Чистилище, это что?

Согласно представлениям католической церкви, чистилище — это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 220

История

Обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке. Теологумен об очистительном огне впервые высказан св. Григорием Двоесловом в его «Диалогах». Изложение же учения о чистилище много позже присутствует в сочинении «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.). Догмат о чистилище (Purgatorium) был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности, в трудах Фомы Аквинского. Следы первого спора о чистилище между православными и католиками обнаруживаются в 1231 году. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году, но в итоговых постановлениях собора слова «чистилище» ещё нет, и лишь на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году происходит догматическое закрепление чистилища в католическом богословии. Окончательно же учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе.

Это интересно: Что такое апокриф и какое его значение в православии

Богословие

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Катехизис Католической церкви говорит:

Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души — суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что говорит православная церковь о чистилище

Индуизм

Теория перерождения души сегодня, как нельзя кстати и выгоднее подчёркивает близость видения Ада к истине. Кармическое учение создаёт платформу для причинно-следственного объяснения наказания: «7 кругов ада» индусов очень красочно описывают то, что может сотворить человек, и за что впоследствии – быть наказан невыносимыми

муками.

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Чистилище — место, где душа умершего христианина очищается от грехов через посмертные испытания

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.

Читайте о православии:

  • Можно ли давать милостыню
  • Воскресение мертвых в православии
  • Православие в современном мире

Это интересно: Что такое ересь и что она значит в православии: описываем все нюансы

Язычество

Язычники верили в множество богов, и наказание за грешное поведение в языческих верованиях несколько отличается от религиозных суждений нового времени. Верования древних славян не основаны на страхе перед богами, скорее, боги были помощниками и проводниками в каждом из существующих в их картине мира аспектов. Пекло вполне соответствует Аду, а Навь – возможный аналог Чистилища, где обитали души умерших, и состояло оно из нескольких уровней.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Википедия

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Зороастрийцы

Они описывали Ад похожим образом, а вот Чистилище у них имело несколько иную природу: мучения отменяются, но, возможно, небытие в виде пустоты, когда ни радости, ни печали нет, это и есть Ад? Или в тишине и покое приходит истина бытия и цели души?

Центр «Миротворец» занес в «Чистилище» 251 боевика «днр». Список личного состава

19 581 переглядів

Сотрудники центра «Миротворец» обнародовали списки личного состава террористической организации днр, которые они опубликовали на своей странице в социальной сети «».

Данный список террористы трактуют как «список личного состава управления специальных операций генеральной прокуратуры днр».

Центр «Миротворец»:

«ЗАВЕРШИЛИ ЗАНЕСЕНИЕ В ЧИСТИЛИЩЕ т.н. СПЕЦНАЗА БОЕВИКОВ В КОЛИЧЕСТВЕ 251 ШТУКА
Этот документ был у нас давно. Практически с момента его создания, но в силу определенных обстоятельств мы его не «светили». Теперь пришло и его время.
Сегодня в Чистилище попали боевики террористической организации днр из бандформирования под названием «управление специальных операций генпрокуратуры дыры».
Убедительная просьба к тем, кто может помочь идентифицировать кого-то из них (фотографии, ссылки на упоминания или аккаунты в соцсетях), направлять данные материалы нам с помощью функции в главном меню сайта «(отправить обьект)».
Помните, эти твари боятся публичного освещения их преступной деятельности, как вампиры света. Наша с вами задача состоит в их выявлении и опубличивании данных о них для того, чтобы помочь нашим правоохранительным органам и спецслужбам их ликвидировать или обезвредить ради нашей же безопасности.»

ВАС МОЖЕ ЗАЦІКАВИТИ

Древние греки

Ад они называли Тартар, куда ввергали грешных. Это вонючее отвратительное место, где не чувствуешь себя живым. Кто знает, может, это – худшее из всех мучений?

У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает врéменную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь сократить участь себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел, молитвы (например, служить заупокойные мессы), жертвуя индульгенции.

Люди, проходящие чистилище, не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ.

Чистилище в искусстве

Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Примечания

  1. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  2. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис

Ссылки

Чистилище в Викисловаре

Чистилище в Викитеке

Чистилище на Викискладе

Чисти́лище (лат. purgatorium), согласно римско-католическому учению, — состояние, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи, а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы жестоко посылать на вечность в ад, но нельзя также допускать и прямо в рай. В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но еще не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божию уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Срок мучений в чистилище может быть сокращен, по учению католиков, и путем папских индульгенций.

Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32) и «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» («огонь искусит») в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений (см. например «Учение двенадцати апостолов»).

Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году.

Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад.

Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения. Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению Православной Церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самих чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи.

Использованные материалы

  • «Справочник — религии и секты в современной России». Более поздние верования на территории России. Католицизм. Оценка главных неправильностей в римо-католичестве. 4. Чистилище и индульгенции

Ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), еще учась в МГУ, был впечатлен лекциями о Данте, прочитанными профессором Александром Львовичем Доброхотовым. Потом он сам защитил диссертацию о Данте. А недавно выпустил книгу о великом флорентийце, его «Божественной комедии» и – не удивляйтесь – о чистилище, которого, согласно православному учению, просто нет.

Чистилище – это элемент чисто католического представления об устройстве загробного мира: есть такое место, в котором оказываются души людей, не успевших покаяться во всех своих грехах при жизни. Там, в чистилище, они искупают неисправленные грехи – и тогда могут войти в рай.

Казалось бы – какое дело православному верующему, не изучающему сравнительное богословие, что там пишет Данте об этой совершенно чуждой для него концепции? А дело в том, считает отец Симеон, что если мы посмотрим на сочинение Данте не как на богословский трактат, а как на великое художественное произведение, которым оно, безусловно, в первую очередь и является для всего человечества, то найдем очень сильные и ценные образы и метафоры. В том числе и для современных православных.

Во времена Данте чистилище представляли как некую инфернальную область, во многом напоминавшую ад. А для Данте это место надежды, освобождения, преображения. На мой взгляд, это очень сильная поэтическая метафора земной жизни вообще.

Данте изображает чистилище как гору, на которую нужно подняться:

И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.

Во время этого восхождения воля человека постепенно меняется, очищается от греховных устремлений, устремляется к Богу. Пространство чистилища наполнено церковными песнопениями, литургическими моментами:

Salve, ReginaЦерковный гимн Славься, Царица. – Прим. ред., — меж цветов и трав
Толпа теней, внизу сидевших, пела,
Незримое убежище избрав.

Если в аду время застыло или скорее уничтожилось, то в чистилище свой ход времени, во многом напоминающий земной. И трудности восхождения по этой горе очень напоминают препятствия на нашем земном пути восхождения к Богу.

Что мешает человеку восходить к Богу?

Прежде всего – страсти, которые, с точки зрения Данте, не что иное, как неправильное устремление любви или же ее оскудение. Любовь лежит в основе всех поступков человека, считает Данте, но она может быть направлена не в ту сторону. То, что должно принадлежать Богу, – энергию, жар сердца, – человек направляет на какие-то тленные, а иногда и прямо греховные предметы. И себя порабощает, и замысел Божий о себе не реализует. Данте называет это «ошибиться целью», то есть неверно направить силы души.

Данте и Вергилий с Брунетто Латини, флорентийским поэтом и ученым. Гравюра Гюстава Доре

В «Божественной комедии» об этом говорится так:

Пока она к высокому стремится,
А в низком за предел не перешла,
Дурным усладам нет причин родиться;
Но где она идет стезею зла
Иль блага жаждет слишком или мало,
Там тварь завет Творца не соблюла.

Причем в концепции Данте плотские грехи – гораздо менее тяжкие, нежели «духовные», поэтому в первых кругах ада мучаются сладострастники, потом чревоугодники, затем скупцы и расточители. Посередине, в пятом круге, — гневливые, ленивые и унылые. А нижние круги зарезервированы для еретиков, насильников всех мастей, гордецов, обманщиков и, наконец, предателей.На самом дне ада – гигантской воронки, пробитой Люцифером при падении с небес, – находятся сам падший дух и три всемирно известных предателя: Иуда, Брут и КассийБрут и Кассий – римские государственные деятели I века до Р. Х., заговорщики и убийцы Гая Юлия Цезаря. – Прим. ред.…

Напротив, в чистилище нижние уступы, откуда предстоит более трудное восхождение, определены для «духовных грехов», для тех, кто проявил любовь ко злу для другого, зложелательство: гордость, зависть, гнев (superbia, invidia, ira). Четвертый уступ – для унылых, то есть проявивших недостаточную любовь к добру. А на пятом, шестом и седьмом уступах избавляются от «чрезмерной любви» к ложным благам: от корыстолюбия, чревоугодия и сладострастия.

Как об этом говорит Данте:
В душе к любви заложено стремленье,
И всё, что нравится, её влечет,
Едва её поманит наслажденье.

Разница между грешниками в аду и чистилище состоит в том, что последние успели покаяться:

Покаялись, простили оскорбленья
И смерть прияли в мире с Божеством.
А души тех, кто прежде всего любит Бога, восходят в рай.

Почему путь в рай так долог?

Чтобы добраться до дантовского рая в «Божественной комедии», нужно преодолеть долгий путь, отправляясь в который, неплохо бы запастись, как образно писал Осип Мандельштам, «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями». Недаром, говоря о «Божественной комедии», чаще всего вспоминают ее первую часть «Ад», а реже всего – «Рай».

Думаю, причина тут та же самая, по которой наиболее популярны сегодня telegram-каналы, публикующие сплетни, чернуху и т.д. После грехопадения человеку ближе и понятнее всё низменное и страстное. Говоря словами Василия Розанова, «порок художественен, а добродетель так тускла». Попробуй еще найди в этом мире добродетель, а потом опиши ее так, чтобы это было ярко и интересно…

Ангел Мира указывает путь. Гравюра Гюстава Доре

Но третья часть «Божественной комедии» объективно ничем не уступает первым двум. Там множество блестящих мыслей и ярких персонажей. Мы находим в раю не только бесплотных ангелов, но и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Венедикта Нурсийского, и Юстиниана, с которыми Данте ведет интересные и обогащающие беседы. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн устраивают Данте богословский экзамен, после чего героя ждет разговор с праотцом Адамом.

В раю Данте есть и звуки, и яркие цвета, и необычные ощущения:

Казалось мне — нас облаком накрыло,
Прозрачным, гладким, крепким и густым,
Как адамант, что солнце поразило.

И этот жемчуг, вечно нерушим,
Нас внутрь воспринял, как вода — луч света,
Не поступаясь веществом своим.

Еще Шеллинг заметил, что три царства «Божественной комедии» соответствуют трем сферам искусства: ад подобен скульптуре, чистилище – живописи, а рай – музыке. А ведь музыка – это целая вселенная!

Если в аду и чистилище проводником был Вергилий, образ земной мудрости, то по раю Данте сопровождает его платоническая возлюбленная Беатриче, символ мудрости небесной. Удивительно, как обычная девушка, виденная Данте всего пару раз в жизни, преобразилась в такой прекрасный и всеобъемлющий символ, в аллегорию небесной красоты и мудрости! На мой взгляд, один только образ Беатриче уже стоит того, чтобы дочитать «Божественную комедию» до конца.

Какой фрагмент «Божественной комедии» для меня самый пронзительный?

Образы Данте вообще отличаются особенной яркостью, пронзительностью и в то же время многослойностью. Конечно, незабываемыми остаются встречи Данте с великими поэтами прошлого: Гомером, Овидием, Горацием и другими, – в Лимбе, преддверии ада, или с Катоном Младшим – у горы чистилища. Но, пожалуй, одной из самых впечатляющих картин «Божественной комедии» для меня стала история Франчески да Римини и Паоло Малатеста.

Это реальные события, связанные с дочерью правителя Равенны, но Данте обессмертил их, поместив влюбленных во втором круге ада, среди сладострастников. Недаром по этому сюжету было создано впоследствии множество художественных произведений: литературных, изобразительных, скульптурных, музыкальных.

Паоло и Франческа. Гравюра Гюстава Доре

Женатый Паоло и замужняя Франческа вступают в любовную связь, их застает муж Франчески и убивает обоих. Но самое важное, что Данте делает прологом к грехопадению их совместное чтение – «о Ланчелоте сладостный рассказ». Имеется в виду известный средневековый сюжет о любви рыцаря Ланселота к жене короля Артура. То есть мы возвращаемся к вопросу о влиянии художественной литературы на судьбы людей: она может вдохновлять и животворить, а может низводить во ад. И не случайно, услышав этот рассказ, Данте падает, как мертвый. Потрясающе читает эти строки современный популяризатор «Божественной комедии» актер Роберто Бениньи:

E caddi come corpo morto cade / И я упал, как падает мертвец

В этом эпизоде, как и в теме чистилища, мы сталкиваемся с вопросом взаимовлияния жизни и литературы, искусства и реальности, творчества и богословия.

Цитаты из «Божественной комедии» даны в переводе Михаила Лозинского

Чистилище, согласно учению Римской католической церкви, — место, где души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Очищение совершается в результате сравнительно умеренных страданий грешника, а также благодаря молитвам и добрым делам оставшихся в живых родственников. Под добрыми делами родственников, как правило, понималось приобретение индульгенции в пользу умершего.

Народные верования в искупительный огонь — зачатки представлений о Чистилище, встречались уже на заре христианства. А истоки размышлений о временных муках богословам дала Библия. Например, Ветхий Завет содержит рассказ о жертвоприношении, совершенном по приказу Иуды Маккавея ради искупления грехов воинов, павших в битве (2 Мак. XII, 41-46). В Деяниях Апостолов есть отрывок из первого послания ап. Павла к Коринфянам, где описано спасение после смерти некоторых грешников «как бы из огня»: «огонь испытает дело каждого» и что «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасается, но так, как бы через огонь» (1 Кор. III, 13-15); (1 Кор. III, 11-15). Также Библия содержит текст, который станет излюбленным объектом средневековых толкователей Писания — это история бедного Лазаря и злого богача (Лк. XVI, 19-31), где ничего не говорится о собственно Чистилище, но тем не менее трижды упомянуто временное пристанище в потустороннем мире: лоно Авраамово57.

Уже в III веке христианский теолог Ориген, опираясь на библейские тексты о божественной милости и любви, доказывал невозможность бесконечных мук душ. Можно предположить, что дополнительную пищу для подобных размышлений Оригену и его последователям дал текст Апокалипсиса Иоанна Богослова, содержащий иносказания и тайны. Под конец времени, по мнению Оригена, души будут прощены — достигнут апокатастасиса. Очевидно, что период очищения грешной души индивидуальный. В своем трактате «О началах» Ориген отмечал воспитательный момент в вопросе претерпевания адских мук: «Каждое наказание направлено на исправление тварей, чтобы все они могли быть восстановлены в их первоначальном совершенстве. После воскресения все человечество должно будет пройти через огонь, после чего очищенные духи войдут в рай, а злые останутся в «огне», который следует понимать не как материальное пламя, но, скорее, как умственную и духовную катастрофу. Наши грехи — предмет и пища для этого страшного огня, а «тьма кромешная»- это мрак невежества» 59 . Однако положение этих страдающих духов не совсем безнадежно, хотя тысячи лет могут пройти, прежде чем муки окажут на них какое-либо влияние: «Некоторые из них достигнут невидимого и вечного на первых же порах, другие только потом, а некоторые даже и в последние времена, и то только путем величайших и тягчайших наказаний и продолжительных… самых суровых исправлений… путем постепенного восхождения к небу, путем прохождения… всех отдельных служений, присущих небесным силам… переходя из одного чина в другой» 60 . Идея об апокатастасисе частично послужила развитию будущего учения о Чистилище, потому как в ней содержится вера в возможность прощения неправедной души уже после смерти человека.

Блаженный Августин (354 — 430 гг.) и Григорий Великий (590 — 604 гг.) разработали теоретическую базу для создания нового отсека в потустороннем мире. Августин первым обосновал его необходимость с теологической точки зрения; затронул также и вопрос о времени в этом отсеке. Так он просил Господа: «Очисти меня в этой жизни и сделай меня таким, чтобы я не нуждался в этом очистительном огне». В своем трактате «О граде Божьем» Блаженный Августин писал: «Временным наказаниям подвергаются одни в настоящей только жизни, а другие по смерти, иные же и здесь и там, до наступления Страшного Суда Христова».

Базируясь на видениях и явлениях, Папа Григорий подвел теоретический фундамент под воображаемое строение Чистилища, этого своеобразного потустороннего «запасника», где происходит очищение от грехов, которые можно искупить после смерти. В «Диалогах о бессмертии и жизни италийских отцов» Григорий разъяснил понятие о Чистилище с опорой на текст Писания:

«Должно верить, что существует очистительный огонь до времени Суда для некоторых лёгких прегрешений, каковы, например, празднословие неумеренный смех, излишнее попечение о домашних, потому что Истина говорит, что если кто изречет хулу на святого Духа, не отпустится тому ни в ей век, ни в будущий». Не вдаваясь в детали, Папа писал далее: «Душам могут принести облегчение молитвы, которые будут произноситься, пока они пребывают в Чистилище, а освободить их из оттуда можно с помощью обеден, которые служат специально с этой целью». И далее: «Души покойных являются к живым; рассказывая о своих мучениях, они просят помочь им молитвами, а затем подтверждают, что молитвы и в самом деле облегчили их участь» . Таким образом, уже в VII веке фигурирует название доискупительного места — Чистилища. Однако, создавая воображаемый образ, теологи не пошли дальше идеи об огне, расположенном не слишком понятным образом во времени и пространстве64.

Процесс «институализации» представлений о Чистилище начинается со второй половины XII века. К этому времени Папство в полной мере осознало выгоду от продажи разрешительных грамот, и потребовались упорядоченные теологические заключения для легитимизации этого вида покаянной практики. Задним числом церковники ищут обоснования вере в возможность изменения учести души после смерти. С момента начала раздачи индульгенций Римская курия стремится укрепить материальное положение за счет утверждения своей исключительной возможности облегчать положение умерших и живых грешников. За десятилетие с 1170 по 1180 г. стараниями парижских теологов из школы Нотр-Дам и цистерцианцев из аббатств Восточной и Северной Франции новый отсек загробного мира получает свое название. Родителями системного представления о Чистилище стали богословы Петр Певчий и Симон из Турнэ. Историк П.В. Гидулянов в своем исследовании приводит слова кардинала Пётра Дамиани (1007 — 1072 гг.)о том, что «черти, орудующие в Чистилище, особенно ненавидят клюнийского святителя Одилона за то, что он каждой своей молитвой спасал какую-нибудь душу из лап служителей сатаны» . Подобные высказывания свидетельствуют об оформлении представлений о Чистилище в народном сознании европейцев XI века. Популярность представлениям о промежуточном отсеке загробного мира помогла заработать легенда под названием «Чистилище святого Патрика», согласно которой сам Христос показал святому вход в загробный мир через пещеру на острове Стейшн. Соседний с пещерой монастырь получал в XII — XIV вв. огромные выгоды от потока пилигримов к сакральному месту. Таким образом, согласно данной легенде, промежуточный отсек загробного мира находился под землей. Распространялись и другие версии, относительно местонахождения Чистилища. Так, например, Гуго Сан-Викторский (1097 — 1141 гг.) полагал, что оно располагается на земле, так, например, богослов писал: «Место чистилищных наказаний находится на поверхности земли, ибо каждая душа находит Чистилище там, где грешила»67. Подобное «приземление» загробного мира в сознании людей делало еще более реальным посмертные муки души, что впоследствии могло способствовать лучшей реализации индульгенций.

Все крупнейшие теологи — Гийом Овернский (1190 — 1249 гг.), святой Бонавентура (1218 — 1273 гг.), святой Альберт Великий (1200 — 1280 гг.) и святой Фома Аквинский включили Чистилище в свои идеологические системы. В XIII в. Чистилище завоевывает прочное место в христианстве. Представление о Чистилище вполне определенно фигурировало в письме папы Иннокентия IV (1243 — 1254 гг.) легату Эду де Шатору от 1254 года: «Греки всегда молились за умерших, но не признавали ни промежуточного места между небом и адом, ни искупительного страдания в мире ином; для них там было лишь окончательное воздаяние за добро или за зло. Эта ошибка заставила Латинскую Церковь многократно настаивать на учении о Чистилище». индульгенция католический церковь

Существенную роль в становлении догмата принадлежала средневековому поэту Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.), автору знаменитой «Божественной комедии». Он создал философскую концепцию Чистилища, определил его географию. Промежуточному отсеку потустороннего мира нужно было отмежеваться от Ада, мало различимой частью которого, верхней геенной, оно оставалось долгое время. Это метание между Раем и Адом обнаруживает, какой значительный смысл имело Чистилище для христиан. Выдающийся поэт расположил Чистилище под землей. Вот как этот средневековый деятель искусства начинает раздел поэмы о путешествии героя

«Божественной комедии» Вергилия по Чистилищу:

«И я второе царство воспою, Где души обретают очищенье

И к вечному восходят бытию».

Согласно Данте, потусторонний мир делится на Ад, состоящий из девяти кругов, Чистилище и Рай. В конечном счете Чистилище не стало подлинным, строго промежуточным отсеком. Предназначенное для полного очищения будущих избранных, оно сдвинулось ближе к Раю. Смещенное промежуточное место, оно установилось не в центре, но ближе к верху. Таким образом, оно относится к тем самым столь характерным для феодального менталитета системам децентрализованного равновесия: неравенство в равенстве, которое встречается в моделях, современных вассалитету и браку, когда в мире равных вассал, тем не менее, подчинен сеньору, а жена — мужу. Ложная равноудаленность Чистилища от Ада, которого удалось избежать, и неба, к которому уже удалось приблизиться. Автор «Божественной комедии» указывает на временность мук в Чистилище, прибывание в этом месте хоть и скорбно для души, но все же не безнадежно:

«Читатель, да не будут смущены

Твоей души благие помышленья

Тем, как Господь взымает долг с вины.

Подумай не о тягости мученья,

А о конце, о том, что крайний час

Для худших мук — час грозного решенья».

Таким образом, в западном христианском мире к середине XIII века окончательно оформились представления о Чистилище, его местоположении и времени. Широким слоям населения уже в полной мере была понятна мысль святого Лютгарда, который писал, что Папа Иннокентий III (1198 — 1216 гг.) осужден томиться в Чистилище за свои многочисленные грехи до Страшного Суда.

Среди средневековых богословов не было единого мнения о времени прибывания душ в Чистилище. Бэда Достопочтенный полагал, что душа любого небезнадежного грешника будет находиться в этом месте до начала Страшного Суда. Доменико Сото (1480 — 1542 гг.) полагал, что чистилищные муки краткосрочны и не превышают двадцати лет для одной грешной души. Со становлением практики продажи индульгенций утвердилось представление об индивидуальном сроке прибывания в промежуточном отсеке загробного мира.

Подводя итог эволюции представлений об искуплении грехов в загробном мире, охарактеризуем время Чистилища: для каждой души оно представляет собой индивидуальный срок погашения нравственных задолженностей перед Богом. При этом само Чистилище имеет свой конец, совпадающий с началом Страшного Суда. Его месторасположением стал не Ад, а некий «промежуточный отсек», смещенный к Раю.

С начала Крестовых походов Римская католическая церковь стремилась к извлечению большей материальной выгоды от реализации разрешительных грамот — индульгенций. Большим подспорьем в этом деле выступала народная вера в Чистилище — место страданий душ до окончательного искупления вины за грехи. Церковь утверждала свое исключительное право эффективной молитвы за умерших. Пожертвования также контролировались Церковью, а мессы полностью являлись делом церковников. Для живых, желающих обеспечить себе заступничество, способное вырвать их после смерти из Чистилища, основным средством являлось письменное обещание оставить в дар храму часть имущества, указанного в завещании. В ведении Церкви также находились ведомости усопших с указанием заупокойных обеден; в XIII в. структура этих ведомостей изменилась в связи с необходимостью отразить веру в новый отсек загробного мира — Чистилище. Не имея возможности полностью взять под свой контроль составление завещаний, РКЦ тем не менее являлась исполнительницей всех распоряжений, сделанных завещателем с целью сократить душе срок прибывания в Чистилище.

Развитие представлений о Чистилище на протяжении Средневековья далеко ушло от философии Оригена и раннехристианских Отцов Церкви, которые верили не в доочищение некоторых грешных душ перед концом времени, а во всеобщее спасение от бесконечных мук. Подобное смещение акцентов мы считаем не случайным, а связанным с возрастающей ролью мирского в мировоззрении людей. К самым важным изменениям следует отнести постоянно растущую тягу христиан к земным благам, перемещение средоточия их интересов с неба на землю (возрастающее стремление к материальному благополучию, увеличение доли, приходящейся на движимое имущество и предметы потребления и роскоши, рост личных состояний, возникновение светской литературы, возрождение литературы античной, развитие независимого эстетического чувства, появление идеи «беззаботности», возникновение понятия собственности и реализация его на практике, постепенное вытеснение оппозиции «сильный мира сего — виллан» оппозицией «богатый — бедный», «большой — малый». С возрастанием роли земного в жизни человека умалился элемент аскетизма, все труднее становилось нести налагаемые священником епитимьи. Церковь же, исходя из своих интересов, охотно шла навстречу верующим, реализуя разрешительные грамоты, чтоб гарантировать грешникам облегчение положения в загробном мире.

Догмат о Чистилище официально был принят только в 1439 году в рамках Ферраро-Флорентийского собора, несмотря на многовековую веру в промежуточный отсек загробного мира. Контрреформационный Тридентский церковный собор в XVI веке в закрепил основы учения, так, согласно постановлению: «Существует Чистилище и, находящиеся в нем души получают облегчение благодаря молитвам верующих, а, главным образом, благодаря обедням»73.

Представления Католической церкви о промежуточном отсеке загробного мира обосновывали целесообразность покупки индульгенций, тогда как догмат о Сверхзаслугах святых объяснял механизм их функционирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *