отдадут самостоятельно.
    Поэтому офицер забывший о своей чести и достоинстве, это такой же предатель интересов страны, как перебежчик на фронте.
    Сегодня все граждане Российской Федерации, кто не растерял понятие чести должны сделать выбор с кем они? С народом, с которым вместе нужно строить цивилизованное общество, свободное от паразитов или с либералами, которые в недалеком будущем развалят страну до основания и тогда думать уже будет бесполезно т.к либерал живет только лишь для себя и для обслуживания своей персоны он оставит незначительную часть населения, другая часть ему будет не нужна.
    Народу не нужен ни западный капиталист, не внутренний российский, и тот и другой ничего для народа делать не будет.
    Американское общество, которое нам представляют в качестве примера образцовой и зажиточной жизни, отнюдь не является таковым.
    Поэтому образ жизни скопированный с США или западной Европы для России не приемлем потому, как американская модель существует только как паразит, за счет других развивающихся стран. Именно подрыв их экономики и завладение торгового пространства дает возможность США накапливать свои золотые запасы. Если провести аналогию с Россией, то разница между долларом и рублем практически поработила нашу страну и при таких существенных различиях валют отечественной и американской, российская промышленность никогда не возродится т.к низкая рублевая стоимость нашей продукции при постоянном росте цен на энергоносители и росте цен на зарубежное оборудование, а соответственно и низкие доходы наших предприятий позволят только эксплуатировать нещадно население страны. Привязав рубль к доллару, мы практически за бесценок отдаем сырьевые ресурсы на запад.
    В настоящий момент осуществляется экспансия США всей мировой экономики. Таким образом они владеют миром. До недавнего времени Россия была одной из таких бесправных стран – доноров. Американская либеральная верхушка осуществляла планомерный захват нашей страны, причем ближайшая перспектива должна была привести к развалу России и образования на ее территории нескольких отдельных государств.
    Слава богу, что страна нашла в себе силы, заявить, что однополярный мир, является фикцией, ведущей к международной экспансии и подавление одной страной США развитие остальных стран. Это своего рода вирус, который активизировался при попадании в тело Земли.
    Многополярный мир, о котором заявила Россия, расстроила планы американской военщины, тем самым поставив отношения на уровень деструктивных. Это в свою очередь привело к напряженности во всем мире. Заголосили «забугорные» СМИ, о том, что Россия начала вести захватническую деятельность. Наверное какая- то доля правды в этом есть, что касается российской экспансии, но она возникла в результате роста либеральной активности российского олигархата, в связи с их ограничениями, введенными санкциями, а также искусственного ограничения экономической безопасности страны.
    Две мощные державы стоящие на своих принципах хотят они или не хотят все равно будут расширять свои границы влияния потому, как без взаимной торговли и развития промышленности существование таких государств невозможно. Поэтому при этом всегда будут существовать очаги напряженности там, где пересекаются интересы крупных держав. А значит всегда будет и вероятность военного конфликта между ними, не обязательно ядерного и не обязательно прямого конфликта. Договориться они могут только в одном случае, как при воровских сделках – поделив территорию всего мира, но помимо двух крупных держав существуют и другие, а значит такая разборка все равно произойдет.
    А теперь мы подходим к самому главному. А нужны ли такие разборки для населения этих стран? Ведь население страдает от этого в первую очередь. Олигархи теряют маленькую толику, а народ практически все, начиная от суверенности и кончая материальным и социальным благополучием.
    Революции, не сделают практически никакого качественного изменения в развитии страны, единственно – это уничтожение громадного количества населения ( а это собственно и нужно глобалистам) причем самого преданного и ценного . Следовательно революция должна произойти в умах людей, в переоценке их мировоззрения и поведенческой реакции на выборах, причем на любых выборах и в субъектах в первую очередь потому, как если в законодательных и управленческих структурах субъектов будут сидеть чиновники желающие набить карманы очередными бюджетными «инициативами», то ничего не изменится. Управление должно меняться на инициативных и патриотичных руководителей.
    Наверное нет ни одного газетного издания, где бы не критиковался советский строй, а также бывшие руководители Советского Союза, причем все это преподносится в черных тонах и указываются громадные жертвы того времени. Кому это выгодно все понятно, тем кто хочет побольше посидеть у власти и оторвать кусок пожирнее. Если почитать действительно реальную историю, а не выдумки времен перестройки, то все оказывается в основном блефом. Почему то писаки, которые льют грязь, совершенно забыли сколько погибли людей во времена переворота 1991г и далее. Количество, которое сравнимо с ВОВ и даже больше, но об этом они предпочитают молчать.
    Ни либеральная капиталистическая демократия, ни социализм в чистом виде в настоящий момент будут неприемлемы среди населения. За двадцать лет народ нашей страны сильно изменился, многие почувствовали себя собственниками и ломать их мировоззрение было бы не только неправильным, но и преступным.
    Нужна переходная модель социализма, которая вобрала бы в себя , начальные принципы капитализма ( мелкий и средний бизнес, работающий по услугам и ТНП) и государственный плановый социализм ( сырьевые отрасли, тяжелая и военная промышленность , сбыт энергетических источников по государственным регулированным тарифам ). Данная модель существует у многих капиталистических государств ( Япония, Китай, Франция и пр), у которых ВВП в пределах 15-20%.
    Немаловажная деталь в управлении государством, а также законодательных органах не должно быть чиновников связанных с бизнесом и должны жестко пресекаться всякие семейные инициативы в этих направлениях. На должностях должны работать специалисты, а не случайные люди. Государство должно гарантировать стабильность и длительность и неизменность налогового законодательства.
    Судебные органы должны избираться как во времена СССР, при наличии двух народных заседателей при судье.
    Жестко карать взяточников и воров , а также ввести жесткую ответственность за неисполнение государственных планов.
    Для исключения воровства и взяточничества и всяких подковерных интриг установить курс рубля , один рубль к двум долларам или один на один, чтобы не было валютного неравенства. Торговать с нами при таком курсе все равно будут и покупать сырье тоже будут потому, как во- первых Россия слишком большой и выгодный рынок и во- вторых по многим сырьевым позициям альтернативы нет. А значит российская промышленность будет нормально конкурировать с западной. Зато исчезнет такая постоянно зреющая у чиновников мысль, как купить в России подешевле и продать за бугром по дороже и все доказательства либералов о том, что для развития нужно , чтобы рубль был дешевым, является надуманным бредом.
    Смысл данной статьи не только в попытке дополнительно прояснить ситуацию в мире, а показать, что дальнейшее развитие нашей страны в том направлении в котором нас пытаются направлять приведет только к исполнению тех планов запада, которые или разорвут страну на части и сделают ее придатком США и других государств и народ при этом не получит ничего или со временем разгорится военный конфликт в который ввергнут население, для защиты либеральной демократии. При современных понятиях чести и совести чиновников, ничего хорошего в перспективе население не ожидает, а только, как сейчас любят говорить «англицкими» терминами – стагнация. Поэтому вопрос чести сегодня должен становиться на приоритетное место при назначении не только управленцев правительства, а также и региональных.
    Почему такое стало возможным у нас в России? Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время? Все очень просто:
    • Рост карьеризма.Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
    Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.
    • Влияние современного кинематографа и литературы.Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.
    • Семейное неблагополучие.Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.
    • Отсутствие должного этического воспитания.Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.
    Все реформы , которые сегодня проводятся в России, обесчесщевают население, понижая его моральный статус и понижают его иммунитет против вредных идеологий.
    Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.
    Люди не понимают, что рано или поздно, придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению либералы предоставляют «великолепный шанс» не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищания общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений.
    Необходимо помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.
    Честь и совесть присущи исключительно существу разумному. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит не достоин называться человеком.

    ЧЕСТЬ — БЕСЧЕСТЬЕ

    Дорога чести — дорога бесчестья.

    ○ Честь лучше бесчестья. Пословица.

    — Я горжусь дружбой с вами, — сдавленным голосом отозвался Заимов. — И никогда не забуду, что именно вы… в это страшное время бесчестья… открыли передо мной дорогу чести. В. Ардаматский. Дорога чести.

    Честь идет по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица.

    Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Пословица.

    Давно мечтаю написать книгу о чести и бесчестии. Собрать в ней поступки, известные по разным источникам, благороднейшие поступки. Гранин. Зубр.

    ЧЕСТЬ — ПОЗОР

    Лучше умереть с честью, чем жить с позором. Пословица.

    Это избрание — честь, неожиданная и незаслуженная, о какой я не мог даже мечтать. Чехов. Письмо А. Н. Веселовскому, 11 дек. 1903.

    Я хочу открыто разойтись с мужем. Что вы, что вы! Ведь это позор. А. Островский. Женитьба Белугина.

    ЧЕСТНЫЙ — ПОДЛЫЙ

    Честно — подло (см.)

    честность — подлость (см.)

    честный — подлец (см.)

    Честные люди — подлые люди. Честный поступок — подлый поступок.

    ○ В книгах говорилось тоже о грубости, о глупости людей, о их страданиях, изображались люди злые и подлые, но рядом с ними были другие люди, каких я не видал, о которых даже не слышал, — люди честные, сильные духом, правдивые, всегда готовые хоть на смерть ради торжества правды, ради красивого подвига. М. Горький. Как я учился.

    Каждый, кто глуп или подл, наверное, предан престолу; Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду. Л. Михайлов. Преданность.

    ЧЕСТНЫЙ — НЕЧЕСТНЫЙ

    Честно — нечестно (см.)

    честность — нечестность (см.)

    честь — бесчестье (см.)

    честный — бесчестный (см.)

    честно — бесчестно (см.)

    честность — бесчестность (см.)

    Окружали меня люди необразованные, неразвитые, равнодушные, в громадном большинстве нечестные, или же честные, но взбалмошные и несерьезные. Чехов. Жена.

    Нечестный человек хочет быть честным, болтливый — молчаливым, развязный — сдержанным, трусливый — храбрым. Казакевич. Дом на площади.

    ЧЕСТНЫЙ — БЕСЧЕСТНЫЙ

    Честные люди — бесчестные люди.

    ○ — Ты не определил черты между честным и бесчестным трудом. Л. Толстой. Анна Каренина.

    Коли ты честный — не водись с бесчестным. А. Островский. Бедность не порок.

    Самая большая трудность состояла в том, чтобы хорошими, честными руководителями заменить плохих, бесчестных. Бабаевский. Белый свет.

    ∅ В знач. сущ. Честные были гораздо понятнее бесчестных и грубых. Достоевский. Бесы.

    Ср. Честный — подлец

    ЧЕСТНЫЙ — ПОДЛЕЦ

    Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым. Достоевский. Записки из подполья.

    — Подлецам всегда выгодно всех подравнять под подлость. Тогда и подлец встанет на одну доску с честным! Г. Николаева. Битва в пути.

    Не ведал я, Что два лица Бывает у любого факта: Для честного И подлеца. Вас. Федоров. Седьмое небо.

    Ср. Честный — подлый

    Источник: Словарь антонимов русского языка на Gufo.me

    Значения в других словарях

    Нравственные чувства — чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самой. Они неразрывно связаны с нормами поведения, принятыми в данном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, совместная борьба за достижение общественной цели.

    Высокими моральными чувствами является прежде всего чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации. Она формируется на основании:

    а) знание родного языка;

    б) знание истории своей страны;

    в) знание национальной культуры;

    г) осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;

    д) ментальности.

    Ментальность охватывает особенности национальных свитосприймань, мировоззрения, психологии, национального характера. Положительными чертами ментальности украинского являются: чувствительность, лиризм, проявляющееся в народном творчестве, и в обрядности, свободолюбие, миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте. Черты: преобладание эмоций над волей и интеллектом, вспыльчивость, чрезмерный индивидуализм, неумение подчинять свои интересы интересам общественности.

    Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловленные нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, сопереживанием и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма личность руководствуется при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.

    Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, характеризующихся отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности. Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому она принадлежит. С честью связано представление о достоинстве. Чувство достоинства проявляются в общественном признании прав человека на уважение со стороны других, на независимость, осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятии всего того, что унижает ее как личность.

    Оценки человеком собственных поступков, хороших и плохих, своей деятельности, своего отношения к другим людям называют ее совестью. Оно является не только умственным, но и эмоциональным. Совесть считают внутренним регулятором поведения человека, проявлением нравственного сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

    Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, связанных с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувство нового, удивление, сомнения, уверенности, неуверенности. Они связаны с нравственными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, их источниками являются учебная деятельность, самостоятельная работа, исследовательская работа в той или иной области, конструктивная, творческая производительный труд человека.

    Эстетические чувства. К эстетических чувств принадлежат чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельностью. Эстетические чувства отражают прекрасное, что есть в самой объективной деятельности. В них проявляется эстетическое отношение личности к предметам и явлениям, вызванное ее активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или тем или иным видом творческой деятельности.

    Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства является важным фактором формирования морального облика человека.

    Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные аспекты, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие этого несоответствия и переживания, отношение личности к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.

    Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, соединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Проникнуто ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическим. Смех является мощным средством борьбы с тем, что изживает, но еще встречается в жизни людей.

    Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они сочетают все богатство эмоциональных отношений человека к социальному окружению. В определении чувств «выше» отмечается их обобщенность и стабильность. В то же время следует отметить условности понятия «высшие чувства», ведь к ним относятся не только положительные, нравственные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.д.). Из-за нехватки точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом аспекте. Чувство юмора, будучи эстетическим, может быть одновременно и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и нравственным чувством.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение эмоций.

    2. Назовите формы проявления чувств.

    3. Сравните простые и сложные эмоции.

    4. В чем проявляется действенный характер чувств?

    5. Назовите виды чувств с Б.И. Додонову.

    6. Охарактеризуйте высшие чувства.

    7. В чем проявляется специфика интеллектуальных чувств?

    8. Определите психологические условия формирования нравственных чувств личности на современном этапе развития украинского общества.

    Литература

    1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб .: Питер. — В 1997.

    2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М .: «Просвещение» 1978.

    3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. -СПб .: Питер, 1995.

    4. Зелинсъка Т.М. Амбивалентность личности: путь к гармонии или душевной боли. — Черкассы: Брама, 2004.

    5. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб .: Питер, 2000.

    6. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. — СПб., 1997..

    7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

    8. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб .: Изд-во С.-П. ун-та, 1997..

    9. Новикова Е.В., Кочубей А.И. Эмоциональная устойчивость школьника. — М .: Просвещение, 1998..

    10. Психология эмоций: тексты / Под ред. В.К. Вилюнас и др. — М .: Изд-во МГУ, 1984.

    11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М .: Просвещение, 1982.

    12. Семченко В.А. Психические состояния. — М .: «Магистр — в 1998.

    13. Собчик Л.Н.. Введение в психологию индивидуальности. — М .: Ин-т прикладной психологии, в 1998.

    14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск, 1996..

    15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. — М .: Логос, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *