Четьи минеи

Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века. Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.

Об авторе

Митрополит Московский и всея Руси Макарий был выдающимся иерархом Русской Церкви. Родился в Москве около 1482 г., при крещении был наречен во имя Архангела Михаила. Имя «Макарий» он получил при постриге в монахи Пафнутьево-Боровского монастыря Рождества Богородицы в честь православного аскета-пустынника Макария Египетского.

В 1526 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. При нем в Новгороде строятся и благоустраиваются более 40 храмов, в Софийском соборе был установлен амвон, изготовлены новые, богато украшенные царские врата, над входом в когорт написаны образы святой Софии и Пресвятой Троицы.

В 1542 году был избран на Московскую кафедру в качестве нового митрополита. В 1547 г. митрополит Московский впервые в истории России венчал на царствование Московского государя Ивана IV. В дальнейшем святитель Макарий оказывал большое влияние на царя и его политику, входил в «Избранную Раду». В 1552 году он благословил царя выступить в поход на Казань и предсказал победу. В 1555 г. в память о взятии Казани на Красной площади был заложен собор Покрова на Рву, более известный сегодня как храм Василия Блаженного. Митрополит лично освятил этот собор, жемчужину русской архитектуры.

Владыка Макарий скончался в 1563 г., был погребен в Успенском соборе. Образ святителя Макария — Отца Русской Церкви, просветителя и государственного деятеля — увековечена на памятнике «Тысячелетие России», возведенном в 1862 г. в Великом Новгороде. Митрополит Московский и Всея Руси был канонизирован в лике святителей в 1988 г.

Религиозная деятельность

Как глава Русской Церкви святитель Макарий созывал церковные соборы 1547, 1549 годов, в ходе которых были канонизированы русские святые, началась работа по составлению житий новых святых. В 1551 г. был созван знаменитый Стоглавый Поместный собор, важным решением которого стали отказ от полной секуляризации. В то же время было введено ограничение на дальнейшее расширение церковных земель, а также вводились финансовые ограничения привилегий духовенства.

Труды и творчество

Макария можно назвать покровителем книгопечатного дела на Руси. По его благословению впервые начинается книгопечатание в Кремле диаконом Иваном Федоровым. Еще будучи новгородским архиепископом, он проявляет интерес к книгописной и литературной деятельности. В 1539 г. по его инициативе был составлен Новгородский Владычный свод, являющийся продолжением летописи Новгородской IV, в основе которой лежал Владычный свод архиепископа Евфимия. Владычный свод Макария продолжал традиции летописания прошлого и вместе с тем отражал веяния своего времени, показывая проблематику Новгородской епархии.

Также под его руководством был составлен свод канонических правил, получивший название Сводной Кормчей Книги. Другим важным трудом святителя стала составленная по его по инициативе знаменитая «Степенная книга царского родословия», явившаяся первой попыткой систематизации русской истории. В ней охватывается период от Владимира Крестителя до Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия. Писатель прославляет московскую монархию и стремится утвердить идею о том, что царская власть имеет божественное происхождение. В XVII веке «Степенная Книга» стала одним из самых читаемых произведений.

Наиболее известные труды:

  • Новгородский Владычный свод;
  • Степенная книга царского родословия;
  • Кормчая книга;
  • Великие Четьи-Минеи.

Самым же значительным произведением являются Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.

Из истории создания Четьи-Миней

Материалы для Макарьевских Миней собирались более 25 лет.

В основу сборника были положены различные тексты, в их числе:

  • торжественники;
  • агиографические сочинения;
  • жития святых;
  • русские и переводные тексты патериков (Азбучно-Иерусалимского, Синайского, Египетского, Скитского, Киево-Печерского и Сводного);
  • библейские книги и толковые Псалтыри;
  • сочинения Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова;
  • материалы сборников: Златоуста, Златоструя, Маргарита, Тактикона;
  • уставы, акты, грамоты, апокрифы.

При составлении Миней на основе древнейших текстов писались новые редакции и переводы, производилась сверка и исправление переводных произведений по их греческим оригиналам.

Над созданием текстов трудилось множество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков:

  • богослов Зиновий Отенский;
  • писатели и публицисты: Лев Филолог, Василий Тучков-Морозов, Ермолай Еразм;
  • дьяк Дмитрий Герасимов;
  • псковский священник-агиограф Василий-Варлаам;
  • пресвитер Илья.

«Во спасение души» над Четьи-Минеями трудились и высшие церковные иерархи XVI века: крутицкий епископ Савва Черный, архиепископ новгородский Феодосий, владимирский и вологодский епископ Иоасаф. Всего было написано около 27 тысяч рукописных страниц, богато украшенных цветными орнаментами.

Редакции Миней

Известны три полностью завершенных списка Макарьевских Миней. Названия списки получили от мест их первоначального хранения.

Каждый список представляет собой самостоятельную редакцию сборника:

  • Софийскую;
  • Успенскую;
  • Царскую.

Материалы для первоначальной редакции — Софийского списка — собирались во всех новгородских и псковских библиотеках: Вяжицкой, Софийской, Отенской и других. Работа над Царским и Успенским списками тоже проводилась в Новгороде, но, став митрополитом Московским и Всея Руси в 1542 г., Макарий уже смог привлекать к работе над списками книжников и переписчиков из разных монастырей и городов России. А окончательное оформление списков, скорее всего, происходило под его наблюдением в московском митрополичьем скриптории.

Создание Софийского списка было начато в Новгороде при архиепископском доме около 1529 г. и продолжалось в течение 12 лет. Софийский список создавался на основе новых и исправленных переводов оригинальных греческих текстов трудами разных книжников, переводчиков и писарей. Как свидетельствуют вкладные записи («Летописцы» Макария), Макарий вложил 12 книг из Софийского списка в новгородский Софийский собор «на помин души» своих родителей в 1541 г. Из 12 книг Софийского списка до нашего времени сохранилось только 8 — были утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель. 7 книг находятся в составе Софийского собрания Российской Национальной Библиотеки, а один том за август хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

12 Успенских томов Макарий внес в качестве вклада «на память своей души и по своих родителях в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот свод хранился до 1886 г., после чего его передали в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Успенский список является единственным из всех трех сохранившимся в полном составе. Он находится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

Создание Царского списка, предназначавшегося для царя Ивана Грозного, продолжалось еще в 1554 г. В XVII веке Царский список хранился в царских палатах. В этом списке отсутствуют две книги (март, апрель), уцелевшие десять книг хранятся в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

О переизданиях

В XVII веке Макарьевские Минеи были положены в основу Миней четьих Чудовских Германа Тулупова 1600 г., в XVII-начале XVIII веков — в основу Миней Дмитрия Ростовского, которые стали издаваться в Киеве. Частично новый сборник Димитрий Ростовский дополнил материалами из латинских и греческих книг.

Начиная с середины XVII века Минеи перестали издавать, все труды по собиранию житий святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых XVIII века стали называть «Жития святых Димитрия Ростовского».

Издание сборника было осуществлено в 1863—1916 гг. Археографической комиссией, но изданы были только книги с сентября по апрель.

На начало XXI века Минеи в печатном или электронном виде полностью так и не были изданы.

Перевод текста на современный русский язык был начат Кириллом Меламудом в 2016 году.

Литературные особенности

Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.

Жанровые особенности

Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.

Композиция

Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.

Язык и стиль

Составители стремились к равному объему всех книг, каждая из которых насчитывает примерно 1500—2000 листов «александрийского» формата, разделенных на две колонки, написанных полууставом и украшенных изящными вставками нововизантийского стиля — золотой фон с преобладанием рисунков синего цвета. Заглавия выполнены четкой киноварной вязью.

Созданию сборника предшествовала огромная редакторская работа, заключавшаяся в стилистической переработке пестрого материала, включенного в Минеи, с целью выдержать изложение в едином велеречивом, торжественном стиле, поскольку общая стилистика должна была подчеркивать возрастающее могущество Московского Православного Государства. Монументальность сборника также связана с идей о том, что Москва является наследницей Византии в мировом историческом процессе.

Видео

Из этого видео вы узнаете об истории создания Четьи Миней.

Четьи-Минеи ,или Минеи-Четии — произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, из греческого) и дней каждого месяца, излагаются повествования о жизни святых православной церкви.
Слово «четьи» происходит из церковнославянского языка, родственно с существительным четье (чтение): «штобъ ум;ла четью п;тью церковному» («Полный церковнославянский словарь» прот. Г. Дьяченко (1899).
О религиозных книгах: предназначенный для (домашнего) чтения, а не для богослужения.
Это целый свод Жития святых (жизнеописаний, сказаний), мучеников, охватывающий весь годовой круг дат их памяти . Четьи-Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту.
Произведений этого рода пять. Найдете в инете.
Расскажем об одном из составителей свода книг Жития святых, который посвятил этому труду 20 лет своей жизни.
Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского, писателя, философа ( XVII — XVIII вв) во времена Петра Первого , надо немного представлять себе историю русской духовной литературы.
До него в церкви обычно использовались Четьи-Минеи митрополита Московского Макария. Они были написаны на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.
Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. За время его работы святые не раз являлись ему во сне.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России.
Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя Николая Александровича Романова.
Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, на территории нынешней Украины. Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.
В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность.
Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.
17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.
Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр.
С 1684 года начался для Димитрия двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их доступным языком.
Однако ни о какой «церковной карьере» святитель никогда не заботился. Однажды он и вовсе сложил с себя звание игумена, отошел от церковного управления и переселился в Киево-Печерскую лавру, где писал Четьи-Минеи, труд, которому он отдал 20 лет жизни.
Апогеем «странствий» св.Димитрия стала Сибирь. В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.
Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).
Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.
Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.
Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…
…Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.
— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.
Святитель ответил, не раздумывая:
— Что отрастет – отсеченная голова или борода?
— Борода.
— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…
Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель.
Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.
Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, не стяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия.
21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи.
Годы спустя, в 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью;
память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня).
Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.

Святитель Димитрий Ростовский (1651 — 1709).
Прижизненный портрет митрополита Димитрия (из фондов Национального художественного музея Украины).
Неизвестный художник второй половины 18 века. Портрет митрополита Димитрия Ростовского. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность). Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.

Четьи-Минеи

греч. μηναῖα


Четья-минея, август. XVI век

Дата написания

Византия — с IX века;
Русь — с домонгольского периода

Язык оригинала

греческий, старославянский, церковнославянский и др.

Жанр

агиографические че́тьи сборники

жития, патерики, поучения и сказания, расположенные по дням месяцев

Че́тьи-Мине́и, или Мине́и-Че́тьи (от слав. «читать» и церк.-слав. минíа; греч. μηναῖα — мн. ч. от μηναῖος — месячный) — в православии че́тьи (предназначенных для домашнего или келейного чтения) сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера. Эти повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда их название минеи. Именуются четьими, то есть предназначенными для чтения, в отличие от церковнослужебных миней, предназначенных для богослужения.

К Четьим-Минеям примыкает более древнего происхождения сборник краткой редакции житий, именуемый «Про́лог»; обычно издается в четырёх трёхмесячных томах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:9 218 2 139 563
  • ✪ Свт. Дмитрий Ростовский «Жития Святых» (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать
  • ✪ Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать
  • ✪ Свт. Дмитрий Ростовский «Жития Святых. Житие пророка Моисея Боговидца» (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

Субтитры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *