Чин архиерейской литургии

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Архиерейское служение в храме Илии Пророка, Москва

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

Переоблачение священнослужителя

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Благословение свечами дарует всем присутствующим особую благодать

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

Архиерейский амвон (седалище)

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Праздничная архиерейская литургия

Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита – затворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори… и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

Со времени утверждения христианства на Руси у нас установился обычай почти исключительного избрания епископов из монашествующих, поэтому аскетический подвиг неотъемлем от архиерейского служения. Так, св. Дионисий Суздальский долго подвизался в пещере в Нижнем Новгороде, основал здесь второй Печерский монастырь, по образцу Киевского, прежде чем был вызван князем и митрополитом на кафедру Суздальскую (1364). В новейшее время святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник подвизались преимущественно не на церковной кафедре, а «на покое», в келье монастыря.

Но, конечно, аскеза не исчерпывает святительского подвига. Этот подвиг, по мнению Г. Федотова, своеобразно соединяет в себе иноческое и мирянское («княжеское») с прибавлением особого церковного служения.

В наибольшей полноте идеал святителя в русской агиографии раскрыт в XV веке в житиях, написанных ученым сербом Пахомием Логофетом. Он оставил для Руси новый канон житийного стиля, заново создал образец святительского жития.

В житиях свтт. Евфимия и Моисея Новгородских Пахомий рисует «икону» святого архиерея. Святители «освящены от чрева матери» и «от Бога почтены архиерейством». Они «наставники человеком», направляющие их «ко спасенному пути».

Агиограф акцентирует внимание на общественном исповедничестве новгородских епископов. Многие из них прияли «велики беды от нечистивых», печась о врученной им пастве, «как и киим образом от еретик соблюсти тех поврежденных». Посему они почитаются ныне «с мученики и выше мученик». Агиограф ссылается на свт. Иоанна Златоуста, перенося нас в обстановку IV века. Святительский образ Пахомия Логофета верен идеалу христианской древности – тому IV веку, который впервые стал канонизовать епископов. Великие святители того времени почти все были исповедниками, гонимыми властью за защиту Православия против ересей. Связь святительства с мученичеством и исповедничеством, ясная для современников Афанасия Великого и Златоуста, жива и на Руси.

Строгое отношение к проступкам богатых и сильных является еще одной чертой церковно-общественного служения святого епископа, отмеченной Пахомием. Во время мира и благополучия святители «сами себе ратницы беаху», создавая себе гонителей: «видяще неправедная от царей и от вельмож деемая, видяще и сироты истязаемы, грабления и хищения… царей обличаху». В житии свт. Евфимия Пахомий отмечает особенно его строгость в соблюдении брачных канонов. Святителя Моисея Пахомий прославляет за то, что тот был «обидимым помощник, вдовам и сиротам заступник», и обратная сторона той же гражданской справедливости: «сильных не устыдися». Известная суровость в борьбе за правду, по-видимому, отличала лично Евфимия. По словам Пахомия, Бог его «страшна к непокоривым показа». Его преемник, свт. Иона, при той же твердости, при «запрещениях на непослушных», кротко отвечает «лукавым», никто в нем не может усмотреть «гнева и гордения». Поэтому он всеми «и любим и желаем, слышащим и видящим сладок».

Пахомий восхваляет в святителе щедрую милостыню, которую богатый новгородский владыка свт. Евфимий посылает даже в Царьград, на Афон и в Иерусалим, и храмостроительсгво, особенно широкое в Новгороде. «Прииди к великому храму Премудрости Божией и возведи окрест очи свои, и тамо видиши пресветлыи храмы святых яко звезды или горы стоящи, иже от него созданные. Аще и не гласом – вещьми же вопиют… сия архиепископ Евфимие дарова ми». В житии свт. Моисея Новгородского, в связи с храмостроительством, отмечается работа по изготовлению и переписке книг («собра многие книгописцы»), которые вместе с иконами служили «ко исполнению церквей Божиих».

Помимо храмов и монастырей, в житии свт. Евфимия упомянуты светские сооружения: городские стены и даже собственные «палаты пречудные», владычный дом, который в Новгороде поражал воображение сложной архитектурой со множеством переходов, соединяющих отдельные здания, и стенной росписью: в XV веке были большой редкостью башенные часы «велми предивны», на высоком столпе посреди архиерейского сада. В основе всей этой роскоши, конечно, лежит стремление возвысить авторитет духовной власти, которая, особенно в Новгороде, стояла в центре государственной жизни. Избираемый, как в христианской древности, всем клиром и народом, Новгородский епископ был государем своего города в гораздо большей степени, чем военный защитник его – князь.

Агиограф пишет о том, что внешняя пышность епископского быта, необходимая для поддержания достоинства сана, нисколько не противоречила внутреннему аскетическому настрою святого пастыря. «Инии в благоденстве живуще или в светлых ризах ходяще… яко да святительства сан не уничижится». Но «вся сия имяху яко преходящия… подобно сени и сну… николиже хлеба в сласть ядуще; и всегда тех глас бяше: готово сердце мое, Боже, готово». Пахомий отмечает, что строитель роскошных палат, свт. Евфимий, носил вериги.

Таковы основные черты «иконы» святителя, представленной в агиографии Пахомия.

Некоторые особенности на Руси имело учительное служение святого епископа. Если греческие святители служили Церкви в борьбе с ересями, то на Руси в этом отношении представлялось очень ограниченное поле деятельности. «Настоящие» еретики появляются у нас только с конца XIV века в Новгородской области: сначала стригольники, в следующем столетии жидовствующие. Со стригольниками боролся, по поручению митрополита и Патриарха, свт. Дионисий Суздальский (†1385), с жидовствующими – новгородский святитель Геннадий (†1505).

Отражением учительной стороны святительского служения русских епископов являются памятники древнерусской литературы – «слова» и проповеди святых епископов: Кирилла Туровского и Луки (Жидяты) Новгородского.

Но ярче всего учительное призвание древнерусского епископа выражалось в христианской проповеди язычникам. К благовестникам принадлежат многие основатели русских кафедр: Новгорода, Ростова, Перми, Казани. Новгородцы чтут своего крестителя в корсунянине (греке) Иоакиме , сокрушителе Перуна и строителе первых деревянных храмов. Ростовцы в поздних житиях повествуют о борьбе с язычеством своих древних, хотя и не самых первых, епископов: свт. Леонтия и свт. Исаи и (конец XI в.).

Святитель Стефан Пермский (†1396) был просветителем зырян. Вологодская церковь, преемница Пермской, чтит первых трех его преемников, как и он, просветителей края: Герасима, Питирима и Иону , погребенных в селе Усть-Выми, в бывшей своей кафедральной церкви.

После завоевания Казани в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру которой получил свт. Гурий . В помощь ему был придан целый штат монахов – миссионеров, среди которых выделялись будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. В новейшее время среди русских святых иерархов миссионерское служение несли свтт. Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов, Николай Японский.

XVIII–XIX века оставили Церкви и замечательные образцы письменного и устного учительного служения святителей. Достаточно вспомнить таких крупнейших церковных писателей – архиереев, как свт. Тихон Задонский, свт. Филарет Московский, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Затворник.

Яркие примеры общественно-политического служения и исповедничества святителей, отмеченные Пахомием Логофетом в подвигах новгородских владык, видим в житиях Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, а также свт. Германа Казанского .

Почитание митрополита Петра , первого из русских митрополитов, установилось непосредственно по его кончине (21 дек. 1326 г.). Уже при погребении его начали совершаться чудеса. О пастырском служении Петра, к сожалению, мы знаем немного. Это немногое говорит о его учительности, о его путешествиях и попечении о пастве, «ослабевшей из-за поганых иноверцев» (татар). Его национальное значение связано с предпочтением Москвы – еще не в качестве митрополии, а лишь места своего погребения. Молодая Москва тогда «честна лишь кротостию», а не славой, хотя ее князю Ивану Даниловичу удалось перетянуть из Твери великое княжение. Святитель Петр начал строение Успенского собора, завещав князю его окончание. Связанное с этим строительством предсказание о будущем величии Москвы читаем лишь в позднейшем житии, составленном митр. Киприаном (ок. 1400), но мысль его совершенно в духе святителя Петра, в котором потомки недаром видят основоположника Московской державы. После прп. Сергия, митр. Петр, быть может, был самым чтимым из московских святых.

Самый цельный образ епископа – правителя, епископа – политика на Руси, – это свт. Алексий (†1378), второй русский по национальности митрополит в Москве. О его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы знаем менее всего. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через 70 по его кончине. А современные святителю летописи полны повествованиями о его государственных деяниях. Для Московского государства он сделал больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Митрополит Феогност сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то же время, служа греку – митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих занятий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Это замечательный образец учительного служения святителя Алексия.

В малолетство Дмитрия Донского свт. Алексий был в сущности регенгом – правителем. Умирая, сын Калиты князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы. Святитель, исцеливший ханшу Тайдулу, пользовался большим личным влиянием в Орде. Ему удалось отвратить опасность татарского набега при Бердибеке, получить новый ярлык с подтверждением прав и свобод Русской Церкви. С Запада опасность грозила от Ольгерда Литовского, который осаждал самый Московский Кремль. За союз с Литвой митрополит не усомнился подвергнуть церковному отлучению князей Тверского и Смоленского. Святитель Алексий много сил приложил для расширения влияния Москвы, употребляя церковные средства для ломки старого удельного княжеского права. Куликовская победа, через два года по смерти свт. Алексия, подвела итоги его государственному делу, показав, что возвышение Москвы оказалось общерусским делом. А духовная дружба его с прп. Сергием, сама (пусть и неудачная) попытка его сделать своим преемником на Московской кафедре этого пустынника, показывают, что государственный муж не заглушил в святителе Алексии инока и что в его глазах смиренная святость стояла выше политической мудрости и опыта.

Третьим и последним святителем – политиком был свт. митр. Иона (†1461). Со второй половины XV века государство берет на себя все более широкий круг церковных дел. Православный царь становится средоточием не только государства, но и Церкви. Но стремительное вырождение православного царства при первом же русском царе сделало необходимым то исповедничество правды, которого, вдохновляясь Златоустом, ожидал от святого епископа Пахомий Логофет. И Русская Церковь поставила перед Грозным царем двух святителей – исповедников: митрополита Германа Казанского и митрополита Филиппа .

В 1566 г., по смерти митрополита Афанасия, царь вызвал в Москву свт. Германа и убедил его принять митрополичий клобук. Князь Курбский рассказывает, что вскоре между свт. Германом и Царем произошел разрыв по поводу опричнины. В беседе с царем наедине святитель «тихими и кроткими словесы» напоминал Ивану Грозному о Страшном суде Божием, взыскующем со всех «царей, яко простых». Но «ласкатели» царя из опричников умоляли Ивана не поддаваться на внушения митрополита. Грозный отказался от мысли видеть Германа на митрополии: «Еще и на митрополию не возведен, а уж связываешь меня неволею». В житиях русских святых монахини Таисии сообщается, что в описании мощей святителя, открыто почивавших в Свияжске, говорится о следах жестокой насильственной смерти. Официально сообщалось, что 6 ноября 1567 г. свт. Герман скончался в Москве во время моровой язвы.

Подвиг свт. Филиппа запечатлен мученической смертью. Избранный на том же Соборе, что и Герман, из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор. Его житие сохранило нам пересказ вдохновенных его речей. «Отколь солнце начало сиять на небесах, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу… Мы, о государь, приносим здесь Бескровную Жертву, а за алтарем льется кровь христиан»… И в ответ на угрозы царя: «Не могу, повиноваться повелению твоему паче, нежели Божию… Подвизаюсь за истину благочестия, хотя бы лишился сана и лютейшее пострадал». Для свт. Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры. «Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское». Собор епископов, по требованию царя, низложил митрополита. Заточенный в Тверской Отрочь монастырь, через год страдалец был задушен Малютой Скуратовым, во время карательного похода царя на Новгород.

Подвиг Патриарха Ермогена соединяет исповедничество Филиппа с национальным служением Петра, Алексия, Ионы. Святитель Гермоген был замучен, как исповедник, польско-русской властью, оккупировавшей Москву, но содержанием его исповедничества было не слово правды, как у Филиппа, а стояние за национальную свободу России, с которой была связана и чистота Православия.

В новейшее время святительский подвиг исповедничества продолжили архиереи – новомученики и исповедники Российские , во главе сонма которых стоит св. Патриарх Тихон .

Некоторые верующие люди удивляются, когда продолжительность службы внутри храма увеличивается. При этом хор начинает петь громче, чем поет обычно. Существуют различные объяснения этого, причем некоторые из них не всегда связаны с православием. Однако для настоящих православных людей такая служба не покажется чем-то странным, ведь именно так и проводят архиерейскую службу.

Что представляет собой архиерейское служение

Архиерейским обрядом называют богослужение, проводимое архиереем в епископском сане. У Христианской Церкви есть специальное апостольское устройство, исходя из которого епископы считаются главными в церковной области. Они получают свои полномочия от церковных апостолов, которые выбирают их для проведения службы в различных поселках или городах.

При проведении служения епископы могут пользоваться только теми предметами, у которых имеется принадлежность к архиерейской службе. К ним относят жезл, орлецы, рипиды, трикирий и дикирий.

Кто обладает апостольским даром

Проводить Таинство Евхаристии может каждый священник в своем приходе, при этом он может и не обладать апостольским даром. Такой дар может быть только у епископов, которым доверено совершение архиерейского служения. Именно поэтому только они имеют право совершать такую службу.

Византийский обряд

Византийский обряд принято использовать в Православной Церкви и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться со всеми священнодействиями, которые к нему относят.

Рукоположение в епископа

При проведении византийского обряда обязательно совершается рукоположение в епископа. Главным отличием этого рукоположения от остальных является то, что совершается оно сразу при помощи нескольких епископов. При этом процедура должна совершаться во главе с церковным патриархом. Также в проведении процедуры принимают участие свещеносец, певчий и чтец.

Хиротосеия во архиипродиакона

Хиротесией называют возложение рук, сопровождающееся молитвой, которую зачитывают при посвящении низшего клира в чины. Проведение такой процедуры доверяют только епископам. Однако иногда заниматься этим могут игумены или архимандриты. Хиротесеия должна совершаться в центральной части храма, а не внутри алтаря.

Награждения клириков

Еще одной составляющей частью Византийского обряда считается процедура награждения клириков. При помощи полученных наград определяется иерархическое место церковного служителя при проведении соборной службы. Если у священнослужителей одинаковое количество наград, преимущество достается старшему по хиротонии.

Чины освящения храма

Согласно правилам Византийского обряда, чин освящения храма должен осуществляться архиереем. Если же ему по тем или иным причинам не удается это сделать лично, он пересылает в церковь посвященный антиминс. Местный церковнослужитель должен возложить его в процессе освящения храма на специально установленный престол.

Чин венчания на царство

Такой обряд сейчас проводится редко, так как его применяют только на территории монархических государств. Совершаться такой чин венчания должен церковным предстоятелем.

Литургические действа

При проведении Византийского обряда совершаются и другие литургические действа, к которым можно отнести:

  • Шествие на освяти. Это один из распространенных православных обрядов, который выполняется в Вербное Воскресенье.
  • Пещное действо. Это древнейший церковный чин, который совершается в последнее воскресенье перед Христовым Рождеством.

Облачения архиерея

Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.

Митра

Митра является неотъемлемой частью облачения церковных служителей. В различные времена этот головной убор имел разную символику. Однако чаще всего он символизировал диадему и венец Иисуса Христа. При проведении архиерейской службы на голове священника обязательно должна быть митра.

Выделяют две разновидности одеяния, которые могут использовать во время обряда:

  • Великий омофор. Внешне напоминает широкую ленту. На ее поверхности можно заметить несколько крестов. Лента огибает шею и одним концом спускается на спину, а вторым — на грудь.
  • Малый омофор. На ее поверхности тоже изображены кресты. Главное отличие от великого омофора заключается в том, что лента обоими концами опускается на грудь.

Пояс и Епитрахиль

Это одни из основных элементов одеяния, без которых архиерей не сможет проводить службу. Каждый из них имеет символический смысл. Например, пояс символизирует полотенце Христа, которым он подвязывался, когда обмывал ноги своих учеников. Епитрахиль символизирует благодатные дары.

Крест и Панагия

Панагия с крестом считаются высшими знаками власти в православии. Некоторые священнослужители сравнивают их значение с запрестольными образами Богоматери.

Нательный крест является символом жертвенного подвига Иисуса Христа. Панагия символизирует защиту Богородицы, которая помогает верующим людям справиться с бедами и несчастьями.

Поручи

Поручи представляют собой трапециевидные полоски, которые изображены на внешней стороне рукавов одеяния. Края таких полосок обшиты золотистой лентой, которая выделяет их на общем фоне. Они символизируют силу Господа, а также его мудрость, которая передается каждому служителю церкви.

Палица

Палицей называют облачение церковных служителей, которое выполнено в виде платочка в форме ромба. На поверхности палицы могут быть различные изображения, однако чаще всего в ее центре размещается крест. Носится платок с правой стороны, его крепят к омофору.

Подсаккосник

Эту часть облачения надевать не обязательно, однако многие архиереи все равно ее носят. Такое одеяние считается нижним богослужебным облачением, так как его необходимо надевать под саккос.

Саккос

Саккосом называют верхнее одеяние церковных служителей. Главной отличительной особенностью этой одежды считаются ее широкие и удлиненные рукава. Чаще всего окрашивается саккос в черный цвет, однако встречаются и светлые одеяния. Иногда они окрашены в коричневый, серый или темно-синий цвета.

Жезл

У служителей церкви, которые проводят архиерейскую службу, должен обязательно быть жезл. Он показывает духовную власть епископа над остальным верующим церковным народом. Образ жезла был взять с пастухов, которые управляли овцами при помощи деревянного посоха.

Мантия

В православной вере мантией называют верхнее одеяние, которое носят как простые монахи, так и священнослужители, имеющие церковный сан. Это достаточно длинное одеяние без рукавов. На накидке есть специальная застежка, которая покрывает рясу и подрясник. При проведении богослужений чаще пользуются мантиями с широким шлейфом.

Клобук, кокуль или параман

Распространенным повседневным головным убором монахов считается клобук. Он состоит из кокуля и камилавки. Такой головной убор известен в славянской среде еще с древних времен. Многие архиереи при проведении службы надевают на головку клобук.

Этапы архиерейской литургии

Архиерейская литургия состоит из одиннадцати последовательных этапов, с которыми следует ознакомиться.

Проскомидия

Проскомидией называют начальный этап проведения церковной литургии. На данном этапе священнослужитель подготавливается вино и хлеб, чтобы совершить таинство Евхаристии. Для проведения проскомидии используется кагор и крупные хлебцы, приготовленные из дрожжевого теста.

Встреча

Это торжественный чин, который проводится, когда епископ входит в стены храма. При проведении чина встречи архиерея зачитываются входные молитвы, после которых служитель облачается в центре храма в священное одеяние.

Облачение

При проведении литургии священнослужители должны надеть полное облачение. Только в таком одеянии они могут начинать и в дальнейшем проводить службу. Прежде чем надеть одеяние, необходимо получить благословение у одного из служителей храма.

Часы

Каждый час литургического богослужения имеет определенное значение:

  • Первый. Молитвенным текстом освящается наступивший день.
  • Третий. На этом этапе в молитве вспоминается сошествие апостолов, Святого духа, а также Суд Пилата
  • Шестой. В полдень во время богослужения читается молитва о грехопадении.
  • Девятый. В конце зачитывается молитвенный текст о жертве Христа.

Малый Вход

Малый Вход проводится во время Литургии оглашенных. Эта процедура считается подготовительным этапом к дальнейшему зачитыванию Священного Писания. При проведении обряда старший священник берет Евангелие и проходит вместе с ним вокруг престола. При этом он должен зачитывать молебен Малого Входа.

Чтение Апостола и Евангелия

Сразу после завершения обряда Малого Входа осуществляется чтение Евангелия и Апостола. Во время процедуры зачитываются послания, взятые из книги Деяний Святых Апостолов. Также зачитываются семь Соборных посланий и послания, оставленные Павлом.

Совершение Ектении

Зачитыванием Ектении занимается диакон, который в процессе проведения процедуры должен стоять лицом к алтарю. При прочтении текста в левой руке он держит орарь, а правой крестится. Если диакона нет, зачитыванием Ектении занимается обычный священник.

Великий Вход

После прочтения Ектении проводится Великий Вход, который считается одной из наиболее торжественных частей литургии. При проведении такой процедуры священнослужитель должен в молебне упомянуть текущего главу Православной Церкви, а также попросить у Господа помощи для всех верующих христиан.

Освящение Даров

Литургия Освящения Даров должна проводиться параллельно с великопостной вечерей. В былые времена она осуществлялась в вечернее время. Однако сейчас в большинстве храмов она чаще проводится утром, а не вечером.

Причащение

Первыми должны причащаться священнослужители. Один из священников делит Агнец на четыре части. Кусочек с надписью «IC» помещается в чашу с горячей водой. Второй кусок с символами «ХС» используется для причастия священников. Оставшиеся отдаются мирянам.

Окончание

Во время окончания литургической службы священнослужители зачитывают молебны, посвященные Иисусу Христу и Богоматери. Также поются песни, которые посвящены Господу. После этого священник объявляет о том, что служба окончена.

Что еще нужно знать

Есть несколько особенностей, с которыми необходимо ознакомиться перед посещением служения:

  • проводить служение должен епископ, так как он обладает апостольским даром;
  • все часы при проведении обряда зачитываются в обычном порядке;
  • при встрече с архиереем все священнослужители должны выстроиться в ряд около входа;
  • процедуру облачения должны проводить иподиконы, которые надевают на архиерея его рясу, мантию, клобук и анагию;
  • перед окончанием литургии проводится причастие священнослужителей и мирян, находящихся в храме;
  • служба должна обязательно заканчиваться молебнами и песнопениями.

Архиерейское служение наполнено особым смыслом и отличается красотой. Прежде чем посетить такую литургию, надо детально ознакомиться с ее основными особенностями, а также разобраться с этапами проведения литургического обряда.

Начало: Богослужение Рождества Христова — рассказ Николая Державина, вот уже 20 лет комментирующего телетрансляции праздничных богослужений.

Божественная Литургия

Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению Божественной Литургии – главной и важнейшей церковной службы. Слово Литургия переводится с греческого как «дело всего народа», «общее дело».

Церковь выбрала такое название для общей молитвы, потому что оно лучше всего выражает мысль о том, что эта молитва является делом всего церковного народа, преодолевая расстояния, границы и времена, и где каждый человек может непосредственно приобщиться к Богу.

Во время Литургии совершается таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную. Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение». Литургия есть центр жизни любого христианина, а духовно подготовить нас к нему призвано всенощное бдение.

Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов. Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.

Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях — Божественной и человеческой — в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.

Алтарь – часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.

Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, — дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.

Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв» или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.

В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в Лазареву и Великую Субботу. Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.

Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски — горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.

Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов — ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна. За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.

Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски — волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении, а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об оглашенных. В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в Великий Четверг, перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь. Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» — так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, — да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос, на котором полагается евхаристический хлеб — агнец, а также – звездица. Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы, которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа. Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Патриарх встречает Святые Дары, стоя в Святых Вратах, и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. — Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи. Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», — этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется Символ веры, посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время Патриарх снимает возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).

— Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

— И со духом твоим.

— Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

— Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Эту песнь поют очень торжест­венно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».

Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.

Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

— Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:

— Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие — всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение — анафора. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы — к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благослов­ляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения «Достойно есть» поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).

Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню «Отче наш». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, — к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян. Святые Врата открываются.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Завершается праздничное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Первосвятительским словом Патриарха Кирилла – Предстоятеля Русской Православной Церкви, правящего епископа г. Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *